Выбор приоритетных товарных групп промышленной продукции для формирования экспортного потенциала региона
Васильева З.А.1, Филимоненко И.В.1, Москвина А.В.1, Михайлова С.В.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742051
Аннотация:
В исследовании предпринята попытка с помощью методов позиционирования, структурно-динамического и сравнительного анализа обосновать выбор новых видов перспективной товарной продукции, формирующей экспортный потенциал региона и направления его развития. Проведенный наукометрический анализ публикаций по теме работы позволил отметить существующие недостатки с точки зрения методологии по вопросам наращивания конкурентоспособности и экспортного потенциала региональной экономики. Сформулирована цель – разработать методику повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в части экспорта на основе развития высокотехнологичных отраслей, новых перспективных секторов и рынков. На основе анализа масштаба и динамики платежеспособного спроса на вывозимую продукцию сформированы три уровня приоритезации для расширения экспорта, оценена устойчивость данного спроса с учетом стадий жизненного цикла. На базе рассчитанных метрик осуществляется анализ критических экспортных поставок и позиционирование товарных групп с помощью матричного подхода, что позволяет учитывать внешнеэкономические риски, связанные с санкциями против России. Методика формирования экспортного потенциала региона апробирована на примере Красноярского края.
Ключевые слова: экспортный потенциал; стратегическое позиционирование; матрица приоритетности промышленной продукции; критический спрос по уровням рисков
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках гранта № КФ-877 «Разработка Концепции промышленной политики Красноярского края в условиях цифровой трансформации до 2030 года» при поддержке Красноярского краевого фонда науки
JEL-классификация: F47, O25, R58
Постановка проблемы
Учитывая новую экономическую реальность, одной из приоритетных задач промышленного развития России становится наращивание объемов несырьевого экспорта, лежащего в основе экономического суверенитета страны. На региональном уровне поставленная задача преобразуется в формирование и развитие экспортного потенциала посредством производства промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью и вывода ее на мировые товарные рынки.
В рамках проведенного анализа научных публикаций, направленных на поиск возможностей роста конкурентоспособности и экспортного потенциала регионов, были выявлены «узкие места» с точки зрения методологии. Так, механизм формирования экспортного потенциала базируется на исследовании структуры экспорта и факторов, на него влияющих, при этом не учитываются ограничительные риски, связанные с особенностями внешнеэкономической деятельности в ряде стран [6; 14]. Также следует отметить, что развитие экспортного потенциала усложняется отсутствием научно-обоснованных подходов к выбору промышленной продукции, необходимых при стратегическом планировании государственной поддержки производителей-экспортеров и позволяющих раскрыть возможности в достижении устойчивости и мирового промышленного господства [17; 20; 21].
Цель исследования - разработка оригинальной методики поэтапного механизма комплексной оценки регионального экспортного потенциала за счет создания и развития высокотехнологичных отраслей промышленности, способных увеличить добавленную стоимость их продукции при одновременном обеспечении устойчивого экономического роста и высокого качества производственно-технологических процессов. Научная новизна заключается в использовании совокупности экспортных метрик, в частности, показателя «критического спроса на экспорт», позволяющих дифференцировать товарные группы промышленной продукции по уровням рисков с учетом геополитической ситуации, связанной с экономическими санкциями.
По мнению авторов, наращивание экспортного потенциала региона и обеспечение устойчивого экономического роста зависит от методологического подхода к выбору приоритетных видов промышленной продукции на уровне региона, включающего оценку перспектив изменения существующих цепочек создания высокой добавленной стоимости, возможностей функционирования на глобальных рынках и формирования принципиально новых товарных рынков.
