Методический подход к определению эффективности государственной поддержки экспорта продукции АПК
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)
Введение
Научная дискуссия, касающаяся проработки академической средой методических основ оценки эффективности государственной поддержки, в т.ч. аграрного производства и последующих экспортных поставок сельскохозяйственной продукции, характеризуется получением ряда значимых результатов, однако не является завершённой. Текущий этап научных исследований характеризуется выполнением обобщений различных точек зрения, выполненный, в частности, коллективом авторов в составе Г.В. Исаевой, А.В. Унжаковой, С.А. Шелковникова, О.С. Шинделовой и др. [1], определением особенностей оценки эффективности бюджетных расходов в условиях развития национальной экономики, реализованный И.Н. Рыковой, Г.К. Рыковой, Р.С. Губановым [2], особенностей реализации стратегии стимулирования экспорта в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявленных А.Ю. Жевлаковой [3].
Вместе с тем, ряд научных публикаций свидетельствует о незавершенности используемой терминологии. Так, А.П. Киреенко, С.К. Содномова исследуют «результативность» региональных мер поддержки экспорта и влияние на инвестиции [4], однако, мы согласны с точкой зрения И.А. Минакова, А.Н. Куликова о необходимости разделения категорий «результативности» и «эффективности» государственной поддержки [5]. Своё видение оценки эффективности государственной поддержки экспортоориентированных компаний предлагают А.Д. Батрасова, Т.В. Коновалова, П.И. Комаров [6], которое, впрочем, перекликается с практикой, обозначенной в [1].
Как значимое развитие научной мысли нами видится разделение А.П. Потаповой, М.Я. Ржевской, эффективности государственного регулирования производственного и экспортного потенциалов [7], несмотря на в целом очевидную «вторичность» последнего и «первичность» первого.
Особое роль играют научные публикации, отражающие региональные аспекты. Так, М.И. Беркович, Е.С. Закревская исследовали экспортную деятельность регионов как объект государственной поддержки [8], Е.Н. Трифонова выполнила оценку факторов, влияющих на экспорт продовольствия регионов [9], предметом изучения К.В. Чепелевой, Л.А. Овсянко стала государственная поддержка субъектов масложирового подкомплекса регионов Сибирского федерального округа в условиях развития агроэкспорта [10].
Институциональная основа государственной поддержки экспорта и вопросы эффективности деятельности соответствующих структур нашли своё отражение в трудах С.К. Содномовой [11], С.С. Судакова [12]. Программно-целевой подход, закладываемый в систему мер государственной поддержки экспорта аграрной продукции, исследован С.В. Загводкиным [13].
Исследование М.А. Кухтина даёт возможность не только определить общую эффективность государственной поддержки, но и оценить вклад отдельных составляющих в прирост целевого показателя выручки [14].
Отличительной особенностью исследования С.Н. Матвиенко является то, что результирующим показателем становится не выручка, а показатель рентабельность, прирастающий, по аналогии с эффектом финансового рычага, на сумму эффекта государственного субсидирования [15]. Развитие этого положения мы можем найти у С.А. Тишурова, который оперирует уже «эффектом внешнего финансирования», образованным за счёт двух обозначенных показателей [16].
Обобщая представленные исследования, можно констатировать, что преобладающая точка зрения оценки эффективности государственной поддержки строится на соотношении «год к году», т.е. закладывается допущение, что текущий прирост экспорта определяется соответствующим приростом государственной поддержки, оказанной в этом же году. Однако, природа различных мероприятий государственной поддержки такова, что эффект, прирост экспорта, может получить своё непосредственное выражение на следующий год или в более отдаленные периоды. Автором предложен формализованный инструментарий оценки эффективности государственной поддержки экспорта, отличительной особенностью, научной новизной которого является учёт отложенного, отсроченного эффекта мероприятий государства по поддержке экспорта. Подход автора даёт возможность объяснить и формализовать ответ на вопрос о том, почему в условиях сокращения государственной поддержки по ряду лет это не мешало наращивать российский экспорт сельскохозяйственной продукции, в т.ч. зерновых.
Целью настоящего исследования является обоснование подхода к определению эффективности государственной поддержки экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК), построенного с учётом отсроченного эффекта государственной поддержки.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
1) охарактеризовать применяемые на момент проведения исследования подходы к оценке эффективности государственной поддержки экспорта продукции АПК;
2) определить недостатки рекомендуемого в академической среде для оценки эффективности государственной поддержки стандартного расчёта мультипликатора государственной поддержки;
3) обосновать необходимость авторской модификации подхода к оценке эффективности государственной поддержки аграрного экспорта через введение системы весовых коэффициентов.
Научная новизна исследования заключается в введении в оценку эффективности государственной поддержки инструментария учёта отложенного эффекта. Авторская гипотеза, нашедшая своё подтверждение в ходе исследования, состоит в том, что часть прироста результирующего показателя экспорта продукции АПК, создаётся государственной поддержкой, оказанной не только в текущем году, но и в более ранние периоды.
