Особенности развития инклюзивного туризма в мире: анализ мирового опыта формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Альмухамедова О.А.1, Ханина А.В.1, Якименко М.В.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Альмухамедова О.А., Ханина А.В., Якименко М.В. Особенности развития инклюзивного туризма в мире: анализ мирового опыта формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 801-814. – doi: 10.18334/epp.13.3.117194.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792816
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается изменение и переориентация подхода к развитию индустрии туризма, в частности из-за перехода экономики страны к новым стандартам обеспечения качества жизни для лиц с ограниченными возможностями. В рамках проведенного авторами исследования было определено, что понятие «инклюзивный туризм» еще не является общепринятым и содержит в себе большое число аспектов, характеризующих процесс предоставления туристских услуг для людей с ограниченными возможностями. Так же авторами представлен ретроспективный анализ развития инклюзивного туризма в зарубежных странах, так как в европейских странах, где процент лиц с ограниченными возможностями здоровья по отношению к общей численности гораздо выше, чем в России, проблема доступности объектов для людей с ограниченными возможностями практически отсутствует. К тому же, во многих зарубежных странах предусмотрены значительные меры государственной поддержки для граждан с ограниченными возможностями. Изучение опыта зарубежных стран позволило авторам сформировать рекомендации, которые могут быть использованы для развития инклюзивного туризма в России. Статья может быть интересна, как исследователям, которые занимаются проблемам развития туризма, так и представителям органов власти, ответственных за развитие доступного туризма в регионах России

Ключевые слова: Инклюзивный туризм, люди с ограниченными возможностями, туризм, мировой опыт развития туризма, доступная среда, доступная туристская среда, зарубежный опыт

JEL-классификация: Z31, Z32, L83, J14



Введение

Актуальность. Инклюзивный туризм – понятие сложное, которое может интерпретироваться по-разному – доступный туризм, безбарьерный туризм, туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – туризм для людей с ОВЗ), адаптивный туризм и т.д. На сегодняшний день установленного понятия инклюзивный туризм в современной литературе нет. В странах Евросоюза сегмент туризма для людей с ограниченными возможностями называют «доступным туризмом» или «туризмом для всех». Такой термин интерпретируется также как «туризм для всех» (tourism for all), «доступный туризм» (accessible tourism), «туризм для инвалидов», «инватуризм», «паратуризм», «безбарьерный туризм», «реабилитационный туризм», «коррекционно-учебный туризм» и другие [9].

Концептуальные статьи Баума Т. [1], Де Гросбуа Д. [3], Шейвенса Р. [6], Хьюз Э. [4], и Веллер Б. [7] рассматривают инклюзивный туризм как ответ на тенденции к социальной, экономической и пространственной изоляции в туризме. Эти авторы дают определение и концептуальную основу, включающую семь различных элементов, которые могут составлять направления исследований в секторе инклюзивного туризма. Авторы проводят различия между инклюзивным туризмом и другими схожими терминами, такими как комплексный туризм и инклюзивные бизнес-модели, а также в сравнительном контексте существующих концепций, которые также касаются более широких социальных преимуществ туризма.

С недавних пор в Российской Федерации развитию инклюзивного туризма стало уделяться повышенное внимание на федеральном уровне. В качестве одного из основных составляющих системы «инклюзивный туризм», который определяет органичность ее внутреннего строения и динамические взаимосвязи между доменами, можно выделить нормативно-правовую базу, которую условно можно представить в виде трех основных групп документов.

К первой группе относятся документы, защищающие права маломобильных людей и людей с инвалидностью, при доступе к туристским объектам и услугам.

Вторую группу составляют документы, регламентирующие требования при создании и организации доступной среды.

В третьем группе представлены нормативно-правовые документы, устанавливающие порядок оказания туристских услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья [22].

К тому же развитие инклюзивного туризма уже нашло свое отражение в Стратегии развития туризма на период до 2035 года, а также в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства».

