К вопросу реформирования статистических показателей (или о занимательной арифметике статистического ведомства России)
Косьмин А.Д.1, Кузнецов В.В.1
1 Омский государственный технический университет, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 3 (Март 2022)
Цитировать:
Косьмин А.Д., Кузнецов В.В. К вопросу реформирования статистических показателей (или о занимательной арифметике статистического ведомства России) // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 3. – С. 1189-1208. – doi: 10.18334/ce.16.3.114418.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218621
Аннотация:
Целью представленной работы является аналитический обзор публикаций по итогам социологических исследований, а также социально-экономических процессов по данным российского статистического ведомства в формате , прежде всего, макроэкономических показателей, коррекция и реформирование которых является его (ведомства) перманентным и доминантным занятием, детерминированным ключевым показателем, а именно - “отсутствие реальных успехов” в повышении уровня жизни, сокращении бедности и снижении инфляции. Поэтому статистическому ведомству поручено реформировать расчетные модели инфляции (уж слишком она высока) , модели бедности (сменить понижательный тренд на повышательный), нуждаемости и соцподдержки таким образом, чтобы эти вновь оцифрованные модели свидетельствовали о возросшем потенциале достижения национальных целей.
Ключевые слова: уровень жизни бедность, инфляция, качество государственного управления, стратификация
JEL-классификация: I31, I32, E31
ВВЕДЕНИЕ
Поводом для написания статьи послужило заявление спикера Совета Федерации на 4-ом форуме социальных инноваций регионов о следующем: “Повышение уровня жизни в России неразрывно связано с созданием развитой социальной инфраструктурой. Благодаря тому, что россияне поддержали поправки в Конституцию, в России произошел грандиозный социальный поворот. На это повлияли и достаток, и образование, развитая система здравоохранения, а также надежные социальные гарантии” [15] .
Так в чём же заключается “грандиозный социальный поворот”? Самая “ресурсная” в мире страна (первая в мире страна по запасам сырья, по экспорту пшеницы, природного газа, вторая по экспорту нефти, угля, стали, меди, древесины, алюминия, первая по производству алмазов и вторая по производству золота) с архаичной моделью экономики и запредельно низким качеством государственного управления обрела такие главные проблемы, как низкие пенсии, стагнация экономики и доходов населения, бедность, катастрофическое недофинансирование здравоохранения, образования и науки, безработица, естественная убыль населения, коррупция.( Как вещала чеховская Варвара, жена лавочника Цыбукина своему сыну-сыщику :”Живем мы хорошо, всего у нас много....только вот скучно у нас. Уж очень народ обижаем” (Чехов, 1988г.).
Обзор основных публикаций по итогам социологических исследований ведущих аналитических центров страны за 2021 год позволил выявить наиболее значимые проблемы россиян.
Россияне заявили о полной профессиональной непригодности правительства, выразив недоверие к действующей в стране власти.
Полагаем, что “грандиозный социальный поворот” заключается в другом, а именно, – в обнаружении нового врага россиян.
таблица 1
Главные проблемы страны, по мнению её граждан
(% опрошенных)
Проблемы
|
%
|
Рост
цен
|
61,1
|
Бедность
|
36,0
|
Коррупция
|
33,0
|
Безработица
|
33,0
|
Эпидемия
коронавируса
|
32,0
|
Недоступность
многих видов медицинского обслуживания
|
23,0
|
Резкое
расслоение общества на богатых и бедных
|
23,0
|
Кризис
в экономике
|
20,0
|
Недоступность
образования
|
19,0
|
Ухудшение
состояние экологической среды
|
19,0
|
Выступая перед новым составом Госдумы, Путин В.В пафосно объявил нового врага россиян: ”В нашей стране, а значит у всех нас много сложных вызовов. Главный наш враг, угроза для нашего стабильного развития, для демографического будущего-это низкие доходы наших граждан, миллионов* людей” [9].
В современных условиях, когда основной характеристикой развитого общества становится его социальная направленность, особое внимание уделяется материальным источникам, обеспечивающим благополучие. Одним из источников выступают, прежде всего, доходы населения.
По данным Росстата, начиная с 2014 года рост доходов граждан страны сменился их падением. За последние 7 лет доходы снижались 5 раз и составили 88.4% от уровня 2013 года.
Реальные располагаемые доходы населения в 2020 снизились на 3.5% (при отрицательном росте ВВП - 3.1%).
