Методики оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий

Гайнутдинова А.А., Бадыкова И.Р.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Гайнутдинова А.А., Бадыкова И.Р. Методики оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/lim.11.4.121863.



Введение. Оценка эффективности является основой для принятия управленческих решений в бизнесе. Менеджер, всегда находясь в процессе выявления существующих проблем и прогнозирования потенциальных рисков, стремится определить степень воздействия принимаемых решений на стоимость и эффективность деятельности бизнеса. Комплексная оценка эффективности предприятия и его финансового состояния является важной задачей менеджмента. Есть категории предприятий и организаций (к примеру, относящиеся к государственному сектору), которые проводят факультативно анализ эффективности; другие же – напротив, имеют целые службы по бизнес-анализу. Для того, чтобы комплексная оценка деятельности выступала эффективным инструментом управления хозяйствующим субъектом, необходимо разрабатывать, применять и корректировать практические методы ее реализации. Комплексная оценка необходима при разработке стратегии и тактике развития, служит основой в реализации контрольных мероприятий по нивелированию потерь, выявляет резервы повышения эффективности деятельности.

В настоящее время отсутствует общепринятая система комплексного анализа эффективности бизнеса, что обуславливает некоторую степень трудностей для специалистов-аналитиков при выборе используемых методов и может приводить к сложностям при принятии решений менеджментом. В процессе проведенного исследования существующего набора инструментария выявлено наличие значимых различий в подходах, часто мнения экономистов расходятся, что говорит о наличии научного пробела.

Разработка единых базовых правил для комплексного анализа требует систематизации существующих методик, их доработки и усовершенствования практических способов. Мы считаем, что в аналитической работе необходимо проводить оценку деловой успешности и экономической эффективности. Универсальная методика должна иметь многоуровневый подход и многокритериальный анализ.

Таким образом, целью данного исследования является разработка методических подходов к оценке эффективности работы предприятия.

Научная новизна исследования заключается в разработанном концептуальном подходе к оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятия, включающем совокупность аналитических процедур.

Основные отечественные методологии. В российской практике выделяют ряд общих методологических подходов к оценке экономической эффективности деятельности хозяйствующего субъекта:

- затратный подход, где результат расчета показателей эффективности соотносится с произведенными затратами ресурсов, направленными на получение этого результата. Подход включает в себя оценку показателей эффективности использования потребленных ресурсов и позволяет выявить и количественно их оценить [13, 14]. Показателями затратного подхода считаются [20]: амортизациоемкость, амортизациоотдача, рентабельность потребленных ресурсов, производительность потребленных ресурсов, зарплатоемкость, зарплатоотдача. Упрощённая формула [22] к расчетам по показателям данного подхода:

(1)

- ресурсный подход, в котором предполагается сопоставление результата со стоимостью примененных ресурсов для получения результата [13, 14, 19]. По мнению О.Г. Житлухиной [10] и Н.Е. Аксаковой [1], данный подход следует применять для расчета прогнозных результатов, так как это характеризует потенциальную возможность бизнеса. В трудах Л.В. Барило [4] и М.В. Русакович [20] указаны основные показатели, которые используются для оценки при ресурсном подходе: фондоотдача, фондоемкость, рентабельность оборотных средств, рентабельность основных средств, скорость обращения оборотных средств, время обращения оборотных средств, удельный вес материальных затрат в себестоимости услуг, коэффициент использования материалов, удельный вес материальных затрат в себестоимости услуг, коэффициент использования материалов, производительность труда и другие. Обобщенная формула к показателям ресурсного подхода [22]:

(2)

- эффектностный подход (авторское название М.В. Русакович [20]), где качественная оценка эффективности рассчитывается на основе динамики качественных и объемных показателей предприятия;

- экспертный подход, при котором определяется текущий статус бизнеса и соотносится с возможностью достижения поставленных целей в будущем. Чаще в рамках экспертного подхода используется балльная система оценки достижения целевых индикаторов [17];