Так как проблемы развития инклюзивного туризма еще не приобрели системный характер и большую популярность, то в настоящее время не много исследователей посвятили свои работы данной проблематике, среди них можно выделить Белоусову Н.В. [9], Якименко М.В., Русеву О.А. [22], Короткову С.Г. [17], Логунову Н.А. [18].

Целью данной работы является изучение зарубежного опыта развития доступной среды и инклюзивного туризма для возможности адаптации части данного опыта к российской действительности и представление авторских рекомендаций для внедрения их в Российскую практику развития инклюзивного туризма.

Авторская гипотеза, заключается в том, что формировать подходы к развитию инклюзивного туризма в России следует после критического изучения опыта зарубежных стран и оценки возможности внедрения уже существующих методик и инструментов на территории РФ, с учетом национальных особенностей и возможностей России.

Научная новизна работы заключается в разработке рекомендаций по развитию инклюзивного туризма в России с учетом анализа опыта зарубежных стран.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.

Результаты исследования

В качестве одной из причин низкого спроса на инклюзивные туры, как в России, так и за ее пределами обычно выделяют психологический барьер людей с ОВЗ, который объясняется неизбежным дискомфортом, как в процессе путешествия, так и на туристских объектах. К тому же до сих пор нет точного определения понятия «инклюзивный туризм» и всех особенностей организации туризма для людей с ограниченными возможностями.

Один из архитекторов-колясочников Рон Мейсон совместно с коллегами из Государственного университета Северной Каролины сформировали 7 принципов универсального дизайна для организации инклюзивного туризма.

Рис.1. Принципы универсального дизайна в инклюзивном туризме [5]

По мнению авторов данные принципы должны стать основополагающими для формирования доступной среды, организации инклюзивных туров и развития инклюзивного туризма в мире.

Европейский опыт развития инклюзивного туризма и формирования доступной среды

Европейские страны, в силу высокого процента инвалидности, решили практически все проблемы доступности среды для лиц с ограниченными возможностями.

Разные эксперты в области строительства определяют Великобританию одной из лучших стран для жизнедеятельности маломобильных групп населения, где шестая часть населения страны – инвалиды. Именно в этой стране все городские автобусы имеют специальные платформы, позволяющие легко подняться в салон маломобильным лицам. Пешеходные дорожки, переходы и железнодорожные платформы имеют «осязаемое покрытие» для слабовидящих и слепых людей, представляющее собой текстурированное покрытие, предостерегающее о проемах и спусках.

Великобритания делилась опытом в создании безбарьерной среды для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году. Проект по обмену опытом в сфере создания безбарьерной среды реализуется в рамках Меморандума о сотрудничестве между странами, принимающими Олимпийские и Паралимпийские игры, который был подписан в июне 2013 года Министерством торговли и инвестиций Великобритании и Министерством регионального развития России.

С 1970 года начинают разрабатываться строительные нормы и правила для Северным советом, в который входят Швеция, Дания, Норвегия и Исландия. Цель данного совета заключается в установлении единых стандартов физической доступности зданий, сооружений, как общественного, так и производственного характера, и районов для престарелых и инвалидов, поскольку принципы доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья идентичны.

Летом 2016 года Финляндия ратифицировала международную конвенцию ООН о правах инвалидов, теперь финны самостоятельно могут разрабатывать законы, которые позволят сделать жизнь людей с ОВЗ легче. Однако и до этого момента лица с ОВЗ, проживающие в Финляндии не чувствовали себя ограниченными и запертыми в своем микрорайоне. Вся городская инфраструктура финских городов построена так, что все люди чувствуют себя комфортно и безопасно – пандусы, лифты, туалеты для инвалидов, даже на колесо обозрения в Хельсинки без труда можно завезти инвалидную коляску. Почти все финские отели оборудованы номерами для маломобильных граждан [15].

Норвегия уже в 1976г. включает в строительные нормы пункты, регламентирующие проектирование и строительство всех общественных зданий с элементами доступной среды, позволяющих обеспечивать свободный доступ, передвижение и пользование услугами для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Германия начала решать проблемы с обеспечением доступности и создания условий для передвижения инвалидов после Второй мировой войны. Поэтому сейчас практически все города страны имеют адаптированную инфраструктуру для маломобильных групп населения, включая транспорт, безбордюрные пешеходные переходы, пандусы, ответственное отношение в обществе [20].

