Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в Республике Тыва
Оюн А.В.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838260
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается перечень особо острых проблем, препятствующих развитию сектора малого предпринимательства в Республике Тыва. Автор дает подробную систематизацию проблем, решение которых приведет к развитию малых форм хозяйствования на территории республики. При анализе основных проблем автор воспользовался методом SWOT-анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны региона при развитии малого предпринимательства, учет возможностей и потенциальных угроз дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Тыва. Делается вывод, что главные препятствия на пути развития малых предприятий носят в основном финансовый характер: недостаточность и трудность получение финансовой поддержки, трудности с получением банковских кредитов в связи с отсутствием залогового обеспечения у большинства малых предприятий республики.
Ключевые слова: малое предпринимательство, ключевые проблемы, SWOT-анализ, развитие региона, Республика Тыва
JEL-классификация: M21, L26, R12
Введение
В настоящее время тема устойчивого развития регионального малого предпринимательства приобретает особую социально-экономическую значимость. Для оптимального ведения предпринимательской деятельности малыми предприятиями и успешного функционирования данного сектора экономики необходимы определенные благоприятные условия, обеспечивающие экономическую и социальную стабильность, открытость и равновесность рынка при обеспечении добросовестной конкуренции между всеми участниками рынка.
В статье Волкова И.А., Попова А.Ю. говорится, что исследования и мониторинг рынка позволили выявить ключевые проблемы и факторы, тормозящие развитие предпринимательского сектора. Региональные проблемы развития малых и средних предприятий имеют весомый аргумент, поэтому при разработке программ поддержки необходимо их учитывать. Это целый комплекс социально-экономических факторов, характеризующих территориально-отраслевую особенность, состояние платежеспособного спроса населения, человеческий капитал, уровень безработицы и природно-климатические условия территории [2] (Volkova, Popova, 2016).
Межрегиональная дифференциация субъектов Российской Федерации оказывает колоссальное воздействие на институциональное развитие малых предприятий. Наличие диспропорций обусловлено такими факторами, как уровень предпринимательской активности населения, благоприятный инвестиционный и бизнес-климат на территории субъекта, обеспеченность финансовыми ресурсами и человеческим капиталом и уровнем развитости рыночных отношений. Для устойчивого развития малых форм хозяйствования на региональном уровне необходимо предпринимать ряд мероприятий, адекватных современной ситуации, использовать программно-целевые технологии при планировании и управлении, а также большее внимание уделять определению оценки эффективности программ и проводимых мероприятий [4] (Dzuceva, Ibragimova, 2016).
Развитие сектора малого предпринимательства обусловлено отдельной спецификой развития региональной экономики Республики Тыва. Обеспечение местного населения рабочими местами, различные налоговые поступления в разные уровни бюджета, малые предприятия являются стабилизаторами социально-экономических процессов в регионе. Необходимо обратить внимание, что существует целый комплекс проблем, которые необходимо выделить, и принять своевременные меры для их устранения путем разработки новых, эффективных рекомендаций по проведению ряда необходимых мер по развитию малого предпринимательства в Республике Тыва.
Цель
Цель данного исследования – определить перечень основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства на территории Республики Тыва.
Научная новизна
Научная новизна исследования заключается в определении актуальных проблем развития малых предприятий на уровне региона с выделением роли малого предпринимательства как способа улучшения социально-экономического положения и инструмента развития экономики Республики Тыва. С использованием SWOT-анализа региона при исследовании выявлены основные угрозы и возможности, определены сильные и слабые стороны региона при развитии малого предпринимательства, учитывая все его особенности.
Гипотеза
Развитие малого предпринимательства в Республике Тыва осложнено наличием серьезных проблем, с устранением которых можно добиться прорывного роста сектора малого предпринимательства в регионе.
Основная часть
На сегодняшний день основные усилия государства и бизнеса направлены в сторону сглаживания негативных тенденций в социально-экономической сфере российского общества. Правительство Российской Федерации все больше внимания и усилий направляет на проведение эффективной и перспективной инвестиционной политики и развитие малого предпринимательства в регионах.
Как отмечается, почти во всех субъектах разработаны собственные программы развития предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего бизнеса [3, с. 86] (Gorkusha, 2007, р. 86).
Республика Тыва (Тува) является одним из субъектов Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа. В соответствии с разнообразием природных условий и естественных ресурсов по характеру экономического развития и транспортных связей республику можно подразделить на четыре части: центральную, западную, южную и восточную. С позиции природных условий географическое расположение Тувы выгодное.
Малое и среднее предпринимательство в республике, будучи одним из основных видов экономической деятельности, сформировалось 25 лет назад и является одним из главных секторов экономики региона [11].
