Новые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Зинич Л.В. Новые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 12. – doi: 10.18334/et.11.12.122144.
Введение
Современный рынок труда сталкивается с рядом значительных вызовов, связанных с быстро меняющимися экономическими, социальными и технологическими условиями. Технологическая революция, цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект оказывают огромное влияние на спрос и предложение рабочей силы, создавая как новые возможности, так и угрозы для устойчивости рынка труда. В то же время, глобализация экономики, изменения в структурах потребления и производства, а также демографические тенденции создают дополнительные сложности для эффективного функционирования рынка труда [1, 2].
В России существует широкий круг учёных, которые занимаются исследованиями в области подготовки кадров для рынка труда, выявления потребностей в профессиональных навыках, а также развития системы образования и трудовых ресурсов в условиях современных экономических и социальных изменений. Вопросы оценки, формирования и развития рынка труда рассмотрены в работах отечественных ученых, таких как Киселева Н.И., Рязанцева М.В., Калугина О.А. [3], Кондратьев И.С. [4], Домнышев А.В., Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. [5], Леонтьева И.А., Плешков К.В. [6], Спиридонов А.Ю. [7]. Несмотря на достаточное количество научных работ, посвящённых проблемам формирования рынка труда, новые реалии требуют пересмотра существующих подходов с учётом цифровизации, изменений в природе труда и воздействия глобальных экономических и социальных факторов.
В связи с чем целью исследования является разработка новых подходов к устранению дисбаланса на рынке труда с учётом влияния цифровизации, изменений в природе труда и глобальных экономических и социальных изменений, а также выработка рекомендаций по адаптации образовательных и кадровых стратегий в условиях этих трансформаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что ключевые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда учитывают современные вызовы экономики, технологические изменения и тенденции на рынке труда.
Основная часть
На сегодняшний день существует ряд противоречий между потребностями рынка труда в специалистах определённых профессий и процессом переподготовки кадров, который отвечает запросам региональной экономики. Сокращение объёмов производства и услуг, а также структурные изменения в спросе на профессии и специальности привели к дисбалансу между рынком образовательных услуг и рынком труда. Эти противоречия имеют в значительной степени объективный характер, поскольку для внедрения новых специальностей (профессий) требуется определённое время, в то время как образовательные учреждения вынуждены учитывать текущие образовательные запросы своих абитуриентов.
Противоречия между потребностями рынка труда и другими аспектами социальной и экономической структуры часто возникают из-за динамичности изменений в экономике, технологий, образования и кадровой политики. Некоторые ключевые противоречия включают:
1. Противоречие между спросом и предложением на рынке труда. Современные изменения в технологиях, автоматизация и цифровизация требуют специалистов с новыми навыками и компетенциями, таких как искусственный интеллект, аналитика данных, кибербезопасность и т.д. В то же время образовательные учреждения не всегда успевают адаптировать свои программы и курсы для удовлетворения новых требований рынка труда. Множество специалистов, обученных по традиционным программам, оказываются не востребованы или недостаточно квалифицированы для новых технологий.
2. Противоречие между краткосрочными и долгосрочными потребностями рынка труда. Компании часто испытывают нехватку специалистов в области определённых технологий или профессиональных навыков, которые требуют быстрого освоения и обучения. Одновременно с этим образовательные учреждения планируют подготовку кадров на более длительный срок, что не всегда соответствует изменяющимся потребностям рынка. Для создания новых образовательных программ требуется время, в то время как спрос на специалистов с актуальными компетенциями уже существует.
3. Противоречие между гибкостью и стабильностью образовательных систем. Современные изменения на рынке труда требуют от образовательных учреждений гибкости в адаптации учебных планов, что позволит быстро реагировать на запросы бизнеса и новых технологий. Однако образовательная система по своей природе менее гибка, так как требует времени на обновление программ, подготовку преподавателей и организацию новых направлений подготовки. Вследствие этого образовательные учреждения не всегда могут оперативно перенастроиться под требования рынка.
4. Противоречие между региональными и глобальными потребностями. В некоторых регионах страны сохраняется спрос на традиционные профессии (например, сельское хозяйство, производство), которые не всегда соответствуют глобальным тенденциям. В то время как на глобальном уровне активно развивается спрос на высококвалифицированных специалистов в таких областях, как IT, искусственный интеллект и экология, регионы могут столкнуться с нехваткой кадров, обученных по этим направлениям. Это приводит к трудностям в переквалификации специалистов в регионах, где нет должной инфраструктуры или учебных заведений для обучения новым профессиям.
