Совершенствование стандарта услуг корпоративного спорта в России

Нифонтова К.Р.1
1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования практических аспектов формирования и развития стандарта услуг корпоративного спорта в нашей стране. В статье предложены и обоснованы отдельные этапы проектируемого алгоритма: определение роли и места формируемого стандарта услуг корпоративного спорта в рамках сложившейся системы корпоративного спорта организации, оценка альтернативных схем позиционирования нового стандарта услуг корпоративного спорта в рамках сложившейся системы корпоративного спорта организации, выбор приоритетной модели системы корпоративного спорта и ряд других этапов. В качестве одного из основных направлений исследования автор рассматривает альтернативные варианты определения целевых аудиторий в рамках предлагаемого алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта (фокусирование на одной целевой аудитории (чаще всего, на персонале и сотрудниках организации), фокусирование на нескольких целевых аудиториях (в зависимости от миссии и целей самой организации), максимизация числа целевых аудиторий (чаще в условиях необходимости роста имиджа или высокого уровня социальной ориентированности). В статье обосновано, что одной из характерных черт предлагаемого алгоритма является его комплексный и дифференцированный характер по ряду выбранных критериев. В большинстве своем существующие варианты программ корпоративного спорта ориентированы на интересы работодателя, который стремится сократить расходы на корпоративный спорт посредством лимитирования возможности выбора услуг физической культуры и спорта для сотрудников и персонала при одновременном сохранении уровня их качества и доступности

Ключевые слова: корпоративный спорт, сервисная экономика, экономика сферы услуг, экономика спорта

JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57



Введение

Проблематика корпоративного спорта как отдельного сегмента рынка услуг спорта и физической культуры нашла свое отражение в трудах таких отечественных авторов как Бобылев Д. П. [2], Винниченко М. Ю. [4], Волкова, М. А. [5], Вялова, А. В. [7], Мамешев, М. С. [12], Пузанская А. С. [15], Рыжова, Н. С. [18], Савин, А. Ю. [20], Тараненко, А. В. [23], Paul Downward [28].

Тематика мотивации и развития мотивационных (личностных, групповых, профессиональных, любительских и т.д.) установок нашла свое отражение в научных трудах таких авторов, как Андрющенко, Ю. В. [1], Вакурин, С. А. [3], Востриков, В. А. [6], Мацкевич, Д. И. [13], Трусова, Т. В. [24], Федотов, Б. В. [25], Ярмухаметова, Г. У. [26], Kathi Diel [27].

Вместе с тем, практическая реализация существующих методических подходов к созданию или совершенствованию систем корпоративного спорта предполагает определение стандартных ситуаций, а также набора определённых конкретных действий организационно-экономического характера, которые могли бы максимально унифицировать и упростить экономическое поведение субъекта управления системой корпоративного спорта с точки зрения использования ресурсной базы и характеристики предпочтений выбранных целевых аудиторий.

В данной статье в отличие от прочих автором сделан акцент на разработку алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта, который обладает универсальным характером и может быть использован в условиях любого предприятия или организации вне зависимости от регионального расположения, принадлежности к определенной отрасли, организационно-правовой формы и т.д. Вместе с тем его реализация наиболее вероятна при соблюдении двух ключевых условий – наличия опыта функционирования программ корпоративного спорта, что наиболее характерно для крупных российских корпораций, в которых корпоративный спорт – часть уже сложившейся системы КСО, при одновременной готовности руководства организации к изменению условий и параметров системы корпоративного спорта в организации.

В результате автором предложены и охарактеризованы этапы реализации алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта, проведена оценка альтернативных вариантов определения целевых аудиторий, осуществлен сравнительный анализ схем определения роли и значимости стандарта услуг корпоративного спорта в организации.

Этапы реализации алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта

С учетом особенностей эволюционного развития моделей систем корпоративного спорта в России, а также принимая во внимание специфику рынка услуг физической культуры и спорта в нашей стране, предлагается следующий вариант алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта, который учитывал бы как интересы самого предприятия с точки зрения реализации внутренней социальной политики, и, конечно же, был бы ориентирован на удовлетворение потребностей в услугах физической культуры и спорта основных целевых аудиторий (рисунок 1).

