Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в Республике Тыва

Оюн А.В.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать:
Оюн А.В. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в Республике Тыва // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 4. – С. 1375-1388. – doi: 10.18334/ce.15.4.112001.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838260
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается перечень особо острых проблем, препятствующих развитию сектора малого предпринимательства в Республике Тыва. Автор дает подробную систематизацию проблем, решение которых приведет к развитию малых форм хозяйствования на территории республики. При анализе основных проблем автор воспользовался методом SWOT-анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны региона при развитии малого предпринимательства, учет возможностей и потенциальных угроз дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Тыва. Делается вывод, что главные препятствия на пути развития малых предприятий носят в основном финансовый характер: недостаточность и трудность получение финансовой поддержки, трудности с получением банковских кредитов в связи с отсутствием залогового обеспечения у большинства малых предприятий республики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, ключевые проблемы, SWOT-анализ, развитие региона, Республика Тыва

JEL-классификация: M21, L26, R12



Введение

В настоящее время тема устойчивого развития регионального малого предпринимательства приобретает особую социально-экономическую значимость. Для оптимального ведения предпринимательской деятельности малыми предприятиями и успешного функционирования данного сектора экономики необходимы определенные благоприятные условия, обеспечивающие экономическую и социальную стабильность, открытость и равновесность рынка при обеспечении добросовестной конкуренции между всеми участниками рынка.

В статье Волкова И.А., Попова А.Ю. говорится, что исследования и мониторинг рынка позволили выявить ключевые проблемы и факторы, тормозящие развитие предпринимательского сектора. Региональные проблемы развития малых и средних предприятий имеют весомый аргумент, поэтому при разработке программ поддержки необходимо их учитывать. Это целый комплекс социально-экономических факторов, характеризующих территориально-отраслевую особенность, состояние платежеспособного спроса населения, человеческий капитал, уровень безработицы и природно-климатические условия территории [2] (Volkova, Popova, 2016).

Межрегиональная дифференциация субъектов Российской Федерации оказывает колоссальное воздействие на институциональное развитие малых предприятий. Наличие диспропорций обусловлено такими факторами, как уровень предпринимательской активности населения, благоприятный инвестиционный и бизнес-климат на территории субъекта, обеспеченность финансовыми ресурсами и человеческим капиталом и уровнем развитости рыночных отношений. Для устойчивого развития малых форм хозяйствования на региональном уровне необходимо предпринимать ряд мероприятий, адекватных современной ситуации, использовать программно-целевые технологии при планировании и управлении, а также большее внимание уделять определению оценки эффективности программ и проводимых мероприятий [4] (Dzuceva, Ibragimova, 2016).

Развитие сектора малого предпринимательства обусловлено отдельной спецификой развития региональной экономики Республики Тыва. Обеспечение местного населения рабочими местами, различные налоговые поступления в разные уровни бюджета, малые предприятия являются стабилизаторами социально-экономических процессов в регионе. Необходимо обратить внимание, что существует целый комплекс проблем, которые необходимо выделить, и принять своевременные меры для их устранения путем разработки новых, эффективных рекомендаций по проведению ряда необходимых мер по развитию малого предпринимательства в Республике Тыва.

Цель

Цель данного исследования – определить перечень основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства на территории Республики Тыва.

Научная новизна

Научная новизна исследования заключается в определении актуальных проблем развития малых предприятий на уровне региона с выделением роли малого предпринимательства как способа улучшения социально-экономического положения и инструмента развития экономики Республики Тыва. С использованием SWOT-анализа региона при исследовании выявлены основные угрозы и возможности, определены сильные и слабые стороны региона при развитии малого предпринимательства, учитывая все его особенности.

Гипотеза

Развитие малого предпринимательства в Республике Тыва осложнено наличием серьезных проблем, с устранением которых можно добиться прорывного роста сектора малого предпринимательства в регионе.

Основная часть

На сегодняшний день основные усилия государства и бизнеса направлены в сторону сглаживания негативных тенденций в социально-экономической сфере российского общества. Правительство Российской Федерации все больше внимания и усилий направляет на проведение эффективной и перспективной инвестиционной политики и развитие малого предпринимательства в регионах.