* Заявление о миллионах нищих в стране напоминает ”явку с повинной” - Салтыков-Щедрин М.Е. Теперь каждое публичное выступление руководителя страны сопровождается мантрой о необходимости преодоления бедности
За чертой бедности (рассчитанной по действующей методике 2020 года) оказались 19.6 млн. россиян (13.3% от численности всего населения), а доходы 58% россиян оказались ниже 27 тыс. рублей в месяц [11].
Симптоматично то, что уровень бедности в стране снизился на фоне рекордной смертности. Россия оказалась в свободном падении в демографическую пропасть, демонстрируя абсолютные рекорды смертности и самую низкую рождаемость. На пятерых умерших в стране приходится лишь трое родившихся. Естественная убыль населения без учёта миграции перешагнула отметку в 990.0 тысяч человек-это худший показатель по убыли 2000 года, когда страна потеряла 958.5 тыс. человек [17].
В данном месте следует обозначить рейтинг России по уровню жизни за последние шесть лет в целом и по восьми его (уровня) компонентам:
· объем ВНП на душу населения (в табл.:V ВНП);
· предпринимательство и инновации (в табл.: ПИ);
· правление (в табл.: ПР);
· образование (в табл.: ОБ);
· здравоохранение (в табл.: ЗД);
· безопасность жизнедеятельности (в табл.: БЖ);
· свобода личности (в табл.: СЛ);
· социальный капитал (в табл.: СК).
Таблица 2
Рейтинг России по уровню жизни
Годы
|
Рейтинг
|
Компоненты уровня жизни
| |||||||
ВНП
|
ПН
|
ПР
|
ОБ
|
ЗД
|
БЖ
|
СЛ
|
СК
| ||
2015
|
58
|
55
|
42
|
106
|
29
|
42
|
91
|
111
|
50
|
2021
|
67
|
102
|
58
|
58
|
67
|
78
|
61
|
45
|
73
|
В 2015 году рейтинг по уровню жизни составлен из 142 стран; в 2021 году – из 83 стран мира.
В 2015 году Россия поднялась на 10 пунктов относительно к 2014 году во многом благодаря образованию. В 2021 году Россия опустилась на 9 позиций по сравнению с 2015 годом “благодаря” двум компонентам – правлению и свободе личности.
В топовую десятку входят: Швейцария, Дания, Нидерланды, Финляндия, Австрия, Австралия, Исландия, Германия, Новая Зеландия, Норвегия.
В среднем за 2021 год 29 % россиян отметили, что их материальное положение ухудшилось. Это максимум с 2016 года [12].
За последние пять лет пенсии в среднем увеличились на 3000 рублей, а в долларовом выражении средняя пенсия 2021 года (215 долларов) уменьшилась на 95 долларов по сравнению с 2013 годом (310 долларов) - это более чем на 30 %.
Пенсия не достигла докризисного уровня 2013 года, а пенсионеры теряют три четверти дохода – коэффициент замещения зарплаты страховой пенсией поставил антирекорд снижения за последние 13 лет - 28 % [11].
Несмотря на индексацию, страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров, будут последовательно снижаться по отношению к прожиточному минимуму пенсионера со 180% в 2022 году до 169 % в 2024 году. Это совершенно не соответствует задаче по обеспечению среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2.5 - 3-х прожиточных минимумов, поставленной в стратегическом документе о развитии пенсионной системы до 2023 года.
А размер социальной пенсии в 2023 - 2024 гг. будет даже ниже прожиточного минимума. Такая политика будет сдерживать рост реальных денежных доходов населения, и ни о каком снижении уровня бедности в два раза к 2030 году не может быть и речи.
В 2022 году расходы на пенсии по госпрограмме “Развитие пенсионной системы” сократятся на 152 млрд. рублей - с 3.314 до 3.162 трлн. рублей. Уменьшается финансирование нацпроектов социального блока-здравоохранения и образования. Расходы на “социальную политику” сократятся на 371 млрд. рублей. В общей сложности на медицине, экономике и соцподдержке граждан бюджет “сэкономит” 640 млрд. рублей.
Расходы по статье “национальная безопасность* и правоохранительная деятельность” в бюджете – 2022 увеличиваются с 2384 до 2799 трлн. рублей, - на 17 % [16].