Одним из ключевых элементов системы корпоративного спорта является стандарт услуг корпоративного спорта, который определяет основные виды спортивной активности, особенности, порядок оказания, проектирования и продвижения, а также непосредственную структуру услуг корпоративного спорта и их практическую реализацию в условиях конкретного отечественного предприятия или организации. Формирование стандарта услуг корпоративного спорта является одной из ключевых задач любой программы КСО бизнеса вне зависимости от масштабов его деятельности, отраслевой специфики или регионального расположения.

Рисунок 1 - Алгоритм формирования стандарта услуг корпоративного спорта (авторские разработки)

В связи с этим можно говорить о том, что разработка алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта является одним из целевых приоритетов в рамках реализации проектов и программ в рамках системы корпоративного спорта.

Оценка альтернативных вариантов определения целевых аудиторий

Начало реализации предложенного алгоритма связано с определением целевых аудиторий, на которые будет рассчитан стандарт услуг корпоративного спорта в организации, так как именно целевая аудитория и ее запросы являются ядром системы корпоративного спорта.

В данном случае возможны следующие альтернативы, которые соотнесены с уровнем развития системы корпоративного спорта в организации (рисунок 2).

Рисунок 2 - Альтернативные варианты определения целевых аудиторий в рамках предлагаемого алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта (авторские разработки)

Также необходимо отметить, что в основе процесса формирования и последующего совершенствования стандарта услуг корпоративного спорта – услуги корпоративного спорта внутреннего характера, ориентированные на эффективное взаимодействие коммерческих структур и тех целевых аудиторий, которые они считают приоритетными в контексте конструирования программ корпоративного спорта.

Предложенный алгоритм ориентирован на соблюдение интересов двух основных целевых аудиторий, а именно:

-сотрудников организации, занимающих штатные должности и работающих на полную ставку вне зависимости от их роли, статуса или положения в данной организации. Выбор данной целевой аудитории соответствует принципу полноты охвата системы корпоративного спорта, услуги которой должны распространяться на всех сотрудников организации при одновременном росте уровня мотивации персонала к занятиям физической культурой и спортом, который может быть обеспечен высокой адаптивностью и гибкостью стандарта услуг корпоративного спорта в данной организации,

-детей и внуков сотрудников организации, которые также должны быть максимально вовлечены в программы корпоративного спорта организации и интересы которых должны быть учтены при формировании стандарта услуг корпоративного спорта в организации в разных организационных вариантах (спортивные программы и мероприятия исключительно для детей и подростков, спортивные программы и мероприятия семейного характера, массовые спортивные мероприятия). Выбор данной целевой аудитории обусловлен, как уже упоминалось ранее, необходимостью требований государственной политики в области обеспечения устойчивости демографических показателей российских регионов, объективной пропаганды традиционных ценностей российского многоукладного и многонационального общества, сохранению семейных традиций, развития трудовых династий и т.д.

Таким образом, выделяя данные целевые аудитории, для которых предполагается формирование и последующее совершенствование стандарта услуг корпоративного спорта, подчёркивается их приоритетная значимость как для самой организации, так и для органов территориального управления, которые могут способствовать развитию систем корпоративного спорта в условиях отдельных субъектов и муниципальных образований РФ.

