Современная сфера услуг: экономические доминанты, проблемы, тренды

Наумова О.Н., Нюренбергер Л.Б., Севрюков И.Ю., Петренко Н.Е.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Наумова О.Н., Нюренбергер Л.Б., Севрюков И.Ю., Петренко Н.Е. Современная сфера услуг: экономические доминанты, проблемы, тренды // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.122073.



Введение. Развитие отечественной экономики на современном этапе, в условиях достижения устойчивого развития территорий и формирования подходов и механизмов технологического суверенитета и экономической безопасности, поднимает проблемы как промышленного развития, так и развития непроизводственной сферы. Сфера услуг является частно-государственным сектором экономики и связана с параллельным развитием в ней услуг и сопутствующей продукции на принципах государственного финансирования и развития предпринимательства.

Концептуальное развитие данной сферы – одно из приоритетных направлений экономического развития страны, во многом определяющее занятость, качество жизни населения, уровень деловой активности, экономической безопасности, инвестиционных и инновационных перспектив, что на сегодняшний день является архисложной и крайне актуальной задачей.

Целью исследования является выполнение комплексного анализа ряда ключевых показателей для определения отраслевых закономерностей развития экономики в контексте современных тенденций развития сферы услуг.

В качестве теоретической основы исследования использованы научные труды отечественных авторов, занимающихся вопросами анализа проблемных аспектов и путей развития экономики сферы услуг, таких как: Т.В. Воронченко [2], Е.А. Курносова [3], Е.И. Макаров [4], И.В. Такмашева [8], Ж.П. Шнорр [9], Э.Г. Шурдумова [10] и др.

Источниками фактических данных, используемых в исследовании, явились: официальные документы Федеральной службы государственной статистики и иных информационных агентств.

Методами данного исследования определены: статистический анализ, общенаучные методы (индукции, дедукции, анализ и синтез, системный, логический и т.д.), использование которых делает возможным достижение поставленной цели.

Основная часть. Специфика конкретных услуг определяет возможность государственного участия в развитии определенного вида экономической деятельности, как, например, в отношении образования, здравоохранения, культуры и других. С другой стороны, значительное расширение видов и перечня услуг за счет развития предпринимательства способствуют совершенствованию сферы услуг, в целом, как значимого сектора экономики, связанного с объективными тенденциями эволюции современного общества, а именно:

- разработкой и внедрением в производство технологических и технических инноваций, требующих сопровождения и обслуживания;

- модернизацией отечественной промышленности, особенно в условиях импортозамещения, что требует кластеризации производственных и непроизводственных предприятий с целью обеспечения комплексной производственной и обслуживающей системы;

- развитием новых видов экономической деятельности, что затрагивает преимущественно сферу услуг, и связано с цифровизацией общества;

- сохранением и приумножением российского культурно-исторического кода, реализуемого через воспроизводство национальных традиций, ремесел, природных ресурсов и других туристических объектов;

- обновлением инфраструктуры регионов и межрегионального пространства, что связано с транспортными услугами в отношении грузо- и пассажироперевозок;

- совершенствованием товаропроизводящей сети и цепочек поставок, что связано преимущественно с услугами торговли, маркетинга, логистики;

- информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества, что связано с инфокоммуникационными услугами, цифровыми сервисами и платформами, их разработкой и механизмами функционирования [1] (Avilkina, 2024).

По своей природе услуги являются категорией социально-экономических отношений и их формирование происходит на основе реализации законов спроса и предложения и установления конкурентоспособной цены. Логика и модели поведения потребителей в процессе формирования и удовлетворения спроса являются одним из ключевых факторов экономического роста, оказывающих влияние на тенденции и закономерности развития сферы услуг.

Научно-технический прогресс и эволюция послужили основой принципиальных изменений в структуре и требованиях к качеству услуг со стороны потребителей. Первоочередной задачей стала подготовка персонала, отвечающего запросу сферы услуг, потребителя и рынка труда. Если в поствоенный период сфера услуг была неразрывно связана с транспортной, бытовой, торговой отраслями, то в настоящее время перечень услуг включает в себя более 160 видов (по классификации ВТО). Помимо традиционных, к этой сфере относятся услуги в области информатизации, научных исследований, государственного управления, социального обслуживания, операций с недвижимостью, финансовой деятельности, арендой, что трансформирует сферу услуг в высоко технологичную сферу, по большей части, требующей специального образования персонала в использовании интеллектуального труда [10] (Shurdumova, 2022).

