New approaches to address labor market imbalances

Zinich L.V.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79717980

Abstract:
The article is devoted to the analysis of new approaches to eliminate the imbalance in the labor market caused by modern economic, social and technological changes. In the context of digitalization, automation and global economic transformations, the labor market faces a number of problems, such as the mismatch between the qualifications of the workforce and the requirements of employers, structural imbalances in the distribution of labor resources, and accelerated obsolescence of occupations. The results of the study will be useful for public policy makers, educational institutions, employers, as well as researchers dealing with issues of labor relations and economic transformation. The article offers new theoretical and practical approaches to creating a more balanced and sustainable labor market in the context of global change.

Keywords: workforce capacity, imbalance, staffing requirement, personnel shortage, labor market

JEL-classification: J21, J23, J24



Введение

Современный рынок труда сталкивается с рядом значительных вызовов, связанных с быстро меняющимися экономическими, социальными и технологическими условиями. Технологическая революция, цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект оказывают огромное влияние на спрос и предложение рабочей силы, создавая как новые возможности, так и угрозы для устойчивости рынка труда. В то же время, глобализация экономики, изменения в структурах потребления и производства, а также демографические тенденции создают дополнительные сложности для эффективного функционирования рынка труда [1, 2].

В России существует широкий круг учёных, которые занимаются исследованиями в области подготовки кадров для рынка труда, выявления потребностей в профессиональных навыках, а также развития системы образования и трудовых ресурсов в условиях современных экономических и социальных изменений. Вопросы оценки, формирования и развития рынка труда рассмотрены в работах отечественных ученых, таких как Киселева Н.И., Рязанцева М.В., Калугина О.А. [3], Кондратьев И.С. [4], Домнышев А.В., Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. [5], Леонтьева И.А., Плешков К.В. [6], Спиридонов А.Ю. [7]. Несмотря на достаточное количество научных работ, посвящённых проблемам формирования рынка труда, новые реалии требуют пересмотра существующих подходов с учётом цифровизации, изменений в природе труда и воздействия глобальных экономических и социальных факторов.

В связи с чем целью исследования является разработка новых подходов к устранению дисбаланса на рынке труда с учётом влияния цифровизации, изменений в природе труда и глобальных экономических и социальных изменений, а также выработка рекомендаций по адаптации образовательных и кадровых стратегий в условиях этих трансформаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что ключевые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда учитывают современные вызовы экономики, технологические изменения и тенденции на рынке труда.

Основная часть

На сегодняшний день существует ряд противоречий между потребностями рынка труда в специалистах определённых профессий и процессом переподготовки кадров, который отвечает запросам региональной экономики. Сокращение объёмов производства и услуг, а также структурные изменения в спросе на профессии и специальности привели к дисбалансу между рынком образовательных услуг и рынком труда. Эти противоречия имеют в значительной степени объективный характер, поскольку для внедрения новых специальностей (профессий) требуется определённое время, в то время как образовательные учреждения вынуждены учитывать текущие образовательные запросы своих абитуриентов.

Противоречия между потребностями рынка труда и другими аспектами социальной и экономической структуры часто возникают из-за динамичности изменений в экономике, технологий, образования и кадровой политики. Некоторые ключевые противоречия включают:

1. Противоречие между спросом и предложением на рынке труда. Современные изменения в технологиях, автоматизация и цифровизация требуют специалистов с новыми навыками и компетенциями, таких как искусственный интеллект, аналитика данных, кибербезопасность и т.д. В то же время образовательные учреждения не всегда успевают адаптировать свои программы и курсы для удовлетворения новых требований рынка труда. Множество специалистов, обученных по традиционным программам, оказываются не востребованы или недостаточно квалифицированы для новых технологий.