Для малого предпринимательства в Республике Тыва в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, государственным курсом на построение цифровой экономики в России. Для ускорения процессов социально-экономического развития региона необходимо преодолеть фактор низкой плотности предпринимательской деятельности, расширить возможности для онлайн-коммуникаций, создать условия для сотрудничества между всеми субъектами экономической, технологической, социальной и культурной жизни. А ключевым фактором, интегрирующим данное взаимодействие, является малое предпринимательство.
Особенностью сферы малого и среднего предпринимательства Республики Тыва, как отмечают Соян Ш.Ч., Мадон А.М., является такой фактор, что четверть трудоспособного населения республики, которое занято на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица. Также исследователи подчеркнули, что в условиях высокой дотационности бюджета республики, слабого развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, высокого уровня безработицы выход из сложившейся ситуации видится в развитии сектора малого и среднего предпринимательства республики [13] (Soyan, Madon, 2017).
Говоря о развитии и совершенствовании данного сектора экономики, важно констатировать тот факт, что развитие малого предпринимательства осложнено наличием ряда проблем, которые значительно тормозят их прорыв в развитии. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Республике Тыва, так и в Российской Федерации в целом напрямую зависят от решения перечисленных проблем, отраженных в таблице 1.
Таблица 1 Систематизация проблем развития малого предпринимательства
Организационные
|
Правовые
|
Материально-техническое
обеспечение
|
Финансовые
|
Информационные
|
Рыночные
|
Проблемы
инфраструктуры
поддержки |
Региональные
проблемы развития МП в РТ
|
Трудности
с юридическим оформлением и регистрацией предприятия
|
Нестабильность
законодательства в сфере МСП
|
Нехватка
производственных помещений и оборудования
|
Недостаточность
начального капитала и оборотных средств МП
|
Отсутствие полных и
достоверных сведений о предпринимательской деятельности на территории региона
|
Низкий
платежеспособный спрос населения
|
Разрозненность
действий инфраструктуры поддержки МП
|
Ограниченная
транспортная инфраструктура республики
|
Лицензирование
и сертификация
|
Недостаточная
защищенность прав собственности и контрактных прав
|
Высокая стоимость
аренды помещений
|
Ограниченность
реального доступа к банковским кредитным ресурсам
|
Низкий уровень
осведомленности и понимания СМП действующей государственной политики в
области бизнеса
|
Ужесточение
конкуренции среди предприятий МП
|
Слабая
финансово-кредитная поддержка МП
|
Отсутствие развитой
логистической инфраструктуры
|
Трудности
с открытием счета в банке
|
Нарушение прав
предпринимателей со стороны регулирующих органов
|
Высокие цены на
сырье, комплектующие изделия
|
Уровень
налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчетности
|
Трудности с доступом
к коммерческой информации
|
Проблемы продвижения
товаров и услуг на рынке
|
Несовершенство
имущественной поддержки МП
|
попадание республики
в зону рискованного земледелия из-за суровых природно-климатических условий
|
Требования
и проверки со стороны регулирующих органов
|
|
Проблемы кадрового
обеспечения и подготовки специалистов для МП
|
|
Трудности с доступом
к информации государственных и муниципальных органов власти
|
Низкая
конкурентоспособность производимой МП продукции
|
Неразвитость системы
информационной поддержки МП
|
неустойчивое
финансовое состояние сельхозпредприятий, низкую инвестиционную и
инновационную активность в аграрном секторе экономики.
|
Трудности
с оформлением прав на земельные участки
|
|
Высокие цены на
энергоресурсы
|
|
Слабая правовая и
финансовая грамотность в предпринимательской среде
|
Нечестная конкуренция
со стороны теневого рынка
|
Неразвитая
инфраструктура предпринимательства в целом
|
|
- ограниченную транспортную инфраструктуру республики, а именно: отсутствие железнодорожного сообщения, слабое развитие авиамаршрутной сети. На решение проблем транспортной инфраструктуры республики в 2019 г. в рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Тувы» было выделено 70,1 млн рублей из республиканского бюджета. Как информирует Минтранс республики, в ближайшие годы количество линий будет доведено до 25, в том числе во все города Сибири, также в ведомстве в дальнейшем не исключают возможности выхода на международное сообщение с городами Улаангом и Улан-Батор. В полном объеме новую маршрутную сеть в Республике Тыва планируется запустить к 2024 году [12];
- отсутствие развитой логистической инфраструктуры, межрайонных центров хранения, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции. Создание новых рабочих мест СМСП в сельской местности республики будет способствовать развитию логистической инфраструктуры, межрайонных центров хранения, переработки и распределения продукции малых предприятий, созданию не менее 3 новых кооперативов с приемными пунктами в Барун-Хемчикском, Сут-Хольском, Монгун-Тайгинском районах [7];
- попадание республики в зону рискованного земледелия из-за суровых природно-климатических условий;
- неустойчивое финансовое состояние сельхозпредприятий, низкую инвестиционную и инновационную активность в агарном секторе экономики. Для решения задач по улучшению состояния производителей сельскохозяйственной продукции требуется принятие необходимых мер по поддержке малых форм хозяйствования в республике [6] (Oorzhak, 2019).
