Современная сфера услуг: экономические доминанты, проблемы, тренды
Наумова О.Н., Нюренбергер Л.Б., Севрюков И.Ю., Петренко Н.Е.
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Введение. Развитие отечественной экономики на современном этапе, в условиях достижения устойчивого развития территорий и формирования подходов и механизмов технологического суверенитета и экономической безопасности, поднимает проблемы как промышленного развития, так и развития непроизводственной сферы. Сфера услуг является частно-государственным сектором экономики и связана с параллельным развитием в ней услуг и сопутствующей продукции на принципах государственного финансирования и развития предпринимательства.
Концептуальное развитие данной сферы – одно из приоритетных направлений экономического развития страны, во многом определяющее занятость, качество жизни населения, уровень деловой активности, экономической безопасности, инвестиционных и инновационных перспектив, что на сегодняшний день является архисложной и крайне актуальной задачей.
Целью исследования является выполнение комплексного анализа ряда ключевых показателей для определения отраслевых закономерностей развития экономики в контексте современных тенденций развития сферы услуг.
В качестве теоретической основы исследования использованы научные труды отечественных авторов, занимающихся вопросами анализа проблемных аспектов и путей развития экономики сферы услуг, таких как: Т.В. Воронченко [2], Е.А. Курносова [3], Е.И. Макаров [4], И.В. Такмашева [8], Ж.П. Шнорр [9], Э.Г. Шурдумова [10] и др.
Источниками фактических данных, используемых в исследовании, явились: официальные документы Федеральной службы государственной статистики и иных информационных агентств.
Методами данного исследования определены: статистический анализ, общенаучные методы (индукции, дедукции, анализ и синтез, системный, логический и т.д.), использование которых делает возможным достижение поставленной цели.
Основная часть. Специфика конкретных услуг определяет возможность государственного участия в развитии определенного вида экономической деятельности, как, например, в отношении образования, здравоохранения, культуры и других. С другой стороны, значительное расширение видов и перечня услуг за счет развития предпринимательства способствуют совершенствованию сферы услуг, в целом, как значимого сектора экономики, связанного с объективными тенденциями эволюции современного общества, а именно:
- разработкой и внедрением в производство технологических и технических инноваций, требующих сопровождения и обслуживания;
- модернизацией отечественной промышленности, особенно в условиях импортозамещения, что требует кластеризации производственных и непроизводственных предприятий с целью обеспечения комплексной производственной и обслуживающей системы;
- развитием новых видов экономической деятельности, что затрагивает преимущественно сферу услуг, и связано с цифровизацией общества;
- сохранением и приумножением российского культурно-исторического кода, реализуемого через воспроизводство национальных традиций, ремесел, природных ресурсов и других туристических объектов;
- обновлением инфраструктуры регионов и межрегионального пространства, что связано с транспортными услугами в отношении грузо- и пассажироперевозок;
- совершенствованием товаропроизводящей сети и цепочек поставок, что связано преимущественно с услугами торговли, маркетинга, логистики;
- информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества, что связано с инфокоммуникационными услугами, цифровыми сервисами и платформами, их разработкой и механизмами функционирования [1] (Avilkina, 2024).
По своей природе услуги являются категорией социально-экономических отношений и их формирование происходит на основе реализации законов спроса и предложения и установления конкурентоспособной цены. Логика и модели поведения потребителей в процессе формирования и удовлетворения спроса являются одним из ключевых факторов экономического роста, оказывающих влияние на тенденции и закономерности развития сферы услуг.
Научно-технический прогресс и эволюция послужили основой принципиальных изменений в структуре и требованиях к качеству услуг со стороны потребителей. Первоочередной задачей стала подготовка персонала, отвечающего запросу сферы услуг, потребителя и рынка труда. Если в поствоенный период сфера услуг была неразрывно связана с транспортной, бытовой, торговой отраслями, то в настоящее время перечень услуг включает в себя более 160 видов (по классификации ВТО). Помимо традиционных, к этой сфере относятся услуги в области информатизации, научных исследований, государственного управления, социального обслуживания, операций с недвижимостью, финансовой деятельности, арендой, что трансформирует сферу услуг в высоко технологичную сферу, по большей части, требующей специального образования персонала в использовании интеллектуального труда [10] (Shurdumova, 2022).
