Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации
Иванов Е.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы достижения конкурентоспособности высшего учебного заведения гражданской авиации. Определяются траектории, по которым следует целеориентировать управленческие методы и организационные приемы, направленные на повышение конкурентоспособности авиационного вуза Предлагается совокупность траекторий, среди которых есть как характерные для всех образовательных организаций, так и те, которые являются специфическими для авиационного вуза. Обосновывается, что одно из ключевых значений в повышении конкурентоспособности принадлежит кадровому потенциалу. Делается вывод о необходимости разработки методических рекомендаций по усилению кадровой составляющей в качестве условия обеспечения конкурентоспособности вуза.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, кадровый потенциал, человеческие ресурсы, вуз гражданской авиации
JEL-классификация: D41, I23, I25, L93
Введение
В современных условия высшие учебные заведения находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы, в связи с этим становится актуальной задача поиска конкурентных преимуществ. В системе авиационного образования существует ряд особенностей, описанных в работе [8], которые необходимо учитывать при повышении конкурентоспособности образовательной организации.
Вопросы повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг затрагивались в работах О.П. Ковалевой [12], Т.Н. Прижигалинской, А.А. Осыкова [20], Т.Г. Тваури [24], И.А. Ефимовой [5], Л.В. Беркетова [2], А.Н. Суетин, С.Н. Суетин, А.А. Шулус [19] и других авторов.
Отдельные аспекты, связанные с повышением конкурентоспособности вуза за счет повышения качества образования и управления качеством, рассмотрены в работах А.Г. Бездудной [1], Ю.П. Кожаева [13] и других.
Применение современных технологий, дистанционных форм обучения, а также цифровизация деятельности образовательных организаций в качестве конкурентных преимуществ представлены в работах А.Г. Изотовой, Е.С. Гаврилюк [9], Е.А. Селиванова [22], А.С. Чумакова [26] и других.
Повышение конкурентоспособности вуза и его развитие с позиции маркетинга изучено такими авторами, как И.И. Топилина [25], Д.С. Перехватов [16], Г.И. Маркова [15], М.И. Иродов [11], С.Э. Савзиханова, Н.Э. Эминова [21] и другими.
В свете настоящего исследования особого внимания заслуживают работы, посвященные усилению кадрового потенциала вузов и повышению конкуренции за счет совершенствования системы управления персоналом. Этим вопросам посвящены труды И.В. Бурениной [3], И.В. Жуплей, В.В. Шемахановой, О.М. Шевченко [6], Н.Ф. Плотниковой, Е.Н. Струкова, К.Р. Вагнер [18], В.В. Иноземцевой [10], Е.А. Синельниковой [23] и других авторов.
Тем не менее, несмотря на такой широкий круг изученных вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности вуза, остаются не достаточно исследованными вопросы развития конкурентного потенциала авиационных вузов.
Цель данной работы − определить возможные траектории развития конкурентного потенциала высшего учебного заведения гражданской авиации.
Новизна исследования заключается в определении траекторий, по которым следует целеориентировать управленческие методы и организационные приемы, направленные на повышение конкурентоспособности авиационного вуза.
Основная часть
Для решения задачи повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения необходимо определить возможные траектории развития конкурентного потенциала, к которому могут относить различные ресурсы и сферы деятельности вуза. При выборе траектории или их совокупности (поскольку концептуально возможно развитие одновременно нескольких траекторий) руководство вуза ориентируется на стратегические приоритеты и долгосрочные планы. Единственным объективным ограничивающим фактором является объем ресурсов, имеющихся в наличии у образовательной организации, в основном, речь идет о финансовых, материальных и человеческих ресурсах, нехватка которых может препятствовать всестороннему развитию вуза. При этом в качестве дополнительного лимитированного ресурса можно рассматривать и временной, однако он, как правило, имеет прямую зависимость от человеческих ресурсов (количественных и качественных характеристик персонала, задействованного в решении задачи повышения конкурентоспособности). При более высокой квалификации имеющегося персонала и его большей заинтересованности в результатах своего труда, производительность труда выше, следовательно те же самые задачи персонал способен выполнить за меньший промежуток времени и на более высоком качественном уровне.
