Методики оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий
Гайнутдинова А.А.1, Бадыкова И.Р.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Цитировать:
Гайнутдинова А.А., Бадыкова И.Р. Методики оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/lim.11.4.121863.
Аннотация:
В целях устойчивого экономического развития необходимо достижение роста эффективности экономической деятельности, а именно важным представляется наращивание оперативности и высокого качества принятия управленческих решений. В связи с этим особую значимость приобретает выбор методики оценки эффективности бизнеса. Нами проведено исследование в области используемых методик в российской практике, выявлены ключевые научные пробелы и предложена авторская концепция комплексной оценки эффективности бизнеса. Наш подход базируется на анализе результативности хозяйственной деятельности предприятия, включающем совокупность исследовательских процедур по оценке успешности бизнеса с дальнейшим имитационным прогнозом эффектов, учитывающим влияния факторов. Представленный порядок анализа позволяет охватить ведущие точки прогресса хозяйствующего субъекта, что актуально как для бизнес-аналитиков и экономистов, так и для управленцев
Ключевые слова: методики оценки эффективности деятельности, типы методик, методологические подходы, концепция комплексной оценки эффективности бизнеса
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение. Оценка эффективности является основой для принятия управленческих решений в бизнесе. Менеджер, всегда находясь в процессе выявления существующих проблем и прогнозирования потенциальных рисков, стремится определить степень воздействия принимаемых решений на стоимость и эффективность деятельности бизнеса. Комплексная оценка эффективности предприятия и его финансового состояния является важной задачей менеджмента. Есть категории предприятий и организаций (к примеру, относящиеся к государственному сектору), которые проводят факультативно анализ эффективности; другие же – напротив, имеют целые службы по бизнес-анализу. Для того, чтобы комплексная оценка деятельности выступала эффективным инструментом управления хозяйствующим субъектом, необходимо разрабатывать, применять и корректировать практические методы ее реализации. Комплексная оценка необходима при разработке стратегии и тактике развития, служит основой в реализации контрольных мероприятий по нивелированию потерь, выявляет резервы повышения эффективности деятельности.
В настоящее время отсутствует общепринятая система комплексного анализа эффективности бизнеса, что обуславливает некоторую степень трудностей для специалистов-аналитиков при выборе используемых методов и может приводить к сложностям при принятии решений менеджментом. В процессе проведенного исследования существующего набора инструментария выявлено наличие значимых различий в подходах, часто мнения экономистов расходятся, что говорит о наличии научного пробела.
Разработка единых базовых правил для комплексного анализа требует систематизации существующих методик, их доработки и усовершенствования практических способов. Мы считаем, что в аналитической работе необходимо проводить оценку деловой успешности и экономической эффективности. Универсальная методика должна иметь многоуровневый подход и многокритериальный анализ.
Таким образом, целью данного исследования является разработка методических подходов к оценке эффективности работы предприятия.
Научная новизна исследования заключается в разработанном концептуальном подходе к оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятия, включающем совокупность аналитических процедур.
