Инструменты поддержки производства и экспорта мяса: опыт Бразилии

Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303672

Аннотация:
В статье проанализирован передовой зарубежный опыт государственной поддержки производства и экспорта мяса. Исследован экспортный профиль Бразилии, выявлены ключевые параметры роста мясного экспорта. Определён наиболее востребованный сегмент рынка. На основе ретроспективного анализа автором были систематизированы финансовые и нефинансовые инструменты государственной аграрной поддержки страны с учетом реформирования системы регулирования на разных этапах развития экономики. Предложены направления для развития отечественного мясного экспорта. Статья будет интересна научным работникам, специалистам в области экспорта продуктов сельского хозяйства.

Ключевые слова: мясо, экспорт, рынок, господдержка, зарубежный опыт

JEL-классификация: Q02, Q13, F14



Введение. Экспорт как вид внешнеэкономической деятельности страны представляет собой особый интерес. С одной стороны – это возможность формирования делового имиджа государства в международном масштабе, а с другой – получение дополнительных экономических выгод для национальной экономики.

Продвижение отечественных товаров на зарубежные рынки способствует устойчивому положению страны в мировой экономике и экономической стабильности внутри государства [3] (Naryshkin, 2021).

Развитие экспортных отношений является национальным приоритетом, а государственная поддержка развития внешнеторговой деятельности с помощью финансовых и нефинансовых инструментов активно обсуждается и исследуется отечественными и зарубежными авторами [1, 2, 5, 6, 8, 14] (Alpatov, Osipov, Stavtsev, 2021; Mazloev, Khayrullina, 2019; Aghazadeh, Beheshti Jazan Abadi, Zandi, 2022; Belova, Cheng, Wang, 2022; Moon, 2022; Zolin, Cavapozzi, Mazzarolo, 2021).

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье занимают важное место в международной торговле. Это позволяет соблюдать продовольственный баланс между спросом и предложением на мировом рынке, равномерно распределять товарные потоки. Кроме того, физическая и экономическая доступность продуктов питания являются элементами национальной продовольственной безопасности.

Мясо и мясопродукты являются важной составляющей рациона населения. Видовая структура потребления определяется множеством факторов (уровнем развития стран, традициями, пищевым поведением и т.п.). Вместе с тем данный продукт является стратегически важным источником животного белка.

К 2031 г. мировое потребление мяса на душу населения продолжит тенденцию роста. В частности, увеличение показателя по сравнению с 2021 г. по развитым странам составит 2,7%, а по развивающимся – 8,1%. Ожидается, что мировой экспорт мяса птицы достигнет 16,1 млн тонн, говядины и телятины – 14,2 млн тонн, свинины – 10,8 млн тонн и баранины – 1,4 млн тонн [11].

Благоприятная конъюнктура мирового мясного рынка на ближайшие десять лет позволяет констатировать, что рост экспорта будет экономически оправдан.

Основная часть прироста производства мяса придется на Китай, США, Бразилию и Индию, в то время как в странах ЕС ожидается сокращение в связи с ориентацией экономики на экологическую составляющую.

В 2021 г. стоимость отечественного мясного экспорта составила 1,2 млрд долларов США, где наибольший удельный вес приходится на домашнюю птицу – 46%. Следует отметить, что за последние пять лет Россия существенно нарастила темпы роста объемов поставок зарубеж. В частности, увеличение по мясу и пищевым субпродуктам домашней птицы составило 3,1 раза, свинине – 5,2 раза, замороженному мясу крупного рогатого скота – 16 раз [13].

Такой беспрецедентный рост обусловлен активным освоением международных рынков, преимущественно ближнего зарубежья, и активным участием государства в развитии внешнеторговой деятельности. Экспортоориентированная стратегия страны предполагает существенное увеличение объемов вывоза продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за рубеж к 2030 г.

В этой связи особо актуальным является передовой опыт стран, успешно конкурирующих на зарубежных рынках.

Цель данного исследования – определить ключевые инструменты поддержки производства и экспорта мяса на разных этапах реформирования аграрной политики Бразилии с последующим определением перспективных направлений для развития и реализации экспортного потенциала отечественного аграрного бизнеса.

