Экономическая безопасность регионов России

Караваева И.В.1, Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Сектор «Экономической безопасности»

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность регионов России // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 9. – doi: 10.18334/ecsec.7.9.121743.

Аннотация:
В статье представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, проведенной в Москве 9-10 апреля 2024 г. в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН при организационном и научном участии: – Института проблем рынка Российской академии наук; – Российской академия естественных наук; – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; – Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; – Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; – Санкт-Петербургского государственного экономического университета; – Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева; – Международного научно-практического журнала «Экономическая безопасность». Освещены основные направления дискуссии конференции и представлены теоретические и практические исследования по экономике в условиях санкций и частичной экономической мобилизации в аспекте экономической безопасности: – региональные аспекты экономической безопасности; – правовое регулирование экономической безопасности в регионах. –продовольственная безопасность регионов; – оценка безопасности регионов; – цифровизация экосистем регионов в обеспечение экономической безопасности; – экологическое налогообложение в регионах в контексте экономической безопасности

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, цифровизация экосистем регионов, экологическое налогообложение

JEL-классификация: F52, H56, H12



В период 9-10 апреля 2024 г. в Москве, в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН и при организационном и научном участии Института проблем рынка Российской академии наук, Российской академии естественных наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и журнала «Экономическая безопасность» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, на тему: «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития».

В работе научно-практической конференции приняли участие – российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений:

– 29 городов России и зарубежных стран;

– сотрудники 6 институтов РАН;

– 50 государственных университетов, академий и институтов;

– 4 некоммерческих/коммерческих организаций, коммерческих банков.

Основная цель конференции – исследование теоретической и практической значимости социально-экономической безопасности, современные тренды развития теоретического аппарата экономической безопасности, эволюционные, институциональные и технологические основы, а именно:

– определение новых методов обеспечения экономической безопасности в контексте взаимодействия с государственным стратегическим планированием и национальной системой управления рисками;

– перспективные направления модернизации системы экономического и финансового регулирования на общегосударственном и региональных уровнях;

– обеспечение формирования технологического суверенитета России в новых реалиях.

Актуальность проведения всероссийской научной конференции «VIII Сенчаговские чтения» обусловлена темами и результатами выступлений участников конференции, в которых отмечается недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях мобилизационного сценария [35; 47].

В настоящей статье рассматриваются итоги четвёртого дня работы конференции, в течение которого были заслушаны доклады участников по секции № 4: «Экономическая безопасность регионов России».

Всего на заседании четвертой секции было анонсировано 18 докладов, из которых в данной статье представлен обзор наиболее значимых докладов по секционному направлению конференции.

В рамках секции № 4 экономическая безопасность регионов России рассматривалась как в теоретических исследованиях, так и в практическом применении [9; 16]. Доклады по экономической безопасности регионов России, были представлены на секции по следующим направлениям:

– региональные аспекты экономической безопасности [8];

– правовое регулирование экономической безопасности в регионах [31];

– управление ресурсным потенциалом в контексте экономической безопасности [7];

– продовольственная безопасность регионов [4];

– оценка безопасности регионов [20];

– цифровизация экосистем регионов в обеспечение экономической безопасности [34];

– экологическое налогообложение в регионах в контексте экономической безопасности [39].

Высокий уровень нестабильности мировой экономики и тотальное санкционное давление в отношение России стали серьезным испытанием для её национальной экономики» [52; 53]. Интенсивнее всего страдает промышленное производство, рассредоточенное по регионам, поскольку вовлечено в международное разделение труда и формирование цепочек создания стоимости.

«Производственный потенциал, являясь неотъемлемой частью экономического потенциала регионов/территорий, во многом определяет степень их устойчивого и безопасного развития» [21]. Его наличие и качественные характеристики играют значимую роль в оптимизации кризисов и нестабильности, затрагивающих национальную экономику [14]. Поскольку в регионе развиваются совокупные возможности производства по выпуску продукции, отвечающей потребностям рыночной экономики, обеспечению роста валового регионального продукта (ВРП), – производственный потенциал влияет на социально-экономическое развитие региона и способствует его конкурентоспособности.

«В санкционных условиях региональное производство в российской экономике остается важнейшим направлением, влияющим на стратегическое развитие страны и регионов» [12]. Этому способствуют такие факторы, как: природные, географические, ресурсная база, человеческий капитал, наличие крупных региональных промышленных комплексов и др. То есть, производственный потенциал региона можно охарактеризовать совокупностью имеющихся ресурсов, оказывающих влияние на развитие производства и экономический рост.

