Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации
Иванов Е.Д.1![]()
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80404139
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы достижения конкурентоспособности высшего учебного заведения гражданской авиации. Определяются траектории, по которым следует целеориентировать управленческие методы и организационные приемы, направленные на повышение конкурентоспособности авиационного вуза Предлагается совокупность траекторий, среди которых есть как характерные для всех образовательных организаций, так и те, которые являются специфическими для авиационного вуза. Обосновывается, что одно из ключевых значений в повышении конкурентоспособности принадлежит кадровому потенциалу. Делается вывод о необходимости разработки методических рекомендаций по усилению кадровой составляющей в качестве условия обеспечения конкурентоспособности вуза.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, кадровый потенциал, человеческие ресурсы, вуз гражданской авиации
JEL-классификация: D41, I23, I25, L93
Введение
В современных условия высшие учебные заведения находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы, в связи с этим становится актуальной задача поиска конкурентных преимуществ. В системе авиационного образования существует ряд особенностей, описанных в работе [8], которые необходимо учитывать при повышении конкурентоспособности образовательной организации.
Вопросы повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг затрагивались в работах О.П. Ковалевой [12], Т.Н. Прижигалинской, А.А. Осыкова [20], Т.Г. Тваури [24], И.А. Ефимовой [5], Л.В. Беркетова [2], А.Н. Суетин, С.Н. Суетин, А.А. Шулус [19] и других авторов.
Отдельные аспекты, связанные с повышением конкурентоспособности вуза за счет повышения качества образования и управления качеством, рассмотрены в работах А.Г. Бездудной [1], Ю.П. Кожаева [13] и других.
Применение современных технологий, дистанционных форм обучения, а также цифровизация деятельности образовательных организаций в качестве конкурентных преимуществ представлены в работах А.Г. Изотовой, Е.С. Гаврилюк [9], Е.А. Селиванова [22], А.С. Чумакова [26] и других.
Повышение конкурентоспособности вуза и его развитие с позиции маркетинга изучено такими авторами, как И.И. Топилина [25], Д.С. Перехватов [16], Г.И. Маркова [15], М.И. Иродов [11], С.Э. Савзиханова, Н.Э. Эминова [21] и другими.
В свете настоящего исследования особого внимания заслуживают работы, посвященные усилению кадрового потенциала вузов и повышению конкуренции за счет совершенствования системы управления персоналом. Этим вопросам посвящены труды И.В. Бурениной [3], И.В. Жуплей, В.В. Шемахановой, О.М. Шевченко [6], Н.Ф. Плотниковой, Е.Н. Струкова, К.Р. Вагнер [18], В.В. Иноземцевой [10], Е.А. Синельниковой [23] и других авторов.
Тем не менее, несмотря на такой широкий круг изученных вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности вуза, остаются не достаточно исследованными вопросы развития конкурентного потенциала авиационных вузов.
Цель данной работы − определить возможные траектории развития конкурентного потенциала высшего учебного заведения гражданской авиации.
Новизна исследования заключается в определении траекторий, по которым следует целеориентировать управленческие методы и организационные приемы, направленные на повышение конкурентоспособности авиационного вуза.
Основная часть
Для решения задачи повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения необходимо определить возможные траектории развития конкурентного потенциала, к которому могут относить различные ресурсы и сферы деятельности вуза. При выборе траектории или их совокупности (поскольку концептуально возможно развитие одновременно нескольких траекторий) руководство вуза ориентируется на стратегические приоритеты и долгосрочные планы. Единственным объективным ограничивающим фактором является объем ресурсов, имеющихся в наличии у образовательной организации, в основном, речь идет о финансовых, материальных и человеческих ресурсах, нехватка которых может препятствовать всестороннему развитию вуза. При этом в качестве дополнительного лимитированного ресурса можно рассматривать и временной, однако он, как правило, имеет прямую зависимость от человеческих ресурсов (количественных и качественных характеристик персонала, задействованного в решении задачи повышения конкурентоспособности). При более высокой квалификации имеющегося персонала и его большей заинтересованности в результатах своего труда, производительность труда выше, следовательно те же самые задачи персонал способен выполнить за меньший промежуток времени и на более высоком качественном уровне.
