Формирование механизмов поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов

Рыбаков В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать:
Рыбаков В.В. Формирование механизмов поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 8. – С. 3025-3038. – doi: 10.18334/ce.16.8.115184.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397059

Аннотация:
В статье анализируются текущие и перспективные механизмы институтов развития РФ, необходимые для поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов. Определены специализированные инструменты финансовой поддержки экспортной деятельности бизнеса в зависимости от потребности их инициаторов и с учетом текущей внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации

Ключевые слова: поддержка экспорта, экспортное финансирование, экспортное страхование, ESG-проекты, зеленое финансирование, российские институты развития, принципы ответственного ведения бизнеса

JEL-классификация: M21, F14, Q01

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны США и примкнувших к ним недружественных государств на Российскую Федерацию в целом и в отношении ее ключевых хозяйствующих субъектов в частности весьма актуальным становится изучение вопроса о целесообразности продолжения курса на адресную поддержку проектов ответственного ведения бизнеса (ESG-проектов) со стороны российских институтов развития.

На государственном уровне сделаны заявления относительно дальнейшего следования Россией взятым на себя обязательствам по соблюдению принципов ESG, в том числе в рамках международных соглашений.

В частности, в рамках Петербургского международного экономического форума, состоявшегося в июне 2022 года, заместитель Председателя Правительства РФ А.В. Новак обратил внимание на то, что Россия не планирует выход из Парижского соглашения, отметив, что в «Правительстве подобные решения не обсуждаются» [1, с. 1].

В свою очередь, представитель Банка России Первый заместитель председателя В.В. Чистюхин отметил, что сложившаяся геополитическая ситуация не снимает вопрос климатического регулирования. Торговые партнеры России в лице Китая, Индии, Казахстана, Бразилии, а также иные страны-партнеры будут требовать от Российской Федерации соблюдения определенных правил и стандартов в области ESG [2, с. 1].

При этом заместитель Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко обозначила, что в связи со сложившейся геополитической ситуацией и ограничением на поставку оборудования, к примеру, стоимость проектов в России по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) выросла примерно на 30% [3, с. 1] (Dzyadko, 2022, р. 1). В общей сложности на европейских и японских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% от совокупного объема рынка.

Таким образом, на федеральном уровне подчеркнута необходимость в продолжении работы по реализации экспортно ориентированных проектов ESG, которые могут быть реализованы российскими подрядчиками в странах-партнерах, но при этом стоимость реализации таких проектов, скорее всего, возрастет с учетом отсутствия прямого доступа к технологиям и оборудованию из ряда западных стран.

Обзор литературы

Отдельные российские ученые и эксперты уделяли внимание исследованию механизмов поддержки российских ESG-проектов.

В частности, Замятина М.Ф. и Тишков С.В. в своей статье [4, с. 501–518] (Zamyatina, Tishkov, 2022, р. 501–518) рассматривали практику выпуска зеленых облигаций крупнейшими российскими промышленными холдингами при поддержке российских банков.

В свою очередь, Емец М.И. в своей работе [5, с. 421–432] (Emets, 2021, р. 421–432) исследует зависимость между качеством корпоративного управления (относится к ESG-стандартам) и уровнем доходности корпоративных ценных бумаг конкретных компаний на рынке. Однако в указанных научных работах исследуется больше рыночная мотивация реализации ESG-проектов в России, а именно: удовлетворение требований зарубежных инвесторов и контрагентов. Вместе с тем ввиду отсутствия в настоящее время существенного интереса у иностранных инвесторов по участию в финансировании российских ESG-проектов существует потребность в изучении накопленного опыта с целью формирования предложений по обновленным механизмам поддержки ESG-проектов со стороны профильных федеральных институтов развития.

Целью статьи является детальное рассмотрение текущих механизмов институтов развития по поддержке экспортно ориентированных ESG-проектов в Российской Федерации, а также формирование предложений по дальнейшим мерам поддержки подобных проектов в новых условиях.