Сравнительный анализ схем определения роли и значимости стандарта услуг корпоративного спорта в организации

Следующим этапом реализации алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта можно признать определение его роли и места в рамках сложившейся системы корпоративного спорта организации или предприятия. На данном этапе принципиально определить отношение руководства коммерческой структуры к самому факту необходимости разработки стандарта услуг корпоративного спорта. По сути, можно говорить о нескольких возможных схемах (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ схем определения роли и значимости стандарта услуг корпоративного спорта в организации (авторские разработки)

№ схемы
Концептуальная характеристика схемы
Наиболее
распространённые варианты реализации схемы
Значимость с точки зрения формирования стандарта услуг корпоративного спорта в организации
1
Отсутствие стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном отсутствии интереса руководства к его формированию
-стадия выхода на рынок в условиях высоких рисков,
- развитие кризисных явлений экономического и неэкономического характера,
-ориентация на получение краткосрочных результатов экономической деятельности,
-низкий уровень развития организационной культуры и т.д.
Крайне низкая – отсутствие системы корпоративного спорта в долгосрочном периоде
2
Отсутствие стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном наличии интереса руководства к его формированию
-стадия выхода на рынок в условиях высоких рисков,
-отсутствие опыта развития программ корпоративного спорта,
-текущие финансово-экономические сложности краткосрочного характера,
-недостаточный уровень компетенций в области развития программ КСО
Средняя – отсутствие системы корпоративного спорта в среднесрочном или краткосрочном периоде
3
Наличие определенного стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном отсутствии интереса руководства к его развитию и совершенствованию
- стадия зрелости на рынке,
-наличие сложившихся походов в сфере корпоративного спорта,
-значительное количество направлений и программ КСО,
-высокая сложность принятия управленческих решений относительно функционирования системы корпоративного спорта,
-низкий уровень дифференциации услуг корпоративного спорта
Низкая – существование системы корпоративного спорта, которая устраивает руководство организации
4
Наличие определенного стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном наличии интереса руководства к его развитию и совершенствованию
- стадия роста или зрелости на рынке,
-наличие сложившихся походов в сфере корпоративного спорта,
-возможность оперативного управления программами корпоративного спорта с точки зрения их адаптации к социально-экономическим условиям,
-низкий или средний уровень дифференциации услуг корпоративного спорта,
-оценка корпоративного спорта с точки зрения аспектов мотивационной политики организации
Высокая – существование системы корпоративного спорта, которая не устраивает руководство организации по ряду осознанных и объективных причин

С точки зрения перспектив реализации представленного ранее алгоритма, наиболее предпочтительными следует признать Схему № 2 и Схему № 4, каждая из которых, может быть, учтена с точки зрения набора организационно-экономических действий по реализации заявленного алгоритма. Кроме того, можно отметить тот факт, что по формальным признакам, первые две схемы, в большей степени, соответствуют малому и среднему российскому бизнесу, а остальные две вписываются в реалии крупных российских корпораций.

Ориентируясь на российскую практику крупного бизнеса, в контексте реализации программ КСО, и учитывая аналитические материалы ряда отечественных исследователей в области организации и управления персоналом в системе корпоративного спорта в РФ [8-11,14,16,17,19,21,22], можно говорить о превалировании Схемы № 4.

Однако, в качестве критического замечания, можно отметить весьма слабоструктурированный характер подобного рода стандартов как с точки зрения состава и структуры услуг корпоративного спорта, так и с точки зрения их связи с мотивационной политикой организации.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что предложный алгоритм отличается от уже существующих в России и за рубежом по следующим характеристикам:

-в основе предлагаемого алгоритма не отдельные услуги физической культуры или спорта, которые могут быть реализованы в рамках программ корпоративного спорта, а введенное понятие стандарта услуг корпоративного спорта,

-предложенный алгоритм обладает универсальным характером и может быть использован в условиях любого предприятия или организации вне зависимости от регионального расположения, принадлежности к определенной отрасли, организационно-правовой формы и т.д. Вместе с тем его реализация наиболее вероятна при соблюдении двух ключевых условий – наличия опыта функционирования программ корпоративного спорта, что наиболее характерно для крупных российских корпораций, в которых корпоративный спорт – часть уже сложившейся системы КСО, при одновременной готовности руководства организации к изменению условий и параметров системы корпоративного спорта в организации,

