Развитие цифровых экосистем и платформ в туризме и сфере услуг
Сердюков С.Д.1, Сердюкова Н.К.2
1 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Российский Международный Олимпийский Университет»
2 Сочинский государственный университет, Россия, Сочи
Скачать PDF | Загрузок: 56 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383746
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В настоящей статье рассмотрены ключевые аспекты развития цифровых экосистем и платформ в туризме и сфере услуг. В первой части статьи авторами определено понятие цифровой экосистемы и цифровой платформы, рассмотрены подходы к определению цифровой экосистемы в разных странах мира, рассмотрены определения цифровой экосистемы и цифровой платформы, представленные в научной литературе, их классификации и отличительные признаки. Во второй части статьи авторами сделан обзор крупнейших по капитализации и количеству участников цифровых экосистем в мире, рассмотрена специфика и структура крупной глобальной цифровой экосистемы индустрии туризма Amadeus, рассмотрены крупнейшие российские цифровые экосистемы «Яндекс» и «Сбер», а также проведен анализ существующих механизмов по сферам регулирования экосистем в России.
Ключевые слова: туризм, сфера услуг, цифровые экосистемы, цифровые платформы, цифровая экономика
JEL-классификация: Z31, Z32, L83, O31
Введение
Цифровая трансформация является важным аспектом общей стратегии трансформации экономики, общества и бизнеса. Она не является единственной составляющей данного процесса, но именно ее влияние во многом предопределяет исход любого проекта трансформации. В настоящий момент мы переживаем четвертую промышленную революцию, основной движущей силой которой являются цифровые технологии [20]. Цифровая трансформация требует интеграции цифровых технологий в каждом аспекте бизнеса современной компании. И в этом смысле цифровая трансформация требует не только технологических, но культурных изменений, так как в процессе цифровой трансформации необходимо переосмыслить основополагающие принципы операций, клиентского опыта и предлагаемых преимуществ. Внедрение цифровых технологий также способствует оптимизации штата и может привести к трансформации бизнес-процессов и бизнес-моделей [20]. То же верно и для цифровой трансформации общества и даже государства. Например, внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь общества привело к смене модели потребительского поведения, что со своей стороны в значительной степени и стимулирует трансформацию бизнеса. Следовательно, можно констатировать факт того, что цифровая трансформация экономики – это взаимосвязанный процесс, оказывающий равносильное влияние как на потребителей (общество), так и на поставщиков (бизнес), побуждая обе стороны экономических отношений к движению в сторону цифровизации своей повседневной деятельности. Еще одним результатом внедрения цифровых технологии стало изменение рынка труда – все больше появляется новых цифровых профессий, в то время как к существующим профессиям начинают предъявляться новые требования, связанные с компетенциями в части использования цифровых технологий. Можно прогнозировать, что в будущем цифровые технологии окажут еще большее влияние на рынок труда, причем как с точки зрения появления новых профессий, так и к исчезновению профессий, чья деятельность будет полностью заменена машинами. Таким образом, можно говорить о том, что цифровые технологии являются ключевым драйвером перемен в XXI веке, стимулирующим трансформацию экономики, управления и общества, тем самым влияя практически на все аспекты развития [19]. Правильно выбранный набор цифровых технологий в совокупности с высококвалифицированными кадрами, обладающими необходимыми компетенциями для работы с данным набором технологий, и корректно выстроенными бизнес-процессами позволяют бизнесу быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, происходящим в процессе трансформации, и таким образом полностью удовлетворять потребности потребителей, использовать новые возможности и минимизировать риски. Ключевой составляющей цифровой экономики в «новой реальности» являются цифровые экосистемы – набор взаимосвязанных функций и сервисов, которые отвечают за бизнес-процессы [21] – и неразрывно связанные с ними цифровые платформы [15].
