Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности
Щепакин М.Б.1, Михайлова В.М.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 48 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446098
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Обозначена возрастающая роль сферы услуг в развивающейся социально-экономической системе, претерпевающей изменения разного характера в процессе нарастания противоречий и разногласий и необходимости обеспечения ее устойчивого равновесия в условиях ресурсных ограничений. Выявлены и систематизированы подходы к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» по ключевым признакам, обозначающим ориентиры в характере воплощения услуг разного происхождения. Разработана классификация этих подходов и дана их характеристика. Предложено описание экономической природы сферы услуг осуществлять с позиций ресурсно-интеграционного подхода. Указано на необходимость реализации ключевого принципа этого подхода, суть которого заключается в достижении баланса интересов и выгод, формируемых участниками отношений на основе мотивационной доминанты и повышения доверия к преобразованиям в этой сфере в направлении укрепления социально-экономического вектора развития общества
Ключевые слова: сфера услуг, экономическая категория, вид экономической деятельности, классификация подходов к описанию понятия «сфера услуг», ресурсно-интеграционный подход, баланс интересов и выгод, устойчивое развитие
JEL-классификация: L80, L89, M21
Введение
Российская экономика, вступая на путь интенсивного развития и инновационного обновления всех сфер деятельности, сталкивается с проблемой идентификации изменяющихся состояний рынка, вызываемых следующими причинами: а) перераспределением ресурсов между участниками отношений; б) новыми вызовами трансформируемого экономического пространства; в) повышением требований потребителей и иных рыночных агентов к качеству и характеру производимой продукции и оказываемых услуг разного происхождения и направленности [1] (Shchepakin, 2000); г) меняющимися интересами региональной экономики; д) появляющимися неблагоприятными обстоятельствами и факторами внешнего окружения; д) изменчивостью состояния внутренней среды бизнеса; е) неопределенностью стратегии развития российской социально-экономической системы; ж) неразрешаемыми противоречиями, разногласиями и конфликтами между собственниками и наемной рабочей силой.
Деформации в маркетинговом поведении хозяйствующих субъектов [2] (Shchepakin, 2016), формируемые в социально-экономической системе в силу неоднородности происхождения нарастающих противоречий, конфликтов и разногласий между разными участниками отношений (между бизнесом и властью, между государством и бизнесом, между бизнес-структурами по обстоятельствам различного характера, между обществом и человеком, между социумами и структурами власти разных уровней и т.п.) приводят к сдерживанию экономического роста [3] (Shchepakin, Mishulin, 2000), снижению уровня морально-нравственного воплощения компетентностных составляющих в деятельности товаропроизводителя и бизнес-структур в сфере услуг. Ресурсные ограничения накладывают негативный «отпечаток» на выстраиваемые взаимоотношения между участниками рынка, побуждая их к маркетинговой адаптации к требованиям рынка в условиях неопределенности и нестабильности экономики на основе интеграции имеющихся возможностей и вовлекаемых извне ресурсов для достижения желаемых результатов и выгод [4] (Shchepakin, Khandamova, Dushin, 2018).
Сфера услуг как сфера обеспечения и сопровождения реализации экономических, социальных и производственных процессов обслуживания и удовлетворения потребностей участников рыночного пространства требует идентификации ее экономической природы в содержательном контексте тех явлений, процессов и взаимодействий, которые определяют внутреннее состояние бизнеса, его работников, и формируют предпосылки для решения ключевых проблем развития общества и человека в его реальном социально-экономическом окружении [5] (Shchepakin, Mikheev, 2015). Сфера услуг, выступая связующим звеном межотраслевых, межсубъектных, межличностных связей, подвергается изменениям, которые затрагивают разные срезы социально-экономической жизни общества и разных участников отношений и влияют на характер преобразований во всех составляющих жизнедеятельности российского общества. Эти изменения могут ускоряться на инновационной основе [6] (Shchepakin, Khandamova, Fitsurina, Kuznetsova, Shumsky, 2018) или же сдерживаться по причинам разного характера (из-за нехватки ресурсов, социальной неоднородности и разноуровневости взаимодействующих сторон, поляризации возможностей людей в получении тех или иных благ, из‑за отсутствия порой элементарных условий для удовлетворения насущных потребностей граждан, территориально разобщенных в границах российского социума, по заявляемым запросам разной направленности и т.п.) [7] (Shchepakin M.B., Kozhura E.A., 2004).