Сегодня сферу услуг следует рассматривать как комплекс видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение индивидуального спроса населения либо коллективных потребностей в условиях обслуживания каких-либо процессов. Объективные тенденции развития данной сферы позволяют обеспечивать динамику всех отраслей экономики, безотносительно отраслевой принадлежности, а именно по определенному виду экономической деятельности [6] (Selivanova, 2024).

Возрастание роли сферы услуг в современной экономике сопряжено с позитивными изменениями, в том числе, в структуре занятости населения, что обусловлено созданием новых рабочих мест в данной сфере, увеличением доли услуг в валовом внутреннем продукте и валовых региональных продуктах, ростом уровня и качества жизни населения, необходимостью выполнения новых задач по удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей, созданием и внедрением современных технологий, методов и принципов управления, связанных с очередным этапом постиндустриального развития региональной и национальной экономик [3, 4] (Kurnosova,, 2018; Makarov, 2023).

Таким образом, развитие сферы услуг – это процесс, интенсивность которого зависит от уровня экономической результативности конкретной страны или территории. При этом прослеживаются следующие закономерности:

- в странах с низким уровнем жизни населения высоким значением обладают производственные отрасли;

- в странах с высоким уровнем жизни населения приоритет в экономике смещается в сторону непроизводственной сферы [2] (Voronchenko, 2024).

В результате проявления данных закономерностей к концу XX в. доля сферы услуг в мировом ВВП достигла в среднем 68%. По итогам аналитического обзора за 2023 г. был определен ТОП-25 государств с наибольшей долей сферы услуг в структуре ВВП (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели развития сферы услуг в странах, вошедших в рейтинг ТОП-25 по данным за 2023 г. [13]

Ранг
Страна
Сфера услуг в ВВП, %
ВВП по паритету покупательной способности, трлн долл.
Место по ВВП
1
Франция
79,8
3 050
7
2
США
79,7
26 950
1
3
Греция
78,9
242,4
35
4
Великобритания
78,3
3 330
6
5
Бельгия
77,7
627,5
23
6
Дания
76,4
462,019
33
7
Италия
73,8
2 190
12
8
Нидерланды
73,2
1 090
18
9
Испания
72,6
1 580
15
10
Япония
71,4
4 230
3
11
Швеция
71,3
597,1
25
12
Германия
71,1
4 430
4
13
Швейцария
71
905,7
20
14
Канада
69,6
2 120
10
15
Австралия
69,4
1 690
14
16
Австрия
69
526,2
31
17
Бразилия
67,2
2 130
9
18
Тайвань
66,9
751,9
22
19
Южная Африка
65,9
380,9
34
20
Турция
63
1 150
17
21
Польша
63
842,2
21
22
Мексика
62,1
1 810
12
23
Венесуэла
60,4
92,2
36
24
Россия
60,1
1 860
11
25
Аргентина
52,9
621,8
24

Наибольшая доля сферы услуг в ВВП приходится на Францию и США – 79,8% и 79,7% соответственно. Доля услуг в ВВП России составляет 60,1%, что на 19,6% меньше уровня США. Занимая 24 место в рейтинге, Россия по отношению к странам БРИКС по доле сферы услуг в ВВП превосходит Китай (52,9%) на 7,2%, Индию (56,9%) на 3,2%, уступая Бразилии на 7,1%. При этом тенденции развития сферы услуг в России соответствуют общемировым.

По показателям ВВП за 2023 г. Россия занимала 11 место в рейтинге сильнейших ТОП-25 стран мира, по итогам за 2023 г. - 5 место, сместившись с 10 места с начала 2000-х годов. В ТОП-5 стран входят Китай, США, Индия, Япония, Россия.

Сфера услуг включает отрасли, задействованные в обслуживании населения и экономических субъектов по различным видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт; гостиницы и рестораны; транспорт и связь; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг [5, 9] (Safarov, 2023; Shnorr, 2020).

Обобщая статистические данные, характеризующие мировую экономику сферы услуг, следует отметить, что в среднем на долю услуг в структуре ВВП стран с высоким уровнем развития приходится 70-80%, в странах с переходной экономикой – 50-70%, в развивающихся странах – менее 50%.

Показатель «Оборот розничной торговли», согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, включен в перечень показателей, характеризующих экономическую безопасность России.