Основные отечественные методологии. В российской практике выделяют ряд общих методологических подходов к оценке экономической эффективности деятельности хозяйствующего субъекта:
- затратный подход, где результат расчета показателей эффективности соотносится с произведенными затратами ресурсов, направленными на получение этого результата. Подход включает в себя оценку показателей эффективности использования потребленных ресурсов и позволяет выявить и количественно их оценить [13, 14]. Показателями затратного подхода считаются [20]: амортизациоемкость, амортизациоотдача, рентабельность потребленных ресурсов, производительность потребленных ресурсов, зарплатоемкость, зарплатоотдача. Упрощённая формула [22] к расчетам по показателям данного подхода:
(1)
- ресурсный подход, в котором предполагается сопоставление результата со стоимостью примененных ресурсов для получения результата [13, 14, 19]. По мнению О.Г. Житлухиной [10] и Н.Е. Аксаковой [1], данный подход следует применять для расчета прогнозных результатов, так как это характеризует потенциальную возможность бизнеса. В трудах Л.В. Барило [4] и М.В. Русакович [20] указаны основные показатели, которые используются для оценки при ресурсном подходе: фондоотдача, фондоемкость, рентабельность оборотных средств, рентабельность основных средств, скорость обращения оборотных средств, время обращения оборотных средств, удельный вес материальных затрат в себестоимости услуг, коэффициент использования материалов, удельный вес материальных затрат в себестоимости услуг, коэффициент использования материалов, производительность труда и другие. Обобщенная формула к показателям ресурсного подхода [22]:
(2)
- эффектностный подход (авторское название М.В. Русакович [20]), где качественная оценка эффективности рассчитывается на основе динамики качественных и объемных показателей предприятия;
- экспертный подход, при котором определяется текущий статус бизнеса и соотносится с возможностью достижения поставленных целей в будущем. Чаще в рамках экспертного подхода используется балльная система оценки достижения целевых индикаторов [17];
- временный подход – когда проводят оценку за определённый временный промежуток (год, квартал, месяц, неделя) [8, 18];
- сравнительный подход. Во многих трудах российских экономистов [16], таких как А.Д. Шеремет, Н.П. Кондакова, Р.С. Сафиуллина, Г.Г. Кадыкова, Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, сравнительный подход трактуется как рейтинговая оценка и может применяться в целях классификации предприятий по финансовым рискам. Однако эта методика анализа финансового состояния не учитывает отраслевые особенности. В работах П.А. Шанченко [28] поясняется, что в каждом конкретном случае модель рейтинга формируется на основе видов моделей, систематизированных по различным признакам. При этом, возможно сравнение динамики показателей исследуемого субъекта с динамикой показателей других хозяйствующих структур, например, конкурентов. Данный инструмент исследования в части сравнений называется «бенчмаркинг». Разнообразие сфер применения бечмаркинга как эффективного инструмента менеджмента привело к возникновению различных его видов. Часто бенчмаркинг классифицируется на следующие виды [5]: внутренний, общий, процессный, функциональный, бенчмаркинг результатов деятельности, стратегический, оперативный, рыночный, производственный, финансовый.
- стоимостной подход, где основным критерием эффективности деятельности бизнеса является прирост его стоимости [9].
Методы комплексного анализа в отечественной практике. К настоящему времени широкое распространение получили различные методики комплексного анализа состояния предприятия. Каждая из них уникальна и имеет свою специфику оценки бизнеса. Рассмотрим наиболее распространенные адаптированные отечественные методики комплексной оценки состояния бизнес-процессов предприятия, которые чаще всего встречаются в работах российских экономистов.
1. Бухгалтерские методы или анализ финансовой отчётности. Финансовый анализ позволяет определить результативность использования ресурсов, рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта в определенном отчетном периоде. В свою очередь существует различные способы проведения финансового анализа. В трудах ученых И.А. Жулега [11], Ш.М. Исаевой [12], М.В. Смирновой [24] выделены следующие способы:
1.1. горизонтальный анализ - это построчное сравнение показателей в финансовой отчетности с предыдущим периодом, например, оценивается динамика выручки, уровня внеоборотных активов, поэтому сюда также мы относим и трендовый анализ, несмотря на то что в литературе часто встречается как отдельно выделенный способ [11, 12] ;
1.2. вертикальный анализ - это изучение соотношения выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода. Ярким примером данного типа является анализ ликвидности баланса, при котором строки баланса разделяют на группы и рассчитывается текущая и перспективная ликвидность предприятия;
1.3. сравнительный анализ - сравнение показателей отчетности предприятия с конкурентами. В современной практике сравнительный анализ чаще встречается под термином «бенчмаркинг»;
1.4. коэффициентный анализ - это количественный метод получения представления о ликвидности, операционной эффективности и прибыльности компании путем изучения ее финансовой отчетности. Стоит отметить, что существует множество коэффициентов определения эффективности бизнеса [11, 22]. Однако, на наш взгляд, коэффициентный анализ является одной из разновидностью вертикального способа.