Инфраструктурные преобразования в социально-экономической жизни рядового человека тормозятся из‑за пониженной мотивационной активности бизнеса и его работников во всех сферах деятельности, наиболее отчетливо проявляя свою недостаточную эффективность в период нестабильной экономики [8] (Shchepakin, Khandamova, Tolmacheva, 2018). Организационные изменения, сопровождающие этот период, отличаются хаотичностью, нерациональностью и импульсивностью, которые нарушают ранее установленные договоренности между теми, кто создает материальные и иные блага и теми, кто является собственниками ресурсов и делегирует управляющие воздействия менеджерам разного уровня и разной принадлежности по управлению бизнесом в границах тех или иных территорий и субъектов права в интересах конструктивных изменений, способных создать большие прибавочные продукты. Чаще всего здесь речь идет о получении больших доходов и прибылей, невзирая на качество и уровень создаваемой потребительской ценности оказываемых услуг (например, в здравоохранении, в образовании, в культуре). Воспроизводство товаров и услуг подчиняется интересам тех, кто наделяет бизнес и работников материально-техническими и финансовыми ресурсами, требуя в ответ максимальной самоотдачи и самореализации для удержания бизнесом конкурентных позиций и для наращивания его конкурентоспособности в том или ином маркетинговом пространстве.
Инновационный компонент, являясь тем исходным элементом, который способен создать условия для инициирования изменений разного характера и масштаба, становится определяющим при построении бизнес-моделей и бизнес-процессов, ориентированных на адаптационные манипуляции с сознанием и поведением потребителя, инвесторов, рыночных агентов разных сфер деятельности и видов профессионального труда [9, 10] (Shchepakin, 2019; Khandamova, Shchepakin, Kharadzhyan, 2012). Наполняя тот или иной подход содержательным контентом к отображению свойств, качеств и характеристик разных сфер (видов) деятельности, возможным становится определение инструментарных наборов маркетингового управления функционированием и развитием существующих и диверсифицируемых видов профессиональной экономической деятельности. Эти инструментальные наборы должны быть идентифицированы и формализованы в тех пропорциях, которые отвечают запросам рыночных агентов (потребителей, производителей сопутствующих товаров, рыночных субъектов сферы обслуживания и того или иного сопровождения бизнеса, инвесторов и структур государственного и другого иерархического уровня управления). Вовлекаемые в управление функционированием и развитием разных сфер деятельности инструменты воздействия на участников рынка с их разными представлениями о процессах и явлениях в социально-экономическом пространстве создают потенциал для модернизационных и иных преобразований на уровне экономики регионов и субъектов хозяйствования. Нестабильность экономического развития различных сфер деятельности (ключевых, обеспечивающих, обслуживающих, сопровождающих) требует пересмотра позиций бизнеса в отношении построения коммуникационных сетей [11] (Khandamova, Shchepakin, Petrovskiy, 2007), которые могут изменить рыночное положение субъектов в той или иной сфере и создать предпосылки для рациональной адаптации их организационно-экономических механизмов к изменяющимся условиям внешнего окружения и изменяющемуся внутреннему состоянию самого бизнеса [10] (Khandamova, Shchepakin, Kharadzhyan, 2012). Синхронизируя ресурсы, возможности, маркетинговое поведение и интересы разных участников рыночных отношений при построении ими бизнес-процессов, создается синергетический эффект [12, с. 336–359] (Kleyner, Inshakov, Sorokozherdev, Mamedov, Mishulin i dr., 2011, р. 336–359) от их взаимодействия, и укрепляется тренд на экономический рост [40] (Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016). Рациональное маркетинговое поведение субъектов и их бизнес-партнеров становится инструментом обретения ими благоприятного конкурентного положения даже в условиях нестабильного экономического развития и обострения конкуренции [13] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva, Kuznetsova, Kurenova, 2018).