В докладе Воловика А.М., д.э.н., проф., вице-президента РАЕН на тему: «Региональные аспекты экономической безопасности» обосновал актуальность исследования тем, что «региональная безопасность в современных санкционных условиях предполагает определенный уровень её идентификации, охватывающий не только военные или политические аспекты в национальном масштабе» [26], но и культурные и ментальные особенности сотрудничества и взаимодействия участников региональных образований. Политика безопасности России в целом значительно отличается по сравнению с другими странами, имея специфические особенности как на национальном, так и на региональном уровнях. «Цель политики безопасности – обеспечение национальной безопасности, подразумевающая проведение деятельности, направленной на защиту интересов как всего общества, так и отдельных граждан» [17]. Обеспечение политики безопасности заключается в достижении поставленных целей и выполнении фундаментальных задач. Этот процесс, согласно нормативной базе, осуществляется в рамках закона. Важное направление реализации политики безопасности – противодействие внутренним и внешним угрозам. Ключевыми принципами, на которых делается ставка, выступают:

– соблюдение Конституции и правового законодательства РФ [22];

– интеграция с международными системами безопасности [23];

– баланс между жизненными интересами личности, общества и страны;

– приоритет информационных, экономических, финансовых, экологических и политических мер по обеспечению национальной/региональной безопасности [15];

– единство и взаимосвязь национальных/региональных программ;

– сочетание децентрализованного управления имеющимися средствами и ресурсами.

В настоящее время особо привлекают проблемы обеспечения экономической безопасности России и её регионов. При этом одним из факторов, которые определяют уровень экономической безопасности страны, являются региональные аспекты экономической безопасности [13].

«Каждый российский регион испытывает на себе непосредственное влияние экономических тенденций и событий общегосударственного характера» [18]. Помимо этого, проблемы региональной экономической безопасности связаны со следующими факторами:

– географическое расположение региона;

– климатические условия;

– структура, динамика и уровень промышленного развития региона;

– демографические характеристики;

– этнический состав населения;

– исторические традиции;

– культурные ценности и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены для разработки концептуальных и нормативно-правовых документов в области региональной экономической безопасности.

В продолжении обсуждения по правовому обеспечению экономической безопасности регионов участникам конференции был предложен доклад Мазеина А.В., к.ю.н., с.н.с. Центра исследования проблем безопасности РАН на тему: «Перспективы правового регулирования экономической безопасности в законодательстве субъектов РФ» в котором отмечено, что в условиях федеративных государств особое место в механизме обеспечения экономической безопасности должны приобретать субъекты федерации, поскольку последние наиболее приближены к хозяйствующим субъектам, учитывают географические и иные особенности предпринимательской деятельности [32].

Гарантией комплексности механизма обеспечения безопасности, в том числе на региональном уровне, является надлежащее правовое регулирование этого направления деятельности публичной администрации. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. При этом установление основ федеральной политики в области экономического развития отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. В совокупности эти обстоятельства предоставляют субъектам РФ возможность участвовать в обеспечении экономической безопасности.

Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность органов власти субъектов РФ, является Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [2]. Этот закон требует, чтобы высшие исполнительные органы субъектов РФ обеспечивали разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации (ст. 33). Кроме того, статья 44 действительно предоставляет органам власти субъектов РФ широкий перечень полномочий по организации экономической политики в соответствующих регионах, включая содействие предпринимательству, развитию инновационного производства.

При этом, взаимная увязка мероприятий по социально-экономическому развитию и обеспечению экономической безопасности становится гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Например, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 гг. [3] достижению цели по устойчивому социально-экономическому развитию территорий должно способствовать обеспечение безопасности. В отдельных случаях специальный статус в рамках обеспечения экономической безопасности обретают действия органов власти субъектов РФ по осуществлению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени (при объявлении мобилизации).

Кроме того, правотворческая деятельность субъектов РФ имеет косвенное влияние на обеспечение экономической безопасности, поскольку обеспечивает достижение отдельных показателей состояния экономической безопасности, в том числе:

– доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте обеспечивается за счет поддержки инвестиционной деятельности;

– степень износа основных фондов учитывается при организации государственно-частного партнерства;

– государственный долг субъектов Российской Федерации и дефицит консолидированного бюджета учитываются при принятии бюджета.

Вместе с тем, на региональном уровне практически отсутствуют нормативные правовые акты, непосредственно направленные на обеспечение экономической безопасности субъекта РФ. Наиболее соответствующим в этом направлении являются акты об обеспечении продовольственной безопасности [42]. При этом вопросы об организации согласованной политики обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне и уровне страны активно обсуждаются в научной литературе [5]. Поэтому сегодня нужно определить перспективы регулирования этих правоотношений в контексте совершенствования законодательства, в том числе гармонизации этих положений с документами стратегического планирования [41].