Несмотря на то, что сегодня на фоне продолжающейся цифровой трансформации экономики цифровые экосистемы уже получили достаточно широкое распространение, феномен экосистем продолжает оставаться малоизученным, а понятие «цифровая экосистема» не сформулировано в законодательствах стран мира. Необходимо уточнить что является цифровыми экосистемами, каковы их отличительные признаки, и как осуществляется их правовое регулирование. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
В ходе исследования были рассмотрены труды по теме цифровых экосистем, включая работы Морозова М.А. и Морозовой Н.С. [5], Хакирова А.И. и Акининой В.П. [7], Алейниковой Ю.В. и Матвеева В.В. [1], Арзамаскина А.Н. [2], Бекбергеневой Д.Е. [3], Гелисханова И.З. [4], отчет об исследовании цифровых экосистем, подготовленный коллективом Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара [11], а также электронные ресурсы [9; 10; 12-30].
При подготовке статьи использованы труды российских и зарубежных исследователей; электронные ресурсы. При сборе, обработке и интерпретации полученных данных применялись методы: синтез, сравнение, обобщение, контент-анализ научных работ и электронных ресурсов.
Понятие цифровой экосистемы и цифровой платформы
Появление цифровых экосистем стало закономерным результатом процесса цифровой трансформации, выраженной в росте объема цифровых данных, а также в развитии и проникновении в повседневную жизнь технических средств – цифровых инструментов и инфраструктуры, обеспечивающих автоматизацию процессов, связанных с экономической деятельностью. Несмотря на то, что на практике цифровые экосистемы получили импульс к активному развитию относительно недавно, концепция цифровой экосистемы впервые была предложена в 2002 году. Согласно данной концепции, цифровая экосистема – это техническая инфраструктура, основанная на распределенной программной технологии P2P (peer-to-peer – равный к равному – компьютерная сеть, основанная на равноправии участников [14]), которая позволяет находить, связывать и перемещать цифровые данные (сервисы и информацию) по каналам сети Интернет, обеспечивая сетевые транзакции и распределение всех цифровых «объектов», присутствующих в инфраструктуре [8]. В приведенной концепции цифровая экосистема описывается как распределенная сеть для работы с цифровыми данными, не учитывающая аспектов экономической деятельности.
В настоящее время понятие «цифровая экосистема» не сформулировано в законодательствах стран мира и в большинстве случаев является неформальным. При этом подходы к определению цифровых экосистем в разных странах различны [11]:
- США: инфраструктурная (наличие доступа к сети «Интернет»), регулирующая (правовые основы использования сети «Интернет»), содержательная (цифровые технологии и их пользователи) компоненты.
- Великобритания: субъекты, в т. ч. «гейткиперы» – платформы, регулирующие связь между поставщиками услуг и товаров и покупателями.
- Сингапур: технологическая инфраструктура и среда (платформы), участники (пользователи, поставщики, операторы), регуляторы (органы власти).
- ЕС: платформы, поставщики, покупатели, «гейткиперы».
- Китай: платформы, операторы платформ, пользователи платформ.
Министерство экономического развития Российской Федерации в предложенной им концепции государственного регулирования цифровых платформ и экосистем определяет цифровую экосистему как бизнес-модель, в рамках которой поставщики и покупатели (потребители) связываются онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, в том числе предоставляя продукты, услуги и информацию собственного производства [13].
В научной литературе многие авторы, исследовавшие данный феномен, давали разные определения цифровой экосистемы. Например, Морозов М.А. и Морозова Н.С. в своей работе дают следующее определение: «цифровая экосистема – это взаимосвязанная и взаимозависимая группа экономических субъектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей, таких как коммерческая выгода, инновации или общие интересы» [5, с. 31]. Хакиров А.И. и Акинина В.П. определяют цифровую экосистему как: «широкий, но конечный круг участников, объединенных единой цифровой концептуальной составляющей, суть которой заключается в возможности улучшения показателей эффективности и конкурентоспособности по сравнению с другими участниками рынков» [7, с. 170]. Алейникова Ю.В. и Матвеев В.В. утверждают, что цифровая экосистема это: «группа взаимосвязанных информационных технологических ресурсов, которые могут функционировать как единое целое. Цифровые экосистемы состоят из поставщиков, клиентов, торговых партнеров, приложений, сторонних поставщиков услуг передачи данных и всех соответствующих технологий» [1, с. 1481].