2. Статические методы и многомерно статические - это процесс сбора и анализа данных для выявления закономерностей и тенденций, устранения предвзятости и обоснования принятия решений. Статистика — это раздел бизнес-аналитики, который включает сбор и проверку бизнес-данных, и отчетность о тенденциях. Основные методы статистического анализа [2]:
- описательная статистика позволяет описать основные характеристики данных, такие как средние, медиану, дисперсию, моду и т.д.;
- корреляционный анализ – применяется при определении связи между двумя или несколькими переменными;
- регрессионный анализ – используется для прогнозирования значения одной переменной на основе значения другой переменной или для выявления факторов, оказывающих воздействие на результирующий показатель с последующей оценкой их статистической значимости индивидуально и совокупной значимости модели в целом;
- анализ таблиц и графиков – визуализация данных, что облегчает их интерпретацию;
- факторный анализ - позволяет связать множество наблюдаемых переменных в единую матрицу. Факторный анализ решает две основные задачи [29]: описывает предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. Принято выделять несколько видов данного анализа: детерминированный (функциональный), стохастический (корреляционный), прямой (дедуктивный), обратный (индуктивный) одноступенчатый, многоступенчатый, статический, динамический, ретроспективный, перспективный.
3. Эконометрический метод (или экономико-математический) – т.е. решение прикладных задач. Эконометрика применяет методы статистики, что позволяет получать числовые значения исследуемых событий и явлений. Эконометрический анализ выявляет финансовые, материальные и нематериальные резервы, дает понимание направленности и необходимости принятия тех или иных управленческих решений. В работе Ю.Н. Асташкиной [3], к примеру, представлены два основных вида моделей эконометрического анализа финансовых показателей, где отражается структура и функционал экономического объекта;
4. Кластерный метод – делит данные на группы (кластеры, классы). Основное отличие кластерного анализа от статистического и эконометрического методов заключается в том, что первый не учитывает условия, что позволяет исследовать многообразие исходных данных различного происхождения [7].
5. Качественный анализ, в том числе неформализованные виды анализа – чаще применяются на первых этапах оценки эффективности бизнеса. В работах И.С. Сысоевой [25] определено восемь основных методов качественного анализа:
- SWOT-анализ, когда определяются и в дальнейшем изучаются четыре направления: преимущества, достоинства, возможности и угрозы;
- анализ проблем. К типу данного анализа относятся инструменты диаграмма причинно-следственных связей Исикавы, круговая диаграмма проблемного поля, анализ основных причин (5 почему), древовидная диаграмма и другие;
- ранжирование процессов – важный этап при приоритизации работ;
- анализ входов/выходов – визуально качественный анализ, позволяющий определить необходимые и (или) лишние входы и выходы процессов;
- анализ функций процесса – визуально качественный анализ, позволяющий определить необходимые и (или) лишние функции в процессе;
- анализ ресурсов процесса – визуально качественный анализ, позволяющий определить необходимые и (или) лишние ресурсы в процессе;
- анализ состояния процесса, когда используется широко известный цикл PDCA (планирование - выполнение - контроль - принятие решений) и проводится анализ схемы управления по отклонениям);
- анализ состояния процесса, в рамках которого определяется качество выполняемых функций процесса с регламентирующими требованиями;
6. Количественный анализ – чаще основан на анализе финансового состояния бизнеса и оценке его стоимости. Н.К. Савельева [21] предлагает семь основных методик количественного анализа:
- модель Дюпона – система, которая исследует пять факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала (ROE – Return On Equity);
- модель CAMEL – система оценивает факторы, которые направлены на минимизацию издержек;
- модели SFA и DFA – параметрические методы, которые предполагают эконометрическое оценивание эффективности бизнеса;
- модель DEA – непараметрический метод оболочечного анализа данных. Подход позволяет сформировать границу эффективности бизнеса;
- методы денежных потоков – существует два подхода: прямой (на основе расчётов денежных притоков и оттоков) и косвенный (на основе анализа данных бухгалтерской отчётности);
- метод экономической добавленной стоимости (EVA – Economic Value Added);
- метод денежной добавленной стоимости (CVA – Cash Value Added);
