Малый бизнес как стратегический ресурс обеспечения экономической безопасности региона
Чуворкина Т.Н.1
1 Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
| Цитирований: 22
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Октябрь-Декабрь 2014)
Цитировать:
Чуворкина Т.Н. Малый бизнес как стратегический ресурс обеспечения экономической безопасности региона // Продовольственная политика и безопасность. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 41-52. – doi: 10.18334/ppib.1.1.255.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24219146
Цитирований: 22 по состоянию на 19.12.2023
Аннотация:
Малый бизнес играет существенную роль в решении социально-экономических задач Пензенской области, поэтому его роль в обеспечении экономической безопасности региона не вызывает сомнения.
Проведенное исследование заключалось в анализе современного состояния малого предпринимательства в регионе и влияния внешних и внутренних факторов на развитие этого сектора экономики.
Полученные данные позволили автору систематизировать факторы, которые в большей степени определяют развитие малого бизнеса; выделить ключевые моменты региональной поддержки малого бизнеса; сформулировать основные проблемы эффективного менеджмента. По итогам проведенного исследования автор обосновал необходимость использования проектного менеджмента в деятельности субъектов предпринимательства. Реализация проектного менеджмента субъектами малого бизнеса рассмотрена на примере проектов, участвующих в конкурсах на получение грантовой поддержки начинающим предпринимателям.
Применение предлагаемой автором методики управления проектами позволит субъектам предпринимательства успешно развивать свой бизнес и выпускать конкурентоспособную продукцию, что является основой обеспечения экономической безопасности региона.
Ключевые слова: малый бизнес, экономическая безопасность, проектный менеджмент, государственная поддержка бизнеса
JEL-классификация: M13, O18, O22
Экономическая безопасность региона предполагает поддержание экономики на той ступени развития, которая обеспечивала бы возможности дальнейшего экономического роста, способность противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз.
Одним из основных приоритетов, определяющих стратегию экономической безопасности Пензенской области на современном этапе, является развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор зарекомендовал себя как стабильный источник налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, повышения доходов населения и снижения социальной напряженности в регионе. На начало 2015 года на территории области действует почти 53 тыс. субъектов малого бизнеса. По итогам прошлого года в Пензенском регионе создано около 8 тыс. единиц малого предпринимательства.
Оказывая значительное воздействие на экономику, политику, социальную сферу малое предпринимательство зависит от многочисленных внешних (экономических, политических, организационных и др.) факторов, которые во многом определяют его успешное развитие.
В Пензенской области сформирована благоприятная внешняя среда малого бизнеса. Для поддержки и развития предпринимательства, руководство Пензенской области создало Министерство инвестиционного развития и предпринимательства, основной задачей которого является оказание помощи, как начинающим, так и опытным предпринимателям. В настоящее время Министерство осуществляет финансовую, имущественную, консультационную и образовательную поддержку.
Финансовая поддержка предпринимательства в Пензенской области осуществляется предоставлением различных грантов и субсидий. В их числе: субсидирование затрат, связанных с модернизацией оборудования и затрат по уплате первого взноса по договорам лизинга, субсидирование процентной ставки по кредитам резидентам центров регионального развития Пензенской области. В 2014 году на их финансирование было направлено более 107 млн. рублей бюджетных средств [5].
Для осуществления имущественной поддержки предпринимателей в Пензенской области создано несколько бизнес-инкубаторов, где имеются все необходимые средства для развития собственного бизнеса.
Также предприниматели могут получить консультативную поддержку и пройти обучение или посетить семинары, которые организуются опытными специалистами. В процессе обучения предприниматели могут не только получить новые знания, но и поделиться собственным опытом в развитии бизнеса. В 2014 году реализован комплекс программ обучения для субъектов малого и среднего бизнеса, обучение прошли 457 человек из 28 муниципальных районов и городских округов. В 2015 году реализация основных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будет продолжена [4].
