Инновационная деятельность в туризме и ее государственное регулирование
Вартанова М.Л.1
1 Московский психолого-социальный университет
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 2 (Апрель-Июнь 2017)
Цитировать:
Вартанова М.Л. Инновационная деятельность в туризме и ее государственное регулирование // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 2. – С. 209-222. – doi: 10.18334/eo.7.2.37566.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30042933
Цитирований: 13 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Несмотря на то, что инновационная деятельность в сфере туризма является предметом исследования множества как российских, так и зарубежных специалистов, ключевые вопросы и растущие потребности ее регулировании остаются в числе проблем, которым необходим всесторонний анализ.
Ключевые слова: инновационная деятельность, промышленные предприятия, туристический бизнес, инновационные технологии, управление, государственное регулирование, туризм, производство, экономика, инновационный процесс, развитие, совершенствование
Введение
Сегодня государство признает туристическую деятельность как стратегически важную и приоритетную, что дает огромные возможности для развития инновационной деятельности в этой области. Ведь инновации – это рост конкурентоспособности, как во всех отраслях хозяйствования, так и в туризме. а в РФ вопрос конкурентоспособности российского туристского продукта остро актуален.
РФ в настоящее время занимает 13-е место в мире по числу международных прибытий, что является для нашей страны достаточно скромным показателем [10].
Причин данной ситуации много, например:
- нестабильность бюджетной и налоговой политики;
- отсутствие полной нормативно-правовой базы в данной области;
- высокая цена при низком уровне качества предоставляемых услуг;
- слабое развитие туристской инфраструктуры;
- недостаточно внимания со стороны власти к формированию положительного имиджа национального туристского продукта и росту его конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках и пр.
Управление в сфере туризма
Если рассматривать управление в области туризма, то в первую очередь необходимо государственное регулирование данной деятельности путем формирования нормативно-правовой базы и эффективного механизма регионального и муниципального управления туристским комплексом. Так от действий муниципальных властей зависит многое, поэтому инновационный подход к их взаимодействию с туристским бизнесом остро актуален.
Процесс экономической деструктуризации, несомненно, имеет и глубоко рациональную основу: он позволяет полнее, чем в условиях централизованного управляемого хозяйства, мобилизовать местные ресурсы и источники экономического роста, повышать на этой основе эффективность общественного производства. На сегодняшний день, децентрализация приобрела «общемировой характер и охватывает страны с различным уровнем экономического развития и степенью зрелости рыночных отношений» [7] (Mamedbekova M.O., 2016).
Особенности современного исторического периода таковы, что по мере углубления процесса территориального обобществления в границах государства формируются регионы, представляющие собой обособленные территориальные образования, характеризующиеся спецификой территориального воспроизводства.
«Эту специфику определяет в каждом конкретном случае особое сочетание хозяйственных, социально-экономических и природно-ресурсных блоков конкретного региона. Уникальность региональной окружающей среды позволяет считать ее особого рода ресурсом, используемым хозяйственными субъектами, расположенными в границах регионов» [7] (Mamedbekova M.O., 2016). «Результаты экономических преобразований в России показали, что теоретико-методологическое обеспечение экономического реформирования остается одной из нерешенных проблем» [7] (Mamedbekova M.O., 2016).
В связи с этим, крайне актуальным становится теоретико-методологическое обеспечение региональной экономической политики в условиях дальнейшего развития федеративных отношений в России. Так, сегодня туризм является ведущей экономической отраслью, он прямо или косвенно взаимосвязан с множеством отраслей производства, а также активно воздействует на их развитие. Поэтому основной инновацией, которая внедряется в данный момент во множестве стран мира по инициативе Всемирной туристской организации – это система комплексной оценки экономического эффекта от туристской деятельности.
Инновации – это нововведения в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной сфере, то есть в компаниях, которые предоставляют услуги населению.
У инновационных процессов есть с одной стороны свои, специфические особенности, с другой они подчиняются общим закономерностям экономического развития. Это касается и туризма. Туристический бизнес по ФЗ «О Правительстве РФ» относится к социальной сфере.