В докладе Еремин В.В., к.э.н., в.н.с. Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ на тему: «Управление ресурсным потенциалом региона через воздействие на объем мультипликативных эффектов» отметил, что экономическая безопасность любого региона России не в последнюю очередь зависит от величины его ресурсного потенциала. Анализ научных исследований, проведенных в этой сфере, позволил сделать вывод об отсутствии единой, унифицированной трактовки этого понятия. В дальнейшем следует определить, что ресурсный потенциал региона как совокупный объем всех накопленных в экономике региона ресурсов, который, с учетом межотраслевых и межрегиональных экономических связей может быть использован в целях регионального социально-экономического развития, повышающего экономическую безопасность региона [6].

Формирование любого элемента ресурсного потенциала региона связано с инвестициями. Эти инвестиции за счет распространения их эффекта по системе межрегиональных и межотраслевых связей, формируют мультипликативные эффекты. Эти эффекты способны как усиливать, так и ослаблять влияние инвестиций на процесс формирования ресурсного потенциала региона. Усиление этого влияния происходит в результате того, что эффект инвестиций в развитие одного из элементов ресурсного потенциала (в виде прироста производства, рабочих мест, доходов) по системе межотраслевых и межотраслевых связей распространяется на непосредственно и достаточно опосредованно связанные с ним прочие элементы ресурсного потенциала региона.

Но мультипликативный эффект может и ослаблять формирование ресурсного потенциала региона. Так как получив в результате его действия дополнительный доход, элементы, связанные с непосредственно развиваемым, предъявляют дополнительный спрос на ресурсы. Может возникнуть дефицит ресурсов, инфляция. В результате будет наблюдаться срыв сроков и удорожание проекта по целнаправленному развитию элемента ресурсного потенциала региона. В случае преобладани негативного эффекта мультипликатора над позитивным эффектом инвестиций, инвестиции в формирование ресурсного потенциала региона могут привести к сокращению этого потенциала, нанося тем самым вред экономической безопасности региона.

В целом, если не учесть влияние мультипликатора в процессе формирования ресурсного потенциала региона, то можно получить результат инвестиций, чрезвычайно отличающийся от запланированного. Что окажет негативное влияние на экономическую безопасность как региона, так и Российской Федерации в целом.

Но такое пассивное применение мультипликатора недостаточно в сложных условиях современной экономики. Новые вызовы в сфере экономической безопасности, с которыми столкнулась наша страна требуют новых инструментов их преодоления. Один из таких инструментов – мультипликатор инвестиций. Но для того, чтобы использовать его в качестве такого инструмента, требуется управлять его значением. Автор предлагает осуществлять это за счет воздействия на внутренние параметры мультипликативного процесса и за счет изменения структуры региональной экономики.

Для того, чтобы воздействовать на параметры мультипликативного процесса, необходимо их выделить и формализовать связь между ними. Автором выведена формула мультипликатора автономных расходов, учитывающая как действие акселератора, так и структуру распространения мультипликативного процесса в экономике региона. На основе полученных формул рассчитаны значения мультипликатора инвестиций для ряда регионов Российской Федерации ЦФО, СЗФО, УРФО. Формализована зависимость значений мультипликатора от структуры региональной экономики. Меняя отраслевую структуру инвестиций в экономику этих регионов, можно управлять величиной регионального мультипликатора инвестиций [11].

Проведенные исследования позволяют подойти к мультипликатору инвестиций, как к инструменту, с помощью которого можно не только купировать негативные тенденции в процессе формирования ресурсного потенциала региона, но и активно управлять процессом этого формирования, тем самым обеспечивая региональную экономическую безопасность [10].

С помощью мультипликатора, для повышения уровня регоинальной экономической безопасности можно использовать существующие в экономике региона точки роста и формировать новые. Чтобы использовать существующие, необходимо инвестировать средства в экономики регионов с наибольшим значением мультипликатора и в отрасли, оказывающие на эти значения наибольшее положительное влияние. Это позволит получить наибольший мультипликативный эффект от инвестиций. Чтобы создать новые точки роста за счет повышения значения регионального мультипликатора, следует инвестировать в регионы с низким значением мультипликатора, но в отрасли, оказываюшие на это значение наибольшее положительное влияние. Управление значением мультипликатора добавляет этому инвестиционному процессу гибкости.

Предложенные направления использования делают мультипликатор инвестиций перспективным инструментом обеспечения национальной экономической безопасности за счет управления процессом формирования ресурсных потенциалов регионов.