Для решения стратегических задач и реализации долгосрочных проектов по повышению конкурентоспособности образовательным организациям необходимо привлекать дополнительные средства, для чего важно сделать акцент на привлечение абитуриентов, в том числе для поступления на места по договорам с оплатой обучения. Это возможно в рамках тесного взаимодействия с абитуриентами, их родителями, а в последствии − со студентами и организациями, являющимися основными работодателями. Необходимо увеличивать объем платных услуг − не только в рамках подготовки по основным профессиональным образовательным программам, но и в рамках дополнительного профессионального образования, а также подготовительных курсов для абитуриентов. Для увеличения объема платных образовательных услуг необходимы дополнительные средства на рекламную кампанию и продвижение бренда вуза для повышения конкурентной привлекательности. Таким образом, получается взаимозависимость данных процессов, что требует их синхронизации.
Процесс повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения целесообразно направить по траекториям, в каждой из которых отражается характеристика целевой ориентации группы управленческих методов и приемов, их назначение, а также собственно методические рекомендации, соответствующие конкретным целевым ориентирам и обеспечивающие их практическую реализацию.
Поскольку целевые ориентиры представляют собой множество, существующее в единстве основной цели, повышение конкурентоспособности вуза возможно осуществлять в совокупности нескольких траекторий, которые могут отличаться в зависимости от отраслевой направленности вуза. В целях настоящего исследования остановимся на повышении конкурентоспособности авиационного образования. Траектории для учебных заведений гражданской авиации могут включать в себя следующее (рис.).
совокупности траекторий
|
Рисунок − Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации (составлено автором)
Рассмотрим каждую из предложенных траекторий подробней.
1. Непрерывное и постоянное изучение потребности рынка и создание востребованных основных профессиональных образовательных программ по всем уровням высшего образования. Данная траектория основывается на маркетинговых исследованиях, в основе которых изучение кадровых потребностей авиакомпаний, аэропортов и других организаций воздушного транспорта. Образование в области гражданской авиации возможно получить как в трех вертикально интегрированных учебных комплексах гражданской авиации (подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта Российской Федерации) [8], так и в вузах другой ведомственной принадлежности, реализующих образовательные программы, востребованные в авиационной сфере [7]. В связи с этим возникает конкуренция между вузами различной направленности, а не только между отраслевыми. Это требует более глубокого анализа рыночных предпочтений при формировании новых и реализации открытых образовательных программ. Изучая рыночные предпочтения, возможно установление более тесной взаимосвязи между образовательной организацией и работодателями будущих выпускников. Это может способствовать формировании практико-ориентированности образовательных программ на более высоком уровне и лучшей подготовленности выпускников к решению прикладных задач на рабочих местах в организациях воздушного транспорта. В качестве основного методического приема, применяемого для успешной реализации данной траектории, необходимо фокусирование на кооперации и взаимодействии с теми организациями воздушного транспорта, которые могут быть как работодателями для выпускников, так и заказчиками хоздоговорных научно-исследовательских работ. Это позволит вузам добиться максимального эффекта от такого взаимодействия в двух принципиально важных (с точки зрения выполнения показателей мониторинга) направлениях деятельности − привлечение внебюджетных средств и повышение доли трудоустроенных выпускников.
2. Предвидение контуров технологического развития гражданской авиации. Гражданская авиация является технологически сложной отраслью, для подготовки специалистов которой учебным заведениям необходимо ориентироваться на достижения научно-технического прогресса, который оказывает прямое влияние на развитие отрасли в отдаленной перспективе. В связи с этим вузам необходимо уделять внимание обновлению материально-технической базы (лабораторий, тренажеров и учебных аудиторий). Создание современной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на формирование конкурентоспособного образовательного продукта. Данная траектория определена в качестве приоритетной в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года [14]. Предвидение контуров технологического развития транспортной отрасли обуславливает необходимость анализа образовательных технологий, которые будут востребованы в будущем, в том числе, благодаря развитию искусственного интеллекта и других элементов цифровой трансформации. Это касается, в частности, использования технологий виртуальной и дополненной реальности при подготовке авиационного персонала [14].