Для того чтобы осуществлять выбор тех или иных решений по управлению развитием хозяйственных сфер экономики (в производственных звеньях, в структурах сферы услуг разного предназначения) на разных уровнях ее воплощения (национальном, региональном, субъектом), следует составить представление о том, каков должен быть механизм построения взаимодействий между участниками обменов, и на каких принципах он должен быть реализован, если ставится задача наращивания темпов экономического роста и повышения народного благосостояния. И в рамках такой постановки проблемы «вырастает» необходимость выявления экономической природы тех сфер деятельности, которые обретают серьезный тренд на расширение масштабов своего влияния на происходящие процессы изменений в обществе и в сознании работающего человека. Сфера услуг, как наиболее привлекательная с точки зрения удовлетворения изменяющихся потребительских потребностей, требует своей идентификации в контексте ресурсных и иных возможностей человека, бизнеса и государства для объективного (а не субъективизированного средствами массовой информации и иными источниками пропаганды) изменения восприятий и реакций людей на декларируемые и осуществляемые преобразования в экономической сфере деятельности. Речь идет о тех ресурсах и возможностях, которые способны создать благоприятные и комфортные условия для жизни социума, адекватно оценивающего состояние общества, внешнего окружения и внутренних процессов в предпринимательской сфере. Необходимо в рамках объективных представлений об экономической природе процессов и явлений, реализуемых в сфере услуг, создавать силами бизнеса, государства и работающего человека те условия для ее функционирования и развития, которые способны изменять сознание человека, наделяя его уверенностью в достижении текущего и будущего благополучия, воплощаемого в реальном удовлетворении платежеспособного спроса населения на предметы, товары и услуги желаемого качества в желаемом объеме.
Классификация подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг»
Анализ научных публикаций в области теории управления сферой услуг показывает, что большинство из них посвящено исследованию понятия «сфера услуг», привязанной к отраслевой специфике (транспортной [14, с. 56] (Fursov, 2011, р. 56), социальной [15] (Smirnov, 2011), жилищно-коммунальной [16, с. 144] (Mironova, 2010, р. 144), консультационной [17, с. 46] (Deeva, 2010, р. 46), страховой [18] (Kucherova, 2011) и др.). В научной литературе можно встретить ряд понятий, употребляемых наряду с понятием «сфера услуг»: непроизводственная сфера, нематериальное производство, социальная сфера, социальная инфраструктура, социально-культурная сфера, сфера обслуживания, инфраструктурная сфера, духовное производство, сфера сервиса, индустрия сервиса и т.п. Широкий терминологический «разброс» в представлениях о тех или иных видах и сферах экономической деятельности требует исследования, которое способно выявить взаимосвязи между ресурсными составляющими этих сфер в контексте целей и задач общества по его развитию и укреплению социально-экономической и морально-нравственной направленности в обозначаемых и реализуемых преобразованиях, учитывающих внутреннее состояние общества, бизнеса и человека, а также реагирующих на усиливающееся внешнее давление со стороны разных сил (геополитических, конкурентных, идеологических, этнокультурных и иных). Теоретический анализ научных исследований разных ученых, разделяющий их взгляды на характер протекающих процессов в российской социально-экономической системе по различным признакам, определяющим сущность экономической природы этих процессов, позволил выявить основные подходы к описанию понятия «сфера услуг» как к экономической категории и как к виду экономической деятельности. Нами систематизированы эти подходы по ключевым признакам, описывающие приоритетное толкование этого понятия с позиций научных взглядов разных исследователей (табл. 1).
