Теоретические аспекты стратегического управления экспортом агропромышленного комплекса России
Чепелева К.В.1
1 Красноярский государственный аграрный университет
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Научное исследование посвящено теоретическим аспектам стратегического управления экспортом продукции агропромышленного комплекса России. Это продиктовано тем, что в условиях реализации экспортно ориентированной модели развития агропромышленного комплекса России и сохраняющихся внешних вызовов, связанных с геополитической и экономической ситуацией, требует пересмотра государственное стратегическое управление агроэкспортом. Для достижения целей исследования на основе анализа мнений научного и экспертного сообщества в отношении приоритетов развития агроэкспорта России его государственное стратегическое управление автором предложено рассматривать как процесс принятия и реализации стратегических решений на различных уровнях управления, центральным звеном которых является выбор целевых сценариев развития экспорта продукции агропромышленного комплекса России. Они должны давать комплексное представление субъектам управления о развитии агроэкспорта в стране в разрезе приоритетных подотраслей, товарных групп продукции агропромышленного комплекса по технологическим переделам, целевым рынкам, инструментам поддержки. Автором сделан вывод о том, для повышения эффективности проводимой государственной экспортной политики необходима соответствующая система стратегического управления экспортом продукции агропромышленного комплекса России. Следующим шагом научного исследования стало определение целей, уровней, областей и результатов управления агроэкспортом для различных субъектов в рамках системы стратегического управления экспортом продукции агропромышленного комплекса России.
Ключевые слова: экспортно ориентированное развитие, экспортная политика, экспорт продукции, система управления, стратегическое управление
JEL-классификация: K10, K13, M31,O31
Введение.
Действующие стратегические и программные документы, регулирующие развитие агропромышленного комплекса (АПК) и экспортную деятельность в России, подтверждают реализацию в стране экспортно ориентированной модели экономического развития АПК. В экономической литературе под ней, как правило, понимают геоэкономическую модель, которая предполагает развитие конкурентоспособного экспортного производства на основе его стимулирования. Приоритетными задачами в рамках ее реализации становится производство конкурентоспособной продукции и выход на международные целевые рынки. При этом при интеграции экономики АПК страны в мировую важен учет национальных интересов и их соответствие стратегическим целям развития.
Ряд исследователей сходится во мнении, что при реализации экспортно ориентированной модели и интеграции АПК России в мировой продовольственный рынок должны учитываться стратегические приоритеты развития, предполагающие перспективную оценку будущих возможностей, обеспечивающих оптимальные выгоды, которые сбалансированы с потенциальными рисками [1].
Так, академик РАН И.Г. Ушачев отмечает, что «при формировании аграрной политики необходимо достижение оптимального баланса между двумя национальными интересами: наращиванием экспортного потенциала и необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны» [2].
Нельзя не согласиться с мнением А.С. Труба о том, что «расширять экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья необходимо не любой ценой, а приоритетно удовлетворяя потребности собственного населения» [3].
В своих исследованиях М.В. Авдеев и В.В. Маслова верно указывают на то, что «в целях обеспечения дальнейшего роста конкурентоспособности агропродовольственной продукции, а также укрепления роли России на мировых рынках, потребуется поиск новых качественных факторов роста, включающих меры по увеличению производительности и ускорению технико-технологического обновления отрасли, внедрению инновационных технологий, снижению и оптимизации логистических затрат, повышению качества производимой продукции и развитию промышленного производства с высокой степенью переработки» [1].
Справедливо утверждение академика РАН А.И. Алтухова о том, что «…предстоит наращивать российский экспортный потенциал, не только начиная от оказания информационно-консультативной поддержки и кончая всеми разрешенными ее видами действующих и потенциальных экспортеров, но и на основе перехода от политики импортозамещения к развитию экспортно ориентированной политики с учетом специфики происходящих трансформационных процессов в аграрной сфере страны и тенденций на мировом агропродовольственном рынке, преодоления разного рода форс-мажорных обстоятельств, вызовов и угроз» [4].
В исследованиях А.Ю. Осининой отмечается, что «правительствами стран по всему миру разрабатывается и осуществляется государственная политика, направленная на развитие экспорта агропродовольственной продукции. Механизмы поддержки экспорта во многих странах различны, однако цель политики по продвижению агропродовольственной продукции общая – это повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора и увеличение сбыта продукции» [5].
