Финансовые инструменты развития внутреннего туризма в России в условиях трансформации мировой экономики

Новикова Е.С.1, Голубцова Е.В.1, Пономарева Н.В.1, Сизова Д.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548789

Аннотация:
Целью данной статьи является анализ влияния различных налоговых инструментов на развитие внутреннего туризма в России в условиях трансформации мировой экономики. В статье рассмотрена текущая ситуация в сфере туризма, как на международном уровне, так и внутри российской экономики, а также проведен анализ влияния государственных программ на динамику текущих изменений в данной отрасли. В дополнение к этому, в работе была сделана попытка выявления основных причин медленного развития туристической отрасли в России с точки зрения налогового регулирования и стимулирования отдельно взятых регионов, осуществляющих развитие туристической инфраструктуры. Полученные в статье результаты могли бы положительно сказаться на дальнейшем развитии туризма в стране, а значит и всей отечественной экономики в целом

Ключевые слова: государственное регулирование, санкционная политика,налоговые инструменты, внутренний туризм, налоговое регулирование, трансформация мировой экономики, налоговые льготы, экономическая безопасность



Введение. За последние 30 лет вопросам туризма в российской экономике не уделялось должного внимания: как и во многих других отраслях национальной экономики происходило постепенное, но устойчивое замещение российских товаров и услуг иностранными. Российские туристы предпочитали отдыхать за границей, а доля иностранных туристов в России была незначительной, учитывая показатели ведущих экономик мира, которые развивали свой туризм из года в год. Только в последние годы в условиях трансформации мировой экономики и жесткого противостояния одних экономик другим, у России появилась возможность развития своего внутреннего туризма, который бы способствовал экономическому развитию страны [16].

Задачей данного исследования является анализ текущей ситуации в России в сфере туризма, а также основных мер государственного регулирования, которые смогли бы повлиять на структурные изменения в развитии данной сферы экономики с целью увеличения ее доли прибыли в ВВП страны.

Объектом исследования является туристическая сфера в российской экономике. Таким образом, субъектом исследования являются меры государственного регулирования, направленные на увеличение доли прибыли от туристической сферы в ВВП страны.

Постановка гипотезы в рамках данной статьи включает в себя выявление существующих ключевых доминант в рамках государственного регулирования, мешающих на сегодняшний день дальнейшему развитию туристической сферы в России, а значит дополнительному фактору экономического роста страны в рамках мировой экономики.

Основные методы, используемые в данном исследовании, включают в себя сравнительный анализ, статистическое наблюдение, сбор и обработку наблюдений в рамках экспериментального метода, на основе которых были сделаны логические выводы.

Теоретический обзор развития сферы туризма. Вопросами развития внутреннего туризма, включая в том числе вопросы государственного регулирования и устойчивого развития туристического бизнеса занимались как зарубежные, так и российские исследователи на протяжении многих лет.

За последние два года многие российские авторы провели анализ туристической деятельности в рамках национальной экономики, с точки зрения создавшихся условий в мировой экономике, включая ее фрагментацию, санкционное противостояние и торговые войны стран [4; 7; 17].

Сам внутренний туризм можно выделить в отдельную область исследования [8], рассматривая с точки зрения ее устойчивого развития на примере различных стран, в том числе Казахстана [9], Европы [14], и других экономик [19].

Среди российских ученых стоит отметить исследования в области государственного регулирования туризма Донсковой, Баранникова и Макарова, которые сделали попытку анализа влияния такого регулирования на развитие внутреннего туризма в стране [12], а также Николенко и Терехова, которые рассмотрели направления развития внутреннего туризма на ближайшую перспективу [18]. Стратегические цели и задачи развития внутреннего туризма в новых условиях были также представлены в работах Симонян Г.А. и Русиной А.Н. [20; 21].

Среди зарубежных ученых хотелось бы выделить фундаментальный анализ проведенных исследований в области развития внутреннего туризма, подготовленного Калеро (Calero C.) и Турнер (Turner L. W.) [24], а также работы в области устойчивого развития и роли туристической деятельности в экономике [25-28].

Таким образом, учеными был проанализирован довольно большой объем статистической информации и исторических данных для выработки основных принципов успешного государственного регулирования туристической сферы деятельности. Однако, существует необходимость в проведении более глубокого анализа текущей ситуации в области внутреннего туризма в России, учитывая, как опыт других экономик, так и сложившиеся специфические условия внутри отечественной экономики в рамках фрагментации глобального мира.