Научная новизна работы состоит в том, что были систематизированы ключевые этапы аграрной политики Бразилии, выявлены наиболее эффективные механизмы государственного регулирования экспорта продовольствия, предложены приоритеты дальнейшего развития нефинансовых инструментов государственной поддержки отечественного мясного животноводства.

Материалы и методы. Для анализа инструментов поддержки производства и экспорта мяса использовались диалектический, монографический и абстрактно-логический методы. Информационной базой послужили данные по странам ОЭСР и статистика международной торговли.

Результаты

Краткая характеристика условий производства и показателей мясного экспорта Бразилии. Страна является третьим по величине экспортером агропродовольственных товаров после Европейского союза и США. Две трети общей стоимости продукции сельского хозяйства составляют продукты растениеводства, а одну треть – продукты животноводства. Бразилия занимает первое место в мире по экспорту замороженного мяса крупного рогатого скота и домашней птицы. Динамичное наращивание объемов вывоза данной продукции во многом обусловлено внутренними благоприятными условиями и проводимой аграрной политикой государства.

По данным за 2021 г., в Бразилии проживает 213 млн человек, ВВП на душу населения составило 14,8 тыс. долларов США. Государство входит в десятку крупнейших экономик мира и является крупнейшей страной Латинской Америки по площади и населению.

Сельское хозяйство является значимым сектором экономики страны, удельный вес которого в ВВП составляет 6%, а доля занятых – 9,14%. Площадь сельхозугодий – 236,9 млн га, в том числе на пашню приходится 24%. Удельный вес растениеводства в валовом объеме производства – 67% [9, 10].

Страна ориентирована на продовольственный экспорт, доля которого составляет 41,7% от общего объема товарооборота с другими странами. Вывоз продовольствия и сельскохозяйственного сырья превышает ввоз в 4,1 раза, что обеспечивает положительное торговое сальдо страны (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья Бразилии

Источник: составлено автором с использованием [13].

Удельный вес экспорта мяса и пищевых мясных субпродуктов Бразилии в общем объеме товарооборота по странам по данной категории составил 11,8%, или 18,2 млрд долларов США. Наибольший доход приходится на реализацию замороженного мяса крупного рогатого скота – 38, 2% (код 0202) и мяса домашней птицы – 38,1% (код 0207) (рис. 2).

За последние пять лет (2017–2021 гг.) объем экспорта мяса крупного рогатого скота увеличился в 1,6 раза и составил 1,8 млн тонн, свинины – в 1,8 раза (1,0 млн тонн), баранины – в 6,5 раза (59 тонн). Вывоз свежего или охлажденного мяса крупного рогатого скота (код 0201) сократился на 25,3% и составил 142,1 тыс. тонн.

Ключевыми импортерами бразильского мяса являются Китай (8,43%), США (7,28%), Нидерланды (7,16%) и Индонезия (4,68%) [13].

Рисунок 2. Структура экспортного дохода Бразилии от реализации мяса и мясопродуктов

Источник: составлено автором с использованием [13].

Продолжается рост экспортных цен на мясо и мясопродукты. Наиболее дорогостоящими продуктами по-прежнему являются баранина и мясо крупного рогатого скота (рис. 3).

Таким образом, Бразилия является конкурентоспособным экспортером сельскохозяйственной продукции. Страна продолжает увеличивать объемы поставок мяса на мировой рынок. Такое положение дел требует более детального исследования ключевых этапов реформирования государственной аграрной политики.

Эволюция аграрной политики Бразилии. Вплоть до 1990-х годов страна имела серьезную историю государственного вмешательства в сельскохозяйственный сектор экономики. Например, в 1940-х годах на фоне опасений по поводу продовольственной безопасности были введены ценовые интервенции.

Рисунок 3. Динамика цен на экспорт мяса и мясопродуктов Бразилии

Источник: составлено автором с использованием [13].

С 1950-х годов в Бразилии действовала стратегия замещения импорта на основе широкомасштабной индустриализации сельскохозяйственного производства, осуществлялся контроль над поставками и ценами в агропродовольственном секторе. Государством активно использовалась ценовая поддержка не только производителей, но и потребителей.

