Competitiveness enhancement paths for the civil aviation university

Ivanov E.D.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404139

Abstract:
The article discusses the issues of achieving competitiveness of a higher educational institution of civil aviation. The paths along which management tools and organizational techniques aimed at increasing the competitiveness of an aviation university are determined. A set of paths, among which there are both characteristic of all educational organizations and those that are specific to an aviation university, is proposed. It is a fact that human resources are one of the key assets in the improvement of competitiveness. It is concluded that it is necessary to develop methodological recommendations for strengthening the personnel component as a condition for ensuring the competitiveness of the university.

Keywords: competition, competitiveness, workforce capacity, human resources, civil aviation university

JEL-classification: D41, I23, I25, L93



Введение

В современных условия высшие учебные заведения находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы, в связи с этим становится актуальной задача поиска конкурентных преимуществ. В системе авиационного образования существует ряд особенностей, описанных в работе [8], которые необходимо учитывать при повышении конкурентоспособности образовательной организации.

Вопросы повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг затрагивались в работах О.П. Ковалевой [12], Т.Н. Прижигалинской, А.А. Осыкова [20], Т.Г. Тваури [24], И.А. Ефимовой [5], Л.В. Беркетова [2], А.Н. Суетин, С.Н. Суетин, А.А. Шулус [19] и других авторов.

Отдельные аспекты, связанные с повышением конкурентоспособности вуза за счет повышения качества образования и управления качеством, рассмотрены в работах А.Г. Бездудной [1], Ю.П. Кожаева [13] и других.

Применение современных технологий, дистанционных форм обучения, а также цифровизация деятельности образовательных организаций в качестве конкурентных преимуществ представлены в работах А.Г. Изотовой, Е.С. Гаврилюк [9], Е.А. Селиванова [22], А.С. Чумакова [26] и других.

Повышение конкурентоспособности вуза и его развитие с позиции маркетинга изучено такими авторами, как И.И. Топилина [25], Д.С. Перехватов [16], Г.И. Маркова [15], М.И. Иродов [11], С.Э. Савзиханова, Н.Э. Эминова [21] и другими.

В свете настоящего исследования особого внимания заслуживают работы, посвященные усилению кадрового потенциала вузов и повышению конкуренции за счет совершенствования системы управления персоналом. Этим вопросам посвящены труды И.В. Бурениной [3], И.В. Жуплей, В.В. Шемахановой, О.М. Шевченко [6], Н.Ф. Плотниковой, Е.Н. Струкова, К.Р. Вагнер [18], В.В. Иноземцевой [10], Е.А. Синельниковой [23] и других авторов.

Тем не менее, несмотря на такой широкий круг изученных вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности вуза, остаются не достаточно исследованными вопросы развития конкурентного потенциала авиационных вузов.

Цель данной работы − определить возможные траектории развития конкурентного потенциала высшего учебного заведения гражданской авиации.

Новизна исследования заключается в определении траекторий, по которым следует целеориентировать управленческие методы и организационные приемы, направленные на повышение конкурентоспособности авиационного вуза.

Основная часть

Для решения задачи повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения необходимо определить возможные траектории развития конкурентного потенциала, к которому могут относить различные ресурсы и сферы деятельности вуза. При выборе траектории или их совокупности (поскольку концептуально возможно развитие одновременно нескольких траекторий) руководство вуза ориентируется на стратегические приоритеты и долгосрочные планы. Единственным объективным ограничивающим фактором является объем ресурсов, имеющихся в наличии у образовательной организации, в основном, речь идет о финансовых, материальных и человеческих ресурсах, нехватка которых может препятствовать всестороннему развитию вуза. При этом в качестве дополнительного лимитированного ресурса можно рассматривать и временной, однако он, как правило, имеет прямую зависимость от человеческих ресурсов (количественных и качественных характеристик персонала, задействованного в решении задачи повышения конкурентоспособности). При более высокой квалификации имеющегося персонала и его большей заинтересованности в результатах своего труда, производительность труда выше, следовательно те же самые задачи персонал способен выполнить за меньший промежуток времени и на более высоком качественном уровне.

