Особенности внешнеэкономической агропромышленной деятельности предприятий региона в современных условиях
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Введение
Современная внешнеэкономическая агропромышленная деятельность в России осуществляется в достаточно сложных условиях, особенно в контексте обеспечения продовольственной безопасности страны. Однако, несмотря на санкционное давление, агропромышленная сфера страны не снижает темпов своего развития. Большое значение в ее развитии имеют агропромышленные и сельскохозяйственные предприятия регионов.
Республика Бурятия – сельскохозяйственный регион Дальневосточного Федерального Округа (ДФО). Земельный фонд составляет 35,1 млн. га. Регион специализируется на развитии животноводства, в том числе овцеводства аборигенного типа [34], и производства зерновых. По оценкам, наибольшее значение для развития сельских территорий Республики Бурятия имеет именно сфера растениеводства [22].
Настоящая работа является продолжением нашего исследования агропромышленного сотрудничества РБ с Монголией и КНР [33]. Тогда были выяснены основные направления в развитии современного агропромышленного сотрудничества, определены основные проблемы, проанализирована товарная структура российско-китайского сотрудничества.
Целью настоящего исследования является определение особенностей современной агропромышленной деятельности предприятий Республики Бурятия. Авторы применяли следующие научные подходы и методы: абстрактной логики, сравнительного анализа, использовались новейшие данные, опубликованные в республиканских СМИ в 2024 г., а также публикации отечественных экономистов и историков.
Результаты исследования и их обсуждение
1. Агропромышленное сотрудничество предприятий РБ с Монголией. Для республики 2024 год начался достаточно активно и плодотворно в сфере внешнеэкономического сотрудничества. В январе 2024 г. одним из вопросов, вынесенных для обсуждения с монгольской делегацией во главе с губернатором Центрального аймака Монголии Д. Мунхбаатар, была поставка бескостного блочного мяса из Монголии. Вопрос был связан с получением республикой в 2024 г. квоты на беспошлинную поставку монгольского мяса. По мнению отдельных монгольских специалистов, большое влияние на трансграничное сотрудничество российских регионов с Монголией оказывают централизация власти и бюрократические механизмы, тормозящие принятие необходимых решений [17]. Однако, как показывают данные, в октябре 2024 г. глава РБ, выступая на панельной сессии «Россия и Монголия: перспективы расширения стратегического партнерства в сфере АПК», отметил, что мясо из Монголии по квоте 50 тыс. тонн начало поставляться (очевидно, имеются в виду поставки в целом в РФ – авт.). Было особо отмечено, что мясо соответствует российским стандартам. В то же время большие надежды возлагаются на расширение экспорта мяса из Монголии, прежде всего, с заключением временного торгового соглашения между ЕАЭС и Монголией [19]. С другой стороны, имеются и критические замечания относительно торговых отношений в формате ЗСТ ЕАЭС – Монголия. Есть мнение, что данный формат, по всей видимости, не даст ожидаемого от него эффекта ввиду низкого потенциала к расширению отношений и устоявшихся таможенно-тарифных барьеров (таможенные пошлины на мясо и мясную продукцию из Монголии составляют 11 %) [31].
О развитии внешнеэкономического сотрудничества между предприятиями РБ и Монголией свидетельствует проведение в начале февраля 2024 г. в г. Улан-Удэ выставки-ярмарки «Волшебный Белый месяц», в котором приняли участие более 100 компаний. Если ассортимент монгольских компаний в основном был представлен продукцией из шерсти и кашемира, сувенирной продукцией, то предприятия РБ представили продукты питания, товары для здоровья, изделия народно-художественных промыслов РБ.
Особо следует выделить гуманитарный аспект внешнеэкономического сотрудничества сельскохозяйственных предприятий республики с Монголией. Зимой-весной 2024 г., более 80 % территории Монголии было покрыто плотным снегом, гололедом, вызвавшим «дзут» - падеж скота из-за бескормицы. По другим данным, стихийное бедствие 2024 г. именуется «белым дзутом». Следует отметить, что специалисты выделяют следующие его категории: «белый дзут» (из-за обилия снега, морозов или гололеда), «черный дзут» (из-за отсутствия снега), «копытный дзут», «дзут засухи» [18]. Падеж скота в Монголии весной 2024 г. составил около 7 млн голов, 15 аймаков находились в тяжелой ситуации, 32 тыс. скотоводов лишились половины всего скота, около 9 тыс. семей оказались без средств к существованию [5]. Большие потери скота в Монголии наблюдались и в другие годы XXI в. Так, во время дзута 2009-2010 гг. погибло более 8 млн скота из общего поголовья в 45 млн. [35].