Национальное агентство по поставкам продовольствия (SUNAB) регулировало распределение основных продуктов питания и устанавливало цены и нормы прибыли для всех уровней продовольственной цепочки, включая низкие цены для потребителей. Эта государственная структура также контролировала продовольственный импорт и экспорт [7].

Компания по финансированию производства (CFP) осуществляла прямые закупки по минимальным гарантированным ценам.

Дальнейшая реструктуризация экономики началась в 1990-х годах: была либерализована торговля, приватизированы государственные предприятия и создан таможенный союз с другими странами Южной Америки (МЕРКОСУР). Государственные предприятия, связанные с сельским хозяйством, были ликвидированы, или их функции были упразднены. Тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции существенно снизились. Экспортное лицензирование первичной сельскохозяйственной продукции было отменено. Ослабление контроля позволило бразильским производителям получить более свободный доступ к мировым рынкам товаров и средствам производства.

С 2005 г. до 2015 г. аграрная политика была направлена на поддержку мелких землевладельцев. В частности, были установлены минимальные цены на основные продукты питания, произведенные в беднейших регионах страны. Правительство увеличило закупки продовольствия для распределения среди бедных слоев населения. Государственное вмешательство включало поддержку рыночных цен и субсидирование факторов производства в размере до 8% от валовой выручки фермерских хозяйств (табл. 1).

Поддержка рыночных цен постепенно сокращалась. В дальнейшем общая поддержка оказывалась в основном в форме частичного финансирования затрат производителей и предоставления им общих услуг. Наибольшее развитие в стране получили инструменты льготного кредитования и страхования.

За период с 2010 по 2021 г. отмечается снижение общего уровня поддержки сельскохозяйственных производителей (PSE) с 6,41% до 3,36% (рис. 4).

Таблица 1

Этапы реформирования аграрной политики Бразилии

Этап
Средний уровень поддержки, % (PSE)
Направление аграрной политики
Используемые инструменты
До 1990 г.
Нет
данных
Закрытая экономика.
Модель импортозамещения
Фиксированные обменные курсы.
Высокие сельскохозяйственные тарифы.
Производственно-сбытовой контроль сельскохозяйственной продукции. Минимальные цены на сельхозпродукцию для производителей.
Субсидированные цены на сельхозпродукцию для потребителей. Создание Бразильской корпорации сельскохозяйственных исследований
1990–2005 гг.
7,82*
Реформы по либерализации торговли
Плавающие обменные курсы.
Отмена контроля за ценами и выпуском сельскохозяйственной продукции.
Снижение сельскохозяйственных тарифов как на продукцию, так и на ресурсы.
Заключение соглашений ВТО и МЕРКОСУР.
Минимальные цены на основные продукты сохранены, но снижены.
Увеличение размера субсидированных кредитов (на пополнение оборотных активов и маркетинг).
Создание Министерства аграрного развития (для малого бизнеса)
2005–2015 гг.
6,17
Продолжение реформ по либерализации торговли
Субсидирование сельскохозяйственных кредитов и страхования.
Установление минимальных цен на основные продукты для мелких землевладельцев за счет государственных закупок основных продуктов питания для обеспечения продовольствием бедных слоев населения
2015 г.- настоящее время
2,34
Институциональные изменения
Упразднение Министерства аграрного развития (мелких землевладельцев) и его преобразование в Министерство сельского хозяйства, животноводства и продовольственного обеспечения.
Субсидирование сельскохозяйственных кредитов остается ключевым инструментом сельскохозяйственной политики
*расчет средней был произведен за период с 2000 г. по 2005 г.

Источник: составлено автором с использованием [9].

Рисунок 4. Динамика уровня сельскохозяйственной поддержки Бразилии (общие и единичные трансферты по видам мяса)

Источник: составлено автором с использованием [10].

Вместе с тем в 2021 году отмечается рост уровня PSE по сравнению с 2020 г. на 1,8 п.п. за счет увеличения поддержки рыночных цен (MPS). Несмотря на это, следует отметить, что внутренняя стоимость товаров практически полностью совпадает с мировыми ценами.

Анализ единичных трансфертов в отношении конкретных видов продуктов свидетельствует о том, что показатели имеют отрицательную динамику по мясу птицы и свинине. При этом положительные значения сохраняются по производству говядины, но на минимальном уровне – 0,61%.

