Improving corporate sports services in Russia

Nifontova K.R.1
1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 1 (January-March 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=81425214

Abstract:
The relevance of the article is based on the necessity to study the practical aspects of formation and development of the standard of corporate sport services in our country. The article examines the individual stages of the proposed algorithm: determination of the role and place of the emerging standard of corporate sport services within the established corporate sport system of the organization, evaluation of alternative positioning schemes for the new standard of corporate sport services within the established corporate sport system of the organization, selection of a priority model of the corporate sport system, etc. As one of the main research directions, the author considers alternative options of target groups determination within the framework of the proposed algorithm of creation of a standard of corporate sport services: focus on one target group (most often on the employees and workers of the organization), focus on several target groups (depending on the mission and goals of the organization itself), and maximization of the number of target groups (more often in connection with the need for image growth or a high level of social orientation). The article proves that one of the characteristics of the proposed algorithm is its complex and differentiated nature according to a number of selected criteria. The existing options of corporate sports programs are mostly focused on the interests of the employer, who tries to reduce the costs of corporate sports by limiting the choice of physical education and sports services for employees and staff, while maintaining their quality and accessibility.

Keywords: corporate sports, service economy, sports economics

JEL-classification: Z20, Z21, L82, O57



Введение

Проблематика корпоративного спорта как отдельного сегмента рынка услуг спорта и физической культуры нашла свое отражение в трудах таких отечественных авторов как Бобылев Д. П. [2], Винниченко М. Ю. [4], Волкова, М. А. [5], Вялова, А. В. [7], Мамешев, М. С. [12], Пузанская А. С. [15], Рыжова, Н. С. [18], Савин, А. Ю. [20], Тараненко, А. В. [23], Paul Downward [28].

Тематика мотивации и развития мотивационных (личностных, групповых, профессиональных, любительских и т.д.) установок нашла свое отражение в научных трудах таких авторов, как Андрющенко, Ю. В. [1], Вакурин, С. А. [3], Востриков, В. А. [6], Мацкевич, Д. И. [13], Трусова, Т. В. [24], Федотов, Б. В. [25], Ярмухаметова, Г. У. [26], Kathi Diel [27].

Вместе с тем, практическая реализация существующих методических подходов к созданию или совершенствованию систем корпоративного спорта предполагает определение стандартных ситуаций, а также набора определённых конкретных действий организационно-экономического характера, которые могли бы максимально унифицировать и упростить экономическое поведение субъекта управления системой корпоративного спорта с точки зрения использования ресурсной базы и характеристики предпочтений выбранных целевых аудиторий.

В данной статье в отличие от прочих автором сделан акцент на разработку алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта, который обладает универсальным характером и может быть использован в условиях любого предприятия или организации вне зависимости от регионального расположения, принадлежности к определенной отрасли, организационно-правовой формы и т.д. Вместе с тем его реализация наиболее вероятна при соблюдении двух ключевых условий – наличия опыта функционирования программ корпоративного спорта, что наиболее характерно для крупных российских корпораций, в которых корпоративный спорт – часть уже сложившейся системы КСО, при одновременной готовности руководства организации к изменению условий и параметров системы корпоративного спорта в организации.

В результате автором предложены и охарактеризованы этапы реализации алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта, проведена оценка альтернативных вариантов определения целевых аудиторий, осуществлен сравнительный анализ схем определения роли и значимости стандарта услуг корпоративного спорта в организации.

Этапы реализации алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта

С учетом особенностей эволюционного развития моделей систем корпоративного спорта в России, а также принимая во внимание специфику рынка услуг физической культуры и спорта в нашей стране, предлагается следующий вариант алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта, который учитывал бы как интересы самого предприятия с точки зрения реализации внутренней социальной политики, и, конечно же, был бы ориентирован на удовлетворение потребностей в услугах физической культуры и спорта основных целевых аудиторий (рисунок 1).

Одним из ключевых элементов системы корпоративного спорта является стандарт услуг корпоративного спорта, который определяет основные виды спортивной активности, особенности, порядок оказания, проектирования и продвижения, а также непосредственную структуру услуг корпоративного спорта и их практическую реализацию в условиях конкретного отечественного предприятия или организации. Формирование стандарта услуг корпоративного спорта является одной из ключевых задач любой программы КСО бизнеса вне зависимости от масштабов его деятельности, отраслевой специфики или регионального расположения.