Арзамаскин А.Н. отмечает, что цифровая экосистема может трактоваться с нескольких позиций [2]:
- Технологической – как совокупность технических средств, обеспечивающих возможность обработки больших массивов данных, объем которых не позволяет осуществлять работу с ними без применения цифровых технологий.
- Экономической – как среда, в которой добавленная стоимость создается с помощью информации и технологий работы с большими данными.
- Организационной – как среда, в которой связи между субъектами устанавливаются посредством информации, которая представляет собой производственный фактор в цифровой экономике, и происходит их целевое взаимодействие.
Таким образом, можно обратить внимание на то, что вне зависимости от различия в подходах к определению цифровой экосистемы, в ней, помимо субъектов экономической деятельности, обязательно присутствуют цифровая инфраструктура и среда, обеспечивающие обмен информацией в режиме реального времени. При этом, с одной стороны, цифровая экосистема может рассматриваться как технологическая или экономическая среда, и в то же время как форма организации экономической деятельности в цифровой экономике – с другой.
Как было отмечено, ключевым элементом цифровых экосистем являются цифровые платформы, посредством которых субъекты экосистемы осуществляют экономическую деятельность [2]. Цифровые платформы представляют собой гибридные структуры (гибриды рынков, фирм, сообществ и технологических систем), которые ориентированы на создание ценности посредством установления прямого контакта и осуществления транзакций между сторонними пользователями [4]. По сути цифровые платформы являются многосторонними рынками, которые объединяют несколько видов участников при помощи цифровых технологий [11]. В этом смысле цифровая экосистема представляет собой более широкое понятие, которое объединяет несколько рынков (цифровых платформ) с разными видами участников [11].
Отличительные признаки цифровой платформы включают [11]:
- Наличие нескольких взаимосвязанных групп потребителей (несколько сторон рынка, получающие разные услуги).
- Наличие перекрестных (кросс-рыночных) сетевых эффектов (зависимость ценности продукта для потребителей от числа поставщиков).
- Способность влиять на объем транзакций на платформе и число участников рынка за счет кросс-рыночного субсидирования (например, на этапе привлечения участников на платформу).
- Наличие информационно-технологической инфраструктуры, основанной на использовании цифровых технологий и сети «Интернет».
Отличительные признаки цифровой экосистемы включают [11]:
- Наличие среди сервисов компании или госоргана как минимум одной цифровой платформы.
- Присутствие более чем на двух рынках и/или в отраслях.
- Интегрированность сервисов друг с другом.
- Высокая роль данных о пользователях и совершаемых ими действиях, а также способов их сбора, хранения и обработки в бизнес-модели компании.
При этом исследователями цифровые платформы классифицируются на [11]:
- Транзакционные платформы – сервисы-посредники между сторонами рынка, упрощающие взаимодействие агентов друг с другом при проведении транзакций, включая обмен информацией, товарами или услугами.
- Инновационные платформы – технологическая среда с возможностью интеграции в нее совместимых программных продуктов, разработанных сторонними компаниями. Создают ценность, способствуя инновациям на платформе.
- Гибридные платформы – совмещают в себе функции инновационных и транзакционных.
Схематично представление такой классификации с перечисленными примерами платформ представлено на рис. 1.
Рис. 1. Транзакционные, инновационные и гибридные платформы (составлено авторами на основе [11])
Также цифровые платформы классифицируются по типу решаемых ими задач (табл. 1).