В феврале 2015 г. депутаты Законодательного собрания Пензенской области приняли законопроект, который предлагает установить нулевую ставку при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в течение двух лет. Новые поправки к закону будут действовать с 2015 по 2020 годы. Однако льготы получат не все, а только занятые в приоритетных отраслях. К ним относятся сельское хозяйство, производство, научная деятельность, социально значимые услуги. На сферу торговли, где больше всего зарегистрировано субъектов малого предпринимательства, налоговые льготы не распространяются [3].
В сфере агропромышленного комплекса малый бизнес выступает главным фактором продовольственной безопасности региона. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной поддержки является развитие агробизнеса. В Пензенской области осуществляются целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств.
За период реализации программ (2012-2014 гг.) создано 88 крестьянских фермерских хозяйств и 23 семейные фермы. Общий объем финансирования из федерального бюджета и бюджета Пензенской области составил более 173 млн. руб. В результате в Пензенской области появилось 158 рабочих мест, в данных хозяйствах содержится более 4тыс. голов крупного рогатого скота, более 6,5 тыс. голов птицы. В правительстве области планируют, что в 2015 году будет создано 121 крестьянское фермерское хозяйство и 30 семейных животноводческих ферм [6].
Специалисты Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области разработали и обнародовали программу по импортозамещению на 2015-2017 годы. С ее помощью планируется добиться двух основных целей: снизить зависимость региона от импорта продукции, а также ввоза товаров продовольственных и промышленных групп из других субъектов РФ за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства; сформировать условия для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции.
Участниками программы выступают сельхозтоваропроизводители, промышленные предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства. Она включает четыре подпрограммы: «Развитие производства импортозамещающей продукции сельского хозяйства», «Производство импортозамещающей продукции в промышленном комплексе», «Импортозамещение в отрасли производства строительных материалов» и «Импортозамещение в сфере малого и среднего предпринимательства» [2].
Безусловно, государственная поддержка является важной составляющей успешного развития малого предпринимательства в регионе. Однако, современная политическая и экономическая ситуации требуют новых подходов к ведению бизнеса. В период постоянных изменений в экономике, технологии, экологии и политике успех хозяйствующего субъекта в сфере малого предпринимательства значительно зависит от верности принимаемых управленческих решений. Менеджмент в малом бизнесе предполагает комплексный подход и рассмотрение во взаимосвязи всех этапов реализации предпринимательской идеи, такой подход к решению сложных задач обеспечивает проектный менеджмент.
В связи с этим особенно актуальным является разработка и внедрение в малом бизнесе проектного управления, которое в целом осуществляется по общепринятой методике, однако на практике имеет ряд особенностей.
В сфере малого бизнеса чаще планируется не осуществление проекта, а организация производственной системы. Отличие проекта от производственной системы состоит в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Серийный же выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается.
Производственные циклы в чистом виде не являются проектами. Однако в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, ориентированным на непрерывное производство. Например, проекты увеличения производства до заданного уровня в течение определенного периода, исходя из заданного бюджета, или выполнение определенных заказов, имеющих договорные сроки поставки. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата, а при достижении целей проекта субъект малого предпринимательства не ликвидируется.
Общепринято, что полномочия и ответственность за реализацию проекта передаются проект-менеджеру, а формирование команды является одним из этапов процесса планирования. При реализации проектов в малом бизнесе на этапе инициации и принятия решения о начале проекта менеджером становится сам предприниматель. Принимаемые полномочия требуют от него применения знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий.
Проекты в сфере малого бизнеса отличаются короткими сроками исполнения, и это сказывается на том что, процесс управления отдельно не выделяется - соответствующие функции осуществляются в рамках процессов планирования и исполнения.
Упрощенное ведение субъектами малого бизнеса бухгалтерской и иной отчетности, практически полное отсутствие плановых документов приводит к тому, что на этапе планирования большое значение уделяется разработке бизнес-плана, как основного индикатора достижения целей.
Таким образом, специфика функционирования субъектов малого предпринимательства вносит значительные коррективы в реализацию соответствующих процессов управления проектами.
