Предпосылки расширения зеленого финансирования и ESG-практики в российском банковском секторе
Дудин М.Н.1, Шкодинский С.В.1,2, Кушнир А.М.1,3
1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Россия, Москва
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации, Россия, Москва
3 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Апрель 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48399298
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Актуальность темы исследования обусловлена включением в стратегическую повестку большинства банков элементов ESG-методологии ответственного корпоративного поведения. Цель статьи – комплексное исследование предпосылок расширения зеленого финансирования и ESG-практики в российском банковском секторе. Методология исследования базируется на сочетании системного и комплексного подходов, а также применении таких методов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В ходе исследования авторами обобщены различные подходы к понятию «зеленые финансы» в отечественном и зарубежном научном и деловом обороте; представлена компаративная характеристика формирования и реализации ESG-стратегии зеленых финансов в банках РФ и мира; систематизированы данные по состоянию мирового и российского рынка зеленого финансирования; раскрыты основные параметры реализации ESG-стратегий российскими банками; предложены перспективные решения проблем развития рынка банковского зеленого финансирования с учетом лучших практик и мирового опыта
Ключевые слова: ESG-стратегии, зеленые финансы, банковская сфера
Финансирование:
статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России»
JEL-классификация: F64, O44, Q53, Q57
Введение
История вовлечения банков в решение вопросов устойчивого развития носит, с одной стороны, короткий по меркам экономической истории, а с другой – яркий и неоднозначный характер. Это объясняется стратегической целью функционирования банковского института – обеспечение стабильного оборота финансовых ресурсов в социально-экономической системе и наращивание финансового капитала. Именно последний компонент обусловил интерес рынка и государственных регуляторов к возможности привлечения капитала банков к финансированию так называемых зеленых проектов, направленных на решение локальных или глобальных экологических проблем человечества.
Сегодня в стратегической повестке все большего числа банков можно найти различные элементы ESG-методологии ответственного корпоративного поведения, реализуемого как в форме соответствующей социальной политики (ориентация на персонал банка и его клиентов) и портфеля зеленых инвестиций – группы проектов, носящих преимущественно социально ориентированный или инфраструктурный характер. Этим и обусловлена актуальность темы настоящей статьи.
Цель статьи – комплексное исследование предпосылок расширения зеленого финансирования и ESG-практик в российском банковском секторе. Основные исследовательские задачи: обобщение научного и практического интереса к ESG-инструментам развития банковского бизнеса; проведение количественного анализа объемов и структуры зеленого финансирования и качественного анализа применяемых инструментов в отношении внутренних и внешних целевых групп; обобщение ключевых проблем реализации банками ESG-стратегий и обоснование предложений по их разрешению на среднесрочном временном горизонте.
Методология исследования базируется на сочетании системного и комплексного подходов, а также применении таких методов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и статистическая обработка информации.
Обзор литературы и исследований
Генезис вопроса развития практик ESG-финансирования социально значимых и экологических проектов восходит к концу XX века, когда глобальные экологические проблемы человечества вошли в повестку устойчивого развития. Так, первое упоминание термина «зеленые финансы» восходит к докладу английских экономистов Д. Пирса, Э. Барбьера и Э. Маркандии в 1989 г., в котором были озвучены концептуальные основы новой модели устройства социально-экономических взаимодействий человека, бизнеса и природы, базирующейся на ответственном поведении всех участников и, прежде всего, бизнеса [10].
Дальнейшее развитие концепции «зеленых финансов» приобрело дуализм: представители научно-исследовательских кругов сконцентрировались на изучении вопросов оценки влияния ответственного поведения бизнеса на устойчивое развитие рынков его присутствия и экономики страны в целом; представители бизнеса и государственных регуляторов – на применении концепции «зеленых финансов» для приобретения рыночной власти и лоббирования собственных интересов [4–6, 9] (Vostrikova, Meshkova, 2020; Emelyanova, Svadkovskiy, 2020; Bukhari, Hashim, Amran, 2020; Bătae, Dragomir, Feleagă, 2020). В подкрепление аргумента о дуализме понимания сущности зеленых финансов рассмотрим основные мнения ученых и специалистов-практиков в части определения указанного понятия (табл. 1).
Таблица 1
Определение понятия «зеленые финансы» в отечественном и зарубежном научном и деловом обороте
Автор (-ы), документ
|
Определение понятия
| |
I. Деловой оборот
| ||
1.
Программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной
Европы (СРГ ПДООС) ОЭСР
|
Механизм организации финансового рынка с
выделением в его составе сегмента инструментов инвестирования в экологические
проекты и программы устойчивого
развития [11]
| |
2. Рабочая группа по изучению процессов
«зеленого» финансирования (G20 Green Finance Study Group)
|
Зеленое финансирование – особая
разновидность финансовых отношений, при котором коммерческие организации
участвуют в финансировании социально- и экологически значимых проектов и программ [12]
| |
3. Экспертная комиссия Всемирного банка
|
Группа финансовых отношений, при котором
частные и государственные компании инвестируют в проекты снижения влияния от
своей экономической
деятельности на общество и окружающую среду (климат) [13]
| |
4. Программа ООН по окружающей
среде (UNEP)
|
Зеленые инвестиции – финансовые продукты
и сервисы, направленные на ресурсное обеспечение проектов и программ для
решения актуальных социальных и экологических проблем [14]
| |
5. Постановление Комиссии ЕС «О
создании основ содействия устойчивым инвестициям и внесении изменений в
законодательство»
|
Зеленое финансирование – разновидность
финансирования проектов и программ, которая учитывает долгосрочные
экологические и социальные
эффекты для расширенного круга стейкхолдеров [15]
| |
6. Экспертный совет
по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России |
Вложения в экологически чистые и
ресурсосберегающие технологии
[16]
| |
II. Научный оборот
| ||
1. Л.П. Харченко [1, с. 418] (Kharchenko, 2021, р. 418)
|
Зеленое финансирование – механизм
усиления рыночного влияния бизнеса через вложение капитала в проекты,
направленные на решение актуальных экологических проблем
| |
2. А.В. Долганов, Н.А. Долганов [2, с. 316] (Dolganov, Dolganova, 2021, р. 316)
|
Зеленые инвестиции – форма
финансирования проектов и программ коммерческими организациями для получения
новых конкурентных преимуществ
| |
3. В.Д. Смирнов [3, с. 88–89] (Smirnov, 2021, р. 88–89)
|
Новая ступень эволюции устройства
финансовых отношений, при котором бизнес осознанно подходит к вопросу
компенсации собственного влияния на окружающую среду и общество
| |
4. А. Колтон и др. [7] (Coleton, Font
Brucar, Gutierrez, Le Tennier, Moor, 2020)
|
Продукты и процессы, направленные на
экологизацию поведения бизнеса и поощрения корпоративной ответственности
перед стейкхолдерами
| |
5. А. Буаллай [8, с. 434] (Buallay, 2020, р.
434)
|
Зеленые инвестиции – группа инструментов
для реализации проектов, соответствующих требованиям корпоративной и
социальной ответственности, для решения острых экологических проблем
| |
Как следует из приведенных в таблице 1 основных точек зрения, в законодательной группе зеленые финансы определяются как механизм компенсации влияния деловой активности бизнеса на окружающую среду и общество. В научной группе понятие раскрывается как участие любого бизнеса, независимо от размера и вида деятельности, в решении актуальных экологических и социальных проблем.
Результаты
Основываясь на установленных различиях в трактовке понятия «зеленые финансы», был проведен компаративный анализ мотивации, целей, механизма и форм их реализации в банковской сфере в виде ESG-стратегии в РФ и за рубежом (табл. 2).
Таблица 2
Компаративная характеристика формирования и реализации ESG-стратегии зеленых финансов в банках РФ и мира
Критерии сравнения
|
Российские банки
|
Иностранные банки
|
1. Источники
мотивации к реализации ESG-стратегии зеленых финансов
|
- административное давление
государственных регуляторов на экологизацию «грязных отраслей»;
- дефицит государственного бюджета в части финансировании природоохранных мероприятий; - наличие налоговых преференций для зеленых проектов; - необходимость соблюдения международных норм в части снижения влияния на изменение климата [17] |
- выделение нового сегмента финансового
рынка для котировки акций бизнеса ESG-рэнкинга (США);
- дефицит долгосрочного капитала для финансирования инфраструктурных и экологических проектов (США, ЕС); - привлечение гражданским обществом внимания к проблемам экологии (ЕС); - ужесточение экологических стандартов международной торговли (Великобритания, ЕС); - необходимость соблюдения международных норм и конвенций, давление санкций (Китай) |
2.
Механизм реализации ESG-стратегии банков
|
Российские банки преимущественно
участвуют в зеленых проектах в рамках государственных программ через
предоставление долгосрочных кредитов, реже – выкупа зеленых облигаций под
гарантию Правительства или иное обеспечение. Особое место в этих процессах занимает
ВЭБ.РФ [18]
|
- зеленое финансирование происходит в
рамках отраслевых финансово-промышленных групп или эмиссии экологических
облигаций с открытым правом покупки (США, Великобритания);
- зеленое финансирование распределяется государственным регулятором среди доверенных государственных банков или созданных фондов под управлением частных банков (ЕС); - зеленое финансирование выделяется единым банковским институтом устойчивого развития на конкурсной основе (Народный банк Китая) [19] |
3.