Научная новизна предмета исследования заключается в поиске актуальных целей и подходящих механизмов поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов, планируемых к реализации в дружественных к РФ иностранных государствах, принимая во внимание текущую неблагоприятную внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию для российского бизнеса.

Гипотеза статьи – формирование высокоэффективных механизмов поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов должно быть продолжено за счет комплементарной комплексной поддержки инициаторов этих проектов со стороны профильных российских институтов развития, несмотря на отсутствие интереса к подобным проектам у инвесторов из отдельных иностранных государств и неблагоприятную внешнеполитическую и внешнеэкономическую конъюнктуру.

При подготовке статьи были использованы следующие научные методы исследования: анализ, синтез, описание, дедукция и логистический метод.

Следует учитывать, что практика оценки экологических и социальных воздействий проектов является стандартной как для зарубежных экспортных кредитных агентств, так и для российских институтов развития, коммерческих банков и позволяет управлять социальными и экологическими рисками проектов, а также взаимодействовать с заинтересованными сторонами в целях минимизации возможных негативных последствий реализации таких проектов, привлечения инвестиций от сторонников соблюдения ESG-стандартов.

ESG-оценка, как правило, не имеет блокирующего статуса для участия российского института развития в поддержке конкретного экспортно ориентированного проекта, но она позволяет осуществить приоритизацию проектов, оценить и в дальнейшем минимизировать риски возникновения негативных последствий от несоблюдения международных и национальных стандартов корпоративного управления, норм социальной и экологической ответственности. При этом решение об участии в проекте принимается с учетом оценки всех связанных социальных, экологических и управленческих рисков в каждом отдельном случае.

В России за поддержку экспортно ориентированных проектов отвечают профильные организации государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, прежде всего сам ВЭБ.РФ (методологический центр), АО «Росэксимбанк», АО «Агентство по страхованию экспорта и инвестиций» (АО «ЭКСАР»), ВЭБ.ДВ, Фонд развития промышленности, а также ряд международных финансовых институтов (банков) с участием России.

Несмотря на частичную имплементацию международных норм по борьбе с подкупом и ESG в принципах деятельности российских институтов развития, начиная с 2009 года [6, с. 1] и до настоящего времени так и не были внедрены на постоянной основе преференциальные меры поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов, сформированных на основе принципов ответственного ведения бизнеса.

Вся работа по соблюдению норм и правил ESG до 2021 года строилась на декларативных утверждениях получателей поддержки в институтах развития, а также на основе минимизации трудозатратат при подготовке отчетов о соблюдении принципов ESG и их проверке независимыми организациями. Такая конфигурация обеспечивала минимальный уровень соблюдения «на бумаге» принципов экологической и социальной ответственности в эпоху стремления России в ОЭСР.

В нынешних условиях беспрецедентного санкционного давления западных стран, изоляции России на долгие годы от участия в международных экономических организациях, подконтрольных США и их союзникам, соблюдение принципов ESG при финансировании и сооружении комплектных проектов за рубежом должно обрести новую цель – митигация экологических, социальных и управленческих рисков, способных оказать негативное влияние на запланированную реализацию комплектных проектов на этапах их сооружения и эксплуатации. Важно также соблюсти баланс между нарастающими финансовыми, инвестиционными, технологическими ограничениями, обусловленными введением в отношении России и отдельных экономических операторов глобальных санкций, и соблюдением принципов ответственного ведения бизнеса. В случаях отсутствия у российских компаний, реализующих комплектные проекты, необходимых технологий, оборудования, комплектующих, сырья или экономически необоснованной высокой стоимости внедрения ESG-принципов в проекте, предпочтение должно отдаваться в пользу варианта, обеспечивающего реализацию проекта с приемлемым сроком его окупаемости. При этом в рамках стратегического развития проекта возможно предусмотреть несколько сценариев развития: базовый, негативный и оптимистичный. Оптимистичный сценарий развития проекта может подразумевать усиление соблюдения принципов ответственного ведения бизнеса при наличии благоприятной экономической и торгово-политической конъюнктуры.