Современная поддержка производителей осуществляется в основном за счет льготных ставок по кредитам и страхованию урожая. Используются программные механизмы регулирования.

Льготный кредит доступен для сбыта сельскохозяйственной продукции, а также осуществления инвестиций в основной капитал. Данный инструмент реализуется посредством сотрудничества между Центральным банком, Казначейством, Секретариатом экономической политики (Министерство экономики) и Министерством сельского хозяйства, животноводства и продовольственного обеспечения. Большая часть сельскохозяйственных кредитов выделяется в рамках Национальной системы кредитования сельских районов (SNCR) и предоставляется по льготным процентным ставкам с дифференцированными условиями для мелких фермеров (PRONAF) и фермеров среднего размера (PRONAMP). Имеется возможность реструктуризации задолженности.

Поддержка сельскохозяйственного страхования осуществляется либо в форме субсидирования страховых премий, либо путем компенсации фермерам производственных потерь в результате стихийных бедствий. Функционируют две программы:

1. Программа сельских страховых премий (PSR) предоставляет субсидии на страховые взносы коммерческим производителям, которые заключают контракты со страховыми компаниями, включенными в список правительства.

2. Программа общего сельскохозяйственного страхования (PROAGRO), которая предлагает фермерам частичную компенсацию, понесенную в связи с инвестиционными потерями при использовании кредитов на оборотный капитал.

Мелкие семейные фермы могут воспользоваться двумя другими программами: PROAGRO-Mais или страхованием семейного сельского хозяйства (SEAF).

Программы страхования сельских кредитов и субсидий должны соответствовать экологическим критериям, установленным Экологическим сельским реестром (CAR).

Например, кредиты, направленные на формирование оборотного капитала, зависят от сельскохозяйственного зонирования климатических рисков (ZARC). Это позволяет связать поддержку сельского хозяйства с методами ведения сельского хозяйства и деятельностью, адаптированной под экологическую устойчивость каждой географической зоны. Соблюдение зонирования также необходимо для доступа к программам PROAGRO.

Около 90% поддержки, направленной на формирование общих условий производства (GSSE), приходится на сельскохозяйственные исследования и разработки (НИОКР), передачу новых технологий и услуг по распространению знаний [9].

Министерство сельского хозяйства, животноводства и продовольственного обеспечения Бразилии (MAPA) ежегодно публикует План развития сельского хозяйства и животноводства (PSA), который устанавливает объем финансовых ресурсов и инструменты поддержки кредитования, страхования и коммерциализации. Кроме того, формируется программа зонирования, минимальные и справочные цены для каждого производственного года. Так, например, субсидирование кредитования под урожай на 2021–2022 гг. составило 46,6 млрд долл. США, что на 6,3% больше, чем за аналогичный прошлый период [7].

В 2021 г. финансирование Национального плана низкоуглеродного сельского хозяйства (программа АВС) удвоилось и составило 927 млн долларов США [9].

Основное направление – распространение технологий, снижающих выбросы парниковых газов в сельскохозяйственном производстве и способствующих адаптации к изменению климата. Программа ABC подразделяется на следующие подпрограммы: восстановление деградированных пастбищ (ABC Recovery), внедрение и совершенствование систем органического сельскохозяйственного производства (ABC Organic), внедрение и усовершенствование систем нулевой обработки соломы (ABC No-Till), развитие системы интеграции растениеводства и животноводства, внедрение, техническое обслуживание и улучшение систем обработки отходов и отходов животноводства для производства энергии и компостирования (ABC Waste Treatment) и т.п. [7, 12].

План ABC также учитывает два стратегических действия:

1. Посадка леса или лесовосстановление.

2. Управление отходами животноводства.

Основной инструмент программы – открытая кредитная линия для использования биоресурсов и биоудобрений, а также для производства электроэнергии из биогаза и биометана.

В 2021 году для мелких землевладельцев (Программа PRONAF) предусмотрена новая кредитная линия под названием «Биоэкономика», предназначенная для систем агролесоводства, производства биоресурсов и сельского туризма.

В то же время следует отметить, что льготные процентные ставки по всем сельскохозяйственным кредитам увеличились на 2–4 п.п.