Бизнес-модели ESG-финансирования
|
Банки в основном применяют инструменты
традиционного заемного финансирования инвестиций:
- MBI (Management-Buy-In – покупка доли в компании в обмен на заемный капитал), - MBO (Management-Buy-Out – финансирование проекта с последующей продажей доли в компании/проекте); - LBO (Leveraged Buy-Out) – выкуп по окончанию финансирования прав на управление проектом и (или) бизнесом; Реже: - проектное финансирование; -мезонинное финансирование [20] |
В мировой практике в настоящее время
наиболее распространенными бизнес-моделями ESG-финансирования
считаются:
- ограниченные партнерства (Limited Partners) – банки создают специальные целевые ESG-фонды под собственным управлением (США, Великобритания); - генеральное партнерство (General Partners) – банки создают по поручению государственного регулятора специальный целевой фонд ESG-финансирования, который находится в ведении куратора проекта (ЕС); - биржевая модель (stock-exchange) – на фондовом рынке создается специальный сегмент для котировки «зеленых» ценных бумаг (США, Великобритания, ЕС); - портфельная модель (portfolio model) – банк или консорциум банков создает независимый фонд коллективных ESG-инвестиций, формирующихся за счет взносов от бизнеса, и управляющийся советом управляющих партнеров (США, Китай) |
4.
Цели осуществления ESG-финан-сирования
|
- финансовое обеспечение государственных
экологических проектов и программ устойчивого развития;
- наращивание кредитного портфеля за счет высококлассных кредитов и облигаций; - повышение инвестиционного рейтинга банков в международных рэнкингах [21–23] (Urazova, 2020; Semenova, Eremina, Skvortsova, 2020) |
- повышение конкурентных позиций банков
на международном рынке капитала (США);
- получение преференций от государственных регуляторов (Великобритания, США); - укрепление ресурсной базы банков за счет управления ESG-фондами, созданными за счет бюджета (ЕС); - получение доступа к финансированию государственных программ устойчивого развития (Китай) |
Указанные отличия не являются исчерпывающими, но именно они несут в себе определяющее влияние на политику банков в части предоставления ESG-финансирования, а также выбора инструментов его осуществления.
В настоящее время в РФ рынок зеленых финансов только формируется, а банки определяют собственные критерии отбора проектов и бизнесов для выдачи заемного капитала в соответствии с методологией ESG. Это создает определенные сложности для формирования статистики объема и динамики ESG-финансирования и объективного сравнения позиции России на мировом рынке зеленого финансирования (рис. 1).
Рисунок 1. Мировой и российский рынок зеленого финансирования в 2016–2020 гг. (оценка), млрд долл. США
Источник: рассчитано авторами по данным [24–27].
Согласно аналитическим данным РБК и консалтинговой компании Deloitte, в России в 2020 г. зеленое финансирование предоставляли 9 организаций: ГК «ВЭБ.РФ», ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Россельхозбанк», ПАО «Газпромбанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», ПАО «Росбанк», ПАО «МКБ», ПАО КБ «Центр-инвест». Ввиду распыленности информации в отчете об устойчивом развитии и отсутствии единой унифицированной формы, отражающей объем зеленого финансирования, в рамках исследования рассчитывались следующие суммы финансирования из финансовой отчетности банков:
1) льготное финансирование банками государственных программ и проектов в сфере транспортной инфраструктуры и энергетики;
2) кредитные линии и лизинговые кредиты по программе государственного субсидирования Министерства сельского хозяйства России;
3) размещение зеленых и социальных еврооблигаций;
4) финансирование ресурсо- и энергосберегающих проектов, в т.ч. проектов альтернативной энергетики (энергосервисный факторинг);
5) финансирование R&D-проектов в сфере зеленых технологий;
6) спонсорство и благотворительность.
Объем и структура ESG-финансирования указанных организаций за 2016–2020 гг. по критерию применяемых инструментов представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Объем и структура ESG-финансирования российских банков за 2016–2020 гг. по критерию применяемых инструментов, млн руб.
Источник: составлено авторами по данным корпоративных отчетов банков [28–36].
Как следует из приведенного графика на рисунке 2, в анализируемых банках наиболее активно применялось льготное финансирование государственных программ и проектов в сфере транспортной инфраструктуры и энергетики – на данный инструмент приходится 28,6% от всего объема зеленого финансирования, на втором месте располагается льготная ипотека для отдельных категорий граждан (силовые ведомства) – 24,2 %, на третьем месте – финансирование ресурсо- и энергосберегающих проектов, в т.ч. проекты альтернативной энергетики – 20,3%.