Для получения ясной оценки исследования проблем и угроз развития малого предпринимательства в республике можно использовать SWOT-анализ, который представляет собой метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
Таблица 2
Условия и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (SWOT-анализ) [11]
S (сильные
стороны)
|
O (возможности)
|
-
приграничное географическое месторасположение;
- молодое население (средний возраст 29,3 лет); - уникальные природные ландшафты; - наличие свободных ниш на рынке (в т.ч. в сфере обрабатывающих производств); - развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - накопленный опыт государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - достаточный ресурс рабочей силы; конкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции и услуг (экологически чистые продукты) |
- вовлечение субъектов малого и среднего
предпринимательства в сферы деятельности крупных российских компаний;
- кооперация субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной образовательной и исследовательской площадки на базе образовательных организаций среднего образования в Республике Тыва; - большой спрос населения на предоставление социальных услуг; - имеются свободные ниши для ведения предпринимательской деятельности; - отсутствие конкуренции в некоторых сферах; - развитие туристического потенциала |
W (слабые стороны)
|
T (угрозы)
|
- дефицит квалифицированных специалистов в отдельных
отраслях, в том числе управленческих;
- низкий уровень развития социально- культурных секторов экономики (социальное предпринимательство, культура, туризм); высокая степень износа материально-технической базы; - транспортная изолированность; - недостаточная реализация инновационного потенциала; - недостаточный уровень распространенности информации о регионе как месте с благоприятным для ведения бизнеса климатом; - невысокая покупательная способность населения региона |
- негативные изменения макроэкономической
конъюнктуры;
- сильная зависимость субъектов малого и среднего предпринимательства от изменений фискальной политики; - высокий уровень финансовой нагрузки и издержек на арендную плату и содержание недвижимости |
Таблица 3
Программы кредитно-гарантийной поддержки субъектов предпринимательства в Республике Тыва [8]
Наименование
организации
|
Предоставляемые
услуги (программа кредитной поддержки)
|
Микрокредитная компания
ФПП РТ
|
- выдача целевых займов
для бизнеса до 3 млн руб. по ставке 6–12% годовых, до 3 лет;
- гарантированная процентная ставка по всей Туве; - отсутствие затрат на страхование; - возможность подачи документов в офисе МФЦ |
Кызылское отделение ПАО
«Сбербанк»
|
«Программа 8,5»
- процентная ставка по кредиту для заемщика до 8,5% годовых; - размер кредита на инвестиционные цели от 3 млн руб. до 1 млрд руб.; - размер кредита на пополнение оборотных средств от 3 млн руб. до 100 млн руб.; - срок кредитного договора на инвестиционные цели до 10 лет; - срок кредитного договора на пополнение оборотных средств до 3 лет |
Тувинский
региональный филиал АО «Россельхозбанк»
|
Программа
Корпорации МСП
- льготное фондирование Банков под поручительство Корпорации МСП при кредитовании заемщиков отдельных отраслей по ставкам не более 10,6% годовых для малого бизнеса. - льготное кредитование агропромышленного комплекса; - кредитование сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции по ставке не более 5% годовых |
АО
«Народный банк Тувы»
|
«Программа 8,5»
- процентная ставка по кредиту для заемщика до 8,5% годовых; - размер кредита на инвестиционные цели от 3 млн руб. до 1 млрд руб.; - размер кредита на пополнение оборотных средств от 3 млн руб. до 100 млн руб.; - срок кредитного договора на инвестиционные цели до 10 лет |
3. Также большинство предприятий недостаточно проинформированы о комплексе мероприятий и мер поддержки, которые предоставляются для поддержки малого и среднего предпринимательства, об изменениях в налоговом законодательстве и т.д. Особенно низкий уровень информированности предпринимателей можно отметить в труднодоступных районах республики, где интернет работает медленно. Например, к таким районам можно отнести Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы республики.
Для устранения данной проблемы необходимо часто проводить выездную информационно-консультационную бригаду специалистов, состоящую из сотрудников налогового, пенсионного и иных ведомств для проведения разъяснительных и консультационных работ об изменениях в налоговом законодательстве и об актуальных мерах поддержки для представителей малого и среднего предпринимательства.
4. Кроме информационно-финансовых проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия республики, можно еще выделить острую проблему нехватки или даже полного отсутствия квалифицированных кадров в Республике Тыва для малого бизнеса, проблемы по продаже и продвижению своих товаров и услуг.