Для решения стратегических задач и реализации долгосрочных проектов по повышению конкурентоспособности образовательным организациям необходимо привлекать дополнительные средства, для чего важно сделать акцент на привлечение абитуриентов, в том числе для поступления на места по договорам с оплатой обучения. Это возможно в рамках тесного взаимодействия с абитуриентами, их родителями, а в последствии − со студентами и организациями, являющимися основными работодателями. Необходимо увеличивать объем платных услуг − не только в рамках подготовки по основным профессиональным образовательным программам, но и в рамках дополнительного профессионального образования, а также подготовительных курсов для абитуриентов. Для увеличения объема платных образовательных услуг необходимы дополнительные средства на рекламную кампанию и продвижение бренда вуза для повышения конкурентной привлекательности. Таким образом, получается взаимозависимость данных процессов, что требует их синхронизации.
Процесс повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения целесообразно направить по траекториям, в каждой из которых отражается характеристика целевой ориентации группы управленческих методов и приемов, их назначение, а также собственно методические рекомендации, соответствующие конкретным целевым ориентирам и обеспечивающие их практическую реализацию.
Поскольку целевые ориентиры представляют собой множество, существующее в единстве основной цели, повышение конкурентоспособности вуза возможно осуществлять в совокупности нескольких траекторий, которые могут отличаться в зависимости от отраслевой направленности вуза. В целях настоящего исследования остановимся на повышении конкурентоспособности авиационного образования. Траектории для учебных заведений гражданской авиации могут включать в себя следующее (рис.).
|
совокупности траекторий
|
Рисунок − Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации (составлено автором)
Рассмотрим каждую из предложенных траекторий подробней.
1. Непрерывное и постоянное изучение потребности рынка и создание востребованных основных профессиональных образовательных программ по всем уровням высшего образования. Данная траектория основывается на маркетинговых исследованиях, в основе которых изучение кадровых потребностей авиакомпаний, аэропортов и других организаций воздушного транспорта. Образование в области гражданской авиации возможно получить как в трех вертикально интегрированных учебных комплексах гражданской авиации (подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта Российской Федерации) [8], так и в вузах другой ведомственной принадлежности, реализующих образовательные программы, востребованные в авиационной сфере [7]. В связи с этим возникает конкуренция между вузами различной направленности, а не только между отраслевыми. Это требует более глубокого анализа рыночных предпочтений при формировании новых и реализации открытых образовательных программ. Изучая рыночные предпочтения, возможно установление более тесной взаимосвязи между образовательной организацией и работодателями будущих выпускников. Это может способствовать формировании практико-ориентированности образовательных программ на более высоком уровне и лучшей подготовленности выпускников к решению прикладных задач на рабочих местах в организациях воздушного транспорта. В качестве основного методического приема, применяемого для успешной реализации данной траектории, необходимо фокусирование на кооперации и взаимодействии с теми организациями воздушного транспорта, которые могут быть как работодателями для выпускников, так и заказчиками хоздоговорных научно-исследовательских работ. Это позволит вузам добиться максимального эффекта от такого взаимодействия в двух принципиально важных (с точки зрения выполнения показателей мониторинга) направлениях деятельности − привлечение внебюджетных средств и повышение доли трудоустроенных выпускников.
2. Предвидение контуров технологического развития гражданской авиации. Гражданская авиация является технологически сложной отраслью, для подготовки специалистов которой учебным заведениям необходимо ориентироваться на достижения научно-технического прогресса, который оказывает прямое влияние на развитие отрасли в отдаленной перспективе. В связи с этим вузам необходимо уделять внимание обновлению материально-технической базы (лабораторий, тренажеров и учебных аудиторий). Создание современной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на формирование конкурентоспособного образовательного продукта. Данная траектория определена в качестве приоритетной в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года [14]. Предвидение контуров технологического развития транспортной отрасли обуславливает необходимость анализа образовательных технологий, которые будут востребованы в будущем, в том числе, благодаря развитию искусственного интеллекта и других элементов цифровой трансформации. Это касается, в частности, использования технологий виртуальной и дополненной реальности при подготовке авиационного персонала [14].
3. Создание и применение инструментов влияния вуза гражданской авиации на развитие отрасли и авиационного образования. Образовательная организация в рамках специфических особенностей авиационного образования должна не просто входить и быть встроенной в существующую систему, а участвовать в «создании будущего». Эволюционно-биологическая парадигма сложных систем, лежащая в основе данной траектории, предполагает рассмотрение организаций как экосистем – успешная организация не следует за изменениями, а пытается стать центром, из которого они исходят. Также можно применять и концепцию стейкхолдеров, когда образовательная организация вступает во взаимодействие с другими заинтересованными сторонами для выработки подходов по подготовке кадров и кадровому обеспечению гражданской авиации. Ограниченный перечень отраслевых вузов, их уникальность в подготовке авиационного персонала повышает их значимость и роль в системе управления гражданской авиацией. В этой связи возможны два ключевых подхода.