Методология
Теоретико-методологическая база исследования по проблематике статьи сформирована на основе трудов российских авторов [1; 2; 12; 18]. Предлагается следующий алгоритм оценки экспортного потенциала промышленной продукции региона для актуализации ее продвижения на внутренних и внешних товарных рынках (см.рис.1)
Рис.1. - Алгоритм оценки экспортного потенциала промышленной продукции региона для продвижения на внутренних и внешних товарных рынках
Источник: составлено авторами по результатам исследования
На первом этапе исследования товарные группы промышленной продукции, составляющие основу регионального экспортного потенциала, дифференцируются в зависимости от стадии жизненного цикла и оценки масштабов платежеспособного спроса (максимальный, выше и ниже среднего, минимальный). Таким образом, группы и виды экспортной продукции, характеризующиеся высоким уровнем платежеспособного спроса, выделяются как приоритетные. В ходе работы используются следующие методы научного исследования: структурно-динамический анализ (оценивается динамика спроса на экспортную продукцию за 5 лет, объем и структура экспорта по группам и видам продукции, соотношение темпов прироста спроса за разные временные промежутки) и метод группировок, задача которого сводится к выделению наиболее востребованных видов продукции на мировых товарных рынках [3; 4; 13].
Определение масштабов и уровней спроса осуществляется по объему и номенклатуре поставок в страны-импортеры, при этом для расчета пограничных значений уровней спроса важно учитывать групповые различия долей промышленной продукции в экспортном портфеле с учетом среднеквадратического отклонения.
В основе рыночного позиционирования на глобальных рынках лежат показатели, учитывающие стадии жизненного цикла (активный рост, рост, стагнация, спад, резкий спад) [9; 15]. При этом важно не забывать о постоянно меняющихся потребностях импортеров в текущих условиях (кооперация с отечественными поставщиками; варианты перепозиционирования экспортной продукции на внешних рынках (нишевое лидерство, локальное и мировое технологическое лидерство) [11; 12].
Стадия развития спроса оценивается без учета факторов внешней среды как в краткосрочном периоде (2-3 года), так и в среднесрочном периоде (до 5 лет): сопоставляются показатели темпов прироста в этих периодах и оценивается направленность данных изменений (рост, стагнация, падение). На основе полученных расчетов можно выделить 6 стадий развития спроса, в рамках которых отслеживаются колебания спроса и формируются временные интервалы перехода промышленной продукции по фазам жизненного цикла (см.рис.2).
Рис.2. – Характеристика стадий жизненного цикла промышленной продукции
Источник: составлено авторами на основе [19]
Результаты группирования позволяют оценивать взаимовлияние выделенных параметров на востребованность экспортной продукции на глобальных рынках, устанавливать приоритетность для каждого вида товаров с учетом имеющегося задела в обеспечении внешнеэкономической безопасности региона в долгосрочном перспективе и возможностей перепозиционирования на мировых товарных рынках.
На втором этапе, учитывая сокращение экспортного потенциала в ранее сложившихся товарных объемах из-за санкционного давления, возникает необходимость возврата к стратегиям импортозамещения за счет организации собственных производств или восстановления ранее ликвидированных [10, стр.7]. В данном случае целесообразно провести корректирующие исследования с учетом изменений по видам экспортной продукции и рыночной доли, изменения географии продаж с позиции возможностей внешнего и внутреннего платежеспособного спроса за счет:
1) роста экспортного потенциала промышленной продукции на основе внешних товарных рынков;
2) использования возможностей экспортного потенциала на внутренних товарных рынках, в том числе за счет удовлетворения растущего внутреннего инвестиционного спроса, связанного с технологической, экологической, цифровой трансформацией производств региональных производителей и реализации стратегии импортозамещения и восстановления утраченных производств в производственно-технологических цепочках продукции.
На данном этапе используются методы стратегического позиционирования [8; 16], где виды экспортной продукции группируются в матрице, учитывающей ранее рассчитанные показатели уровня масштабов спроса и уровня динамики спроса; методы структурного анализа экспорта по странам – импортерам [5; 7].
Учитывая размер и динамику спроса, матричный подход обеспечивает объективность алгоритма определения приоритетов по видам и группам экспортной продукции. Сформированные области матрицы позволяют аргументировать выбор направлений для расширения и перепозиционирования экспорта на внутренних и внешних рынках (см.рис.3).