Исходя из сложившейся структуры инструментов, следуют выводы:
- российские банки, несмотря на принятие положений ESG-методологии финансирования, стараются нивелировать свои риски и участвуют преимущественно в проектах и программах с государственным обеспечением или гарантиями Правительства;
- среди исследуемых банков имеется достаточно явная специализация зеленого финансирования по отраслям: например, ПАО «Россельхозбанк» и ПАО КБ «Центр-инвест» закрывают вместе более 88,2% всего финансирования в АПК, ПАО «Сбербанк» – на 79,2% финансирует льготную ипотеку, ПАО «Банк ВТБ» – лидер в финансировании энергетических и инфраструктурных проектов – более 67,4%. Это свидетельствует о наличии раздела рынка ESG-финансирования среди лидеров банковской сферы и возможном наличии барьеров для других банков к крупным государственным программам и тендерам;
- среди исследуемых банков только у ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ» и ПАО «Россельхозбанк» имеются самостоятельные структурные подразделения управления ESG-рисками при финансировании зеленых проектов.
Далее рассмотрим структуру направлений реализации ESG-стратегий указанных банков за 2016–2020 гг., что позволит лучше понять приоритеты менеджмента и уровень зрелости корпоративной ответственности внутри банков (рис. 3).
Рисунок 3. Структура внутренних направлений реализации ESG-стратегии российских банков за 2016–2020 гг., в %
Источник: составлено авторами по данным корпоративных отчетов банков [28–36].
Как следует из приведенных сведений, наиболее распространенным направлением является формирование безотходных бизнес-процессов –(поддерживают 72,0% банков), что обусловлено как простотой его реализации (электронный документооборот, экономия электроэнергии, отказ от одноразовой посуды и т.п.), так и «мгновенным» экономическим эффектом; на втором месте расположилось направление, связанное с повышением эргономичности рабочих мест сотрудников – 70,4% – данное направление тесно связано с продуктивностью персонала, снижением количества ошибок, а в перспективе – со снижением профзаболеваний и, как следствие, сокращением расходов по больничным листам [1, 2, 37, 38] (Kharchenko, 2021; Dolganov, Dolganova, 2021; Ermakova, 2021; Bezgacheva, Rumyantseva, 2021).
К реальным социальным направлениям ESG-стратегии указанных банков относятся: формирование безбарьерной среды, инклюзивных офисов и банковской инфраструктуры – 65,3% и финансирование образовательных проектов в области экологического просвещения – 49,6%. Хотя и здесь следует отметить наличие коммерческого интереса: в 2020 г. 3 из исследуемых банков предлагали своим клиентам так называемый экологический депозит [39, 40], а реализация программы банковских экологически безопасных карт окупается за счет сборов за их обслуживание.
Далее рассмотрим структуру внешних направлений реализации ESG-стратегий российских банков за 2016–2020 гг., что позволит понять характер их вовлеченности в решение экологических и социальных вызовов и угроз по собственной инициативе (рис. 4).
Рисунок 4. Структура внешних направлений реализации ESG-стратегии российских банков за 2016–2020 гг., в %
Источник: составлено авторами по данным корпоративных отчетов банков [28–36].
Как следует из приведенного выше графика, в исследуемых банках наиболее распространенными являются следующие внешние направления реализации ESG-стратегии:
- участие в экологических инициативах – в среднем данным направлением занимаются 63,3% исследуемых банков, при этом следует отметить, что данное направление тесно связано с брендингом банка и его продвижением, что способствует лояльному отношению клиентов, а также привлечению новых [41] (Zhukova, Kirillova, 2021);
- организация и финансирование конкурсов и образовательных проектов в сфере устойчивого развития – данное направление реализуется в среднем в 59,5% опрошенных банков и также имеет коммерческий интерес. Кроме этого, банки получают кадровую подпитку – по итогам конкурса HR-менеджеры формируют базу данных перспективных кадров для будущего трудоустройства в банке [6, 8] (Bukhari, Hashim, Amran, 2020; Buallay, 2020);
- проведение ESG-аудита финансируемых инфраструктурных проектов – данное направление является сравнительно новым в списке направлений, но оно быстро приобрело популярность и реализуется на конец 2020 г. 50,7% опрошенных банков: при наличии системы ESG-аудита инвестиционных проектов банки могут претендовать на привлечение финансирования на более привлекательных условиях (срок, процентная ставка, особые условия) [42, 43] (Chiaramonte, Dreassi, Girardone, Piserà, 2021; Kocornik-Mina, Bastida-Vialcanet, Eguigurenhuerta, 2021).