В марте 2024 г. президент РФ и правительство, оценивая сложную ситуацию с падежом скота в Монголии, дали поручение главе РБ А. Цыденову сформировать гуманитарную помощь. По оценке главы РБ, для поддержки монгольских аратов республика могла выделить 8,5 тыс. т. фуражного зерна, из них пшеницы – 6,5 тыс. т. и овса - 2,5 тыс. т. Таким образом, было выделено все имеющееся в наличии у РБ количество зерна [29]. Следует заметить, что выделению гуманитарной помощи способствовал хороший урожай зерновых в РБ в 2023 г., который составил 140,6 тыс. т. (на 20 % превысил показатели 2022 г.). Была особо отмечена взаимовыручка российского и монгольского народов в различные периоды истории. Так, известна широкомасштабная помощь МНР в годы Великой Отечественной войны, включая передачу монгольской делегацией в 1943 г. танковой колонны «Революционная Монголия», построенной на деньги монгольских скотоводов и советских граждан, работавших в Монголии [2].
Гуманитарная помощь Монголии весной 2024 г. была организована оперативно. Этому во многом способствовало решение правительства РФ об упрощенном порядке вывоза зерна, предусматривающего отмену таможенных пошлин. 17 марта 2024 г. была доставлена из РБ в Монголию первая партия зерна. В целом, гуманитарная помощь была поставлена в 16 монгольских аймаков и 3 микрорайона г. Улан-Батор. Все указанное выше количество зерна – 8,5 тыс. т. было доставлено в кратчайшие сроки. 14 мая 2024 г. поставки зерновых из РБ в Монголию были закрыты, о чем подписано специальное соглашение. Большую роль в поставках зерна сыграли Кяхтинский, Бичурский, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Заиграевский, Кабанский, Баргузинский и Курумканский районы РБ [6]. С монгольской стороны слаженно действовали Главное управление чрезвычайных ситуаций Монголии и главы аймаков. В основном их деятельность касалась урегулирования вопросов транспортного обеспечения. Отголоски дзута в Монголии нашли отражение в начале июня 2024 г. на расширенном совещании по вопросам привлечения иностранных рабочих в сельское хозяйство республики, когда было внесено предложение о трудоустройстве монгольских скотоводов в сельскохозяйственные организации региона [11]. Речь шла о семьях, пострадавших от дзута. Очевидно, многие монгольские животноводы были вынуждены искать другую работу. Как известно, аналогичная ситуация наблюдалась в Монголии после дзута 2009-2010 гг., когда большое количество обездоленных аратов перебиралось в города в поисках работы [35]. На данный момент остается неизвестным, были ли трудоустроены в РБ монгольские скотоводы, пострадавшие во время дзута 2024 г.
Тогда же, в июне 2024 г. в Улан-Удэ состоялась встреча главы РБ А. Цыденова с губернатором Хубсугульского аймака Монголии П. Лхагважавом. Были обсуждены перспективы взаимовыгодного сотрудничества регионов в разных направлениях (сельское хозяйство, туризм), вопросы обучения монгольской молодежи в вузах и ссузах республики по таким специальностям как «IT-технологии», «сельское хозяйство», «ветеринария» [3]. Заметим, что двустороннее взаимодействие в области ветеринарии получило дальнейшее развитие в рамках XVI заседания подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Его результатом стало заключение соглашения в октябре 2024 г. в г. Улан-Батор между Госветслужбой РБ и ветслужбой Центрального аймака Монголии. Соглашение призвано обеспечить благоприятные условия для экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции [12]. Таким образом, двусторонние бурятско-монгольские встречи на разных уровнях в очередной раз подтверждают намерения обеих сторон установить контакты в некоторых проектах [32]. Процесс непосредственного взаимодействия предполагает предварительное изучение различных факторов, стимулирующих и ограничивающих внешнеэкономическое сотрудничество [33]. Как показывают данные 2024 г., есть и успешные проекты освоения монгольского продуктового рынка предпринимателями из РБ. Вслед за ТГ «Абсолют», которая уже прочно обосновалась в Монголии, в г. Улан-Батор развернула активную деятельность сеть магазинов «НАШ». Работают три магазина, еще один планируется открыть в ближайшее время [13]. Отличительной особенностью сети является формат «дискаунтер», предполагающий широкий ассортимент товаров по ценам ниже средних рыночных. Несмотря на наличие ряда продуктовых магазинов из РБ в Монголии, имеются монгольские компании, заинтересованные в прямых поставках продуктов питания из РБ. Об этом свидетельствует интерес, проявленный крупной монгольской фирмой в августе 2024 г. во время встречи в Центре поддержки экспорта Бурятии [8]. Следует отметить роль данного центра в развитии бурятско-монгольских торгово-экономических отношений. Он оказывает помощь предпринимателям РБ в осуществлении зарубежных поездок на выставки, форумы и другие мероприятия; предоставляет услуги по проведению экспертиз, переводов проектов экспортного контракта, расчету стоимости товара при экспорте, консультированию по вопросам законодательства и пр. Деятельность Центра поддержки экспорта Бурятии осуществляется в рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт».