С учетом изложенного можно согласиться с мнением президента Национального союза экспортеров продовольствия РФ Д.С. Булатова о том, что:
- не утверждена Стратегия развития экспорта продукции АПК РФ, в которой должны быть четко обозначены цели, задачи и основные приоритеты политики в указанной области. В основе данной стратегии должны составляться различные проекты и программы;
- не принят самый важный для экспортеров документ – ФЗ «О поддержке экспорта», проект которого был разработан и направлен в Государственную думу [6].
Важно отметить, что обозначенные документы до сих пор не приняты, что говорит о том, что управление агроэкспортом в России осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии его развития, несмотря на реализацию экспортно ориентированной модели развития в АПК страны.
В работах отечественных исследователей часто находит подтверждение тезис, который сводится к суждению о том, что текущая модель экспортно ориентированного развития АПК России характеризуется негативными последствиями ее реализации, т. е. имеет сырьевой формат реализации и требует качественной трансформации.
Так, Ю.И. Здоровец в своих трудах делает акцент на том, что «динамика экспорта сельскохозяйственной продукции подтвердила вывод о непродуманной экспортной политике, нацеленной прежде всего на вывоз сельскохозяйственного сырья, что наносит ущерб экономике страны. Это требует пересмотра инструментов стимулирования экспорта для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий» [2].
По мнению О.А. Елиной и В.И. Брутера, «…процент сырьевого экспорта должен неуклонно сокращаться, и это можно рассматривать как основной индикатор «правильности» выбранного курса на опережающее развитие экспорта продукции АПК» [7].
Д.С. Терновский в своих исследованиях указывает на то, что «диверсификация экспорта позволит изменить его структуру в сторону увеличения несырьевой продукции и расширить ассортимент экспортируемых товаров, что невозможно без формирования комплексного механизма…, обеспечивающего развитие как инерционной диверсификации, направленной на мобилизацию, консолидацию и комбинирование уже имеющихся конкурентных преимуществ, так и инновационной диверсификации, базирующейся на сценарии инновационного развития и предполагающей дальнейшее наращивание системы национальных конкурентных преимуществ и становление новых конкурентоспособных производств путем осуществления многоуровневого процесса, реализуемого на различных уровнях – от хозяйствующего субъекта до национального и международного уровней» [8].
В.С. Чекалин в своих исследованиях делает акцент на том, что «достижение стратегических задач по наращиванию экспорта продукции АПК будет возможно при условии значительной структурной трансформации как производства, так и поставок за рубеж, что подразумевает прежде всего ускоренное развитие подотраслей, производство и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью» [9].
Л.П. Силаева отмечает, что «При ориентации отечественного АПК в условиях санкций со стороны отдельных государств преимущественно на самообеспечение и преобладание в его внешних связях ввоза важное значение имеет развитие экспортных отраслей как источников валютных поступлений и обеспечения рабочими местами сельскохозяйственных, перерабатывающих и сервисных предприятий» [10].
Н.А. Шеламова в своих трудах, посвященных масложировой отрасли как одной из лидеров агроэкспорта страны, отмечает, что «для полной реализации экспортного потенциала в масложировой отрасли необходима диверсификация сырьевой базы на основе разработки и внедрения современных технологий селекции и возделывания масличных культур, оптимизации территориального размещения сырьевой базы отрасли… улучшения качества сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью» [11].
В ряде научных публикаций обозначаются проблемы реализации экспортного потенциала АПК на уровне предприятий, отдельных регионов, макрорегионов и страны в целом, а также в сравнении с зарубежными странами.
О.В. Логачева в своих исследованиях справедливо указывает на то, что «на современном этапе важнейшим условием устойчивого экономического развития отечественных предприятий АПК является интенсификация экспорта в сочетании с активизацией инновационно-инвестиционных процессов, повышением эффективности использования рыночных инструментов, совершенствованием технологической, финансовой, институциональной и организационной структур. Указанные меры позволят создать благоприятные условия для модернизации и повышения эффективности деятельности промышленных предприятий» [12].
Н.А. Медведева отмечает, что «развитие экспортного потенциала пищевой промышленности во многом зависит от внедрения инновационных разработок в производство, которые связаны как с освоением новых технологий, снижающих издержки производства, так и с разработкой новых продуктов и внедрением новых брендов» [13].
Л.Н. Усенко, исследуя вопросы роста экспортного потенциала АПК, механизма и направлений его развития, справедливо указывает на то, что «для роста экспортного потенциала продукции АПК необходимо, прежде всего, повышение его качества и снижение издержек. Огромную роль имеет введение и поддержание стандартов и нормативов качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия» [14].