Таблица 2 - Динамика объема платных услуг населению за период 2019-2023 гг. в России [12]

Год
Объем платных услуг населению, млрд. руб.
Отклонение от предыдущего года (+,-)
Темп роста к предыдущему году, %
Темп роста к 2019 году, %
2019
10535634
+665049
1,7
0
2020
9294198
-1241436
11,8
11,8
2021
11370934
+2076736
22,3
7,9
2022
12919451
+1548517
13,6
22,6
2023
15115216
+2195765
17,0
43,5

Анализ показателей динамики изменения объема платных услуг населению за период 2019-2023 гг. позволил сделать следующие выводы:

- среднегодовой темп роста объема платных услуг составил 9,44%, что положительно отразилось на увеличении доли сферы услуг в ВВП в целом;

- снижение темпов роста показателя в 2020 г. по сравнению с 2019 г. был связан с началом пандемии COVID-19;

- последующий рост объемов платных услуг населению, начиная с 2021 г. и по настоящее время, обусловлен возникновением и интенсивным развитием новых услуг, связанных с цифровизацией общества, развитием онлайн-технологий, пронизывающих все отрасли экономики и сферы жизнедеятельности населения.

Сделанные выводы подтверждаются показателями официальной статистики за период 2019-2023 гг. (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика структуры платных услуг населению в России за период 2019-2023 гг. [12]

Вид услуги
2019
2020
2021
2022
2023
Платные услуги, %
100
100
100
100
100
в том числе:





бытовые
10,2
10,7
11,0
11,5
11,5
транспортные
19,8
15,0
18,0
18,0
19,5
телекоммуникационные
13,3
15,0
12,6
11,4
10,5
почтовой связи и курьерские
0,5
0,6
0,7
0,6
0,6
из них курьерской доставки
...
...
0,1
0,2
0,3
жилищные
7,0
8,2
7,4
6,9
6,6
коммунальные
20,2
22,7
20,2
20,0
19,0
учреждений культуры
2,0
1,2
1,5
1,6
1,7
туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги
1,7
1,0
1,3
1,7
1,9
гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья
2,4
2,0
2,5
2,7
2,8
физической культуры и спорта
0,9
0,8
1,0
1,1
1,2
из них фитнес-центров и спортивных клубов
-
-
0,4
0,5
0,6
медицинские
8,6
9,3
9,6
9,4
9,3
специализированных коллективных средств размещения
1,6
1,4
1,8
2,0
1,9
из них санаторно-курортных организаций
1,3
1,1
1,3
1,5
1,3
ветеринарные
0,2
0,2
0,2
0,3
0,3
юридические
1,1
1,2
1,0
1,0
1,0
системы образования
6,9
7,1
7,0
6,8
6,7
услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам
0,3
0,3
0,3
0,3
0,3
прочие платные услуги
3,3
3,3
3,9
4,7
5,2
из них электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий
-
-
0,7
1,5
2,0

Анализ представленных в таблице 4 показателей позволил выявить тенденции развития отдельных видов услуг за последнее время, а именно:

- наибольший удельный вес в структуре услуг за 2023 г. принадлежит таким услугам как: транспортные - 19,5%, коммунальные - 19,0%, бытовые – 11,5%, телекоммуникационные – 10,5%, медицинские – 9,3%, образовательные – 6,7%, жилищные – 6,6%. В совокупности доля данных услуг составляет 83,1%. При этом наблюдается следующая динамика развития:

а) доля транспортных услуг в 2023 г. по сравнению с 2019 г. стала ниже на 0,3%, однако, по сравнению с 2020 г. на 4,5% выше, что объясняется развитием транспортной инфраструктуры и повышением тарифов на перевозки;

б) доля бытовых услуг в 2023 г. по сравнению с 2019 г. возросла на 1,3%, что связано с развитием индивидуальных услуг населению в условиях импортозамещения;

в) доля жилищных, коммунальных и телекоммуникационных услуг за анализируемый период, несмотря на рост тарифов снижена соответственно на 0,4%, 1,2% и 2,8%, что связано с изменением структуры платных услуг населению в сторону развития других их видов;

г) рост медицинских услуг на 0,7% свидетельствует об успешной реализации национального проекта «Здоровье», рассчитанного на 2019-2024 гг.;

д) доля образовательных услуг снизилась на 0,2% по сравнению с 2019 г. и на 0,4% по сравнению с 2020 г. по причине увеличения количества бюджетных мест в структуре приема студентов;

- тенденцию роста имеют услуги почтовой связи и курьерские услуги на 0,1%, причем в основном за счет роста услуг курьерской доставки;