- временный подход – когда проводят оценку за определённый временный промежуток (год, квартал, месяц, неделя) [8, 18];

- сравнительный подход. Во многих трудах российских экономистов [16], таких как А.Д. Шеремет, Н.П. Кондакова, Р.С. Сафиуллина, Г.Г. Кадыкова, Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, сравнительный подход трактуется как рейтинговая оценка и может применяться в целях классификации предприятий по финансовым рискам. Однако эта методика анализа финансового состояния не учитывает отраслевые особенности. В работах П.А. Шанченко [28] поясняется, что в каждом конкретном случае модель рейтинга формируется на основе видов моделей, систематизиро­ванных по различным признакам. При этом, возможно сравнение динамики показателей исследуемого субъекта с динамикой показателей других хозяйствующих структур, например, конкурентов. Данный инструмент исследования в части сравнений называется «бенчмаркинг». Разнообразие сфер применения бечмаркинга как эффективного инструмента менеджмента привело к возникновению различных его видов. Часто бенчмаркинг классифицируется на следующие виды [5]: внутренний, общий, процессный, функциональный, бенчмаркинг результатов деятельности, стратегический, оперативный, рыночный, производственный, финансовый.

- стоимостной подход, где основным критерием эффективности деятельности бизнеса является прирост его стоимости [9].

Методы комплексного анализа в отечественной практике. К настоящему времени широкое распространение получили различные методики комплексного анализа состояния предприятия. Каждая из них уникальна и имеет свою специфику оценки бизнеса. Рассмотрим наиболее распространенные адаптированные отечественные методики комплексной оценки состояния бизнес-процессов предприятия, которые чаще всего встречаются в работах российских экономистов.

1. Бухгалтерские методы или анализ финансовой отчётности. Финансовый анализ позволяет определить результативность использования ресурсов, рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта в определенном отчетном периоде. В свою очередь существует различные способы проведения финансового анализа. В трудах ученых И.А. Жулега [11], Ш.М. Исаевой [12], М.В. Смирновой [24] выделены следующие способы:

1.1. горизонтальный анализ - это построчное сравнение показателей в финансовой отчетности с предыдущим периодом, например, оценивается динамика выручки, уровня внеоборотных активов, поэтому сюда также мы относим и трендовый анализ, несмотря на то что в литературе часто встречается как отдельно выделенный способ [11, 12] ;

1.2. вертикальный анализ - это изучение соотношения выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода. Ярким примером данного типа является анализ ликвидности баланса, при котором строки баланса разделяют на группы и рассчитывается текущая и перспективная ликвидность предприятия;

1.3. сравнительный анализ - сравнение показателей отчетности предприятия с конкурентами. В современной практике сравнительный анализ чаще встречается под термином «бенчмаркинг»;

1.4. коэффициентный анализ - это количественный метод получения представления о ликвидности, операционной эффективности и прибыльности компании путем изучения ее финансовой отчетности. Стоит отметить, что существует множество коэффициентов определения эффективности бизнеса [11, 22]. Однако, на наш взгляд, коэффициентный анализ является одной из разновидностью вертикального способа.

2. Статические методы и многомерно статические - это процесс сбора и анализа данных для выявления закономерностей и тенденций, устранения предвзятости и обоснования принятия решений. Статистика — это раздел бизнес-аналитики, который включает сбор и проверку бизнес-данных, и отчетность о тенденциях. Основные методы статистического анализа [2]:

- описательная статистика позволяет описать основные характеристики данных, такие как средние, медиану, дисперсию, моду и т.д.;

- корреляционный анализ – применяется при определении связи между двумя или несколькими переменными;

- регрессионный анализ – используется для прогнозирования значения одной переменной на основе значения другой переменной или для выявления факторов, оказывающих воздействие на результирующий показатель с последующей оценкой их статистической значимости индивидуально и совокупной значимости модели в целом;

- анализ таблиц и графиков – визуализация данных, что облегчает их интерпретацию;

- факторный анализ - позволяет связать множество наблюдаемых переменных в единую матрицу. Факторный анализ решает две основные задачи [29]: описывает предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. Принято выделять несколько видов данного анализа: детерминированный (функциональный), стохастический (корреляционный), прямой (дедуктивный), обратный (индуктивный) одноступенчатый, многоступенчатый, статический, динамический, ретроспективный, перспективный.

