Модель цифровой платформы АПК

Ильина А.А1, Кудряшов А.А.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446100
Цитирований: 20 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассматриваются способы и модели, используемые в развитых странах, для поддержи малых и средних сельхозпроизводителей в рамках реализации программ повышения уровня использования цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Учитывая зарубежный опыт, авторами разработана и предложена модель цифровой платформы, учитывающая структуру АПК региона и способствующая активному внедрению передовых информационных технологий в деятельность малых и средних сельхозпроизводителей. Даются рекомендации по методике распределения мер государственной поддержки с учетом уровня цифровизации организации на основе объема генерируемых данных

Ключевые слова: цифровизация, агропромышленный комплекс, цифровая платформа, сельское хозяйство, система поддержки решений, цифровая трансформация

JEL-классификация: O32, O33, Q13, Q18



Введение

Сельское хозяйство в России еще не достигло высокого уровня использования инноваций [5]. Однако данный сектор уже видоизменяется под действием биотехнологий, с помощью которых происходит получение новых сортов, а также сами производители интегрируют цепочки производства и сбыта, тем самым подстраиваясь под потребности клиентов. В каждом из представленных направлений немаловажную роль играют цифровые технологии.

С течением времени сельское хозяйство становится одним из секторов с интенсивным ростом данных. Информация поступает из разных устройств различных производителей, которые имеют свое расположение на ферме, в полях, от датчиков, агротехники, дронов, метеостанций, от поставщиков и т.д. Как правило, производители оборудования предлагают к использованию собственные информационные ресурсы для обработки и анализа данных, что приводит к разрозненной, а порой и противоречивой информации, поступающей к конечному потребителю от разных производителей устройств.

Вопросы цифровой трансформации отрасли активно рассматриваются в отечественных исследованиях, представленных работами Росинформагротех [6], Министерство сельского хозяйства [2], Губанова Р.С. [15] (Gubanov, 2018), Вартановой М.А. [13] (Vartanova, Drobot, 2018), при этом акцент делается на общие проблемы применения цифровых технологий в АПК, а вопросы вовлеченности в процесс цифровизации, малых и средних организаций АПК остаются открытыми.

Для решения этой проблемы, авторами предлагается модель цифровой платформы, которая позволит агрегировать и обрабатывать полученные данные, выявлять закономерности, получать информацию нового более высокого качества для минимизации различного рода рисков и повышения эффективности сельского хозяйства. Таким образом, целью данного исследования является повышение уровня применения цифровых технологий малыми и средними организациями АПК посредством реализации модели цифровой платформы.

Объектом данного исследования является Агропромышленный комплекс (АПК) Самарской области, а предметом – процесс цифровой трансформации сельского хозяйства.

Для того чтобы дать оценку отрасли, необходимо изучить общие показатели сельского хозяйства Приволжского федерального округа (ПФО).

Приволжский федеральный округ состоит из 14 субъектов, в числе которых: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область [1].

Каждый субъект имеет свою площадь земли, которая распределена на ряд категорий: пашня, сенокосы, пастбища, необработанные поля. Рассмотрим соотношение сельскохозяйственных угодий на примере пашни, поскольку именно этот сегмент затрагивает значительный процент сельхозпроизводителей [2]. Как видно из рисунка 1, доля пахотных земель в организациях АПК варьируется в зависимости от субъекта от 65 % до 80 %, при этом большинство компаний-производителей относится к категории малых и средних организаций (рис. 2, 3), что говорит о необходимости акцентировать внимание в данном федеральном округе (ФО) на процессе цифровизации их деятельности.

Рисунок 1. Площадь земель в хозяйствах всех категорий в ПФО, тыс. гектар

Источник: [2].

Исходя из рисунка 2, можно сделать вывод, что большая площадь пашни отводится на садоводческие (некоммерческие) объединения, на втором месте – малые сельскохозяйственные предприятия, на третьем – малые предприятия (без микропредприятий).

Согласно данным Росстата, следует сказать, что в Самарской области осуществляют деятельность 3 510 сельскохозяйственных предприятий, из них: на первом месте стоят малые (70,57 %) предприятия, на втором – средние (28,87 %) и на третьем месте – крупные (0.57 %) [2].

На основе полученной структуры можно определить подходы к внедрению, препятствующие развитию цифровых технологий в России, в т.ч. в Самарской области.

Рисунок 2. Категории предприятий в Самарской области по площади земли

Источник: [2].

Рисунок 3. Соотношение предприятий в Самарской области

Источник: [2].

Консультанты J’son&Partners Consulting, проведя исследование в области реализации цифровой трансформации сельского хозяйства, выделили ряд экономических проблем в России, в том числе и в Самарской области [3]:

1. Недоступность современных технологий и техники из‑за высокой стоимости.