Рис.3. – Позиционирование экспортной продукции
с учетом масштаба и стадии развития спроса
Источник: составлено авторами по результатам исследования
С учетом растущего спроса на глобальных рынках на промышленную продукцию высшего приоритета перспективным представляется разработка стратегии удовлетворения специфических потребностей приоритетных инвестиционных проектов для расширения экспорта за счет технологического лидерства.
Технологическое лидерство на новых нишевых рынках и расширение внешнего платежеспособного спроса на существующих рынках позволит расширить экспорт на промышленную продукцию «второго приоритета». Потребности в критически важных технологиях, материалах, сырье удовлетворяются за счет формируемой стратегии импортозамещения.
Для промышленной продукции «низшего приоритета» целесообразно использовать стратегию концентрации на традиционных нишевых рынках, что позволить удовлетворить внутренний спрос на импортную продукцию (в т.ч. высокотехнологичную), поставки по которым прекратились в рамках экономических санкций.
На третьем этапе исследования вводится критерий критического спроса, позволяющий уточнить приоритеты поставок экспортной продукции для обеспечения промышленной и экономической безопасности региона, а также дифференцировать товары по уровням рисков с учетом санкционного давления со стороны стран-импортеров.
Критический спрос формируется на основе показателя «удельная доля в объемах экспорта» по видам продукции в странах, участвующих в санкционной «борьбе» против России. Кроме того, уровень критического спроса зависит и от степени участия стран в экономических санкциях. На основе выделенных критериев выделяются три группы стран:
- сильные риски, связанные с невозможностью удовлетворения внешнего платежеспособного спроса в перспективе; наиболее вероятны для стран, которые ввели санкции против РФ, и активно участвуют в их реализации;
- средние риски – характерны для стран, которые ввели единичные ограничения;
- слабые риски – для стран, которые блокируют обход санкций, но не участвуют в них.
Предложенный методический подход позволит активизировать внешнеэкономическую деятельность Красноярского края за счет создания благоприятных институциональных условий для выстраивания тесного научно-производственного сотрудничества с отобранными производителями перспективной экспортной продукции.
Результаты внешнеэкономической деятельности Красноярского края и апробация методического подхода
Одной из приоритетных задач Стратегии социально-экономического развития Красноярского края является рост объемов экспортной деятельности за счет развития несырьевого экспорта, что позволит более эффективно использовать потенциал глобальных рынков для развития промышленного комплекса региона.
Внешнеторговый оборот Красноярского края в 2021 году вырос на 10,7% и составил 9 832,8 млн. долларов США (см.рис.4).
Рис. 4. - Итоги внешней торговли Красноярского края
за 2020-2021 гг., млн. долл. США
Источник: [22]
Положительное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось на 16,5% и составило 4 496,6 млн. долларов США. Преимущественно торговля осуществляется со странами дальнего зарубежья: объем стоимостного оборота по сравнению с 2020 годом увеличился на 10,8% и составил 9229,7 млн. дол. США (93,9%). Внешнеторговая деятельность участников ВЭД Красноярского края обеспечила 19,2% стоимостного объема товарооборота, 17,9% - экспорта и 23,7% импорта Сибирского федерального округа.
Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 106 стран дальнего и ближнего зарубежья (см.табл.1).