Во-первых, работа с выпускниками, их тесная связь с alma mater, создание и продвижение «клубов выпускников», участие в реализации деловой карьеры выпускников, привитие на этапе обучения корпоративных и отраслевых ценностей, включение в традиционно сильную корпоративную культуру авиационного сообщества − все это позволит через формирование отраслевой и корпоративной идентичности добиться высокой лояльности к вузу и авиационному образованию, в целом, многих сотрудников, находящихся как на руководящих, так и на рядовых позициях. Значительную роль в реализации данного механизма играет практика непрерывного обучения, свойственная авиационному образованию, включающая, в том числе, систему дополнительного профессионального образования.
Во-вторых, влияние учебного заведения гражданской авиации может повышаться при непосредственном участии и возрастающей роли научно-педагогических работников в качестве экспертов при осуществлении различной деятельности, связанной с решением отраслевых задач. Наличие экспертов среди персонала вуза повысит его значимость и укрепит позиции в отрасли.
4. Повышение качества управления вузом гражданской авиации через усиление обратной связи. Для повышения адаптивности деятельности образовательной организации необходим механизм получения обратной связи от всех участников образовательного процесса: абитуриентов и их родителей, студентов, выпускников, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного состава, административного персонала. Развитие механизмов, обеспечивающих учет мнения всех участников, позволяет своевременно реагировать на их запросы и удовлетворять потребности, связанные с их деятельностью и функционированием в вузе. Кроме того, акцент в управлении, сделанный на повышении вовлеченности и участии всех заинтересованных лиц в функционировании вуза, способствует формированию мотивации. Согласно антропоцентрической парадигме сложных систем [27], любая крупная организация, стремящаяся добиться повышения качества своей деятельности, должна стремиться учитывать мотивацию людей, их психологические характеристики, их устремления, а также когнитивные особенности.
5. Цифровизация деятельности вуза гражданской авиации. В целях повышения конкурентоспособности авиационного вуза следует придерживаться принципа внедрения современных технологий, улучшающих образовательный процесс. В соответствии с Концепцией [14] данная траектория может быть обозначена как одна из ключевых − предлагается активно внедрять модель «цифрового университета», то есть «образовательной организации, управление которой строится на основе больших данных и координируется с помощью платформенных технологий» [14, С. 12]. Внедрение «цифрового университета» по прогнозам должно оптимизировать организацию учебного процесса, работу административно-хозяйственных структур, научно-исследовательскую деятельность и т.д.
6. Сохранение консерватизма в образовательном процессе. Наряду с приверженностью достижениям цифровизации и научно-технического прогресса важно сохранять традиции в образовательной деятельности. Важным преимуществом государственного вуза, а тем более вуза отраслевого, имеющего сильную корпоративную культуру и сложившуюся многолетнюю практику, является приверженность традиционным формам обучения, в частности офф-лайн обучение, при котором возможно реализация таких процессов, как наставничество, сохранение преемственности поколений, дискуссионные семинары и т.п. Массовый переход на использование дистанционных образовательных технологий, наблюдающийся в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в авиационных вузах имел ситуационный характер, был экстремальным, а не регулярным. В настоящее время есть тенденция во многих образовательных организациях принять данную форму обучения в качестве основной и превратить дистанционное образование в норму. Но, не смотря на то, что дистанционные образовательные технологии применяются на различных образовательных площадках и в различных вузах на регулярной основе, авиационное образования сохраняет консервативные взгляды и не осуществляет тотальный переход на новый формат. Сохранение традиционных качественных характеристик вуза гражданской авиации включает передачу знаний, умений и навыков, то есть формирование компетенций, на базе традиционных, апробированных и доказавших свою эффективность педагогических приемов и методов работы. Применение дистанционных средств возможно лишь как вспомогательный элемент образовательной деятельности.