2. Малое количество средств механизации в сельских хозяйствах, особенно в средних и малых, то есть отсутствует инструментарий, позволяющий исполнить выработанные рекомендации и планы [4].

3. Присутствие в структуре потребления дешевых и низких по качеству продуктов.

4. Низкая интеграция со всеми бизнес-процессами предприятия.

5. Отсутствие готового комплексного решения, которое могло бы обеспечить автоматизацию и прозрачность всех бизнес-процессов.

Среди существующих барьеров по организационному, программному, информационному и аппаратному обеспечению можно отметить [5]:

– необходимость импортозамещения компонентной и приборной базы (более 70–80 %);

– необходимость применения единой программной платформы и протокола обмена между различными программными агентами и структурными единицами;

– недостаточность кадрового обеспечения мероприятий по цифровизации на федеральном, региональном, местном уровнях и отдельных агропредприятий;

– необходимость обеспечения устойчивого навигационного и сотового-сигнала по всей территории Российской Федерации (РФ) в связи большими масштабами территорий и разнообразием почвенно-климатических зон.

Для решения этих проблем необходимо разработать такую систему, которая позволит повысить уровень цифровизации предприятия. Под системой подразумевается создание цифровой платформы, суть которой состоит во внедрении цифровых технологий в агропромышленный комплекс для повышения эффективности деятельности предприятий [6].

Наиболее наглядно данная цифровая платформа представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Цифровая платформа для сельского хозяйства

Источник: [6].

Для функционирования платформы требуются поставщики информации, ими являются государственные органы власти, представляющие данные с дистанционного зондирования земли (ДЗЗ): спутники и дроны, информацию о методах стимулирования, а также, на начальном этапе, крупные предприятия, которые представляют данные с беспилотников, агротехники, датчиков и сенсоров, систем водоснабжения и других приборов [7]. Малые и средние предприятия не могут позволить себе приобретение современных технологий и техники для предоставления данных из‑за недостатка средств финансирования. В рамках реализации модели выделяются определенное бесплатное подключение к общей сети для получения данных о климате, почве, урожайности, семенах и т.д. Для того чтобы мелкие и средние предприятия также могли развиваться создаются дополнительные привилегии, а именно – источники субсидирования. Объем получаемых субсидий имеет прямую зависимость от объема получаемой информации. Другими словами, малые и средние предприятия должны предоставить информацию о деятельность организации с различных приборов: дронов, агротехники, датчиков, сенсоров и т.д. Чем больше будет поступление данных с разных устройств, тем больше будет выделяться субсидий на развитие предприятия из государственного бюджета. Благодаря такому подходу у малых и средних предприятий будет повышаться конкурентное преимущество с другими сельхозпроизводителями.

Полученные данные от предприятий удаленно перерабатываются и структурируются. На основе преобразованных данных проводится анализ управления запасами, складами, финансовый анализ, управления цепочками логистики, анализ климатических рисков, проведения электронных платежей малым и средним предприятиям за представленный объем информации.

Дополнительным элементом платформы является система поддержки решений. Данная система позволяет [8]:

1. Органам государственной власти:

– составить план посева и урожайности;

– предоставить отчет о выделенных субсидиях и их использования;

– провести финансовую аналитику о каждом предприятии (малого, среднего, крупного);

– оценить конкурентное преимущество каждого предприятия.

2. Предприятиям:

– провести анализ данных из метеостанций;

– изучить информацию о состоянии почвы;

– провести выбор культуры для посева;

– оценить риски потери урожайности;

– получить сведения о климатических рисках.

После того как данные были успешно собраны и обработаны, осуществляется процесс передачи информации потребителям.

Исходя из представленной модели, можно выявить цикличность в поставке и приобретении информации, так как и поставщиками и потребителями информации, представленной на платформе, являются одни и те же организации.

В результате реализации модели в отрасли сельского хозяйства будут получены следующие преимущества [9–11]:

1. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

2. Своевременное планирование полевых работ.

3. Снижение затрат на производство продукции на основе эффективного использования ресурсов и научно-обоснованных подходов.

4. Своевременное обеспечение критической информацией сельских товаропроизводителей.

Проникновение цифровых технологий в сферу сельского хозяйства возрастает с каждым годом [12, 13] (Vartanova, Drobot, 2018). Основными причинами этого является необходимость сокращения издержек производства и повышения производительности.