2. Противоречие между краткосрочными и долгосрочными потребностями рынка труда. Компании часто испытывают нехватку специалистов в области определённых технологий или профессиональных навыков, которые требуют быстрого освоения и обучения. Одновременно с этим образовательные учреждения планируют подготовку кадров на более длительный срок, что не всегда соответствует изменяющимся потребностям рынка. Для создания новых образовательных программ требуется время, в то время как спрос на специалистов с актуальными компетенциями уже существует.

3. Противоречие между гибкостью и стабильностью образовательных систем. Современные изменения на рынке труда требуют от образовательных учреждений гибкости в адаптации учебных планов, что позволит быстро реагировать на запросы бизнеса и новых технологий. Однако образовательная система по своей природе менее гибка, так как требует времени на обновление программ, подготовку преподавателей и организацию новых направлений подготовки. Вследствие этого образовательные учреждения не всегда могут оперативно перенастроиться под требования рынка.

4. Противоречие между региональными и глобальными потребностями. В некоторых регионах страны сохраняется спрос на традиционные профессии (например, сельское хозяйство, производство), которые не всегда соответствуют глобальным тенденциям. В то время как на глобальном уровне активно развивается спрос на высококвалифицированных специалистов в таких областях, как IT, искусственный интеллект и экология, регионы могут столкнуться с нехваткой кадров, обученных по этим направлениям. Это приводит к трудностям в переквалификации специалистов в регионах, где нет должной инфраструктуры или учебных заведений для обучения новым профессиям.

5. Противоречие между необходимостью перераспределения рабочей силы и трудовой мобильностью. Из-за структурных изменений в экономике многие отрасли и профессии теряют актуальность (например, в связи с автоматизацией или закрытием предприятий), что требует перенаправления рабочей силы в новые секторы экономики. Однако многие работники не готовы или не могут изменить свою профессиональную деятельность или переехать в другой регион для обучения новым профессиям. Это приводит к дефициту кадров в развивающихся секторах и одновременно к избыточному количеству специалистов в убывающих отраслях.

6. Противоречие между гибкостью занятости и защитой прав работников. Развитие удалённой работы, фриланса и временных контрактов изменяет рынок труда, что требует от работников способности быстро адаптироваться и менять профессию или место работы. В то же время гибкость занятости может приводить к снижению социальной защиты, стабильности и трудовых прав, что вызывает социальные напряжения и протесты работников, особенно в условиях кризисов или экономических потрясений.

7. Противоречие между качеством образования и потребностями работодателей. Образовательные учреждения стремятся предоставить базовое и всестороннее образование, которое не всегда акцентируется на специфических требованиях рынка труда. Работодатели же часто требуют узкоспециализированных знаний и навыков, таких как программирование, маркетинг в условиях цифровой экономики, или специфические технические умения, которые образовательные учреждения не всегда могут оперативно интегрировать в свои учебные программы.

8. Противоречие между инновационными профессиями и традиционными профессиями. Появление новых профессий, связанных с развитием высоких технологий и устойчивым развитием, таких как специалисты по данным, кибербезопасности, экологические консультанты, требует переподготовки и пересмотра карьерных траекторий [8, 9]. В то же время остаются востребованными традиционные профессии, такие как учителя, врачи, инженеры и строители, что создаёт конкуренцию за ресурсы (финансирование образования, время преподавателей) и затрудняет балансировку образовательных программ.

Противоречия между потребностями рынка труда и другими аспектами социальной и экономической структуры создают значительные вызовы для формирования эффективной кадровой политики, образовательных программ и регулирования трудовых отношений.

Наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, обусловленный несоответствием потребности работодателей в кадрах и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, представленной на рынке труда, в том числе по уровням профессионального образования работников (рисунок 1).

Рисунок 1 – Дисбаланс на рынке труда в 2014 г.

Источник: составлено автором по [2, 11].

В 2014 году российская экономика не обеспечивалась достаточным количеством выпускников по ключевым специальностям из-за дисбаланса между системой образования и потребностями рынка труда. Это обусловлено недостаточной адаптацией образовательных программ к новым технологиям и отраслям, а также низким интересом к некоторым востребованным профессиям.