Как отмечается, почти во всех субъектах разработаны собственные программы развития предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего бизнеса [3, с. 86] (Gorkusha, 2007, р. 86).

Республика Тыва (Тува) является одним из субъектов Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа. В соответствии с разнообразием природных условий и естественных ресурсов по характеру экономического развития и транспортных связей республику можно подразделить на четыре части: центральную, западную, южную и восточную. С позиции природных условий географическое расположение Тувы выгодное.

Малое и среднее предпринимательство в республике, будучи одним из основных видов экономической деятельности, сформировалось 25 лет назад и является одним из главных секторов экономики региона [11].

Для малого предпринимательства в Республике Тыва в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, государственным курсом на построение цифровой экономики в России. Для ускорения процессов социально-экономического развития региона необходимо преодолеть фактор низкой плотности предпринимательской деятельности, расширить возможности для онлайн-коммуникаций, создать условия для сотрудничества между всеми субъектами экономической, технологической, социальной и культурной жизни. А ключевым фактором, интегрирующим данное взаимодействие, является малое предпринимательство.

Особенностью сферы малого и среднего предпринимательства Республики Тыва, как отмечают Соян Ш.Ч., Мадон А.М., является такой фактор, что четверть трудоспособного населения республики, которое занято на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица. Также исследователи подчеркнули, что в условиях высокой дотационности бюджета республики, слабого развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, высокого уровня безработицы выход из сложившейся ситуации видится в развитии сектора малого и среднего предпринимательства республики [13] (Soyan, Madon, 2017).

Говоря о развитии и совершенствовании данного сектора экономики, важно констатировать тот факт, что развитие малого предпринимательства осложнено наличием ряда проблем, которые значительно тормозят их прорыв в развитии. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Республике Тыва, так и в Российской Федерации в целом напрямую зависят от решения перечисленных проблем, отраженных в таблице 1.

Таблица 1 Систематизация проблем развития малого предпринимательства

Организационные
Правовые
Материально-техническое обеспечение
Финансовые
Информационные
Рыночные
Проблемы инфраструктуры
поддержки
Региональные проблемы развития МП в РТ
Трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия
Нестабильность законодательства в сфере МСП
Нехватка производственных помещений и оборудования
Недостаточность начального капитала и оборотных средств МП
Отсутствие полных и достоверных сведений о предпринимательской деятельности на территории региона
Низкий платежеспособный спрос населения
Разрозненность действий инфраструктуры поддержки МП
Ограниченная транспортная инфраструктура республики
Лицензирование и сертификация
Недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав
Высокая стоимость аренды помещений
Ограниченность реального доступа к банковским кредитным ресурсам
Низкий уровень осведомленности и понимания СМП действующей государственной политики в области бизнеса
Ужесточение конкуренции среди предприятий МП
Слабая финансово-кредитная поддержка МП
Отсутствие развитой логистической инфраструктуры
Трудности с открытием счета в банке
Нарушение прав предпринимателей со стороны регулирующих органов
Высокие цены на сырье, комплектующие изделия
Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчетности
Трудности с доступом к коммерческой информации
Проблемы продвижения товаров и услуг на рынке
Несовершенство имущественной поддержки МП
попадание республики в зону рискованного земледелия из-за суровых природно-климатических условий
Требования и проверки со стороны регулирующих органов

Проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для МП

Трудности с доступом к информации государственных и муниципальных органов власти
Низкая конкурентоспособность производимой МП продукции
Неразвитость системы информационной поддержки МП
неустойчивое финансовое состояние сельхозпредприятий, низкую инвестиционную и инновационную активность в аграрном секторе экономики.
Трудности с оформлением прав на земельные участки

Высокие цены на энергоресурсы

Слабая правовая и финансовая грамотность в предпринимательской среде
Нечестная конкуренция со стороны теневого рынка
Неразвитая инфраструктура предпринимательства в целом