Таблица 1
Классификация основных подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» как экономической категории в условиях новых вызовов развивающего рынка и изменяющихся требований потребителя
Подход
|
Характеристика
|
Ключевой
признак подхода
|
Процессный
[19, 20]
(Sobakoreva, 2007; Buyalskiy, 2009) |
Заключается
в рассмотрении сферы услуг как серии взаимосвязанных экономических,
социальных и производственных функций, реализующих непрерывный процесс
обслуживания и удовлетворения потребностей населения.
|
Ориентация
на взаимосвязан-
ность и взаимодействие видов деятельности |
Маркетинговый
[21] (Omarova, 2011)
|
Рассматривает
сферу услуг как совокупность формируемых и реализуемых услуг различного
направления в интересах потребителя.
|
Ориентация
на потребителя
|
Отраслевой
|
Базируется
на рассмотрении сферы услуг как набора услуг, отражающих специфику
разных отраслей и сфер деятельности предприятия.
|
Ориентация
на вид деятельности
|
Поведенческий
[22] (Barygina, 2009)
|
Рассматривает сферу услуг как набор услуг, меняющихся
в зависимости от знаний, умений, навыков и других
поведенческих реакций как персонала предприятия, так и потребителей.
|
Ориентация на человеческое
поведение, действия и их результаты
|
Экономический
|
Рассматривает
сферу услуг как систему, в рамках которой реализуются экономические цели
и достигается эффективный результат деятельности предприятия, связанный
с интересами бизнеса и потребителя.
|
Ориентация
на получение прибыли и иных выгод
|
Организационный
[23] (Burdakova, 2013)
|
Рассматривает
сферу услуг как систему отношений между звеньями управления, имеющими четко
определенный порядок взаимоотношений, в рамках которой реализуется эффективное
взаимодействие участников рыночной среды друг с другом в интересах
устойчивого развития бизнес-структур.
|
Ориентация
на координацию взаимодействий
участников отношений |
Ситуационный
[24, с. 231] (Meskon, 2011, р. 231)
|
Базируется
на рассмотрении сферы услуг как системы, реагирующей на изменения
внешних и внутренних факторов, определяющих поведение фирмы на рынке
и характер управления ею для сохранения желаемых позиций в рыночном
пространстве в условиях конкретных обстоятельств и проявления
действия конкретных факторов.
|
Ориентация
на изменяющиеся
условия рынка |
Инфраструктурный
[25, с. 24] (Ivanov, 2002, р. 24)
|
Рассматривает
сферу услуг как систему, состоящую из субъектов (производитель услуги) и объектов
(потребитель услуги), отражающих их пропорции и соотношения в каждом
конкретном случае, в рамках которой решаются вопросы выбора наиболее
эффективных форм организации взаимодействия между ними.
|
Ориентация
на равновесие и устойчивость
|
Ресурсный
[26] (Shchepakin, Tsitsilina, 2007)
|
Рассматривает сферу услуг как систему, способную
приспособиться к изменчивости ресурсного обеспечения и необходимости
восполнения ресурсов в случае их нехватки из разных источников для формирования
предпосылок эффективного ведения хозяйственной деятельности предприятиями в интересах
их устойчивого развития.
|
Ориентация на
рациональное использование ресурсов |
Коммуникацион-ный [27] (Khandamova, 2007)
|
Рассматривает сферу услуг как систему, обладающую
неоднородными и разнохарактерными коммуникативными отношениями между
субъектами, требующими их рационализации и структуризации по признакам
полномочий, функций и возможностей в построении эффективной деятельности
бизнес-структур.
|
Ориентация на
проницаемость воздействий к взаимодействию |
Мотивационный
[28] (Shchepakin, 1996)
|
Рассматривает сферу услуг как систему, настраиваемую
на ту или иную мотивационную доминанту, определяемую интересами
субъектов и стратификационных классов, формирующих
стратегии и тактики развития бизнеса исходя из ресурсной обеспеченности, поведенческой адаптивности работников к вызовам рынка, к условиям выстраиваемых договоренностей между разными звеньями социально-экономической системы и функционирующую только при достижении консенсуса между сторонами в распределении выгод и благ. |
Ориентация на
интересы и разрешение противоречий |
Воспроизводствен-ный
[29, с. 25] (Dobrynina, 2009, р. 25)
|
Рассматривает сферу услуг как систему,
ориентированную на постоянное возобновление производства услуг для удовлетворения
потребностей потребителей конкретного рынка с минимальными затратами на единицу
полезного эффекта.