В докладе Усманова Д.И., к.э.н., доцента, в.н.с., зав. лаборатории проблем регионального развития Института проблем рынка РАН, доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ на тему: «Социально-экономическое неравенство: изменение структуры питания населения регионов России как угроза обеспечения продовольственной безопасности» отметил, что одним из важнейших целевых показателей в системе обеспечения продовольственной безопасности России является «рациональные нормы потребления продуктов питания. Однако, в настоящее время фактическое потребление продуктов питания в регионах является не только несбалансированным, но и по ряду групп продовольствия происходит ухудшение качества рациона.

В целом изменение структуры питания в регионах России влияет на продовольственную безопасность страны по ряду причин:

1. Зависимость от импорта. Так, если происходит существенное изменение в структуре потребления продуктов питания, например, с увеличением потребления импортных продуктов и снижением спроса на отечественную продукцию, это может вызвать экономическую зависимость от других стран [45]. Увеличение импорта может привести к сокращению спроса на отечественные товары, что может отрицательно сказаться на местных производителях и сельском хозяйстве [24].

2. Изменение структуры питания приводит к волатильности цен на различные продукты питания, что оказывает негативное влияние на социальную стабильность и продовольственную безопасность в целом [27].

3. Уязвимость поставок: при более широком потреблении импортных продуктов, страна становится более уязвимой по отношению к возможным проблемам с поставками, таким как повышенная инфляция [28], политические конфликты, естественные катастрофы или пандемии.

4. В случае чрезмерной зависимости от определенного продукта или группы продуктов, могут увеличиться риски при замедлении их производства или роста цен. Например, если большая часть питания населения основана на определенной культуре или виде животноводства, внезапные проблемы с урожаем или болезни животных могут серьезно повлиять на продовольственную безопасность.

5. Демографические изменения: улучшение здоровья нации может привести к снижению смертности и увеличению продолжительности жизни, что может привести к увеличению численности трудоспособного населения и экономического потенциала страны.

6. Изменение структуры питания в сторону более устойчивых продуктов может помочь снизить зависимость от истощаемых ресурсов, таких как вода и земля.

7. Повышение отечественных конкурентных преимуществ в производстве более здоровых и экологически чистых продуктов питания позволит улучшить позицию России на международном рынке; в свою очередь – высокое качество продуктов питания позволит привлечь иностранных потребителей и способствует экспорту и др. [46].

Необходимо отметить и то, что в целом несбалансированная структура питания населения России является одной из главных причин увеличения доли людей, страдающих от избыточного веса и ожирения, анемии, дефицита йода, диабета, заболеваний сердца и др. Кроме того, сбалансированное здоровое питание является значимым фактором и в борьбе с последствиями пандемии COVID-19.

На основе официальных статистических данных за 2015-2022 гг. по 82 субъектам Российской Федерации (за исключением дотационных регионов) проведена оценка уровня потребления продовольственных товаров в соответствие с рекомендуемыми рациональными нормами потребления. Выявлено, что в разрезе субъектов России наблюдается глубокая дифференциация денежных доходов населения; структура питания в России представлена широким спектром категорий, включая такие основные продукты питания, как хлеб, молочные продукты, мясо и овощи.

Отмечено, что современными тенденциями в условиях санкционного давления и обострившейся геополитической ситуации, последствий пандемии COVID-19 в 2023 году стали: рост продаж продовольственных товаров категории ЗОЖ на 15-20%, рост популярности продуктов быстрого приготовления и питание в ресторанах и кафе (особенно среди молодого поколения) и др. В заключении статьи определены факторы, влияющие на структуру питания в регионах России. Сделан акцент на том, что в решении данного вопроса одно из центральных мест должно отводиться обеспечению дойной жизни человека, которая в дальнейшем будет способствовать формированию интеллектуально-аграрного комплекса, развитию в нем процессов цифровизации, обеспечению продовольственной безопасности в целом.

В докладе Куриловой А.А., д.э.н., доцента, профессора Тольяттинского государственного университета на тему: «Оценка экономической безопасности регионов Приволжского федерального округа» подчеркнуто, что экономическая безопасность является значимой для новой парадигмы, объединяющей различные теории, отличающиеся друг от друга по методологическим признакам содержательным, функциональным и аксиологическим. В современной теории социально-экономического развития большее внимание уделяется региональной экономической безопасности и ее институциональному объяснению [51].

В настоящее время, в период сложных международно-правовых отношений, возникает острая необходимость в обеспечении экономической безопасности нашей страны [49].