Среднемесячная номинальная зарплата в 2021 году составила, по данным Росстата, 51352 рубля в месяц. Медианная же зарплата оказалась более чем в полтора раза ниже средней зарплаты (32.4 тыс. рублей), и в 1.3 меньше среднего трудового дохода (39.5 тыс. рублей). Чем выше разница между этими показателями, тем больше разрыв между сверхвысокими зарплатами меньшинства и более низкими зарплатами большинства.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) “привязан” к медианной зарплате и составляет 42 % от последней - 13.6 тыс. рублей [11].
Величие страны заключается не в количестве квадратных километров “освобождённых территорий ” где-то в Сирии, и не в щедрости неслыханной – глава государства простил африканским странам долги более чем на 20 млрд. долларов, а в достатке собственных граждан, половине которых хватает только на еду и одежду (но ведь ещё вопрос в том, какая это еда и одежда в современной России), а 48% семей не могут приобрести товары длительного пользования. Купить всё, что считают нужным, могут только 3% россиян. Доля респондентов, которым приходится ограничивать себя во всём, особенно велика среди молодых семей - это 59 % [11] .
Сокращение реальных зарплат и реальных располагаемых доходов однозначно ведет к росту количества неимущих, слабым утешением для которых, этакой “сладкой музыкой” звучат слова Алексея Константиновича Толстого (1817-1875 гг.), в его стихотворении “Мудрость жизни ” [7]:
Будь доволен долей малой,
Тщись расходов избегать,
Руки мой себе, пожалуй,
Мыла ж на ноги не трать.
Низкие доходы наших граждан, миллионов людей [9], еще более девальвируются безудержным ростом цен на потребительском рынке, особенно на рынке продовольственных товаров первой необходимости (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Динамика цен на продовольственные товары
Продовольственные
товары первой необходимости
|
Цена
за единицу в 2012 году (кг., л.)
|
Цена
за единицу в 2021 году (кг., л.)
|
Цены
2012-2021 год (рост цены за промежуток)
|
1. Говядина
(кроме бескостного мяса)
|
248.47
|
408,82
|
164,5%
|
2. Свинина (кроме
бескостного мяса)
|
220.09
|
309,97
|
140,8%
|
3. Баранина
(кроме бескостного мяса)
|
301,48
|
493,92
|
163,8%
|
4. Куры (кроме
куриных окороков)
|
117,26
|
182,66
|
155,8%
|
5. Рыба мороженая
неразделанная
|
85,67
|
190,07
|
221,7%
|
6. Масло
сливочное
|
260.84
|
679,44
|
260,5%
|
7. Масло
подсолнечное
|
78.51
|
133,65
|
170,2%
|
8. Молоко
питьевое
|
33,88
|
62,18
|
183,5%
|
9. Яйца куриные
|
43,34
|
79,67
|
183,8%
|
10. Сахар-песок
|
31,58
|
52,88
|
167,4%
|
11. Соль пищевая
|
11
|
14,35
|
130,4%
|
12. Чай черный
байховый
|
391,06
|
964,49
|
246,6%
|
13. Мука
пшеничная
|
25,19
|
44,71
|
177,5%
|
14. Хлеб ржаной,
ржано-пшеничный
|
31,52
|
60,01
|
190,4%
|
15. Хлеб и
булочные изделия из пшеничной муки
|
33,62
|
59,62
|
177,3% |
16. Рис
шлифованный
|
39,8
|
85,23
|
114,1%
|
17. Пшено
|
26,65
|
59,82
|
224,5%
|
18. Крупа
гречневая
|
43,13
|
106,84
|
147,7%
|
19. Вермишель
|
47,63
|
87,63
|
183,9%
|
20. Картофель
|
16,07
|
44,51
|
176,9%
|
21. Капуста
белокочанная
|
15,65
|
40,73
|
160,2%
|
22. Лук репчатый
|
16,7
|
31,75
|
190,1%
|
23. Морковь
|
24
|
45,37
|
189%
|
24. Яблоки
|
62,54
|
100,42
|
160,5%
|
Таблица 4
Рост потребительских цен на единицу продукции (2021 г.)
Продовольственные товары первой необходимости
|
Значение
(%) | |
Курятина
|
30.18
|
|
Говядина
|
14.07
|
|
Свинина
|
14.68
|
|
Баранина
|
13.7
|
|
Гречка
|
18.46
|
|
Мука
|
10.56
|
|
Яйцо(10
штук)
|
26.78
|
|
Вермишель
|
11.31
|
|
Сахар
|
13.57
|
|
Огурцы
|
60.5
|
|
Помидоры
|
58.82
|
|
Овсяные
хлопья «Геркулес»
|
80.0
|
“пьедестал
|
Картофель
|
74.11
|
почёта”
|
Капуста
|
87.87
|
|
За 2021 год цены на продовольственные товары первой необходимости (из табличного перечня) выросли по сравнению с 2020 годом на 36.7 %. А если учесть, что картофель вырос в два с лишним раза (100-150 %), а капуста – почти в три раза, то инфляция по указанному перечню товаров составит около 80 % (но не 10.78 %, как считает Росстат).