Таблица 1
Товарооборот Красноярского края по странам – основным торговым партнерам за 2021 год
Страна
|
Стоимость, тыс. долл. США
|
Уд.вес, %
|
2021
в % к 2020
|
ВСЕГО
|
9832,8
|
100.0
|
110.8
|
КИТАЙ
|
2598,1
|
26.3
|
135.7
|
НИДЕРЛАНДЫ
|
1031,2
|
10.4
|
55.6
|
СОЕДИНЕННЫЕ
ШТАТЫ
|
969,8
|
9.8
|
137.1
|
ГЕРМАНИЯ
|
959,0
|
9.7
|
162.4
|
ТУРЦИЯ
|
624,2
|
6.3
|
148.2
|
ФИНЛЯНДИЯ
|
472,9
|
4.8
|
117.1
|
КОРЕЯ,
РУСПУБЛИКА
|
352,5
|
3.6
|
85.2
|
АВСТРАЛИЯ
|
208,3
|
2.1
|
111.3
|
ЯПОНИЯ
|
167,9
|
1.7
|
123.3
|
ИТАЛИЯ
|
153,4
|
1.6
|
105.7
|
ПРОЧИЕ
|
2332,2
|
23.7
|
|
По направлениям внешнеторгового оборота наибольший интерес в рамках перепозиционирования представляет экспорт, который увеличился в 2021 году на 12,5% и составил 7164,7 млн. долл. США; удельный вес экспорта в структуре товарооборота увеличился на 1,2%, составив 72,9%.
Апробация предложенной методики проведена на примере следующих товарных групп промышленной продукции Красноярского края, поставляемых в период 2020-2021 годов на экспорт. Стоит отметить, что 5 товарных групп составляют 91,3 % промышленного экспорта края в 2021 году (см.рис.5):
- 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты»;
- 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части»;
- 76,78-79,81 «Металлы и изделия из них;
- 86-87,89 «Транспортные средства;
- 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности».
Рис. 5. - ТОП-5 экспорта товарных групп промышленной продукции Красноярского края в 2021 г.
Источник: составлено авторами на основе [24]
Остальные товарные группы (общее количество – 31) составляют 8,7% общего объема экспорта промышленной продукции (см.рис.6).
Рис. 6. - Структура экспорта промышленной продукции Красноярского края в 2021 г. (без ТОП-5), %
Источник: составлено авторами на основе [24]
На основе проведенного анализа товарной структуры экспорта по основным видам продукции Красноярского края за 2020-2021 годы авторы выделяют 4 уровня масштабов ее платежеспособного спроса (см.табл.2).
Таблица 2
Группировка экспортной продукции и ее вклад в экспортный потенциал Красноярского края в 2021 г. с учетом уровня платежеспособного спроса
Уровень спроса (границы уровней
спроса, %)
|
Подгруппы
экспортной продукции
|
Доля группы
продукции
|
Максимальный
[5,9; 55,2] |
- жемчуг природный или культивированный,
драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы,
плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
(55,16%);
- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части - электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (24,3 %). |
- 79,5% - в общем объеме экспорта
промышленной продукции края;
- 2,58 % - в общем объеме экспорта края |
Выше среднего
[2,8; 5,9) |
- продукция цветных и недрагоценных металлов
(5,3 %);
- транспортные средства (3,9 %) |
- 9,2% - в общем объеме экспорта
промышленной продукции края;
- 0,3 % - в общем объеме экспорта края |
Ниже среднего
[1,7; 2,8) |
- электрические машины и оборудование,
их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для
записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности
(2,7 %);
- фармацевтическая продукция (1,7 %). |
- 4,4% - в общем объеме экспорта
промышленной продукции края;
- 0,14 % - в общем объеме экспорта края |
Минимальный
[0,0; 1,7) |
- инструменты музыкальные; мебель; светильники
и осветительное оборудование, световые вывески; сборные строительные
конструкции (1,0 %);
- древесина и изделия из нее; древесный уголь (0,9 %); - изделия из черных металлов (0, 65 %); - инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности (0,6 %) и пр. |
- в общем объеме экспорта продукции
Красноярского края - 6,98%, при этом на долю каждой подгруппы продукции в
среднем приходится не более 0,15 % платежеспособного спроса;
- 0,23 % - в общем объеме экспорта края. |
Характеристика спроса на экспорт промышленной продукции Красноярского края по стадиям жизненного цикла позволила выделить следующие товарные группы, находящиеся на разных его стадиях:
1) активного роста (высокие ежегодные темпы прироста в краткосрочном и среднесрочном периодах) - 17 товарных подгрупп:
- жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты (рост спроса за 2018-2021 гг. - более чем в 2 раза);
- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства (в 1,07 раз);
- изделия из цветных металлов: алюминий, свинец, цинк, магний, вольфрам и прочие недрагоценные металлы; металлокерамика (в 1,7 раз);
2) роста (краткосрочный период - положительные ежегодные темпы прироста; среднесрочный период - как положительные, так и отрицательные темпы прироста) - 19 групп экспортной продукции:
- электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (прирост за 2020-2021 гг. составил 62,8 %);
- текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные;
- текстильные изделия технического назначения (32,8 %);
- ковры и прочие текстильные напольные покрытия (28,5 %);
- фармацевтическая продукция (21,2 %).