Для решения стратегических задач и реализации долгосрочных проектов по повышению конкурентоспособности образовательным организациям необходимо привлекать дополнительные средства, для чего важно сделать акцент на привлечение абитуриентов, в том числе для поступления на места по договорам с оплатой обучения. Это возможно в рамках тесного взаимодействия с абитуриентами, их родителями, а в последствии − со студентами и организациями, являющимися основными работодателями. Необходимо увеличивать объем платных услуг − не только в рамках подготовки по основным профессиональным образовательным программам, но и в рамках дополнительного профессионального образования, а также подготовительных курсов для абитуриентов. Для увеличения объема платных образовательных услуг необходимы дополнительные средства на рекламную кампанию и продвижение бренда вуза для повышения конкурентной привлекательности. Таким образом, получается взаимозависимость данных процессов, что требует их синхронизации.

Процесс повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения целесообразно направить по траекториям, в каждой из которых отражается характеристика целевой ориентации группы управленческих методов и приемов, их назначение, а также собственно методические рекомендации, соответствующие конкретным целевым ориентирам и обеспечивающие их практическую реализацию.

Поскольку целевые ориентиры представляют собой множество, существующее в единстве основной цели, повышение конкурентоспособности вуза возможно осуществлять в совокупности нескольких траекторий, которые могут отличаться в зависимости от отраслевой направленности вуза. В целях настоящего исследования остановимся на повышении конкурентоспособности авиационного образования. Траектории для учебных заведений гражданской авиации могут включать в себя следующее (рис.).

совокупности траекторий

Рисунок − Траектории повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации (составлено автором)

Рассмотрим каждую из предложенных траекторий подробней.

1. Непрерывное и постоянное изучение потребности рынка и создание востребованных основных профессиональных образовательных программ по всем уровням высшего образования. Данная траектория основывается на маркетинговых исследованиях, в основе которых изучение кадровых потребностей авиакомпаний, аэропортов и других организаций воздушного транспорта. Образование в области гражданской авиации возможно получить как в трех вертикально интегрированных учебных комплексах гражданской авиации (подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта Российской Федерации) [8], так и в вузах другой ведомственной принадлежности, реализующих образовательные программы, востребованные в авиационной сфере [7]. В связи с этим возникает конкуренция между вузами различной направленности, а не только между отраслевыми. Это требует более глубокого анализа рыночных предпочтений при формировании новых и реализации открытых образовательных программ. Изучая рыночные предпочтения, возможно установление более тесной взаимосвязи между образовательной организацией и работодателями будущих выпускников. Это может способствовать формировании практико-ориентированности образовательных программ на более высоком уровне и лучшей подготовленности выпускников к решению прикладных задач на рабочих местах в организациях воздушного транспорта. В качестве основного методического приема, применяемого для успешной реализации данной траектории, необходимо фокусирование на кооперации и взаимодействии с теми организациями воздушного транспорта, которые могут быть как работодателями для выпускников, так и заказчиками хоздоговорных научно-исследовательских работ. Это позволит вузам добиться максимального эффекта от такого взаимодействия в двух принципиально важных (с точки зрения выполнения показателей мониторинга) направлениях деятельности − привлечение внебюджетных средств и повышение доли трудоустроенных выпускников.

2. Предвидение контуров технологического развития гражданской авиации. Гражданская авиация является технологически сложной отраслью, для подготовки специалистов которой учебным заведениям необходимо ориентироваться на достижения научно-технического прогресса, который оказывает прямое влияние на развитие отрасли в отдаленной перспективе. В связи с этим вузам необходимо уделять внимание обновлению материально-технической базы (лабораторий, тренажеров и учебных аудиторий). Создание современной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на формирование конкурентоспособного образовательного продукта. Данная траектория определена в качестве приоритетной в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года [14]. Предвидение контуров технологического развития транспортной отрасли обуславливает необходимость анализа образовательных технологий, которые будут востребованы в будущем, в том числе, благодаря развитию искусственного интеллекта и других элементов цифровой трансформации. Это касается, в частности, использования технологий виртуальной и дополненной реальности при подготовке авиационного персонала [14].