Годовая инфляция, по мнению Росстата, на уровне 8.4%зафиксирована в 2021 году: при этом в отчёте фигурируют и большие цифры роста стоимости ряда товаров, но все они загадочным образом «усредняются» и сходят на нет. Между тем, по мнению ряда экспертов, фактическая инфляция за прошлый год превысила 25% (а продовольственная превысила 42%).
В опубликованном Докладе статистического ведомства в перечне важных продовольственных товаров почему-то отсутствует картофель, потребление которого в России составляет около 80 кг на душу населения.
Цена на этот корнеплод выросла в два с половиной раза, то есть на 100-150%. В отчёте отсутствует капуста, цена на которую выросла на 100-120%.
По данным Росстата стройматериалы подорожали на 23,8%, а фактически в два-три раза и больше. Особенно это касается металла и древесины. А по одежде, обуви и прочим тканям приводится минимальный рост цен в пределах 2-4%, а фактически 50% и более.
По данным исследовательского центра «РОМИР» (единственной организации, считающей альтернативный индекс потребительских цен) инфляция по покупаемым россиянами товарам составила в 2021 году 17%, что более чем вдвое превышает оценку Росстата (8.4%) [10].
Данные официального статистического ведомства, безусловно, вызывают далеко не «малейшее подозрение достоверности» [1], немой статистики (А. Чехов) и является поводом для сомнения в верном, правильном определении ее показателей (лишившихся «права» своей автономности) [2].
Росстат осуществляет конструирование различного рода показателей по согласованию с чиновниками высшего эшелона власти в формате, соответствующем государственным интересам. Статистика должна непременно красноречиво оцифровать успешную деятельность власти во благо своего народа.
В результате этого «социально-экономическая статистика – одно из самых могущественных орудий социального познания – превращается, таким образом, в уродство, в статистику ради статистики, в игру…» [6].
Росстат, по умолчанию, обязан видеть, мыслить и рассчитывать статистические показатели так же, как видит, мыслит и «рассчитывает» (показывает) их государство, или как этого требует государственный интерес. В итоге Росстат теряет самостоятельность суждений, обретает прикладной характер, а его аналитический аппарат искусственно упрощается.
Статистика* - это опора не очень эффективной власти, долженствующая манипулировать статистикой экономического роста, уровня жизни, роста цен и т.д., то есть откровенно лгать, тем самым неправедно возвышая власть. (Немчиков В. крупнейший организатор статистической науки в СССР).
Инфляция в России – явления причудливое и загадочное по методологии её начисления. И кто же виноват в её росте?
Глава ЦБ РФ обвинила россиян в росте цен, в их поспешности истрачивать деньги.Но ведь на это их мотивируют инфляционные ожидания, они привыкли к обесцениванию денег и торопятся их материализовать. Избыточный спрос провоцирует рост цен на товары.
Наиболее высокая доля импорта остается в структуре розничных продаж автозапчастей, детских игр и игрушек (свыше 90%), а также одежды и обуви (80-90%). На 86% из завезённых товаров состоит рынок телекоммуникационного оборудования, на 73% обеспечен импортом сектор галантереи. В наименьшей степени от импорта продаж зависят продажи спорттоваров, бытовой химии и косметики, а также товаров для дома. Однако и в этих сегментах на поставки зарубежные приходится больше половины потребления. Налицо импортозависимость российского потребительского рынка [15].
Каковы же глубинные причины безудержного роста цен на потребительском рынке?
Глава правительства РФ считает, что инфляция у нее в основном импортируемая. И это подтверждают эксперты Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, которые подсчитали, что 75% потребительских товаров – импортные.
Доля импорта продовольствия в общем объёме российского импорта в 2021 году составила 13.6% (в 2020 – 12,8%). Увеличились поставки сыров и творога на 12,4%, масла сливочного на 11%, молока и сливок – на 5.9%.
