Проблемы анализа активности пользователей социальной сети Вконтакте

Луценко Т.Д.1, Ефимова Е.В1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Луценко Т.Д., Ефимова Е.В Проблемы анализа активности пользователей социальной сети Вконтакте // Информатизация в цифровой экономике. – 2020. – Том 1. – № 2. – С. 75-82. – doi: 10.18334/ide.1.2.113361.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47974325

Аннотация:
На сегодняшнее время анализ социальных сетей находится на пике популярности благодаря ежегодно увеличивающемуся количеству новых пользователей социальных сетей. Немаловажным фактом является и использование социальных сетей предпринимателями для реализации своих товаров и услуг взамен классическим торговым площадкам. Данная статья посвящена проблемам использования сервисов анализа активности пользователей в социальных сетях в маркетинговых агентствах. Кроме того, разработан сервис, который удовлетворит потребности SMM-специалиста в оптимизации его рабочего процесса и позволит маркетинговым агентствам снизить финансовые затраты на оплату платных сервисов анализа социальных групп.

Ключевые слова: социальные сети, анализ социальных сетей, веб-сервисы, smm, маркетинг, сбор статистики

JEL-классификация: M31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На сегодняшний день анализ социальных сетей находится на пике популярности благодаря ежегодно увеличивающемуся количеству новых пользователей.

Немаловажным фактом является и использование социальных сетей предпринимателями для реализации своих товаров и услуг взамен классическим торговым площадкам (веб-сайты, интернет-магазины, агрегаторы ozon.ru, Яндекс.Маркет и др.) [8] (Efimova, Efimov, 2014).

Благодаря социальным сетям предприниматели могут привлекать новых партнеров, спонсоров и выстраивать положительную репутацию HR-бренда компании, смотря на который, потенциальные соискатели захотят работать в ней. По данным исследования Altimeter Group, в которую входило более двух тысяч маркетологов, и представителей ведущих брендов в своей отрасли, 70% отметили, что внедрение социальных сетей оказалось экономически целесообразно. Помимо этого, выяснилось, что 25% опрошенных используют социальные сети для решения большего спектра задач, так как другие, в свою очередь, используют их только как канал для привлечения новых клиентов [6].

Четверть опрошенных респондентов, которые используют социальные сети для большего спектра задач, выделили 2 ключевых фактора, которых они придерживаются в своей работе.

Эффективное введение социальных сетей может использоваться не только в целях решения бизнес-задач. Активная деятельность в социальных сетях способствовала повышению эффективности других каналов коммуникации благодаря взаимодействию с целевой аудиторией в режиме реального времени. Также компании использовали социальные сети для коммуникации и поддержки персонала, особенно это выразилось в период пандемии, когда множество интернет-площадок внедрили сервисы, позволяющие в максимально короткий срок получить достоверную информацию по текущей эпидемиологической ситуации [2] (Gubanov et al., 2010).

Социальные сети повлияли на трансформацию бизнеса. Это проявляется в различных видах, например, чтобы начать бизнес, не нужно иметь сайт, размещаться на различных маркетплейсах и рекламных сервисах, достаточно иметь профиль в социальной сети, что позволит получать начальную прибыль при минимальных затратах. Другим видом трансформации является использование профиля социальной сети как основного канала коммуникации с клиентами, а интернет-магазин и другие инструменты используются лишь для его поддержки. Такая трансформация встречается довольно часто, но стоит помнить, что владелец бизнеса не является собственником страницы в соцсети. [1] (Timonin, 2015).

Также были выделены основные преимущества использования социальных сетей в бизнесе:

1) чем больше активность и присутствие бренда в различных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», Instagram, Youtube и пр.), тем больше вероятность выдачи, что пользователь, используя поисковые сервисы, попадет именно на вашу компанию;

2) социальными сетям пользуются не только ваши клиенты, но и потенциальные, используя грамотную коммуникацию через социальные сети, можно привлечь новых клиентов;

3) бизнес может вести прямое общение с клиентами, проводя различные онлайн-мероприятия (прямые эфиры) и получать ценную обратную связь, которая позволит улучшить предоставляемый сервис или товары;

4) грамотное ведение социальных сетей, а именно проведение различных конкурсов, розыгрышей и челленджей, может привести к тому, что сами клиенты будут создавать вам бесплатный рекламный контент;

5) ведение социальных сетей обходится в разы менее затратно с временной и экономической точки зрения, чем продвижение сайта через контекстную или директ-рекламу.

Вследствие чего социальные сети становятся источником огромного количества уникальной информации о пользовательской активности, которую могут использовать маркетинговые компании в процессе свой деятельности [7].

В процессе своей работы SMM-специалисты маркетинговых агентств регулярно обращаются к различным сторонним средствам сбора и анализа информации о социальных группах их клиентов, а также анализируют успешность ведения социальных сетей конкурентов клиентов.

Собранная статистика необходима SMM-специалистам для составления ежемесячных отчетов и отслеживания эффективности проведения маркетинговой компании.

Помимо этого, стоит не забывать о немаловажных факторах при сборе и анализе данных пользователей социальных сетей, таких как спам и фейковые аккаунты, проблемы, возникающие с соблюдением законности сбора, обработки и хранения персональных данных, а также частые обновления функционала платформ социальных сетей.

Все вышеперечисленные факторы требует отслеживать изменения в законодательстве и в функциональных изменениях социальных сетей для совершенствования алгоритмов сбора и аналитики данных.