- модель И.А. Никоновой и Р.Н. Шамгунова – методика основана на анализе изменения стоимости акций бизнеса и того, как подобные процессы влияют на стоимость хозяйствующего субъекта;
7. Формализовано универсальные принципиальные методы – «лучшие мировые практики» для построения эффективных бизнес-процессов. В трудах И.Н. Ткаченко [26] выделено более двадцати методов, из них наиболее популярные:
- система менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000;
- система постоянного совершенствования «Кайдзен»;
- система рационализации рабочего места (5S: Сэири – сортировка, Сэитон – соблюдение порядка, Сэисо – содержание в чистоте, Сэикэцу – стандартизация, Сицукэ – совершенствование);
- система «Точно в срок» (JIT – Just in Time);
- система бережливого производства (LP – Lean Production);
- производственная система «Тойота»;
- программа «6 сигм»;
8. Метод групповой работы объединяет различные способы работы в команде, что порой позволяет разработать новые высокоэффективные пути решения, ранее неизвестные и, соответственно, дающие бизнесу преимущества. В работах И.Н. Ткаченко [26] выделено четыре основных метода:
- метод мозгового штурма;
- метод номинальных групп;
- метод группового решения задач;
- методы командообразования;
9. Экспресс анализ, предполагает принцип перехода от малоинформативных качественных методов оценки и сложно формируемых математических способов моделирования и анализа к более эффективному, быстрому и общедоступному методу факторной оценки анализируемых процессов. По мнению О.В. Воскресенской [6] к числу новых методов экспресс-диагностики бизнес-процессов можно отнести метод Б. Андерсона. Алгоритм представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Алгоритм метода Б. Андерсона [6]
Однако, на наш взгляд, метод Б. Андерсона во многом схож с разработанной моделью улучшения «Циклом Деминга-Шухарта», известного как «Цикл PDCA».
10. Инструментальные методы предполагают применение различных инструментов и механизмов для улучшения процессных показателей при движении информации, товарно-материальных ценностей и т. д. Основными инструментами считается [27]: нотация BPMN (Business Process Model and Notation), диаграммы деятельности языка UML (Unified Modeling Language), язык описания бизнес-процессов BPEL (Business Process Execution Language), методология моделирования сложных систем IDEF (ICAM Definition Methods), методология описания процессов EPC (Event-driven Process Chain).
По нашему мнению, выделяемые типы методик «экспресс-анализ» и «инструментальные методы», следует объединить в одну группу.
11. интегральный метод - позволяет провести глубокий анализ, так как основным принципом считается многоаспектность. Метод может быть, например, построен на основах факторного анализа или коэффициентного метода, а может объединять несколько подходов одновременно. Например, Р.С-А. Маккаевой [15] представлена авторская методика оценки ресурсного потенциала организации с помощью интегрального показателя, где в расчет интегрального показателя включаются данные по выручке, производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи, валовой прибыли. В свою очередь, И.В. Сибиряткиной [23] предложена методика анализа прибыли предприятия с использованием интегрального показателя, где зонами наблюдения выделены выручка, постоянные расходы, денежный поток, финансовый результат, капитал, рентабельность.
Очевидно, наличие в научной литературе огромного количества подходов к оценке эффективности бизнеса, что представляет собой научную проблему. Без наличия единого стандарта, бизнесу сложно использовать в практической деятельности те или научные разработки, поскольку, во-первых, сложно понять, какой из предложенных подходов является наиболее подходящим; во-вторых, они могут охватывать не все необходимые аспекты деятельности предприятий и т.д. Решением данной проблемы выступило бы предложение комплексного подхода.
Концептуальный подход к оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий. Как мы полагаем, в данном вопросе важен комплексный подход. Исходя из этого, нами разработан подход, включающий в себя совокупность аналитических процедур по оценке эффективности бизнеса.
Таблица 1. Концепт комплексной оценки эффективности бизнеса (авторская методика)
Направление оценки
|
Методический инструментарий
|
I.
Оценка
доходности бизнеса – «Уровень деловой успешности»
|
1.
Доля
на рынке;
2. Оценка эффективности использования собственного капитала; 3. Анализ структуры капитала; 4. Анализ уровня и тенденции развития. |
II. Оценка уровня
затрат – «Уровень экономической эффективности»
|
1.