5. Противоречие между необходимостью перераспределения рабочей силы и трудовой мобильностью. Из-за структурных изменений в экономике многие отрасли и профессии теряют актуальность (например, в связи с автоматизацией или закрытием предприятий), что требует перенаправления рабочей силы в новые секторы экономики. Однако многие работники не готовы или не могут изменить свою профессиональную деятельность или переехать в другой регион для обучения новым профессиям. Это приводит к дефициту кадров в развивающихся секторах и одновременно к избыточному количеству специалистов в убывающих отраслях.
6. Противоречие между гибкостью занятости и защитой прав работников. Развитие удалённой работы, фриланса и временных контрактов изменяет рынок труда, что требует от работников способности быстро адаптироваться и менять профессию или место работы. В то же время гибкость занятости может приводить к снижению социальной защиты, стабильности и трудовых прав, что вызывает социальные напряжения и протесты работников, особенно в условиях кризисов или экономических потрясений.
7. Противоречие между качеством образования и потребностями работодателей. Образовательные учреждения стремятся предоставить базовое и всестороннее образование, которое не всегда акцентируется на специфических требованиях рынка труда. Работодатели же часто требуют узкоспециализированных знаний и навыков, таких как программирование, маркетинг в условиях цифровой экономики, или специфические технические умения, которые образовательные учреждения не всегда могут оперативно интегрировать в свои учебные программы.
8. Противоречие между инновационными профессиями и традиционными профессиями. Появление новых профессий, связанных с развитием высоких технологий и устойчивым развитием, таких как специалисты по данным, кибербезопасности, экологические консультанты, требует переподготовки и пересмотра карьерных траекторий [8, 9]. В то же время остаются востребованными традиционные профессии, такие как учителя, врачи, инженеры и строители, что создаёт конкуренцию за ресурсы (финансирование образования, время преподавателей) и затрудняет балансировку образовательных программ.
Противоречия между потребностями рынка труда и другими аспектами социальной и экономической структуры создают значительные вызовы для формирования эффективной кадровой политики, образовательных программ и регулирования трудовых отношений.
Наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, обусловленный несоответствием потребности работодателей в кадрах и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, представленной на рынке труда, в том числе по уровням профессионального образования работников (рисунок 1).
Рисунок 1 – Дисбаланс на рынке труда в 2014 г.
Источник: составлено автором по [2, 11].
В 2014 году российская экономика не обеспечивалась достаточным количеством выпускников по ключевым специальностям из-за дисбаланса между системой образования и потребностями рынка труда. Это обусловлено недостаточной адаптацией образовательных программ к новым технологиям и отраслям, а также низким интересом к некоторым востребованным профессиям.
В 2023 году наблюдается также отмечается дисбаланс, но уже наблюдается избыточность выпускников (рисунок 2).
Рисунок 2 – Дисбаланс на рынке труда в 2023 г.
Источник: составлено автором по [10].
Избыточность выпускников перед потребностями экономики в 2023 году обусловлена рядом факторов, таких как несоответствие образовательных программ запросам рынка труда, наличие избытка специалистов в традиционных профессиях, низкая адаптация системы образования к цифровизации и технологическим изменениям, а также демографические и миграционные процессы.
Для устранения дисбаланса на рынке труда, который может проявляться в недостатке или избытке работников определённых профессий, а также в несоответствии квалификации работников требованиям работодателей, требуется внедрение новых подходов, которые учитывают современные вызовы экономики, технологические изменения и тенденции на рынке труда. Важнейшей задачей является создание системы, способной оперативно адаптироваться к изменениям и обеспечивать баланс между спросом и предложением рабочей силы. Ключевые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда:
1. Гибкость образовательных программ и переподготовка кадров.
Одним из основных факторов дисбаланса на рынке труда является несоответствие между квалификацией работников и требованиями работодателей. Современные технологии играют ключевую роль в трансформации рынка труда. Цифровизация рабочих процессов, внедрение автоматизации, искусственного интеллекта и машинного обучения требуют пересмотра многих аспектов трудовой деятельности. Для решения этой проблемы необходимо повышать гибкость системы образования и обеспечивать возможность для работников своевременно адаптировать свои знания и навыки, путем создания образовательных программ, которые могут быть адаптированы под меняющиеся потребности рынка. Это могут быть курсы повышения квалификации, сертификационные программы или краткосрочные модули, которые позволяют специалистам быстро осваивать новые навыки и оставаться востребованными на рынке. Государственные и частные инициативы по переподготовке могут включать субсидирование обучения, стажировки и программы сотрудничества между университетами и предприятиями для обеспечения практической подготовки работников, которые оказываются в группе риска из-за устаревших профессий или технологий.
2. Партнёрство между работодателями, образовательными учреждениями и государством.
