Развитие научно-популярного туризма на современном этапе

Плиева Е.Н.1
1 Сочинский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Плиева Е.Н. Развитие научно-популярного туризма на современном этапе // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 10. – С. 2701-2712. – doi: 10.18334/ce.18.10.121854.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74510930

Аннотация:
В статье проводится анализ определения «научно-популярный туризм», данные в трудах отечественных ученых. Рассматриваются основные документы, регулирующие данное туристическое направление. Проводится анализ задач развития данного направления, представленных в Концепции развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Затрагиваются задачи научно-популярного туризма, его направления и его значения для общества и государства. Отмечаются участники, которые активно оказывают поддержку и принимают непосредственное участие в развитии данного туристического направления. Особое внимание в статье уделяется направлениям детского научно-популярного туризма, что особенно актуально для педагогов. В статье автор выделяет основные элементы научно-популярного туризма и его задачи, а также определяет сущность научно-популярного туризма и современные тенденций его развития, проблемы данного туристического направления.

Ключевые слова: научно-популярный туризм, наука, десятилетие науки и технологий, концепция, термин, студенческий туризм

JEL-классификация: О10, О38, Z32



ВВЕДЕНИЕ. Согласно данным всероссийского опросника ВЦИОМ, более 60% граждан нашей страны интересуются наукой и деятельностью, с ней связанной. [4]. Одним из возможным способов знакомства с научной деятельностью является научно-популярный туризм как вид туристической деятельности, направленный на получение знаний, изучение научных объектов, участие в мероприятиях по проблемам той или иной отрасли научных знаний.

В настоящее время научного понятия научно-популярного туризма нет в нормативных источниках, что также подтверждает актуальность исследования данного термина и явления в целом.

Актуальные проблемы данного туристического направления, его сущность и составляющие такого многогранного понятия как научно-популярный туризм раскрываются с разных углов в работах таких научных деятелей как: М. С. Оборина [10], А. В. Ханиной [13], А.Ю. Барановой [5], Е. А Крылова [9], И. Ю. Пономаревой [11], В.А. Боговарова и В.А. Степашкиной [6], Иванова С.А. и Ноговицына И.М. [8], Харьковской Е.В. и Харьковского С.Н. [14], Рогалиевой Н.Л. [12]. Однако, несмотря на научный интерес к научно-популярному туризму его феномен заключается в том, что это направление все еще остается собирательным в науке и нет его четкой, закрепленной формулировки.

2016), В.П. Павлова [36], зарубежные – С. Слокум, К. Клайн, А. Холден [10]

(Slocum, Kline, Holden, 2015), Ф. Бурлон, Р. Салинас [11] (Bourlon, Salinass,

2016).

Целью настоящего исследования является определение сущности научно-популярного туризма и современных тенденций его развития.

Научная новизна исследования заключается в сравнительном анализе точек зрения отечественных ученых на понятие «научно-популярного туризма» и формирования автором статьи собирательного понятия, а также определения основных задач научно-популярного туризма.

В статье использовались методы анализа и синтеза, сравнительный метод, методы обобщения, системный подход, что позволило выделить основные направления научно-популярного туризма, его составляющие и современные тенденции развития научно-популярного туризма в России.

Гипотеза исследования состоит в том, что высокие темпы развития научно-популярного туризма связаны с активностью органов государственной власти и бизнес структур и способствуют развитию социальной сферы, в первую очередь, образования, культуры, улучшения качества жизни населения

ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На сегодняшний день научно-популярный туризм (или НПТ) представляет новую ветвь туристической деятельности. Несмотря на это данное понятие, фигурировало еще в 1880-х годах в Великобритании, в нашей стране данное понятие впервые упоминается Русским географическим обществом (географическое общество СССР) и трактуется как туристическое посещение определенных мест с целью получения научного знания, повышения квалификации.

Как следствие, интерес к науке среди людей не остался незамеченным, о чем свидетельствует современная проводимая государственная политика. Так, с 2022 года Указом Президента Российской Федерации период 2022-2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий [1]. Также на федеральном уровне была принята «Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [3].