Таблица 1
Классификация платформ по функционалу
Функциональная категория
|
Пример
|
Сервисы,
публикующие контент, c поддерживаемой рекламой
|
Blogspot, Okko sport, Spotify, Рамблер Новости,
Ведомости, Youtube
|
Магазины приложений
|
Apple
App Store, Google Play, Galaxy Store, AppGallery
|
Мессенджеры
c
поддерживаемой рекламой
|
Facebook Messenger
|
Платформы
C2C (от англ. consumer-to-consumer – потребитель для потребителя)
|
eBay,
Авито, Craigslist, Lebencoin
|
Краудсорсинговые
сервисы
|
Topcoder,
Waze
|
Сервисы
знакомств
|
Tinder
|
Финансовые сервисы
|
CurrencyFair,
Kickstarter, Paypal, QiWi, Юmoney
|
Сервисы
доставки еды
|
Deliveroo,
Яндекс Еда, Delivery Club
|
Онлайн
игры
|
Twitch
|
Сервисы
поиска работы
|
LinkedIn,
HeadHunter,Mechanical Turk, FL.ru
|
Картографические
сервисы
|
Google Maps, Яндекс
Карты, 2GIS
|
Онлайн-издательства
(сервисы самостоятельной публикации)
|
Amazon
Self-Publishing
|
Хранилища
для научных исследований
|
SSRN,
REPEC
|
Поисковые
системы с контекстной рекламой
|
Google,
Yahoo, Яндекс, Рамблер, Baidu, DuckDuckGo
|
Сервисы
аренды жилья
|
Airbnb,
ЦИАН
|
Cоциальные сети
|
Facebook,
Вконтакте,
Twitter, LinkedIn, Instagram, TikTok
|
Супер-платформы
|
WeChat,
QQ
|
Сервисы
онлайн-торговли с бизнесом (B2B) с привлечением
сторонних продавцов
|
Alibaba, Amazon Business
|
Сервисы
онлайн-торговли с потребителями (B2C) с привлечением сторонних продавцов
|
Amazon
Marketplace, OZON, Wildberries, Aliexpress Jianke
|
Сервисы
пассажирских перевозок
|
Blablacar,
Uber, Яндекс Такси, Ситимобил
|
Сервисы
бронирования путешествий
|
Vacationstogo.com,
Booking.com, TripAdvisor, Airbnb, Hotels.com, Ostrovok.ru
|
Как можно заметить в табл. 1, большинство из приведенных платформ предназначены для использования субъектами, осуществляющими туристскую деятельность.
Таким образом, можно выделить основное отличие цифровой платформы и цифровой экосистемы, которое заключается в целях создания и масштабе функций данных структур бизнеса [3]. Цифровая экосистема представляет собой более масштабную структуру, в основе которой лежит одна или несколько цифровых платформ.
Цифровые экосистемы и платформы в России и мире
Обращаясь к мировому опыту, можно заметить, что сегодня крупнейшие мировые экосистемы были запущены технологическими гигантами – компаниями-лидерами мирового технологического рынка, которые использовали гипермасштабируемые платформы для того, чтобы конкурировать, устранять посредников и часто заменять предложения традиционных компаний-конкурентов посредством клиентских интерфейсов и контрольных точек, таких как поиск, реклама и обмен сообщениями [25]. При этом четыре из пяти компаний с самой высокой рыночной капитализацией в мире (по состоянию на май 2023 г.) – это технологические компании, являющиеся экосистемами (рис. 2).
Рис. 2. Топ-5 компаний по показателю рыночной капитализации в мире (по состоянию на май 2023 г.), трлн $ (составлено авторами на основе [28])
Как видно на рис. 2, в топ-5 мировых лидеров по рыночной капитализации только компания Saudi Aramco – национальная нефтяная компания Саудовской Аравии – не является экосистемой. В топ-10 мирового рейтинга, также входит еще одна экосистема – Meta Platforms (Facebook) [1], расположившаяся на восьмом месте ($0,598 трлн) [28].
Если рассматривать топ-5 «самых дорогих» экосистем в мире по показателю количества участников (пользователей), то перед нами предстает следующая картина (рис. 3).
