Подходы к обеспечению технологической и социальной безопасности в условиях формирования единой цифровой бизнес-экосистемы страны

Ворожихин В.В.1,2, Толстых Т.О.3,1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 Институт проблем развития науки РАН
3 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80549599
Цитирований: 1 по состоянию на 15.09.2025

Аннотация:
Цифровые инновации преобразуют наш мир, меняя как представления о материальных объектах, так и сами объекты, создают новые ценности и механизмы формирования ценностей. Причем скорость развития цифровых практик, усложнения взаимодействий принципиально опережает скорость исследований – рост неопределенностей и рисков формирует новую востребованность безопасности и ее новое прочтение для нового мира. В условиях формирования единой цифровой экосистемы и с приобретением связанных с ней новых ценностей, цифровые технологии приобретают социальную проекцию, влияющую на развитие человеческого капитала, и, как следствие, на приоритеты и направления технологического развития. Происходит постепенная трансформация технологического развития страны в социо-технологическое, приводящее к изменениям подходов в управлении технологической и социальной безопасностью, что влечет за собой рост неопределенностей и рисков. Целью статьи является анализ различных подходов и представлений об обеспечении безопасности бизнес-экосистем в условиях социо-технологического развития и институциональной трансформации их систем управления.

Ключевые слова: бизнес-экосистемы, управление трансформацией экосистем, социо-технологическое развитие, цифровая экосистема России

JEL-классификация: M21, O31, O33



Введение.

Фокусом современных целостных представлений о развитии наиболее значимых экономических агентов становится модель цифровой бизнес-экосистемы. Базовые технологии, лежащие в основе формирования экосистем, различаются по сложности и новизне, реализуются на разных рынках, имеющих свои особенности на глобальном и национальном уровне, по территориальным и отраслевым системам регулирования. Способы координации бизнес-экосистем различны и меняются в зависимости от этапов развития их жизненного цикла [1], от появления новых бизнес-моделей и форм сотрудничества с ними, от формирующихся институциональных практик [2]. Многообразие основ создания, условий и результатов деятельности экосистем затрудняют формулирование универсального определения, тем более что допустимый уровень абстракции, отражающей особенности экосистемы, может отличаться [3].

В настоящее время понятийный аппарат, охватывающий широкий спектр экосистем, сформирован на основе представлений об экосистеме как об услуге [4]. Тем не менее, целый ряд исследований формируют экосистемную концепцию через призму привязки к конкретным экосистемам и адаптированы к разным способам их реальной координации и сотрудничества [5].

Поскольку экосистемы непрерывно развиваются и совершенствуются, управление ими следует понимать не как поддержание гомеостазиса, а как управление процессами трансформации на этапах развития и адаптации экосистем.

Основная часть

Вопросы экосистемной трансформации стали предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. В классической экологии доказано, что в устойчивых экосистемах различные виды занимают дополняющие друг друга специализированные ниши, когда преобладает не конкуренция видов, а их взаимодействие, направленное на рациональное, эффективное использование ресурсов. Подобное взаимодействие стало особенно актуально в условиях цифровизации, затронувшей без исключения все экономические субъекты. Цифровая трансформация – это «процесс, направленный на улучшение сущности путем инициирования существенных изменений ее свойств посредством сочетания информационных, вычислительных, коммуникационных и сетевых технологий» [6]. Такой процесс охватывает людей, организации, технологии, бизнес-модели, механизмы координации. Экосистемная модель, позволяющая интегрировать и втягивать как в воронку самых разных акторов, может стать эффективным ответным инструментом экономических субъектов на вызовы цифровой трансформации.

В научной современной литературе управление экосистемой исследуется, как правило, через самоорганизацию, оркестровку фокусной фирмой (пейсмейкером), использования экосистемного брокера, лидерства (интегратор), интеграцию и институциональную трансформацию [7]. В зависимости от ситуации эти способы могут комбинироваться, формируя новые механизмы координации.

Фокусная фирма (оркестрант, пейcмейкер) разрабатывает видение, которое принимается другими агентами экосистемы, формирует стратегию его совместной реализации, мобилизует и согласовывает других участников и их ресурсы, поскольку она организует взаимодействие видов деятельности, определяющие цифровую трансформацию своей бизнес-экосистемы [8]. Термин оркестровка (orchestrating) отражает фокус координации на уровне взаимодействий агентов.