Рисунок 1 - Алгоритм формирования стандарта услуг корпоративного спорта (авторские разработки)

В связи с этим можно говорить о том, что разработка алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта является одним из целевых приоритетов в рамках реализации проектов и программ в рамках системы корпоративного спорта.

Оценка альтернативных вариантов определения целевых аудиторий

Начало реализации предложенного алгоритма связано с определением целевых аудиторий, на которые будет рассчитан стандарт услуг корпоративного спорта в организации, так как именно целевая аудитория и ее запросы являются ядром системы корпоративного спорта.

В данном случае возможны следующие альтернативы, которые соотнесены с уровнем развития системы корпоративного спорта в организации (рисунок 2).

Рисунок 2 - Альтернативные варианты определения целевых аудиторий в рамках предлагаемого алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта (авторские разработки)

Также необходимо отметить, что в основе процесса формирования и последующего совершенствования стандарта услуг корпоративного спорта – услуги корпоративного спорта внутреннего характера, ориентированные на эффективное взаимодействие коммерческих структур и тех целевых аудиторий, которые они считают приоритетными в контексте конструирования программ корпоративного спорта.

Предложенный алгоритм ориентирован на соблюдение интересов двух основных целевых аудиторий, а именно:

-сотрудников организации, занимающих штатные должности и работающих на полную ставку вне зависимости от их роли, статуса или положения в данной организации. Выбор данной целевой аудитории соответствует принципу полноты охвата системы корпоративного спорта, услуги которой должны распространяться на всех сотрудников организации при одновременном росте уровня мотивации персонала к занятиям физической культурой и спортом, который может быть обеспечен высокой адаптивностью и гибкостью стандарта услуг корпоративного спорта в данной организации,

-детей и внуков сотрудников организации, которые также должны быть максимально вовлечены в программы корпоративного спорта организации и интересы которых должны быть учтены при формировании стандарта услуг корпоративного спорта в организации в разных организационных вариантах (спортивные программы и мероприятия исключительно для детей и подростков, спортивные программы и мероприятия семейного характера, массовые спортивные мероприятия). Выбор данной целевой аудитории обусловлен, как уже упоминалось ранее, необходимостью требований государственной политики в области обеспечения устойчивости демографических показателей российских регионов, объективной пропаганды традиционных ценностей российского многоукладного и многонационального общества, сохранению семейных традиций, развития трудовых династий и т.д.

Таким образом, выделяя данные целевые аудитории, для которых предполагается формирование и последующее совершенствование стандарта услуг корпоративного спорта, подчёркивается их приоритетная значимость как для самой организации, так и для органов территориального управления, которые могут способствовать развитию систем корпоративного спорта в условиях отдельных субъектов и муниципальных образований РФ.

Сравнительный анализ схем определения роли и значимости стандарта услуг корпоративного спорта в организации

Следующим этапом реализации алгоритма формирования стандарта услуг корпоративного спорта можно признать определение его роли и места в рамках сложившейся системы корпоративного спорта организации или предприятия. На данном этапе принципиально определить отношение руководства коммерческой структуры к самому факту необходимости разработки стандарта услуг корпоративного спорта. По сути, можно говорить о нескольких возможных схемах (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ схем определения роли и значимости стандарта услуг корпоративного спорта в организации (авторские разработки)

