О некоторых аспектах развития туризма в Кыргызской Республике как части креативной экономики и экономики впечатлений: налоговые аспекты

Хапизов А. А., Расулова Н.Н.1, Мысакулова Г.С.2, Орозонова А.А.2, Акматова А.И.3, Аманбаева Ч.Ш.4, Абдыкасымов Т.5
1 Международный университет инновационных технологий
2 Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына
3 Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова
4 Адам университет
5 Кыргызский Национальный Университет им. Жусупа Баласагына

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию особенностей развития туризма как важной составляющей креативной экономики и экономики впечатлений. В работе анализируются ключевые налоговые аспекты, связанные с функционированием туристической отрасли, в том числе влияние налоговой политики на стимулирование инновационных и культурных проектов, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Особое внимание уделено вопросам налогового стимулирования креативных индустрий, способствующих созданию уникальных впечатлений для туристов и увеличению экономического вклада отрасли. Рассмотрены международный опыт и успешные практики налогового регулирования, направленные на поддержку устойчивого развития туризма и сохранение культурного наследия. В выводах исследования подчеркивается необходимость интеграции налоговых льгот и субсидий в стратегию развития креативного туризма для повышения конкурентоспособности регионов и привлечения инвестиций. Статья будет полезна специалистам в области налогообложения, туризма и креативных индустрий, а также исследователям, изучающим экономику впечатлений.

Ключевые слова: туризм, креативная экономика, налоговая политика, налоговые льготы, стимулирование, инвестиции, малый и средний бизнес, экономическое развитие

JEL-классификация: L83, Z32, Z38, H25, H71



Введение

Туризм в современном мире становится важным элементом креативной и впечатляющей экономики, играя ключевую роль в формировании устойчивого экономического роста, создании рабочих мест и продвижении культурного наследия. Концепция креативного туризма основана на предоставлении уникальных впечатлений, стимулирующих интерес туристов, способствующих развитию местных сообществ и интеграции инновационных подходов. Креативный туризм выходит за рамки традиционного осмотра достопримечательностей и предлагает туристам возможность участия в культурных, образовательных и развлекательных мероприятиях, создавая новые формы взаимодействия с местной культурой и историей. В Кыргызстане креативная экономика, в том числе туризм, приобретает все большее значение. Наличие уникальных природных ландшафтов, богатого культурного наследия и многовековых традиций делают страну привлекательной для развития различных форм туризма, таких как этнотуризм, экотуризм и гастрономический туризм. Интеграция элементов креативной экономики в туристическую отрасль позволяет не только повысить интерес туристов, но и способствовать более полному раскрытию потенциала местных сообществ. В этом контексте особого внимания заслуживают налоговые аспекты, которые оказывают существенное влияние на развитие туристической отрасли как части креативной экономики. Эффективная налоговая политика может стимулировать развитие инфраструктуры, привлекать инвестиции и поддерживать креативные проекты, связанные с туризмом. Использование налоговых льгот для туристических стартапов, культурных инициатив и креативных пространств является важным инструментом содействия росту этой отрасли. Для достижения заявленных целей исследования были использованы следующие методы: Анализ литературы и документов. В ходе работы были изучены научные публикации, статистические данные, государственные программы, связанные с развитием туризма и креативной экономики.

Обсуждение

В Кыргызской Республике туризм демонстрирует стабильный рост, несмотря на вызовы последних лет.

Рисунок 1. Динамика валового выпуска продукции в сфере туризма (2019–2023 гг.) млн. сомов [7]

Анализ показывает, что валовой выпуск в сфере туристической деятельности составил 69 998,1 млн. сомов в 2019 году, снизился до 40 538,3 млн. сомов в 2020 году под влиянием пандемии COVID-19, но уже в 2021 году вырос до 52 792,5 млн. сомов. В 2022 году этот показатель достиг 72 810,2 млн. сомов, а в 2023 году увеличился до 90 578,6 млн. сомов. Эти данные свидетельствуют о значительном потенциале для дальнейшего развития отрасли. Доля туризма в ВВП также показывает положительную динамику, несмотря на колебания.

Рисунок 2. Доля туристической деятельности ВВП Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) млн. сомов [7]

Если в 2019 году она составляла 4,4%, то в 2020 году она снизилась до 2,9%, после чего начала постепенно восстанавливаться, достигнув в 2023 году 3,6%. При этом в сфере туризма наблюдаются существенные инвестиции в основной капитал: в 2019 году их объем составил 27 184,2 млн сомов, в 2020-2021 годах наблюдалось снижение до 13 653,9 млн и 12 914,9 млн сомов соответственно, но в последующие годы они стабилизировались на уровне 19 391,8 млн сомов (2022) и 16 874,5 млн сомов (2023).

Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал в сферу туризма в Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) млн. сомов [7]

Кроме того, важным показателем эффективности туристической отрасли является экспорт и импорт туристических услуг.

Рисунок 4. Динамика экспорта и импорта туристических услуг в Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) млн. долларов США [7]

На рисунке видно, что экспорт туристических услуг увеличился с 613,1 млн. долларов США в 2019 году до 994,4 млн. долларов США в 2023 году, что свидетельствует о росте интереса к стране со стороны международных туристов. Импорт туристических услуг также показал динамику: после спада в 2020 году (78,7 млн. ​​долларов США) он стабилизировался на уровне 369,1 млн. долларов США в 2023 году.

Положительную динамику показывает и количество отдохнувших в стране.

Рисунок 5. Динамика численности отдыхающих и работающих в сфере туризма в Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) тыс. человек [7]

Как показано на рисунке если в 2020 году в условиях пандемии COVID-19 оно сократилось до 463,9 тыс. человек, то в 2023 году достигло 2 864,2 тыс. человек, из них в организованном секторе отдохнули 1 805,2 тыс. человек, а в неорганизованном — 1 059,0 тыс. человек. Среднесписочная численность занятых в сфере туризма увеличилась с 7 204 человек в 2021 году до 9 953 человек в 2023 году, что свидетельствует о восстановлении и развитии отрасли.

Туризм в Кыргызской Республике демонстрирует устойчивое развитие. Количество организаций, предоставляющих туристические услуги, стабильно увеличивается.

Таблица 1. Число хозяйствующих субъектов в сфере туризма (2019–2023 гг.) [8]

2020
2021
2022
2023
2024
Всего
13 456
13 887
14 587
15 493
16 455
Гостиницы
1 361
1 403
1 439
1 489
1 547
Предприятия туризма и учреждения отдыха
1 084
1 123
1 151
1 205
1 233
Рестораны
6 248
6 497
6 876
7 460
8 139
Туристические агентства и туроператоры
4 648
4 742
5 000
5 218
5 412
Санаторно-курортные учреждения
92
99
98
98
101
Природные парки и заповедники
23
23
23
23
23

Анализ таблицы показывает, что в 2020 году их общее количество составило 13 456, а к 2024 году оно увеличится до 16 455. Среди них количество гостиниц увеличилось с 1 361 в 2020 году до 1 547 в 2024 году, предприятий туризма и отдыха — с 1 084 до 1 233, ресторанов — с 6 248 до 8 139. ​​Туристические агентства и туроператоры также показали рост: с 4648 в 2020 году до 5412 в 2024 году. Количество санаториев увеличилось с 92 в 2020 году до 101 в 2024 году, а количество природных парков и заповедников осталось стабильным на уровне 23.

Эти данные свидетельствуют о динамичном развитии инфраструктуры туристической отрасли, что создает благоприятные условия для привлечения туристов и повышения конкурентоспособности на международной арене.

Для реализации этого потенциала важно реализовать эффективную налоговую политику, которая будет поддерживать малый и средний бизнес, сохранять культурное наследие и привлекать инвестиции.

Рисунок 6. Динамика налоговых доходов в Кыргызской Республике (тыс. сом) [7]

Динамика показывает, что налоговые поступления в бюджет государства увеличились с 118 700 831,50 тыс. сомов в 2019 году до 298 552 998,10 тыс. сомов в 2023 году. Такой рост свидетельствует об увеличении экономической активности, в том числе в сфере туризма, что способствует увеличению доходов бюджета.

Туризм в современном мире становится важным элементом креативной экономики и экономики впечатлений, играя ключевую роль в формировании устойчивого экономического роста, создании рабочих мест и продвижении культурного наследия. Концепция креативного туризма основана на предоставлении уникальных впечатлений, стимулирующих интерес туристов, способствующих развитию местных сообществ и интеграции инновационных подходов.

Сектор креативной экономики Кыргызстана включает в себя 12 сфер деятельности и 20 отраслевых специализаций [5]. Среди наиболее развитых сфер: реклама (19,67%), издательское дело (16,41%), искусство (15,91%), архитектура (14,91%), компьютерные игры (12,28%), коммуникации (9,39%) и кинопроизводство (9,14%). Эти отрасли вносят активный вклад в экономику впечатлений [6].

В Кыргызской Республике креативная экономика получила значительный импульс благодаря принятию Закона «О Парке креативной индустрии» от 8 августа 2022 года № 88. Данный закон определяет правовой статус Парка креативной индустрий (ПТИ), особенности управления и порядок его функционирования. ПТИ — это особый правовой режим для предприятий креативной индустрии, стимулирующий их развитие за счет налоговых льгот и упрощенного регулирования [3].