Рис. 3. Количество участников (пользователей) топ-5 экосистем по показателю рыночной капитализации в мире (по состоянию на май 2023 г.), млрд (составлено авторами на основе [23; 24; 26; 27; 29])
При расчете количества участников (пользователей) описываемых экосистем за основу были взяты следующие параметры:
- Meta Platforms (Facebook) – активные пользователи хотя бы одной платформы, входящей в экосистему Meta.
- Apple – количество активных устройств.
- Alphabet (Google) – количество активных пользователей продуктов и сервисов компании.
- Microsoft – количество оплаченных «рабочих мест» для Microsoft 365 Suite – программного продукта от компании Microsoft, объединяющего набор веб-сервисов.
- Amazon – количество активных пользователей.
Таким образом, можно говорить о том, что крупнейшие цифровые экосистемы стали не только одной из движущих сил мировой экономики в условиях цифровой трансформации, но и «локомотивом» дальнейшего развития IT-сектора, вовлекая в себя от сотен миллионов до нескольких миллиардов участников (пользователей).
Примером крупной цифровой экосистемы в индустрии туризма и гостеприимстве является компания Amadeus.
Компания Amadeus была основана в 1987 году четырьмя Европейскими авиакомпаниями: Air France, Lufthansa, Iberia and Scandinavian Airlines (SAS), стремившимися создать независимую глобальную дистрибуторскую систему, которая могла бы стать противовесом системе бронирования американских авиаперевозчиков. Сегодня Amadeus входит в топ-10 крупнейших туристских технологических компаний в мире, в компании работает более 18 тыс. сотрудников со всего мира в более, чем 190 странах [30].
В основе экосистемы Amadeus (рис. 4) лежит платформа, которая соединяет всех участников туристского рынка, включая:
- Поставщиков туристских услуг – авиакомпании, туроператоры, отели и др.
- Каналы продаж – турагентства, MICE-агентства и др.
- Покупателей – корпоративные клиенты, путешественники и др.
Рис. 4. Туристская экосистема Amadeus (составлено авторами на основе [22])
Как и положено в цифровой экосистеме, в Amadeus высокую роль играют данные о пользователях и их действиях, а также их хранение и обработка. Это находит отражение в том числе в сервисах, интегрированных с экосистемой. В качестве примера можно рассмотреть совместный проект Profi.Travel и Amadeus – технологию для продвижения туристических услуг – Profi.Travel Programmatic, которая дает возможность автоматизации процесса закупки рекламы с генерацией рекламного объявления, ориентированного на конкретного целевого потребителя, на основе тревел-данных клиентов из базы Amadeus [6].
На сегодняшний день в Российской Федерации в индустрии туризма нет своих компаний, которые обладали бы признаками цифровой экосистемы. Тем не менее, некоторые российские цифровые экосистемы включают в себя платформы и сервисы, используемые путешественниками при планировании и осуществлении поездок. Важно уточнить, что практически все российские платформы, функционирующие в том числе в рамках экосистем, являются транзакционными. Крупнейшими по количеству участников (пользователей) цифровыми экосистемами в России являются «Яндекс» (104 млн) и «Сбер» (103 млн) – единственные в стране, чье число участников (пользователей) превышает 100 млн [11]. При этом подписку «Яндекс Плюс» оформили 19,3 млн подписчиков [18], а подписку «СберПрайм» – более 5,7 млн [12].
В 2023 году экосистема «Яндекс» включает в себя более 90 сервисов, ориентированных как на сегмент B2C, так и на – B2B. Среди данных сервисов наиболее популярны [18]:
- Поисковая система Яндекс.
- Карты и навигатор Яндекс.
- Музыкальный сервис Яндекс.Музыка.
- Такси-сервис Яндекс.Такси.
- Видеосервис Яндекс.Видео.
- Облачное хранилище Яндекс.Диск.
- Онлайн-кинотеатр КиноПоиск HD.
- Курьерский сервис Яндекс.Доставка.