Тенденции развития основных составляющих финансово-экономической безопасности страны свидетельствуют об их значительной изменчивости и зависимости от совокупности внутренних и внешних факторов. В условиях длительной национальной и транснациональной рыночной турбулентности, которая наблюдается в большинстве секторов экономики, одной из главных угроз финансово-экономической безопасности большинства стран является наличие значительного объема теневых операций. В условиях нестабильной геополитической ситуации экономическая безопасность является ключевым моментом регионального развития. Обеспечение экономической безопасности требует достижения устойчивого экономического роста. Региональная политика инновационной и экономической безопасности должна учитывать существенные различия в целях и угрозах инновационной безопасности между регионами [54].

Что касается экономической безопасности регионов, следует остановиться на вопросе неравенства. Анализ показателя абсолютной бедности в регионах свидетельствует о значительных различиях между регионами по доле граждан с доходами ниже черты абсолютной бедности. Нередко регионы Российской Федерации с более низким уровнем абсолютной бедности имеют более высокий коэффициент Джини [56]. Опыт показывает, что уровень экономической активности и качество жизни населения растет в тех регионах, где муниципалитеты успешно решают вопросы своей экономической безопасности [55].

Отраслевой подход к решению проблем импортозамещения в России оказался бесперспективным. Российским регионам необходимо внедрять модель импортозамещения, направленную на комплексную трансформацию производственной экосистемы [50]. Вопрос оценки уровня экономической безопасности страны в контексте влияния на нее теневой экономики можно считать актуальным, поскольку масштабы ее распространения растут и скоро она охватит весь мировой сектор экономики. Существующая теневая экономика порождает негативное влияние на общество. Ее масштаб настолько велик, что еще ни одна страна не смогла ее искоренить [48].

Учитывая, что экономическая безопасность региона определяется различными показателями, для проведения комплексной оценки было принято решение cформировать сводный индекс экономической безопасности для проведения рейтинговой оценки регионов Приволжского федерального округа на основе доступных показателей [19]. В работе было использован объективный метод взвешивания составных индексов на основе анализа главных компонентов (РСА). С помощью двухэтапного метода анализа главных компонентов были получены соответствующие веса для присвоения размеров и индивидуальные индикаторы, измеряющие уровень экономической безопасности. На первом этапе применяется метод PCA для оценки влияния факторов. На втором этапе также применяется метод PCA для формирования сводного индекса экономической безопасности.

Проведённый анализ выявил существенные изменения в рейтинговых оценках регионов Приволжского федерального округа по показателям экономической безопасности. Рейтинговая оценка может быть полезна для оценки общей экономической ситуации и стабильности в регионах, и изменения в ее значениях могут отражать динамику изменений в рассматриваемых переменных.

В докладе Напольских Д.Л., – к.э.н., доцент, доцент кафедры управления и права, в.н.с. Поволжского государственного технологического университета на тему: «Интеграция инновационных кластеров, цифровых платформ и экосистем как фактор обеспечения экономической безопасности регионов России» отметил, что десять лет беспрецедентных экономических санкций в отношении Российской Федерации, а также нарастающие процессы глобальной дезинтеграции усиливают необходимость проактивной политики по повышению экономической безопасности на различных уровнях управления. Современные угрозы технологическому суверенитету России актуализируют задачу оценки и теоретического осмысления влияния процессов развития кластеров, цифровых платформ и экосистем на согласованность инновационного развития и интеграцию экономического пространства российских регионов. Сохраняет актуальность релевантный анализ цифровых аспектов межотраслевой интеграции и инновационного сотрудничества между российскими регионами.

Активное развитие и внедрение в инновационные процессы цифровых технологий, переход от традиционных территориальных производственных систем к киберфизическим экосистемам актуализируют поиск новых кластерных форм организации производства [40]. Необходимость разработки механизмов интеграции инновационных кластеров, цифровых платформ и экосистем обусловлена следующими глобальными вызовами в сфере инновационной деятельности: рост объёмов научно-технологической информации, появление новых методов работы с данными; сжатие временных рамок инновационного цикла; размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках [30].

Особый интерес представляет генерация новой масштабной волны кластеризации российской экономики за счёт «цифрового включения» регионов, слабо охваченных процессами кластеризации и отстающих в инновационном развитии. Среди аспектов данной проблемы также можно выделить сложную структуру системы расселения и размещения производительных сил, процессы экономической поляризации экономического пространства России [44].

В ходе исследования рассмотрены особенности применения категории «экосистема» в экономической науке, выделены шесть признаков экосистем, отличающих их от других типов систем в экономике. Сделан вывод, что в современных условиях понятию «экосистема» в наибольшей степени соответствуют инновационные кластеры, а также цифровые платформы и формирующиеся на их основе цифровые экосистемы.