Анализ и оценка показателей сферы туризма в России и мире. Туристический сектор является одним из наиболее востребованных секторов экономики в рамках всей ее структуры. Не зря для некоторых экономик, доля туристического сектора является основополагающей и определяет экономическое положение всей страны.

По прогнозам экономистов, объем мировой туристической отрасли к 2033 году может вырасти на 50% по сравнению с текущим периодом времени или до 15,5 трлн. долл., а это порядка 12% всей глобальной экономики [13]. Более того, занятость в мировой туристической отрасли на начало 2024 года составила 430 млн человек, что на четверть больше по сравнению с «допандемийным» периодом времени.

Если же рассматривать ведущие экономики мира с наибольшим доходом от туризма, то здесь на конец 2022 года на первых позициях будут располагаться США (135 млрд долларов), Испания (73 млрд долларов), Великобритания (68 млрд долларов), ОАЭ (61 млрд долларов) и Франция (60 млрд долларов) (рис. 1).

Рисунок 1. Доход от туризма по странам на конец 2022 года, млрд долларов

Источник: [22].

Стоит отметить, что США опережают Испанию по доходам практически в два раза, что говорит о довольно успешной политике развития туризма в стране.

Во вторую десятку стран входят Австралия (24 млрд долларов), Саудовская Аравия (23,5 млрд долларов), Португалия (22 млрд долларов), Австрия (19 млрд долларов), Греция (18,5 млрд долларов) и другие.

При этом, туризм является существенной частью дохода для многих стран, включая Грузию (33% от ВВП страны), Португалию (21%), Грецию (19%), Турцию и Египет (17%). Для США же, несмотря на высокий уровень развития туризма в стране, данный показатель составляет всего 5,5%, Италии – 6%, Франции – 7% [6].

Существуют и довольно экзотические места, которые пользуются высоким спросом у туристов по причине так называемого «целевого» туризма. Например, китайский остров Макао (бывшая португальская колония, а на данный момент особый административный район КНР), является одним из крупнейших игорных центров мира, что и приносит значительный доход в бюджет острова, или 61,5% от всего ВВП данного региона.

По количеству же туристов на конец 2022 года среди лидеров оказались Франция (79,4 млн человек), Испания (72 млн человек), США (51 млн человек), Турция (50,5 млн человек) и Италия (50 млн человек) (рис. 2).

Рисунок 2. Количество туристов по странам на конец 2022 года, млн человек

Источник: [6].

Последние же российские показатели в области туристического потока по международным базам данных, на которые можно опираться для объективного сравнения с другими экономиками мира, были найдены за 2018 год. По ним Россия заняла 15 место в мире по количеству туристов или 24,5 млн человек, при этом доход от иностранных туристов составил 11,6 млрд долларов, что соответствует 3,7% от ВВП страны [6].

При этом количество российских туристов, посетивших другие страны, начиная с 2014 года, превосходит предыдущее значение почти в два раза. Данный показатель оказался максимальным в 2019 году, когда количество российских туристов составило более 45 млн человек [5].

За последние 10 лет российские туристы потратили за рубежом более 250 млрд долларов, что безусловно повлияло на показатели экономического роста стран, пользующихся наибольшей популярностью у россиян. В первую очередь, сюда можно отнести такие страны, как Турция, Греция, Египет, Испания, Таиланд и Вьетнам. На конец 2022 года наиболее популярными странами для посещения российскими туристами стали Турция, ОАЭ, Египет и Таиланд (табл. 1).

Таблица 1. Топ-5 стран для российских туристов в 2022 году

Страна
2022 год, поездок
Динамика к 2021 году
Динамика к 2019 году
Турция
5232611
11,5%
-25,4%
ОАЭ
1208518
97,2%
21,2%
Египет
947122
-2,7%
689%
Таиланд
435008
1316%
-70%
Мальдивы
201952
-8,38%
142%
Источник: [10].

Как видно из таблицы, направленность российского туристического потока, начиная с 2022 года, изменилась в сторону стран Азии и Ближнего Востока, а страны Европы перестали играть ключевую роль в отдыхе российского туриста.