Так как научно-популярный туризм молодое направление точного его определения, как и единого подхода, к описанию и составляющим данного направления не сложилось. Проанализируем содержание понятий научно-популярного туризма в работах некоторых авторов в таблице 1.

Таблица 1 – Вариации понятия «научно-популярный туризм»

Автор понятия
Понятие «научно-популярный туризм»
Е.А. Крылова [9]
относительно новая ветвь в экономической среде, которая представляет собой соединение науки и бизнес-процессов и заключается в посещение научных, образовательных объектов, которые связаны с изучением науки, а также культурным развитием и обзором достопримечательностей
И. Ю. Пономарева [11]
вид туристической деятельности, сущность которого состоит в успешном совмещении развлекательной функции путешествий с функцией познавательной
А.Ю. Баранова [5]
новый виток туристической деятельности, который заключается в использовании нескольких видов туризма совместно с исследование научных процессов.
Оборин М.С. [10]
научно-популярный туризм форма дипломатии, направленная на привлечение в науку молодых специалистов, зарубежных деятелей, а также инвестиций. Главной особенность такого вида туризма является посещение образовательных локаций
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [2]
путешествия, направленные на сбор и получение информации о научной деятельности, проведения научных исследований, без получения материальной выгоды
В связи с тем, что понятие научно-популярного туризма является собираемым, основные его элементы представлены на рисунке 1.

Скругленный прямоугольник: Элементы НПТ Пятиугольник: Популяризация науки и научных знаний, с целью привлечения внимания к науке

Рисунок 1 – Элементы понятия научно-популярного туризма [9]

Задачи развития научно-популярного туризма, отраженные в Концепции развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года представлены на рисунок 2.

Рисунок 2 – Задачи развития научно-популярного туризма в соответствии с Концепцией развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (составлено автором)

Перечень рассматриваемых понятий не является исчерпывающим и их можно дополнять не только определениями из работ отечественных ученых, но и данными из зарубежных работ. В настоящий момент понятие научно-популярного туризма насчитывает огромное количество трактовок, но так или иначе оно связано с тем, что турист не просто посещает достопримечательности, так как это достопримечательности, напрямую связанные с наукой, он получает знания в научной сфере, расширяет свой кругозор, а все маршруты, так или иначе, проходят по научным местам.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-популярный туризм представляет собой не что иное, как новое ответвление туристической деятельности, которое заключается в удовлетворении культурных потребностей с помощью посещения научных туристических объектов с целью обогащения научными знаниями.

В настоящее время научно-популярный туризм имеет три направления.

Реализация первого направления предлагает рассмотреть маршруты, которые ранее не были предложены в определенных регионах страны. Обычно такие маршруты не были доступны для массового посещения ранее, так как предполагают посещение уникальных мест.

Рисунок 3 – Направления и проекты детского научно-популярного туризма согласно плану Десятилетия науки и техники (составлено автором)

Согласно плану мероприятий Десятилетия науки и техники развитие детского научно-популярного туризма предполагает реализацию следующих направлений (рисунок 3).

Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года определяет детский научно-популярный туризм как форму образовательной деятельности, реализуемую через посещение детьми инновационных, образовательных объектов, объектов связанных с реализацией научной деятельности, а также посещение детьми детских образовательных лагерей [3].

Реализация второго направления заключается в том, что используются давно известные и популярные маршруты научно-популярного туризма, находящиеся на курортах или в других часто посещаемых местах. Примером таких маршрутов является посещение Никитского ботанического сада в Крыму и другие маршруты по объектам природы в Крыму: сады, парки, пещеры.

Третье направление относительно ново, так как связано с привлечение к данному виду туризма детей и подростков. В настоящее время действует специальная платформа «Студтуризм. рф», в которой собрана вся актуальная информация о молодежном НПТ. Молодежный НПТ предполагает реализацию туристических маршрутов для лиц в возрасте от 18 до 35 лет.

НПТ как современное направление туризма активно поддерживается государством и является одним из социально-значимых направлений государственной политики. Так, к 2030 году доля туристической отрасли в ВВП страны должна быть увеличена на 5%, за счет роста внутреннего туризма и предложения новых туристических маршрутов. В настоящее время развивается не только научно-популярный туризм, но и промышленный туризм, сельскохозяйственный, гастрономический и другие.