Субсидии сельского страхования (PSR) охватывают около 150 миллионов гектаров. В 2021 г. отмечается увеличение финансирования по данному направлению на 34%. Объем бюджетного финансирования составил 219 миллионов долларов США [9].

В 2021 году Зонирование сельскохозяйственных рисков (ZARC) продолжилось внедрением ZARC 4.0, которое объединяет в целях управления агроклиматические, управленческие, почвенные данные.

Таким образом, страхование и кредитная поддержка зависят от экологических критериев и правил зонирования.

В 2021 году МАРА запустила цифровую платформу (AGROMET), которая собирает метеорологическую информацию и облегчает онлайн-доступ к климатическому обслуживанию, связанному с сельским хозяйством.

За период с 2020 г. по 2021 г. Бразилия направила из бюджета 233,8 млрд долларов США на поддержку рабочих и наиболее уязвимых слоев населения, кредитные меры, сохранение занятости в компаниях и борьбу с пандемией [9].

Таким образом, следует отметить, что за последнее десятилетие основными инструментами аграрной поддержки стали следующие:

1) сельское кредитование, разработанное в 1960-х годах;

2) управление рисками, в том числе программы субсидированного страхования, введенные в 2005 году;

3) минимальные и справочные цены на некоторые продукты, государственные закупки продуктов питания;

4) зонирование сельскохозяйственных угодий с соблюдением экологических норм и продвижение использования биотоплива;

5) создание государственных фондов для поддержки конкретных производственных цепочек, финансируемых за счет взносов данных секторов и правительства штата.

Экспортная поддержка Бразилии. В Бразилии многие ведомства в составе федерального правительства принимают участие в развитии экспорта. В частности, следует отметить, Министерство сельского хозяйства, животноводства и продовольственного обеспечения (Секретариат международных связей агробизнеса), Министерство внешних связей (Бразильское агентство по стимулированию торговли и инвестиций – Apex-Brasil).

Ключевую роль играет ApexBrasil, которое занимается продвижением бразильских товаров и услуг за рубежом, а также привлечением иностранных инвестиций в стратегические секторы бразильской экономики.

Для достижения этих целей ApexBrasil проводит диверсифицированные мероприятия по содействию торговле, направленные на продвижение экспорта и стоимости бразильских товаров и услуг за рубежом, такие как перспективные и коммерческие миссии, деловые круглые столы, поддержка участия бразильских компаний в крупных международных ярмарках, визиты иностранных покупателей.

Агентство также взаимодействует с государственными и частными субъектами в целях привлечения прямых иностранных инвестиций в Бразилию.

Между Европейским союзом и МЕРКОСУР действует соглашение о свободной торговле с участием государств – членов ЕС и членов МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай).

Функционирует Комитет по экспортному финансированию и гарантиям (Cofig), основные полномочия которого – разработка и мониторинг деятельности Программы экспортного финансирования (Proex) и Фонда гарантирования экспорта (FGE). Таким образом, устанавливаются параметры и условия предоставления финансовой помощи экспортерам.

В стране созданы зоны экспортной обработки (EPZs), которые представляют собой территорию свободной торговли и направлены на использование экспортного потенциала производственных мощностей Бразилии. Компании, расположенные в данной зоне, получают налоговые льготы (освобождение от федеральных налогов: налог на импорт, налог на промышленную продукцию; социальный взнос на валовой доход и др.). Некоторые штаты Бразилии предлагают льготы по налогу на добавленную стоимость ICMS. Имеется возможность снижения налога на прибыль до 75% для новых предприятий [12].

Долгосрочная правовая определенность является важным атрибутом данного инструмента, поскольку федеральные льготы предоставляются на 20 лет и могут быть продлены на такой же срок.

Таким образом, EPZs зарекомендовал себя как важный инструмент поддержки национальных и иностранных инвестиций, ориентированных на внешний рынок.

Заключение. Успехи в развитии агропродовольственного экспорта Бразилии позволяют констатировать, что применяемые инструменты государственной поддержки, благоприятные природно-климатические условия для развития животноводства, а также возможность расширения использования сельхозугодий позволили стране стать крупнейшим поставщиком мяса и мясопродуктов.