Сотрудники туристического бизнеса имеют дело с различными формами и методами организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие данного бизнеса может быть лишь на базе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента. Этим обоснована актуальность данной работы.
Итак, так как в туристической деятельности ежедневно происходит внедрение различного рода инноваций, то изучение инновационных процессов, причин появления данных инноваций, разработка методов их внедрения имеет значительный и практический научный интерес.
Туристский бизнес – это деятельность, итогом которой является совокупность товаров различного вида (длительного и краткосрочного пользования) и услуг (транспорт, размещение, питание, развлечения и пр.), которые представляются временным посетителям государств, регионов, городов, курортов, достопримечательных мест и пр.
Туризм постоянно развивается и часто является инициатором и экспериментатором во внедрении различных инновация, он постоянно меняет формы и способы предложения и предоставления услуг, осваивает новые возможности.
На развитие туристической деятельности оказывают влияние многие факторы: экономика, социальное и культурное состояние общества и т.д.
Рассмотрим общую схему инновационного цикла (рис. 1) [8] (Novikov V.S., 2011). Период создания инновации здесь состоит из:
- стадии зарождения (появление потребности и возможности инноваций, формирование идеи);
- стадии становления (разработка идеи);
- стадии освоения (внедрение в производство, эксперимент).
Рисунок 1. Схема жизненного цикла инновации
Источник: [8] (Novikov V.S., 2011).
Жизненный цикл инновации состоит из фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации и превращения в традиционный продукт.
В туристском бизнесе начало инновационного цикла происходит с момента формирования идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, формирования нового турпродукта или внесения трансформаций в существующий, внедрения новых технологии или коммуникаций. Формируется, анализируется, определяется целевая направленность товара с ориентацией на конкретного потребителя, его примерное наполнение.
После создания и разработки идеи будущего продукта, анализируются возможности реализации его на практике, идет поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование базовых и дополнительных услуг, транспортировки, медстрахования и пр.
Далее проводиться эксперимент, проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка спроса и конкурентоспособности. Все вышеописанное является периодом создания инновации.
Следующий этап инновационного цикла в туризме – комплекс мер, которые направлены на продвижение турпродукта и внедрение его на рынок, реализация и коммерциализация (пропагандистские и рекламные акции, прямой маркетинг, стимулирование сбыта и пр.). На данном этапе создается система управления сбытом, которая включает в себя стимулирование сотрудников.
Инновационный цикл в туризме подходит к концу, когда другие субъекты данного рынка начинают в своей деятельности активно использовать данную инновацию.
В инновационной деятельности данный бизнес базируется на фундаменте накопленных знаний. На внедрение инноваций здесь оказывает значительное влияние экономическая ситуация в государстве, социальное положение населения, национальное законодательство, межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в данной деятельности в каждом государстве различны. Тем не менее, возможно выделить несколько характерных черт [2] (Barancheev V.P., 2012):
- растут потребности населения в туристических услугах;
- насыщение множества базовых направлений поездок;
- опасность потери квоты рынка во въездном туризме;
- рост конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;
- потребность сдерживать выезд населения в зоны, которые аналогичны по условиям регионам собственной страны (природа, культура, климат) и пр.
Учитывая положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туризме можно выделить развитие инновационной деятельности по таким направлениям как [2] (Barancheev V.P., 2012):
Внедрение инноваций, которые связаны с развитием организации и туристского бизнеса в целом. К примеру, в системе и структуре управления, в кадровой политике, в экономической и финансовой деятельности и т.п.
Маркетинговые инновации, которые дают возможность охватывать потребности целевых потребителей или привлечь не охваченных на данный период времени потребителей.
Периодические инновации, которые направлены на трансформацию потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дают конкурентные преимущества.
Итак, инновационная деятельность в туристской деятельности имеет цель – формирование нового или трансформацию существующего продукта, а также совершенствование транспортных, гостиничных и прочих услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и пр.