Лидерство (интегратор) в трансформации экосистемы отражает более глубокий уровень знаний технологий и ситуаций конкретным агентом, формирующим взаимно согласованные децентрализованные правила, стандарты и соглашения, а также их непрерывное развитие, устраняя конфликты и противоречия в условиях ограниченности степени регулирования. Лидер выполняет функцию интегратора и метакоординатора, помогая координировать то, что нужно координировать. Лидерство обеспечивает возникновение и трансформацию экосистемы посредством трех динамических возможностей, ориентированных на внешние факторы: содействие формированию общего видения (обнаружение, восприятие), побуждение других к осуществлению инвестиций, специфичных для экосистемы (схватывание, захват) и участие в решении проблем ad hoc для создания и поддержания стабильности (перенастройка, реконфигурация/трансформация). Захват характерен для развивающихся, трансформация – для зрелых экосистем [2].

Экосистема может быть реализована с привлечением экосистемного брокера, предоставляющего услуги цифровой экосистемы, использующего знания и возможности агентов экосистемы, организующего их взаимодействие через цифровую платформу и при этом не владеющим ни одним из активов экосистемы. В цифровой экосистеме существует как минимум одна цифровая экосистемная услуга. В экосистемной услуге участвуют взаимодополняющие игроки, то есть поставщики и потребители активов, а также посредники. Экосистемная услуга облегчает передачу ключевых ценностей - сервисных активов, то есть их предоставление и потребление, путем посредничества сервисных активов между их поставщиками и потребителями. Эта роль соответствует ключевому игроку - брокеру активов услуг. Экосистемная услуга лишь определяет деятельность игроков, подобно традиционным услугам – т.е. сервисный актив не является частью экосистемной услуги. Экосистемная услуга опирается на сетевые эффекты – это одно из ее ключевых свойств [4].

Принципами формирования бизнес-экосистем являются самоорганизация, сотрудничество, добровольность и коллаборация. На начальном этапе своего развития экосистема формируется из решений частных агентов, экономически и стратегически мотивированных на обмен ресурсами (технологических, информационных, инновационных, кадровых и др.) для достижения стратегий развития бизнеса. Примечательно, что индивидуальные инициативы по началу обмена ресурсами проходят проверку рынком, и если обмены успешны, за ними могут последовать другие, если существует постоянная взаимная заинтересованность. Таким образом, самоорганизация — это постепенное формирование экосистемы через серию двусторонних обменов, зависящих от ситуации и поведения отдельных агентов. Общественные выгоды со временем становятся известными и институционализированными, что приводит к более активному вхождению компаний в экосистемную интеграцию [9].

Таким образом, формирование и развитие экосистем сложный длительный процесс, подверженный рисками напрямую и косвенно, требующий принципиально новых подходов к управлению экономической, информационной и социо-технологической безопасностью бизнес-систем в рамках экосистемной интеграции.

Подходы к технологической безопасности формирования бизнес-экосистем

Традиционные подходы к технологической безопасности еще недавно были сосредоточены на защитных мерах, целью которых являлось ограничение распространения информации о проводимых исследованиях, их результатах и способах успешного применения в экономике. Развитие пространства знаний, становление междисциплинарных наук, автоматизация и цифровизация исследований, цифровые платформы, изменив условия и скорость разработки инновационных технологий, сделали традиционные подходы к технологической безопасности бесполезными и бессмысленными.

Совершенствование кибербезопасности охватывает производителей по всей цепочке создания стоимости, поскольку интеллектуальное производство резко увеличивает потоки данных. Цифровые потоки хотя и формируют новые возможности для повышения глобальной конкурентоспособности, но представляют собой «лоскутное одеяло» архитектур с неполной безопасностью, генерирующих новые вызовы и дополнительные риски для компаний. Чтобы иметь конкурентное преимущество в глобальной гонке, необходимо перейти к умному производству или Индустрии 5.0 [10, p.23], что включает в себя разработку надежных, отказоустойчивых и энергоэффективных интеллектуальных производственных систем будущего.

В условиях ужесточения конкуренции за благоприятное будущее многие страны в качестве приоритетов определяют создание инновационных систем мирового класса, развитие и привлечение талантов, а также инвестирование и поддержку разработки технологий. Новые технологии разрабатываются, внедряются и коммерциализируются через платформизацию как основу для проектирования, разработки, производства или использования конкретных технологических приложений. Развивающиеся платформы становятся многопользовательскими, многоцелевыми и многонациональными системами со множеством потенциальных приложений, часто в глобальном масштабе. Разнообразие применения платформ потребителями, формируя социальные проекции технологий по мере их признания и распространения, приводит к социализации технологического пространства. Другое направление интеграций социального и технологического пространства определяют цифровые инновации, формирующие и тренды социального развития.