Проанализированы современные подходы к экономической сущности цифровых экосистем. Рассмотренные подходы к определению цифровой экосистемы содержат следующие признаки, которые также характеризуют и кластеры: формирование на основе институционализации практик и отношений; сложная открытая сетевая структура; гетерогенная природа и полиструктурная взаимосвязь основных акторов; многосторонние взаимодействия стейкхолдеров. Большинство подходов также рассматривают цифровые экосистемы как форму интеграции цифровых платформ и сервисов [33]. В ходе работы систематизированы модели развития зарубежных и российских цифровых платформ, представлены примеры.

В качестве новой институциональной формы интеграции цифровых платформ и экосистем с реальным сектором экономики предлагается инновационный гиперкластер, рассматриваемый не только как драйвер экономического роста регионов, но и фактор обеспечения экономической безопасности и целостности экономического пространства страны [34].

Предлагаемая модель инновационного гиперкластера обладает потенциальными преимуществами, позволяющими снизить ограничения инновационного развития российских регионов, вызванные рассредоточенностью инновационно и промышленно развитых территорий в экономическом пространстве страны. Модель инновационного гиперкластера предполагает включение промышленного и образовательного потенциала периферийных территорий, недостаточного для самостоятельной реализации кластерных инициатив.

В дальнейшем планируется исследование возможностей создания новых транснациональных гиперкластеров с государствами-участниками Евразийского экономического союза и БРИКС [25; 29]. В контексте евразийского партнёрства кластерные проекты российских регионов приобретают дополнительные возможности роста, а обширные, зачастую неосвоенные территории евразийского экономического пространства актуализируют цифровые методы взаимодействия.

В докладе Палкина Д.С., м.н.с. Вологодского научного центра РАН на тему «Дорожная карта экологической и налоговой нагрузок как финансовый инструмент реализации экологического налогообложения в регионах РФ» сообщила, что вопросы сохранение и поддержания благополучной экологической обстановки в настоящее время являются актуальной повесткой. Увеличение количества производимой продукции, влечет за собой рост выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Одним из инструментов может стать дорожная карта, которая будет направлена на повышения уровня соизмерения экологической и налоговой нагрузки в регионах РФ, тем самым стимулируя предприятия на экологически ответственное поведение. По результатам проведенных исследований нами было выявлено, что в большинстве регионов РФ, а именно в 75% субъектов, совпадают уровни экологической и налоговой нагрузок [36]. Это показывает несоразмерность нанесенного вреда и компенсации за него. Для решения данной проблемы нами предлагается разработать дорожную карту, которая позволит ввести систему налоговых послаблений и налоговых рестрикций. С учетом предложенной карты государство сможет реализовать регулирующую и стимулирующую функции, которые будут способствовать снижению антропогенного воздействия на регионы базирования. Подход заключается в присуждении регионам уровня экологизации, и в последующем применения к предприятиям, оставляющим экологический след на данных территориях, налоговые инструменты регулирования выплат.

Таким образом, дорожная карта включает в себя обширный перечень мер государственной поддержки предприятий. При этом, положительным моментом станет заинтересованность инвесторов в предприятиях с государственной поддержкой и документацией подтверждающих их экологически ответственное поведение. На основе предложенной дорожной карты государство сможет применять инструменты эколого-экономического уравновешивания ситуации в регионах страны. Это впоследствии простимулирует компании к усовершенствованию производства с целью соблюдения экологического законодательства и получения преференций со стороны государства и инвесторов / партнеров.

Использование данной карты позволит присуждать регионам уровень экологизации, и предоставлять компаниям базирующихся на данных территориях преференции или ограничения. Ожидается, что внедрение и реализация данного инструмента позволит сократить выбросы в окружающую среду, и достичь национальных и мировых значений.

Также была разработана и представлена дорожная карта по стимулированию реализации экологического налогообложения в России путем использования мер государственной поддержки [37; 38]. Данные меры распределяются на основе средневзвешенной оценки, где присутствует математическое и экспертное оценивание, что позволяет повысить уровень субъективности подхода. Карта состоит из мер, которые активно используются в РФ, но они малоэффективны, либо не использованы в экологической сфере. Так, предоставляемые меры зависят от уровня региона, в котором находится предприятия. Это должно простимулировать предприятия к экологизации производства, чтобы снизить антропогенное воздействие на территории. При этом, данные меры отображают готовность государства к поддержанию компаний в их экологической политики, а инвесторам и партнерам показать надежность, подтвержденную государственной документацией.