Согласно закону, к креативным индустриям относятся архитектура, дизайн, медиа-арт, программирование, робототехника, индустрия моды, туризм и другие сферы, основанные на творчестве и инновациях. Целями создания ИПК являются развитие национальной экономики, популяризация творческих профессий, продвижение культурного потенциала и создание благоприятной инфраструктуры для творческого предпринимательства.

Принятие данного закона является важным шагом для ускоренного развития туристической отрасли как части креативной экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене.

Одним из ключевых аспектов развития туризма в рамках креативной экономики и экономики впечатлений является интеграция принципов устойчивого развития и зеленой экономики. В этом контексте Зеленая таксономия (далее – Таксономия) является важным документом, который служит основополагающим инструментом для реализации политики Кабинета Министров Кыргызской Республики [4]. Целью внедрения Таксономии является достижение углеродной нейтральности к 2050 году, а также обеспечение реализации решений Кабинета Министров КР, положений Налогового кодекса Кыргызской Республики и других нормативных правовых актов в сфере зеленой экономики.

Таксономия играет важную роль в создании благоприятной среды для привлечения международных инвестиций, что особенно актуально для сферы туризма. Принципы и классификации, заложенные в Таксономии, разработаны с учетом международной практики в области устойчивого финансирования, что способствует интеграции Кыргызстана в мировые процессы устойчивого развития.

Для туризма как части экономики впечатлений использование принципов Таксономии дает возможность расширить инвестиционные потоки, направленные на экологически чистые проекты, инфраструктуру и услуги, соответствующие стандартам зеленой экономики. Сюда же входит стимулирование развития экологического и этнотуризма, которые обладают высоким потенциалом создания уникального опыта для туристов, сохраняя при этом природное и культурное наследие страны.

Кроме того, налоговые льготы, предусмотренные законодательством и основанные на принципах Таксономии, могут стать эффективным инструментом поддержки предприятий, внедряющих экологически устойчивые практики. Это, в свою очередь, позволит туристическому сектору активно способствовать достижению национальных целей по сокращению выбросов углерода и устойчивому развитию.

Таким образом, интеграция Зеленой Таксономии в развитие туризма способствует не только реализации целей зеленой экономики, но и формированию конкурентоспособной и устойчивой креативной экономики в Кыргызстане.

Обзор литературы

Современные исследования подчеркивают ключевую роль туризма как части креативной и впечатляющей экономики. Разработанная Р. Ричардсом [11] теория креативного туризма фокусируется на создании уникальных впечатлений, которые создают новые ценности для туристов и стимулируют экономическое развитие регионов. Исследования П. Гибсона [8] и других авторов подтверждают, что креативные индустрии оказывают положительное влияние на развитие туризма, способствуя укреплению его экономической значимости.

С точки зрения налогообложения Д. Халламс [9] анализирует необходимость введения специальных налоговых льгот и субсидий для поддержки креативных предприятий в сфере туризма. Также, согласно выводам Э. Джейкобса [10], эффективная налоговая политика является ключевым фактором, способствующим увеличению инвестиций в туристическую инфраструктуру и сохранению культурного наследия.

Исследования международных организаций, таких как UNWTO (Всемирная туристская организация), подчеркивают, что успешные примеры налогового регулирования в сфере туризма (например, в странах ЕС) помогают минимизировать экономические риски, связанные с сезонностью, и стимулируют малый и средний бизнес [12].

В статье Аламановой Ч. Б., Орозоновой А. А. и Сариевой Ш. К. [1] рассматривается креативная экономика как драйвер экономического роста в КР. Авторы проанализировали социально-экономические показатели, выявили факторы, препятствующие развитию креативных индустрий, и подчеркнули их важную роль в повышении занятости населения, повышении инвестиционной привлекательности страны и снижении зависимости от ресурсной экономики.

С точки зрения налоговых аспектов в работе Гудкова А.А. и Дедковой Е.Г. [2] подробно рассмотрены меры налогового стимулирования туристической отрасли в России. Авторы проанализировали существующие налоговые механизмы, их влияние на внутренний туризм и предложили новые меры, в том числе разработку специального налогового режима для предприятий сферы туризма. Особое внимание уделено дифференциации налоговой политики в зависимости от типа предприятий сферы туризма, что позволяет повысить их конкурентоспособность и стимулировать развитие въездного туризма.