Национальные цифровые платформы практически невозможно защитить с помощью ограничения доступа к информации или знаниям, а также их использованием, так как это вызывает конфликты с другими технологиями, использующими аналогичные платформы и приложения. Специалисты США, анализируя развитие экосистемных и платформенных моделей в других странах, пришли к вводу, что ограничение доступа к технологиям или их использованию является нецелесообразным [11, p.3].

Бизнес-модели в рамках развития цифровых технологий и цифровых инноваций становятся уже самостоятельным продуктом [12], а источниками формирования глобальных цепочек добавленной стоимости становятся бизнес-процессы, являющиеся развитием адаптированных интегрированных отраслевых (технических) и социальных технологий [13].

Таким образом, можно считать, что технологическая безопасность на уровне страны определяется возможностью привлечения ресурсов и талантов в НИОКР, мотивируя и распределяя их по приоритетным направлениям инновационного экосистемного кросс-отраслевого развития с учетом реализации политики технологического, инновационного и экономического суверенитета. Основой технологической безопасности в данных условиях становится успешная национальная инновационная система (НИС), в которой организовано эффективное взаимодействие и обмен знаниями между всеми акторами НИС. Для оценки рисков объединения знаний в НИС возможно использование нейронной сети обратного распространения (BP), оптимизированной генетическим алгоритмом (GA).

Подходы к социальной безопасности формирования бизнес-экосистем

Традиционно социальная безопасность в России рассматривается в рамках концепции национальной безопасности государства и обеспечивается как социальными гарантиями, так и конкретными действиями по предотвращению рисков, непосредственно воздействующих на социум [14,15]. Эффективность социальной безопасности определяется качеством жизни, уровнем доверия граждан к органам власти, адекватностью поддержки совершенствования социума за счет создания надлежащих условий и успешным подавлением негативных социальных процессов. Социальная безопасность достигается как управленческими воздействиями, так и процессами самоорганизации, формирующими ответственные институты гражданского общества. Для оценки социальной безопасности используются многочисленные многоуровневые индикаторы, характеризующие как устойчивость и жизнеспособность социума, так и наличие негативных процессов, угроз и рисков [16-19]: «Социальный индикатор есть показатель, необходимый для диагноза состояния благополучия (благосостояния) или неблагополучия в той или иной части социума и в социуме в целом» [14, c.68]. Однако в условиях больших вызовов, цифровой трансформации, усиления геополитической напряженности, изменения процессов социальных коммуникаций, ценностей и механизмов создания ценностей требуется пересмотр концепции и системы показателей социальной безопасности. Подходы, которые могут использоваться для обеспечения социальной безопасности экосистем на уровне государства, могут быть рассмотрены на примере регионов и предприятий. Так, например, в работе [20] предложен подход для оценки человеческого капитала как ядра социальной безопасности. В данном подходе используются эмоциональные оценки обществом деятельности власти по формированию управляющих воздействий, направленных на достижение личной безопасности и социальной защищенности населения. Особенностью подхода является рассмотрение влияния совокупности 11 факторов, приводящих к негативным социальным событиям, на основе которых сформирована модель оценки.

Вопросы социальной безопасности в промышленности на основе теории институциональных матриц затронуты С.Г. Кирдиной [21]. В рамках анализа социальных рисков в исследовании выявлено семь индикаторов социальной безопасности на уровне работника:

- экономическое благосостояние,

- производственная безопасность,

- профессиональный рост и творческая активность,

- благоприятные производственные условия труда,

- благоприятные социально-бытовые условия труда,

- ощущение социальной стабильности,

- наличие обратной связи.

Все действия по минимизации возможности реализации рисков и смягчению их последствий проводятся исключительно в рамках выполнения указаний вышестоящего отраслевого руководства, что принципиально ограничивает возможности самостоятельных действий коллектива и работников предприятия.

Другими российскими исследователями социальная безопасность предприятия рассматривается как баланс интересов и целей работников предприятия, отсутствия конфликтов и гармонизация отношений работников и руководства, рост потенциала личности и коллектива предприятия [22].

В статье [23] определена связь роста социального благополучия сотрудников и совершенствованию социальной сферы предприятия через внедрение интегрированной системы менеджмента качества, введения стандартов корпоративной социальной ответственности и развития критериев экологической, социальной и управленческой оценки – ESG.