Объективными ключевыми факторами, которые сдерживают развитие сектора малого предпринимательства в Республике Тыва, следует считать:

- ограниченную транспортную инфраструктуру республики, а именно: отсутствие железнодорожного сообщения, слабое развитие авиамаршрутной сети. На решение проблем транспортной инфраструктуры республики в 2019 г. в рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Тувы» было выделено 70,1 млн рублей из республиканского бюджета. Как информирует Минтранс республики, в ближайшие годы количество линий будет доведено до 25, в том числе во все города Сибири, также в ведомстве в дальнейшем не исключают возможности выхода на международное сообщение с городами Улаангом и Улан-Батор. В полном объеме новую маршрутную сеть в Республике Тыва планируется запустить к 2024 году [12];

- отсутствие развитой логистической инфраструктуры, межрайонных центров хранения, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции. Создание новых рабочих мест СМСП в сельской местности республики будет способствовать развитию логистической инфраструктуры, межрайонных центров хранения, переработки и распределения продукции малых предприятий, созданию не менее 3 новых кооперативов с приемными пунктами в Барун-Хемчикском, Сут-Хольском, Монгун-Тайгинском районах [7];

- попадание республики в зону рискованного земледелия из-за суровых природно-климатических условий;

- неустойчивое финансовое состояние сельхозпредприятий, низкую инвестиционную и инновационную активность в агарном секторе экономики. Для решения задач по улучшению состояния производителей сельскохозяйственной продукции требуется принятие необходимых мер по поддержке малых форм хозяйствования в республике [6] (Oorzhak, 2019).

Для получения ясной оценки исследования проблем и угроз развития малого предпринимательства в республике можно использовать SWOT-анализ, который представляет собой метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

Таблица 2

Условия и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (SWOT-анализ) [11]

S (сильные стороны)
O (возможности)
- приграничное географическое месторасположение;
- молодое население (средний возраст 29,3 лет);
- уникальные природные ландшафты;
- наличие свободных ниш на рынке (в т.ч. в сфере обрабатывающих производств);
- развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- накопленный опыт государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- достаточный ресурс рабочей силы; конкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции и услуг (экологически чистые продукты)
- вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферы деятельности крупных российских компаний;
- кооперация субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной образовательной и исследовательской площадки на базе образовательных организаций среднего образования в Республике Тыва;
- большой спрос населения на предоставление социальных услуг;
- имеются свободные ниши для ведения предпринимательской деятельности;
- отсутствие конкуренции в некоторых сферах;
- развитие туристического потенциала
W (слабые стороны)
T (угрозы)
- дефицит квалифицированных специалистов в отдельных отраслях, в том числе управленческих;
- низкий уровень развития социально- культурных секторов экономики (социальное предпринимательство, культура, туризм); высокая степень износа материально-технической базы;
- транспортная изолированность;
- недостаточная реализация инновационного потенциала;
- недостаточный уровень распространенности информации о регионе как месте с благоприятным для ведения бизнеса климатом;
- невысокая покупательная способность населения региона
- негативные изменения макроэкономической конъюнктуры;
- сильная зависимость субъектов малого и среднего предпринимательства от изменений фискальной политики;
- высокий уровень финансовой нагрузки и издержек на арендную плату и содержание недвижимости
1. Анализ ежегодно публикуемых социологических исследований по изучению проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, показывает, что основными и одними из главных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, являются труднодоступность получения банковских кредитов и высокие проценты ставки по ним. Получение заемных средств для субъектов малого предпринимательства является жизненно необходимым, поскольку дальнейшее расширение и развитие своего дела требует немалых денежных средств, которых не имеется у субъектов малого предпринимательства.