Ю.В. Зубкова в своих работах верно отмечает, что «Инструменты экспортного потенциала, такие как национальные преимущества, технологические конкурентные преимущества, институциональные преимущества, представлены в полном объеме, но со значительным перевесом в сторону мер господдержки. Выстраивание и укрепление партнерских отношений – важнейшая стратегическая задача для России в современных условиях» [15].
Анализ других публикаций в области развития агроэкспорта России и условий реализации экспортного потенциала страны, предлагаемых разными авторами, показывает многогранность точек зрения относительно приоритетов его будущего развития.
При этом зарубежными учеными доказано, что развитию экономики страны сопутствует экспорт новых товаров, связанных с существующими специализациями. Данный тезис подтверждает и ретроспектива российского экспорта в начале XIX века. Такие теории, как теория экономической базы (Т. Манн, П. Де Ла Курт, В. Сомбарт, Г. Ричардсон и др. [16]), сырьевая теория (Х. Иннис [17]), теория межрегиональной торговли (Э. Хекшер [16], Б. Олин [16]), методологически обосновывают важную роль экспорта в структуре факторов экономического роста страны.
Научный пробел. Несмотря на достаточную проработанность в научных работах вопросов, связанных с развитием экспорта продукции агропромышленного комплекса, наблюдается отсутствие комплексного представления о системе управления экспортом продукции АПК в России.
Цель исследования заключается в разработке системы управления экспортом продукции агропромышленного комплекса России и обосновании взаимосвязи агроэкспорта и устойчивого развития АПК.
Научная новизна данного исследования заключается в предложении системного и стратегического подходов к управлению агроэкспортом страны, а также принципов и подходов, выдвинутых классиками менеджмента. Обосновано, что наращивание экспорта продукции агропромышленного комплекса с высокой добавленной стоимостью определяет устойчивость развития отрасли в долгосрочной перспективе.
Основной гипотезой исследования является утверждение, что в условиях реализации экспортно ориентированной модели экономического развития АПК необходима экспортная политика, направленная на обретение страной статуса экспортера качественной продукции агропромышленного комплекса различного технологического передела на мировом продовольственном рынке, позволяющая обеспечивать устойчивое развитие АПК внутри страны.
Методология исследования базируется на использовании системного и стратегического подхода к управлению экспортом продукции агропромышленного комплекса. Теоретической базой послужили работы российских и зарубежных ученых по теме исследования, а также собственные изыскания автора [18-20]. Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический и др. Для расчётов были использованы данные Росстата, Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, устные консультации с экспертами, материалы информационно-аналитических порталов, а также нормативно-правовые документы, регулирующие развитие АПК и экспортную деятельность в России и за рубежом.
Основная часть
Экспортно ориентированная модель экономического развития АПК и его подотраслей должна осуществляться в условиях насыщения внутреннего рынка и сбалансированности продовольственного обеспечения населения [18, 19]. В таком случае она может обладать рядом преимуществ, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, активное включение АПК в мировой продовольственный рынок дает возможность нового позиционирования страны как производителя качественной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Во-вторых, развитие перспективных и конкурентоспособных отраслей АПК на основе повышения эффективности от реализации инвестиционных проектов и степени их локализации, а также обеспечения мультипликативных эффектов в смежных и обслуживающих отраслях.
В-третьих, привлечение дополнительных средств в экономику страны, в том числе иностранных инвестиций в рамках экспортно ориентированных проектов и их инвестирование в развитие сфер АПК.
Негативными последствиями экспортно ориентированной модели экономического развития АПК может стать сырьевой формат ее реализации, который без регулирования может привести к ослаблению конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, замедлению темпов экономического роста АПК [20]. Экспорт продукции АПК высоких технологических переделов формирует точки роста экономики, является условием социально-экономического развития и сохранения экологического благополучия территорий страны [20].
Источники информации и расчётные данные
Стратегический ориентир в 45 млрд долл. США как стоимостный объем агроэкспорта РФ обозначен Указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 г.» и регулируется федеральным проектом «Экспорт продукции АПК». Указ подписан в 2018 году, и при формировании документов стратегического планирования агроэкспорта ориентир был на благоприятную мировую конъюнктуру и развитие традиционных отраслей АПК РФ - зерновую, масложировую, рыбную, которые уже осуществляли процесс выхода на внешние рынки. В этой связи основными статьями российского агроэкспорта устойчиво выступают зерно, масло, рыба (таблица 1).