При такой постановке основной цели соблюдения принципов ESG важно не просто ограничиться декларативными заявлениями от участников комплектных проектов, а разработать до конца 2022 года специализированную линейку материальных поощрений и мер для тех проектов и их инициаторов, которые следуют принципам ответственного ведения бизнеса.

В предыдущие годы специализированные инструменты поддержки ESG-проектов ограничивались главным образом выпуском зеленых облигаций. Старт размещения российскими эмитентами зеленых облигаций был синхронизирован со вступлением в силу со 2 октября 2021 года постановления Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». Указанным решением Правительства РФ были утверждены критерии ESG-проектов и требования к системе верификации таких проектов с целью развития инвестиционной деятельности и привлечения рыночных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития.

Для одних российских эмитентов, к примеру Сбербанка, наличие в портфеле зеленых облигаций было больше имиджевой мерой. Так, 9 ноября 2021 года Сбербанк разместил свой первый выпуск зеленых двухлетних облигаций (RU000A103YM3) объемом 10 млрд рублей [7, с. 1] (Kulikova, 2021, р. 1). Следует учитывать, что российские инвесторы больше ориентируются на доходность облигаций, нежели на экологичность и социальную ответственность финансируемых проектов. Иностранные инвесторы в российские бумаги отчасти симпатизировали ESG-проектам, поэтому были готовы пожертвовать определенной долей доходности. По экспертной оценке, симбиоз российских и иностранных инвесторов позволил установить размер выгоды от выпуска Сбербанком зеленых облигаций greenium (готовности инвесторов платить премию за «зеленые» инструменты по сравнению с обычными) не более 20 базисных пунктов в рамках уменьшения ставки купона по облигации по результатам первичного размещения.

Иную цель преследовала дочерняя иностранная компания «РЖД» при размещении зеленых облигаций в швейцарских франках (CH0522690715) [8, с. 1]. Ставка купона по зеленым шестилетним облигациям, номинированным в швейцарских франках, составила 0,84% годовых, что в целом ниже купонов аналогичных бумаг на 50 базисных процентных пунктов. Привлеченные средства от зеленых бондов инвестировались в альтернативные (возобновляемые) источники энергии и энерго- и ресурсосберегающие технологии в железнодорожной технике. Средства были использованы «РЖД» для финансирования проектов, связанных с приобретением электровозов, поездов для пассажирских перевозок и строительством железнодорожной инфраструктуры.

Кроме выпуска зеленых облигаций, в качестве инструментов поддержки зеленых проектов в 2021 году был предоставлен кредит ВЭБ.РФ в поддержку проекта по строительству завода по утилизации и обработке отходов в Московском регионе.

Одновременно с этим ряд российских компаний и финансовых институтов занимались выпуском облигаций в поддержку адаптационных и социальных проектов.

Первые адаптационные (переходные) облигации были представлены на Московской бирже в ноябре 2021 года. Организатором выпуска адаптационных облигаций выступили «ВТБ Капитал», «Райффайзенбанк», SberCIB. Средства привлекались для внедрения передовых технологий в действующее производство Группы компаний ИНК (крупнейший независимый производитель нефти и газа в России) в целях снижения вредных выбросов, повышения эффективности добычи и переработки нефтепродуктов на предприятиях холдинга, использования инновационных технологий [9, с. 10–16].

Также в России имеются примеры по выпуску социальных облигаций, общепризнанными являются выпуски облигаций следующих российских эмитентов: ОАО «РЖД», ПАО «МТС», ПАО «Совкомбанк», Дом. РФ, СОПФ «Инфраструктурные облигации» и СФО «Социального развития».

Вместе с тем в РФ иные специализированные инструменты поддержки ESG-проектов, к примеру гарантии или страховки, широко не применялись.