- динамично развиваются услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию, и сопутствующие им услуги, а также услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья. За анализируемый период прирост составил соответственно 0,2% и 0,4% по сравнению с 2019 г. и 0,9% и 0,8% по сравнению с 2020 г. На данную тенденцию положительное влияние оказали государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», рассчитанная на период 2019-2025 гг., и «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»;

- тенденция роста сопровождает развитие услуг физической культуры и спорта в 2023 г. по сравнению с 2019 г. на 0,3% и по сравнению с 2020 г. на 0,4%, в основном за счет роста услуг фитнес-центров и спортивных клубов. Причиной тому явилась реализация национального проекта «Демография» в части федеральной программы «Спорт-норма жизни»;

- услуги специализированных коллективных средств размещения, в том числе санаторно-курортных организаций, также имеют тенденцию роста соответственно в 2023 г. по сравнению с 2019 г. на 0,3% и 0%, по сравнению с 2020 г. на 0,5% и 0,2%, что также связано с реализацией национального проекта «Здоровье»;

- ветеринарные услуги также имеют положительную тенденцию в структуре платных услуг населению, их доля увеличилась соответственно на 0,1% по сравнению с 2019 г.;

- доля юридических услуг была снижена незначительно - на 0,1 % по сравнению с 2019 г., оставаясь на одном уровне за период 2021-2023 гг.;

- доля прочих платных услуг увеличилась на 1,9% по сравнению с 2019 г., на что положительно повлияло развитие электронных услуг и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий, связанных с интенсивной цифровизацией общества.

Рассматривая и изучая современное состояние и тенденции развития сферы услуг, целесообразно проанализировать объем платных услуг в расчете на душу населения за последние 5 лет за период 2019-2023 гг. (таблица 4).

Таблица 4 - Объем платных услуг на душу населения периода 2019-2023 гг. в России [12]

Вид услуги
2019
2020
2021
2022
2023
Темп роста 2023/2019 (2021), %
Платные услуги, руб.
71234,9
62923,0
77238,8
88058,9
103317,2
45,04
в том числе:






бытовые
7288,8
6720,1
8459,0
10086,2
11860,8
62,73
транспортные
14074,3
9407,4
13926,8
15827,3
20057,7
42,51
телекоммуникационные
9473,5
9466,7
9724,1
10033,2
10871,8
14,76
почтовой связи и курьерские
370,6
406,5
502,6
538,7
658,4
77,66
из них курьерской доставки
-
-
100,0
156,9
277,7
177,7
жилищные
5000,6
5150,8
5690,9
6103,7
6823,5
36,45
коммунальные
14254,0
14312,5
15664,4
17538,9
19630,3
37,72
учреждений культуры
1441,6
748,3
1134,1
1376,9
1734,6
20,32
туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги
1215,9
622,1
1017,2
1483,2
1954,5
60,75
гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья
1674,8
1241,7
1932,2
2386,9
2931,4
75,03
физической культуры и спорта
653,7
485,4
762,2
984,2
1227,2
87,73
из них фитнес-центров и спортивных клубов
-
-
293,6
438,8
631,3
115,02
медицинские
6148,3
5866,4
7417,1
8307,7
9600,5
56,15
специализированных коллективных средств размещения
1152,9
887,9
1396,8
1775,4
1960,0
70,01
из них санаторно-курортных организаций
905,2
689,8
1023,5
1287,8
1358,2
50,04
ветеринарные
151,4
154,2
188,9
241,0
291,4
92,47
юридические
806,6
733,5
760,0
922,1
1060,6
31,49
системы образования
4940,3
4441,0
5384,9
6025,0
6910,9
39,89
услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам
204,9
211,8
239,2
286,3
324,8
58,52
прочие платные услуги
2382,7
2066,8
3038,3
4142,1
5418,8
127,42
из них электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий
-
-
522,9
1353,3
2087,3
299,18

Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать следующие выводы в отношении тенденций развития платных услуг в расчете на душу населения за период 2019-2023 гг., а именно:

- более чем в 3 раза характеризуется рост показателя, определяющий тенденцию потребления электронных услуг и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий (темп роста составил 299,18%), что связано с развитием информатизации процессов, задействованных в обслуживании населения, особенно в части предоставления государственных услуг и развития мобильных приложений;