Так как туристская деятельность – это предоставление услуг по организации путешествий, а также важнейший источник доходов страны, а также множества секторов его экономики, то господдержка инновационной деятельности в данной сфере необходима и предопределена.
Базовые задачи государства в данной области это [9] (Patutina N.A., 2014):
- определить и разработать принципы политики в туристической деятельности, программы их реализации, механизм контроля и исследования итогов данной деятельности (статистика, ведомственные исследования);
- формирование благоприятных условий для туристской деятельности, координация действий разнообразных компаний, предприятий и обществ, для создания соответствующей инфраструктуры, позитивной окружающей среды;
- поддержка туристской деятельности и маркетинга путем стимулирования инноваций, создание привлекательного образа страны.
Многие страны формируют специализированные национальные организации для продвижения различных инноваций в туризме – ОМТН (организации, которые занимаются маркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристской организации), это к примеру: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и пр. [8] (Novikov V.S., 2011).
Туризм – совокупность субъектов и объектов данной сферы, их взаимоотношений. Государство здесь играет роль базового института, оно на основе использования специальных механизмов предопределяет развитие туризма (рис. 2) [8] (Novikov V.S., 2011).
Рисунок 2. Взаимосвязь государства и туризма
Источник: [8] (Novikov V.S., 2011).
Так как формирование и внедрение инноваций требуют совокупности усилий разнообразных экономических и социальных сфер, то инновации невозможны без государственной поддержки.
Механизм взаимодействия государства со сферой туризма – принятие нормативных правовых актов и формирование нужных для развития туризма условий. Данные механизмы играют роль институциональных факторов развития туристической деятельности, так, на рисунке 3 представлены данные факторы с точки зрения наличия в них экономической и неэкономической составляющей [1] (Andreeva A.A., 2013).
Приведенная классификация дает возможность определить базовые направления деятельности органов государственной власти в вопросах развития туристической деятельности.
Рисунок 3. Классификация институциональных факторов развития туризма по признаку наличия в них экономической составляющей
Источник: [1] (Andreeva A.A., 2013).
Для государственной поддержки туризма применяются, как правило, три схемы [1] (Andreeva A.A., 2013):
1. Прямое участие государства в осуществлении специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; формирование крупных национальных центров, которые находятся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляют свои разработки и знания широкому кругу потенциальных потребителей.
Например: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туристической деятельности региона, научные и статистические исследования в области туристической деятельности, подготовка и переподготовка кадров для данной области и пр.
2. Предоставление субсидий и грантов для реализации научно-исследовательских работ в области туристической деятельности и сопутствующих отраслях.
3. Обеспечение частным организациям и лицам благоприятных условий для научно-технических разработок, а также развития инвестиционных возможностей. К примеру, это могут быть налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, финансирование путем участия государства в акционерном капитале и т.п.
Как пример, сюда можно отнести формирование туристско-рекреационных зон – это вид особой экономической зоны, которая создается для развития и оказания услуг в сфере туризма. Так как в России данные зоны распространены незначительно, их создание в нашей стране имеет инновационный характер.
Итак, в сфере туристической деятельности, как нигде, взаимодействуют разнообразные структуры: местные органы, руководство государства, туристические организации, операторы, собственники гостиниц и пр. От их комплексных скоординированных действий зависит положительный эффект в развитии данной отрасли.
Как говорилось выше, один из главных способов привлечения потребителей и роста дохода в туризме, состоит в предложении потребителю нового товара. В туристической отрасли, данный товар может быть новым маршрутом или местом отдыха. Но, почти у каждого агентства, есть страх использования инноваций первым, совершенствования механизма работы с клиентом.
Так как инновация несет с собой определенную степень риска. Рассмотрим, к примеру, такое эффективное нововведение, приносящее прибыль, как бронирование туров путем on-line сервиса, это дает возможность экономить время, а также ускоряет обработку заявки и подтверждение выбранного тура.
Не всем клиентам данный сервис нравится, не все его применяют, но, тем не менее, происходит автоматизация отрасли. Периодически туроператор вводит новые инновации, так как, чтобы заинтересовать потребителя, необходимо привлечь его внимание. Инновации играют важную роль для привлечения туристов.