Вопросы социальной безопасности связаны с диагностикой системы ценностей и ее коррекцией для более полного соответствия выбранной инновационной стратегии, разработки системы гуманитарных интервенций в поддержку реформ и инноваций, достройки сетей, позволяющая снизить риски социальной трансформации и повысить готовность социума к инновациям и переменам. В Концепции безопасности человека, представленной ООН в 1994 г. , сделано важное заключение: «Нам нужен еще один глубокий переход в мышлении — от ядерной безопасности к безопасности человека» и выделены семь сфер безопасностей, в которых возникает большинство угроз: «экономическая, продовольственная, экологическая, личная, общественная, политическая, а также безопасность здоровья» [21]. Таким образом, безопасность человека становится концепцией интегративной – социальной, обеспечивающей развитие и качество жизни человека, включая эти области безопасности как составляющие. Социальная безопасность реализуется за счет обеспечения процессов принуждения, коммуникаций, взаимодействия и самоорганизации, причем на соотношение данных процессов в каждой стране влияет борьба элит периферии и центра глобального развития за формирование новой идентичности и культуры в рамках многогранных процессов глобализации. Деятельность транснациональных корпораций, направленная на вывоз капитала и ресурсов при сохранении неразвитости экономик, социального и экологического неблагополучия, во многих странах мира являются причинами миграции и этническо­го сепаратизма, антиглобалистских проектов, защиты, в том числе насильственными действиями национальных систем ценностей [25, сс. 90, 97]. Противовесом выступает формирование глобальных цепочек культурных ценностей, в рамках которых формируются конкурирующие международные коалиции, пытающиеся сформировать новый многополярный мир и противостоящие неоколониализму в любых самых современных формах.

Фокусом социальной безопасности в условиях цифровизации становится безопасность личности. Для цифровых сообществ характерны взаимное социальное и культурное воздействие, экономическое и политическое влияние, которое может реализовываться заинтересованными лицами за счет недостоверной, неточной, неполной и сомнительной информации, распространения предвзятых и смещенных оценок событий и процессов, действий социально значимых акторов и картины мира в целом. Возникают угрозы манипулирования личными или общественными мнениями в интересах неопределенных групп лиц [26].

Социо-технологическая безопасность при трансформации экосистем

Как правило, социальная безопасность рассматривалась как составная часть экономической безопасности государства. Но цифровые технологии стали одним из средств социализации, меняющими деятельность социума, бизнеса и государства, представления о ценностях и механизмы создания ценностей. Происходит взаимное прорастание технологической и социальной сфер, слияние технологий в рамках формирования новых глобальных структурных социальных и бизнес-процессов, формирования социальной проекции у всех значимых технологий по мере их признания потребителями.

Глобальная конкурентоспособность и национальная безопасность государства определяются эффективностью трансформации страны, которая превращается в единую цифровую экосистему со своей спецификой, определяемой людьми, ресурсами, знаниями, особенностями путей исторического развития и множеством других факторов. Пределы безопасности не могут не охватывать все вопросы развития страны. Развитие вышло за технологические рамки и фокус его переместился на смыслы, на сферу ценностей – на продвижение своего цивилизационного уклада и предпочтений организации бытия.

Принципиальные изменения экономической безопасности организационных структур и бизнес-моделей, связанные со становлением экосистем, рассматриваются в многих исследованиях [27], однако целостный взгляд влияния трансформации экосистем на экономическую безопасность социо-технологического развития с требуемым уровнем детализации пока отсутствует. Необходимостью для инновационного социо-технологического развития сложных цифровых экосистем становится комплексная оценка безопасности, обеспечивающая возможность и безопасность всех точек траектории достижения благоприятного будущего. Авторы статьи пришли к выводу, что подход к комплексной экономической безопасности социо-технологического развития экосистемы страны может быть основан на анализе экосистемной услуги. В качестве таких услуг можно выделить:

Ø создание, распространение и применение экономического знания;

Ø организация доступности и применений глобального знания в рамках процессов миропознания;

Ø поддержание процессов инновационного развития и совершенствования экономических агентов страны;

Ø поддержание информационных и экономических взаимодействий с использованием цифровой бизнес-платформы страны.