***

Геополитическая ситуация, угрозы, вызовы, различные риски, проблемы и дисбалансы в пространственном развитии страны диктуют необходимость приведения современных региональных практик управления экономической безопасностью в соответствие с требованиями ее обеспечения. Регионам необходимо иметь стратегии экономической безопасности (концепции, программы), соответствующие всем стратегическим документам. «Экономическая безопасность России складывается из экономической безопасности ее регионов» [43]. Проблематика региональной экономической безопасности неоднозначна, и имеет широкий спектр объективных и субъективных факторов. В свою очередь, социально-экономическая обстановка новой реальности в условиях беспрецедентных санкций генерирует потребность в формировании новейшей концепции национальной безопасности, согласованной с региональными аспектами экономической безопасности. Анализ актуализированных угроз региональной экономической безопасности свидетельствует о том, что они лежат в плоскости промышленного производства, которое непосредственно влияет на экономическое развитие регионов, и выступают тригером других угроз.

По завершении работы секции участниками были представлены предложения для включения в итоговую Резолюцию работы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» для публичного распространения.


Источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lxwdz5n4k9 (дата обращения: 10.03.2024).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 N 414-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/?ysclid (дата обращения: 10.03.2024).
3. Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/6600201512280002?ysclid=lxwdpwdty (дата обращения: 12.03.2024).
4. Анищенко А.Н., Усманов Д.И. Изменение структуры питания населения регионов России как угроза обеспечения продовольственной безопасности // Креативная экономика. – 2023. – № 11. – c. 4291-4308. – doi: 10.18334/ce.17.11.119652.
5. Ахметжанова Л. Р. Теоретические основы продовольственной безопасности регионов в аспекте экономической безопасности России // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 10(106). – c. 7-14. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2020.10.05.002.
6. Бауэр В.П., Еремин В.В. Комплаенс-стратегирование как институт регулирования социально-экономической и национальной безопасности: опыт США // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – c. 285-296. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110596.
7. Бауэр В. П., Еремин В. В., Смирнов В. В. Проектный подход к согласованию бюджетных процедур и ресурсного обеспечения реализации национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 3. – c. 28-41. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-28-41.
8. Воловик А.М. Региональные аспекты экономической безопасности в новой реальности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 967-984. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120938.
9. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
10. Еремин В. В. Математическое моделирование механизма мультипликатора инвестиций // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 20(419). – c. 57-64.
11. Еремин В. В., Сильвестров С.Н., Котова Н.Е. Формирование целей структурной модернизации Российской экономики в условиях санкционного давления // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 5-1. – c. 48-53. – doi: 10.17513/vaael.3411.
12. Казанцев С.В. Инвестиции в основной капитал экспортоориентированных и импортозависимых отраслей российской экономики: до и после введения санкций // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 467-478. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117868.
13. Караваева И. В. Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности // Федерализм. – 2020. – № 2(98). – c. 146-161. – doi: 10.21686/2073-1051-2020-2-146-161.
14. Караваева И. В. Системный кризис 2022: теоретический аспект // Федерализм. – 2022. – № 2(106). – c. 46-61. – doi: 10.21686/2073-1051-2022-2-46-61.
15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
16. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
17. Каранина Е. В., Караулов В. М. Безопасность и устойчивость экосистемы региона: методы и цифровые модели резилиенс-диагностики. - Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2023. – 340 c.
18. Каранина Е. В., Караулов В. М. Экономическая безопасность и устойчивость макро- и мезоуровня. / ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». - Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2023. – 480 c.
19. Курилова А. А., Сухов А. С. Рейтинговая оценка качества жизни регионов России: экономический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2023. – № 3(44). – c. 48-51.
20. Курилова А.А. Рейтинговая оценка экономической безопасности регионов Приволжского федерального округа // Экономическая безопасность. – 2024. – № 5. – c. 1311-1326. – doi: 10.18334/ecsec.7.5.121018.
21. Лапаев Д.Н. Безопасность регионов Приволжского федерального округа в экономико-инновационном аспекте // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 291-314. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117300.
22. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
23. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
24. Лев М.Ю. Государственное регулирование, регулирующее воздействие и его оценка: современные противоречия каутскизма в регулировании цен в аспекте продовольственной и экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 775-804. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.115058.
25. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка экономической безопасности торговых отношений США со странами ЕАЭС в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4523-4546. – doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
26. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