Перспективными направлениями содействия экспорту являются заключение торговых соглашений с зарубежными странами и создание пространств для свободной торговли. Рост инвестиций в научные исследования и разработки (НИОКР), а также в образовательную деятельность, нацеленную на получение практических знаний и навыков работы на международном рынке, позволяет стране существенно увеличивать доходы семейных фермерских хозяйств. Ведется работа по улучшению доступа производителей к технологическим инновациям за счет использования цифровых информационных и коммуникационных технологий.

Наращивание объемов экспорта страны сопровождается не только улучшением финансового состояния экономических субъектов. В последние годы активно реализуются программы, связанные с продовольственной и пищевой безопасностью, доступом к основным услугам и адаптацией к изменению климата сельского населения. Таким образом, обеспечивается эколого-экономическая устойчивость производства в рамках производственно-сбытовых цепочек. При этом сельские территории выступают в качестве точки роста аграрного бизнеса, где особая роль отводится семейному фермерству.

Следует отметить, что для российской практики особый интерес представляет эволюция инструментов государственной поддержки Бразилии. Развитие трансферта инноваций, образовательная деятельность и внедрение информационных технологий в развитие экспорта стали бы мощным стимулом для нашей страны. Рекомендуем к использованию свободные зоны мясного экспорта на долгосрочной основе, которые доказали свою эффективность и востребованность. Развитие мясного животноводства в нашей стране сопровождается наличием разнообразных рисков [4] (Khayrullina, 2023). Поэтому необходимо разработать программу по обеспечению экологической устойчивости животноводства. Особое внимание следует уделить государственной помощи и содействию участия среднего и малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности.


Источники:

1. Алпатов А.В., Осипов А.Н., Ставцев А.Н. Современное состояние и направления оптимизации государственной поддержки экспорта продукции АПК в России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 4(73). – c. 122-131. – doi: 10.33938/214-122.
2. Мазлоев В.З., Хайруллина О.И. Институциональные основы государственной поддержки агропродовольственного экспорта: зарубежный опыт и российская практика // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2019. – № 10. – c. 11-17. – doi: 10.31442/0235-2494-2019-0-10-11-17.
3. Нарышкин А.А. Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта // Вестник МГИМО Университета. – 2021. – № 2. – c. 72-91. – doi: 10.24833/2071-8160-2021-2-77-72-91.
4. Хайруллина О.И. Анализ состояния и перспектив роста российского экспорта мяса // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 1. – c. 191-206. – doi: 10.18334/ppib.10.1.117021.
5. Aghazadeh H., Beheshti Jazan Abadi E., Zandi F. Branding advantage of agri-food companies in competitive export markets: a resource-based theory // British Food Journal. – 2022. – № 7. – p. 2039-2060. – doi: 10.1108/BFJ-08-2021-0952.
6. Belova I.N., Cheng Y., Wang X. The Influence of Establishing Free Trade Zone on Sino-Russian Agricultural Cooperation-Taking Heilongjiang Free Trade Zone as an Example // Current Problems of the World Economy and International Trade. – 2022. – № 42. – p. 37-43. – doi: 10.1108/S0190-128120220000042004.
7. Ministério da Agricultura e Pecuária. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/agricultura/pt-br (дата обращения: 05.03.2023).
8. Moon W. Are there dynamic productivity gains from agricultural trade? // China Agricultural Economic Review. – 2022. – № 1. – p. 32-46. – doi: 10.1108/CAER-02-2021-0030.
9. Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2022: Reforming Agricultural Policies for Climate Change Mitigation. OECD Publishing. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation-2022_7f4542bf-en.
10. OECD.Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/# (дата обращения: 10.03.2023).
11. OECD-FAO Agricultural Outlook 2022-2031. Agri-outlook.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agri-outlook.org/data/ (дата обращения: 05.03.2023).
12. Secretaria da agricultura, pecuÁria, produÇÃo sustentÁvel e irrigaÇÃo. Agricultura.rs.gov.br. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agricultura.rs.gov.br/inicial (дата обращения: 05.03.2023).
13. Trade statistics for international business development. Trademap.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 05.03.2023).
14. Zolin M.B., Cavapozzi D., Mazzarolo M. Food security and trade policies: evidence from the milk sector case study // British Food Journal. – 2021. – № 13. – p. 59-72. – doi: 10.1108/BFJ-07-2020-0577.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:20