- Сервис заказа еды Яндекс.Еда.
Некоторые из приведенных сервисов, например, как поисковая система, карты и навигатор, такси-сервис, активно используются туристами при организации и планировании путешествий.
В 2022 году «Яндекс» занял первое место в рейтинге «самых дорогих» компаний Рунета, стоимость компании составила 17,39 млрд долларов США [18].
Вторая крупнейшая по количеству участников российская экосистема «Сбер» насчитывает более 40 компаний и сервисов, среди которых наиболее популярны [16]:
- Сервисы доставки еды Delivery Club и «Кухня на районе».
- Такси-сервис «Ситимобил».
- Сервис каршеринга «Ситидрайв».
- Медиасервисы Rambler, онлайн-кинотеатр Okko, «СберЗвук».
- Телемедицина «СберЗдоровье».
- Маркетплейс «СберМегаМаркет».
- Сервис доставки продуктов «СберМаркет».
А в сегменте B2B это облачные сервисы SberCloud, компания в области кибербезопасности BI.ZONE, разработчик технологий для малого и среднего бизнеса «Эвотор», Объединенное кредитное бюро и др. [16]
Основанный в 1991 году как банк «Сбер» (ПАО «Сбербанк») является крупнейшим банком России и Восточной Европы [17], чьи чистые активы в 2022 году оценивались в 37858739,9 млн рублей [9]. Однако со временем «Сбер» пошел дальше, сформировав свою цифровую экосистему. В 2022 году два сервиса экосистемы «Сбер» вошли в топ-20 самых дорогих компаний Рунета: сервис доставки продуктов «СберМаркет» (16-е место), стоимость которого составила 0,522 млрд долларов США, и маркетплейс «СберМегаМаркет» (20-е место) стоимостью 0,421 млрд долларов США [10].
Таким образом, российские экосистемы пока находятся на стадии формирования и на текущий момент еще не реализовали свой потенциал роста в сравнении с иностранными экосистемами. Это подтверждается и тем, что стоимость российских платформенных компаний в июне 2022 года составляла всего 0,76% от стоимости 100 крупнейших платформенных компаний мира [11]. Однако в отличие от большинства зарубежных экосистем, российские компании выбирают горизонтальный путь развития (за счет развития дополнительных видов услуг/ товаров/ сервисов), как «Яндекс» и «Сбер», в то время как иностранные компании чаще развиваются по вертикальному пути (за счет развитие основных видов услуг/ товаров/ сервисов), как Apple и Amazon. Поэтому отечественным экосистемам приходится конкурировать между собой на многих рынках.
Регулирование платформ и экосистем осуществляется на основе специальных правовых актов, основанных на обобщении проблемных вопросов их функционирования, адаптации существовавших ранее правовых норм к новым рыночным структурам и саморегулировании [11]. В табл. 2 представлены существующие механизмы регулирования экосистем в Российской Федерации по сферам регулирования.
Таблица 2
Регулирование экосистем в Российской Федерации: существующие механизмы по сферам регулирования
Сфера
регулирования |
Действующие ФЗ
|
Проекты / инициативы
регулирования |
Саморегулирование
компаний |
Конкуренция
|
ФЗ
«О защите
конкуренции»
|
5
антимонопольный
пакет поправок
|
Меморандум
о принципах цифровых рынков
|
Права потребителей
|
Закон
РФ «О защите прав потребителей»
|
Обсуждение
возможностей введения практики онлайн-механизмов урегулирования
потребительских споров на платформах
|
Меморандум
о принципах цифровых рынков
|
Информационные посредники
|
ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
|
Обсуждение
возможностей включения информации в число
объектов гражданского оборота |
Кодекс
этики использования данных 2019 г.
|
Персональные данные
|
ФЗ
«О персональных данных»
|
Проект
Минцифры по введению категории обезличенных персональных данных
|
Кодекс
этики использования данных 2019 г.