|
Ориентация на
возобновление услуг |
Институциональ-
ный [30, с. 44] (Sinyutin, 2002, р. 44) |
Рассматривает сферу услуг как комплекс различных бизнес-структур,
функционирующих в конкретной институциональной среде и воспроизводящих
необходимые услуги в зависимости от потребностей потребителей и от условий,
в которых существует и развивается система.
|
Ориентация на комплекс
различных объединений
граждан |
Инновационный
[31, с. 25] (Shchepakin, Tomilko, 2013, р. 25)
|
Рассматривает сферу услуг как систему, способную
воспринимать, инициировать и реализовывать нововведения, идеи в практику
хозяйственной деятельности в условиях реального состояния
организационно-экономической и правовой среды общества.
|
Ориентация на
реализацию инновационных решений |
Ресурсно-
интеграционный
(предложен авторами) |
Рассматривает сферу услуг как целостную систему,
способную интегрировать ресурсы разного
качества, происхождения и направленности для достижения баланса интересов взаимодействующих сторон на принципах социальной ответственности и воплощения нравственно-этических норм и правил. |
Ориентация на интеграцию
ресурсов разной направленности и разного происхождения
|
Анализ научной литературы в терминологическом аспекте рассматриваемой нами сферы услуг позволил выделить некоторые из подходов, определивших содержательную составляющую понятия «сфера услуг» (табл. 2).
Таблица 2
Систематизация основных определений понятия «сфера услуг» в контексте ее представления как вида экономической деятельности, реализуемой на разных принципах взаимодействия хозяйствующих и иных субъектов рыночных отношений (описаны в научных исследованиях представителей разных научных школ)
Автор
|
Определение
|
Реализуемый
подход |
Панкратьев Н.Н. [32] (Pankratev, 1998)
|
Сфера услуг – сводная обобщающая категория,
включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых
предприятиями, организациями, а также физическими лицами
|
Производственный
|
Стаханов
В.Н. [33, с. 74] (Stakhanov, Stakhanov, 2011, р. 74)
|
Сфера услуг − комплекс предприятий, учреждений,
организаций и видов деятельности, занятых производством всего
многообразия услуг
|
Организационный
|
Азрилиян
А.Н. [34, с. 255] (Azriliyan, 2010, р. 255)
|
Сфера услуг – система отраслей народного хозяйства, продукты,
потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств.
Автор различает: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение) |
Отраслевой
|
Токарева
О.Е. [35] (Tokareva, 2005)
|
Сфера услуг − это самостоятельная сфера,
обеспечивающая повышение эффективности общественного производства на основе
совершенствования человеческого капитала, создания условий для рациональной
организации основных видов деятельности человека
|
Организационный
|
Кликич
Л.М. [36, с. 12] (Klikich, 2004, р. 12)
|
Сфера услуг − это особая, наиболее перспективная сфера
экономики со специфическими субъект – субъектными отношениями и связями
в обмене
|
Инфраструк-
турный |
Иванов
Н.Н. [37] (Ivanov, Aleksandrov, 2007)
|
Сфера услуг − это сфера
деятельности субъектов социально-экономической системы, функциональным
назначением которой является удовлетворение потребностей физических и юридических
лиц путем предоставления им (производства для них) соответствующих
благ-услуг. В качестве указанных субъектов могут выступать либо отрасли,
полностью с ориентированные на оказание услуг, либо оказывающие те
или иные виды услуг организации отраслей, имеющих иное функциональное предназначение.