Сегодня сферу услуг следует рассматривать как комплекс видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение индивидуального спроса населения либо коллективных потребностей в условиях обслуживания каких-либо процессов. Объективные тенденции развития данной сферы позволяют обеспечивать динамику всех отраслей экономики, безотносительно отраслевой принадлежности, а именно по определенному виду экономической деятельности [6] (Selivanova, 2024).
Возрастание роли сферы услуг в современной экономике сопряжено с позитивными изменениями, в том числе, в структуре занятости населения, что обусловлено созданием новых рабочих мест в данной сфере, увеличением доли услуг в валовом внутреннем продукте и валовых региональных продуктах, ростом уровня и качества жизни населения, необходимостью выполнения новых задач по удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей, созданием и внедрением современных технологий, методов и принципов управления, связанных с очередным этапом постиндустриального развития региональной и национальной экономик [3, 4] (Kurnosova,, 2018; Makarov, 2023).
Таким образом, развитие сферы услуг – это процесс, интенсивность которого зависит от уровня экономической результативности конкретной страны или территории. При этом прослеживаются следующие закономерности:
- в странах с низким уровнем жизни населения высоким значением обладают производственные отрасли;
- в странах с высоким уровнем жизни населения приоритет в экономике смещается в сторону непроизводственной сферы [2] (Voronchenko, 2024).
В результате проявления данных закономерностей к концу XX в. доля сферы услуг в мировом ВВП достигла в среднем 68%. По итогам аналитического обзора за 2023 г. был определен ТОП-25 государств с наибольшей долей сферы услуг в структуре ВВП (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели развития сферы услуг в странах, вошедших в рейтинг ТОП-25 по данным за 2023 г. [13]
Ранг
|
Страна
|
Сфера услуг в
ВВП, %
|
ВВП по паритету покупательной способности,
трлн долл.
|
Место по ВВП
|
1
|
Франция
|
79,8
|
3 050
|
7
|
2
|
США
|
79,7
|
26 950
|
1
|
3
|
Греция
|
78,9
|
242,4
|
35
|
4
|
Великобритания
|
78,3
|
3 330
|
6
|
5
|
Бельгия
|
77,7
|
627,5
|
23
|
6
|
Дания
|
76,4
|
462,019
|
33
|
7
|
Италия
|
73,8
|
2 190
|
12
|
8
|
Нидерланды
|
73,2
|
1 090
|
18
|
9
|
Испания
|
72,6
|
1 580
|
15
|
10
|
Япония
|
71,4
|
4 230
|
3
|
11
|
Швеция
|
71,3
|
597,1
|
25
|
12
|
Германия
|
71,1
|
4 430
|
4
|
13
|
Швейцария
|
71
|
905,7
|
20
|
14
|
Канада
|
69,6
|
2 120
|
10
|
15
|
Австралия
|
69,4
|
1 690
|
14
|
16
|
Австрия
|
69
|
526,2
|
31
|
17
|
Бразилия
|
67,2
|
2 130
|
9
|
18
|
Тайвань
|
66,9
|
751,9
|
22
|
19
|
Южная Африка
|
65,9
|
380,9
|
34
|
20
|
Турция
|
63
|
1 150
|
17
|
21
|
Польша
|
63
|
842,2
|
21
|
22
|
Мексика
|
62,1
|
1 810
|
12
|
23
|
Венесуэла
|
60,4
|
92,2
|
36
|
24
|
Россия
|
60,1
|
1 860
|
11
|
25
|
Аргентина
|
52,9
|
621,8
|
24
|
Наибольшая доля сферы услуг в ВВП приходится на Францию и США – 79,8% и 79,7% соответственно. Доля услуг в ВВП России составляет 60,1%, что на 19,6% меньше уровня США. Занимая 24 место в рейтинге, Россия по отношению к странам БРИКС по доле сферы услуг в ВВП превосходит Китай (52,9%) на 7,2%, Индию (56,9%) на 3,2%, уступая Бразилии на 7,1%. При этом тенденции развития сферы услуг в России соответствуют общемировым.