3. Эконометрический метод (или экономико-математический) – т.е. решение прикладных задач. Эконометрика применяет методы статистики, что позволяет получать числовые значения исследуемых событий и явлений. Эконометрический анализ выявляет финансовые, материальные и нематериальные резервы, дает понимание направленности и необходимости принятия тех или иных управленческих решений. В работе Ю.Н. Асташкиной [3], к примеру, представлены два основных вида моделей эконометрического анализа финансовых показателей, где отражается структура и функционал экономического объекта;

4. Кластерный метод – делит данные на группы (кластеры, классы). Основное отличие кластерного анализа от статистического и эконометрического методов заключается в том, что первый не учитывает условия, что позволяет исследовать многообразие исходных данных различного происхождения [7].

5. Качественный анализ, в том числе неформализованные виды анализа – чаще применяются на первых этапах оценки эффективности бизнеса. В работах И.С. Сысоевой [25] определено восемь основных методов качественного анализа:

- SWOT-анализ, когда определяются и в дальнейшем изучаются четыре направления: преимущества, достоинства, возможности и угрозы;

- анализ проблем. К типу данного анализа относятся инструменты диаграмма причинно-следственных связей Исикавы, круговая диаграмма проблемного поля, анализ основных причин (5 почему), древовидная диаграмма и другие;

- ранжирование процессов – важный этап при приоритизации работ;

- анализ входов/выходов – визуально качественный анализ, позволяющий определить необходимые и (или) лишние входы и выходы процессов;

- анализ функций процесса – визуально качественный анализ, позволяющий определить необходимые и (или) лишние функции в процессе;

- анализ ресурсов процесса – визуально качественный анализ, позволяющий определить необходимые и (или) лишние ресурсы в процессе;

- анализ состояния процесса, когда используется широко известный цикл PDCA (планирование - выполнение - контроль - принятие решений) и проводится анализ схемы управления по отклонениям);

- анализ состояния процесса, в рамках которого определяется качество выполняемых функций процесса с регламентирующими требованиями;

6. Количественный анализ – чаще основан на анализе финансового состояния бизнеса и оценке его стоимости. Н.К. Савельева [21] предлагает семь основных методик количественного анализа:

- модель Дюпона – система, которая исследует пять факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала (ROE – Return On Equity);

- модель CAMEL – система оценивает факторы, которые направлены на минимизацию издержек;

- модели SFA и DFA – параметрические методы, которые предполагают эконометрическое оценивание эффективности бизнеса;

- модель DEA – непараметрический метод оболочечного анализа данных. Подход позволяет сформировать границу эффективности бизнеса;

- методы денежных потоков – существует два подхода: прямой (на основе расчётов денежных притоков и оттоков) и косвенный (на основе анализа данных бухгалтерской отчётности);

- метод экономической добавленной стоимости (EVA – Economic Value Added);

- метод денежной добавленной стоимости (CVA – Cash Value Added);

- модель И.А. Никоновой и Р.Н. Шамгунова – методика основана на анализе изменения стоимости акций бизнеса и того, как подобные процессы влияют на стоимость хозяйствующего субъекта;

7. Формализовано универсальные принципиальные методы – «лучшие мировые практики» для построения эффективных бизнес-процессов. В трудах И.Н. Ткаченко [26] выделено более двадцати методов, из них наиболее популярные:

- система менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000;

- система постоянного совершенствования «Кайдзен»;

- система рационализации рабочего места (5S: Сэири – сортировка, Сэитон – соблюдение порядка, Сэисо – содержание в чистоте, Сэикэцу – стандартизация, Сицукэ – совершенствование);