Заключение

Таким образом, в настоящее время в АПК можно выделить ряд проблем, связанных с переходом отрасли к новым методам хозяйствования. Во-первых, использование устаревшего оборудования и технологий мелкими и средними сельхозпроизводителями, что снижает конкурентоспособность организаций как на внутреннем рынке, где сказывается давление крупных производителей, так и на внешнем. Во-вторых, отсутствие необходимых ресурсов для внедрения современного оборудования и технологий в деятельность малых организаций, а согласно проведенного исследования на них приходится основной объем производства. В-третьих, доступ к специализированным информационным ресурсам, где можно получить необходимую информацию для оптимизации деятельности, для малых организаций практически отсутствует или является разрозненным. В-четвертых, на рынке производителей технологичного оборудования и технологий для сельского хозяйства представлено несколько компаний, каждая из которых предлагает собственные платформы для обработки и анализа данных, в результате конечный потребитель вынужден использовать несколько платформ одновременно. В-пятых, существующие меры государственной и региональной поддержки организаций АПК не имеют целевой направленности на внедрение передовых технологий в деятельность малых и средних предприятий отрасли.

Чтобы решить обозначенные проблемы, в работе предложена модель цифровой платформы для АПК, которая позволит вовлечь в процесс цифровой трансформации все предприятия отрасли за счет:

- точечных мер поддержки организаций отрасли, основанных на объемах генерируемых данных, т.е. чем технологичнее используемое оборудование, тем больше и качественней данные, передаваемые в цифровую платформу, и качественней конечная информация о бизнес-процессах для принятия решений и тем больший объем мер поддержки будет предоставлен организации для дальнейшего развития;

- качественной информации о состоянии земель, посевов, транспорта и т.д., в основе которой лежат агрегированные данные различных источников (данные ДЗЗ, дронов, техники и т.д.);

- возможности внедрения технологичного оборудования в деятельность организации.

Реализация предложенной авторами модели цифровой платформы позволит существенно ускорить процесс цифровой трансформации сельскохозяйственного производства, что в конечном итоге приведет к росту конкуренции малых и средних сельхозпроизводителей на внутреннем и международном рынках.


Источники:

1. Приволжский федеральный округ, [Электронный ресурс], Режим доступа: www.bankgorodov.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2. Том 3. Земельные ресурсы и их использование [Текст] / Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (в 8 томах). – г. Москва: ИИЦ «Статистика России», 2018. – 308 с.
3.Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики, [Электронный ресурс], Режим доступа: www.tadviser.ru/index.php/, свободный. – Загл. с экрана. http://
4. Цифровой передел. Преимущества и риски цифровизации сельского хозяйства, [Электронный ресурс], Режим доступа: www.agroinvestor.ru, свободный. – Загл. с экрана.
5. Цифровизация сельскохозяйственного производства России на период 2018-2025гг.,, [Электронный ресурс], Режим доступа: agrardialog.ru, свободный. – Загл. с экрана.
6. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с.
7. Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов. – г. Кинель: РИО СамГАУ, 2019. – 195 с.
8. Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.posobie-help.ru, свободный. – Загл. с экрана.
9. Цифровая трансформация сельского хозяйства РФ: Опыт и перспективы, [Электронный ресурс], Режим доступа: cyberleninka.ru, свободный. – Загл. с экрана.
10. Цифровые технологии в сельском хозяйстве, [Электронный ресурс], Режим доступа: terrapoint.kz, свободный. – Загл. с экрана.
11. ИТ в агропромышленном комплексе, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.tadviser.ru, свободный. – Загл. с экрана.
12. Еженедельный мониторинг состояния АПК, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://admin.specagro.ru, свободный. – Загл. с экрана.
13. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 1-18. – doi: 10.18334/eo.8.1.38881.
14. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Авангардные новации цифровой трансформации российского сельского хозяйства // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 27-35. – doi: 10.18334/ppib.5.1.40107.
15. Губанов Р.С. Анализ приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в отраслях агропромышленного комплекса // Экономические отношения. — 2018. — Том 8. — № 3. — с. 389-398. — doi: 10.18334/eo.8.3.39317

Страница обновлена: 11.09.2025 в 15:30:25

 

 

Model of the digital platform of the agro-industrial complex

Ilyina A.A, Kudryashov A.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 1 (January 2020)

Citation:

Abstract:
The article discusses the methods and models used in developed countries to support small and medium-sized agricultural producers in the implementation of programs to increase the level of digital technologies application in the agricultural sector. Taking into account foreign experience, the authors developed and proposed a digital platform model that takes into account the structure of the region's agricultural sector and promotes the active introduction of advanced information technologies in the activities of small and medium-sized agricultural producers. Recommendations are given on the method of distribution of state support measures taking into account the level of digitalization of the organization based on the volume of generated data.

Keywords: digitalization, agriculture, digital platform, agriculture, decision support system, digital transformation

JEL-classification: O32, O33, Q13, Q18