По показателям ВВП за 2023 г. Россия занимала 11 место в рейтинге сильнейших ТОП-25 стран мира, по итогам за 2023 г. - 5 место, сместившись с 10 места с начала 2000-х годов. В ТОП-5 стран входят Китай, США, Индия, Япония, Россия.
Сфера услуг включает отрасли, задействованные в обслуживании населения и экономических субъектов по различным видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт; гостиницы и рестораны; транспорт и связь; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг [5, 9] (Safarov, 2023; Shnorr, 2020).
Обобщая статистические данные, характеризующие мировую экономику сферы услуг, следует отметить, что в среднем на долю услуг в структуре ВВП стран с высоким уровнем развития приходится 70-80%, в странах с переходной экономикой – 50-70%, в развивающихся странах – менее 50%.
Показатель «Оборот розничной торговли», согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, включен в перечень показателей, характеризующих экономическую безопасность России.
Таблица 2 - Динамика объема платных услуг населению за период 2019-2023 гг. в России [12]
Год
|
Объем
платных услуг населению, млрд. руб.
|
Отклонение от предыдущего года (+,-)
|
Темп
роста к предыдущему году, %
|
Темп роста к 2019 году, %
|
2019
|
10535634
|
+665049
|
1,7
|
0
|
2020
|
9294198
|
-1241436
|
11,8
|
11,8
|
2021
|
11370934
|
+2076736
|
22,3
|
7,9
|
2022
|
12919451
|
+1548517
|
13,6
|
22,6
|
2023
|
15115216
|
+2195765
|
17,0
|
43,5
|
Анализ показателей динамики изменения объема платных услуг населению за период 2019-2023 гг. позволил сделать следующие выводы:
- среднегодовой темп роста объема платных услуг составил 9,44%, что положительно отразилось на увеличении доли сферы услуг в ВВП в целом;
- снижение темпов роста показателя в 2020 г. по сравнению с 2019 г. был связан с началом пандемии COVID-19;
- последующий рост объемов платных услуг населению, начиная с 2021 г. и по настоящее время, обусловлен возникновением и интенсивным развитием новых услуг, связанных с цифровизацией общества, развитием онлайн-технологий, пронизывающих все отрасли экономики и сферы жизнедеятельности населения.
Сделанные выводы подтверждаются показателями официальной статистики за период 2019-2023 гг. (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика структуры платных услуг населению в России за период 2019-2023 гг. [12]
Вид
услуги
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Платные услуги, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
бытовые
|
10,2
|
10,7
|
11,0
|
11,5
|
11,5
|
транспортные
|
19,8
|
15,0
|
18,0
|
18,0
|
19,5
|
телекоммуникационные
|
13,3
|
15,0
|
12,6
|
11,4
|
10,5
|
почтовой связи и курьерские
|
0,5
|
0,6
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
из
них курьерской доставки
|
...
|
...
|
0,1
|
0,2
|
0,3
|
жилищные
|
7,0
|
8,2
|
7,4
|
6,9
|
6,6
|
коммунальные
|
20,2
|
22,7
|
20,2
|
20,0
|
19,0
|
учреждений культуры
|
2,0
|
1,2
|
1,5
|
1,6
|
1,7
|
туристических агентств, туроператоров и прочие
услуги по бронированию и сопутствующие им услуги
|
1,7
|
1,0
|
1,3
|
1,7
|
1,9
|
гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению
временного жилья
|
2,4
|
2,0
|
2,5
|
2,7
|
2,8
|
физической культуры и спорта
|
0,9
|
0,8
|
1,0
|
1,1
|
1,2
|
из них фитнес-центров и спортивных клубов
|
-
|
-
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
медицинские
|
8,6
|
9,3
|
9,6
|
9,4
|
9,3
|
специализированных коллективных средств
размещения
|
1,6
|
1,4
|
1,8
|
2,0
|
1,9
|
из них санаторно-курортных организаций
|
1,3
|
1,1
|
1,3
|
1,5
|
1,3
|
ветеринарные
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,3
|
юридические
|
1,1
|
1,2
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
системы образования
|
6,9
|
7,1
|
7,0
|
6,8
|
6,7
|
услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста
и инвалидам
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
прочие платные услуги
|
3,3
|
3,3
|
3,9
|
4,7
|
5,2
|
из них электронные услуги и сервисы в области
информационно-коммуникационных технологий
|
-
|
-
|
0,7
|
1,5
|
2,0
|
Анализ представленных в таблице 4 показателей позволил выявить тенденции развития отдельных видов услуг за последнее время, а именно:
- наибольший удельный вес в структуре услуг за 2023 г. принадлежит таким услугам как: транспортные - 19,5%, коммунальные - 19,0%, бытовые – 11,5%, телекоммуникационные – 10,5%, медицинские – 9,3%, образовательные – 6,7%, жилищные – 6,6%. В совокупности доля данных услуг составляет 83,1%. При этом наблюдается следующая динамика развития:
а) доля транспортных услуг в 2023 г. по сравнению с 2019 г. стала ниже на 0,3%, однако, по сравнению с 2020 г. на 4,5% выше, что объясняется развитием транспортной инфраструктуры и повышением тарифов на перевозки;
б) доля бытовых услуг в 2023 г. по сравнению с 2019 г. возросла на 1,3%, что связано с развитием индивидуальных услуг населению в условиях импортозамещения;
в) доля жилищных, коммунальных и телекоммуникационных услуг за анализируемый период, несмотря на рост тарифов снижена соответственно на 0,4%, 1,2% и 2,8%, что связано с изменением структуры платных услуг населению в сторону развития других их видов;
г) рост медицинских услуг на 0,7% свидетельствует об успешной реализации национального проекта «Здоровье», рассчитанного на 2019-2024 гг.;
д) доля образовательных услуг снизилась на 0,2% по сравнению с 2019 г. и на 0,4% по сравнению с 2020 г. по причине увеличения количества бюджетных мест в структуре приема студентов;
- тенденцию роста имеют услуги почтовой связи и курьерские услуги на 0,1%, причем в основном за счет роста услуг курьерской доставки;
- динамично развиваются услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию, и сопутствующие им услуги, а также услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья. За анализируемый период прирост составил соответственно 0,2% и 0,4% по сравнению с 2019 г. и 0,9% и 0,8% по сравнению с 2020 г. На данную тенденцию положительное влияние оказали государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», рассчитанная на период 2019-2025 гг., и «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»;
- тенденция роста сопровождает развитие услуг физической культуры и спорта в 2023 г. по сравнению с 2019 г. на 0,3% и по сравнению с 2020 г. на 0,4%, в основном за счет роста услуг фитнес-центров и спортивных клубов. Причиной тому явилась реализация национального проекта «Демография» в части федеральной программы «Спорт-норма жизни»;
- услуги специализированных коллективных средств размещения, в том числе санаторно-курортных организаций, также имеют тенденцию роста соответственно в 2023 г. по сравнению с 2019 г. на 0,3% и 0%, по сравнению с 2020 г. на 0,5% и 0,2%, что также связано с реализацией национального проекта «Здоровье»;
- ветеринарные услуги также имеют положительную тенденцию в структуре платных услуг населению, их доля увеличилась соответственно на 0,1% по сравнению с 2019 г.;
- доля юридических услуг была снижена незначительно - на 0,1 % по сравнению с 2019 г., оставаясь на одном уровне за период 2021-2023 гг.;
- доля прочих платных услуг увеличилась на 1,9% по сравнению с 2019 г., на что положительно повлияло развитие электронных услуг и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий, связанных с интенсивной цифровизацией общества.
Рассматривая и изучая современное состояние и тенденции развития сферы услуг, целесообразно проанализировать объем платных услуг в расчете на душу населения за последние 5 лет за период 2019-2023 гг. (таблица 4).