Чтобы понимать истинное положение дел в вопросе инкорпорации философии корпоративной социальной ответственности и ответственного инвестирования, следует рассмотреть целевые установки топ-менеджмента банков и их ожидания от применения ESG-методологии в будущем (рис. 5, 6). Как следует из их данных, в РФ имеются существенные отличия в мотивации топ-менеджмента банков к внедрению ESG-стратегий:
- отечественные банки лидируют в части использования ESG-принципов для формирования положительной деловой репутации и получения непрямых выгод (55,0%);
Рисунок 5. Мотивация топ-менеджмента банков к применению ESG-банкинга в 2020 г., в %
Источник: составлено авторами по данным корпоративных отчетов банков [28–36].
- вышеотмеченное положение коррелирует с позицией о давлении инвесторов и финансовых СРО (в т.ч. зарубежных) – 24,0% – данный факт свидетельствует о том, что российские банки всерьез рассматривают стратегию «зеленого финансирования» как инструмент нивелирования возможных санкций и ограничений работы на иностранных финансовых рынках;
- российские банки выступают аутсайдерами позиции «личная вовлеченность персонала в процессы устойчивого развития» – 2%. Это свидетельствует о том, что экологически ответственное мышление персонала только формируется, а в настоящее время превалирует административный механизм фасилитации ESG-стратегий;
- важным аспектом является и тот факт, что российские банки пока что мало представляют финансовый потенциал ESG-стратегии в формировании новых точек получения доходов (23,0%), тогда в Европе и Америке данный показатель составляет 31,0% и 35,0% соответственно, т.е. клиенты осознанно предпочитают «экологичные» банковские продукты.
Далее представлены ожидаемые перспективные эффекты от реализации ESG-стратегии в банковской сфере в РФ и мире (рис. 6).
Рисунок 6. Перспективные эффекты от реализации ESG-стратегии в банковской сфере в РФ и мире, в %
Источник: рассчитано авторами по данным [24–27].
Как следует из приведенного графика, в РФ менеджмент банков делает основную ставку на инвестиции в современные зеленые и энергосберегающие технологии – 57,0%, в формирование зеленой инфраструктуры бизнеса – 68,0% от числа исследуемых банков, а также ребрендинг и реинжиниринг банковских продуктов – 77,0%, т.е. все направления имеют ярко выраженную коммерческую основу.
В мировой практике банковская сфера ориентируется на системное участие в процессах устойчивого развития через масштабирование ESG-методологии на клиентский портфель банка, т.е. банк по факту планирует стать дополнительным финансовым регулятором и фильтром на пути к реализации «токсичных проектов», что с учетом ужесточения экологических нормативов станет препятствием для «безответственных бизнесов». Для российских банков позиционирование себя как фильтра для неэкологичных проектов пока выглядит преждевременно: о такой готовности в будущем заявило только 23,0%.
Исходя из результатов настоящего исследования, была подготовлена сводная таблица, в которой обобщены проблемные аспекты развития рынка зеленого финансирования и возможные решения с учетом лучших практик и мирового опыта (табл. 3).
Таблица 3
Проблемы развития рынка банковского зеленого финансирования в РФ и возможные решения с учетом лучших практик и мирового опыта
Проблема /препятствие развития ESG-банкинга
|
Характеристика проблемы /
препятствия
|
Перспективное решение проблемы /
препятствия
|
1. Ограниченность
рынка зеленого финансирования суперкрупными банками
|
Рынок ESG-банкинга носит
признаки олигополии и отраслевого распределения среди Топ-10 крупных банков,
что формирует барьеры для доступа более мелким банкам к предложению своих
банковских продуктов
|
Возможно ввести поправку при
формировании рэнкингов ESG-банков, что должно приводить к
временному запрету на их участие в государственных программах и проектах, или
напротив, повышению налоговой нагрузки как компенсации за попытку
монополизации
|
2.
Точечные инициативы государственных корпораций по ESG-финансированию субъектов
МСП
|
За период с 2015 по 2020 гг. участники
Национальной гарантийной системы (НГС) предоставили поддержку более 34 тыс.
субъектов МСП и организаций инфраструктуры на сумму 658,4 млрд руб., что
составляет 1,0% от среднегодового числа МСП [44]
|
Следует изучить механизмы коллективного
финансирования бизнеса местными банками, которые знают особенности субъектов
МСП и их деловую историю. В качестве профессиональных материалов следует
обратить внимание на антикризисный план для МСП во Франции [45], пакет
антикризисного микрофинансирования субъектов МСП в Испании [46]. Такие решения
позволят популяризировать идею ESG-финансирования
|
3. Опасения банков в части
проведения ESG-аудита
финансируемых проектов
|
Российские банки практически не
применяют механизмы ESG-аудита проектов ввиду опасения ухода
клиентов и отсутствия прозрачной нормативно-правовой основы применения
ограничений к «токсичным проектам»: менее 20,0% банков планируют внедрение
практики ESG-аудита в
течение следующих 3-х лет [47, 48]
|
ЦБ РФ совместно с Ассоциацией российских
банков (далее – АРБ) рекомендуется подготовить профессиональный справочник
проведения ESG-аудита
финансируемых проектов и критерии отказа, что позволит снизить риски
возникновения судебных прецедентов о расследовании отказов в выдаче
финансирования коммерчески эффективным проектам
|
4.