"Стратегической целью для себя на данном этапе мы

установили рост вклада туризма в ВВП. Сейчас доля туризма составляет

примерно 3,5%, но мы полагаем, что с учетом структуры экономики можно

увеличить ее до 6% как среднесрочную цель, с выходом на более высокий

показатель, как только отрасль сформируется и в отрасль пойдут

инвестиции", - сообщил он, выступая на ежегодной конференции газеты

"Ведомости" "Туризм в России: развивая успех".

"Стратегической целью для себя на данном этапе мы

установили рост вклада туризма в ВВП. Сейчас доля туризма составляет

примерно 3,5%, но мы полагаем, что с учетом структуры экономики можно

увеличить ее до 6% как среднесрочную цель, с выходом на более высокий

показатель, как только отрасль сформируется и в отрасль пойдут

инвестиции", - сообщил он, выступая на ежегодной конференции газеты

"Ведомости" "Туризм в России: развивая успех".

"Стратегической целью для себя на данном этапе мы

установили рост вклада туризма в ВВП. Сейчас доля туризма составляет

примерно 3,5%, но мы полагаем, что с учетом структуры экономики можно

увеличить ее до 6% как среднесрочную цель, с выходом на более высокий

показатель, как только отрасль сформируется и в отрасль пойдут

инвестиции", - сообщил он, выступая на ежегодной конференции газеты

"Ведомости" "Туризм в России: развивая успех".

"Стратегической целью для себя на данном этапе мы

установили рост вклада туризма в ВВП. Сейчас доля туризма составляет

примерно 3,5%, но мы полагаем, что с учетом структуры экономики можно

увеличить ее до 6% как среднесрочную цель, с выходом на более высокий

показатель, как только отрасль сформируется и в отрасль пойдут

инвестиции", - сообщил он, выступая на ежегодной конференции газеты

"Ведомости" "Туризм в России: развивая успех".

Согласно данным министерства экономического развития РФ стратегической целью в развитии туризма установлен рост вклада туризма в ВВП. Доля туризма в ВВП страны на сегодняшний день составляет около 3,5-4%, с учетом структуры экономики ее можно увеличить до 5-6%, как только в отрасль начнут стекаться инвестиции. Среди дополнительных целей, которые ставятся Минэкономразвития, также можно выделить рост показателей турпотока и инвестиций в отрасль. Рост турпотока должен возникать как в существующих точках притяжения, так и на новых направлениях. Также важен рост государственных и частных инвестиций. Они должны приходить, чтобы помогать создавать турпродукт и условия для появления разнообразного турпродукта. Еще одной целью министерство видит вхождение России в десятку самых популярных туристических направлений по версии Всемирной туристической организации (UNWTO) [16].

Скругленный прямоугольник: Российская академия наук Скругленный прямоугольник: ВУЗы и другие образовательные организации Скругленный прямоугольник: Органы власти различных уровней Подпись: - оказывают поддержку отечественным научным деятелям в виде грантов, премий;
- оказывают инвестиционную поддержку в области НПТ 
Скругленный прямоугольник: Научные фонды и крупные организации

Рисунок 4 – Участники, оказывающие поддержку в развитии научно-популярного туризма [9]

Рост инвестиций в научно-популярный туризм предполагает определенные тенденции или трансформации в обществе:

- Улучшение имиджа страны за рубежом как открытого научно-технического и инновационного центра.

- Повышение привлекательности исследований, разработок, учёбы, путешествий в России.

- Увеличение туристического потока, въездного туризма в РФ, финансирования науки и образования за счет поступления внебюджетных средств в организации.

- Возникновение и развитие новых туристических маршрутов, что способствует расширению географии туризма и вторичных туристических направлений.

- Развитие информационного пространства.

- Популяризация научного знания [16].

Таким образом, развитие научно-популярного туризма набирает обороты. Научно-популярный туризм как новое направление туризма предполагает не только возможность отдохнуть и посмотреть достопримечательности, но и окунуться в науку, получить научные знания, провести исследование. То есть турист не просто наблюдает за научными процессами, в некоторых случаях он может принять в них участие.