3. Создание и применение инструментов влияния вуза гражданской авиации на развитие отрасли и авиационного образования. Образовательная организация в рамках специфических особенностей авиационного образования должна не просто входить и быть встроенной в существующую систему, а участвовать в «создании будущего». Эволюционно-биологическая парадигма сложных систем, лежащая в основе данной траектории, предполагает рассмотрение организаций как экосистем – успешная организация не следует за изменениями, а пытается стать центром, из которого они исходят. Также можно применять и концепцию стейкхолдеров, когда образовательная организация вступает во взаимодействие с другими заинтересованными сторонами для выработки подходов по подготовке кадров и кадровому обеспечению гражданской авиации. Ограниченный перечень отраслевых вузов, их уникальность в подготовке авиационного персонала повышает их значимость и роль в системе управления гражданской авиацией. В этой связи возможны два ключевых подхода.
Во-первых, работа с выпускниками, их тесная связь с alma mater, создание и продвижение «клубов выпускников», участие в реализации деловой карьеры выпускников, привитие на этапе обучения корпоративных и отраслевых ценностей, включение в традиционно сильную корпоративную культуру авиационного сообщества − все это позволит через формирование отраслевой и корпоративной идентичности добиться высокой лояльности к вузу и авиационному образованию, в целом, многих сотрудников, находящихся как на руководящих, так и на рядовых позициях. Значительную роль в реализации данного механизма играет практика непрерывного обучения, свойственная авиационному образованию, включающая, в том числе, систему дополнительного профессионального образования.
Во-вторых, влияние учебного заведения гражданской авиации может повышаться при непосредственном участии и возрастающей роли научно-педагогических работников в качестве экспертов при осуществлении различной деятельности, связанной с решением отраслевых задач. Наличие экспертов среди персонала вуза повысит его значимость и укрепит позиции в отрасли.
4. Повышение качества управления вузом гражданской авиации через усиление обратной связи. Для повышения адаптивности деятельности образовательной организации необходим механизм получения обратной связи от всех участников образовательного процесса: абитуриентов и их родителей, студентов, выпускников, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного состава, административного персонала. Развитие механизмов, обеспечивающих учет мнения всех участников, позволяет своевременно реагировать на их запросы и удовлетворять потребности, связанные с их деятельностью и функционированием в вузе. Кроме того, акцент в управлении, сделанный на повышении вовлеченности и участии всех заинтересованных лиц в функционировании вуза, способствует формированию мотивации. Согласно антропоцентрической парадигме сложных систем [27], любая крупная организация, стремящаяся добиться повышения качества своей деятельности, должна стремиться учитывать мотивацию людей, их психологические характеристики, их устремления, а также когнитивные особенности.
5. Цифровизация деятельности вуза гражданской авиации. В целях повышения конкурентоспособности авиационного вуза следует придерживаться принципа внедрения современных технологий, улучшающих образовательный процесс. В соответствии с Концепцией [14] данная траектория может быть обозначена как одна из ключевых − предлагается активно внедрять модель «цифрового университета», то есть «образовательной организации, управление которой строится на основе больших данных и координируется с помощью платформенных технологий» [14, С. 12]. Внедрение «цифрового университета» по прогнозам должно оптимизировать организацию учебного процесса, работу административно-хозяйственных структур, научно-исследовательскую деятельность и т.д.
6. Сохранение консерватизма в образовательном процессе. Наряду с приверженностью достижениям цифровизации и научно-технического прогресса важно сохранять традиции в образовательной деятельности. Важным преимуществом государственного вуза, а тем более вуза отраслевого, имеющего сильную корпоративную культуру и сложившуюся многолетнюю практику, является приверженность традиционным формам обучения, в частности офф-лайн обучение, при котором возможно реализация таких процессов, как наставничество, сохранение преемственности поколений, дискуссионные семинары и т.п. Массовый переход на использование дистанционных образовательных технологий, наблюдающийся в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в авиационных вузах имел ситуационный характер, был экстремальным, а не регулярным. В настоящее время есть тенденция во многих образовательных организациях принять данную форму обучения в качестве основной и превратить дистанционное образование в норму. Но, не смотря на то, что дистанционные образовательные технологии применяются на различных образовательных площадках и в различных вузах на регулярной основе, авиационное образования сохраняет консервативные взгляды и не осуществляет тотальный переход на новый формат. Сохранение традиционных качественных характеристик вуза гражданской авиации включает передачу знаний, умений и навыков, то есть формирование компетенций, на базе традиционных, апробированных и доказавших свою эффективность педагогических приемов и методов работы. Применение дистанционных средств возможно лишь как вспомогательный элемент образовательной деятельности.