3. Создание и применение инструментов влияния вуза гражданской авиации на развитие отрасли и авиационного образования. Образовательная организация в рамках специфических особенностей авиационного образования должна не просто входить и быть встроенной в существующую систему, а участвовать в «создании будущего». Эволюционно-биологическая парадигма сложных систем, лежащая в основе данной траектории, предполагает рассмотрение организаций как экосистем – успешная организация не следует за изменениями, а пытается стать центром, из которого они исходят. Также можно применять и концепцию стейкхолдеров, когда образовательная организация вступает во взаимодействие с другими заинтересованными сторонами для выработки подходов по подготовке кадров и кадровому обеспечению гражданской авиации. Ограниченный перечень отраслевых вузов, их уникальность в подготовке авиационного персонала повышает их значимость и роль в системе управления гражданской авиацией. В этой связи возможны два ключевых подхода.

Во-первых, работа с выпускниками, их тесная связь с alma mater, создание и продвижение «клубов выпускников», участие в реализации деловой карьеры выпускников, привитие на этапе обучения корпоративных и отраслевых ценностей, включение в традиционно сильную корпоративную культуру авиационного сообщества − все это позволит через формирование отраслевой и корпоративной идентичности добиться высокой лояльности к вузу и авиационному образованию, в целом, многих сотрудников, находящихся как на руководящих, так и на рядовых позициях. Значительную роль в реализации данного механизма играет практика непрерывного обучения, свойственная авиационному образованию, включающая, в том числе, систему дополнительного профессионального образования.

Во-вторых, влияние учебного заведения гражданской авиации может повышаться при непосредственном участии и возрастающей роли научно-педагогических работников в качестве экспертов при осуществлении различной деятельности, связанной с решением отраслевых задач. Наличие экспертов среди персонала вуза повысит его значимость и укрепит позиции в отрасли.

4. Повышение качества управления вузом гражданской авиации через усиление обратной связи. Для повышения адаптивности деятельности образовательной организации необходим механизм получения обратной связи от всех участников образовательного процесса: абитуриентов и их родителей, студентов, выпускников, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного состава, административного персонала. Развитие механизмов, обеспечивающих учет мнения всех участников, позволяет своевременно реагировать на их запросы и удовлетворять потребности, связанные с их деятельностью и функционированием в вузе. Кроме того, акцент в управлении, сделанный на повышении вовлеченности и участии всех заинтересованных лиц в функционировании вуза, способствует формированию мотивации. Согласно антропоцентрической парадигме сложных систем [27], любая крупная организация, стремящаяся добиться повышения качества своей деятельности, должна стремиться учитывать мотивацию людей, их психологические характеристики, их устремления, а также когнитивные особенности.

5. Цифровизация деятельности вуза гражданской авиации. В целях повышения конкурентоспособности авиационного вуза следует придерживаться принципа внедрения современных технологий, улучшающих образовательный процесс. В соответствии с Концепцией [14] данная траектория может быть обозначена как одна из ключевых − предлагается активно внедрять модель «цифрового университета», то есть «образовательной организации, управление которой строится на основе больших данных и координируется с помощью платформенных технологий» [14, С. 12]. Внедрение «цифрового университета» по прогнозам должно оптимизировать организацию учебного процесса, работу административно-хозяйственных структур, научно-исследовательскую деятельность и т.д.