7. Развитие трудового потенциала профессорско-преподавательского состава. Наращивание потенциала профессорско-преподавательского состава может стать одной из главных траекторий повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации. Многие показатели, достичь которые необходимо образовательной организации для успешного функционирования, связаны с кадровым потенциалом, в частности это касается показателей эффективности деятельности вуза, аккредитационного мониторинга и других, влияющих на положительное восприятие потребителями образовательных услуг бренда учебного заведения. В первую очередь, имеет значение доля лиц с учеными степенями и (или) с учеными званиями. Это является наиболее значимым показателем кадрового состава для вуза. Во вторую очередь, необходимо учитывать долю работников и (или) руководителей организаций, соответствующих профильной направленности каждой из реализуемых в вузе программ. Это те показатели, которые закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Кроме того, важны показатели, характеризующие кадровое ядро − средний возраст персонала, доли лиц из числа профессорско-преподавательского состава, относящихся к крайним возрастным категориями и, в особенности, доля молодых кадров, что отражает перспективные возможности по развитию кадрового потенциала вуза. Также важны показатели по научной и учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава − количественные и качественные характеристики публикационной активности, цитируемость, участие в грантах и конкурсах, подготовка учебных пособий, методических указаний по изучению дисциплин и т.п.
В свете предстоящих реформ системы высшего образования, о которых было заявлено на высшем уровне управления страной в 2022 году при выходе России из Болонской системы [4], требуется особое внимание уделять кадровому потенциалу вузов, персонал которых должен стать и «архитектором», и «строителем» предстоящих изменений.
Профессорско-преподавательский состав вуза гражданской авиации должен быть готов эффективно функционировать в обновленных условиях при введении более продолжительных образовательных программ, которые должны прийти на смену существующей системе бакалавриата и магистратуры, и способствовать повышению междисциплинарности и фундаментальности образования.
8. Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров. Данная траектория и совокупность методов ее реализации вытекают из положений Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года: Концепция предполагает «формирование максимально комфортных для работников транспортных образовательных организаций инфраструктурных и организационных условий, внедрение прозрачной системы показателей эффективности и материального стимулирования за достижение результата, меры по дебюрократизации внутренних процедур, использование реальных конкурсных инструментов в части кадровой политики...» [14, С.12]. Концепция также делает акцент на развитии карьеры и талантов, в частности в ней намечена траектория на разработку и внедрение системы развития карьеры для молодых работников транспортных образовательных организаций, система конкурсов среди педагогических работников и проектных команд для выявления, поощрения и продвижения талантов, корпоративные программы развития человеческого капитала. Особое внимание предлагается уделять системе обучения по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировок, а также созданию кадрового резерва. Все эти направления и методические инструменты работы должны сопровождаться совершенствованием обеспечения социальных гарантий и защищенности коллективов образовательных организаций, системы материального и морального стимулирования [14].
Три последние траектории могут быть охарактеризованы как непосредственно связанные с кадровым потенциалом образовательных организаций. Их успешная реализация сопряжена с повышением качества управления кадровым потенциалом вуза гражданской авиации, как фактором конкурентоспособности. Все другие траектории также обладают связями с персоналом, но не столь очевидными, проявляющимися лишь в косвенной форме.
Вывод
Таким образом, предложив и охарактеризовав возможные траектории повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения гражданской авиации можно сделать вывод, что для лучшего эффекта необходим комплексный подход и реализация одновременно нескольких траекторий, поскольку методологически нет ограничений по количеству их применения. Также следует заметить, что ряд траекторий носят обобщенный характер и пригодны к использованию в вузах любой ведомственной принадлежности, в то время как другие имеют ярко выраженную транспортную или авиационную специфику и характерны преимущественно для вузов гражданской авиации. На выбор траекторий также оказывают влияние регулятивные документы − концепции, стратегии, которые прописывают вектор развития отраслевого образования или кадровой политики.
В качестве перспективного направления исследования в области повышения конкурентоспособности учебных заведений гражданской авиации следует акцентировать внимание на кадровом потенциале. Представляется целесообразным разработать методические рекомендации в отношении различных мероприятий по развитию кадрового потенциала отраслевого вуза, в частности комплексной оценке профессорско-преподавательского состава при трудоустройстве, поддержании информационной открытости и полноты сведений о кадровом потенциале образовательных организаций, создании благоприятных условий для научной работы преподавателей, в первую очередь − молодых специалистов, работающих над диссертациями, повышении наукометрических показателей профессорско-преподавательского состава и других.
Источники:
2. Беркетова Л.В. Повышение конкурентоспособности вуза - элемент выживаемости на рынке образовательных услуг // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2016. – № 1. – c. 158-161.
3. Буренина И.В. Повышение конкурентоспособности вуза на основе управления кадровым потенциалом // Нефтегазовое дело. – 2013. – № 1. – c. 23-28.
4. Во все российские вузы вернется специалитет. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/10/10/944611-byudzhet-ukraini-v-2023-g (дата обращения: 21.11.2023).