Лидерство
по издержкам;
2. Рентабельность затрат операционной деятельности; 3. Удельная маржинальная прибыль. |
1. доля на рынке. Доля, занимаемая на рынке, является одним из ключевых индикаторов успехов. Чаще показатель измеряется через стоимостную (выручка) или натуральную оценку продаж. Мы также предлагаем придерживаться данной практики:
(3)
или
(4)
2. оценка эффективности использования собственного капитала. Комплексная оценка бизнеса не представляется возможной без анализа показателей рентабельности и определения факторов, влияющих на них. Рентабельность – это относительный показатель сравнения величины прибыли с затратами. В целях анализа деловой успешности на уровне топ-менеджмента предлагаем проводить анализ доходности капитала, как важнейшего индикатора определяющего способность хозяйствующего субъекта генерировать чистую прибыль, используя все активы:
(5)
Анализ рентабельности – является важным процессом, позволяющим раскрыть информацию о потоках бизнеса. Однако для более четкого представления о различных драйверах максимизации доходности бизнеса требуется сочетание количественного и качественного анализа. Поэтому следует проводить оценку структуры капитала;
3. достижение оптимальной структуры капитала – одна из основных задач управленца. Для определения оптимальной доли заемных средств в массе капитала предлагаем применить комплексный подход, включающий моделирование показателя «Структура капитала». На первом этапе следует определить текущую условную стоимость бизнеса с учетом влияния финансового рычага:
(6)
Второй этап комплексного подхода заключается в формировании прогнозной модели. Методом подстановок по показателю «Доля заемного капитала» определяется оптимальная структура с ориентиром на уровень условной стоимости бизнеса, а именно, где показатель выше, там балансировку капитала следует считать целевой. Стоит отметить, что при сохранении уровня рисковых событий, изменение доли капитала будет коррелировать с изменением условной стоимости бизнеса. Поэтому следует определить промежуток отклонений прогнозной или текущей стоимости бизнеса относительно самого высокого значения согласно расчетной модели. Мы предлагаем использовать коридор отклонения 20%;
4. уровень и тенденции развития бизнеса. Новые технологические и экономические вызовы требуют от менеджмента инновационных решений к организации производства и управления. Успешность бизнеса неотъемлемо заключается и в темпах устойчивого развития. Поэтому предлагаем в качестве индикаторов развития бизнеса оценивать:
– динамику изменения инвестиционных вложений, а именно темпы изменения внеоборотных активов. Для объективной оценки следует в расчете использовать среднюю динамику показателя за несколько лет (3-5 года);
– фондотдачу. Это коэффициент, который характеризует эффективность использования основных средств хозяйствующего субъекта:
(7)
– наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее. Стоит также оценить наличие положительной динамики последних лет по показателю. То есть понять, работает ли бизнес в направлении инновационного развития.
В нашей работе обозначено, что для оценки деловой успешности бизнеса следует в качестве индикаторов определить: насколько бизнес успешен на рынке, насколько может приносить прибыль, стремится ли к развитию. Объединить предложенные показатели в единый маркер можно используя различные принципы. Наиболее простой для применения и позволяющий объективно оценить – балльная оценка с учетом определения веса показателей. В алгоритме расчета (таблица 2) указаны веса показателей относительно их влияния на стоимость бизнеса (авторское распределение значений в рамках стоимостно-ориентированного управления).