6. Сохранение консерватизма в образовательном процессе. Наряду с приверженностью достижениям цифровизации и научно-технического прогресса важно сохранять традиции в образовательной деятельности. Важным преимуществом государственного вуза, а тем более вуза отраслевого, имеющего сильную корпоративную культуру и сложившуюся многолетнюю практику, является приверженность традиционным формам обучения, в частности офф-лайн обучение, при котором возможно реализация таких процессов, как наставничество, сохранение преемственности поколений, дискуссионные семинары и т.п. Массовый переход на использование дистанционных образовательных технологий, наблюдающийся в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в авиационных вузах имел ситуационный характер, был экстремальным, а не регулярным. В настоящее время есть тенденция во многих образовательных организациях принять данную форму обучения в качестве основной и превратить дистанционное образование в норму. Но, не смотря на то, что дистанционные образовательные технологии применяются на различных образовательных площадках и в различных вузах на регулярной основе, авиационное образования сохраняет консервативные взгляды и не осуществляет тотальный переход на новый формат. Сохранение традиционных качественных характеристик вуза гражданской авиации включает передачу знаний, умений и навыков, то есть формирование компетенций, на базе традиционных, апробированных и доказавших свою эффективность педагогических приемов и методов работы. Применение дистанционных средств возможно лишь как вспомогательный элемент образовательной деятельности.

7. Развитие трудового потенциала профессорско-преподавательского состава. Наращивание потенциала профессорско-преподавательского состава может стать одной из главных траекторий повышения конкурентоспособности вуза гражданской авиации. Многие показатели, достичь которые необходимо образовательной организации для успешного функционирования, связаны с кадровым потенциалом, в частности это касается показателей эффективности деятельности вуза, аккредитационного мониторинга и других, влияющих на положительное восприятие потребителями образовательных услуг бренда учебного заведения. В первую очередь, имеет значение доля лиц с учеными степенями и (или) с учеными званиями. Это является наиболее значимым показателем кадрового состава для вуза. Во вторую очередь, необходимо учитывать долю работников и (или) руководителей организаций, соответствующих профильной направленности каждой из реализуемых в вузе программ. Это те показатели, которые закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Кроме того, важны показатели, характеризующие кадровое ядро − средний возраст персонала, доли лиц из числа профессорско-преподавательского состава, относящихся к крайним возрастным категориями и, в особенности, доля молодых кадров, что отражает перспективные возможности по развитию кадрового потенциала вуза. Также важны показатели по научной и учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава − количественные и качественные характеристики публикационной активности, цитируемость, участие в грантах и конкурсах, подготовка учебных пособий, методических указаний по изучению дисциплин и т.п.

В свете предстоящих реформ системы высшего образования, о которых было заявлено на высшем уровне управления страной в 2022 году при выходе России из Болонской системы [4], требуется особое внимание уделять кадровому потенциалу вузов, персонал которых должен стать и «архитектором», и «строителем» предстоящих изменений.

Профессорско-преподавательский состав вуза гражданской авиации должен быть готов эффективно функционировать в обновленных условиях при введении более продолжительных образовательных программ, которые должны прийти на смену существующей системе бакалавриата и магистратуры, и способствовать повышению междисциплинарности и фундаментальности образования.

8. Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров. Данная траектория и совокупность методов ее реализации вытекают из положений Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года: Концепция предполагает «формирование максимально комфортных для работников транспортных образовательных организаций инфраструктурных и организационных условий, внедрение прозрачной системы показателей эффективности и материального стимулирования за достижение результата, меры по дебюрократизации внутренних процедур, использование реальных конкурсных инструментов в части кадровой политики...» [14, С.12]. Концепция также делает акцент на развитии карьеры и талантов, в частности в ней намечена траектория на разработку и внедрение системы развития карьеры для молодых работников транспортных образовательных организаций, система конкурсов среди педагогических работников и проектных команд для выявления, поощрения и продвижения талантов, корпоративные программы развития человеческого капитала. Особое внимание предлагается уделять системе обучения по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировок, а также созданию кадрового резерва. Все эти направления и методические инструменты работы должны сопровождаться совершенствованием обеспечения социальных гарантий и защищенности коллективов образовательных организаций, системы материального и морального стимулирования [14].

Три последние траектории могут быть охарактеризованы как непосредственно связанные с кадровым потенциалом образовательных организаций. Их успешная реализация сопряжена с повышением качества управления кадровым потенциалом вуза гражданской авиации, как фактором конкурентоспособности. Все другие траектории также обладают связями с персоналом, но не столь очевидными, проявляющимися лишь в косвенной форме.