|
Маркетинговый
|
Соловьева Л.В. [38] (Soloveva, 2005)
|
Сфера услуг − это система
разнородных видов экономической деятельности, в которых, наряду со сферой
материального производства, происходит совокупный процесс создания и использования
общественного продукта
|
Процессный
|
Плешивцев
А.В. [39] (Pleshivtsev, 1992)
|
Сфера услуг − совокупность
отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение
которых в системе общественного производства выражается в производстве
и реализации услуг и духовных благ для населения
|
Воспроизвод-
ственный |
Представленные определения отражают различные грани производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности субъектов сферы услуг. Определенная односторонность рассмотрения сферы услуг ограничивает возможности управленческих звеньев совершенствовать внутрисубъектные и межсубъектные отношения, формировать механизмы рационального использования различных ресурсов, выстраивать сбалансированные взаимоотношения между субъектами рынка, порой игнорируя ориентацию бизнеса на интересы работников, на выгоды от рациональных коммуникаций и на изменяющиеся обстоятельства рыночной среды, а также игнорируя масштаб и характер существующих противоречий и разногласий в обществе. Понимая цели и задачи развития сферы услуг, следует ориентироваться на инновационные составляющие бизнес-процессов, на интеграцию ресурсов в направлении построения сбалансированных взаимодействий между участниками отношений на принципах социальной ответственности, на устоявшихся нормах нравственно-этического поведения, на маркетинговой ориентации бизнеса в соответствии с коммуникационной проницаемостью разных агентов рынка на сотрудничество и партнерство в интересах достижения консенсуса в распределении получаемых выгод и благ от намечаемых преобразований и модернизации профессиональной деятельности с использованием передовых технологий и современных маркетинговых инструментов воздействия на целевые аудитории различных сфер деятельности.
На рисунке 1 представлена взаимосвязь различных подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг», реализуемой наиболее полно в рамках предложенного ресурсно-интеграционного подхода, отображающего новые процессы и явления в социально-экономической жизни общества и в изменяющемся сознании рядового человека. Сущностная природа сферы услуг как экономической категории зиждется (авт. − основывается, строится) на внутреннем потенциале человеческого ресурса, социально-экономическом векторе мотивационной доминанты и на доверии к изменениям и преобразованиям в разных составляющих жизнедеятельности общества. Отсутствие хотя бы одного вышеназванного и четко идентифицируемого элемента разрушают сущностное наполнение понятия «сфера услуг» и порождают симуляционные проявления в поведении субъектов, в реализации маркетинговых программ функционирования бизнеса, в адаптационных преобразованиях во всех составляющих социально-экономической системы (и в первую очередь, в сфере услуг – максимально «приближенной» к нуждам и потребностям рядового человека). Пренебрежение факторами, сдерживающими развитие, а также определяющими инвестиционное развитие, создает дополнительные трудности в достижении устойчивого равновесия системы и формирует разнонаправленные сложности в преодолении противоречий, разногласий и конфликтов между разноуровневыми участниками рыночных отношений.
Обозначения: 1− человеческий ресурс; 2 − мотивационная доминанта; 3 − доверие
Рисунок 1. Взаимосвязь подходов к описанию экономической природы
понятия «сфера услуг» и ее воплощению в обеспечении устойчивого
функционирования и развития этой сферы
Источник: разработано авторами.
Существенным моментом в понимании сферы услуг как вида экономической деятельности является ее восприятие в сознании потребителей и тех, кто выступает субъектом оказания услуг, той областью жизни человека или коммуникаций субъектов хозяйствования и иных социумов, в которой воплощаются усилия сторон по реальному удовлетворению заявляемых потребностей, формируемых в обществе и в его социально-экономическом пространстве. Реализация функций в сфере услуг, расширяющихся под воздействием научно-технического прогресса и в результате появления новаций разного предназначения, должна строиться на принципах социально ориентированного взаимодействия клиентов (потребителей), хозяйствующих и иных субъектов рыночных отношений. Это взаимодействие должно отображать здравую логику взаимовыгодного партнерства, строиться на принципах нравственности, морали, этики, социальной справедливости и рационального ресурсного покрытия реализуемых действий, проектов и мер по повышению эффективности функционирования и развития сферы услуг.