- более чем в 2 раза характеризуется рост потребления услуг фитнес-центров и спортивных клубов (темп роста 115,02%), что связано с интенсивным развитием количества и обеспечения объектов физкультуры и спорта, а также потребление услуг курьерской доставки (темп роста 177,7%), что непосредственно влияет на повышение качества обслуживания населения;

- темпами роста от 50% до 100% характеризуется потребление таких услуг как: бытовые услуги (62,73%), услуги почтовой связи и курьерские (77,66%), услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги (60,75%), услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья (75,03%), услуги физической культуры и спорта (87,73%), медицинские услуги (56,15%), услуги специализированных коллективных средств размещения (70,01%), из них услуги санаторно-курортных организаций (50,04%), ветеринарные услуги (92,47%), услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам (58,32%);

- темпами роста от 10% до 49% характеризуется потребление таких услуг как: телекоммуникационные услуги (14,76%), жилищные услуги (36,45%), коммунальные услуги (37,72%), услуги учреждений культуры (20,32%), юридические услуги (31,49%), услуги образования (39,89%).

Таким образом, все виды платных услуг в расчете на душу населения имеют положительную динамику, что позитивно отражается на уровне и качестве жизни населения страны.

Уровень развития сферы услуг характеризуется не только стоимостными показателями оценки объема реализации услуг по видам экономической деятельности, по видам услуг, но и в большей степени экономической активностью хозяйствующих субъектов в этой сфере. Рассмотрим демографию развития экономическим субъектов в сфере услуг также за период 2019-2023 гг. (таблица 5).

Таблица 5 – Количество экономических субъектов, функционирующих в отечественной сфере услуг, за период 2019-2023 гг. [11]

ВЭД в сфере услуг
2019
2020
2021
2022
2023
Темп роста 2023/2019, %
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
1081487
938664
848740
815581
794680
-26,52
Транспортировка и хранение
176733
160157
152646
152313
156359
-11,53
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
90586
83557
80419
78293
77376
-14,58
Деятельность в области информации и связи
105519
97972
94169
96080
99884
-5,34
Деятельность финансовая и страховая
45735
39270
35002
32539
31816
-30,43
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
216563
206395
199570
196215
204049
-5,78
Деятельность профессиональная, научная и техническая
285852
263790
248579
242705
237077
-17,06
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
151777
137177
127837
123843
124817
-17,76
Образование
12093
11291
11090
10984
11526
-4,69
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
53500
53090
53899
54662
56392
5,41
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
29654
26655
25120
24281
23747
-19,92
Предоставление прочих видов услуг
51660
45458
41542
40489
38462
-25,55

Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, за период 2019-2023 гг. наблюдается общее сокращение количества активных экономических субъектов, функционирующих в сфере услуг, на 19,34% или в среднем в год на 5,23%. Основной причиной тому явилось укрупнение предприятий, повышение их профессионального уровня в условиях конкуренции, уход с российского рынка ряда иностранных компаний в результате действия международных экономических санкций, задействованных на развитие сферы услуг;

- во-вторых, несмотря на общее сокращение числа хозяйствующих субъектов в сфере услуг, следует отметить ежегодное открытие новых предприятий. Так, в 2023 г. в сфере услуг было зарегистрировано 154609 новых экономических субъектов, из 47,50% было открыто в торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов, в транспортировке и хранении - 10,96%, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 3,97%, в области информации и связи - 6,20%, финансовой и страховой деятельности – 1,40%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом - 4,79%, деятельности профессиональной, научной и технической – 11,56%, деятельности административной и сопутствующих дополнительных услугах - 7,51%, образовании – 0,72%, деятельности в области здравоохранения и социальных услуг – 2,08%, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 1,17%, предоставлении прочих видов услуг – 2,15%;

- в-третьих, наблюдается относительная стабильность в деятельности предприятий сферы услуг, что подтверждается снижением числа экономических субъектов, прекративших свою деятельность, в 2023 г. по сравнению с 2019 г. на 273383 предприятия. Кроме того, среди действующих предприятий сферы услуг в 2023 г. 60,79% работают на рынке более 5 лет, что подтверждает их конкурентоспособность.

Рассматривая вопросы деловой активности в сфере услуг, следует обратиться к результатам социологического опроса, размещенным официально на сайте Росстата. К факторам, сдерживающим интенсивное развитие сферы услуг в России, отнесены следующие:

- неопределенность экономической ситуации в стране (отметили 63% респондентов);

- высокий уровень налогообложения (отметили 43% респондентов);

- недостаточно сформированный спрос на определенный вид услуги (отметили 43% респондентов);

- недостаток финансовых средств (отметили 41% респондентов);

- недостаток квалифицированного персонала (отметили 30% респондентов);

- высокая арендная плата (отметили 20% респондентов);

- недобросовестная конкуренция (отметили 18% респондентов);

- другое (отметили 10% респондентов).

