Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации

Иванов Е.Д.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

В современных условия высшие учебные заведения находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы, в связи с этим становится актуальной задача поиска конкурентных преимуществ. В системе авиационного образования существует ряд особенностей, описанных в работе [8], которые необходимо учитывать при повышении конкурентоспособности образовательной организации.

Вопросы повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг затрагивались в работах О.П. Ковалевой [12], Т.Н. Прижигалинской, А.А. Осыкова [20], Т.Г. Тваури [24], И.А. Ефимовой [5], Л.В. Беркетова [2], А.Н. Суетин, С.Н. Суетин, А.А. Шулус [19] и других авторов.

Отдельные аспекты, связанные с повышением конкурентоспособности вуза за счет повышения качества образования и управления качеством, рассмотрены в работах А.Г. Бездудной [1], Ю.П. Кожаева [13] и других.

Применение современных технологий, дистанционных форм обучения, а также цифровизация деятельности образовательных организаций в качестве конкурентных преимуществ представлены в работах А.Г. Изотовой, Е.С. Гаврилюк [9], Е.А. Селиванова [22], А.С. Чумакова [26] и других.

Повышение конкурентоспособности вуза и его развитие с позиции маркетинга изучено такими авторами, как И.И. Топилина [25], Д.С. Перехватов [16], Г.И. Маркова [15], М.И. Иродов [11], С.Э. Савзиханова, Н.Э. Эминова [21] и другими.

В свете настоящего исследования особого внимания заслуживают работы, посвященные усилению кадрового потенциала вузов и повышению конкуренции за счет совершенствования системы управления персоналом. Этим вопросам посвящены труды И.В. Бурениной [3], И.В. Жуплей, В.В. Шемахановой, О.М. Шевченко [6], Н.Ф. Плотниковой, Е.Н. Струкова, К.Р. Вагнер [18], В.В. Иноземцевой [10], Е.А. Синельниковой [23] и других авторов.

Тем не менее, несмотря на такой широкий круг изученных вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности вуза, остаются не достаточно исследованными вопросы развития конкурентного потенциала авиационных вузов.

Цель данной работы − определить возможные траектории развития конкурентного потенциала высшего учебного заведения гражданской авиации.

Новизна исследования заключается в определении траекторий, по которым следует целеориентировать управленческие методы и организационные приемы, направленные на повышение конкурентоспособности авиационного вуза.

Основная часть

Для решения задачи повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения необходимо определить возможные траектории развития конкурентного потенциала, к которому могут относить различные ресурсы и сферы деятельности вуза. При выборе траектории или их совокупности (поскольку концептуально возможно развитие одновременно нескольких траекторий) руководство вуза ориентируется на стратегические приоритеты и долгосрочные планы. Единственным объективным ограничивающим фактором является объем ресурсов, имеющихся в наличии у образовательной организации, в основном, речь идет о финансовых, материальных и человеческих ресурсах, нехватка которых может препятствовать всестороннему развитию вуза. При этом в качестве дополнительного лимитированного ресурса можно рассматривать и временной, однако он, как правило, имеет прямую зависимость от человеческих ресурсов (количественных и качественных характеристик персонала, задействованного в решении задачи повышения конкурентоспособности). При более высокой квалификации имеющегося персонала и его большей заинтересованности в результатах своего труда, производительность труда выше, следовательно те же самые задачи персонал способен выполнить за меньший промежуток времени и на более высоком качественном уровне.

Для решения стратегических задач и реализации долгосрочных проектов по повышению конкурентоспособности образовательным организациям необходимо привлекать дополнительные средства, для чего важно сделать акцент на привлечение абитуриентов, в том числе для поступления на места по договорам с оплатой обучения. Это возможно в рамках тесного взаимодействия с абитуриентами, их родителями, а в последствии − со студентами и организациями, являющимися основными работодателями. Необходимо увеличивать объем платных услуг − не только в рамках подготовки по основным профессиональным образовательным программам, но и в рамках дополнительного профессионального образования, а также подготовительных курсов для абитуриентов. Для увеличения объема платных образовательных услуг необходимы дополнительные средства на рекламную кампанию и продвижение бренда вуза для повышения конкурентной привлекательности. Таким образом, получается взаимозависимость данных процессов, что требует их синхронизации.