Что же касается внутреннего туризма в России, то и здесь можно наблюдать значительные изменения, которые могут положительно повлиять на общую экономическую ситуацию в стране при условии проведения грамотного государственного регулирования туристической области.

Общее количество туристических поездок россиян за 2023 год составило почти 135 млн, что на 16,5% больше по сравнению с 2022 годом [5]. Наибольшей популярностью в 2023 году пользовались такие регионы, как Краснодарский край, Москва, Московская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Крым, Татарстан и Свердловская область. При этом среди 20 ведущих российских регионов по туристическому потоку наибольший прирост по сравнению с 2022 годом наблюдался у Воронежской области (+77%), Ставропольского края (+70%), Свердловской области (59%) и Крыма (+43%) (табл. 2).

Таблица 2. Ведущие регионы России

с максимальным внутренним турпотоком за 2023 год

Позиция
Регион
Количество поездок
1
Краснодарский край
16 468 251
2
Москва
14 466 906
3
Московская область
14 244 986
4
Ленинградская область
12 991 834
5
Санкт-Петербург
7 926 519
6
Крым
5 186 208
7
Татарстан
3 118 639
8
Свердловская область
3 018 512
9
Ставропольский край
2 421 829
10
Тюменская область
2 091 512
Источник: [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренний туризм в России начал развиваться: увеличивается количество российских туристов, которые предпочитают отдохнуть внутри страны; растет количество инфраструктурных проектов, которые должны повлиять на привлекательность туристических мест [15]; государством разрабатываются всевозможные меры по поддержанию сложившегося интереса российских туристов к внутреннему туризму, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на экономической ситуации в экономике.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» из федерального бюджета выделяются значительные средства. Так, в 2024 году субсидии субъектам Российской Федерации на эти цели составили 25 480 318, 6 тыс. руб. [2]. Из них на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристических кластеров 11 регионам страны предусмотрено финансирование в размере 9 987 265, 6 тыс. руб. Больше других на эти мероприятия выделено Республике Адыгея (2 075 992,6 тыс. руб.), Кемеровской области (1 835 882,5 тыс. руб.), Иркутской области (1 678 842,8 тыс. руб.), Камчатскому краю (1 362 065,4 тыс. руб.) и Тверской области (1 140 558,7 тыс. руб.) [2]. Субсидии выделяются и на развития сельского туризма. Так, в период с 2024 по 2026 года предполагается, что их ежегодный объем составит 700 тыс. руб.) [2].

Налоговая политика российского государства, направленная на развитие отечественного туристического бизнеса, в настоящее время реализуется, главным образом, посредством следующих инструментов: нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость (НДС) на услуги гостиничного размещения, а также льготный режим налогообложения резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ).

Ставка НДС в размере 0% может применяться в отношении услуг по аренде объекта туристического бизнеса в течение 20 налоговых периодов (это 5 лет) с момента ввода в эксплуатацию, даже если это произошло в результате реконструкции. Однако, специальным условием действия такой преференции является включение такого объекта в специальный реестр, порядок ведения которого утверждается Правительством Российской Федерации [1]. Кроме того, аналогичная ставка НДС распространяется на реализацию на российской территории услуг по временному проживанию. Льгота действует до 30 июня 2027 года [1].

Возможность воспользоваться вышеописанной льготой появилась у налогоплательщиков с 1 июля 2022 года. По данным Федеральной налоговой службы РФ за 6 месяцев 2022 года было подано 754 деклараций по НДС, в которых было заявлено право на нулевую ставку по этому налогу. За 11 месяцев 2013 года количество таких деклараций составило уже 3497, что подтверждает востребованность введенной фискальной преференции [23].

Льготный режим налогообложения применяется и в отношении резидентов ОЭЗ ТРТ, которых по состоянию на 01.07.2023 года насчитывалось уже 111 [11]. Например, на территории ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» уже зарегистрировано 23 резидента, ещё 13 туристических объектов находятся на стадии проектирования и строительства. Стоимость аренды земельных участков на южном берегу Байкала для этой категории предпринимателей составляет около 100 руб. за 1 га. в квартал (это 0,01% от кадастровой стоимости). При этом основание для выделения участков является не конкурс, а бизнес-план. Вложения в инженерную инфраструктуру, к которой относятся дороги, обеспечение водой и электроэнергией, а также телекоммуникация, осуществляется за счет управляющей компании ОЭЗ. Налог на прибыль организаций снижается с 20% до 15,5% на весь период резидентства. Льгота по налогу на имущество организаций имеет срочный характер и предоставляется только первые 10 лет с момента постановки на учет.