Необходимость сотрудничества всех участников рынка труда, включая работодателей, образовательные учреждения и государственные органы, для разработки и внедрения образовательных программ, соответствующих актуальным требованиям [12]. Постоянное мониторинг и анализ потребностей в профессиях и навыках, который должен быть основой для разработки учебных планов и образовательных программ. Это позволяет избежать дисбаланса между подготовкой специалистов и реальными требованиями предприятий. Система дуального образования, где студенты обучаются как в учебных заведениях, так и на предприятиях, помогает сократить разрыв между теорией и практикой, а также улучшить адаптацию молодых специалистов к реальным условиям труда.
3. Мобилизация и перемещение рабочей силы.
Дисбаланс на рынке труда может возникать не только из-за нехватки или избытка специалистов в разных областях, но и в разных регионах [13, 14]. Например, в некоторых регионах может быть высокий уровень безработицы, в то время как в других наблюдается дефицит рабочих. Разработка программ, которые способствуют перемещению рабочей силы в регионы с дефицитом кадров, например, через субсидии на переезд или создание новых рабочих мест в сельской местности. Снижение барьеров для мобильности рабочей силы через улучшение транспортной и социальной инфраструктуры, создание условий для временной или постоянной работы в разных регионах.
4. Поддержка гибких форм занятости.
Гибкие формы занятости могут помочь решить проблемы с несоответствием предложения рабочей силы спросу, особенно в условиях экономической неопределенности и изменяющегося характера трудовых отношений. Введение льгот и налоговых стимулов для тех, кто работает на условиях частичной занятости или в качестве фрилансеров, позволяет работникам гибко сочетать различные виды трудовой деятельности и работодателям легче адаптировать персонал под изменяющиеся потребности. Условия для удаленной работы или работа по гибкому графику позволяют снижать нагрузку на традиционные рабочие места и поддерживать баланс на рынке труда, предоставляя работникам возможность работать в тех местах и в тех условиях, которые для них более удобны.
5. Развитие технологий и платформ для трудоустройства.
Важным инструментом для устранения дисбаланса на рынке труда является развитие цифровых платформ и технологий, которые помогают оптимизировать процесс поиска работы и нанимания сотрудников. Развитие онлайн-платформ для поиска фрилансеров и удалённых работников помогает упростить процесс трудоустройства и предоставляет работникам больше возможностей для занятости в различных отраслях. Использование технологий искусственного интеллекта и аналитики больших данных для анализа тенденций на рынке труда и прогнозирования потребностей в различных профессиях. Это позволит образовательным учреждениям и государственным структурам заранее готовить специалистов в нужных областях.
6. Инклюзивность и поддержка уязвимых групп населения.
Дисбаланс на рынке труда также может быть связан с неравномерным участием различных групп населения, таких как молодежь, женщины, пожилые люди или люди с инвалидностью, в экономической деятельности. Создание программ, ориентированных на привлечение и трудоустройство женщин, молодежи, людей с ограниченными возможностями, а также на создание условий для карьерного роста этих групп. Специальные программы для пожилых работников, позволяющие им переподготавливаться и продолжать работать в условиях меняющейся экономики. Это может включать обучение новым профессиям, поддержка пенсионеров и улучшение условий труда для пожилых специалистов.
7. Государственные меры по поддержке безработных и стимулированию занятости.
Для ликвидации дисбаланса на рынке труда важную роль играют государственные программы, направленные на поддержку безработных и стимулирование занятости [15]. Программы поддержки безработных, которые предлагают оплачиваемые стажировки, обучение новым профессиям, субсидии на трудоустройство и другие меры, способствующие ускоренной адаптации на рынке труда. Государственные субсидии и льготы для предприятий: Введение льгот для компаний, которые нанимают безработных или работников из групп с ограниченными возможностями, может помочь решить проблему структурного дисбаланса на рынке труда.
Заключение
В условиях стремительных изменений, вызванных цифровизацией, глобализацией и технологическими трансформациями, рынок труда сталкивается с новыми вызовами, которые требуют пересмотра традиционных подходов к его функционированию и регулированию. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несоответствие квалификации работников требованиям работодателей, а также ускоряющееся устаревание профессий и специализаций – все эти проблемы требуют комплексных решений на уровне как государственного регулирования, так и практик бизнеса и образовательных учреждений. Предложенные в статье новые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда включают в себя адаптацию образовательных и кадровых стратегий к новым требованиям экономики, развитие гибких моделей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также активное внедрение цифровых технологий для улучшения взаимодействия между спросом и предложением рабочей силы. Ключевым моментом является необходимость создания эффективных механизмов, способных оперативно реагировать на изменения в структуре экономики и на рынке труда.
Страница обновлена: 19.11.2024 в 13:02:36