-одной из характерных черт предлагаемого алгоритма является его комплексный и дифференцированный характер по ряду выбранных критериев. В большинстве своем существующие варианты программ корпоративного спорта ориентированы на интересы работодателя, который стремится сократить расходы на корпоративный спорт посредством лимитирования возможности выбора услуг физической культуры и спорта для сотрудников и персонала при одновременном сохранении уровня их качества и доступности. Предложенный вариант, в большей степени, учитывает пожелания трудового коллектива и направлен на стимулирование участия в программах корпоративного спорта,

-вместе с тем, учитывая, одновременно, потенциальные финансово-экономические риски и относительно высокий уровень прямых затрат на обеспечение функционирования услуг корпоративного спорта и актуальную необходимость достижения высокого качества услуг и спортивной инфраструктуры, предлагается выделять базовую и специализированную часть стандарта услуг корпоративного спорта.


Источники:

1. Андрющенко Ю. В., Гоманюк М. К. Мотивация в спорте // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2023. – № 1. – c. 41-47.
2. Бобылев Д. П. Перспективы развития корпоративного спорта в России // Тенденции развития индустрии гостеприимства, туризма и спорта: российский и зарубежный опыт: Сборник статей. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс". Москва, 2021. – c. 345-349.
3. Вакурин С. А. Мотивация и управление качеством развития и социализации личности в спорте и через спорт // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Новокузнецк, 19–21 мая 2020 года / Под общей редакцией М.В. Темлянцева. Том Выпуск 24. Часть IV. – Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет. Новокузнецк, 2020. – c. 105-108.
4. Винниченко М. Ю., Александров С. Г. О значении «корпоративного спорта» в эффективности деятельности коммерческой организации // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей - XIII. Волгоград, 2021. – c. 381-384.
5. Волкова М. А., Иванова Ю. О. Актуальные тенденции развития корпоративного спорта за рубежом и их внедрение в Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-2. – c. 183-189.
6. Востриков В. А. Мотивация спортивной деятельности // Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры: материалы III международной научно-практической конференции, Донецк, 09 февраля 2018 года / Министерство образования и науки Донецкой народной республики; ГОО ВПО «Донецкий институт физической культуры и спорта». – Донецк: Донецкий институт физической культуры и спорта. Донецк, 2018. – c. 80-85.
7. Вялова А. В. Развитие корпоративного спорта в России // EurasiaScience: Сборник статей LXII международной научно-практической конференции, Москва, 30 июня 2024 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность. РФ". Москва, 2024. – c. 176-178.
8. Игнатенко Ю. А., Брыкина В. А., Крикунова О. Ф. Корпоративный спорт как средство популяризации здорового образа жизни // Автономия личности. – 2024. – № 1. – c. 157-163.
9. Киреева А. В., Антипенкова И. В., Мазурина А. В. Подготовка квалифицированных специалистов как залог успешного развития корпоративного спорта // 74-я научно-практическая и научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава фгбоу во «сгус»: Сборник материалов 74-й научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО "СГУС", Смоленск, 01 февраля 2024 года. – Смоленск: Смоленский государственный университет спорта. Смоленск, 2024. – c. 128-131.
10. Котова Н. Г. Компонентная структура современного корпоративного спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 5. – c. 6-8.
11. Максимов И. Б., Марукова И. В. Развитие корпоративного спорта, как способ повышения производительности труда // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 23 марта 2017 года. – Иркутск: Байкальский государственный университет. Иркутск, 2017. – c. 152-159.
12. Мамешев М. С., Степанова О. Н. Факторы, способствующие и сдерживающие развитие корпоративного спорта в современной России (по результатам качественного контент-анализа специальной литературы) // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 марта 2022 года. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Манускрипт". Ростов-на-Дону, 2022. – c. 152-154.
13. Мацкевич Д. И. Особенности мотивации у людей, занимающихся спортом // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы ХХI Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 24 ноября 2017 года / Под редакцией Е.А. Ветошкиной. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры. Хабаровск, 2017. – c. 233-234.