Конституция Берлина Разделом II «Основные права, государственные цели» Статьей 11 определяет, что «люди с инвалидностью не должны быть ущемлены. Государство обязано обеспечить равные условия жизни для людей с инвалидностью и без нее», которая послужила основой для принятия закона 17 мая 1990 года о равноправии лиц с ограниченной дееспособностью и лиц без ограничений дееспособности [13].

За рубежом постоянно издаются документы, которые непосредственно улучшают жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Такая деятельность должна служить примером для нашей страны, так как у нас в основном действуют нормативы, установленные еще в 1990-х годах.

Сводная таблица качества жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья за рубежом [13]

Наименование страны
Доля лиц с ОВЗ
Характеристика
Финляндия
32,2 % [21]
1. Оборудование элементами доступной среды более 70% зданий и сооружений;
2. Обслуживание, реконструкция жилья для лиц с ОВЗ, переселение в дома, предназначенные для маломобильных групп;
3. Определение на законодательном уровне о необходимости проектирования зданий с элементами доступной среды;
4. Оснащение беспрепятственным доступом к социально-культурным объектам показа;
5. Организация движения, перевозка лиц с ОВЗ, бесплатный общественный транспорт.
Германия
23 % [10]
1. Адаптация 70% транспортной сети для инвалидов-колясочников;
2. Оборудование жилых домов элементами доступности (планировка, лифты, коридоры);
3. Оборудование элементами доступности мест досуга и отдыха;
4. Адаптированы туристические маршруты, пляжи для передвижения на колясках.
Великобритания
27,2 % [21]
1. Проектирование и строительство частных жилых домов с учетом требований доступности для лиц с ОВЗ с 2000г.
2. Запрещено отказывать в облуживании лицам с ОВЗ.
Израиль
9 % [11]
1. Определение на законодательном уровне с 2005г. о необходимости оборудования учреждений и мест общественного пользования специальными приспособлениями и элементами доступной среды.

Финляндия в своей практике, благодаря системе толерантного отношения с использованием законодательной базы, интегрирует в сферу социальной защиты и страхования, здравоохранения, занятости и образования систему реабилитации, кроме того, компенсирует большую часть затрат инвалидов и маломобильных групп населения.

Меры поддержки граждан с ограниченными возможностями [13]

Наименование страны
Субсидии
Дотации
Франция
Субсидирование 6% рабочих мест на предприятиях, содействие самозанятости, предоставление социальное жилья в арендной форме.
Улучшение жилищных условий, модернизация рабочих мест, техническое обслуживание, заработная плата
Финляндия
Профессиональная реабилитация, переподготовка кадров, содействие занятости и профессиональному развитию для лиц с ОВЗ, жилье распространяются на постоянное арендное или собственное жилье, а также жилье с правом проживания.
Оплата жилья, оказание социальной помощи для лиц с ОВЗ.
Германия
Федеральная программа занятости предусматривает квоты как лиц с ОВЗ, так и субсидии работодателям их трудоустраивающих.
Религиозные общины и церкви, содержащие дома для лиц с ОВЗ
Израиль
Пребывание в специальных центрах от социальных служб.
Приобретение жилья, транспортных средств, среднее специальное образование
Великобритания
Оплата ЖКХ, квотирование и резервирование рабочих мест для лиц с ОВЗ, компенсация налогов, уплаченных работодателем за маломобильных лиц.
Оборудование, приобретение транспортного средства.

Восточный опыт развития инклюзивного туризма и формирования доступной среды

Люди-инвалиды в Японии больше воспринимаются как люди с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями.

В Японии большая статья расходов государственного бюджета направлена именно на здравоохранение. В Японии существует закон, который обязывает организации создавать доступную среду для инвалидов и иметь в рабочем штате представителей этой категории населения. Государственная финансовая поддержка любой активности, нацеленной на помощь инвалидам. Например, к каждому инвалиду-колясочнику приставлен социальный помощник, труд которого оплачивается из средств государства. Второй пример: любой инвалид-колясочник при нехватке собственных средств на покупку инвалидной коляски, управляемой с пульта, может попросить государство о финансовой помощи, причем неважно, сколько собственных средств он может вложить в покупку.