3) спада (темпы снижения продаж опускаются не ниже -50 %) - 17 подгруппы экспортной продукции:
- мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебный воск» и зубоврачебные составы на основе гипса; белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты (темпы падения спроса в течение 2020-2021 гг. составили 39,4 %);
- экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь (21,1 %);
- эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства (19,7 %).
На стадии резкого спада (темпы снижения продаж ниже минус 50 %) зафиксирован спрос на 5 подгрупп экспортной продукции:
- прочие химические продукты, среди которых: готовые связующие вещества для производства литейных форм или литейных стержней; продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности; антидетонаторы, антиоксиданты, ингибиторы смолообразования, загустители, антикоррозионные вещества и присадки готовые прочие к нефтепродуктам (включая бензин) или другим жидкостям, используемым в тех же целях, что и нефтепродукты; инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им (темпы падения спроса за 2020-2021 гг. составили 95,8 %);
- продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов; органические химические соединения – 88,1 %.
Выбор приоритетности промышленной продукции для экспорта в целях планирования стратегического перепозиционирования на внешних и внутренних товарных рынках основывается на использовании матричного подхода. Результаты позиционирования товарных групп экспортной продукции представлены в табл.3.
Таблица 3
Матричная приоритезация экспортной промышленной продукции
Красноярского края
Темпы изменения
спроса
за 2020-2021 гг., в %
|
Уровень масштабов
спроса на экспорт в 2021 г., в %
| |||||
минимальный
[0; 1,7)
|
ниже среднего [1,7;
2,8)
|
выше среднего [2,8;
5,9)
|
максимальный [5,9;
55,2]
| |||
Активный рост
[выше 50) |
74-75
70 82 44,46 |
39
90-91 73 40 |
|
76,78-79,81
|
71
| |
|
|
84
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
Рост
|
64-66
|
85
|
86-87; 89
|
| ||
[0; 50)
|
56-57,59,61-63
|
30
|
|
| ||
|
83
|
|
|
| ||
Спад
[-50;0) |
42-43
15 04 68-69 20 16 |
92,94
33 32 22 48-49 |
|
|
| |
|
|
| ||||
Резкое сокращение
(ниже -50) |
34-35
|
|
|
| ||
17-18
|
|
|
| |||
95-96
|
|
|
| |||
19
|
|
|
| |||
21
|
|
|
| |||
28-29
|
|
|
| |||
38
|
|
|
|
В основе анализа уровня критичности спроса, объемов поставок по товарным группам за 2020-2021 гг. лежит показатель объема поставок в страны-импортеры, участвующих в санкционном давлении против России.
По данным на 2021 год критический объем платежеспособного спроса в совокупном объеме экспорта продукции Красноярского края составил около 65% с учетом всех уровней рисков (139,79 млн. долл. США), в том числе, 35% (80,89 млн. долл. США) с учетом только сильного уровня риска.
Наиболее высокая доля критического спроса характерна для экспорта Красноярского края по товарной группе «Органические химические соединения» (код ВЭД – 29): критический спрос в отношении товарной подгруппы «Соединения гетероциклические, содержащие лишь гетероатом(ы) азота» (код 2933) составляет 99,9% (см.рис.7). Уровень критического спроса – «слабый риск», страна-экспортер – Казахстан.