5. Ефимова И.А. Повышение уровня конкурентоспособности вуза как организации в условиях модернизации экономики // Русский инженер. – 2012. – № 4. – c. 69-73.
6. Жуплей И.В., Шемаханова В.В., Шевченко О.М. Влияние системы управления персоналом на повышение конкурентоспособности ВУЗа // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 12. – c. 412-416.
7. Иванова М.О., Иванов Е.Д. Конкурентное положение реализуемых в вузах гражданской авиации направлений подготовки и специальностей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5255-5270. – doi: 10.18334/epp.13.11.119713.
8. Иванова М.О. Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук., 2022. – 512 c.
9. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 421-438. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117094.
10. Иноземцева В.В. Повышение качества труда преподавателя как фактор обеспечения конкурентоспособности вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 5. – c. 107-113.
11. Иродов М.И. Повышение конкурентоспособности вуза на основе сертифицированной системы управления качеством и комплексного использования ICT // Эффективное управление для успешной реализации инновационной модели социально-экономического развития: Третий международный форум \"Инновации. бизнес. Образование\". Ярославль, 2012. – c. 111-117.
12. Ковалева О.П. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2013. – № 5. – c. 127-130.
13. Кожаев Ю.П. Повышение качества образования как фактор конкурентоспособности вуза // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2016. – c. 24-30.
14. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 255-р
15. Маркова Г.И. Повышение конкурентоспособности вуза через внедрение системы менеджмента качества // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. – № 3. – c. 25-32.
16. Перехватов Д.С. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг путем формирования единой маркетинговой политики // Инновации. – 2010. – № 8. – c. 80-84.
17. Песоцкая Е.В., Иванова М.О. Конкурентные процессы в непрерывном профессиональном образовании: фрактальный подход к управлению // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 3. – c. 211-213.
18. Плотникова Н.Ф., Струков Е.Н., Вагнер К.Р. Повышение уровня научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях формирования конкурентоспособности вуза // Филология и культура. – 2019. – № 2. – c. 285-290.
19. Суетин А.Н., Суетин С.Н., Шулус А.А., Богомолов О.А., Трифонова А.В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 6. – c. 143-149. – doi: 10.17513/fr.42791.
20. Прижигалинская Т.Н., Осыков А.А. Повышение конкурентоспособности вуза на основе совершенствования управления эффективностью деятельности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 4. – c. 56-61.
21. Эминова Н.Э., Савзиханова С.Э. Роль маркетинга в оценке конкурентоспособности вуза // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 122-127.
22. Селиванов Е.А. Повышение конкурентоспособности вуза за счёт использования средств дистанционного обучения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 8. – c. 129-131.
23. Синельникова Е.А. Повышение конкурентоспособности выпускников вуза как фактор формирования человеческого потенциала в условиях адаптивной экономики // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2015. – № 1. – c. 125-129.
24. Тваури Т.Г. Повышение конкурентоспособности вуза в условиях современных тенденций в образовании // Современная математика и концепции инновационного математического образования. – 2015. – № 1. – c. 244-249.
25. Топилина И.И. Повышение конкурентоспособности вуза и его развитие с позиций маркетинга // Век качества. – 2011. – № 1. – c. 32-33.
26. Чумаков А.С. Повышение конкурентоспособности регионального вуза на основе применения дистанционных технологий // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2010. – № 1. – c. 104-108.
27. Katalevsky D. New Governance Approaches to Prevent the Collapse of Complex Socioeconomic // Foresight and STI Governance. – 2023. – № 3. – p. 56-67. – doi: 10.17323/2500-2597.2023.3.56.67.
Страница обновлена: 31.05.2025 в 21:20:57
Download PDF | Downloads: 12
Competitiveness enhancement paths for the civil aviation university
Ivanov E.D.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 1 (January 2025)
Abstract:
The article discusses the issues of achieving competitiveness of a higher educational institution of civil aviation. The paths along which management tools and organizational techniques aimed at increasing the competitiveness of an aviation university are determined. A set of paths, among which there are both characteristic of all educational organizations and those that are specific to an aviation university, is proposed. It is a fact that human resources are one of the key assets in the improvement of competitiveness. It is concluded that it is necessary to develop methodological recommendations for strengthening the personnel component as a condition for ensuring the competitiveness of the university.
Keywords: competition, competitiveness, workforce capacity, human resources, civil aviation university
JEL-classification: D41, I23, I25, L93