№ схемы
Концептуальная характеристика схемы
Наиболее
распространённые варианты реализации схемы
Значимость с точки зрения формирования стандарта услуг корпоративного спорта в организации
1
Отсутствие стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном отсутствии интереса руководства к его формированию
-стадия выхода на рынок в условиях высоких рисков,
- развитие кризисных явлений экономического и неэкономического характера,
-ориентация на получение краткосрочных результатов экономической деятельности,
-низкий уровень развития организационной культуры и т.д.
Крайне низкая – отсутствие системы корпоративного спорта в долгосрочном периоде
2
Отсутствие стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном наличии интереса руководства к его формированию
-стадия выхода на рынок в условиях высоких рисков,
-отсутствие опыта развития программ корпоративного спорта,
-текущие финансово-экономические сложности краткосрочного характера,
-недостаточный уровень компетенций в области развития программ КСО
Средняя – отсутствие системы корпоративного спорта в среднесрочном или краткосрочном периоде
3
Наличие определенного стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном отсутствии интереса руководства к его развитию и совершенствованию
- стадия зрелости на рынке,
-наличие сложившихся походов в сфере корпоративного спорта,
-значительное количество направлений и программ КСО,
-высокая сложность принятия управленческих решений относительно функционирования системы корпоративного спорта,
-низкий уровень дифференциации услуг корпоративного спорта
Низкая – существование системы корпоративного спорта, которая устраивает руководство организации
4
Наличие определенного стандарта услуг корпоративного спорта при одновременном наличии интереса руководства к его развитию и совершенствованию
- стадия роста или зрелости на рынке,
-наличие сложившихся походов в сфере корпоративного спорта,
-возможность оперативного управления программами корпоративного спорта с точки зрения их адаптации к социально-экономическим условиям,
-низкий или средний уровень дифференциации услуг корпоративного спорта,
-оценка корпоративного спорта с точки зрения аспектов мотивационной политики организации
Высокая – существование системы корпоративного спорта, которая не устраивает руководство организации по ряду осознанных и объективных причин

С точки зрения перспектив реализации представленного ранее алгоритма, наиболее предпочтительными следует признать Схему № 2 и Схему № 4, каждая из которых, может быть, учтена с точки зрения набора организационно-экономических действий по реализации заявленного алгоритма. Кроме того, можно отметить тот факт, что по формальным признакам, первые две схемы, в большей степени, соответствуют малому и среднему российскому бизнесу, а остальные две вписываются в реалии крупных российских корпораций.

Ориентируясь на российскую практику крупного бизнеса, в контексте реализации программ КСО, и учитывая аналитические материалы ряда отечественных исследователей в области организации и управления персоналом в системе корпоративного спорта в РФ [8-11,14,16,17,19,21,22], можно говорить о превалировании Схемы № 4.

Однако, в качестве критического замечания, можно отметить весьма слабоструктурированный характер подобного рода стандартов как с точки зрения состава и структуры услуг корпоративного спорта, так и с точки зрения их связи с мотивационной политикой организации.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что предложный алгоритм отличается от уже существующих в России и за рубежом по следующим характеристикам:

-в основе предлагаемого алгоритма не отдельные услуги физической культуры или спорта, которые могут быть реализованы в рамках программ корпоративного спорта, а введенное понятие стандарта услуг корпоративного спорта,

-предложенный алгоритм обладает универсальным характером и может быть использован в условиях любого предприятия или организации вне зависимости от регионального расположения, принадлежности к определенной отрасли, организационно-правовой формы и т.д. Вместе с тем его реализация наиболее вероятна при соблюдении двух ключевых условий – наличия опыта функционирования программ корпоративного спорта, что наиболее характерно для крупных российских корпораций, в которых корпоративный спорт – часть уже сложившейся системы КСО, при одновременной готовности руководства организации к изменению условий и параметров системы корпоративного спорта в организации,

-одной из характерных черт предлагаемого алгоритма является его комплексный и дифференцированный характер по ряду выбранных критериев. В большинстве своем существующие варианты программ корпоративного спорта ориентированы на интересы работодателя, который стремится сократить расходы на корпоративный спорт посредством лимитирования возможности выбора услуг физической культуры и спорта для сотрудников и персонала при одновременном сохранении уровня их качества и доступности. Предложенный вариант, в большей степени, учитывает пожелания трудового коллектива и направлен на стимулирование участия в программах корпоративного спорта,

-вместе с тем, учитывая, одновременно, потенциальные финансово-экономические риски и относительно высокий уровень прямых затрат на обеспечение функционирования услуг корпоративного спорта и актуальную необходимость достижения высокого качества услуг и спортивной инфраструктуры, предлагается выделять базовую и специализированную часть стандарта услуг корпоративного спорта.