- система «Точно в срок» (JIT – Just in Time);

- система бережливого производства (LP – Lean Production);

- производственная система «Тойота»;

- программа «6 сигм»;

8. Метод групповой работы объединяет различные способы работы в команде, что порой позволяет разработать новые высокоэффективные пути решения, ранее неизвестные и, соответственно, дающие бизнесу преимущества. В работах И.Н. Ткаченко [26] выделено четыре основных метода:

- метод мозгового штурма;

- метод номинальных групп;

- метод группового решения задач;

- методы командообразования;

9. Экспресс анализ, предполагает принцип перехода от малоинформативных качественных методов оценки и сложно формируемых математических способов моделирования и анализа к более эффективному, быстрому и общедоступному методу факторной оценки анализируемых процессов. По мнению О.В. Воскресенской [6] к числу новых методов экспресс-диагностики бизнес-процессов можно отнести метод Б. Андерсона. Алгоритм представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм метода Б. Андерсона [6]

Однако, на наш взгляд, метод Б. Андерсона во многом схож с разработанной моделью улучшения «Циклом Деминга-Шухарта», известного как «Цикл PDCA».

10. Инструментальные методы предполагают применение различных инструментов и механизмов для улучшения процессных показателей при движении информации, товарно-материальных ценностей и т. д. Основными инструментами считается [27]: нотация BPMN (Business Process Model and Notation), диаграммы деятельности языка UML (Unified Modeling Language), язык описания бизнес-процессов BPEL (Business Process Execution Language), методология моделирования сложных систем IDEF (ICAM Definition Methods), методология описания процессов EPC (Event-driven Process Chain).

По нашему мнению, выделяемые типы методик «экспресс-анализ» и «инструментальные методы», следует объединить в одну группу.

11. интегральный метод - позволяет провести глубокий анализ, так как основным принципом считается многоаспектность. Метод может быть, например, построен на основах факторного анализа или коэффициентного метода, а может объединять несколько подходов одновременно. Например, Р.С-А. Маккаевой [15] представлена авторская методика оценки ресурсного потенциала организации с помощью интегрального показателя, где в расчет интегрального показателя включаются данные по выручке, производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи, валовой прибыли. В свою очередь, И.В. Сибиряткиной [23] предложена методика анализа прибыли предприятия с использованием интегрального показателя, где зонами наблюдения выделены выручка, постоянные расходы, денежный поток, финансовый результат, капитал, рентабельность.

Очевидно, наличие в научной литературе огромного количества подходов к оценке эффективности бизнеса, что представляет собой научную проблему. Без наличия единого стандарта, бизнесу сложно использовать в практической деятельности те или научные разработки, поскольку, во-первых, сложно понять, какой из предложенных подходов является наиболее подходящим; во-вторых, они могут охватывать не все необходимые аспекты деятельности предприятий и т.д. Решением данной проблемы выступило бы предложение комплексного подхода.

Концептуальный подход к оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий. Как мы полагаем, в данном вопросе важен комплексный подход. Исходя из этого, нами разработан подход, включающий в себя совокупность аналитических процедур по оценке эффективности бизнеса.

Таблица 1. Концепт комплексной оценки эффективности бизнеса (авторская методика)

Направление оценки
Методический инструментарий
I. Оценка доходности бизнеса – «Уровень деловой успешности»
1. Доля на рынке;
2. Оценка эффективности использования собственного капитала;
3. Анализ структуры капитала;
4. Анализ уровня и тенденции развития.
II. Оценка уровня затрат – «Уровень экономической эффективности»
1. Лидерство по издержкам;
2. Рентабельность затрат операционной деятельности;
3. Удельная маржинальная прибыль.
I. Оценка доходности бизнеса – «Уровень деловой успешности». Деловая успешность – многогранный термин охватывающий анализ экономических показателей, социальной ответственности, инвестиционной активности, репутационного управления, уровень зрелости и ответственности бизнеса. В научном мире существует много версий по критерию успех. Для формирования объективного мнения о хозяйствующем субъекте с учетом определения факторов влияния на изменение уровня, предлагаем авторский расчет оценки деловой успешности, состоящий из анализа нескольких элементов:

1. доля на рынке. Доля, занимаемая на рынке, является одним из ключевых индикаторов успехов. Чаще показатель измеряется через стоимостную (выручка) или натуральную оценку продаж. Мы также предлагаем придерживаться данной практики:

(3)

или

(4)

2. оценка эффективности использования собственного капитала. Комплексная оценка бизнеса не представляется возможной без анализа показателей рентабельности и определения факторов, влияющих на них. Рентабельность – это относительный показатель сравнения величины прибыли с затратами. В целях анализа деловой успешности на уровне топ-менеджмента предлагаем проводить анализ доходности капитала, как важнейшего индикатора определяющего способность хозяйствующего субъекта генерировать чистую прибыль, используя все активы:

(5)

Анализ рентабельности – является важным процессом, позволяющим раскрыть информацию о потоках бизнеса. Однако для более четкого представления о различных драйверах максимизации доходности бизнеса требуется сочетание количественного и качественного анализа. Поэтому следует проводить оценку структуры капитала;

3. достижение оптимальной структуры капитала – одна из основных задач управленца. Для определения оптимальной доли заемных средств в массе капитала предлагаем применить комплексный подход, включающий моделирование показателя «Структура капитала». На первом этапе следует определить текущую условную стоимость бизнеса с учетом влияния финансового рычага:

(6)

Второй этап комплексного подхода заключается в формировании прогнозной модели. Методом подстановок по показателю «Доля заемного капитала» определяется оптимальная структура с ориентиром на уровень условной стоимости бизнеса, а именно, где показатель выше, там балансировку капитала следует считать целевой. Стоит отметить, что при сохранении уровня рисковых событий, изменение доли капитала будет коррелировать с изменением условной стоимости бизнеса. Поэтому следует определить промежуток отклонений прогнозной или текущей стоимости бизнеса относительно самого высокого значения согласно расчетной модели. Мы предлагаем использовать коридор отклонения 20%;

4. уровень и тенденции развития бизнеса. Новые технологические и экономические вызовы требуют от менеджмента инновационных решений к организации производства и управления. Успешность бизнеса неотъемлемо заключается и в темпах устойчивого развития. Поэтому предлагаем в качестве индикаторов развития бизнеса оценивать:

– динамику изменения инвестиционных вложений, а именно темпы изменения внеоборотных активов. Для объективной оценки следует в расчете использовать среднюю динамику показателя за несколько лет (3-5 года);

– фондотдачу. Это коэффициент, который характеризует эффективность использования основных средств хозяйствующего субъекта:

(7)

– наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее. Стоит также оценить наличие положительной динамики последних лет по показателю. То есть понять, работает ли бизнес в направлении инновационного развития.

В нашей работе обозначено, что для оценки деловой успешности бизнеса следует в качестве индикаторов определить: насколько бизнес успешен на рынке, насколько может приносить прибыль, стремится ли к развитию. Объединить предложенные показатели в единый маркер можно используя различные принципы. Наиболее простой для применения и позволяющий объективно оценить – балльная оценка с учетом определения веса показателей. В алгоритме расчета (таблица 2) указаны веса показателей относительно их влияния на стоимость бизнеса (авторское распределение значений в рамках стоимостно-ориентированного управления).