7. Развитие трудового потенциала профессорско-преподавательского состава. Наращивание потенциала профессорско-преподавательского состава может стать одной из главных траекторий повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации. Многие показатели, достичь которые необходимо образовательной организации для успешного функционирования, связаны с кадровым потенциалом, в частности это касается показателей эффективности деятельности вуза, аккредитационного мониторинга и других, влияющих на положительное восприятие потребителями образовательных услуг бренда учебного заведения. В первую очередь, имеет значение доля лиц с учеными степенями и (или) с учеными званиями. Это является наиболее значимым показателем кадрового состава для вуза. Во вторую очередь, необходимо учитывать долю работников и (или) руководителей организаций, соответствующих профильной направленности каждой из реализуемых в вузе программ. Это те показатели, которые закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Кроме того, важны показатели, характеризующие кадровое ядро − средний возраст персонала, доли лиц из числа профессорско-преподавательского состава, относящихся к крайним возрастным категориями и, в особенности, доля молодых кадров, что отражает перспективные возможности по развитию кадрового потенциала вуза. Также важны показатели по научной и учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава − количественные и качественные характеристики публикационной активности, цитируемость, участие в грантах и конкурсах, подготовка учебных пособий, методических указаний по изучению дисциплин и т.п.
В свете предстоящих реформ системы высшего образования, о которых было заявлено на высшем уровне управления страной в 2022 году при выходе России из Болонской системы [4], требуется особое внимание уделять кадровому потенциалу вузов, персонал которых должен стать и «архитектором», и «строителем» предстоящих изменений.
Профессорско-преподавательский состав вуза гражданской авиации должен быть готов эффективно функционировать в обновленных условиях при введении более продолжительных образовательных программ, которые должны прийти на смену существующей системе бакалавриата и магистратуры, и способствовать повышению междисциплинарности и фундаментальности образования.
8. Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров. Данная траектория и совокупность методов ее реализации вытекают из положений Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года: Концепция предполагает «формирование максимально комфортных для работников транспортных образовательных организаций инфраструктурных и организационных условий, внедрение прозрачной системы показателей эффективности и материального стимулирования за достижение результата, меры по дебюрократизации внутренних процедур, использование реальных конкурсных инструментов в части кадровой политики...» [14, С.12]. Концепция также делает акцент на развитии карьеры и талантов, в частности в ней намечена траектория на разработку и внедрение системы развития карьеры для молодых работников транспортных образовательных организаций, система конкурсов среди педагогических работников и проектных команд для выявления, поощрения и продвижения талантов, корпоративные программы развития человеческого капитала. Особое внимание предлагается уделять системе обучения по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировок, а также созданию кадрового резерва. Все эти направления и методические инструменты работы должны сопровождаться совершенствованием обеспечения социальных гарантий и защищенности коллективов образовательных организаций, системы материального и морального стимулирования [14].
Три последние траектории могут быть охарактеризованы как непосредственно связанные с кадровым потенциалом образовательных организаций. Их успешная реализация сопряжена с повышением качества управления кадровым потенциалом вуза гражданской авиации, как фактором конкурентоспособности. Все другие траектории также обладают связями с персоналом, но не столь очевидными, проявляющимися лишь в косвенной форме.
Вывод
Таким образом, предложив и охарактеризовав возможные траектории повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения гражданской авиации можно сделать вывод, что для лучшего эффекта необходим комплексный подход и реализация одновременно нескольких траекторий, поскольку методологически нет ограничений по количеству их применения. Также следует заметить, что ряд траекторий носят обобщенный характер и пригодны к использованию в вузах любой ведомственной принадлежности, в то время как другие имеют ярко выраженную транспортную или авиационную специфику и характерны преимущественно для вузов гражданской авиации. На выбор траекторий также оказывают влияние регулятивные документы − концепции, стратегии, которые прописывают вектор развития отраслевого образования или кадровой политики.
В качестве перспективного направления исследования в области повышения конкурентоспособности учебных заведений гражданской авиации следует акцентировать внимание на кадровом потенциале. Представляется целесообразным разработать методические рекомендации в отношении различных мероприятий по развитию кадрового потенциала отраслевого вуза, в частности комплексной оценке профессорско-преподавательского состава при трудоустройстве, поддержании информационной открытости и полноты сведений о кадровом потенциале образовательных организаций, создании благоприятных условий для научной работы преподавателей, в первую очередь − молодых специалистов, работающих над диссертациями, повышении наукометрических показателей профессорско-преподавательского состава и других.