Низкая мотивация банков к применению экономических инструментов поощрения
«зеленых проектов»
|
В настоящее время реально применяют
экономические инструменты поощрения «зеленых инфраструктурных проектов»
только в отношении мегапроектов государственных программ и реже – в отношении
инвестиционных проектов в сфере энергетики
|
ЦБ РФ совместно с АРБ рекомендуется
сформировать национальный стандарт предоставления преференций банкам,
реализующим зеленое финансирование проектов. За основу для разработки
национального стандарта рекомендуется взять материалы:
- План действий по финансированию устойчивого развития [49]; - материалы Группы технических экспертов по устойчивому финансированию при Европейской комиссии [50]; - Рабочие материалы ОЭСР по окружающей среде [51] |
5.
Слабость развития фондов коллективного зеленого инвестирования
|
По данным за 2020 г. в РФ
действовало 7 специальных фондов зеленого финансирования [52, 53], 4 из которых
100% созданы за счет средств банков, 2 – нефтегазовыми компаниями, 1 –
инфраструктурной компанией [54, 55], при этом их целевое назначение
ограничено стратегиями развития самих компаний / банков и не предполагает
вовлечения физических лиц
|
Рекомендуется со стороны ЦБ РФ и
отраслевых СРО внести предложение о реализации пилотных проектов по
вовлечению широкого круга стейкхолдеров в зеленое финансирование, например,
создание на базе «экологически агрессивных» бизнесов открытых паевых
инвестиционных фондов (ОПИФ), в которых могут принять участие все работники,
а в перспективе – широкая общественность, например, жители города или района.
Управление ОПИФ следует передать профессиональным участникам рынка, например,
банкам, где обслуживается бизнес, что позволит реинвестировать капитал внутри
региона и обеспечивать его финансовую устойчивость
|
Заключение
Рынок зеленого банковского финансирования в России развивается, однако тренды его развития задаются крупнейшими банками, что приводит к возникновению центростремительных течений в формировании интересов и представлений менеджмента о ESG-стратегии в банковской сфере и возникновению «невидимых» границ раздела рынка по наиболее интересным с позиции будущего финансового потенциала отраслям национальной экономики.
В качестве рекомендаций считаем целесообразным:
1. ЦБ РФ и АРБ подготовить профессиональный справочник проведения ESG-аудита финансируемых проектов и критерии отказа в выдаче финансирования для нивелирования рисков злоупотребления банковским менеджментом правами на получение налоговых преференций или иных экономических выгод от государственных регуляторов или бюджета за счет предоставления информация о финансировании «квазиэкологичных» проектов.
2. Сформировать национальный стандарт предоставления льгот и преференций банкам, реализующим зеленое финансирование проектов, который позволит унифицировать критерии признания банка, реализующего ESG-стратегию.
3. Провести системную работу по вовлечению широкого круга стейкхолдеров в зеленое финансирование, например, путем создания на базе «экологически агрессивных» бизнесов открытых паевых инвестиционных фондов, в которых могут принять участие все работники, а в перспективе – широкая общественность, например, жители города или района, при этом управление ОПИФ следует предоставить местному банку, в котором, например, обслуживается бизнес.
4. Популяризировать идеи зеленого финансирования среди субъектов МСП в сфере промышленного производства или инновационной деятельности с использованием потенциала местных банков, которые знают специфику рынка, что позволит аккумулировать капитал в конкретных регионах и реинвестировать его непосредственно в местные инициативы.
Источники:
2. Долганов А.В., Долганова Н.А. О развитии системы зеленого финансирования в Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник: материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. 2021. – c. 315-318.
3. Смирнов В.Д. Особенности управления банками ESG-рисками // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14(4). – c. 85-95. – doi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-4-85-95.
4. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. – 2020. – № 4. – c. 78-85.
5. Емельянова Э.С., Свадковский В.А. Стресс-тестирование ESG-рисков в международной надзорной практике // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 32 (6). – c. 161-169. – doi: 10.24412/2309-4788-2020-10707.
6. Bukhari S.A.A., Hashim F., Amran A. Green Banking: a road map for adoption // International Journal of Ethics and Systems. – 2020. – № 36(3). – p. 371-385.