Далее предлагается рассмотреть комплекс возможных мер поддержки ESG-проектов и сформировать специальные условия по их имплементации с учетом специфики деятельности российских институтов развития в рамках поддержки экспортно ориентированных комплектных проектов.

Процедура предоставления кредитов (займов) в профильных институтах развития разделена на несколько этапов. Типовая схема рассмотрения заявки на предоставление кредита представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы предоставления кредита с проведением и верификацией оценки соответствия ESG-принципам

Источник: составлено автором на основе анализа типовой схемы предоставления кредита в институтах развития.

Целесообразно осуществлять оценку и верификацию ESG-статуса проекта на этапе поиска проекта, проведения предварительной экспертизы (обычно происходит до внесения вопроса о возможности участия в финансировании проекта и формирования индикативных условий финансирования на рассмотрение кредитным комитетом организации развития), осуществление комплексной экспертизы проектов (этап завершается окончательным утверждением условий кредитования, формированием списка отлагательных условий до подписания кредитного соглашения), а также непосредственно в рамках подготовки и подписания кредитного договора и кредитно-обеспечительной документации.

На этапе поиска проектов институтам развития целесообразно осуществлять первичную оценку потенциального отнесения проекта к категории «зеленый», «социальный», «адаптивный» на основе сформированных в постановлении Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 критериев проектов устойчивого развития. В этих целях в заявку на финансирование, заполняемую потенциальным заемщиком, необходимо включить специальный раздел с вопросами, ответы на которые будут использованы при градации проектов в указанные категории проектов устойчивого развития. Нецелесообразно перегружать специальный раздел формы заявки на финансирование излишними вопросами для всех заемщиков, а предусмотреть при заполнении формы заявки последовательный переход к более детальной информации от потенциального заемщика при наличии положительных ответов на первичные вопросы, связанные с отнесением проекта к потенциальным проектам устойчивого развития.

В случае если проект попал в потенциальные категории ESG-проектов на этапе предварительной экспертизы проекта в финансовой организации (институте развития), представляется важным провести более расширенную оценку достижимости заявленных параметров проекта устойчивого развития с привлечением профильных сотрудников кредитора и потенциального заемщика. Кроме того, на данном этапе силами внутренних служб кредитора требуется выполнить первичный социально-экологический анализ с целью формирования исходных предложений для вынесения на коллегиальный орган института развития по принятию решений о возможной величине дисконта для проектов устойчивого развития, формирования предварительных отлагательных условий по верификации плановых показателей ESG-проекта до момента подписания кредитного договора, а также формирования отдельных специфичных положений для включения в текст кредитного договора и кредитно-обеспечительной документации к нему.

На этапе комплексной экспертизы проекта проводится независимый социально-экологический анализ проекта, формируется план действий по соблюдению обязательств по устойчивому развитию на протяжении периода участия кредитора в ESG-проекте (до этапа «выход из актива»), формируются ковенанты и специальные положения в кредитный договор и кредитно-обеспечительную документацию, согласовывается график проведения мониторинга и контроля за социально-экологическими показателями проекта, в том числе оговаривается его публичная часть и периодичность ее раскрытия.

На этапе обслуживания кредита проводится регулярный мониторинг за соблюдением принятых обязательств по социально-экологическим параметрам проекта с привлечением независимого оценщика. Помимо того, публикуется отчетность. При выявлении отклонений от заданных параметров стороны формируют коррекционный план действий, направленный на достижение плановых социально-экологических параметров проекта в обозримой перспективе.

Зарубежный опыт формирования специализированных кредитных инструментов для поддержки ESG-проектов институтами развития показывает, что дисконт к ставке кредитования не всегда является единственным способом предоставления преференций по таким проектам.

Как правило, институты развития и так поддерживают проекты, которые по своим финансовым параметрам не могут быть профинансированы только за счет коммерческих банков. При этом к таким финансовыми параметрам можно отнести в первую очередь срок окупаемости проекта, внутреннюю норму доходности (IRR), чистый дисконтированный доход (NPV), долю и размер привлекаемых заемных средств, капиталоемкость и трудоемкость проекта. При нестандартных (нерыночных) параметрах проектов заемщиков, обратившихся с заявкой на финансирование в государственные и квазигосударственные финансовые институты, в меньшей степени интересует уровень фактической ставки по кредиту, который невозможно привлечь на рыночных условиях по любой ставке из-за обозначенных ограничений.