Проблема квалифицированного кадрового дефицита для сектора малого предпринимательства республики, которая сложилась не только в Республике Тыва, но и во всей России, требует системного рассмотрения вопросов управления обучением предпринимателей и персонала для МСП. Поэтому развитие сектора малого предпринимательства республики неразрывно связано с развитием бизнес-образования в регионе, совершенствованием информационного пространства Тувы.
Разрешение проблемы нехватки квалифицированных кадров в секторе малого и среднего предпринимательства необходимо начать с организации необходимых условий различных форм взаимодействия между работодателями и учебными заведениями республики. Ведь в данный период предпринимательский сектор вступает в фазу развития, когда основным фактором развития бизнеса выступает его высококвалифицированный персонал.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Республике Тыва, так и в Российской Федерации в целом напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
Таким образом, объективными ключевыми факторами, которые сдерживают развитие сектора малого предпринимательства в Республике Тыва, следует считать:
- отсутствие железнодорожного сообщения; слабое развитие авиамаршрутной сети;
- отсутствие развитой логистической инфраструктуры, межрайонных центров хранения, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции;
- зону рискованного земледелия из-за суровых природно-климатических условий;
- неустойчивое финансовое состояние сельхозпредприятий, низкую инвестиционную и инновационную активность в агарном секторе экономики.
Также следует отметить ряд таких негативных факторов, препятствующих развитию предпринимательства, как технологическая отсталость региона от других субъектов, низкая занятость в республике, высокая доля теневой экономики.
В силу природно-климатических условий традиционно преобладающей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, доля которого составляет 84% от общего объема продукции, производимой в сельском хозяйстве, поэтому легализация теневого рынка продуктов и сырья животноводства особенно важна для развития экономики республики.
Ооржак К. – Д. К. отмечает, что модернизацию экономики Республики Тыва нужно рассматривать с учетом ее этноэкономических факторов и основной упор сделать на развитие традиционных видов деятельности тувинцев, которая может дать мощный импульс развитию сельских территорий, выявит уникальные конкурентоспособные векторы развития производства этнопродукции для экспортной торговли, содействовать развитию предпринимательства в сфере этнотуризма [6] (Oorzhak, 2019).
На республиканском уровне управления важно стимулирование ведения законной безопасной предпринимательской деятельности путем проведения мероприятий и обучающих тренингов по повышению финансовой и юридической грамотности малых предприятий республики.
Заключение
Следовательно, можно прийти к выводу, что главным фактором, препятствующим развитию малого предпринимательства в республике, является проблема недостатка финансовых средств и трудность получения банковских кредитов для начинающих малых предприятий.
Для развития регионального малого предпринимательства необходимо проводить активные мероприятия по популяризации и поднятию престижа предпринимателя среди населения Тувы, в особенности среди молодежи республики, совершенствовать существующие и создавать новые объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, упростить процедуру регистрации, ведения бухгалтерской и финансовой отчетности, разработать новые программы кредитования для субъектов малого предпринимательства.
Источники:
2. Волкова И.А., Попова А.Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. – 2016. – № 4. – c. 1-9.
3. Горкуша О.А. Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне // Экономика. – 2007. – № 4-3. – c. 84-88.
4. Дзуцева Г.Н., Ибрагимова А.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах РФ // Проблемы науки. – 2016. – № 1(63). – c. 36-38.
5. Закон Республики Тыва от 07.07.2008 № 795 ред. от 20.01.2020 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/28709192 (дата обращения: 08.04.2021).
6. Ооржак К-Д. К. Этноэкономика Тувы: современное состояние и перспективы развития // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1759-1774. – doi: 10.18334/eo.9.3.40949 .
7. О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561626310 (дата обращения: 08.04.2021).
8. Об инфраструктуре поддержки предпринимательства в Республике Тыва. Mert.tuva.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/support/mfc (дата обращения: 08.04.2021).
9. О поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва. Smarteka.com. [Электронный ресурс]. URL: https://smarteka.com/solution/podderzka-malogo-i-srednego-predprinimatel-stva-v-respublike-tyva (дата обращения: 08.04.2021).
10. Постановление Правительства Республики Тыва от 27,10.2016 № 450 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы (с изменениями и дополнениями)». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/47801062 (дата обращения: 09.04.2021).
11. Постановление Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 № 597 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года». Консорциум Кодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446625826 (дата обращения: 09.04.2021).
12. Развитие малой авиации. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/07/18/reg-sibfo/v-tuve-nachali-vosstanovlivat-aviamarshrutnuiu-set-sovetskoj-pory.html (дата обращения: 08.04.2021).
13. Соян Ш.Ч., Мадон А.М. Статистический анализ малого бизнеса Республики Тыва // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2(32). – c. 683-687.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 12:20:50