В Японии работают эксперты в области консультирования людей, которые совсем недавно получили степень инвалидности и испытывают психологические барьеры и высокий уровень стресса. Помимо этого, существуют различные центры реабилитации, которые проводят обучения по таким направлениям, как: баскетбол для инвалидов-колясочников, настольный теннис для людей, лишенных зрения, голбол, батутный спорт для людей с ОВЗ [16].

Весь общественный транспорт в Японии – доступная среда для инвалидов. В автобусах существуют откидные пандусы, а в автомобилях такси двери открываются автоматически, причем это удобно не только для людей с ОВЗ, но и для всех граждан. Откидные пандусы в японском транспорте пока что ручные, но ведутся разработки по установке автоматических пандусов, которые смогут завозить людей самостоятельно.

В Японии запущена муниципальная программа оборудования домов, в которых проживают инвалиды, по их запросу. Например, в спальню устанавливают специальное крепление, которое управляется с пульта и позволяет поднять тело человека и переместить на кровать.

Все международные отели обладают необходимым уровнем комфорта для людей с ограниченными возможностями. Такси используются специальные погрузки, которые облегчают колясочникам посадку в автомобиль. Для людей с ОВЗ доступен прокат инвалидных колясок, позволяющий взять инвалидное кресло в аренду.

В Китае все микроавтобусы или большие автобусы оборудованы рампой или специальным подъемником. В Китае имеются подъемники для инвалидных колясок на станциях метро. Туалеты для инвалидов-колясочников есть постоянно функционирующие везде: в торговых центрах, метро и аэропортах. В больших городах на пешеходных переходах отсутствуют высокие бордюры или препятствия для перемещения людей на колясках. Они оборудованы плавными спусками, пандусами или лифтами, что характерно для мостовых и переходов.

Каждый дом в Китае оборудован удобным входом, пандусом, а также лифтом для людей на колясках. Чем современнее дом, тем технологичнее он оборудован для людей с ограниченными возможностями. Как и в Японии, в Китае реабилитационные центры проводят обучения по таким направлениям, как: керлинг, все виды спорта в паралимпийских играх. Безбарьерная среда присутствует в гостиницах, аэропортах и на железнодорожных вокзалах: гиды, сиделки, медицинские сестры, услуги по обработке багажа и т.д.

Корейское правительство старается решать вопрос трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В стране действует закон, согласно которому предприятия обязаны иметь в своем штате не менее 2% сотрудников с физическими недостатками. При невыполнении этого условия компании облагаются штрафами. В городах существуют специальные центры реабилитации, которые помогают людям с ограниченными возможностями пройти профессиональную подготовку, а затем помогают устроиться на работу.

У каждой станции метро в Южной Корее обычно несколько выходов на поверхность – нередко даже по 8-10, большинство из которых оборудованы лифтами. При этом стандартные спуски в метро обычно представляют из себя неширокий эскалатор и рядом широкую лестницу, оборудованную платформой для спуска инвалидов-колясочников. В поездах метро для них предусмотрены отдельные двери в вагон, в котором отсутствуют сиденья.

Основные туристические места и достопримечательности также предусматривают удобства для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, что входные билеты для них бесплатны, все практически все входы оборудованы пандусами и туалетами, которые шире обычных, в них установлены безопасные ручки, специальные стульчаки, низкие раковины и т.д. [19]

В Корее используются специальные банкоматы, ориентированные на людей с ограниченными возможностями, отличающиеся высотой и клавиатурой.

В некоторых местах (например, на ручье Чонгечхон, в парке Сеульский лес, парке реки Ханган, в Сеульском музее искусства, в крупных универмагах, парках развлечений Лотте Ворд и Эверленд) предусмотрена аренда инвалидных колясок. Аренда бесплатная по предъявлению удостоверения личности. В парках развлечений оборудованы специальные пункты медицинской помощи, а также имеется возможность запросы бесплатной услуги сопровождения.