Вывод

Таким образом, предложив и охарактеризовав возможные траектории повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения гражданской авиации можно сделать вывод, что для лучшего эффекта необходим комплексный подход и реализация одновременно нескольких траекторий, поскольку методологически нет ограничений по количеству их применения. Также следует заметить, что ряд траекторий носят обобщенный характер и пригодны к использованию в вузах любой ведомственной принадлежности, в то время как другие имеют ярко выраженную транспортную или авиационную специфику и характерны преимущественно для вузов гражданской авиации. На выбор траекторий также оказывают влияние регулятивные документы − концепции, стратегии, которые прописывают вектор развития отраслевого образования или кадровой политики.

В качестве перспективного направления исследования в области повышения конкурентоспособности учебных заведений гражданской авиации следует акцентировать внимание на кадровом потенциале. Представляется целесообразным разработать методические рекомендации в отношении различных мероприятий по развитию кадрового потенциала отраслевого вуза, в частности комплексной оценке профессорско-преподавательского состава при трудоустройстве, поддержании информационной открытости и полноты сведений о кадровом потенциале образовательных организаций, создании благоприятных условий для научной работы преподавателей, в первую очередь − молодых специалистов, работающих над диссертациями, повышении наукометрических показателей профессорско-преподавательского состава и других.


References:

Berketova L.V. (2016). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza - element vyzhivaemosti na rynke obrazovatelnyh uslug [Increasing the competitiveness of a university is an element of survival in the educational services market]. Nauka i obrazovanie: problemy i strategii razvitiya. (1). 158-161. (in Russian).

Bezdudnaya A.G. (2009). Metodologiya formirovaniya konkurentnyh preimushchestv obrazovatelnyh uslug v edinom obrazovatelnom prostranstve [Methodology of formation of competitive advantages of educational services in a single educational space] Saint Petersburg. (in Russian).

Burenina I.V. (2013). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza na osnove upravleniya kadrovym potentsialom [Improving the competitiveness of the university on based talent management]. Neftegazovoe delo. 11 (1). 23-28. (in Russian).

Chumakov A.S. (2010). Povyshenie konkurentosposobnosti regionalnogo vuza na osnove primeneniya distantsionnyh tekhnologiy [Regional high school competitiveness increase on the bases of distance technologies]. Vestnik Kaliningradskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. (1). 104-108. (in Russian).

Efimova I.A. (2012). Povyshenie urovnya konkurentosposobnosti vuza kak organizatsii v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [Increasing the competitiveness of the university as an organization in the context of economic modernization]. Russkiy inzhener. (4). 69-73. (in Russian).

Eminova N.E., Savzikhanova S.E. (2014). Rol marketinga v otsenke konkurentosposobnosti vuza [Role of marketing in the assessment of competitiveness of a higher education institution]. Creative economy. 8 (12). 122-127. (in Russian).

Inozemtseva V.V. (2016). Povyshenie kachestva truda prepodavatelya kak faktor obespecheniya konkurentosposobnosti vuza [Improving the quality of a teacher's work as a factor in ensuring the competitiveness of a university]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. (5). 107-113. (in Russian).

Irodov M.I. (2012). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza na osnove sertifitsirovannoy sistemy upravleniya kachestvom i kompleksnogo ispolzovaniya ICT [Increasing the competitiveness of the university based on a certified quality management system and integrated use of ICT] Effective management for the successful implementation of an innovative model of socio-economic development. 111-117. (in Russian).

Ivanova M.O. (2022). Upravlenie sistemoy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya v grazhdanskoy aviatsii [Management of the system of continuing professional education in civil aviation] Saint Petersburg. (in Russian).

Ivanova M.O., Ivanov E.D. (2023). Konkurentnoe polozhenie realizuemyh v vuzakh grazhdanskoy aviatsii napravleniy podgotovki i spetsialnostey [The competitiveness of training programs and specialties in civil aviation universities]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (11). 5255-5270. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.11.119713.

Izotova A.G., Gavrilyuk E.S. (2023). Uroven tsifrovizatsii universiteta kak odin iz klyuchevyh faktorov konkurentosposobnosti rossiyskikh vuzov v innovatsionnoy ekonomike [The university digitalization level as a key factor of the competitiveness of Russian universities in the innovation economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 421-438. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.117094.