Источники:
2. Беркетова Л.В. Повышение конкурентоспособности вуза - элемент выживаемости на рынке образовательных услуг // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2016. – № 1. – c. 158-161.
3. Буренина И.В. Повышение конкурентоспособности вуза на основе управления кадровым потенциалом // Нефтегазовое дело. – 2013. – № 1. – c. 23-28.
4. Во все российские вузы вернется специалитет. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/10/10/944611-byudzhet-ukraini-v-2023-g (дата обращения: 21.11.2023).
5. Ефимова И.А. Повышение уровня конкурентоспособности вуза как организации в условиях модернизации экономики // Русский инженер. – 2012. – № 4. – c. 69-73.
6. Жуплей И.В., Шемаханова В.В., Шевченко О.М. Влияние системы управления персоналом на повышение конкурентоспособности ВУЗа // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 12. – c. 412-416.
7. Иванова М.О., Иванов Е.Д. Конкурентное положение реализуемых в вузах гражданской авиации направлений подготовки и специальностей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5255-5270. – doi: 10.18334/epp.13.11.119713.
8. Иванова М.О. Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук., 2022. – 512 c.
9. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 421-438. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117094.
10. Иноземцева В.В. Повышение качества труда преподавателя как фактор обеспечения конкурентоспособности вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 5. – c. 107-113.
11. Иродов М.И. Повышение конкурентоспособности вуза на основе сертифицированной системы управления качеством и комплексного использования ICT // Эффективное управление для успешной реализации инновационной модели социально-экономического развития: Третий международный форум \"Инновации. бизнес. Образование\". Ярославль, 2012. – c. 111-117.
12. Ковалева О.П. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2013. – № 5. – c. 127-130.
13. Кожаев Ю.П. Повышение качества образования как фактор конкурентоспособности вуза // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2016. – c. 24-30.
14. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 255-р
15. Маркова Г.И. Повышение конкурентоспособности вуза через внедрение системы менеджмента качества // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. – № 3. – c. 25-32.
16. Перехватов Д.С. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг путем формирования единой маркетинговой политики // Инновации. – 2010. – № 8. – c. 80-84.
17. Песоцкая Е.В., Иванова М.О. Конкурентные процессы в непрерывном профессиональном образовании: фрактальный подход к управлению // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 3. – c. 211-213.
18. Плотникова Н.Ф., Струков Е.Н., Вагнер К.Р. Повышение уровня научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях формирования конкурентоспособности вуза // Филология и культура. – 2019. – № 2. – c. 285-290.
19. Суетин А.Н., Суетин С.Н., Шулус А.А., Богомолов О.А., Трифонова А.В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 6. – c. 143-149. – doi: 10.17513/fr.42791.
20. Прижигалинская Т.Н., Осыков А.А. Повышение конкурентоспособности вуза на основе совершенствования управления эффективностью деятельности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 4. – c. 56-61.
21. Эминова Н.Э., Савзиханова С.Э. Роль маркетинга в оценке конкурентоспособности вуза // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 122-127.
22. Селиванов Е.А. Повышение конкурентоспособности вуза за счёт использования средств дистанционного обучения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 8. – c. 129-131.
23. Синельникова Е.А. Повышение конкурентоспособности выпускников вуза как фактор формирования человеческого потенциала в условиях адаптивной экономики // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2015. – № 1. – c. 125-129.
24. Тваури Т.Г. Повышение конкурентоспособности вуза в условиях современных тенденций в образовании // Современная математика и концепции инновационного математического образования. – 2015. – № 1. – c. 244-249.
25. Топилина И.И. Повышение конкурентоспособности вуза и его развитие с позиций маркетинга // Век качества. – 2011. – № 1. – c. 32-33.
26. Чумаков А.С. Повышение конкурентоспособности регионального вуза на основе применения дистанционных технологий // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2010. – № 1. – c. 104-108.
27. Katalevsky D. New Governance Approaches to Prevent the Collapse of Complex Socioeconomic // Foresight and STI Governance. – 2023. – № 3. – p. 56-67. – doi: 10.17323/2500-2597.2023.3.56.67.
Страница обновлена: 13.01.2025 в 22:37:24