В 2023 году наблюдается также отмечается дисбаланс, но уже наблюдается избыточность выпускников (рисунок 2).

Рисунок 2 – Дисбаланс на рынке труда в 2023 г.

Источник: составлено автором по [10].

Избыточность выпускников перед потребностями экономики в 2023 году обусловлена рядом факторов, таких как несоответствие образовательных программ запросам рынка труда, наличие избытка специалистов в традиционных профессиях, низкая адаптация системы образования к цифровизации и технологическим изменениям, а также демографические и миграционные процессы.

Для устранения дисбаланса на рынке труда, который может проявляться в недостатке или избытке работников определённых профессий, а также в несоответствии квалификации работников требованиям работодателей, требуется внедрение новых подходов, которые учитывают современные вызовы экономики, технологические изменения и тенденции на рынке труда. Важнейшей задачей является создание системы, способной оперативно адаптироваться к изменениям и обеспечивать баланс между спросом и предложением рабочей силы. Ключевые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда:

1. Гибкость образовательных программ и переподготовка кадров.

Одним из основных факторов дисбаланса на рынке труда является несоответствие между квалификацией работников и требованиями работодателей. Современные технологии играют ключевую роль в трансформации рынка труда. Цифровизация рабочих процессов, внедрение автоматизации, искусственного интеллекта и машинного обучения требуют пересмотра многих аспектов трудовой деятельности. Для решения этой проблемы необходимо повышать гибкость системы образования и обеспечивать возможность для работников своевременно адаптировать свои знания и навыки, путем создания образовательных программ, которые могут быть адаптированы под меняющиеся потребности рынка. Это могут быть курсы повышения квалификации, сертификационные программы или краткосрочные модули, которые позволяют специалистам быстро осваивать новые навыки и оставаться востребованными на рынке. Государственные и частные инициативы по переподготовке могут включать субсидирование обучения, стажировки и программы сотрудничества между университетами и предприятиями для обеспечения практической подготовки работников, которые оказываются в группе риска из-за устаревших профессий или технологий.

2. Партнёрство между работодателями, образовательными учреждениями и государством.

Необходимость сотрудничества всех участников рынка труда, включая работодателей, образовательные учреждения и государственные органы, для разработки и внедрения образовательных программ, соответствующих актуальным требованиям [12]. Постоянное мониторинг и анализ потребностей в профессиях и навыках, который должен быть основой для разработки учебных планов и образовательных программ. Это позволяет избежать дисбаланса между подготовкой специалистов и реальными требованиями предприятий. Система дуального образования, где студенты обучаются как в учебных заведениях, так и на предприятиях, помогает сократить разрыв между теорией и практикой, а также улучшить адаптацию молодых специалистов к реальным условиям труда.

3. Мобилизация и перемещение рабочей силы.

Дисбаланс на рынке труда может возникать не только из-за нехватки или избытка специалистов в разных областях, но и в разных регионах [13, 14]. Например, в некоторых регионах может быть высокий уровень безработицы, в то время как в других наблюдается дефицит рабочих. Разработка программ, которые способствуют перемещению рабочей силы в регионы с дефицитом кадров, например, через субсидии на переезд или создание новых рабочих мест в сельской местности. Снижение барьеров для мобильности рабочей силы через улучшение транспортной и социальной инфраструктуры, создание условий для временной или постоянной работы в разных регионах.

4. Поддержка гибких форм занятости.

Гибкие формы занятости могут помочь решить проблемы с несоответствием предложения рабочей силы спросу, особенно в условиях экономической неопределенности и изменяющегося характера трудовых отношений. Введение льгот и налоговых стимулов для тех, кто работает на условиях частичной занятости или в качестве фрилансеров, позволяет работникам гибко сочетать различные виды трудовой деятельности и работодателям легче адаптировать персонал под изменяющиеся потребности. Условия для удаленной работы или работа по гибкому графику позволяют снижать нагрузку на традиционные рабочие места и поддерживать баланс на рынке труда, предоставляя работникам возможность работать в тех местах и в тех условиях, которые для них более удобны.