Katalevsky D. (2023). New Governance Approaches to Prevent the Collapse of Complex Socioeconomic Systems. Foresight and STI Governance. 17 (3). 56-67. doi: 10.17323/2500-2597.2023.3.56.67.

Kovaleva O.P. (2013). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza na rynke obrazovatelnyh uslug [The improving of the university competitiveness at the educational market]. Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobilno-dorozhnoy akademii. (5). 127-130. (in Russian).

Kozhaev Yu.P. (2016). Povyshenie kachestva obrazovaniya kak faktor konkurentosposobnosti vuza [Improving the quality of education as a factor of university competitiveness] Actual problems of science: from theory to practice. 24-30. (in Russian).

Markova G.I. (2013). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza cherez vnedrenie sistemy menedzhmenta kachestva [Improving the competitiveness of the university through the introduction of quality management system]. Territory of New Opportunities: Vladivostok State University of Economics and Service Bulletin. (3). 25-32. (in Russian).

Perekhvatov D.S. (2010). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza na rynke obrazovatelnyh uslug putem formirovaniya edinoy marketingovoy politiki [Increasing the competitiveness of the university in the educational services market through the formation of a unified marketing policy]. Innovations. (8). 80-84. (in Russian).

Pesotskaya E.V., Ivanova M.O. (2020). Konkurentnye protsessy v nepreryvnom professionalnom obrazovanii: fraktalnyy podkhod k upravleniyu [Competitive processes in the continuous professional education: fractal approach to management (russia, st. petersburg)]. Problems of modern economics. (3). 211-213. (in Russian).

Plotnikova N.F., Strukov E.N., Vagner K.R. (2019). Povyshenie urovnya nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti professorsko-prepodavatelskogo sostava v usloviyakh formirovaniya konkurentosposobnosti vuza [The development of university competitiveness: improving the level of faculty research activities]. Filologiya i kultura. (2). 285-290. (in Russian).

Prizhigalinskaya T.N., Osykov A.A. (2013). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza na osnove sovershenstvovaniya upravleniya effektivnostyu deyatelnosti [Increasing the competitiveness of the university through improved performance management]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (4). 56-61. (in Russian).

Selivanov E.A. (2011). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza za schyot ispolzovaniya sredstv distantsionnogo obucheniya [Increasing the competitiveness of the university through the use of distance learning tools]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. (8). 129-131. (in Russian).

Sinelnikova E.A. (2015). Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuza kak faktor formirovaniya chelovecheskogo potentsiala v usloviyakh adaptivnoy ekonomiki [Improving the competitiveness of graduates of higher education institutions as a factor shaping human potential in adaptive economy]. Intellektualnye resursy - regionalnomu razvitiyu. (1). 125-129. (in Russian).

Suetin A.N., Suetin S.N., Shulus A.A., Bogomolov O.A., Trifonova A.V. (2020). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza: globalnye tendentsii i sovremennoe sostoyanie mirovogo rynka obrazovatelnyh uslug [University competitiveness management: integration of educational space]. Fundamental research. (6). 143-149. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42791.

Topilina I.I. (2011). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza i ego razvitie s pozitsiy marketinga [Increasing the competitiveness of the university and its development from a marketing perspective]. Vek kachestva. (1). 32-33. (in Russian).

Tvauri T.G. (2015). Povyshenie konkurentosposobnosti vuza v usloviyakh sovremennyh tendentsiy v obrazovanii [Increasing the competitiveness of the university in the context of modern trends in education]. Sovremennaya matematika i kontseptsii innovatsionnogo matematicheskogo obrazovaniya. 2 (1). 244-249. (in Russian).

Zhupley I.V., Shemakhanova V.V., Shevchenko O.M. (2017). Vliyanie sistemy upravleniya personalom na povyshenie konkurentosposobnosti VUZa [The impact of the personnel management system on increasing the competitiveness of the University]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (12). 412-416. (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 21:55:39