Заключение
1. Сфера услуг как наиболее привлекательная с точки зрения удовлетворения изменяющихся потребительских потребностей субъектов область экономической деятельности и сфера удовлетворения потребностей человека требует своей идентификации в отношении ресурсных (маркетинговых, компетентностных, поведенческих, мотивационных, коммуникационных, инновационных, организационных и др.) и иных возможностей человека, бизнеса и государства решать стоящие перед ней задачи посредством рационального использования формируемого в этой сфере потенциала, определяемого изменяющимся поведением трудового ресурса и самих субъектов. Это та сфера, в которой формируется то или иное восприятие субъектами бизнеса, иными структурами рынка и людьми тех услуг, которые им могут быть предложены или оказаны в условиях реального состояния экономического пространства, ориентированного на реализацию позитивных преобразований в социально-экономической жизни общества и рядового социума.
2. Проведена систематизация подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» и обозначена необходимость ее рассмотрения в качестве экономической категории и вида экономической деятельности, реализуемой в условиях изменчивости внутреннего состояния субъектов и усиления внешнего давления рыночного окружения в границах конкретных территорий и регионов в условиях развивающегося рынка.
3. Предложен ресурсно-интеграционный подход к описанию экономической природы понятия «сфера услуг», которая может воплощаться как экономическая категория и как вид экономической деятельности, осуществляемой в условиях новых вызовов развивающегося рынка и изменяющихся потребностей и требований различных рыночных агентов.
Источники:
2. Щепакин М.Б. Модель управления маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. ‒ 2016. ‒ Т.21. ‒ № 3. ‒ С. 66−79.
3. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический взгляд на общественно-экономическое развитие // Наука Кубани. ‒ 2000. ‒ № 1. ‒ С. 3-11.
4. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Душин В.А. Компенсационный маркетинг в обеспечении конкурентоспособности бизнеса // Экономика и предпринимательство. ‒ 2018. ‒ № 7(96). ‒ С. 718-724.
5. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Разрешение противоречий между субъектами взаимодействия в экономическом пространстве розничной торговой сети в условиях ее функционирования и развития // Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ № 6 (ч.1) (59-1). ‒ С. 1124-1127.
6. Marketing tools of innovation development management / M.B. Shchepakin, Е.F. Khandamova, M.S. Fitsurina, О.А. Kuznetsova, N.V. Shumsky // ESPACIOS (Caracas, Venezuela). – 2018. – Vol. 39 (№ 31). – Page 9.
7. Щепакин М.Б., Кожура Е.А.Узел компромиссов. К устойчивому развитию экономической системы через реализацию адаптационного потенциала предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2004. – № 6. – С. 55–59.
8. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Толмачева О.И. Управление развитием бизнеса в условиях обострения мотивационно-ресурных противоречий в развивающихся маркетинговых полях / В сб. Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций / Сб. статей международной научно-практ. конф. (Тбилиси, 23-28 октября 2018 г.); под ред. Г.Б. Клейнера, Х. А. Константиниди, В.В. Сорокожердьева. − М.: Научно исследовательский институт истории, экономики и права, 2018. – С. 137-144.
9. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. ‒ 2019. ‒ № 2. ‒ С. 101-120.
doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120
10. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Маркетингово-ресурсный адаптер организационно-экономического механизма управления безопасным функционированием и развитием корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. ‒ 2012. ‒ № 78. ‒ С. 805-820.
11. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Петровский В.И. Формирование коммуникационных сетей в условиях развивающегося рынка // Научно-технические ведомости СПбГПУ: экономические науки. ‒ 2007. ‒ № 4(52). ‒ С. 244-252.
12. Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации / Г.Б. Клейнер, О.В. Иншаков, Р.М. Нуреев, В.В. Вольчик и др. − М.: Современная экономика и право, 2011.