Таблица 1 - Базовые показатели федерального проекта «Экспорт продукции АПК», млрд долл. США
Table 1 Basic indicators of the federal project «Export of agricultural products», billion US dollars
Показатель
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Текущее
значение (2023 г.)
|
Достигнутый
прирост
к 2023 г., % |
Плановый
прирост к 2024 г., %
|
Объем
экспорта продукции АПК
|
23
|
24
|
25
|
28
|
34
|
41
|
45
|
43,5
|
89
|
96
|
Объем
экспорта продукции масложировой отрасли
|
3,6
|
4,0
|
4,4
|
5,0
|
6,7
|
7,6
|
8,6
|
8,5
|
136
|
139
|
Объем
экспорта зерновых
|
7,6
|
7,6
|
7,9
|
8,3
|
9,1
|
10,7
|
11,4
|
15,9
|
109
|
50
|
Объем
экспорта рыбы
и морепродуктов |
5,1
|
5,4
|
5,5
|
6,0
|
6,7
|
7,5
|
8,5
|
5,7
|
11
|
67
|
Объем
экспорта мясной и молочной продукции
|
0,9
|
1,1
|
1,3
|
1,6
|
2,0
|
2,5
|
2,8
|
1,7
|
93
|
211
|
Объем
экспорта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности
|
3,5
|
3,7
|
4,1
|
4,7
|
6,1
|
7,4
|
8,6
|
6,5
|
86
|
146
|
Объем
экспорта прочей продукции АПК
|
2,2
|
2,1
|
1,8
|
2,4
|
3,4
|
5,3
|
5,2
|
5,2
|
137
|
136
|
При этом важно отметить, что они реализуются, как правило, на низкомаржинальных и среднемаржинальных внешних рынках, где основная товарная позиция ‒ это сырье [18].
Результаты
В научных работах исследователи справедливо отмечают, что суть экспортно ориентированной модели заключается в ориентации АПК на внешний рынок при создании соответствующих благоприятных условий для его развития внутри страны, включая привлечение частного и иностранного капитала для этих целей и повышение конкурентоспособности продукции АПК. Показателем эффективности реализации экспортно ориентированной модели экономического развития АПК должен стать не сырьевой экспорт, а экспорт продукции АПК высоких технологических переделов.
В результате в исследованиях мирового и отечественного опыта ученые справедливо отмечают тот факт, что экспорт продукции является механизмом экономического роста и государство выступает инициатором экспортной политики, реализуя стратегию экономического роста на его основе и являясь ключевым звеном данного процесса [22]. Проводимая экспортная политика и реализация экспортно ориентированной модели развития АПК призвана обеспечить организацию совместных действий всех участников и создать условия устойчивого развития отрасли в рамках соответствующей системы стратегического управления экспортом, учитывающей стратегические приоритеты развития АПК страны в долгосрочной перспективе.
Таким образом, предложена система управления экспортом продукции АПК России, в которой определены цели, уровни, области и результаты для различных субъектов управления (рисунок 1). На рисунке проиллюстрирована ее целостность, продемонстрировано неотъемлемое участие государства в реализации экспортно ориентированной модели экономического развития АПК и его ведущая роль в качестве инициатора экспортной политики.
В этой связи в основе предложенной системы стратегического управления экспортом продукции АПК России находятся экспортные стратегии на всех уровнях управления, начиная с национальной, которая призвана дать согласованное представление об агроэкспорте субъектам АПК и органам управления, обозначив его целевое развитие не только с позиции стоимостных показателей, но и качества экономического роста АПК.
Заключение.
В результате исследования сделаны следующие выводы.
В современных реалиях развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса страны необходимо в первую очередь для устойчивого развития отрасли, учитывая то, что это позволяет субъектам АПК инвестировать в производство и поддерживать деятельность на внутреннем рынке. Осуществление экспортной деятельности становится точкой роста экономики предприятий АПК и условием их конкурентоспособности.
Для повышения эффективности проводимой государственной экспортной политики необходимо создание отдельного документа, определяющего стратегическое развитие экспорта в РФ, включая АПК. Документы стратегического планирования в рамках системы стратегического управления экспортом продукции АПК должны сформировать у субъектов управления комплексное представление о развитии агроэкспорта в разрезе приоритетных товарных групп, продукции АПК по технологическим переделам, целевым рынкам, инструментам поддержки, исходя из имеющихся торговых соглашений международного сотрудничества в контексте правового поля, санитарного и фитосанитарного регулирования, логистических возможностей и таможенных процедур и др.
