Национальная инновационная система как доминанта в становлении новой модели экономического роста
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (42), Июнь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112910
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается взаимодействие всех компонентов национальной инновационной системы через призму усиления восприимчивости экономики к внедрению инноваций с целью ускорения развития страны.
Ключевые слова: инновации, экономический рост, модернизация экономики, национальная инновационная система, инновационный механизм
В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства важно создать новую экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям, а это возможно лишь при переходе к качественно новой модели экономического роста. И модернизация национальной инновационной системы становится первоочередным вопросом формирования такой «новой экономики». Одним из приоритетов государственной политики является смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному.
Изменения экономической модели
Инновационные системы (ИС) всех уровней являются доминантами в становлении новой модели экономического роста. Главными их компонентами выступают возникающие на всех стадиях воспроизводственного цикла инновации, различающиеся по происхождению, степени новизны, предметно содержательной структуре, воздействию на экономические процессы. Модель рынка изменяется в ускоренном режиме, так как современные средства связи и возможности, которые предоставляет Интернет, позволяют сгладить асимметричность информации, и рынок приближается к модели совершенной конкуренции, где все имеют равный свободный вход и у всех одинаковый доступ к информации. Меняется и поведение монополий отраслей «новой экономики», которые вопреки монополиям, действующим в традиционном хозяйстве, увеличивают объемы производства и снижают цены. Все это становится возможным благодаря существенному снижению издержек вследствие использования новых технологий, которые дешевеют гораздо быстрее, чем это наблюдалось во время предыдущих технологических революций.
Впрочем, изменения касаются пока лишь тех сфер (а их не так уж много и не все они имеют стратегическую направленность), где действительно начала функционировать «новая экономика», где активно применяются инновации, которые уже и не воспринимаются таковыми. Национальная инновационная система (НИС) рассматривается как главная сила, способная интенсифицировать экономический рост. И поскольку в России еще не начата комплексная модернизация всей экономической системы, а имеются лишь некоторые ее предпосылки в виде не всегда четких законопроектов и их не особенно эффективного исполнения, а также вследствие преобладания сырьевой составляющей, необходимы, помимо стремления к построению НИС «снизу», действенные меры для укрепления взаимодействий компонентов НИС «сверху».
«Аудит необходимости»
Долгое время возможность получения огромных и по сути дармовых доходов от вывоза сырья и энергоресурсов за границу провоцировало оттягивание решения все более обострявшейся проблемы модернизации российской экономики, ее реструктуризации и перевода на путь инновационного развития.
Следует, наконец, признать, что 90% экспорта России в виде топлива, сырья и базовых промышленных полуфабрикатов и считанные проценты экспорта гражданской продукции - это не предел наших возможностей на мировом рынке. Важно показать, что мы можем экспортировать не только продукцию отраслей первичного передела (такая ситуация пока у нас и на инновационном рынке), но и продукцию с высокой добавленной стоимостью (пока, получая доходы лишь от первого – добывающего - передела, Россия несет огромные финансовые потери). Тем более что в стране все более разрастается конкуренция за ресурсы между отечественным спросом и экспортом.
Для становления новой модели экономического роста, как отмечается во многих источниках, необходимо провести технологический аудит России, инвентаризацию отечественного инновационного предложения.
Причины…
Анализ динамики отраслевой структуры отечественного народного хозяйства показывает, что происходит процесс деградации структуры промышленного производства вследствие ухудшения состояния материально-технической базы. Инвестиции, несмотря на их значительные объемы и темпы роста, не привели к существенным изменениям в экономических пропорциях. К концу межкризисного периода на крупных и средних коммерческих предприятиях в наиболее инвестиционно привлекательных добывающих отраслях износ машин и оборудования достиг 55%, а доля полностью изношенных машин и оборудования – 24%.
В целом все это объясняется невосприимчивостью российской экономики к технологическим изменениям, которая возникла в результате долгой экспортно-сырьевой ориентации.