27. Лев М.Ю. Управление ценами в условиях мобилизационной экономики в контексте социально-экономической и продовольственной безопасности: исторический опыт // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 2. – c. 263-286. – doi: 10.18334/ppib.10.2.117415.
28. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО "Первое экономическое издательство", 2024. – 230 c.
29. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность БРИКС в условиях антироссийских санкций: институциональный аспект // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 123-154. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
30. Лещенко Ю. Г. Кластеризация экономики как фактор региональной экономической безопасности // Микроэкономика. – 2017. – № 4. – c. 29-40.
31. Мазеин А. В. Административно-правовое регулирование проактивных форм управленческой деятельности органов государственной власти: текущее состояние и перспективы // Юридические исследования. – 2021. – № 9. – c. 63-80. – doi: 10.25136/2409-7136.2021.9.36501.
32. Мазеин А. В. Правовое регулирование публичного администрирования в сфере обеспечения общественной безопасности на местном уровне // Муниципалитет: экономика и управление. – 2023. – № 3(44). – c. 68-76. – doi: 10.22394/2304-3385-2023-3-68-76.
33. Напольских Д. Л. Раектории развития инновационных кластеров в условиях ESG- трансформации и цифровизации экономики // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XVIII Международной конференции, Екатеринбург, 16–18 ноября 2023 года. – Екатеринбург: Издательский Дом "Ажур". Екатеринбург, 2023. – c. 838-841.
34. Напольских Д. Л. Цифровые платформы и цифровые экосистемы: экономическая сущность и перспективы интеграции с инновационными кластерами // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2023. – № 4(59). – c. 5-14. – doi: 10.25686/2306-2800.2023.4.5.
35. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
36. Палкина Д.С. Алгоритм оценки антропогенного воздействия на экологию регионов // Финансы. – 2023. – № 11. – c. 19-26.
37. Палкина Д. С. Принципы экологического налогообложения и их реализация в регионах России // Проблемы развития территории. – 2023. – № 3. – c. 47-60. – doi: 10.15838/ptd.2023.3.125.4.
38. Палкина Д. С. Экологическое налогообложение в России: проблемы реализации // Общество, экономика, управление. – 2023. – № 3. – c. 36-43. – doi: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-36-43.
39. Палкина Д. С. Экологическое налогообложение в условиях цифровизации // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства: материалы VII международной научной интернет-конференции, Вологда, 21–23 июня 2023 года. – Вологда: Вологодский научный центр РАН. Вологда, 2023. – c. 525-530.
40. Руденко М. Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 491-510.
41. Сазонова Е. С. Правовое обеспечение технологического развития в рамках государственного стратегического планирования // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 29 мая 2019 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2019. – c. 234-239.
42. Самоцветова Т. С., Пономарева А. А. Обеспечение продовольственной безопасности Кемеровской области как основа экономической безопасности региона // Инновации в сельском хозяйстве. – 2015. – № 2(12). – c. 296-301.
43. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. - Издательство: Лаборатория знаний, 2020. – 818 c.
44. Теоретические аспекты экономической безопасности: критерии и индикаторы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 48. – c. 38-49.
45. Усманов Д. И. Сущность и факторы институционального развития региональных рынков продовольствия // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2013. – № 3. – c. 130-132.
46. Усманов Д. И. Особенности институционального регулирования тенденций развития мирового рынка продовольствия в условиях социально-экономического неравенства // Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 6-3(45). – c. 492-496.
47. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
48. Хуажева А. Ш., Чиназирова С. К., Водождокова З. А. Оценка влияния элементов теневой экономики на экономическую безопасность страны // Вестник Адыгейского Государственного Университета, Серия «Экономика». – 2023. – № 1(315).
49. Bystrova, Y., Melnik, S., Nadtachaev, P., Bidova, B., & Pratsko, G. (2021). The main threats to economic security of the country. E3S Web of Conferences, 273
50. Golova, I. (2021). Import Substitution Priorities for Ensuring the Economic Security of Russian regions. SHS Web of Conferences, 110
51. Kayukov V. V., Shikhverdiev A. P. Institutional featureof regional economic security // Economy of Regions. – 2018. – № 14(4).
52. Kazantsev, S. V. On the issue of ensuring the economic sovereignty of the Russian Federation in the conditions of sanctions pressure / S. V. Kazantsev // Practice Oriented Science: UAE - RUSSIA - INDIA: Proceedings of the International University Scientific Forum, UAE. 27 января 2023 года. – UAE: Инфинити, 2023. – P. 9-15
53. Leshchenko Yu. G. Adaptive Economic Security Policy Russian Federation in the Process of Integration to international financial and economic Organizations // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 30 декабря 2020 года. Vol. 1. – Москва: Инфинити. Москва, 2020. – p. 23-27.
54. Mikhaylova A. A. The dimension of innovation in the economic security of Russian Regions // European Journal of Geography. – 2018. – № 9(4).
55. Starovoitov, V. G. (2022). The role of municipalities in ensuring economic security of the Russian regions. Вопросы Безопасности, 1
56. Tsvetkov, V. A., Kobilzhon, K. Z., Konstantinas, S. Y., & Kobil, S. (2019). Poverty Assessment as a Social Criterion of Economic Security of Russian Regions and EАEU Countries. Economics and Management, 7

Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:57:53