|
Финансовые экосистемы
|
ФЗ
«О национальной платежной системе», ФЗ «О цифровых финансовых активах», ФЗ «О
привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», ФЗ «О
совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»
|
-
|
-
|
Государственные
экосистемы
|
ФЗ
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 г. № 1674, |
-
|
-
|
Реклама
и спам
|
ФЗ
«О рекламе», Письмо ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19
|
-
|
-
|
Трудовое
законодательство
|
Трудовой
кодекс Российской
Федерации
|
Обсуждение
возможности признания исполнителей на цифровых платформах работниками по
смыслу трудового права
|
Кодекс
этики члена профсоюза свободных предпринимателей,
фрилансеров, надомных работников |
Налоги
|
Налоговый
кодекс Российской Федерации, ФЗ «О проведении эксперимента по установлению
специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
|
-
|
-
|
Отталкиваясь от информации, представленной в табл. 2, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации правовое регулирование цифровых экосистем сформировано преимущественно из уже существующих правовых норм и дополнено специальными правовыми актами и саморегулированием.
Заключение
Несмотря на широкое распространение цифровых экосистем само понятие «цифровая экосистема» пока не было сформулировано в законодательствах стран мира и в большинстве случаев является неформальным. В научной литературе многие авторы, исследовавшие данный феномен, давали разные определения цифровой экосистемы. Тем не менее, вне зависимости от различия в подходах к определению цифровой экосистемы, в ней, помимо субъектов экономической деятельности, обязательно присутствуют цифровая инфраструктура и среда, обеспечивающие обмен информацией в режиме реального времени. Ключевым элементом цифровых экосистем являются цифровые платформы, посредством которых субъекты экосистемы осуществляют экономическую деятельность.
В мировой практике крупнейшие глобальные цифровые экосистемы были запущены технологическими гигантами – компаниями-лидерами мирового технологического рынка. На сегодняшний день 4 из 5 крупнейших компаний по показателю рыночной капитализации в мире являются цифровыми экосистемами. Одна из крупнейших глобальных туристских экосистем Amadeus соединяет всех участников туристского рынка, предоставляя им возможность совершать экономическую деятельность с целью создания, распространения и потребления турпродукта в рамках экосистемы. Крупнейшие российские экосистемы «Яндекс» и «Сбер» значительно уступают мировым лидерам по показателю рыночной капитализации, тем не менее они продолжают стремительное развитие, а ряд сервисов, функционирующих в рамках данных экосистем, входит в топ-20 самых дорогих компаний Рунета. Однако, в отличие от большинства зарубежных экосистем, российские компании выбирают горизонтальный путь развития, делая акцент на развитии дополнительных видов услуг/ товаров/ сервисов, в то время как иностранные компании чаще развиваются по вертикальному пути, развивая основные виды услуг/ товаров/ сервисов. Поэтому отечественным экосистемам приходится конкурировать между собой на многих рынках.
Говоря о правовом регулировании цифровых экосистем в Российской Федерации, важно отметить, что оно сформировано преимущественно из уже существующих правовых норм и дополнено специальными правовыми актами и саморегулированием.
Положение об ответственности автора
· Автор гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом журнале.
· Автор гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.
· Автор осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных), могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.
[1] В марте 2022 года Тверской районный суд города Москвы вынес решение о запрете деятельности американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации принадлежащих ей продуктов-социальных сетей «Фейсбук» и «Инстаграм» на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности. – mos-gorsud.ru.
Источники:
2. Арзамаскин А.Н. Цифровые экосистемы в современном российском обществе: понятие, общая характеристика, правовой аспект регулирования // Правовое государство: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 9-15.
3. Бекбергенева Д.Е. Процесс трансформации цифровой платформы организации в цифровую экосистему // Вектор экономики. – 2020. – № 7. – c. 7.
4. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – № 6. – c. 22-36.
5. Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – № 4. – c. 27-36.
6. Сердюков С.Д. Анализ практики применения технологии Big Data в индустрии туризма: направления, барьеры, перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 42. – c. 246-257.