В этой связи вероятным полезным бонусом для инициаторов ESG-проектов станет возможность использовать особую ускоренную процедуру – fast track при рассмотрении вопроса о предоставлении финансирования в институте развития, которая может быть связана с сокращением сроков вынесения заявки на финансирование на коллегиальные органы кредитора, уменьшением сопутствующих расходов заемщика на подготовку документации и проведение дополнительных экспертиз, а также специальными льготными тарифами для инициаторов ESG-проекта по расчетно-кассовому и валютному обслуживанию.

В частности, представляется разумным ввести льготные тарифы для банковских операций за открытие и ведение счетов, перевод денежных средств в рублях в иностранную валюту, перевод денежных средств на счет в другом банке, операции по документарному инкассо, аккредитивным операциям и прочим РКО и валютным операциям.

Переходя к определению специальных условий для гарантийных инструментов поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов, отмечаем, что данный вид поддержки оказывается преимущественно со стороны ВЭБ.РФ, АО «Корпорация «МСП», АО «Росэксимбанк». Конечным бенефициаром по гарантиям выступают российские организации – инициаторы проектов. Гарантии делятся на две основные категории: гарантии по исполнению обязательств инициатора проекта, гарантии в обеспечение обязательств по кредитам.

По каждой из категорий гарантийной поддержки существуют определенные финансовые и иные условия, которые могут предоставляться в особом режиме для инициаторов ESG-проектов. Прежде всего, при гарантийной поддержке важны размер премии за гарантийное обязательство (как правило, выражается в процентах от размера обязательств по гарантии), величина гарантийного покрытия (в процентах до стоимости проекта, его части или размера кредита), наличие периода ожидания при наступлении страхового случая, а также срок действия гарантии (в ряде случаев срок действия гарантии превышает сроки реализации проекта или срок погашения кредита). Вместе с тем гарантийные организации, помимо премии за выдачу гарантий, призванную покрывать долгосрочные риски и убытки гаранта при наступлении гарантийного случая, также взимают дополнительные комиссии и платежи с клиентов, например, осуществление платежа по гарантиям, авизование гарантии, внесение изменений по гарантиям, в том числе пролонгация срока ее действия.

Для инициаторов ESG-проектов, привлекающих гарантии в институтах развития, наиболее важно получить скидку на премию по гарантии (предлагается внедрить льготный тариф), получить возможность использовать более высокий размер покрытия обязательств проекта (кредита) по гарантии, а также иметь возможность привлечения в сжатые сроки комплексного продукта «кредит, обеспеченный гарантийным покрытием со стороны института развития» для реализации экспортно ориентированного ESG-проекта.

За страховую поддержку экспортно ориентированных проектов отвечает АО «Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). Текущий продукт ЭКСАР по страхованию кредита на создание экспортно ориентированного производства предназначен для защиты коммерческого банка от риска невозврата кредита, предоставляемого в рамках реализации инвестиционного проекта по созданию нового или расширению существующего производства для целей приобретения товаров, работ и услуг российских поставщиков. Продукт подходит и для страхования коммерческих и политических рисков по комплектным проектам, инициаторы которых соблюдают принципы ответственного ведения бизнеса.