*Факты упрямая вещи, но статистика гораздо сговорчивее – Лоренс Питер (канадский педагог)
Доля импорта в общем объёме внутреннего потребления составляет по мясу и мясопродуктам – 7.4%,по молоку и молочным продуктам – 16.5%, по рыбе и морепродуктам – 60.4%, по фруктам и ягодам – 57.5% [11].
Другой причиной роста цен на потребительском рынке является удорожание экспорта. Отечественные производители, пользуясь ростом мировых цен и девальвацией рубля, «гонят» на экспорт свою продукцию, тем самым создавая искусственный дефицит внутри страны, из-за которого растут внутренние цены.
Причина инфляции в стране – в отставании экономического роста, в сокращении предложения товаров, которые идут на экспорт.
Ситуацию с дорожающим экспортом (в отличие от импорта) можно исправить, если повысить экспортные пошлины и отменить контрсанкции. Но власть этого не делает.
Поскольку инфляция – это агрегат из двух составляющих переменных, постольку очень важным представляется определение степени «причастности» к ней каждой из них.
Росстат в очередной раз рассматривает другие варианты расчёта инфляции – уж слишком высокой она оказала в 2021 году. Речь идёт о применении индекса цен Лайспереса, который отражает цены всех произведённых товаров и услуг.
= , где
- цена товаров и услуг базисного периода;
- товары и услуги базисного периода в ценах отчётного периода. Этот индекс показывает, во сколько раз (или насколько) товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчётный период.
Индекс Лайспереса – это так называемый дефлятор, с помощью которого определяется реальный ВНП (изменяется состав ВВП, следовательно, изменяется и набор товаров и услуг).
Инфляцию на потребительском рынке следует считать по индексу цен Пааше (для неизменного набора товаров и услуг), который отражает изменение цен отчётного периода по сравнению с базисным по товарам и услугам, реализованным в отчётном периоде (показывает, насколько подорожали или подешевели потребляемые товары и услуги).
= , где
- цена товаров и услуг в отчётном периоде;
– товары и услуги отчётного периода в ценах базисного периода.
Индекс потребительских цен учитывает только цены на товары, приобретаемые потребителями.
С помощью индекса Пааше рассчитывается индекс цен и на продовольственные товары первой необходимости.
Потребительскую инфляцию, в том числе продовольственную, следует отграничить от «назначаемой» инфляции ЦБ РФ, которая не имеет никакого отношения к росту потребительских цен и всего лишь в незначительной степени опосредованно влияет на цены импортных товаров. Эта инфляция показывает рост или снижение биржевых и валютных курсов, это игра ожиданий на рынке акций и облигаций (коих нет у подавляющего большинства россиян) [2].
Цены на потребительском рынке России за 20 лет выросли в 10 раз [15].
Потребительская инфляция, лишь приближённо отражаемая средней величиной, имперсональной, представляется неправомерно используемой для совокупности разнородных имущественных страт.
Инфляция должна быть «персонифицированной» в соответствии со стратификацией населения: среднего класса, малообеспеченных, бедных и нищих.
Больше того, инфляция имеет различные значения для многочисленных домохозяйств указанных выше страт, поскольку каждое из них имеет свою индивидуальную потребительскую корзину, являющуюся функцией доминирующего аргумента – располагаемого денежного дохода.
Несомненно, что для государства гораздо важнее видеть в довольстве наибольшее число своих граждан и потому если в реальном материале действительно этого не происходит, то на «выручку» приходят талантливые, новые идеи по реформированию модели бедности и соцподдержки, вероятные значения которой позволит увеличить число довольных (не бедных) своих граждан.
Российские «несвершения» - большие и малые гальванизируют поиски иных, более легких путей осуществления, достижения целей. Как заявил премьер – министр Правительства, выступая в Госдуме с отчётом о работе Кабмина в 2020 году: “Бедность надо правильно считать и важным в этом плане является проект «Социальное казначейство», с помощью которого необходимо определять показатели реальной нуждаемости по профилю риска семей. Кроме того, при расчётах бедности необходимо обратить внимание и на нелегальную занятость. Доходы от неё важно учитывать при определении нуждаемости граждан в господдержке”. «Ведь функция государства – помогать тем, кому не хватает, и нужно наладить этот учёт, - подчеркнул глава правительства» [16]. По его мнению, в России много автоматических льгот, которые доводятся до людей, которые, быть может, в этом и не нуждаются, и видит это на примере людей [ ? ], которые не подали заявление, не обратились с вопросом о поддержке, в том числе даже своего ребёнка, у которого хватает (но ведь есть другие примеры массового масштаба, согласно которым заявления людей о поддержке были отклонены).