7. Хакиров А.И., Акинина В.П. Цифровые экосистемы как новая форма существования крупных технологических компаний и коммерческих банков // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 6. – c. 169-176.
8. Nachira F., Nicolai A., Dini P., Le Louarn M., Rivera Leon L. Digital Business Ecosystems. – Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. , 2007. – 232 p.
9. 100 надежных российских банков — 2022. Рейтинг Forbes. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/rating/459867-100-nadeznyh-rossijskih-bankov-2022-rejting-forbes (дата обращения: 12.05.2023).
10. 30 самых дорогих компаний Рунета — 2022. Рейтинг Forbes. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/485182-30-samyh-dorogih-kompanij-runeta-2023-rejting-forbes (дата обращения: 12.05.2023).
11. Институт Гайдара провел исследование цифровых экосистем. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/ru/novosti/institut-gaydara-provel-issledovanie-tsifrovykh-ekosistem.html (дата обращения: 13.05.2023).
12. Количество подписок «СберПрайм» превысило 5,7 млн. AdIndex. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/news/tendencies/2023/01/17/309912.phtml (дата обращения: 12.05.2023).
13. Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/ (дата обращения: 13.05.2023).
14. Одноранговая сеть. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C (дата обращения: 03.05.2023).
15. Регулирование цифровых экосистем и платформ. АНО «Цифровая экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/Otchet_4_v12.pdf (дата обращения: 04.05.2023).
16. «Сбер» объявил о реформе экосистемы. Что важно знать. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/15/02/2022/620ba0019a79477dc26cdd0a (дата обращения: 12.05.2023).
17. Сбербанк России. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 12.05.2023).
18. Статистика Яндекса в 2023 году. Инклиент. [Электронный ресурс]. URL: https://inclient.ru/yandex-stats/ (дата обращения: 12.05.2023).
19. Цифровая стратегия на 2022-2025 годы. Программа развития Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalstrategy.undp.org/documents/Digital-Strategy-2022-2025-Full-Document_RU_Interactive.pdf (дата обращения: 04.05.2023).
20. Что такое цифровая трансформация?. Sap. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sap.com/cis/insights/what-is-digital-transformation.html (дата обращения: 04.05.2023).
21. Экономия и гибкость: что дают цифровые экосистемы бизнесу. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/642fef3b9a79472fb98d2695 (дата обращения: 04.05.2023).
22. About Amadeus Hospitality. Amadeus Hospitality. [Электронный ресурс]. URL: https://www.amadeus-hospitality.com/about-us/ (дата обращения: 11.05.2023).
23. Amazon Statistics: Key Numbers and Fun Facts. AMZScout. [Электронный ресурс]. URL: https://amzscout.net/blog/amazon-statistics/ (дата обращения: 10.05.2023).
24. Apple now has 1.8 billion active devices. The Verge. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theverge.com/2022/1/28/22906071/apple-1-8-billion-active-devices-stats (дата обращения: 10.05.2023).
25. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level. McKinsey & Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level (дата обращения: 10.05.2023).
26. _The Leading Social Platform of Our Times. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investing.com/academy/statistics/facebook-meta-facts/ (дата обращения: 10.05.2023).
27. Google Statistics 2023- Users, Revenue And Growth. New Vision Theatres. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newvisiontheatres.com/google-statistics (дата обращения: 10.05.2023).
28. Largest Companies by Market Cap. Companies ranked by Market Cap. [Электронный ресурс]. URL: https://companiesmarketcap.com/ (дата обращения: 10.05.2023).
29. Microsoft 365 Suite Revenue and Growth Statistics (2023). SignHouse. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usesignhouse.com/blog/microsoft-365-suite-stats (дата обращения: 10.05.2023).
30. The role of data in the future of travel ecosystems. Medium. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/platform-innovation-kit/the-role-of-data-in-the-future-of-travel-ecosystems-e79a734e41b1 (дата обращения: 11.05.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:31