References:

Andryuschenko Yu. V., Gomanyuk M. K. (2023). Motivation in sports. OlymPlus. Gumanitarnaya versiya. (1). 41-47.

Bobylev D. P. (2021). Prospects for the development of corporate sports in Russia Trends in the development of the hospitality, tourism and sports industry: Russian and foreign experience. 345-349.

Fedotov B. V. (2021). The problem of motivation in adult sports Science and society. 147-150.

Ignatenko Yu. A., Brykina V. A., Krikunova O. F. (2024). Corporate sports as a means of popularizing a healthy lifestyle. Avtonomiya lichnosti. (1). 157-163.

Kireeva A. V., Antipenkova I. V., Mazurina A. V. (2024). Training of qualified specialists as a key to the successful development of corporate sports 74th Scientific-Practical and Scientific-Methodological Conference of the Faculty of the Smolensk State University of Sports. 128-131.

Kotova N. G. (2020). Component structure of modern corporate sports. Physical education: education, training. (5). 6-8.

Maksimov I. B., Marukova I. V. (2017). Development of corporate sports as a way to increase labor productivity Trends and problems in the Russian economy: theoretical and practical aspects. 152-159.

Mameshev M. S., Stepanova O. N. (2022). Factors contributing to and constraining the development of corporate sports in modern Russia (based on the results of a qualitative content analysis of specialized literature) Innovations and traditions in modern physical education. 152-154.

Matskevich D. I. (2017). Features of motivation among people involved in sports Modern problems of physical culture and sports. 233-234.

Nabiullin A. M., Kabirova O. R. (2023). The role of corporate sports in shaping a healthy lifestyle for employees Nuclear energy. 95-98.

Puzanskaya A. S., Barakovskikh K. N. (2023). Trends in the development of corporate sports among the company's employees Nuclear energy of sports. 109-112.

Rodionov V. A., Rodionova M. A. (2020). Corporate sport in promotion of health and physical activity in active population. Theory and Practice of Physical Culture. (1). 90-91.

Rodionova M.A., Rodionov V.A., Lubysheva L.I. (2019). Corporate sport contributions to industrial corporate cultures. Theory and Practice of Physical Culture. (3). 92-94.

Ryzhova N. S., Skhaplok R. Yu. (2020). Corporate sports and everything you need to know about it Theory and practice of priority scientific research. 25-29.

Savin A. Yu. (2023). Prospects for the development of corporate sports in the Russian Federation Current management issues - 2022. 328-330.

Savin A. Yu., Borisova T. P. (2023). Corporate sports as a tool for transforming organizational culture Human Resources, Social and Business Communications Management: Methods, Models, Technologies 2023. 102-106.

Slautina P. A., Bril A. R. (2022). Corporate sports as a new trend in the personnel management system Fundamental and applied research in the field of management, economics and trade. 86-91.

Solopaeva V. S. (2020). Corporate sports as a component of an organization's corporate culture Human Resources, Social and Business Communications Management: methods, models, technologies 2020. 199-201.

Taranenko A. V., Getman E. P. (2018). Corporate sports: its importance for organizations and enterprises 14th Scientific Conference of Students and Young Scientists of Universities of the Southern Federal District. 290-291.

Trusova T. V., Kryukova A. A. (2017). Motivation in sports The world in the mirror of languages: a complex paradigm. 110-112.

Vakurin S. A. (2020). Motivation and quality management of personal development and socialization in and through sports Science and youth: problems, searches, solutions. 105-108.

Vinnichenko M. Yu., Aleksandrov S. G. (2021). On the importance of "corporate sports" in the effectiveness of a commercial organization Problems of modern society through the eyes of young researchers XIII. 381-384.

Volkova M. A., Ivanova Yu. O. (2022). Current trends in the development of corporate sports abroad and their implementation in the Russian Federation. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (5-2). 183-189.

Vostrikov V. A. (2018). Motivation of sports activities Modern problems of sports, physical education and adaptive physical culture. 80-85.

Vyalova A. V. (2024). Development of corporate sports in Russia Eurasia Science. 176-178.

Yarmukhametova G. U. (2018). Motivation in sports. Vestnik nauki. 3 (9). 61-63.

Страница обновлена: 30.04.2025 в 12:59:56