Таким образом, нуждаемость становится важным фактором для определения потребности граждан в дополнительной помощи от государства.
С 2021 года власти реформировали систему расчёта бедности и прожиточного минимума. До этого уровень бедности определялся как доля населения ниже прожиточного минимума (абсолютная черта бедности), который определялся ежеквартально на основе стоимости потребительской корзины (кривого зеркала благополучия [3]). Правительство решило перейти на относительную черту бедности, для чего прожиточный минимум стали считать по-другому – раз в год как 44.2% от значения медианы среднедушевого дохода (в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60%). После этого данные по уровню бедности в 2021 году перестали быть сопоставимыми с данными за предыдущие периоды. Президент страны поручил обеспечить сопоставимость отчётных данных, чтобы, в частности, корректно следить за ходом выполнения национальной цели по снижению уровня бедности в два раза к 2030 году.
Новый прожиточный минимум, привязанный к доле среднедушевого медианного дохода (неведомо как определяемого* статистикой) не используется для расчёта статистического уровня бедности. Минтруд подчёркивает, что прожиточный минимум имеет прямое практическое значение – служить критерием нуждаемости и определения размеров социальных пособий (статистические границы бедности – это новое понятие введено правительством в 2021 году – на назначение пособий не влияют). По решению Президента прожиточный минимум на 2022 год проиндексирован выше уровня инфляции.
В соответствии с международным подходом (как пояснили в Минтруде) правительство утвердило правила определения границы бедности, которые позволяют обеспечить сопоставимость показателя «уровень бедности» на всём временном ряду – с 1992 года. Для этого берётся прожиточный минимум за четвёртый квартал 2020 года, то есть последний, рассчитанный еще по старой методике – на основе стоимости (основательно заниженной) потребительской корзины, и он ежеквартально индексируется по инфляции.
* “Это секрет, завёрнутый в загадку и укрытый непроницаемой тайной” - У. Черчилль.
Росстат впервые рассчитал «границу бедности» в России и представил по-новому измеренный показатель доли малоимущих. В третьем квартале 2021 года численность населения ниже этой границы составила 16 млн. человек, или 11% (статистический «уровень бедности»). Граница бедности за третий квартал составила 11970 рублей для всего населения. По сравнению с третьим кварталом 2020 года численность россиян ниже этой границы бедности снизилась на 2.8 млн. человек, а их доля – на 1.8%. По итогам 9 месяцев 2021 года доля малоимущих определена на уровне 12.1% [11]. А за IV квартал? -
Объявленная война бедности в России успешно продвигается только не посредством повышения доходов и снижения цен, а путём реформирования модели бедности и соцподдержки.
Приведем пример иного подхода к проблеме сокращения бедности, облегчения жизни малоимущих граждан.
В Узбекистане, например, (не самом богатом на постсоветском пространстве) в связи с растущим внутренним напряжением второй год не повышаются стоимость услуг ЖКХ, цены на бензин. Более того, власти страны вводят мораторий на повышение цен на электроэнергию с 2023 года на три года в рамках тарифной политики до 2030 года. В стране введено обязательное согласование с антимонопольным органом тарифов в сфере коммунального хозяйства, энергосбережения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок, и в других аналогичных отраслях, имеющих большое социальное значение [15]. Эти меры расширяют возможности обладания реальными деньгами, и снижает уровень тревожности, беспокойства граждан Узбекистана.
В России же вследствие достигнутого показателя – «отсутствия реального успеха» в повышении уровня жизни и сокращения бедности (на это указали 39% респондентов, - это максимум с 2014 года [12], опять «затевают реформы» (Столыпин)). На этот раз подлежат реформированию расчётные модели инфляции, модели бедности (нуждаемости) и соцподдержки.
И последнее.
Россия уверенно теряет статус страны с высоким уровнем благосостояния в связи с сокращением реальных доходов населения, расширением и углублением масштабов бедности и нищеты. Глубинной причиной всех российских бед является крайне низкое качество государственного управления.
Общий вывод сводится к тому, что пока не изменится система и качество государственного управления, Россия будет сжиматься в экономически и социально незначимую державу, подавляющее большинство граждан которой влачёт жалкое существование. Бюджет 2022 года не предусматривает и не обеспечивает ресурсными возможностями «социальную политику», то есть, не нацелен на то, чтобы выполнить обязательства перед гражданами*. Но как заявил премьер на заседании правительства, «В его основе, - пояснил премьер, - одна простая идея – рост благополучия людей. Ведь главное – это забота о наших гражданах» [16]. А спросили ли Вы наших граждан о том, каким же образом распределить бюджетные средства, чтобы обеспечить рост их благополучия?