Например, туроператоры в настоящий момент предлагают такие разработанные и внедренные технологии как: динамические прайс-листы; 3d регистрация на рейс; 3d модели отелей; интерактивная карта полетов; сенсорные терминалы самообслуживания и пр.
На развитие инновационной деятельности туристских организаций влияют различные факторы (рис. 4) [11] (Fatkhutdinov R.A., 2012).
Рисунок 4. Факторы, оказывающие влияние на процессы инноваций
Источник: [11] (Fatkhutdinov R.A., 2012).
Так, экономические и технологические факторы: недостаточно средств для финансирования, слабая материально-техническая база, устаревшая технология и т.п.
Политические, правовые – нестабильность в политике, ограничения в законодательстве и пр.
Организационно-управленческие – это, к примеру: ориентация на краткосрочную окупаемость, доминирование вертикальных потоков информации и пр.
Социально-психологические и культурные – сопротивление новому, боязнь неопределенности.
На данные факторы влияет состояние внешней и внутренней среды, поэтому анализ ее при организации инновационной деятельности на туристском предприятии должен проводиться постоянно.
Развитие инновационной деятельности, как в туристическом бизнесе, так и в остальных сферах и областях бизнеса, способствует росту экономической эффективности.
Итак, инновации в туристической деятельности – это системные мероприятия, которые имеют качественную новизну, которые приводят к позитивным сдвигам в данной отрасли. Инновационный процесс получает свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности потребителя, а с другой стороны, через принятие общих решений туристскими предприятиями и органами управления различных уровней.
Развитие общества возможно лишь при условии постоянного обновления в различных сферах жизни. Основной инструмент данного обновления – инновации. Инновационное развитие государства сегодня является одним из приоритетов России. Это напрямую касается и туристической деятельности нашей страны, в связи с неравномерностью и недостаточностью развития инновационной активности субъектов РФ сегодня актуальна задача формирования региональных инновационных проектов. Рассмотрим некоторые из инновационных региональных проектов в сфере туризма.
Так, среди инновационных проектов, которые активно реализуются в региональных туристических программах РФ, можно выделить аграрный туризм. Как туристское направление данный вид туризм предполагает применение сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и прочих ресурсов сельской местности для формирования актуального для потребителя туристского продукта.
Еще одно из актуальных направлений инновационной туристской деятельности регионов – событийный туризм. Он предполагает посещение местности в конкретное время, когда происходит значимое, неординарное, яркое событие (олимпиада, фестиваль, ярмарки и т.п.).
В настоящее время выработана Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года, в том числе связанная с туристической деятельностью. Данная Стратегия обращает внимание на такие ключевые нерешенные проблемы, стоящие на пути инновационного развития нашей страны как [6]:
- слабое бюджетное финансирование;
- слабое развитие системы государственно-частного партнерства;
- нет полной, достоверной и своевременной статистической информации;
- слабая интеграция России в мировые процессы формирования и применения инноваций.
Если рассматривать Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 гг.)», то в ней значительное внимание уделяется развитию государственно-частного партнерства в области туристической деятельности. Например, формирование особых экономических зон и туристских кластеров.
Если провести анализ федеральных нормативных правовых актов (Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы), то возможно определить государственные механизмы развития туристической деятельности на региональном уровне [6]:
- уменьшение административных барьеров для организаций данной сферы;.
- строительство объектов инфраструктуры;
- регулирование тарифов естественных монополий на региональном уровне;
- разработка и утверждение региональных и целевых программ развития предпринимательства и туризма и иных нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в туристической деятельности;
- регулирование ставок налогов и сборов, которые зачисляются в бюджеты регионов (налог на прибыль (краевой, областной), налог на имущество, арендная плата за землю, упрощенная система налогообложения и пр.);
- взаимодействие с региональным банковским сектором по вопросам уменьшения процентных ставок по выдаваемым кредитам, участие банков в разнообразных федеральных программах и т.д.;
- формирование регионального госзаказа на сбор и обработку статистических данных о деятельности туристических компаний;
- формирование региональных экспертных совещательных и координационных органов;
- разработка и внедрение программ обучения и повышения квалификации кадров данной сферы;
- формирование механизмов кредитно-финансовой поддержки туристических организаций путем поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- издание каталогов о туристском потенциале региона, трансляция на телевидении, радио и пр.;
- брендинг регионального туризма, формирование единого бренда и т.п.