Таблица 2. Алгоритм расчета показателя «Уровень деловой успешности предприятия» (составлено автором)

Наименование элемента
Наименование подэлемента
Вес
Целевое значение
Принцип оценки
Доля рынка
-
35%
5 баллов
0 – менее 3%;
1 –от 3% до 10%;
2 –от 10% до 20%
3 –от 25% до 35%:
4 –от 35% до 50%;
5 –более 50%.
Рентабельность бизнеса и эффективность капиталовложений
Доходность капитала
40%
5 баллов
0 – отрицательное значение
1 – значение ниже среднего более чем 20%;
2 – значение ниже среднего в пределах 20%;
3 – среднее значение среди бизнес-окружения;
4 – значение выше среднего в пределах 20%;
5 – лидер в бизнес-окружении.
Оптимальность структуры капитала
8%
1 балл
Условная стоимость бизнеса относительно эталонной стоимости согласно расчетной модели:
0 –ниже более чем 20%;
1 –в ином случае.
Уровень и тенденции развития бизнеса
Динамика изменения инвестици-
онных вложений
5%
5 баллов
За 3-5 лет среднегодовой рост показателя:
0 – отрицательный;
1 –от 1% до 3%;
2 –от 3 до 7%;
3 –от 7% до 12%;
4 –от 12% до 15%;
5 – более чем 15%.
Фондоотдача
8%
5 баллов
Для оценки показателя следует провести бенчмаркинг показателя относительно конкурентов. По результатам исследования присвоить соответствующий оценочный балл от 0 до 5, где
0 – значение ниже среднего в 2 и более раз;
1 – значение ниже среднего более чем 20%;
2 – значение ниже среднего в пределах 20%;
3 – среднее значение среди бизнес-окружения;
4 – значение выше среднего в пределах 20%;
5 – лидер в бизнес-окружении.
Наличие и динамика изменения объектов интеллек-туальной собственности и прав на неё
2%
2 балла
Для оценки показателя следует провести расчеты по подбору оптимальной структуры капитала.
0 – отсутствуют созданные объекты интеллектуальной собственности;
1 – имеются созданные объекты интеллектуальной собственности;
2 – фиксируется положительная динамика по созданию объектов интеллектуальной собственности за период последних лет (3-5 лет).
Итого
100%


Для оценки показателя «Уровень деловой успешности предприятия» необходимо:

– провести исследования рынка по определению доля в нем;

– сформировать бенчмаркинг для оценки показателей доходности капитала и фондоотдачи в периметр бизнес-окружения;

– проанализировать финансовую отчетность предприятия для определения статуса по структуре капитала и уровня развития (динамика внеоборотных активов, наличию и изменениям по инновационной деятельности).

Сделанный на основе методики вывод об успешности конкретного бизнеса может стать основой для вариации успешности по сегментам бизнеса, а также оценить динамику успешности конкретного предприятия.

II. Оценка уровня затрат – «Уровень экономической эффективности».

Экономическая эффективность бизнеса заключается в измерении результативности относительно эффективности использования ресурсов. Для объективной оценки показателя, позволяющий проанализировать операционную деятельность бизнеса, следует исследовать как расходную часть, так и доходную. Поэтому нами предлагается совокупный подход в определение уровня экономической эффективности, включающий расчет и анализ трех показателей:

1. Лидерство по издержкам. В условиях рыночной конкуренции и демпинге цен, чаще бизнесу необходимо искать внутренний потенциал за счет оптимизации затрат и изменения структуры себестоимости. Для расчета показателя предлагаем следующую формулу:

(8)

Показатель отражает долю затрат в доходах бизнеса. Однако, менеджменту следует найти точку сопряжения уровня затрат и качества, чтобы не снизить уровень конкурентоспособности.

2. Рентабельность затрат операционной деятельности. Показатель позволяет оценить объем дохода с одного потраченного рубля. Рентабельность отражает продуктивность управления бизнес-ресурсами предприятия. В качестве анализа эффективности предлагается проводить исследование только в периметре операционной деятельности.