Большинство примеров показали, что наиболее обобщенный передовой опыт можно найти в туристических направлениях, которые приняли политику по социальным вопросам и защите прав людей с ограниченными возможностями.

При анализе различных видов опыта целью являлся отбор примеров, охватывающих такие категории, связанные с туризмом, как обучение, работа, транспорт, размещение, туроператорская и турагентская деятельность, информация для туристов,

Предложения авторов по развитию инклюзивного туризма в РФ с учетом анализа мирового опыта развития доступного туризма

1. Разработка и создание инфраструктуры для инклюзивного туризма – организация доступной среды в аэропортах, вокзалах, оборудование всех транспортных средств специальными устройствами для лиц с ОВЗ, организация специальных стоянок для маломобильных граждан, развитие автодорог, создание системы продажи билетов, адаптированной под все нозологии для лиц с ОВЗ.

2. Увеличение номерного фонда в отелях и гостиницах, адаптированных для проживания людей с ОВЗ, а также субсидии и дотации на строительство «инклюзивных» гостиниц.

3. Развитие медицинского туризма, а также развитие сетей лечебно-оздоровительных учреждений, которые будут способствовать лицам с ОВЗ укрепить здоровье, а также провести время с родными и близкими. Важно уделить внимание развитию бюджетных сетей, чтобы люди могли воспользоваться услугами гостиницы вне зависимости от уровня дохода.

4. Подготовка туроператорами инклюзивных туров по России в соответствии с возможностями туристских дестинаций.

5. Развитие системы информационного поля о туристско-экскурсионных услугах предприятий и туристических направлениях доступных для людей с ОВЗ.

6. Обучение сотрудников службы размещения обслуживанию клиентов с ограниченными возможностями и особыми требованиями.

7. Обучение доступному туризму знаниям, компетентности и навыкам для удовлетворения различных обстоятельств и потребностей клиентов.

8. Развитие системы доступности пляжей: внедрение адаптированных доступных услуг, таких как туалеты, душевые и раздевалки, посты спасателей и затененные зоны, а также услуги по оказанию помощи в купании и безопасности, использование системы аудиосвязи, позволяющая людям с нарушениями зрения плавать свободно, независимо и безопасно.

Заключение

Для разработки перспективных вопросов в секторе туризма государству на всех уровнях необходимо разрабатывать стратегические планы. Это обеспечит последовательность и определенность, необходимые для индустрии туризма, и создаст устойчивую основу, в том числе и для роста инклюзивного туризма.

Государство должно стремиться к мобилизации инвестиций, стимулированию роста и максимизации экологической, экономической и социальной отдачи от туризма. Привлечение инвестиций в туризм является конкурентным процессом в разных странах, учитывая потенциал туризма в плане содействия экономическому развитию и потребность в качественной инфраструктуре в сочетании с ограниченными государственными бюджетами и нехваткой инвестиционного капитала.

Переход к согласованным и всеобъемлющим подходам к разработке политики в области инклюзивного туризма поможет странам перестроить рост туризма в целях более эффективного распределения выгод, устранения неравенства и повышения устойчивости экономики.

Долгосрочные стратегии и политика, ориентированные на содействие качественной занятости и создание рабочих мест, развитие навыков, предпринимательство, инновации, эффективные инвестиции и комплексное региональное развитие, являются неотъемлемой частью достижения роста устойчивого и инклюзивного туризма – роста, который учитывает текущие и будущие экономические, социальные и экологические последствия.

Государству следует стремиться к развитию комплексной и последовательной политики в сфере инклюзивного туризма ответы, которые отражают особенности разных стран и сообществ в достижении общих целей в числе которых: обеспечение доступа потребителей к качественной, надежной и безопасной туристической деятельности, повышение производительности труда в сфере туризма, и особенно среди малых и средних предприятий, защита, управление и улучшение природных и культурных ресурсов, повышение конкурентоспособности, а также поощрение инклюзивного роста и развития внутри и между странами.