Таблица 3

Программы кредитно-гарантийной поддержки субъектов предпринимательства в Республике Тыва [8]

Наименование организации
Предоставляемые услуги (программа кредитной поддержки)
Микрокредитная компания ФПП РТ
- выдача целевых займов для бизнеса до 3 млн руб. по ставке 6–12% годовых, до 3 лет;
- гарантированная процентная ставка по всей Туве;
- отсутствие затрат на страхование;
- возможность подачи документов в офисе МФЦ
Кызылское отделение ПАО «Сбербанк»
«Программа 8,5»
- процентная ставка по кредиту для заемщика до 8,5% годовых;
- размер кредита на инвестиционные цели от 3 млн руб. до 1 млрд руб.;
- размер кредита на пополнение оборотных средств от 3 млн руб. до 100 млн руб.;
- срок кредитного договора на инвестиционные цели до 10 лет;
- срок кредитного договора на пополнение оборотных средств до 3 лет
Тувинский региональный филиал АО «Россельхозбанк»
Программа Корпорации МСП
- льготное фондирование Банков под поручительство Корпорации МСП при кредитовании заемщиков отдельных отраслей по ставкам не более 10,6% годовых для малого бизнеса.
- льготное кредитование агропромышленного комплекса;
- кредитование сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции по ставке не более 5% годовых
АО «Народный банк Тувы»
«Программа 8,5»
- процентная ставка по кредиту для заемщика до 8,5% годовых;
- размер кредита на инвестиционные цели от 3 млн руб. до 1 млрд руб.;
- размер кредита на пополнение оборотных средств от 3 млн руб. до 100 млн руб.;
- срок кредитного договора на инвестиционные цели до 10 лет
2. Не менее важными проблемами, с которыми сталкиваются малые предприятия, являются высокая налоговая нагрузка и высокие социальные отчисления, с которыми большинство предпринимателей не справляются. Исходя из сложившейся ситуации, Министерство экономики РТ совместно с Министерством финансов РТ рекомендовали понизить налоговые ставки по УСН для субъектов малого и среднего предпринимательства республики. Законом Республики Тыва от 09.04.2020 г. «Об особенностях применения упрощенной и патентной систем налогообложения в РТ» предусмотрено снижение на 2020 год налоговых ставок по УСН – по объекту налогообложения «Доходы» – с 6% до 1%, по объекту «Доходы, уменьшенные на величину расходов» с 15% до 5% для всех субъектов предпринимательства региона. Поэтому данные принятые меры снизят размер налоговых отчислений для более 2500 хозяйствующих субъектов [9].

3. Также большинство предприятий недостаточно проинформированы о комплексе мероприятий и мер поддержки, которые предоставляются для поддержки малого и среднего предпринимательства, об изменениях в налоговом законодательстве и т.д. Особенно низкий уровень информированности предпринимателей можно отметить в труднодоступных районах республики, где интернет работает медленно. Например, к таким районам можно отнести Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы республики.

Для устранения данной проблемы необходимо часто проводить выездную информационно-консультационную бригаду специалистов, состоящую из сотрудников налогового, пенсионного и иных ведомств для проведения разъяснительных и консультационных работ об изменениях в налоговом законодательстве и об актуальных мерах поддержки для представителей малого и среднего предпринимательства.

4. Кроме информационно-финансовых проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия республики, можно еще выделить острую проблему нехватки или даже полного отсутствия квалифицированных кадров в Республике Тыва для малого бизнеса, проблемы по продаже и продвижению своих товаров и услуг.

Проблема квалифицированного кадрового дефицита для сектора малого предпринимательства республики, которая сложилась не только в Республике Тыва, но и во всей России, требует системного рассмотрения вопросов управления обучением предпринимателей и персонала для МСП. Поэтому развитие сектора малого предпринимательства республики неразрывно связано с развитием бизнес-образования в регионе, совершенствованием информационного пространства Тувы.

Разрешение проблемы нехватки квалифицированных кадров в секторе малого и среднего предпринимательства необходимо начать с организации необходимых условий различных форм взаимодействия между работодателями и учебными заведениями республики. Ведь в данный период предпринимательский сектор вступает в фазу развития, когда основным фактором развития бизнеса выступает его высококвалифицированный персонал.

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Республике Тыва, так и в Российской Федерации в целом напрямую зависят от решения перечисленных проблем.