Процесс повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения целесообразно направить по траекториям, в каждой из которых отражается характеристика целевой ориентации группы управленческих методов и приемов, их назначение, а также собственно методические рекомендации, соответствующие конкретным целевым ориентирам и обеспечивающие их практическую реализацию.

Поскольку целевые ориентиры представляют собой множество, существующее в единстве основной цели, повышение конкурентоспособности вуза возможно осуществлять в совокупности нескольких траекторий, которые могут отличаться в зависимости от отраслевой направленности вуза. В целях настоящего исследования остановимся на повышении конкурентоспособности авиационного образования. Траектории для учебных заведений гражданской авиации могут включать в себя следующее (рис.).

совокупности траекторий

Рисунок − Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации (составлено автором)

Рассмотрим каждую из предложенных траекторий подробней.

1. Непрерывное и постоянное изучение потребности рынка и создание востребованных основных профессиональных образовательных программ по всем уровням высшего образования. Данная траектория основывается на маркетинговых исследованиях, в основе которых изучение кадровых потребностей авиакомпаний, аэропортов и других организаций воздушного транспорта. Образование в области гражданской авиации возможно получить как в трех вертикально интегрированных учебных комплексах гражданской авиации (подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта Российской Федерации) [8], так и в вузах другой ведомственной принадлежности, реализующих образовательные программы, востребованные в авиационной сфере [7]. В связи с этим возникает конкуренция между вузами различной направленности, а не только между отраслевыми. Это требует более глубокого анализа рыночных предпочтений при формировании новых и реализации открытых образовательных программ. Изучая рыночные предпочтения, возможно установление более тесной взаимосвязи между образовательной организацией и работодателями будущих выпускников. Это может способствовать формировании практико-ориентированности образовательных программ на более высоком уровне и лучшей подготовленности выпускников к решению прикладных задач на рабочих местах в организациях воздушного транспорта. В качестве основного методического приема, применяемого для успешной реализации данной траектории, необходимо фокусирование на кооперации и взаимодействии с теми организациями воздушного транспорта, которые могут быть как работодателями для выпускников, так и заказчиками хоздоговорных научно-исследовательских работ. Это позволит вузам добиться максимального эффекта от такого взаимодействия в двух принципиально важных (с точки зрения выполнения показателей мониторинга) направлениях деятельности − привлечение внебюджетных средств и повышение доли трудоустроенных выпускников.

2. Предвидение контуров технологического развития гражданской авиации. Гражданская авиация является технологически сложной отраслью, для подготовки специалистов которой учебным заведениям необходимо ориентироваться на достижения научно-технического прогресса, который оказывает прямое влияние на развитие отрасли в отдаленной перспективе. В связи с этим вузам необходимо уделять внимание обновлению материально-технической базы (лабораторий, тренажеров и учебных аудиторий). Создание современной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на формирование конкурентоспособного образовательного продукта. Данная траектория определена в качестве приоритетной в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года [14]. Предвидение контуров технологического развития транспортной отрасли обуславливает необходимость анализа образовательных технологий, которые будут востребованы в будущем, в том числе, благодаря развитию искусственного интеллекта и других элементов цифровой трансформации. Это касается, в частности, использования технологий виртуальной и дополненной реальности при подготовке авиационного персонала [14].

3. Создание и применение инструментов влияния вуза гражданской авиации на развитие отрасли и авиационного образования. Образовательная организация в рамках специфических особенностей авиационного образования должна не просто входить и быть встроенной в существующую систему, а участвовать в «создании будущего». Эволюционно-биологическая парадигма сложных систем, лежащая в основе данной траектории, предполагает рассмотрение организаций как экосистем – успешная организация не следует за изменениями, а пытается стать центром, из которого они исходят. Также можно применять и концепцию стейкхолдеров, когда образовательная организация вступает во взаимодействие с другими заинтересованными сторонами для выработки подходов по подготовке кадров и кадровому обеспечению гражданской авиации. Ограниченный перечень отраслевых вузов, их уникальность в подготовке авиационного персонала повышает их значимость и роль в системе управления гражданской авиацией. В этой связи возможны два ключевых подхода.