Таким образом, возрастающая роль сферы услуг в экономике является объективным процессом, оказывающим влияние на рост качества жизни населения. В свою очередь, рост уровня жизни населения становится основным фактором развития сферы услуг.

Рассматривая основные факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие сферы услуг, следует отметить:

- инновации и их активное внедрение в развитие техники и технологий, что способствует формированию предложения товаров и услуг, повышению их качества и конкурентоспособности по сравнению с импортными аналогами. Сфера услуг становится инновационным сектором экономики, призванным оперативно реагировать на потребности общества в сопровождении процессов, обслуживании производства и населения, особенно в условиях цифровизации экономики всех отраслей. Именно поэтому более интенсивными темпами развиваются информационные и телекоммуникационные услуги, услуги мобильной связи, цифровые сервисы и их программное обеспечение в структуре соответствующего вида экономической деятельности сферы услуг. Особенности развития информационных услуг влияют на увеличение занятости населения в этой сфере, в том числе в форме самозанятости;

- общественное разделение труда и кластеризация экономики, что связано с интеграцией предприятий сферы услуг со всеми отраслями экономики, предоставляя возможности для усиления специализации в их профессиональной деятельности. Повышение конкурентоспособности услуг становится основным фактором формирования спроса на них как со стороны экономических субъектов, так и со стороны индивидуальных потребителей;

- социальная интеграция, проявляющая в потребности образования и трудоустройства, развития культуры и спорта, здравоохранения и здорового образа жизни, государственных и других деловых услуг, индивидуализации личности через развитие бытовых услуг;

- факторы внешней среды, связанные с нормативно-правовым регулированием развития отечественных отраслей экономики, включая действующие регламенты в отношении внешнеэкономической деятельности;

- факторы эволюционного развития, связанные с мировыми тенденциями развития экономики, проявляющиеся в формировании национальных концепций, стратегий, национальных проектов, федеральных и региональных программ, определяющих приоритетные ценностные ориентиры, что прямо или косвенно оказывает влияние на развитие сферы услуг, в том числе появлении новых видов услуг.

Заключение. Таким образом, концептуальное развитие сферы услуг рассматривается как приоритетное направление экономического развития страны, во многом определяющим занятость, уровень и качество жизни населения, деловую активность и экономическую безопасность, являясь инвестиционно- и инновационно-привлекательной.

Проведенный комплексный анализ ряда ключевых экономических показателей позволил определить отраслевые закономерности и тренды развития сферы услуг.

Полученные результаты можно охарактеризовать как разнонаправленные.

С одной стороны, экономика сферы услуг находится под существенным воздействием положительных факторов и процессов, с другой – отрицательных.

К серьезным проблемам отнесем:

1. Ощутимое снижение количества активных субъектов рынков услуг.

2. Неопределенность и низкопрогнозируемая экономическая ситуация в стране и в международном поле.

3. Слабосформированный потребительский спрос на отдельные виды услуг.

4. Международные экономические санкции, затрудняющие получение доступа к различного рода ресурсам и благам.

5. Нехватка финансовых средств, дорогие кредиты и др.

Вместе с тем, наблюдаются и положительные аспекты:

1. Рост объемов оказания платных услуг на душу населения.

2. Повсеместное проникновение, распространение и использование инновационных продуктов во многих отраслях и сферах деятельности, включая электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий.

3. Снижение числа ликвидированных экономических субъектов.

4. Усиление специализации субъектов рынков услуг.

5. Наблюдается больше регистраций новых организаций и др.

Несмотря на то, что наша страна несколько отстает в развитии сферы услуг, анализ показателей ее развития позволяет сделать вывод о том, что данная сфера в России развивается более динамичными темпами по сравнению с отраслями материального производства.

Достижение оптимального соотношения между развитием промышленного производства и сферы услуг является государственной задачей, эффективность решения которой влияет на уровень развития производственного и непроизводственного секторов экономики, современной системы обслуживания производства и населения, являясь драйвером материального производства, социального, интеллектуального и духовного развития общества.


Страница обновлена: 08.11.2024 в 08:26:32