(9)

3. Удельная маржинальная прибыль. Уровень маржинальной прибыли применяют для анализа эффективности работы менеджмента бизнеса, а также для расчета точки безубыточности и исследования доходности ассортиментного портфеля. В предлагаем нами комплексном подходе оценка показателя вычисляется относительно удельных значений при сопоставлении использования ресурсов в виде производственных мощностей, что позволяет оценить эффективность как ассортиментного портфеля, так и применение существующих технических возможностей:

Сумма маржинальной прибыли за 1 час (день, смену, месяц и пр.) работы оборудования = Объем произведенной продукции за 1 час (день, смену, месяц и пр.) × (Цена реализация за 1 ед. продукции – Сумма переменных затрат на 1 ед. продукции) (10)

Аналогично оценки «Уровня деловой успешности», предлагаем интегрировать компоненты для расчета показателя «Уровень экономической эффективности», а именно через балльную оценку с учетом веса составных показателей.

Таблица 3. Алгоритм расчета показателя «Уровень экономической эффективности предприятия» (составлено автором)

Наименование элемента
Вес
Целевое значение
Принцип оценки
Лидерство по издержкам
35%
5 баллов
Для оценки показателя следует провести бенчмаркинг показателя относительно конкурентов. По результатам исследования присвоить соответствующий оценочный балл от 0 до 5, где
0 – расходы превышают доходов;
1 – значение ниже среднего более чем 20%;
2 – значение ниже среднего в пределах 20%;
3 – среднее значение среди бизнес-окружения;
4 – значение выше среднего в пределах 20%;
5 – лидер в бизнес-окружении.
Рентабельность затрат операционной деятельности
45%
5 баллов
Для оценки показателя следует провести бенчмаркинг показателя относительно конкурентов. По результатам исследования присвоить соответствующий оценочный балл от 0 до 5, где
0 – отрицательное значение
1 – значение ниже среднего более чем 20%;
2 – значение ниже среднего в пределах 20%;
3 – среднее значение среди бизнес-окружения;
4 – значение выше среднего в пределах 20%;
5 – лидер в бизнес-окружении.
Удельная маржинальная прибыль
25%
5 баллов
Для оценки показателя следует провести расчеты по данным анализируемой бизнес-единицы за несколько лет (3-5 года). На основании расчётов присвоить соответствующий оценочный балл от 0 до 5, где
0 – тренд нисходящий;
1 –среднегодовой рост показателя от 1% до 3%;
2–среднегодовой рост показателя рост показателя от 3 до 7%;
3 –среднегодовой рост показателя от 7% до 12%;
4 –среднегодовой рост показателя от 12% до 15%;
5 –среднегодовой рост показателя более чем 15%.
Итого
100%


Для подведения итоговых результатов по эффективности хозяйственной деятельности предприятий необходимо объединить два ключевых показателя в единую оценку. В нашем концептуальном расчете предусмотрена интеграция показателей:

Эффективность хозяйственной деятельности предприятий = Уровень деловой успешности х 0,5 + Уровень экономической эффективности х 0,5 (11)

Заключение. При оценке результативности бизнеса, традиционно уделяется внимание план-фактным значениям, динамике показателей. Часто упускается раздел оценки и анализа эффективности процесса достижения стратегических целей. Для принятия тех или иных управленческих решений в коммерческой деятельности менеджмент должен понимать и объективно определять сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и ограничения. Учитывая высокий уровень конкуренции управленца бизнеса крайне необходимо внедрение системы оценки экономической эффективности и проведение корректирующих мероприятий по ее повышению.

Предлагаемая методика оценки эффективности деятельности предприятия – набор ключевых принципов, который помогает решить следующие задачи:

1. оценить текущее состояние предприятия (уровень деловой успешности и экономической эффективности бизнеса), определить «узкие» места в основных процессах;

2. определить рейтинг бизнеса в отрасли и наличия предпосылок к повышению эффективности (сравнительный анализ, «если конкуренты смогли добиться высоких результатов, значит сможем и мы»);

3. сформировать исходные данные для предиктивной модели, выявив в процессе исследования факторы, влияющие на уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Предлагаемые методические рекомендации позволяют охватить ключевые процессы бизнеса, сформировать корректную оценку, определить вектор развития и усовершенствования бизнес-модели предприятия.


Страница обновлена: 11.10.2024 в 13:07:38