5. Развитие технологий и платформ для трудоустройства.

Важным инструментом для устранения дисбаланса на рынке труда является развитие цифровых платформ и технологий, которые помогают оптимизировать процесс поиска работы и нанимания сотрудников. Развитие онлайн-платформ для поиска фрилансеров и удалённых работников помогает упростить процесс трудоустройства и предоставляет работникам больше возможностей для занятости в различных отраслях. Использование технологий искусственного интеллекта и аналитики больших данных для анализа тенденций на рынке труда и прогнозирования потребностей в различных профессиях. Это позволит образовательным учреждениям и государственным структурам заранее готовить специалистов в нужных областях.

6. Инклюзивность и поддержка уязвимых групп населения.

Дисбаланс на рынке труда также может быть связан с неравномерным участием различных групп населения, таких как молодежь, женщины, пожилые люди или люди с инвалидностью, в экономической деятельности. Создание программ, ориентированных на привлечение и трудоустройство женщин, молодежи, людей с ограниченными возможностями, а также на создание условий для карьерного роста этих групп. Специальные программы для пожилых работников, позволяющие им переподготавливаться и продолжать работать в условиях меняющейся экономики. Это может включать обучение новым профессиям, поддержка пенсионеров и улучшение условий труда для пожилых специалистов.

7. Государственные меры по поддержке безработных и стимулированию занятости.

Для ликвидации дисбаланса на рынке труда важную роль играют государственные программы, направленные на поддержку безработных и стимулирование занятости [15]. Программы поддержки безработных, которые предлагают оплачиваемые стажировки, обучение новым профессиям, субсидии на трудоустройство и другие меры, способствующие ускоренной адаптации на рынке труда. Государственные субсидии и льготы для предприятий: Введение льгот для компаний, которые нанимают безработных или работников из групп с ограниченными возможностями, может помочь решить проблему структурного дисбаланса на рынке труда.

Заключение

В условиях стремительных изменений, вызванных цифровизацией, глобализацией и технологическими трансформациями, рынок труда сталкивается с новыми вызовами, которые требуют пересмотра традиционных подходов к его функционированию и регулированию. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несоответствие квалификации работников требованиям работодателей, а также ускоряющееся устаревание профессий и специализаций – все эти проблемы требуют комплексных решений на уровне как государственного регулирования, так и практик бизнеса и образовательных учреждений. Предложенные в статье новые подходы к устранению дисбаланса на рынке труда включают в себя адаптацию образовательных и кадровых стратегий к новым требованиям экономики, развитие гибких моделей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также активное внедрение цифровых технологий для улучшения взаимодействия между спросом и предложением рабочей силы. Ключевым моментом является необходимость создания эффективных механизмов, способных оперативно реагировать на изменения в структуре экономики и на рынке труда.


References:

Averin A.N., Ponedelkov A.V., Stepanov K.V. (2024). Sokrashchenie bezrabotitsy v sovremennoy Rossii [Reducing unemployment in modern Russia]. Humanities, socio-economic and social sciences. (7). 185-190. (in Russian). doi: 10.24412/2220-2404-2024-7-10.

Domnyshev A.V., Pyankova L.A., Zatepyakin O.A. (2024). Ratsionalizatsiya podgotovki vysokokvalifitsirovannyh i mobilnyh kadrov dlya resheniya zadachi soglasovaniya rynka truda i rynka obrazovatelnyh uslug v regione [Rationalization of training highly qualified and mobile personnel to solve the problem of harmonizing the labor market and the market for educational services in the region]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (1(77)). (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Kazarova D.S., Volodina A.I., Gerdina N.N. (2024). Neobkhodimost novyh podkhodov k kadrovomu menedzhmentu i korrektsii obrazovatelnoy sistemy v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [The need for new approaches to personnel management and correction of the educational system amidst digitalization]. Leadership and management. 11 (2). 729-740. (in Russian). doi: 10.18334/lim.11.2.120896.