Президент заявил о том (Сочи, октябрь 2021 год), что Россия берет курс на отказ от следования либерально – монетаристским установкам, делает ставку на свою собственную модель, в рамках которой весомую роль играет государственное регулирование [9]. То есть существующая капиталистическая система в нынешнем виде себя попросту исчерпала, потеряла потенциал для решения ключевых проблем населения. Однако, «собственную экономическую модель» никто не разрабатывает и не обсуждает.
Власть, стало быть, не очень плодотворна в достижении поставленных целей (они постоянно находятся в режиме отсрочки, похоже, до «греческих календ»).
Действующую модель экономики, следовало бы подвергнуть некоторой коррекции, расширяющей горизонты ее эффективности, касающиеся, прежде всего, качества государственного управления.
Эта модель, конечно же, имеет и невостребованный в России латентный потенциал, имея ввиду достижение гармонического сочетания телеологических механизмов рынка и государства, изменение их пропорций в пользу последнего, как это сделали в Китае.
Оптимальное сочетание, гармония телеологических механизмов рынка и государства является непреложным условием решения социально – экономических проблем страны – снижения уровня бедности, роста цен, сокращения имущественного неравенства, роста инвестиций и валового внутреннего продукта, повышения реальных доходов населения и т.д. [5].
Поэтому основным вопросом философии экономической науки является эмпирическое обнаружение оптимального соотношения указанных телеологических механизмов, реального оптимального равновесия между необходимостью («видимой рукой» государства) и свободой («невидимой рукой» рынка) [4].
В экономике оптимальные соотношения этих двух регуляторов будут выражаться каким-то третьим дополнительным золотым сечением, представленным не числовыми инвариантами (в отличие от пропорций первого – 62:38 и второго – 44:56 золотого сечения), а числовой вариативностью в определённом диапазоне, детерминированной совокупностью динамических экзогенных и эндогенных факторов самого разного свойства – политических, экономических, демографических, социально – технологических, геополитических, экологических и других. Определение оптимального соотношения является прерогативой апостериорного анализа статистически значимых макроэкономических показателей, достигаемых в различные периоды [5].
Экономический блок правительства и Аналитический центр при правительстве, по определению, обязаны решить эту сложную и трудную задачу.
Таблица 5
Рейтинг стран G7 и G5 по качеству государственного управления*(2021 г.)
Индексы качества государственного управления
| |||||||
Страна
|
Рейтинг
|
Учет мнения населения и подотчетность
гос-х органов
|
Политическая стабильность и отсутствие
насилия
|
Эффективность работы правительства
|
Качество законодательства
|
Верховенство закона
|
Сдерживание коррупции
|
G7
|
|
|
|
|
|
|
|
Великобритания
|
22
|
92.42
|
63.03
|
89.95
|
96.17
|
92.89
|
93.3
|
Германия
|
19
|
93.84
|
76.78
|
91.39
|
92.82
|
91.94
|
94.26
|
Италия
|
71
|
75.83
|
64.45
|
67.46
|
74.64
|
62.09
|
57.42
|
Канада
|
7
|
95.26
|
83.89
|
97.13
|
95.22
|
94.79
|
95.22
|
США
|
20
|
83.89
|
65.88
|
90.91
|
86.6
|
90.52
|
85.17
|
Франция
|
23
|
88.63
|
61.61
|
89.47
|
85.17
|
88.15
|
88.04
|
Япония
|
14
|
85.31
|
81.52
|
93.78
|
83.25
|
89.57
|
92.82
|
G5
|
|
|
|
|
|
|
|
Бразилия
|
105
|
58.77
|
36.97
|
51.2
|
54.55
|
52.13
|
55.02
|
Индия
|
113
|
61.14
|
12.32
|
47.37
|
33.97
|
52.61
|
35.89
|
Китай
|
99
|
5.21
|
27.01
|
54.07
|
42.58
|
39.81
|
46.89
|
Россия
|
122
|
18.96
|
22.27
|
43.06
|
37.32
|
24.64
|
16.75
|
ЮАР
|
73
|
65.4
|
44.08
|
66.51
|
64.11
|
57.82
|
54.55
|
* Поскольку совокупный индивидуальный рейтинг для каждой страны в данном исследовании не указывается, постольку рейтинг стран определяется по индексу «эффективность работы правительства». Для каждого из шести показателей качества госуправления приводится рейтинг-от 0 до 100,который указывает место страны среди всех строк мира. Чем ниже рейтинг, тем хуже качество госуправления.