Во-первых, работа с выпускниками, их тесная связь с alma mater, создание и продвижение «клубов выпускников», участие в реализации деловой карьеры выпускников, привитие на этапе обучения корпоративных и отраслевых ценностей, включение в традиционно сильную корпоративную культуру авиационного сообщества − все это позволит через формирование отраслевой и корпоративной идентичности добиться высокой лояльности к вузу и авиационному образованию, в целом, многих сотрудников, находящихся как на руководящих, так и на рядовых позициях. Значительную роль в реализации данного механизма играет практика непрерывного обучения, свойственная авиационному образованию, включающая, в том числе, систему дополнительного профессионального образования.

Во-вторых, влияние учебного заведения гражданской авиации может повышаться при непосредственном участии и возрастающей роли научно-педагогических работников в качестве экспертов при осуществлении различной деятельности, связанной с решением отраслевых задач. Наличие экспертов среди персонала вуза повысит его значимость и укрепит позиции в отрасли.

4. Повышение качества управления вузом гражданской авиации через усиление обратной связи. Для повышения адаптивности деятельности образовательной организации необходим механизм получения обратной связи от всех участников образовательного процесса: абитуриентов и их родителей, студентов, выпускников, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного состава, административного персонала. Развитие механизмов, обеспечивающих учет мнения всех участников, позволяет своевременно реагировать на их запросы и удовлетворять потребности, связанные с их деятельностью и функционированием в вузе. Кроме того, акцент в управлении, сделанный на повышении вовлеченности и участии всех заинтересованных лиц в функционировании вуза, способствует формированию мотивации. Согласно антропоцентрической парадигме сложных систем [27], любая крупная организация, стремящаяся добиться повышения качества своей деятельности, должна стремиться учитывать мотивацию людей, их психологические характеристики, их устремления, а также когнитивные особенности.

5. Цифровизация деятельности вуза гражданской авиации. В целях повышения конкурентоспособности авиационного вуза следует придерживаться принципа внедрения современных технологий, улучшающих образовательный процесс. В соответствии с Концепцией [14] данная траектория может быть обозначена как одна из ключевых − предлагается активно внедрять модель «цифрового университета», то есть «образовательной организации, управление которой строится на основе больших данных и координируется с помощью платформенных технологий» [14, С. 12]. Внедрение «цифрового университета» по прогнозам должно оптимизировать организацию учебного процесса, работу административно-хозяйственных структур, научно-исследовательскую деятельность и т.д.

6. Сохранение консерватизма в образовательном процессе. Наряду с приверженностью достижениям цифровизации и научно-технического прогресса важно сохранять традиции в образовательной деятельности. Важным преимуществом государственного вуза, а тем более вуза отраслевого, имеющего сильную корпоративную культуру и сложившуюся многолетнюю практику, является приверженность традиционным формам обучения, в частности офф-лайн обучение, при котором возможно реализация таких процессов, как наставничество, сохранение преемственности поколений, дискуссионные семинары и т.п. Массовый переход на использование дистанционных образовательных технологий, наблюдающийся в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в авиационных вузах имел ситуационный характер, был экстремальным, а не регулярным. В настоящее время есть тенденция во многих образовательных организациях принять данную форму обучения в качестве основной и превратить дистанционное образование в норму. Но, не смотря на то, что дистанционные образовательные технологии применяются на различных образовательных площадках и в различных вузах на регулярной основе, авиационное образования сохраняет консервативные взгляды и не осуществляет тотальный переход на новый формат. Сохранение традиционных качественных характеристик вуза гражданской авиации включает передачу знаний, умений и навыков, то есть формирование компетенций, на базе традиционных, апробированных и доказавших свою эффективность педагогических приемов и методов работы. Применение дистанционных средств возможно лишь как вспомогательный элемент образовательной деятельности.