Таблица 2. Алгоритм расчета показателя «Уровень деловой успешности предприятия» (составлено автором)
Наименование элемента
|
Наименование подэлемента
|
Вес
|
Целевое значение
|
Принцип оценки
|
Доля
рынка
|
-
|
35%
|
5 баллов
|
0
– менее 3%;
1 –от 3% до 10%; 2 –от 10% до 20% 3 –от 25% до 35%: 4 –от 35% до 50%; 5 –более 50%. |
Рентабельность
бизнеса и эффективность капиталовложений
|
Доходность
капитала
|
40%
|
5 баллов
|
0
– отрицательное значение
1 – значение ниже среднего более чем 20%; 2 – значение ниже среднего в пределах 20%; 3 – среднее значение среди бизнес-окружения; 4 – значение выше среднего в пределах 20%; 5 – лидер в бизнес-окружении. |
Оптимальность
структуры капитала
|
8%
|
1 балл
|
Условная
стоимость бизнеса относительно эталонной стоимости согласно расчетной модели:
0 –ниже более чем 20%; 1 –в ином случае. | |
Уровень
и тенденции развития бизнеса
|
Динамика
изменения инвестици-
онных вложений |
5%
|
5 баллов
|
За
3-5 лет среднегодовой рост показателя:
0 – отрицательный; 1 –от 1% до 3%; 2 –от 3 до 7%; 3 –от 7% до 12%; 4 –от 12% до 15%; 5 – более чем 15%. |
Фондоотдача
|
8%
|
5 баллов
|
Для
оценки показателя следует провести бенчмаркинг показателя относительно
конкурентов. По результатам исследования присвоить соответствующий оценочный
балл от 0 до 5, где
0 – значение ниже среднего в 2 и более раз; 1 – значение ниже среднего более чем 20%; 2 – значение ниже среднего в пределах 20%; 3 – среднее значение среди бизнес-окружения; 4 – значение выше среднего в пределах 20%; 5 – лидер в бизнес-окружении. | |
Наличие
и динамика изменения объектов интеллек-туальной собственности и прав на неё
|
2%
|
2 балла
|
Для
оценки показателя следует провести расчеты по подбору оптимальной структуры
капитала.
0 – отсутствуют созданные объекты интеллектуальной собственности; 1 – имеются созданные объекты интеллектуальной собственности; 2 – фиксируется положительная динамика по созданию объектов интеллектуальной собственности за период последних лет (3-5 лет). | |
Итого
|
100%
|
|
|
Для оценки показателя «Уровень деловой успешности предприятия» необходимо:
– провести исследования рынка по определению доля в нем;
– сформировать бенчмаркинг для оценки показателей доходности капитала и фондоотдачи в периметр бизнес-окружения;
– проанализировать финансовую отчетность предприятия для определения статуса по структуре капитала и уровня развития (динамика внеоборотных активов, наличию и изменениям по инновационной деятельности).
Сделанный на основе методики вывод об успешности конкретного бизнеса может стать основой для вариации успешности по сегментам бизнеса, а также оценить динамику успешности конкретного предприятия.
II. Оценка уровня затрат – «Уровень экономической эффективности».
Экономическая эффективность бизнеса заключается в измерении результативности относительно эффективности использования ресурсов. Для объективной оценки показателя, позволяющий проанализировать операционную деятельность бизнеса, следует исследовать как расходную часть, так и доходную. Поэтому нами предлагается совокупный подход в определение уровня экономической эффективности, включающий расчет и анализ трех показателей:
1. Лидерство по издержкам. В условиях рыночной конкуренции и демпинге цен, чаще бизнесу необходимо искать внутренний потенциал за счет оптимизации затрат и изменения структуры себестоимости. Для расчета показателя предлагаем следующую формулу:
(8)
Показатель отражает долю затрат в доходах бизнеса. Однако, менеджменту следует найти точку сопряжения уровня затрат и качества, чтобы не снизить уровень конкурентоспособности.
2. Рентабельность затрат операционной деятельности. Показатель позволяет оценить объем дохода с одного потраченного рубля. Рентабельность отражает продуктивность управления бизнес-ресурсами предприятия. В качестве анализа эффективности предлагается проводить исследование только в периметре операционной деятельности.
(9)
3. Удельная маржинальная прибыль. Уровень маржинальной прибыли применяют для анализа эффективности работы менеджмента бизнеса, а также для расчета точки безубыточности и исследования доходности ассортиментного портфеля. В предлагаем нами комплексном подходе оценка показателя вычисляется относительно удельных значений при сопоставлении использования ресурсов в виде производственных мощностей, что позволяет оценить эффективность как ассортиментного портфеля, так и применение существующих технических возможностей:
Сумма маржинальной прибыли за 1 час (день, смену, месяц и пр.) работы оборудования = Объем произведенной продукции за 1 час (день, смену, месяц и пр.) × (Цена реализация за 1 ед. продукции – Сумма переменных затрат на 1 ед. продукции) (10)
Аналогично оценки «Уровня деловой успешности», предлагаем интегрировать компоненты для расчета показателя «Уровень экономической эффективности», а именно через балльную оценку с учетом веса составных показателей.