Целесообразным представляется анализ востребованности и эффективности льготы для туристической отрасли, действие которой уже закончилось. Так, в период с 2018 по 2021 гг. организации этой сферы, осуществлявшие свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), были освобождены от уплаты налога на прибыль. Правда, для использования этой преференции необходимо было соответствовать ряду требований: осуществляемая деятельность должна была быть включена в перечень видов туристско-рекреационной деятельности [3], который утверждается правительством РФ; гостиничный объект должен был быть собственностью налогоплательщика и стоять на кадастровом учете в ДФО; доход организации – пользователя льготы не должен был образовываться в результате операций с ценными бумагами или другими производными финансовыми инструментами; отсутствовала возможность открывать филиалы в других регионах Российской Федерации; доля доходов от льготируемой деятельности должна была быть не менее 90% [1].

В огромном ДФО, в состав которого входят 11 субъектов, количество налогоплательщиков, воспользовавшихся этой преференцией, не превышало 8 компаний в год. В 2019 году, на второй год после введения соответствующего положения налогового законодательства, наблюдалось не только максимальное количество пользователей, но и пик по сумме выпадающих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Затем, после резкого падения всех показателей в 2020 году, произошел постепенный рост, но он недостаточен, чтобы оценить льготу как востребованную и эффективную (табл. 3).

Таблица 3. Выпадающие доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в связи с использованием льготы по налогу на прибыль организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность в ДФО

Выпадающие доходы
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Доходы организаций – пользователей льгот, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность в ДФО (тыс. руб.)
969 827
483 585
504 363
664 590
Расходы организаций – пользователей льгот, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность в ДФО (тыс. руб.)
898 060
543 424
457 159
604 425
Налоговая база по налогу на прибыль организаций (тыс. руб.)
113 734
8 838
47 206
61 606
Сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета в связи с использованием льготы (тыс. руб.)
22 747
1 768
9 440
12 321
Количество организаций, которые воспользовались льготой (тыс. руб.)
8
7
5
7
Источник: [23].

Причина низкой востребованности в вышеописанной ситуации использования инструмента налогового регулирования кроется, по нашему мнению, в жестких ограничениях, существенно сужающих круг потенциальных пользователей преференции. Нарушение установленных параметров грозит не только необходимостью восстановления и уплаты самой суммы налога на прибыль, но и пеней. Кроме того, в ДФО есть альтернативная возможность снижения фискального бремени для этой категории налогоплательщиков путем получения статуса резидента одной из территорий опережающего развития.

Зарубежный опыт налогового стимулирования внутреннего и въездного туризма содержит те же инструменты, которые уже применяются в отечественной практике и были описаны выше. Эффективность их использования, по нашему мнению, будет определяться условиями их использования.

Заключение

Резюмируя представленное исследование можно сделать следующий вывод, что для реализации эффективной государственной налоговой политики, опираясь на зарубежный опыт и инициативы представителей туристического бизнеса, представляется необходимым реализовать следующий комплекс фискальных мер в отношении исследуемой отрасли:

– расширение перечня услуг, предоставляемых гостиницами, в отношении которых будет применяться ставка НДС в размере 0%;

– применение пониженной ставки налога на прибыль организаций и единого налога в случае применения упрощенной системы налогообложения в отношении доходов субъектов гостиничного бизнеса;

– возможность применения льготного тарифа страховых взносов (7,6%) к выплатам персоналу, обслуживающему гостиницы;

– сокращение платежей по имущественным налогам за счет установления особого порядка определения налоговой базы: кадастровой стоимости объекта, умноженной на понижающий коэффициент, значение которого периодически пересматривается в сторону повышения в течение всего периода действия льготы.

Необходимо отметить, что такие льготы должны иметь временный характер. Рекомендуемый период действия этих преференций – 10 лет.