При выполнении исследования использовались «Национальные доклады о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [17-21] за 2019-2023 гг. (период исследования).
Использованные методы включают систематизацию, сравнение, приёмы экономического анализа – расчёт показателей динамики и структуры.
Результаты и обсуждение
Исследование соответствующих разделов «Национальных докладов» позволяет сделать вывод о том, что оценку эффективности государственной поддержки экспорта продукции АПК следует делать на основе соответствия достигнутых значений ряда показателей их нормативно закреплённым значениям, а также по степени освоения средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год и/или сводной бюджетной росписью (таблица 1).
Таблица 1.
Итоги реализации Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» за 2019-2023 гг. (составлено автором по [17-21])
Наименование
показателя
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
Выполнение
параметров, ед.:
|
|
|
|
|
|
-
запланированные результаты
|
-
|
37
|
25
|
16
|
13
|
-
запланированные контрольные точки
|
-
|
90
|
49
|
84
|
82
|
Кассовое
исполнение, % от:
|
|
|
|
|
|
-
федерального бюджета на год
|
95,5
|
87,8
|
78,1
|
104,3
|
128,7
|
-
сводной бюджетной росписи
|
95,5
|
99,8
|
99,3
|
99,97
|
99,99
|
Фактическое исполнение Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» за 2019-2023 гг. характеризуется всё более выраженной кассовой дисциплиной, максимально полным, вплоть до 99,99%, освоением бюджетных средств (при сравнении со сводной бюджетной росписью; если же сравнивать с исходными значениями, предусмотренными федеральным бюджетом на соответствующий год, то очевидны существенные различия).
Первоочередной задачей в рамках достижения цели повышения эффективности экспорта является непосредственное наращивание количественных значений экспорта. В соответствии с общепринятым пониманием эффективности, целевая установка государственной поддержки экспорта состоит в максимизации экспортных продаж с одного рубля государственной поддержки. Обозначенный подход в академической среде является наиболее распространённым, что в практическом отношении реализуется через расчёт отношений экспорта продукции к величине государственной поддержки [7, 13]. Обозначенный расчёт реализуется как по непосредственным значениям экспорта и его государственной поддержки, так и по приростным значениям. В первом случае можно говорить о коэффициенте эффективности государственной поддержки экспорта, во втором – о коэффициенте трансформации (мультипликаторе) государственной поддержки экспорта продукции АПК.
В целом соглашаясь с обозначенным подходом к оценке эффективности государственной поддержки аграрного экспорта, в т.ч. его зерновых культур, необходимо отметить, что в расчёт фактически закладывается предпосылка, что оказанная за тот или иной период государственная поддержка распространяется на соответствующий период, обычно один год, а в последующие периоды уже и не имеет места. Иными словами, фактически игнорируется отсроченный, отложенный эффект государственной поддержки экспорта.
Учитывать факт наличия отложенного на более отдалённые временные промежутки эффекта государственной поддержки экспорта автором предлагается через введение системы весовых коэффициентов, присвоенных текущему и более ранним значениям государственной поддержки экспорта, относимых к величине отчётного экспорта:
, (1)
где ЭГПэз – эффективность государственной поддержки экспорта;
∆Эз(t) – изменение экспорта за период t;
∆ГПэз(t), ∆ГПэз(t-1) – изменение государственной поддержки экспорта за периоды t и t-1, тыс. т.
Присвоенные весовые коэффициенты иллюстрируют, что бОльшая часть потенциального прироста экспортных поставок, по нашему мнению, создаётся соответствующей динамикой прироста государственной поддержки в отчётном периоде t, а именно 2/3, но существенное (1/3) значение имеет и государственная поддержка экспорта, оказанная в предшествующий (t-1) период. Апробация предлагаемого автором подхода иллюстрируется данными таблицы 2.
Таблица 2.
Расчёт эффективности государственной поддержки экспорта продукции АПК в Российской Федерации за 2019-2023 гг. (составлено автором)
Наименование
показателя
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Фактическое
исполнение Федерального проекта "Экспорт продукции АПК", млн руб.
|
37060,4
|
29685,9
|
36957,7
|
63098,8
|
53205,9
|
Экспорт
продукции АПК, млрд долл. США
|
25,6
|
30,66
|
37,1
|
41,6
|
43,5
|
Эффективность
государственной поддержки экспорта, долл. США / руб.:
|
|
|
|
|
|
стандартный
расчёт
|
-
|
-0,69
|
0,89
|
0,17
|
-0,19
|
предложение
автора
|
-
|
0,73
|
2,69
|
0,23
|
0,90
|
Выводы
Учёт отложенного, отсроченного эффекта государственной поддержки экспортных поставок является обоснованным, позволяющим более адекватно судить об её эффективности. Создаётся возможность количественного определения влияния факторов более ранних изменений сумм государственной поддержки экспорта продукции АПК.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 11:06:23