Таблица 3. Алгоритм расчета показателя «Уровень экономической эффективности предприятия» (составлено автором)
Наименование элемента
|
Вес
|
Целевое значение
|
Принцип оценки
|
Лидерство
по издержкам
|
35%
|
5 баллов
|
Для
оценки показателя следует провести бенчмаркинг показателя относительно
конкурентов. По результатам исследования присвоить соответствующий оценочный
балл от 0 до 5, где
0 – расходы превышают доходов; 1 – значение ниже среднего более чем 20%; 2 – значение ниже среднего в пределах 20%; 3 – среднее значение среди бизнес-окружения; 4 – значение выше среднего в пределах 20%; 5 – лидер в бизнес-окружении. |
Рентабельность
затрат операционной деятельности
|
45%
|
5 баллов
|
Для
оценки показателя следует провести бенчмаркинг показателя относительно
конкурентов. По результатам исследования присвоить соответствующий оценочный
балл от 0 до 5, где
0 – отрицательное значение 1 – значение ниже среднего более чем 20%; 2 – значение ниже среднего в пределах 20%; 3 – среднее значение среди бизнес-окружения; 4 – значение выше среднего в пределах 20%; 5 – лидер в бизнес-окружении. |
Удельная
маржинальная прибыль
|
25%
|
5 баллов
|
Для
оценки показателя следует провести расчеты по данным анализируемой
бизнес-единицы за несколько лет (3-5 года). На основании расчётов присвоить
соответствующий оценочный балл от 0 до 5, где
0 – тренд нисходящий; 1 –среднегодовой рост показателя от 1% до 3%; 2–среднегодовой рост показателя рост показателя от 3 до 7%; 3 –среднегодовой рост показателя от 7% до 12%; 4 –среднегодовой рост показателя от 12% до 15%; 5 –среднегодовой рост показателя более чем 15%. |
Итого
|
100%
|
|
|
Эффективность хозяйственной деятельности предприятий = Уровень деловой успешности х 0,5 + Уровень экономической эффективности х 0,5 (11)
Заключение. При оценке результативности бизнеса, традиционно уделяется внимание план-фактным значениям, динамике показателей. Часто упускается раздел оценки и анализа эффективности процесса достижения стратегических целей. Для принятия тех или иных управленческих решений в коммерческой деятельности менеджмент должен понимать и объективно определять сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и ограничения. Учитывая высокий уровень конкуренции управленца бизнеса крайне необходимо внедрение системы оценки экономической эффективности и проведение корректирующих мероприятий по ее повышению.
Предлагаемая методика оценки эффективности деятельности предприятия – набор ключевых принципов, который помогает решить следующие задачи:
1. оценить текущее состояние предприятия (уровень деловой успешности и экономической эффективности бизнеса), определить «узкие» места в основных процессах;
2. определить рейтинг бизнеса в отрасли и наличия предпосылок к повышению эффективности (сравнительный анализ, «если конкуренты смогли добиться высоких результатов, значит сможем и мы»);
3. сформировать исходные данные для предиктивной модели, выявив в процессе исследования факторы, влияющие на уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Предлагаемые методические рекомендации позволяют охватить ключевые процессы бизнеса, сформировать корректную оценку, определить вектор развития и усовершенствования бизнес-модели предприятия.
Источники:
2. Аннаева М., Мередов А. Основные статистические методы и их применение // Международный научный журнал. – 2023. – № 10 (67). – c. 16-19.
3. Асташкина Ю. Н., Снатенков А. А. Методы эконометрического анализа финансовых показателей // Международная научно-практическая конференция. – 2021. – № 33. – c. 73-77.
4. Барило Л. В. Ресурсный потенциал динамической устойчивости предпринимательской структуры в условиях нестабильной внешней среды (на примере предприятий строительной сферы. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - ФГАОУ ВО ПО «Южный федеральный университет», 2014. – 74 c.