14. Набиуллин А. М., Кабирова О. Р. Роль корпоративного спорта в формировании здорового образа жизни сотрудников // Атомная энергия: Материалы учебно-методического семинара, Смоленск, 23 ноября 2023 года. – Смоленск: Смоленский государственный университет спорта. Смоленск, 2023. – c. 95-98.
15. Пузанская А. С., Бараковских К. Н. Тенденции развития корпоративного спорта среди сотрудников компании // Атомная энергия спорта: Материалы учебно-методического семинара, Смоленск, 23 ноября 2023 года. – Смоленск: Смоленский государственный университет спорта. Смоленск, 2023. – c. 109-112.
16. Родионов В. А., Родионова М. А. Роль корпоративного спорта в оздоровлении и повышении уровня физической активности трудящихся // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 1. – c. 90-91.
17. Родионова М.А., Родионов В.А., Лубышева Л.И. Корпоративный спорт как часть корпоративной культуры производственного предприятия // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – c. 92-94.
18. Рыжова Н. С., Схаплок Р. Ю. Корпоративный спорт и всё что нужно о нём знать // Теория и практика приоритетных научных исследований: Сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Смоленск, 25 мая 2020 года. – Смоленск: Международный научно-информационный центр "Наукосфера". Смоленск, 2020. – c. 25-29.
19. Савин А. Ю. Перспективы развития корпоративного спорта в Российской Федерации // Актуальные проблемы управления - 2022: Материалы 27-й Международной научно-практической конференции, Москва, 23–24 ноября 2022 года. Том Выпуск 2 – Москва: Государственный университет управления. Москва, 2023. – c. 328-330.
20. Савин А. Ю., Борисова Т. П. Корпоративный спорт как инструмент преобразования организационной культуры // Управление персоналом, социальными и бизнес-коммуникациями: методы, модели, технологии - 2023: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2023 года. – Москва: Государственный университет управления. Москва, 2023. – c. 102-106.
21. Слаутина П. А., Бриль А. Р. Корпоративный спорт как новый тренд в системе управления персоналом // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, Санкт-Петербург, 30 мая – 02 2022 года. Том Часть 5. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого". Санкт-Петербург, 2022. – c. 86-91.
22. Солопаева В. С. Корпоративный спорт как компонент корпоративной культуры организации // Управление персоналом, социальными и бизнес-коммуникациями: методы, модели, технологии - 2020: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 25 марта 2020 года. – Москва: Государственный университет управления. Москва, 2020. – c. 199-201.
23. Тараненко А. В., Гетман Е. П. Корпоративный спорт: его значимость для организаций и предприятий // Xlv научная конференция студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа: езисы докладов XLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа, Краснодар, 01 февраля – 31 2018 года. Том Часть 2. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, 2018. – c. 290-291.
24. Трусова Т. В., Крюкова А. А. Мотивация в спорте // Мир в зеркале языков: комплексная парадигма: Материалы VIII Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Шахты, 21 апреля 2017 года. – Шахты: Издательство ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты. Шахты, 2017. – c. 110-112.
25. Федотов Б. В. Проблема мотивации в спорте для взрослых // Наука и социум: материалы XII международной научно-практической конференции, Новосибирск, 02–08 мая 2021 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы". Новосибирск, 2021. – c. 147-150.
26. Ярмухаметова Г. У. Мотивация в спорте // Вестник науки. – 2018. – № 9. – c. 61-63.
27. Kathi Diel, Laura Broeker, Markus Raab, Wilhelm Hofmann, Motivational and emotional effects of social comparison in sports, Psychology of Sport and Exercise, Volume 57, 2021, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1469029221001667) (Дата обращения: 21. 12.2024) URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1469029221001667).
28. Paul Downward, Alistair Dawson, Trudo Dejonghe, Chapter 1 - The Economics of Sport, Editor(s): Paul Downward, Alistair Dawson, Trudo Dejonghe, In Sport Management, Sports Economics, Butterworth-Heinemann, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B9780750683548000016) (Дата обращения: 21. 12.2024) URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B9780750683548000016).

Страница обновлена: 04.03.2025 в 10:26:19