Таблица 4 - Объем платных услуг на душу населения периода 2019-2023 гг. в России [12]
Вид услуги
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Темп роста 2023/2019
(2021), %
|
Платные услуги, руб.
|
71234,9
|
62923,0
|
77238,8
|
88058,9
|
103317,2
|
45,04
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
бытовые
|
7288,8
|
6720,1
|
8459,0
|
10086,2
|
11860,8
|
62,73
|
транспортные
|
14074,3
|
9407,4
|
13926,8
|
15827,3
|
20057,7
|
42,51
|
телекоммуникационные
|
9473,5
|
9466,7
|
9724,1
|
10033,2
|
10871,8
|
14,76
|
почтовой связи и курьерские
|
370,6
|
406,5
|
502,6
|
538,7
|
658,4
|
77,66
|
из них курьерской доставки
|
-
|
-
|
100,0
|
156,9
|
277,7
|
177,7
|
жилищные
|
5000,6
|
5150,8
|
5690,9
|
6103,7
|
6823,5
|
36,45
|
коммунальные
|
14254,0
|
14312,5
|
15664,4
|
17538,9
|
19630,3
|
37,72
|
учреждений культуры
|
1441,6
|
748,3
|
1134,1
|
1376,9
|
1734,6
|
20,32
|
туристических агентств, туроператоров и прочие
услуги по бронированию и сопутствующие им услуги
|
1215,9
|
622,1
|
1017,2
|
1483,2
|
1954,5
|
60,75
|
гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению
временного жилья
|
1674,8
|
1241,7
|
1932,2
|
2386,9
|
2931,4
|
75,03
|
физической культуры и спорта
|
653,7
|
485,4
|
762,2
|
984,2
|
1227,2
|
87,73
|
из них фитнес-центров и спортивных клубов
|
-
|
-
|
293,6
|
438,8
|
631,3
|
115,02
|
медицинские
|
6148,3
|
5866,4
|
7417,1
|
8307,7
|
9600,5
|
56,15
|
специализированных коллективных средств
размещения
|
1152,9
|
887,9
|
1396,8
|
1775,4
|
1960,0
|
70,01
|
из них санаторно-курортных организаций
|
905,2
|
689,8
|
1023,5
|
1287,8
|
1358,2
|
50,04
|
ветеринарные
|
151,4
|
154,2
|
188,9
|
241,0
|
291,4
|
92,47
|
юридические
|
806,6
|
733,5
|
760,0
|
922,1
|
1060,6
|
31,49
|
системы образования
|
4940,3
|
4441,0
|
5384,9
|
6025,0
|
6910,9
|
39,89
|
услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста
и инвалидам
|
204,9
|
211,8
|
239,2
|
286,3
|
324,8
|
58,52
|
прочие платные услуги
|
2382,7
|
2066,8
|
3038,3
|
4142,1
|
5418,8
|
127,42
|
из них электронные услуги и сервисы в области
информационно-коммуникационных технологий
|
-
|
-
|
522,9
|
1353,3
|
2087,3
|
299,18
|
Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать следующие выводы в отношении тенденций развития платных услуг в расчете на душу населения за период 2019-2023 гг., а именно:
- более чем в 3 раза характеризуется рост показателя, определяющий тенденцию потребления электронных услуг и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий (темп роста составил 299,18%), что связано с развитием информатизации процессов, задействованных в обслуживании населения, особенно в части предоставления государственных услуг и развития мобильных приложений;
- более чем в 2 раза характеризуется рост потребления услуг фитнес-центров и спортивных клубов (темп роста 115,02%), что связано с интенсивным развитием количества и обеспечения объектов физкультуры и спорта, а также потребление услуг курьерской доставки (темп роста 177,7%), что непосредственно влияет на повышение качества обслуживания населения;
- темпами роста от 50% до 100% характеризуется потребление таких услуг как: бытовые услуги (62,73%), услуги почтовой связи и курьерские (77,66%), услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги (60,75%), услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья (75,03%), услуги физической культуры и спорта (87,73%), медицинские услуги (56,15%), услуги специализированных коллективных средств размещения (70,01%), из них услуги санаторно-курортных организаций (50,04%), ветеринарные услуги (92,47%), услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам (58,32%);
- темпами роста от 10% до 49% характеризуется потребление таких услуг как: телекоммуникационные услуги (14,76%), жилищные услуги (36,45%), коммунальные услуги (37,72%), услуги учреждений культуры (20,32%), юридические услуги (31,49%), услуги образования (39,89%).
Таким образом, все виды платных услуг в расчете на душу населения имеют положительную динамику, что позитивно отражается на уровне и качестве жизни населения страны.