Были разрушены вертикальные производственно-экономические связи и последовали стагнация и даже деградация ряда жизненно важных отраслей экономики и импорто-замещения их продукции (машиностроение, станкостроение, легкая промышленность, судостроение, лесопереработка и т.д.). Речь идет об отраслях, потенциально восприимчивых к инновациям. Технологическое внедрение инноваций в сложившуюся жесткую технико-технологическую цепь представляет собой ряд проблем, так как новые и старые технологии как звенья одного процесса плохо совместимы или могут быть несовместимы вообще. Соответственно, процесс внедрения потребует значительных затрат как временных так и материальных. Национальная инновационная система должна быть ориентирована на значительное сокращение этих затрат, чтобы усилить спрос на технологические инновации. Пока же меры, предпринимаемые правительством, свидетельствуют лишь о стимулировании их предложения (существует лишь стратегическая направленность мер на научную сферу).
Причин и факторов, которые тормозят становление инновационной экономики и новой модели экономического роста, множество, и все они идут от несовершенства существующей на сегодняшний момент национальной инновационной системы.
О диалоге государства, науки и бизнеса
Еще одно направление, необходимое для становления новой модели экономического роста, – это создание условий для диалога государства, науки и бизнеса.
Общепризнанным является тот факт, что на сегодняшний момент в России наука и промышленность являются двумя различными слабо пересекающимися сферами, то есть это означает, что существующий инновационный потенциал страны активно используется где-то не у нас. Получается, что громадный объем научно-технической информации по-прежнему уходит из России. В то время как мы могли бы (направив усилия правительства в нужное русло) продавать опять-таки не инновационное сырье, а инновационную продукцию.
Инновационная система нужна для того, чтобы государство разделило риски бизнеса. Организацией производства будет заниматься бизнес, а государство должно создать условия, продумать и реализовать инновационный механизм. При создании новой модели экономического роста необходимо уделить внимание решению главных обязательных внутренних задач (жизнеобеспечение + безопасность) и реализовать свои главные конкурентные преимущества на глобальном рынке: обширные природные ресурсы + геополитическое положение + высокий уровень образования и науки + области, где имеется мировое лидерство.
Задачи национальной инновационной системы
В национальной инновационной системе все должно быть взаимосвязано и равномерно со своевременным выявлением и устранением существующих недостатков и соответствием тому уровню развития, которого хочет достичь национальная экономика. Пока же и НИС, и состояние нашей экономики требует решительных и радикальных перемен. Не устраняя существующей тенденции экспорта энергоресурсов, а разумно используя соответствующие доходы в качестве финансовой базы как основы для перевода российской экономики на инновационный путь развития, возможно будет использовать наше сырьевое преимущество именно как преимущество постоянное, а не временное, существующее лишь до момента исчерпания всех природных ресурсов.
Поддерживая научную сферу, следует не забывать и о поддержке сферы применения и внедрения инноваций в реальный сектор экономики. В рамках создания инновационной инфраструктуры и при определении политики в области инновационной системы государству необходимо иметь консультантов из ИТ-специалистов, подобно тому, как чиновники имеют при себе профессионалов в сфере нефтедобычи.
В вопросах размещения технопарков и развития инфраструктуры вокруг них, а также льгот в налогообложении и аренде государство должно довольно лояльно подходить к инновационной отрасли. И, если в США даже при льготах и всяческой поддержке существует большой риск, то в России никакие организации не рискнут переехать в зону технопарков.
Вывод
Только наладив взаимодействие всех компонентов национальной инновационной системы и равномерно распределив финансирование на каждый из элементов этой системы, можно будет говорить о начале нового экономического роста в России.
Источники:
2. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. – М.: Дело, 2005.
3. Иванов И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри. – М.: Русь-Олимп, 2009.
4. Матвеев О. Проблемы перехода к инновационному типу экономического развития // Экономист. – 2009. – № 8.
5. http://www.kremlin.ru.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:53:55