В 2021 году Россия заняла 122 место в рейтинге 212 стран мира. По сравнению со странами G7 и G5 Россия по всем показателям качества государственного управления имеет самые низкие рейтинги.
Особенно низкий рейтинг ”достигнут” по двум индексам, или индикаторам качества государственного управления - “Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов”, и “Сдерживание коррупции”;
Первый индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства и других органов власти, степень независимости прессы, оценку уровня свободы слова, других гражданских свобод.
Второй индекс включает показатели, измеряющие восприятие коррупции в обществе (коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды), степень использования государственной власти в корыстных целях, существование коррупции на высоком политическом уровне, степень участия элит в коррупции, влияние коррупции на развитие экономики.
Невысокое место России и по индексу “эффективность работы правительства”, который включает показатели, измеряющие качество разработки и реализации внутренней государственной политики, уровень доверия к этой политике, качество работы государственных служащих, их компетенцию.
При таком качестве государственного управления не выйти России на передовые рубежи в мире по уровню и качеству жизни своих граждан ( как говорил чеховский Василий Семи-Булатов, “этого не может быть, потому что этого не может быть никогда” (Чехов, 1988)
Заключение
Нашей правящей элите следовало бы обратить взоры к одному из величайших мыслителей эпохи Возрождение – Никколо Макиавелли (1469-1527гг.), к его знаменитому произведению «Государь» [8], в котором он размышлял о том, кто пригоден управлять и какая форма правления может обеспечить порядок, счастье, благополучие людей. Он усматривал добродетели в демократическом правлении, полагая, что коллективное решение народа более мудры, чем решения государей. И если иной раз народ ошибается при обсуждении вопросов, то государь ошибается многократно в его собственных действиях [8]. Совету мыслителя последовали руководители Венгрии, Исландии и других стран, которые считаются с мудрым коллективным народным решением – предоставляют налогоплательщикам право решать – какую часть налогов направить на дороги, школы, детские сады, больницы, на помощь старикам и «работающим», и неработающим беднякам и т.д.
Стране необходим постоянный диалог с населением, имеющим конституционное право влияния на формирование и осуществление государственной политики, на обсуждение назревающих проблем в жизни между собой и с теми государственными служащими (менеджерами всех рангов), которые ответственны за социально – экономическое развитие страны.
Источники:
2. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. Кузнецова О.П. Инфляция – от назначения к определению (или о тернистом пути к разгадке российской инфляционной загадки) // Российское предпринимательство. – 2019. – № 2. – c. 471-492. – doi: 10.18334/rp.20.2.39928 .
3. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. О статистических миражах благополучия (что не так с определением бедности в России?) // Российское предпринимательство. – 2015. – № 7. – c. 961-970.
4. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. Об основном вопросе философии экономической науки // Креативная экономика. – 2017. – № 7. – c. 781-812. – doi: 10.18334/ce. 11.7.38136.
5. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. Гармонизация телеологических механизмов рынка и государства как условие социально-экономического прогресса. / Монография. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2017. – 418 c.
6. Ленин В.И. Капиталистический строй современного земледелия. / Полное собрание сочинений – 5-е издание. – Т. 19. - М.: Политиздат, 1968. – 609 c.
7. Толстой А.К. Мудрость жизни. / Собрание сочинений в 2 томах. Т.1. - М.: Художественная литература, 1961. – 96 c.
8. Макиавелли Избранные произведения. - М.: Худож. лит., 1982. – 704 c.
9. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 10.01.2022).
10. Официальный сайт исследовательского центра РОМИР. [Электронный ресурс]. URL: https://romir.ru (дата обращения: 10.01.2022).
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 10.01.2022).
12. Официальный сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru (дата обращения: 10.01.2022).
13. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org.ru (дата обращения: 10.01.2022).
14. Официальный сайт Центра гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket/raring/radile-states-index.ru (дата обращения: 10.01.2022).
15. Официальный сайт агентства «РИА НОВОСТИ». [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru (дата обращения: 10.01.2022).
16. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 10.01.2022).
17. Официальный сайт газеты «Аргументы и факты». [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru (дата обращения: 10.02.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:19:26