Уровень развития сферы услуг характеризуется не только стоимостными показателями оценки объема реализации услуг по видам экономической деятельности, по видам услуг, но и в большей степени экономической активностью хозяйствующих субъектов в этой сфере. Рассмотрим демографию развития экономическим субъектов в сфере услуг также за период 2019-2023 гг. (таблица 5).
Таблица 5 – Количество экономических субъектов, функционирующих в отечественной сфере услуг, за период 2019-2023 гг. [11]
ВЭД в сфере услуг
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Темп роста
2023/2019, %
|
Торговля оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и мотоциклов
|
1081487
|
938664
|
848740
|
815581
|
794680
|
-26,52
|
Транспортировка и хранение
|
176733
|
160157
|
152646
|
152313
|
156359
|
-11,53
|
Деятельность гостиниц и предприятий общественного
питания
|
90586
|
83557
|
80419
|
78293
|
77376
|
-14,58
|
Деятельность в области информации и связи
|
105519
|
97972
|
94169
|
96080
|
99884
|
-5,34
|
Деятельность финансовая и страховая
|
45735
|
39270
|
35002
|
32539
|
31816
|
-30,43
|
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
|
216563
|
206395
|
199570
|
196215
|
204049
|
-5,78
|
Деятельность профессиональная, научная и техническая
|
285852
|
263790
|
248579
|
242705
|
237077
|
-17,06
|
Деятельность административная и сопутствующие
дополнительные услуги
|
151777
|
137177
|
127837
|
123843
|
124817
|
-17,76
|
Образование
|
12093
|
11291
|
11090
|
10984
|
11526
|
-4,69
|
Деятельность в области здравоохранения и социальных
услуг
|
53500
|
53090
|
53899
|
54662
|
56392
|
5,41
|
Деятельность в области культуры, спорта, организации
досуга и развлечений
|
29654
|
26655
|
25120
|
24281
|
23747
|
-19,92
|
Предоставление прочих видов услуг
|
51660
|
45458
|
41542
|
40489
|
38462
|
-25,55
|
Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, за период 2019-2023 гг. наблюдается общее сокращение количества активных экономических субъектов, функционирующих в сфере услуг, на 19,34% или в среднем в год на 5,23%. Основной причиной тому явилось укрупнение предприятий, повышение их профессионального уровня в условиях конкуренции, уход с российского рынка ряда иностранных компаний в результате действия международных экономических санкций, задействованных на развитие сферы услуг;
- во-вторых, несмотря на общее сокращение числа хозяйствующих субъектов в сфере услуг, следует отметить ежегодное открытие новых предприятий. Так, в 2023 г. в сфере услуг было зарегистрировано 154609 новых экономических субъектов, из 47,50% было открыто в торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов, в транспортировке и хранении - 10,96%, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 3,97%, в области информации и связи - 6,20%, финансовой и страховой деятельности – 1,40%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом - 4,79%, деятельности профессиональной, научной и технической – 11,56%, деятельности административной и сопутствующих дополнительных услугах - 7,51%, образовании – 0,72%, деятельности в области здравоохранения и социальных услуг – 2,08%, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 1,17%, предоставлении прочих видов услуг – 2,15%;
- в-третьих, наблюдается относительная стабильность в деятельности предприятий сферы услуг, что подтверждается снижением числа экономических субъектов, прекративших свою деятельность, в 2023 г. по сравнению с 2019 г. на 273383 предприятия. Кроме того, среди действующих предприятий сферы услуг в 2023 г. 60,79% работают на рынке более 5 лет, что подтверждает их конкурентоспособность.
Рассматривая вопросы деловой активности в сфере услуг, следует обратиться к результатам социологического опроса, размещенным официально на сайте Росстата. К факторам, сдерживающим интенсивное развитие сферы услуг в России, отнесены следующие:
- неопределенность экономической ситуации в стране (отметили 63% респондентов);
- высокий уровень налогообложения (отметили 43% респондентов);
- недостаточно сформированный спрос на определенный вид услуги (отметили 43% респондентов);
- недостаток финансовых средств (отметили 41% респондентов);
- недостаток квалифицированного персонала (отметили 30% респондентов);
- высокая арендная плата (отметили 20% респондентов);
- недобросовестная конкуренция (отметили 18% респондентов);
- другое (отметили 10% респондентов).