Для получателей страховой поддержки ЭКСАР по ESG-проектам важно иметь возможность получения быстрого решения по данному продукту. Следующей преференциальной мерой могла бы стать специальная скидка к базовому размеру страховой премии, принимая во внимание определенное снижение рисков при реализации комплектного проекта за счет более качественного подхода к соблюдению социальных и экологических норм и стандартов ведения бизнеса и корпоративного управления. В условиях санкционных ограничений, стремления западных стран к изоляции России от участия в формировании и соблюдении международных правил и норм осуществления внешнеэкономической деятельности на практике станет возможным внедрить собственную систему оценки риск-класса объекта страхования исходя из текущих торгово-экономических интересов РФ, в том числе для того, чтобы повысить привлекательность российских заявок на реализацию комплектных проектов в дружественных странах в сравнении с конкурирующими заявками организаций из западных стран, которые будут вынуждены руководствоваться нормами ОЭСР и ВТО в части льготности условий экспортного финансирования.

Заключение

С уходом иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг национальные институты развития должны взять на себя роль поддержки первичного размещения облигаций по ESG-проектам на бирже. Результатом такого первичного размещения при активном участии в нем институтов развития должно стать фактическое снижение купонного дохода по «зеленым», «социальным» или «переходным» облигациям (greenium) в сравнении с аналогичными бумагами по обычным проектам, торгуемыми на бирже.

Альтернативным вариантом указанного участия институтов развития в поддержке проведения IPO облигаций для привлечения финансирования по ESG-проектам является специальная программа субсидирования части затрат эмитенту ESG-облигаций на уплату купона по облигациям, выпущенным для привлечения инвестиций в «зеленые» или «социальные» проекты. Так, еще в мае 2019 года Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидий на компенсацию компаниям затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. В рамках действия программы субсидирования эмитенту облигаций компенсировали до 70% затрат по выплате купонного дохода инвесторам в облигации при закупке зарубежного оборудования и до 90% указанных затрат при закупке отечественного оборудования. Размер возможного субсидирования купонного дохода предлагается уменьшить до 20–30% от полного размера постоянного купона по облигации, при этом распространить действие программы не только на проекты по внедрению НДТ, но также и на иные ESG-проекты [10, с. 2–20].

В целом российским институтам развития предстоит проделать определенную работу по донастройке системы финансовой поддержки экспортно ориентированных проектов ESG, принимая во внимание текущие сложности с получением доступа российскими организациями (подрядчиками и субподрядчиками) к технологиям и комплектующим из «недружественных государств, отсутствие интереса у иностранных частных инвесторов к покупке российский «зеленых» облигаций и иных ценных бумаг, необходимость в ощутимом повышение экономической эффективности ESG-проектов за счет использования специализированной линейки инструментов российских и международных институтов развития.


Источники:

1. Новак назвал нецелесообразным выход России из климатических соглашений. Агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14949259 (дата обращения: 21.07.2022).
2. Никто не снимал с повестки вопрос углеродной нейтральности и энергоперехода - ЦБ РФ. Журнал Finance One. [Электронный ресурс]. URL: https://fomag.ru/news-streem/nikto-ne-snimal-s-povestki-vopros-uglerodnoy-neytralnosti-i-energoperekhoda-tsb-rf (дата обращения: 21.07.2022).
3. Дзядко Т. Абрамченко рассказала насколько подорожали проекты в «мусорной» отрасли. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/15/06/2022/62a8eba09a7947f26b052774?from=newsfeed (дата обращения: 21.07.2022).
4. Замятина М.Ф., Тишков С.В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 501-518. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114369.
5. Емец М.И. Корпоративное управление как ESG-фактор и доходность акций российских компаний // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 421-432. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.112142.
6. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/cooperation (дата обращения: 21.07.2022).
7. Куликова К. И долг сквозь имидж зеленеет. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5064896 (дата обращения: 21.07.2022).
8. «Зелёное» финансирование. Официальный сайт РЖД. [Электронный ресурс]. URL: https://company.rzd.ru/ru/9972 (дата обращения: 21.07.2022).
9. Презентация первого в России выпуска адаптационных облигаций. Fs.moex.com. [Электронный ресурс]. URL: https://fs.moex.com/f/15619/ink-capital.pdf (дата обращения: 21.07.2022).
10. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72237248 (дата обращения: 21.07.2022).

Страница обновлена: 17.11.2023 в 08:39:29