7. Coleton A., Font Brucar, M., Gutierrez P., Le Tennier, F., Moor, C. Sustainable Finance: Market Practices // SSRN Electronic Journal. – 2020.
8. Buallay A. Sustainability reporting and firm’s performance: Comparative study between manufacturing and banking sectors // International Journal of Productivity and Performance Management. – 2020. – № 69(3). – p. 431-445.
9. Bătae O.M., Dragomir V.D., Feleagă L. Environmental, social, governance (ESG), and financial performance of European banks // Journal of Accounting and Management Information Systems. – 2020. – № 19(3).
10. Понятие и сущность зеленой экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://greeneconomy.kg/theory/ponyatie-i-sushhnost-zelenoy-ekonomiki/ (дата обращения: 04.01.2022).
11. Государственные финансы и «зеленый» рост в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (2011). [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/env/outreach/50330345.pdf (дата обращения: 04.01.2022).
12. G20 Green Finance Synthesis Report. G20 Green Finance Study Group (15.07.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2016/green-finance-synthesis.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
13. Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций (2018). [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
14. Green financing: UN Environment Program (2015). [Электронный ресурс]. URL: https://www.unep.org/regions/asia-and-pacific/regional-initiatives/supporting-resource-efficiency/green-financing (дата обращения: 05.01.2022).
15. Regulation (EU) of the European Parliament and of the Council of 18 June 2020 on the establishment of a framework to facilitate sustainable investment, and amending Regulation // Official Journal of the European Union– 22 June 2020.
16. Диагностическая записка «Зеленые финансы: повестка дня для России»(2018). [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/51270/diagnostic_note.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
17. «Цвет настроения зеленый»: кто из российских банков внедряет ESG-стандарты (11.02.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/36127 (дата обращения: 09.01.2022).
18. «Зеленая» ипотека и снижение углеродного следа: как банки внедряют ESG. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6167ee289a7947ead51b81fd (дата обращения: 09.01.2022).
19. Ответственное инвестирование и стандарты ESG: события и тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/analytics/ESG%20MONITORING/monitoring_ESG_July_2020.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
20. Годовой доклад-2020 «Зеленые финансы России» (14.10.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_Finance_Russia_140121.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
21. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок (31.03.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/ (дата обращения: 10.01.2022).
22. Уразова С.А. Банкинг, ориентированный на достижение целей устойчивого развития: мировой опыт и перспективы развития в Российской Федерации // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2020. – № 2 (70). – c. 215-222.
23. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития // Финансы: теория и практика. – 2020. – № 24(2). – c. 39-49. – doi: 10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49.
24. ESG-банкинг в России: аналитический отчет Deloitte (май 2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/esg-banking-russia.pdf (дата обращения: 12.01.2022).
25. Инвестиционный мотор зелёной индустрии (03.06.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/research/investicionnyj-motor-zelenoj-industrii/ (дата обращения: 12.01.2022).
26. Рынок ESG инвестирования в России: настоящее и будущее. Отчет Frank RG (июль 2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.rshb.ru/download-file/472115/ (дата обращения: 13.01.2022).
27. Место России на рынке «зеленого» финансирования (05.10.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/materials/mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ (дата обращения: 13.01.2022).
28. Сбер Банк. Отчет об устойчивом развитии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ common/img/uploaded/_new_site/com/sber-ar20/ (дата обращения: 14.01.2022).
29. Банк ВТБ. Годовой отчет и Отчет об устойчивом развитии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/godovoj-i-socialnyj-otchet/ (дата обращения: 12.01.2022).
30. Россельхозбанк. Годовой отчет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rshb.ru/investors/year_report/ (дата обращения: 14.01.2022).
31. Газпромбанк. Отчет об устойчивом развитии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprombank.ru/prm/esg-2020/index.html (дата обращения: 14.01.2022).
32. Совкомбанк. Устойчивое развитие: годовой отчет. [Электронный ресурс]. URL: https://sovcombank.ru/about/sustainability (дата обращения: 15.01.2022).
33. Банк «Открытие». Социальная ответственность. [Электронный ресурс]. URL: https://ir.open.ru/annual-report-2019/part-6 (дата обращения: 15.01.2022).
34. Годовой отчет ПАО «Росбанк». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosbank.ru/o-banke/raskrytie-informacii/otchetnost/ (дата обращения: 16.01.2022).
35. МКБ опубликовал заверенный ESG-отчет за 2020 год (11.08.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://mkb.ru/news/48641 (дата обращения: 17.01.2022).