Осенью 2024 г. в Монголии состоялось несколько значимых мероприятий, имевших своей целью кооперацию в агропромышленной сфере двух стран. Известно, что на международную универсальную выставку «Улан-Батор-Партнерство», прошедшую в конце сентября 2024 г. в г. Улан-Батор, прибыла группа, представляющая сельскохозяйственный кооператив «Облепиха 03» из Селенгинского района РБ. Их продукция (сиропы, масла на основе облепихи) вызвала интерес у монгольских предпринимателей [21]. Можно предположить, что экспорт в Монголию продукции из облепихи может иметь хорошие перспективы, учитывая наличие в РБ комплекса мероприятий, направленных на стимулирование сбора и обработки этой ягоды. Всего в РБ насчитывается, по данным 2022 г., 12 пищевых предприятий, занимающихся переработкой облепихи [24], поэтому имеется достаточный потенциал для глубокой обработки и последующего экспорта в Монголию и другие страны.
Другим крупным мероприятием явился российско-монгольский «Агрофорум», состоявшийся 19-20 октября 2024 г. в г. Дархан. На нем, в первую очередь, обсуждались вопросы вероятного кооперирования в области переработки животноводческой продукции и его дальнейшего продвижения. Изучались возможности заключения российско-монгольских соглашений в агропромышленной сфере до 2028 г. [26]. Особое внимание на форуме было уделено вопросу строительства холдингом «Сибагро» свинокомплекса в Центральном аймаке. Проект, уже получивший разрешение от Центра развития строительства Монголии, предполагает масштабное производство свинины (до 14 тыс. т. ежегодно) с последующим экспортом. В нем будет задействован и свинокомплекс «Восточно-Сибирский», расположенный на территории Заиграевского района РБ и с 2016 г. имеющий статус племенного завода [1]. Согласно плану, бурятскому предприятию отводится роль репродукционной площадки, откуда молодняк будет доставляться в монгольский свинокомплекс. Проблема заключается в финансировании: с одной стороны, получение инвестиционных кредитов затруднено высокими ставками Центробанка [14], с другой – очевидно, непросто заинтересовать монгольскую сторону в льготном кредитовании указанного проекта, поскольку речь идет об инвестициях в сумме 60 млрд. тугриков или 1,7 млрд. руб. [15]. Можно отметить снижение суммы предполагаемых инвестиций, в 2023 г. речь шла о 3,5 млрд руб. [33]. По данным представителей «Сибагро», при строительстве свинокомплекса будут учтены стандарты холдинга, внедрены новейшие технологии, различные автоматические системы. Также будут созданы 300 рабочих мест, предусматривается обучение и переподготовка специалистов в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии [15].
Бурятские аграрии также приняли участие в фестивале сыра, прошедшем в середине ноября в Монголии. Республику на нем представили сыроделы из Бичурского района [30].