Рис.7 – Лидеры в структуре критического спроса на экспортные виды промышленной продукции Красноярского края в 2021 г. по уровням рисков
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Товарной группой также с высокой долей критического спроса (99,3%) является «Стекло и изделия из него» (код ВЭД – 70). Страны-экспортеры – Литва, Латвия, Казахстан. 90,9% критического спроса относится к уровню «сильный риск».
Доля критического спроса по номенклатурным группам промышленной продукции «Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов» (код ВЭД – 68) и «Керамические изделия» (код ВЭД – 69) в 2021 году составила 99%.
Кроме перечисленных к видам промышленной продукции, для которых характерны наиболее высокие доли критического спроса с уровнем «сильный риск», относятся:
«Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебный воск» и зубоврачебные составы на основе гипса» (Код ВЭД – 34) – 95,1%. Страны-импортеры - Латвия, Литва, Канада, Чехия, Германия, Доминиканская Республика, Эстония, Испания, Польша, Сербия;
«Прочие химические продукты» (Код ВЭД – 38) – 75,8%. Страны-импортеры - Чехия, Польша, Украина;
«Алюминий и изделия из него» (Код ВЭД – 76) и «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» (Код ВЭД – 81) – 69 %. Страны-импортеры - Латвия, Германия, Болгария, США, Сингапур, Корея, Бельгия, Франция, Испания, Литва, Китай, Эстония, Великобритания, Ирландия, Италия, Япония, Молдавия, Польша, Португалия, Сербия, Украина.
Выводы
Апробация предлагаемого подхода на основе показателей экспортной деятельности Красноярского края за 2010-2021 годы позволяет сделать следующие выводы:
1) Масштаб платежеспособного спроса на экспортную продукцию характеризуется тремя уровнями при формировании приоритетов для расширения экспорта: высший, средний и низший. В основе анализа лежит товарная структура экспорта по ключевым видам продукции, учитывающая групповые различия и среднеквадратическое отклонение.
2) Сопоставление динамических показателей спроса в краткосрочном и среднесрочном периодах развития позволило оценить устойчивость данного спроса и провести диагностику исследуемого этапа жизненного цикла, при этом во внимание не принимаются внешнеэкономические фактора, связанные с санкционным давлением по отношению к России.
3) Приоритетная для экспортного потенциала Красноярского края продукция обозначена по результатам позиционирования товарных групп с помощью матричного подхода, учитывающего уровни масштабов и динамики платежеспособного спроса; анализ критических экспортных поставок позволил определить перспективные для внешнеэкономической деятельности региона рынки.
4) Перспективность продукции и рынков оценена с учетом внешнеэкономических рисков, обусловленных трудностями экспортных поставок на территории стран, участвующих в санкционном давлении против России.
Разработанный методический подход позволяет принимать научно-обоснованные управленческие решения региональными органами власти по вопросам внешнеэкономической деятельности, создать условия для наращивания экспортного потенциала за счет создания оптимальных институциональных условий, сформировать направления научно-технологического сотрудничества промышленных предприятий.
Источники:
2. Андреева Е.Л., Карх Д.А., Ратнер А.В. Российский экспорт в региональном разрезе: оценка пространственной и отраслевой дифференциации // Journal of New Economy. – 2020. – № 2. – c. 60-75. – doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-2-4.
3. Васильева З.А., Вчерашний П.М., Филимоненко И.В., Лихачева Т.П., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Методологические подходы формирования и прогнозирования новых секторов экономики сырьевых регионов. / Монография. - М.: Инфра-М, 2019. – 116 c.
4. Васильева Р.И., Войтенков В.А., Уразбаева А.Р. Моделирование влияния территориальных детерминант на экспортную диверсификацию регионов России // Journal of applied economic research. – 2022. – № 1. – c. 79-100. – doi: 10.15826/vestnik.2022.21.1.004.
5. Васин С.М., Гамидуллаева Л.А. Трансформации отраслевой структуры региона как реакция на динамику международной торговли в период пандемии // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 2. – c. 187-206. – doi: 10.18184/2079-4665.2023.14.2.187-206.