На данный момент на рынке представлены следящие инструменты анализа социальных сетей (табл. 1) [4].

Таблица 1

Инструменты анализа социальных сетей

Продукт
Стоимость
Возможности
Popsters
от 399 руб./месяц за одну социальную сеть
1. Отчеты и аналитика (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Google+, Twitter, Pinterest)
2. Анализ конкурентов
Locowise
от 695 $ в месяц
1. Отчеты и аналитика (Facebook, Instagram, Twitter, Linkedin)
2. Планирование публикаций
3. Анализ конкурентов
StarComment
Тарифы:
· Старт (2 задания) – 290 рублей.
· Стартап (10 заданий) – 690 рублей.
· Компания (30 заданий) – 1900 рублей
1. Отслеживание упоминаний бренда («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google+, Twitter)
2. Фильтры, по ключевым словам
LiveDune
Тарифы:
Блогер – 300 руб. в месяц
Бизнес – 2000 руб. в месяц
Агентство – 9900 руб. в месяц
1. Отчеты и аналитика («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google+, Twitter, Pinterest)
2. Отслеживание упоминаний бренда
FeedSpy
От 4.95 $ в месяц за одну социальную сеть
1. Отчеты и аналитика («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google+, Twitter, Pinterest)
2. Отслеживание упоминаний бренда
3. Фильтры по ключевым словам
Проведя анализ работы агентств со схожей спецификой работы, становится очевидным, что программное обеспечение для анализа социальных сетей, разрабатываемое в основном зарубежными компаниями, не в полной мере соответствует специфике, финансовым возможностям, принципам функционирования и нуждам российских маркетинговых компаний.

Вследствие чего становится актуальной разработка сервиса, который удовлетворит потребности SMM-специалиста в оптимизации его рабочего процесса и позволит маркетинговым агентствам снизить финансовые затраты на оплату платных сервисов анализа социальных групп [5].

При разработке сервиса следует учесть следующие проблемы [1] (Timonin, 2015):

1. Отсутствие четкой структурированности данных, так как не всю информацию о пользовательской активности можно будет получить через API социальных сетей, что потребует получать статичные копии html-страниц и проводить последующий их анализ для получения полного перечня необходимой информации.

2. Учитывать ограничения по доступу и блокировки частых запросов на сбор данных о пользователях и сообществах социальных сетей, это происходит за счет того, что владельцы социальных сетей вводят ограничения на допустимое количество запросов от одного пользователя или ip-адреса с целью ограничения повышенной нагрузки на инфраструктуру платформы социальных сетей.

3. Приватность и соблюдение правомерности сбора, анализа и хранения полученной информации, зачастую информация может быть получена авторизованным пользователем на платформе, что, в свою очередь, требует дополнительных усилий по поддержке эмуляции пользовательской сессии с помощью учетных аккаунтов конкретной платформы.

Вышеперечисленные проблемы накладывают определенные требования на функционал и интерфейс сервиса. Сервис должен иметь удобный и понятный пользовательский интерфейс, так как его в своей работе может использовать не только специалист в сфере ведения социальных сетей, но и рядовой пользователь. На рисунке 1 продемонстрирован прототип интерфейса сервиса.

Рисунок 1. Прототип интерфейса

Помимо этого, сервис должен иметь разнообразный набор фильтрации и поиска информации по социальным группам, а также сохранять проанализированную информацию с последующим онлайн-доступом к ней и экспортировать ее в удобном для восприятия информации формате.

На рисунке 2 продемонстрирован прототип страницы, на которой выгружается сохраненная информация о ранее проведенных анализах социальной активности пользователей.

Рисунок 2. Просмотр сохраненной статистики

В современных реалиях социальные сети перестали быть просто каналом продаж. Благодаря тому, какое место в жизни рядового пользователя занимают социальные сети, они могут влиять на множество факторов в работе вашего бизнеса или даже быть основой вашего бренда [3].

Из этого следуют актуальность совершенствования методов анализа пользовательской активности социальных сетей, которые позволят бизнесу более тонко реагировать на обратную связь с аудиторией и совершенствовать свои товары и услуги.


Источники:

1. Тимонин А.Ю. Разработка социального профиля на основе имеющихся инструментальных средств // Новые информационные технологии и системы: сб. науч. ст. XII Междунар. науч.-техн. конф. Пенза, 2015. – c. 221-224.
2. Губанов Д.А. и др. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. / Учебное пособие. - М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. – 228 c.
3. Big Data Jobs will be Plentiful. Computer.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.computer.org/portal/web/buildyourcareer/Big-Data-Jobs-will-be-Plentiful (дата обращения: 27.01.2021).
4. 12 инструментов для мониторинга и аналитики социальных медиа. Test.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://test.ru/tools/tools-monitoring-and-analysis-of-social-media (дата обращения: 27.01.2021).
5. Технологии использования Big Data. En.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Big_data (дата обращения: 01.02.2021).
6. Исследование Hootsuite and Altimeter Group. Hootsuite.com. [Электронный ресурс]. URL: https://hootsuite.com/resources/social-transformation-report (дата обращения: 02.02.2021).
7. Перечень сервисов анализа социальной активности. En.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Social_network_analysis_software (дата обращения: 05.02.2021).
8. Ефимова Е.В., Ефимов Е.Н. Модели и технологии сетевых электронных бизнес-отношений. / Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-полиграфический комплекс РГЭУ(РИНХ), 2014. – 198 c.

Страница обновлена: 01.02.2024 в 11:14:21