7. Развитие трудового потенциала профессорско-преподавательского состава. Наращивание потенциала профессорско-преподавательского состава может стать одной из главных траекторий повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации. Многие показатели, достичь которые необходимо образовательной организации для успешного функционирования, связаны с кадровым потенциалом, в частности это касается показателей эффективности деятельности вуза, аккредитационного мониторинга и других, влияющих на положительное восприятие потребителями образовательных услуг бренда учебного заведения. В первую очередь, имеет значение доля лиц с учеными степенями и (или) с учеными званиями. Это является наиболее значимым показателем кадрового состава для вуза. Во вторую очередь, необходимо учитывать долю работников и (или) руководителей организаций, соответствующих профильной направленности каждой из реализуемых в вузе программ. Это те показатели, которые закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Кроме того, важны показатели, характеризующие кадровое ядро − средний возраст персонала, доли лиц из числа профессорско-преподавательского состава, относящихся к крайним возрастным категориями и, в особенности, доля молодых кадров, что отражает перспективные возможности по развитию кадрового потенциала вуза. Также важны показатели по научной и учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава − количественные и качественные характеристики публикационной активности, цитируемость, участие в грантах и конкурсах, подготовка учебных пособий, методических указаний по изучению дисциплин и т.п.

В свете предстоящих реформ системы высшего образования, о которых было заявлено на высшем уровне управления страной в 2022 году при выходе России из Болонской системы [4], требуется особое внимание уделять кадровому потенциалу вузов, персонал которых должен стать и «архитектором», и «строителем» предстоящих изменений.

Профессорско-преподавательский состав вуза гражданской авиации должен быть готов эффективно функционировать в обновленных условиях при введении более продолжительных образовательных программ, которые должны прийти на смену существующей системе бакалавриата и магистратуры, и способствовать повышению междисциплинарности и фундаментальности образования.

8. Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров. Данная траектория и совокупность методов ее реализации вытекают из положений Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года: Концепция предполагает «формирование максимально комфортных для работников транспортных образовательных организаций инфраструктурных и организационных условий, внедрение прозрачной системы показателей эффективности и материального стимулирования за достижение результата, меры по дебюрократизации внутренних процедур, использование реальных конкурсных инструментов в части кадровой политики...» [14, С.12]. Концепция также делает акцент на развитии карьеры и талантов, в частности в ней намечена траектория на разработку и внедрение системы развития карьеры для молодых работников транспортных образовательных организаций, система конкурсов среди педагогических работников и проектных команд для выявления, поощрения и продвижения талантов, корпоративные программы развития человеческого капитала. Особое внимание предлагается уделять системе обучения по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировок, а также созданию кадрового резерва. Все эти направления и методические инструменты работы должны сопровождаться совершенствованием обеспечения социальных гарантий и защищенности коллективов образовательных организаций, системы материального и морального стимулирования [14].

Три последние траектории могут быть охарактеризованы как непосредственно связанные с кадровым потенциалом образовательных организаций. Их успешная реализация сопряжена с повышением качества управления кадровым потенциалом вуза гражданской авиации, как фактором конкурентоспособности. Все другие траектории также обладают связями с персоналом, но не столь очевидными, проявляющимися лишь в косвенной форме.

Вывод

Таким образом, предложив и охарактеризовав возможные траектории повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения гражданской авиации можно сделать вывод, что для лучшего эффекта необходим комплексный подход и реализация одновременно нескольких траекторий, поскольку методологически нет ограничений по количеству их применения. Также следует заметить, что ряд траекторий носят обобщенный характер и пригодны к использованию в вузах любой ведомственной принадлежности, в то время как другие имеют ярко выраженную транспортную или авиационную специфику и характерны преимущественно для вузов гражданской авиации. На выбор траекторий также оказывают влияние регулятивные документы − концепции, стратегии, которые прописывают вектор развития отраслевого образования или кадровой политики.

В качестве перспективного направления исследования в области повышения конкурентоспособности учебных заведений гражданской авиации следует акцентировать внимание на кадровом потенциале. Представляется целесообразным разработать методические рекомендации в отношении различных мероприятий по развитию кадрового потенциала отраслевого вуза, в частности комплексной оценке профессорско-преподавательского состава при трудоустройстве, поддержании информационной открытости и полноты сведений о кадровом потенциале образовательных организаций, создании благоприятных условий для научной работы преподавателей, в первую очередь − молодых специалистов, работающих над диссертациями, повышении наукометрических показателей профессорско-преподавательского состава и других.


Страница обновлена: 10.01.2025 в 12:15:52