36. ESG-отчёт 2020. Банк Центр-Инвест. [Электронный ресурс]. URL: https://www.centrinvest.ru/files/about/ reports/byyear/ESG_2020_ru.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
37. Ermakova E.P. Esg-banking in Russia and the European Union: Concept and problems of legal regulation // Gosudarstvo i Pravo. – 2021. – № 7. – p. 161-174.
38. Bezgacheva O.L., Rumyantseva A.Yu. Development of ESG Banking in Russia // Economics and Management. – 2021. – № 27(10). – p. 823-830.
39. 6 примеров: как российские банки становятся экологичными (21.07.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://recyclemag.ru/article/primerov-rossiiskie-banki-stanovyatsya-ekologichnimi (дата обращения: 18.01.2022).
40. Как банки влияют на экологическую и социальную ответственность компаний (03.09.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/09/03/884772-banki-ekologicheskuyu (дата обращения: 18.01.2022).
41. Жукова Е.В., Кириллова О.Ю. ESG-факторы и ответственное инвестирование в фокусе стратегического развития // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2021. – № 3. – c. 4-11.
42. Chiaramonte L., Dreassi A., Girardone C., & Piserà S. Do ESG strategies enhance bank stability during financial turmoil? Evidence from Europe // European Journal of Finance. – 2021.
43. Kocornik-Mina A., Bastida-Vialcanet R., Eguigurenhuerta M. Social impact of value-based banking: Best practises and a continuity framework // Sustainability (Switzerland). – 2021. – p. 13-14.
44. Менее 1% субъектов МСП получили поддержку в рамках Национальной гарантийной системы (21.04.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/checks/podderzhku-v-ramkakh-natsionalnoy-garantiynoy-sistemy-poluchil-tolko-1-subektov-msp (дата обращения: 19.01.2022).
45. State aid: Commission approves French schemes to support economy in Coronavirus outbreak (21.03.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_503?fbclid=IwAR149yKlK1tCAyldcSf_K6zXBedh PEvm-bXVpCHDR-3EV2wwXL7RP6ej6Pw (дата обращения: 19.01.2022).
46. Spain unveils €200B package to combat virus downturn (17.03.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.politico.eu/article/spain-200-billion-euros-package-virus-downturn/ (дата обращения: 20.01.2022).
47. Deloitte оценил осведомленность банков России о ESG-развитии (21.05.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/430645-deloitt-ocenil-osvedomlennost-bankov-rossii-o-esg-razvitii (дата обращения: 21.01.2022).
48. Надзор за ESG вопросами: руководство для директоров (февраль 2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/esg-guidebook-russian.pdf (дата обращения: 21.01.2022).
49. Action Plan: Financing Sustainable Growth: Brussels, 8.3.2018 COM(2018) 97 final. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018DC0097&from=EN (дата обращения: 20.01.2022).
50. Technical expert group on sustainable finance (TEG). [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/publications/sustainable-finance-technical-expert-group_en (дата обращения: 12.01.2022).
51. OECD Environment Working Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/environment/tracking-finance-flows-towards-assessing-their-consistency-with-climate-objectives_82cc3a4c-en (дата обращения: 14.01.2022).
52. Годовой доклад «Зелёные финансы в России-2020» (февраль 2020). [Электронный ресурс]. URL: https://energiavita.ru/wp-content/uploads/2020/02/NAKDI-green-finance-2020.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
53. Зеленые финансы России (14.01.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_Finance_Russia_140121.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
54. Поставить на зеленое. Какие тренды существуют на рынке ответственных инвестиций в мире и в России (16.12.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://plus-one.rbc.ru/economy/postavit-na-zelenoe (дата обращения: 18.01.2022).
55. Место России на рынке «зеленого» финансирования (05.10.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/materials/mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ (дата обращения: 18.01.2022).
56. Федорова Е.П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования // Финансовый журнал. – 2020. – № 4. – c. 37-51. – doi: 10.31107/2075-1990-2020-4-37-51.
57. Bruno M., & Lagasio V. (2021, November 1). An overview of the european policies on ESG in the banking sector. Sustainability (Switzerland). MDPI. https://doi.org/10.3390/su132212641
58. Gunawan J., Permatasari P., & Sharma U. (2021). Exploring sustainability and green banking disclosures: a study of banking sector. Environment, Development and Sustainability. https://doi.org/10.1007/s10668-021-01901-3
59. Ерёмин В.В., Бауэр В.П. «Зеленое» финансирование как триггер позитивных климатических преобразований // Экономика. Налоги. Право. – 1999. – № 14(4). – c. 65-73. – doi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-4-65-73.
60. Мирошниченко О.С., Бранд Н.А. Банки в финансировании «зеленой» экономики: обзор современных исследований // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 25(2). – c. 76-95. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-2-76-95.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:46