Научно-популярный туризм все больше находит отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей, приобретает все новые формы, расширяются задачи, стоящие перед данным направлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На сегодняшний день научно-популярный туризм сталкивается с определенными проблемами, такими как: труднодоступность многих туристических объектов, сложности в работе определенных научных объектов в связи их посещением, увеличение экологических проблем, низкая информационная доступность туристических маршрутов, так как обычные туристические агентства не популяризируют данное направление. Решение данных проблем возможно только совместными усилиями бизнес структур и государства.

Безусловно, направление научно-популярного туризма продолжит развиваться и дальше, так как уже в настоящее время на это направление направлен «взор» государства, и привлекаются возможные бизнес структуры. Проблемы, указанные выше возможно решить с помощью разработки рекомендаций по посещению научных объектов, рекомендации по их сохранению, правил поведения, проведение контрольных мероприятий, для оценки научных объектов через определенные промежутки времени.


Источники:

1. Указ Президента РФ № 231 от 25.04.2022 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». ИПП Гарант. Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404436068/ (дата обращения: 02.08.2024).
2. Распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (в редакции распоряжения Правительства РФ № 187-р от 07.02.2022 г.). ИПП Гарант. Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 02.08.2024).
3. «Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (утв. Минобрнауки России 25.01.2023 г.). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438352/ (дата обращения: 02.08.2024).
4. Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник». Wciom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauchpop-v-trende (дата обращения: 19.09.2024).
5. Баранова А.Ю. Научно-популярный туризм: структура и методы финансирования // Управленческий учет. – 2022. – № 4-2. – c. 237-243. – doi: 10.25806/uu4-22022237-243.
6. Боговарова В.А., Степашкина В.А. Изучение представлений студентов университета о научном туризме // Казанский вестник молодых учёных. – 2019. – № 2(10). – c. 37-42.
7. Верна В.В., Скараник С.С., Сорока А.В. Современные аспекты развития научно-популярного туризма // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2023. – № 2. – c. 141-150.
8. Иванова С.А., Ноговицын И.М. Студенческий туризм как форма международного сотрудничества высших учебных заведений // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы: Материалы всероссийского научно-образовательного форума с международным участием. Якутск, 2021. – c. 332-338.
9. Крылова Е.А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1829-1848. – doi: 10.18334/ce.16.5.114638.
10. Оборин М.С. Образовательный туризм как перспективное направление молодежных путешествий в России // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – № 3(90). – c. 86-96. – doi: 10.24411/1995-042X-2020-10306.
11. Пономарева И.Ю., Савинов В.Ю. Исторические предпосылки развития научно-популярного туризма в Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2022. – № 3-4. – c. 64-74.
12. Рогалева Н.Л. Развитие студенческого экологического туризма в камчатском крае // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: Сборник материалов IХ международной научно-практической конференции. Ялта, 2022. – c. 147-149.
13. Ханина А.В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – № 4(101). – c. 18-27. – doi: 10.5281/zenodo.7089306.
14. Харьковская Е.В., Харьковский С.Н. Студенческий туризм как фактор развития сельского туризма // Роль науки в удвоении валового регионального продукта: Материалы XXV Международной научно-производственной конференции. Том 2. Майский, 2021. – c. 314-315.
15. Программа молодежного и студенческого туризма. Специализированная цифровая платформа Студтуризм.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://студтуризм.рф/news (дата обращения: 10.09.2024).
16. Перезагрузка мирового туризма: научный туризм. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/349029217_PEREZAGRUZKA_MIROVOGO_TURIZMA_NAUCNYJ_TURIZM_REBOOT_OF_WORLD_TOURISM_SCIENTIFIC_TOURISM (дата обращения: 02.10.2024).
17. Guo W., Wu Da.F., Li Yu., Wang F.Xi., Ye Y.Qi., Lin H.W., Zhang Ch.F. Suitability Evaluation of Popular Science Tourism Sites in University Towns: Case Study of Guangzhou University Town // Sustainability. – 2022. – № 4. – p. 2296. – doi: 10.3390/su14042296.
18. Economic Impact Reports. The World Travel & Tourism Council (WTTC). [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 21.09.2024).

Страница обновлена: 11.11.2024 в 16:13:41