Таким образом, возрастающая роль сферы услуг в экономике является объективным процессом, оказывающим влияние на рост качества жизни населения. В свою очередь, рост уровня жизни населения становится основным фактором развития сферы услуг.
Рассматривая основные факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие сферы услуг, следует отметить:
- инновации и их активное внедрение в развитие техники и технологий, что способствует формированию предложения товаров и услуг, повышению их качества и конкурентоспособности по сравнению с импортными аналогами. Сфера услуг становится инновационным сектором экономики, призванным оперативно реагировать на потребности общества в сопровождении процессов, обслуживании производства и населения, особенно в условиях цифровизации экономики всех отраслей. Именно поэтому более интенсивными темпами развиваются информационные и телекоммуникационные услуги, услуги мобильной связи, цифровые сервисы и их программное обеспечение в структуре соответствующего вида экономической деятельности сферы услуг. Особенности развития информационных услуг влияют на увеличение занятости населения в этой сфере, в том числе в форме самозанятости;
- общественное разделение труда и кластеризация экономики, что связано с интеграцией предприятий сферы услуг со всеми отраслями экономики, предоставляя возможности для усиления специализации в их профессиональной деятельности. Повышение конкурентоспособности услуг становится основным фактором формирования спроса на них как со стороны экономических субъектов, так и со стороны индивидуальных потребителей;
- социальная интеграция, проявляющая в потребности образования и трудоустройства, развития культуры и спорта, здравоохранения и здорового образа жизни, государственных и других деловых услуг, индивидуализации личности через развитие бытовых услуг;
- факторы внешней среды, связанные с нормативно-правовым регулированием развития отечественных отраслей экономики, включая действующие регламенты в отношении внешнеэкономической деятельности;
- факторы эволюционного развития, связанные с мировыми тенденциями развития экономики, проявляющиеся в формировании национальных концепций, стратегий, национальных проектов, федеральных и региональных программ, определяющих приоритетные ценностные ориентиры, что прямо или косвенно оказывает влияние на развитие сферы услуг, в том числе появлении новых видов услуг.
Заключение. Таким образом, концептуальное развитие сферы услуг рассматривается как приоритетное направление экономического развития страны, во многом определяющим занятость, уровень и качество жизни населения, деловую активность и экономическую безопасность, являясь инвестиционно- и инновационно-привлекательной.
Проведенный комплексный анализ ряда ключевых экономических показателей позволил определить отраслевые закономерности и тренды развития сферы услуг.
Полученные результаты можно охарактеризовать как разнонаправленные.
С одной стороны, экономика сферы услуг находится под существенным воздействием положительных факторов и процессов, с другой – отрицательных.
К серьезным проблемам отнесем:
1. Ощутимое снижение количества активных субъектов рынков услуг.
2. Неопределенность и низкопрогнозируемая экономическая ситуация в стране и в международном поле.
3. Слабосформированный потребительский спрос на отдельные виды услуг.
4. Международные экономические санкции, затрудняющие получение доступа к различного рода ресурсам и благам.
5. Нехватка финансовых средств, дорогие кредиты и др.
Вместе с тем, наблюдаются и положительные аспекты:
1. Рост объемов оказания платных услуг на душу населения.
2. Повсеместное проникновение, распространение и использование инновационных продуктов во многих отраслях и сферах деятельности, включая электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий.
3. Снижение числа ликвидированных экономических субъектов.
4. Усиление специализации субъектов рынков услуг.
5. Наблюдается больше регистраций новых организаций и др.
Несмотря на то, что наша страна несколько отстает в развитии сферы услуг, анализ показателей ее развития позволяет сделать вывод о том, что данная сфера в России развивается более динамичными темпами по сравнению с отраслями материального производства.
Достижение оптимального соотношения между развитием промышленного производства и сферы услуг является государственной задачей, эффективность решения которой влияет на уровень развития производственного и непроизводственного секторов экономики, современной системы обслуживания производства и населения, являясь драйвером материального производства, социального, интеллектуального и духовного развития общества.
Страница обновлена: 10.12.2024 в 14:59:58