5. Василёнок Л. В., Кочегарова Т. С. Применение технологического бенчмаркинга для обеспечения эффективного функционирования предприятий // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 11. – c. 178-182.
6. Воскресенская О. В. Показатели эффективности бизнес-процессов и их оценка // E-scio. – 2023. – № 4(79). – c. 460-470.
7. Долгодворова Е. В. Кластерный анализ: базовые концепции и алгоритмы // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 7(19). – c. 73-76.
8. Евменчик О. С. Оценка эффективности: традиционный и стратегический подход // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. – 2020. – № 3 (34). – c. 72-80.
9. Елкин С. Е., Елкина О. С. Особенности применения стоимостного подхода к оценке экономической эффективности // Теоретическая экономика. – 2018. – № 1. – c. 107-114.
10. Житлухина О. Г., Михалёва О. Л. Пути совершенствования информационной базы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 14(119). – c. 41-49.
11. Жулега И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия. / монография. - СПб.: ГУАП, 2006. – 72-75 c.
12. Исаева Ш. М., Магомедов Э. М. Методы анализа бухгалтерской отчётности и особенности их применения // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 3-1. – c. 242-247.
13. Киртянова А.А., Иванова Е.А., Ким Е.О., Ирхин Д.А. Эффективность российских корпораций: взгляд со стороны различных субъектов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 4(462). – c. 215-225.
14. Лутай А. П., Пророчук Ж. А. Экономическая эффективность предприятия: сущность, система показателей и методы оценки // Вести автомобильно-дорожного института. – 2021. – № 3(38). – c. 116-122.
15. Маккаева Р. С-А., Эзербиева М.А., Галичев А.Р. Анализ и оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 3. – c. 202-211.
16. Методики рейтингового анализа. [Электронный ресурс]. URL: https://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/method_fin_analiza/metodiki_rejtingovogo (дата обращения: 26.01.2024).
17. Наливайченко Е. В., Хоришко А. А. О методологических подходах к оценке конкурентоспособности предприятия // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2018. – № 2. – c. 104-112.
18. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/1700138/page:82/ (дата обращения: 02.10.2024).
19. Панько Ю. В. Методика оценки экономической эффективности деятельности коммерческой организации // Modern Economy Success. – 2022. – № 2. – c. 222-227.
20. Русакович М. В., Малютина Е. Л. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности организации: методика оценки и анализ // Вестник ГСГУ. – 2022. – № 3 (47). – c. 42-55.
21. Савельева Н. К. Сравнительная характеристика количественных методов оценки эффективности банков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 35. – c. 21-35.
22. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. Методологические аспекты. / монография. - М.: Инфра-М, 2022. – 5-176 c.
23. Сибиряткина И. В. Совершенствование подходов анализа прибыли // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 1(73). – c. 174-182.
24. Смирнова Ж. В., Чайкина Ж. В. Методика анализа финансовой отчётности предприятия // Московский экономический журнал. – 2020. – № 9. – c. 307-313.
25. Сысоева И. С. Качественные методы анализа бизнес-процессов // Наукосфера. – 2021. – № 2-2. – c. 156-162.
26. Ткаченко И. Н., Кизиков И. В. Классификация методов оптимизации бизнес-процессов промышленных холдинговых структур // Известия УрГЭУ. – 2011. – № 5(37). – c. 30-34.
27. Унучек Т. М. Инструментальный метод моделирования и анализа бизнес-процессов // Управление в социальных и экономических системах. – 2015. – № 24. – c. 204-206.
28. Шанченко П.А., Винникова К.О., Ершова Е.В., Ленская И.Н. Использование рейтинговой оценки эффективности финансово-экономической деятельности филиалов ОАО «РЖД» // Вестник ВНИИЖТ. – 2019. – № 6. – c. 366-371.
29. Ширяева Н. В., Мигурина А. П. Факторный анализ, его виды и методы // Экономика и социум. – 2015. – № 1(14). – c. 1310-1313.
Страница обновлена: 15.10.2024 в 13:35:24