Заключение

Несмотря на значительный потенциал креативной экономики и туризма в КР, существует ряд проблем, препятствующих их эффективному развитию:

Отсутствие комплексного подхода к разработке и внедрению налоговых льгот и стимулов для предприятий туристической отрасли. Многие субъекты малого и среднего бизнеса не имеют доступа к налоговым преференциям, что снижает их конкурентоспособность. Недостаточное развитие транспортной, гостиничной и культурной инфраструктуры ограничивает привлекательность Кыргызстана для иностранных туристов. Такие креативные индустрии, как медиа, цифровые технологии и дизайн, слабо связаны с туристическим сектором, что препятствует созданию уникальных продуктов и впечатлений для туристов. Дефицит квалифицированных специалистов творческих профессий, связанных с туризмом (гиды, аниматоры, организаторы мероприятий, цифровые маркетологи) снижает качество предоставляемых услуг.

Сезонный характер и низкая диверсификация предложений. Туризм в Кыргызстане сильно зависит от летнего сезона. Отсутствие развитой инфраструктуры для зимнего отдыха, культурного и событийного туризма ограничивает поток туристов в другое время года. Слабое продвижение туристического и творческого потенциала Кыргызстана на международных рынках снижает интерес иностранных туристов и инвесторов.

Важным инструментом решения этой проблемы является Зеленая таксономия, которая может стать основой для реализации политики Кабинета Министров КР по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Таксономия способствует созданию благоприятных условий для привлечения международных инвестиций, внедрения энерго- и ресурсоэффективных технологий, развития «зеленой» инфраструктуры в сфере туризма. Также она способствует выполнению требований статьи 284 Налогового кодекса Кыргызской Республики, предусматривающей возможность освобождения от НДС отдельных товаров и услуг, что является важным стимулом для предприятий, ориентированных на устойчивое развитие [5].

Для решения вышеуказанных проблем необходимо реализовать комплексные меры:

Развивать транспортную, гостиничную и культурную инфраструктуру для повышения привлекательности страны как туристического направления.

Укреплять интеграцию креативных индустрий с туристическим сектором для создания уникальных впечатлений и продуктов.

Улучшать качество обучения в сфере туризма и креативной экономики, включая обучение гидов, аниматоров, организаторов мероприятий и специалистов по цифровому маркетингу.

Диверсифицировать туристические предложения за счет развития зимнего, культурного и событийного туризма.

Усиливать продвижение туристического потенциала Кыргызстана на международной арене через цифровые платформы, участие в выставках и международное сотрудничество.

Внедрять принципы устойчивого финансирования, основанные на Зеленой таксономии, для стимулирования зеленых инвестиций и поддержки экологически устойчивых инициатив в сфере туризма.


Источники:

1. Аламанова Ч.Б., Орозонова А.А., Сариева Ш.К. Креативная экономика как драйвер роста экономики Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 4. – c. 309-324. – doi: 10.18334/asia.6.4.116952.
2. Гудков А.А., Дедкова Е.Г. Налоговое стимулирование развития отрасли туризма: от реальности к перспективам // Налоги и налогообложение. – 2017. – № 6. – c. 14-32.
3. Закон Кыргызской Республики от 8 августа 2022 года № 88 «О Парке креативных индустрий». Cbd.minjust.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения: 19.02.2025).
4. Зеленая таксономия Кыргызской Республики. Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://mineconom.gov.kg/froala/uploads/file/652212a61eaece69258d0b5acab1d7fb9b70a5d4.pdf (дата обращения: 19.02.2025).
5. Налоговый кодекс Кыргызской Республики. Cbd.minjust.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/112342/edition/14092/ru (дата обращения: 19.ю02.2025).
6. Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 21 апреля 2022 г. № 228 «Об утверждении Концепции развития креативной экономики в Кыргызской Республике на 2022–2026 годы». Cbd.minjust.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/159146/edition/1167433/ru (дата обращения: 18.02.2025).
7. Статистический комитет Кыргызской Республики. Stat.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.kg/ru/.
8. Gibson P. Creative Tourism and Its Impact on Local Economies // Journal of Tourism Research. – 2020. – № 4. – p. 45-58.
9. Hallams D. Tax Policies and Their Role in Supporting Creative Industries // Economic Policy Review. – 2015. – № 3. – p. 123-140.
10. Jacobs E. Tourism and Tax Incentives: A Comparative Study of Global Practices // International Journal of Tourism Economics. – 2019. – № 2. – p. 98-115.
11. Richards G. Cultural Tourism: Global and Local Perspectives. - New York: Routledge, 2001.
12. Global Report on Tourism and Creative Economies. - Madrid: UNWTO Publications, 2021.

Страница обновлена: 06.04.2025 в 13:59:03