2. Агропромышленное сотрудничество предприятий РБ с КНР. Как показывают данные 2024 г., в экономических отношениях РБ с Китаем намечается новое перспективное направление. В марте 2024 г. в пос. Медведчиково, прилегающем к г. Улан-Удэ, был открыт масличный завод по производству прессованного рапсового и льняного масла и жмыха. Тем самым завершено строительство первой очереди предприятия. Быстрым темпам строительства способствовали инвестиции из КНР в размере более 200 млн руб. Очевидно, на китайские инвестиции будет построена и вторая очередь завода, которую планируют к запуску ближе к концу 2025 г. Если производственная мощность первой очереди составляет до 100 т. сырья в сутки, то второй – уже 300 т. Предполагается, что инвестиции из КНР в обшей сложности составят 888 млн руб. [10]. Вышеуказанный завод является предприятием полного цикла, т.е. на экспорт будет поставляться готовая продукция. Это противоречит мнению об интересе Китая исключительно к организации производств по первичной переработке, не обеспечивающего выпуск конечной товарной продукции [20]. С другой стороны, масла из РБ будут поставляться в основном в КНР. Из истории современного экспорта рапсового масла из России в Китай известно, что в числе поставщиков имеются сибирские и дальневосточные регионы. Например, Кузбасс, Красноярский и Приморский края. Объемы производства рапса и сои в десятки раз превышают темпы роста других масличных культур [28]. В целом, в числе лидеров по экспорту рапсового масла в зарубежные страны находятся Краснодарский край, Белгородская, Курская, Московская и Калининградская области [16]. О значительном увеличении объема экспорта рапсового масла свидетельствуют статистические отчеты (по данным таможенной службы КНР): с 2021 по 2023 гг. рост составил с 405 млн долл. до 1,5 млрд долл. [27]. Вероятно, немалую долю в экспорте зерновых и продуктов их переработки из Алтайского края в Китай занимают рапс и лен, рапсовый жмых. Всего край экспортирует 25 позиций, включающие пшеничную муку, гречиху, лузгу гречихи, лущеные семена подсолнечника, горох и др. [25]. Таким образом, РБ с небольшим опозданием подключается к перспективному экспортоориентированному направлению. Тем более, что российско-китайская экономическая структура имеет очевидную взаимодополняемость [23]. Для выращивания льна и рапса определены поля Тарбагатайского, Бичурского и Мухоршибирского районов. В числе участников проекта 8 сельхозтоваропроизводителей, входящих в ООО «Альянс+»: ИП Данилов А.П., ИП Климентьева Т.Г., ООО «Благодатное», ООО «Куйтунское», ООО «Гранд», СПК «Искра», КФХ Ринчинов А.Б., КФХ Денисов А.Н. Оснащенные необходимой техникой и удобрениями, агрономы и механизаторы указанных предприятий должны посеять семена рапса и льна на площади 3,8 тыс. га [9]. В перспективе планируется увеличение площадей культур до 25 тыс. га. [4]. Предполагается помощь от государства в приобретении дополнительного оборудования. Субсидирование может составить 50% от общей суммы покупки. В то же время возмещение государством затрат на семена составит 35% [7]. Тем самым, масличный завод будет обеспечен необходимым сырьем, выращенным на полях Бурятии.
Выводы
1. В 2024 г. внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий РБ с Монголией успешно развивалось, о чем свидетельствуют визиты губернаторов монгольских аймаков в г. Улан-Удэ и участие бурятских и монгольских предпринимателей в агропромышленных мероприятиях различного уровня. В качестве особенностей современного сотрудничества можно выделить следующее: расширение формата внешнеэкономического сотрудничества, основанного на особых, братских отношениях между РФ и Монголией, взаимовыручке и помощи, существующих со времен Халхин-гола и Великой отечественной войны (гуманитарная помощь фуражным зерном монгольским скотоводам, оказавшимся в тяжелой ситуации из-за бескормицы); успешная реализация проектов освоения продуктового рынка Монголии сетью магазинов «НАШ». Некоторые вопросы агропромышленного сотрудничества ожидают своего решения - поставки бурятской агропромышленной продукции на монгольский продуктовый рынок, строительство холдингом «Сибагро» свинокомплекса в Центральном аймаке Монголии.
2. Агропромышленное сотрудничество РБ с КНР в 2024 г. отличается развитием нового направления - выращивании льна и рапса, строительства масличного завода рядом с г. Улан-Удэ еще до начала посевных и других работ, что, с другой стороны, вызывает вопросы и некоторые опасения. Тем не менее, если ориентироваться на примеры других регионов РФ, поставляющих рапсовое масло в КНР, то можно ожидать и успешного развития в республике этого перспективного экспортоориентированного направления агропромышленного сотрудничества. Росту производства может способствовать и выделение земельных площадей в четырех районах РБ, традиционно считающихся земледельческими.
Страница обновлена: 30.12.2024 в 19:28:57