Заключение
В развитии основного производства и процесса общественного воспроизводства в целом важным объектом регионального изучения является производственная инфраструктура. Вместе с тем неправомерно ограничиваться только таким понятием, в известной мере, принижающим ее значение в экономике.
Регионально-отраслевое структурирование препятствует диверсификации производства, эффективному использованию мощностей, человеческого и финансового потенциалов, затрудняет распространение новых знаний и технологических решений [4] (Dokholyan S.V., 2008).
Необходимо отметить, что «активная роль производственной инфраструктуры на всех уровнях регионального хозяйства требует рассматривать ее как самостоятельный фактор регионального развития, а в плане проблемы комплексного развития – как фактор комплексного развития экономики региона» [7] (Mamedbekova M.O., 2016). С этой целью «ее развитие и размещение должно рассматриваться как самостоятельная проблема в общей проблеме развития и размещения производительных сил региона, и она должна получить больше прав в плановых и предплановых документах развития регионального хозяйства» [7] (Mamedbekova M.O., 2016).
Важнейшее направление регионального изучения производственной инфраструктуры – выявление, диспропорций и определение рациональных отраслевых и территориальных пропорций с основный производством, что определяется тесной связью с одной из основных проблем развития любого региона – его комплексным развитием.
Следует отметить, что «анализ текущего состояния отрасли и прогноз перспектив развития является отправной точкой при разработке экономической политики ее реформирования» [4] (Dokholyan S.V., 2008). В этой связи «применение методик традиционного финансово-экономического анализа для характеристики целого сектора становится затруднительным, поскольку они используются преимущественно к предприятиям» [4] (Dokholyan S.V., 2008).
По мнению С.В. Дохоляна «проведение эффективной производственной политики, основанной на грамотном прогнозировании, и формирование региональной стратегии позволит сохранить и укрепить субъектную независимость региона, контролировать материально-финансовые потоки, а также даст толчок к долгосрочному экономическому росту [4] (Dokholyan S.V., 2008). «Преимуществами высокого порядка являются уникальная продукция и технология, высококвалифицированные специалисты, а также известная торговая марка и хорошая репутация предприятия [4] (Dokholyan S.V., 2008).
Итак, возможно сделать вывод, что к отсталости регионов РФ в туристической сфере ведет отсутствие совокупности институциональных факторов на региональном уровне или их неразвитость, на базе чего невозможно использовать обозначенные выше механизмы.
Таким образом, инновации в туризме дают возможность сегодня решать ряд задач, которые связаны как с ростом уровня удовлетворения культурных потребностей населения нашей страны, так и с формированием условий для развития инновационных форм малого бизнеса, с вовлечением в инновационную деятельность молодежи и пр.
Источники:
Баранчеев В.П. Управление инновациями. / учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. – 104 с.
3. Вартанова М.Л. Инновационные технологии в совершенствовании управления промышленными предприятиями // Экономические отношения. – 2016. – № 4.
4. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. – 2008. – № 8-2. – С. 130-134.
5. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Региональные интегрированные корпоративные структуры как основа конкурентоспособности и экономической безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2004. – № 4.
Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
7. Мамедбекова М.О. Инновационные технологии в совершенствовании управления промышленными предприятиями // Экономические отношения. – 2016. – № 4.
Новиков В.С. Инновации в туризме. - М.: ИЦ «Академия», 2011.
9. Патутина Н.А. Региональные инновации в сфере туризма // Интернет-журнал науковедение. – 2014. – № 1(20). – С. 27.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / учебник для студентов вузов. - М.: , 2012. – 168 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:06:44