Источники:
2. Ушачев И.Г., Колесников А.В., Здоровец Ю.И. Состояние и стратегические направления развития агропродовольственной и экспортной политики России // АПК: Экономика, управление. – 2022. – № 10. – c. 3-21. – doi: 10.33305/2210-3.
3. Труба А.С., Марков А.К., Можаев Е.Е. Основные направления стимулирования экспорта продукции АПК // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-1. – c. 197-206. – doi: 10.17513/vaael.1227.
4. Алтухов А.И. Принципы экспортной политики и их реализация в современных условиях // Экономика сельского хозяйства России. – 2021. – № 6. – c. 2-10. – doi: 10.32651/216-2.
5. Осинина А.Ю. Особенности развития региональной экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ во взаимосвязи с национальными интересами России // Прикладные экономические исследования. – 2018. – № 1(23). – c. 24-30. – doi: 10.33049/11.012318.4.
6. Булатов Д.С. Система поддержки экспорта продовольствия: какой она должна быть?. Национальный союз экспортеров продовольствия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodexport.ru/rus/partners/ (дата обращения: 05.12.2022).
7. Елина О.А. Концепция опережающего развития экспорта продукции агропромышленного комплекса России до 2024 года. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 213 c.
8. Терновский Д.С. Сценарии и модели агропродовольственного экспорта в России: ретроспективный анализ // АПК: Экономика, управление. – 2019. – № 9. – c. 85-94. – doi: 10.33305/199-85.
9. Чекалин В.С. Возможности наращивания экспорта основных видов продукции АПК в условиях углубления интеграции в ЕАЭС // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 12(69). – c. 144-152. – doi: 10.33938/2012-144.
10. Силаева Л.П., Якунина З.В., Губанова Н.В. Улучшение межгосударственных и межрегиональных продовольственных связей // Нива Поволжья. – 2017. – № 1(42). – c. 117-124.
11. Шеламова Н.А. Развитие экспортного потенциала в масложировом подкомплексе АПК в рамках согласованной агропромышленной политики ЕАЭС // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2018. – № 11. – c. 87-91.
12. Логачева О.В. Особенности формирования экспортного потенциала предприятия // Путь в науку. Современная национальная экономика: молодые ученые новый взгляд: Материалы Международной научно-практической конференции. Орёл, 2020. – c. 399-407.
13. Медведева Н.А. Механизм стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью в зарубежных странах // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 12(81). – c. 124-135. – doi: 10.33938/21121-124.
14. Усенко Л.Н. Формирование механизмов поддержки экспорта продукции АПК как стратегическое направление развития Евразийского экономического союза // Никоновские чтения. – 2017. – № 22. – c. 288-290.
15. Зубкова Ю.В. Инструменты продвижения агропродовольственной продукции России на рынки стран Азии // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2023. – № 6(100). – c. 64-70. – doi: 10.33938/236-64.
16. Malizia Emil E., Edward J. Feser Understanding Local Economic Development. New Brunswick, NJ: Center for Urban Policy Research. Warandpeace.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.warandpeace.ru/ru/analysis/vprint/15588/ (дата обращения: 05.12.2024).
17. Innis H.A. Political economy in the modern state. - Toronto: PQ Publishing, 1943. – 120 p.
18. Чепелева К.В. Совершенствование методики оценки эффективности экспорта продукции АПК РФ (на примере масложировой отрасли) // АПК: Экономика, управление. – 2024. – № 7. – c. 71-79. – doi: 10.33305/247-71.
19. Чепелева К.В. Государственное стратегическое управление агроэкспортом России: новая парадигма планирования // Международный научный молодежный форум «ломоносов - 2023»: Материалы XXX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, 2023.
20. Шелковников С.А., Чепелева К.В. Государственная политика агроэкспорта в России // АПК: Экономика, управление. – 2023. – № 3. – c. 4-14. – doi: 10.33305/233-4.
21. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/23c/23c8c4aaa9ff1399b56ad23542853b78.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
22. Ратнер А.В. Целеполагание зарубежной внешнеэкономической деятельности в условиях глобальных экономических вызовов 2010–2021 гг // Экономические отношения. – 2024. – № 2. – c. 231-252. – doi: 10.18334/eo.14.2.120835.
Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:13:48