6. Глазатова М.К., Данильцев А.В. Основные тенденции в развитии мировой торговли и структурные особенности российского экспорта // Журнал новой экономической ассоциации. – 2020. – № 1(45). – c. 183-192. – doi: 10.31737/2221-2264-2020-45-1-8.
7. Гнидченко А.А. Траектории структурной трансформации: опыт успешных стран-экспортеров // Вопросы экономики. – 2021. – № 12. – c. 48-65. – doi: 10.32609/0042-8736-2021-12-48-65.
8. Гусев В.Б. Бинарная модель управления реструктуризацией технологического ядра экономики // Проблемы управления. – 2022. – № 6. – c. 14-25. – doi: 10.25728/pu.2022.6.2.
9. Ибрагимова Р.С., Головкин Д.С. Концепция жизненного цикла отрасли как инструмент управления экономическим потенциалом предприятий текстильной промышленности // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 1. – c. 124-135. – doi: 10.17072/1994-9960-2017-1-124-135.
10. Карлова Н., Морозов, А., Пузанова Е. Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий [аналитическая записка]. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/144420/analytic_note_20230130_dip.pdf (дата обращения: 10.07.2023).
11. Кузнецова Г.В., Цедилин Л.И. Стимулирование несырьевого экспорта: международный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – № 5. – c. 72-79. – doi: 10.20542/0131-2227-2018-62-5-72-79.
12. Морозенкова О.В. Потенциал несырьевого неэнергетического экспорта России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 12. – c. 31-49.
13. Наговицына Э.В., Тусин Д.С. Методологические подходы оценки развития экспортной деятельности // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 10(125). – c. 7892. – doi: 10.24412/2227-9407-2021-10-78-92.
14. Прытков Р.М., Немирова Г.И. Формирование и развитие экспортного потенциала региона // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 13(132). – c. 387-393.
15. Рыбкина О.В. Классификация рисков на предрыночных стадиях жизненного цикла наукоемкой продукции // Организатор производства. – 2021. – № 4. – c. 165-176. – doi: 10.36622/VSTU.2021.90.59.016.
16. Симачев Ю.В., Данильцев А.В., Федюнина А.А., Глазатова М.К., Кузык М.Г., Зудин Н.Н. Россия в меняющихся условиях мировой торговли: структурный взгляд на новое позиционирование // Вопросы экономики. – 2019. – № 8. – c. 5-29. – doi: 10.32609/0042-8736-2019-8-5-29.
17. Спартак А.Н. Оценка несырьевого экспортного потенциала России в условиях санкций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 12. – c. 30-44. – doi: 10.24412/2072-8042-2022-12-30-44.
18. Третьяк Н.А., Жуплей И.В., Шмидт Ю.И. Оценка и развитие экспортного потенциала агропромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа // Вестник евразийской науки. – 2021. – № 1. – c. 37.
19. Филимоненко И.В., Васильева З.А., Лихачева Т.П. Методология выявления потребностей экономики региона в продукции импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 21. – c. 3659-3674. – doi: 10.18334/rp.16.21.2071.
20. Якушев Н.О. Специфика российского несырьевого экспорта // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2018. – № 6. – c. 162-166. – doi: 10.24422/MCITO.2018.6.14509.
21. Hadouga H. The Impact of Exports on Economic Growth in Russia: Retrospective and Perspective // Journal of Applied Economic Research. – 2023. – № 1. – p. 30-43. – doi: 10.15826/vestnik.2023.22.1.002.
22. Основные показатели внешней торговли Красноярского края. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://24.rosstat.gov.ru/folder/32915 (дата обращения: 26.06.2023).
23. Итоги внешней торговли Красноярского края за 2021 год. Stu.customs.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330176 (дата обращения: 26.06.2023).
24. Форма 5-ТС Экспорт и Импорт Красноярского края по группам товаров 2021 г. Stu.customs.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330176 (дата обращения: 27.06.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:54:55