На основании вышеизложенных подходов авторами определены пять групп стратегических направлений оценки безопасности социо-технологического развития страны, влияющих на формирование и развитие национальной экосистемы:

Ø экономическая наука;

Ø национальная наука как система познания;

Ø национальная инновационная система;

Ø цифровая платформа экосистемы российской экономики;

Ø комплексное развитие экосистемы страны.

Авторами сформулировано понятие единой цифровой экосистемы России как национальной экосистемы, интегрирующей научно обоснованные многоуровневые партнерские информационные, научные, экономические, культурные и иные взаимодействия государства, бизнеса, научного сообщества и граждан, их взаимно дополняющие роли в рамках единого мегапроекта создания общего благоприятного (лучшего, желаемого) будущего. Экономическая безопасность такой сложной системы как экосистемы России – это процесс, результат и перспективы реализации стратегического междисциплинарного многоуровневого управления процессами формирования благоприятного (лучшего, желаемого) будущего сложной активной системы, устойчивостью и жизнестойкостью процессов ее развития и совершенствования на основе партнерского взаимодействия ее подсистем и элементов, взаимного использования системных ресурсов, знаний, информации и технологий, обеспечивающих стратегическую автономию, экономический и технологический суверенитет в условиях разнообразных вызовов, угроз, опасностей и неопределенностей на любых временных горизонтах, территориях и пространствах жизненно важных (национальных) интересов.

Заключение

Сложный многополярный интеллектуальный мир востребует новые сложные организационно-управленческие формы, такие как цифровые экосистемы и цифровые платформы, в рамках развития которых трансформируются представления о формах развития и представления о безопасности. Цифровая трансформация изменила представления о технологической безопасности. Достижение социальной безопасности становится неотъемлемым фактором достижения технологической безопасности. Для инновационного социо-технологического развития сложных цифровых экосистем необходимостью становится комплексная оценка безопасности, обеспечивающая возможность и безопасность всех точек траектории достижения благоприятного будущего.

Экосистема «Россия» и ее экономическая безопасность рассматривается авторами как совокупная безопасность человека и экосистемы в целом, а также важнейших подсистем, обеспечивающих успешное социо-технологическое развитие. Оценку безопасности социо-технологического развития экосистемы «Россия» предлагается осуществлять через анализ состояния и динамики таких стратегических направлений развития как экономические и национальные науки, национальные инновационные системы, цифровые платформы экосистемы российской экономики и комплексного развития экосистемы страны.

Национальная экосистема, по мнению авторов, обеспечит совместную эволюцию государства, бизнеса, научного сообщества и граждан (подсистем и элементов экосистемы) на основе традиционных и электронных механизмов общественной координации, создания знаний и ценностей достижения глобальной конкурентоспособности всех ее акторов.


Источники:

1. Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N. Approach to the Formation of an Innovation Portfolio in Industrial Ecosystems Based on the Life Cycle Concept // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2020. – № 4. – p. 1-21. – doi: 10.3390/joitmc6040151.
2. Foss N.J., Schmidt J., Teece D.J. Teece Ecosystem leadership as a dynamic capability // Long Range Planning. – 2023. – № 1. – p. 102270. – doi: 10.1016/j.lrp.2022.102270.
3. Mityakov E., Kulikova N. Expert insights into mesolevel industrial ecosystems: pathways for economic transformation // International Journal of Industrial Engineering and Management. – 2024. – № 3. – p. 213-224. – doi: 10.24867/ijiem-2024-3-358.
4. Koch M., Krohmer D., Naab M., Rost D., Trapp M. A matter of definition: Criteria for digital ecosystems // Digital Business. – 2022. – № 2. – p. 100027. – doi: 10.1016/j.digbus.2022.100027.
5. Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N. Elaboration of a Mechanism for Sustainable Enterprise Development in Innovation Ecosystems // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2020. – № 4. – p. 1-23. – doi: 10.3390/joitmc6040095.
6. Gregory Vial Understanding digital transformation: A review and a research agenda // The Journal of Strategic Information Systems. – 2019. – № 2. – p. 118-144. – doi: 10.1016/j.jsis.2019.01.003.
7. Tolstykh T., Shmeleva N., Boev A., Guseva T., Panova S. System approach to the process of institutional transformation for industrial integrations in the digital era // Systems. – 2024. – № 4. – p. 120. – doi: 10.3390/systems12040120.
8. Mann G., Karanasios S., Breidbach Ch.F. Orchestrating the digital transformation of a business ecosystem // The Journal of Strategic Information Systems. – 2022. – № 3. – p. 101733. – doi: 10.1016/j.jsis.2022.101733.
9. Marian Chertow, John Ehrenfeld Organizing Self-Organizing Systems // Journal of Industrial Ecology. – 2016. – № 1. – p. 13-27. – doi: 10.1111/j.1530-9290.2011.00450.x.
10. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine Options for a National Plan for Smart Manufacturing. - Washington, DC: The National Academies Press, 2024. – 156 p.
11. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine Protecting U.S. Technological Advantage. - Washington, DC: The National Academies Press, 2022. – 128 p.
12. Hund A., Wagner H.-T., Beimborn D., Weitzel T. Digital innovation: Review and novel perspective // The Journal of Strategic Information Systems. – 2021. – № 4. – p. 101695. – doi: 10.1016/j.jsis.2021.101695.
13. Philine Warnke et al. 100 Radical Innovation Breakthroughs for the future. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. – 338 p.
14. Беликова А.В., Комаров М.П. Социальная безопасность и ее место в системе национальной безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2015. – № 1(215). – c. 18-23. – doi: 10.5862/JHSS.215.2.
15. Баклунова О.Б. Система социальной безопасности в России и в Бельгии: сравнительный анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1(18). – c. 320-324.
16. Бородкин Ф.М. Социальные индикаторы - что это такое // Мир России. – 2004. – № 4. – c. 62-101.
17. Лазаревич Н.А. Индикаторы социальной политики в условиях технологической модернизации и трансформации социальных отношений в обществе // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2019. – № 1(221). – c. 94-97.
18. Кузовков А.Д., Салютина Т.Ю. Механизм управления эффективностью применения инфокоммуникационных технологий на основе интегрально-экспертного метода // Инновации в менеджменте. – 2017. – № 3(13). – c. 38-47.
19. Манукян А.В. Социальная безопасность и эффективность ее обеспечения органами государственной власти в России // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 6. – c. 31-33. – doi: 10.24158/tipor.2017.6.5.
20. Карпенко П.А. Методы обеспечения социально безопасного развития региональных социально-экономических систем. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - СПб., 2022. – 25 c.
21. Кареева А.П. Социальная безопасность современного крупного российского предприятия в рискогенном обществе (на материалах социологических исследований отдельных промышленных предприятий атомной отрасли). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Архангельск, 2022. – 260 c.
22. Ляшко И.В. Сущность социальной безопасности предприятия // Экономика и социум. – 2013. – № 4-3(9). – c. 457-464.
23. Брыксин Д.А. Влияние развития системы менеджмента качества и специфики обеспечения ядерной безопасности предприятий атомной отрасли на оценку прогресса в области устойчивого развития // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – № 3. – c. 307-322. – doi: 10.18334/evp.5.3.121779.
24. Human development report 1994. - NY: Human Development Report, 1994. – 136 p.
25. Игошева М.А. Этническая идентичность в системе социальной безопасности локальных сообществ. / Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Новочеркасск, 2020. – 321 c.
26. Fedushko S., Molodetska K., Syerov Yu. Analytical method to improve the decision-making criteria approach in managing digital social channels // Heliyon. – 2023. – № 6. – p. e16828. – doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e16828.
27. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Коломиец А.Г., Сазонова Е.С., Казанцев С.В., Быковская Ю.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А., Абдулов Р.Э., Шафранская А.М., Степанова Т.Д. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.

Страница обновлена: 15.09.2025 в 16:49:27

 

 

Approaches to technological and social security related to the country's unified digital business ecosystem

Vorozhikhin V.V., Tolstyh T.O.

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Abstract:
Digital innovations are transforming our world, changing ideas about material objects as well as the objects themselves, and creating new values and value creation mechanisms. Moreover, the speed of development of digital practices and the complexity of interactions is fundamentally faster than the speed of research: the growth of uncertainties and risks creates a new demand for security and its new interpretation for a new world. In the context of the formation of a unified digital ecosystem and with the acquisition of new values associated with it, digital technologies acquire a social projection that affects the development of human capital and, as a result, the priorities and directions of technological development. There is a gradual transformation of the country's technological development into a socio-technological one, which leads to changes in the approaches to managing technological and social security. This entails an increase in uncertainties and risks. The purpose of the article was to analyze various approaches and ideas on ensuring the security of business ecosystems in the context of socio-technological development and institutional transformation of their management systems.

Keywords: business ecosystem, ecosystem transformation management, socio-technological development, digital ecosystem

JEL-classification: M21, O31, O33