Emelina N.K., Rozhkova K.V., Roschin S.Yu., Solntsev S.A., Travkin P.V. (2022). Vypuskniki vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda: trendy i vyzovy [Graduates of higher education in the Russian labor market: trends and challenges] M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Goncharova S.D. (2021). Protsessy tsifrovizatsii i informatizatsii: problemy podgotovki rabochikh kadrov [Digitalization and informatization: problems of training workers] The quality of vocational education: competencies of the modern labor market. 44-48. (in Russian).

Kiseleva N.I., Ryazantseva M.V., Kalugina O.A. (2020). Metodika provedeniya monitoringa rynka truda dlya vyyavleniya potrebnostey i rezultativnosti podgotovki upravlencheskikh kadrov [Methodology for conducting labor market monitoring to identify needs and performance of management staff training]. Samoupravlenie. (4(121)). 287-290. (in Russian).

Kondratev I.S. (2024). Vzaimodeystvie rynka obrazovaniya i rynka truda v oblasti podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki [Nteraction of the education market and the labor market in the field of train personnel for the digital economy]. Vestnik GOU DPO TO «IPK i PPRO TO». Tulskoe obrazovatelnoe prostranstvo. (1). 33-37. (in Russian).

Leonteva I.A., Pleshkov K.V. (2019). Analiz struktury ekonomiki regiona kak faktora formirovaniya potrebnostey regionalnogo rynka truda [Analysis of the regional economic structure as a factor creating the demands of the regional labor market]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 9 (11-1). 291-300. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.93.11.030.

Shpilkina T.A., Filimonova N.N., Artamonova L.S. (2023). Gosudarstvennaya politika v oblasti zanyatosti i bezrabotitsy [State policy in the field of employment and unemployment]. Economics and business: theory and practice. (8(102)). 207-211. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2023-8-207-211.

Sigidov Yu.I., Karaeva E.N., Muskhanova Kh.Zh. (2022). Covremennye osobennosti regulirovaniya rynka truda i zanyatosti [Modern features of labor market regulation and employment]. Natural-humanitarian research. (43(5)). 271-276. (in Russian).

Spiridonov A.Yu. (2023). Rynok truda kak mnogomernoe yavlenie: osnovnye podkhody k izucheniyu i parametry izmereniya [Labor market as a multidimensional phenomenon: main approaches to study and measurement parameters]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6305-6318. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120536.

Stukach V.F., Astashova E.A., Zinich L.V., Zinich A.V., Kuznetsova N.A., Tetereva A.M., Nardina S.A., Volkova I.A. (2017). Balans trudovyh resursov selskoy mestnosti regiona: monitoring, prognozirovanie, razvitie chelovecheskogo kapitala [The balance of labor resources in rural areas of the region: monitoring, forecasting, human capital development] Omsk: Omskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni P.A. Stolypina. (in Russian).

Urinov U.A. (2020). Innovatsionnoe sotrudnichestvo v sisteme vysshego obrazovaniya i proizvodstva [Innovative cooperation in the system of higher education and production]. Problems of modern science and education. (3(148)). 54-56. (in Russian).

Zinich L.V. (2020). Kadrovyy potentsial: problemy i perspektivy [Human resources potential: problems and prospects]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (11). 177-182. (in Russian). doi: 10.34755/IROK.2020.33.53.250.

Zinich L.V., Kuznetsova N.A. (2019). Rynok truda: formirovanie balansa trudovyh resursov [The labour market: formation of labour resources balance]. Science of the Person: Humanitarian Researches. (2(36)). 151-157. (in Russian). doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.36.151.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:32:07