Таким образом, объективными ключевыми факторами, которые сдерживают развитие сектора малого предпринимательства в Республике Тыва, следует считать:

- отсутствие железнодорожного сообщения; слабое развитие авиамаршрутной сети;

- отсутствие развитой логистической инфраструктуры, межрайонных центров хранения, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции;

- зону рискованного земледелия из-за суровых природно-климатических условий;

- неустойчивое финансовое состояние сельхозпредприятий, низкую инвестиционную и инновационную активность в агарном секторе экономики.

Также следует отметить ряд таких негативных факторов, препятствующих развитию предпринимательства, как технологическая отсталость региона от других субъектов, низкая занятость в республике, высокая доля теневой экономики.

В силу природно-климатических условий традиционно преобладающей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, доля которого составляет 84% от общего объема продукции, производимой в сельском хозяйстве, поэтому легализация теневого рынка продуктов и сырья животноводства особенно важна для развития экономики республики.

Ооржак К. – Д. К. отмечает, что модернизацию экономики Республики Тыва нужно рассматривать с учетом ее этноэкономических факторов и основной упор сделать на развитие традиционных видов деятельности тувинцев, которая может дать мощный импульс развитию сельских территорий, выявит уникальные конкурентоспособные векторы развития производства этнопродукции для экспортной торговли, содействовать развитию предпринимательства в сфере этнотуризма [6] (Oorzhak, 2019).

На республиканском уровне управления важно стимулирование ведения законной безопасной предпринимательской деятельности путем проведения мероприятий и обучающих тренингов по повышению финансовой и юридической грамотности малых предприятий республики.

Заключение

Следовательно, можно прийти к выводу, что главным фактором, препятствующим развитию малого предпринимательства в республике, является проблема недостатка финансовых средств и трудность получения банковских кредитов для начинающих малых предприятий.

Для развития регионального малого предпринимательства необходимо проводить активные мероприятия по популяризации и поднятию престижа предпринимателя среди населения Тувы, в особенности среди молодежи республики, совершенствовать существующие и создавать новые объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, упростить процедуру регистрации, ведения бухгалтерской и финансовой отчетности, разработать новые программы кредитования для субъектов малого предпринимательства.


Источники:

1. Асаул А.Н., Донгак Б.А. Приоритетные направления кластерной организации предпринимательской деятельности Республики Тыва // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-2. – c. 377-382.
2. Волкова И.А., Попова А.Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. – 2016. – № 4. – c. 1-9.
3. Горкуша О.А. Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне // Экономика. – 2007. – № 4-3. – c. 84-88.
4. Дзуцева Г.Н., Ибрагимова А.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах РФ // Проблемы науки. – 2016. – № 1(63). – c. 36-38.
5. Закон Республики Тыва от 07.07.2008 № 795 ред. от 20.01.2020 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/28709192 (дата обращения: 08.04.2021).
6. Ооржак К-Д. К. Этноэкономика Тувы: современное состояние и перспективы развития // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1759-1774. – doi: 10.18334/eo.9.3.40949 .
7. О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561626310 (дата обращения: 08.04.2021).
8. Об инфраструктуре поддержки предпринимательства в Республике Тыва. Mert.tuva.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/support/mfc (дата обращения: 08.04.2021).
9. О поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва. Smarteka.com. [Электронный ресурс]. URL: https://smarteka.com/solution/podderzka-malogo-i-srednego-predprinimatel-stva-v-respublike-tyva (дата обращения: 08.04.2021).
10. Постановление Правительства Республики Тыва от 27,10.2016 № 450 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы (с изменениями и дополнениями)». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/47801062 (дата обращения: 09.04.2021).
11. Постановление Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 № 597 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года». Консорциум Кодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446625826 (дата обращения: 09.04.2021).
12. Развитие малой авиации. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/07/18/reg-sibfo/v-tuve-nachali-vosstanovlivat-aviamarshrutnuiu-set-sovetskoj-pory.html (дата обращения: 08.04.2021).
13. Соян Ш.Ч., Мадон А.М. Статистический анализ малого бизнеса Республики Тыва // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2(32). – c. 683-687.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:58:05