Источники:

1. Baum T. Human resources in tourism: Still waiting for change // Tourism Management. – 2007. – № 28(6).
2. Cruces Portales R. Removing ‘invisible’ barriers: opening paths towards the future of accessible tourism // Journal of Tourism Futures. – 2015. – № 3. – p. 267-82.
3. de Grosbois D. Corporate social responsibility reporting by the global hotel industry: Commitment, initiatives and performance // International Journal of Hospitality Management. – 2012. – № 31(3). – p. 896–905.
4. Hughes E., Scheyvens R. Corporate social responsibility in tourism post-2015: A development first approach // Tourism Geographies. – 2016. – № 18(5). – p. 469–482.
5. International Diplacement Monitoring Center. Latest IDP numbers bycountry. – Режим доступа: Глобальная карта: обновление информации о перемещении лиц внутри страны | МВУЦ (internal-displacement.org) – Дата доступа: 24.01.2023
6. Scheyvens R. Sun, sand, and beach fale: Benefiting from backpackers–the Samoan Way // Tourism Recreation Research. – 2006. – № 31(3). – p. 75–86.
7. Wheeller B. Responsible tourism // Tourism Management. – 1990. – № 11(3). – p. 262–263.
8. Альмухамедова О.А., Ханина А.В. Новые точки притяжения российских туристов в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 11. – c. 3037-3052.
9. Белоусова Н.В. Зарубежный опыт популяризации инклюзивного реабилитационно-социального туризма // Туризм и гостеприимство. – 2019. – № 1. – c. 36-45.
10. В Германии возрастает число людей с ОВЗ. [Электронный ресурс]. URL: В Германии возрастает число людей с ограниченными возможностями - ИА REGNUM (дата обращения: 24.01.2023).
11. Доступная среда в Израиле. [Электронный ресурс]. URL: Доступная среда в Израиле - Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз (дата обращения: 24.01.2023).
12. Елина Д.Д., Пахолкина Т.М., Задумкина Е.А. Инклюзия в понимании современного общества. Nauchforum.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 24.01.2023).
13. Елохова Т.А. Анализ зарубежного опыта управления целевой программой региона (на примере реализации // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 3(33). – c. 203-208.
14. Ерохина А. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех – перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость. [Электронный ресурс]. URL: http://rushkolnik.ru/docs/258/index-511029.html (дата обращения: 24.01.2023).
15. Жизнь на равных. Как живут в Финляндии люди с ОВЗ?. Жизнь на равных. Как живут в Финляндии люди с ограниченными возможностями? -. [Электронный ресурс]. URL: eFinland.ru (e-finland.ru) (дата обращения: 24.01.2023).
16. Инвалидность – проблема человека, а не среды». [Электронный ресурс]. URL: «Инвалидность – проблема не человека, а среды»: как в Японии формируются условия для людей с ограниченными возможностями (itmo.ru) (дата обращения: 24.01.2023).
17. Короткова С.Г. Проектирование универсальной среды с использованием специальных средств доступности для маломобильных людей // Архитектура и современные информационные технологии. – 2020. – № 1 (50). – c. 154-164.
18. Логунова Н.А., Доценко Ж.Л. Роль государства в развитии инклюзивного туризма // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 2 (63). – c. 40-53.
19. Мой Сеул – люди с ОВЗ в Корее. [Электронный ресурс]. URL: Люди с ограниченными возможностями (mojseul.ru) (дата обращения: 24.01.2023).
20. Регенбрехт К. Социальная защита и адаптация инвалидов в Германии // Pandia.ru: ежедн. интернет-изд. – 2010.
21. Статистика инвалидов в мире. [Электронный ресурс]. URL: Статистика инвалидов: данные социальных служб по странам (vawilon.ru) (дата обращения: 24.01.2023).
22. Якименко М.В., Русева О.З. Обзор современного состояния и перспективы развития инклюзивного туризма в России: формирование комплексного представления // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – № 3(95). – c. 27-36.
23. Яковчук А.А. Оценка эффективности региональной политики в сфере туризма // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 3103-3114.

Страница обновлена: 05.06.2024 в 15:26:30