13. Managing the marketing behavior of manufacturing enterprise on the factor «competitiveness» / M.B. Shchepakin, E.F. Khandamova, E.V. Krivosheeva, О.А. Kuznetsova, D.G. Kurenova // ESPACIOS. ‒ 2018. – Vol. 39 (№ 31). – P. 18.
14. Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели / В.А. Фурсов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. – 348.
15. Смирнов А.Б. Методологические основы управления развитием базы сферы социальных услуг // Вестник Российской академии естественных наук. – СПб., 2011. – № 1. – С. 87-93.
16. Миронова М.Д. Оценка инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан: методология и инструментарий: монография. – Казань: КГТУ, 2010. – 280 с.
17. Деева Е.М. Теория и методология маркетинга консультационных услуг: монография. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. – 157 с.
18. Кучерова Н.В. Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга: дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Уфа, 2011. – С. 32.
19. Собакорева А.В. Сравнение методик перехода к процессному подходу в управлении на предприятии // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 4. – С. 24.
20. Буяльский И.П. Совершенствование организационных форм и методов управления компаниями сферы услуг на основе бизнес-процессного подхода: дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Майкоп, 2009. – С. 21-25.
21. Омарова К. А. Маркетинговые подходы к формированию эффективной системы управления малыми и средними предприятиями в сфере социальных услуг // Материалы междунар. научной конференции «Актуальные вопросы экономики и управления». – М.: РИОР, 2011. – С. 34-36.
22. Барыгина О.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: реализация поведенческого подхода // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 3. – С. 31.
23. Бурдакова Г.И. Организационный подход к сущности управления развитием муниципальных образований // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (5). – С. 975-981.
24. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2011. – 672 с.
25. Иванов Н.Н. Управление в сфере услуг: инфраструктурный подход: дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. – СПб., 2002. – 302 с.
26. Щепакин М.Б., Цицилина В.М. Методический подход к оценке эффективности использования ресурсов на предприятиях хлебопродуктового подкомплекса // Научно-технические ведомости СПбГПУ: «Экономические науки». – СПб: Изд. Политехнического университета, 2007. – № 4(52) – С. 36-44.
27. Хандамова Э.Ф. Коммуникационное поле в контексте формирования механизма устойчивого развития социально-экономической системы / Э.Ф. Хандамова // Менеджмент качества и устойчивое развитие экономических систем / Под ред. проф. А.В. Бабкина // Межвуз. сб. научн. трудов. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2007. – С. 376–380.
28. Щепакин М.Б. Мотивация и поведение людей и организаций в условиях российского рынка // Межвузовский сб. научн. трудов «предприятие в условиях рынка». – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1996. – С. 18-24.
29. Добрынина А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
30. Синютин М. В. Институциональный подход в экономической социологии. – СПб.: Питер, 2002. – 313 с.
31. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационный кластером: монография / ФГБОУ ВПО «КубГТУ». – Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. – 148 с.
32. Панкратьев Н.Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. – 1998. – № 4. –С. 16-21.
33. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. – М.: Экспертное бюро, 2011. – 160 с.
34. Азрилиян А.Н. Новый экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 2010. – 1088 с.
35.Токарева О.Е. Сфера услуг в системе трансформирующихся экономических отношений: дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Тюмень, 2005. – С. 32.
36. Кликич Л. М. Эволюции сферы услуг: неравновесный подход. – М.: МСХА, 2004. – 100 с.
37. Иванов Н.Н., Александров В.И. О некоторых аспектах формирования стратегии развития инфраструктуры организаций сферы услуг // Сб. научн. трудов «Актуальные проблемы развития сферы услуг. ‒ СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. ‒ 2007. ‒ С. 86-90.
38. Соловьева Л.В. Сфера услуг как социо-экономический фактор развития общества // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2005. – № 5(14). – С. 48-53.
39. Плешивцев А. В. Диалектика развития сферы услуг в процессе ее перехода к рыночной экономике. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. – М., 1992. – С. 31.
40. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса //Экономика им предпринимательство. − 2016. − № 12-2(77-2). − С. 743-758.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 19:37:15