Источники:

1. Налоговый Кодекс РФ. Ст. 284.6; пп. 18 п.1 ст. 164; пп. 19 п. 1 ст. 164. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ff5aad8ca808fd87c54635ff1523abf55e3e8cc2/ (дата обращения: 20.01.2024).
2. Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Таблицы 56, 177; Приложение 30. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462891/ (дата обращения: 20.01.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 18.06.2018 N 695 «Об утверждении перечня видов туристско-рекреационной деятельности для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300362/5e9cd124a3ff5 (дата обращения: 20.01.2024).
4. Ахремчик Д.В. Туристическая отрасль в новых экономических условиях – поиск новых возможностей и направлений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1781-1790. – doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
5. База данных Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 22.01.2024).
6. База данных UNWTO по туризму. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/tourism-data/global-and-regional-tourism-performance (дата обращения: 22.01.2024).
7. Бареева Е.Д., Прохорова О.Н. Антикризисные меры по развитию внутреннего туризма в России // Экономика. Информатика. – 2021. – № 2.
8. Буторов С.А., Каныгина О.М. Внутренний туризм в России: современное состояние и перспективы // Сервис +. – 2021. – № 4.
9. Вечкинзова Е.А., Дарибекова А.С. Проблемы и перспективы развития туристической отрасли Казахстана // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3403-3420. – doi: 10.18334/ce.15.8.113256.
10. Данные Ассоциации Туроператоров РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/node/51287 (дата обращения: 22.01.2024).
11. Данные Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: conomy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_turistsk (дата обращения: 22.01.2024).
12. Донскова Л.И., Баранников А.Л., Макаров А.А. Государственное регулирование туристской деятельности в контексте развития внутреннего туризма: теория и практика // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2023. – № 3. – c. 224-234.
13. Доходы глобального туризма достигнут 15,5 трлн долларов к 2033 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/917117 (дата обращения: 22.01.2024).
14. Кицис В.М., Олейникова Г.В., Пониматкина Л.А. Тенденции развития внутрирегионального туризма в европейском макрорегионе в доковидный период // Вестник РМАТ. – 2023. – № 1. – c. 117-126.
15. Лебедева С. А. Альтернативный подход к исследованию туристской привлекательности российских регионов // Проблемы рыночной экономики. – 2023. – № 2. – c. 67-94. – doi: 10.33051/2500-2325-2023-2-67-94.
16. Лебедева С.А. Экономика впечатлений и туризм: постковидная перезагрузка в контексте социально-экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 729-748. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117661.
17. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
18. Николенко П.Г., Терехов А.М. Анализ состояния туристской отрасли в России и направления ее развития // Статистика и Экономика. – 2022. – № 19(4). – c. 57-70.
19. Рей И.Ю., Эскиев М.А., Ярдякова И.В. Зарубежный опыт и направления инновационного туризма // Journal ofMonetary Economic sand Management. – 2023. – № 2.
20. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
21. Симонян Г. А., Сарян А. А. Стратегические цели и задачи развития внутреннего туризма в новых условиях // Современная научная мысль. – 2022. – № 6. – c. 266-273.
22. Стало известно, куда больше всего ездят туристы, и где они в основном тратят деньги. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tourprom.ru/news/61969/ (дата обращения: 22.01.2024).
23. ФНС России. Приложение 2 формы 1-НДС статистической отчетности ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 21.01.2024).
24. Calero C., Turner L. W. Regional economic development and tourism: A literature review to highlight future directions for regional tourism research // Tourism Economics. – 2020. – № 26(1). – p. 3-26.
25. Dwyer L. Sustainable Development of Tourism: Research and Policy Challenges // Highlights of Sustainability. – 2023. – № 2(2). – p. 83–99.
26. Jaelani Abdul Kadir, Handayani I, Karjoko Lego Development of tourism based on geographic indication towards to welfare state // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – № 3s. – p. 1227-1234.
27. Khanna R., Sharma C. Does Financial Development Raise Tourism Demand? A Cross-Country Panel Evidence // Journal of Hospitality & Tourism Research. – 2023. – № 47(6). – p. 1040-1070.
28. Streimikiene D., Svagzdiene B., Jasinskas E., Simanavicius A. Sustainable tourism development and competitiveness: The systematic literature review // Sustainable Development. – 2021. – № 1. – p. 259-271.

Страница обновлена: 13.11.2024 в 09:10:47