Проведенный анализ проектного управления субъектов малого бизнеса Пензенской области участвующих в программах государственной поддержки позволил выявить как положительные, так и отрицательные тенденции.
Одним из обязательных условий предоставления поддержки в регионе является формирование пакета плановых документов, которые должны максимально соответствовать деятельности субъекта предпринимательства после получения целевых средств. Данное условие в значительной степени способствует развитию процесса планирования в проектном управлении малого бизнеса.
Оценка данного этапа управления проектами была проведена на основе конкурса получения грантовой поддержки начинающим предпринимателям. Среди проектов, поданных на предоставление грантов, 31% осуществляются в отрасли сельского хозяйства. В среднем за год государственную поддержку в виде гранта получают 46% инициаторов, из которых 18% реализуют проекты в отрасли сельского хозяйства. Среди сельскохозяйственных проектов одобрено около 40%, что на 8,5% выше, чем в целом по отраслям. Более 1/3 (35%) предоставляемых на государственную поддержку проектов осуществляются индивидуальными предпринимателями, из которых 16,5 % занимаются сельскохозяйственной деятельностью.
В целом можно отметить, что процент положительного рассмотрения проектов, осуществляемых в сфере сельского хозяйства (в среднем 65%), что выше, чем по другим отраслям (около 50%).
Анализ оснований отказа в государственной поддержке показал, что в большинстве случаев причиной непредставления субсидии являются недостатки формирования плановых документов, а также несоответствие заявленных в проектах видах деятельности, указанным при регистрации.
Выявленные проблемы свидетельствуют о низком уровне качества процессов инициации и планирования в проектном управлении субъектов предпринимательства. В процессе инициации большинство предпринимателей принимает решение о начале реализации предпринимательской идеи, ориентируясь главным образом на возможность поддержки со стороны государства. Зачастую это приводит к недооценке состояния потребительского рынка выпускаемых товаров (оказываемых услуг), особенностей выбранных видов деятельности и организационно-правовых форм ведения бизнеса. Поэтому ошибки, допущенные в процессе инициации, отрицательно сказываются на ходе других процессов управления проектами.
Специфика проектного менеджмента в малом бизнесе рассмотрена на примере проектов, участвующих в конкурсах на получение грантовой поддержки начинающим предпринимателям: проект производства продукции кролиководства, проект организации кондитерского цеха и проект производства строительных материалов из бетона.
Проектный менеджмент рассмотрен как интегрированный процесс, реализующийся по следующей схеме.
Рисунок 1. Процесс управления проектом
Источник: Составлено автором
Управление проектами было разделено на 4 основных процесса: инициализация, планирование, исполнение и завершение. Процессы планирования и исполнения интегрируются в процесс мониторинга и управления.
В рамках процесса инициации разработано дерево целей проекта и рассмотрены маркетинговые аспекты реализации проекта. Осуществление процесса инициации показало, что, несмотря на разную отраслевую принадлежность, проектная продукция является востребованной и может выступать на региональном рынке в качестве импортозамещающей продукции.
Процесс планирования включает организационный, технологический и основной этапы. Содержание первого этапа отличается по проектам, так как производство продукции кролиководства и организация кондитерского цеха планировалось на базе вновь создаваемых К(Ф)Х и ИП, а производство строительных материалов в действующей организации (ООО «Рифей»).
Разработка и реализация технологического этапа планирования проекта в сфере сельского хозяйства являются более сложными, так как учитывают биологические особенности животных и природные факторы. В рассматриваемом примере данный этап связан с осуществлением деятельности по формированию маточного поголовья кроликов породы Рекс. На длительность этапа нельзя повлиять, так как он связан с биологическими особенностями животных и не имеет конкретных сроков окончания (воспроизводство поголовья осуществляется в течение всего жизненного цикла проекта). К концу первого года проекта за счет собственных ресурсов запланировано сформировать маточное поголовье - 80 голов.
Основной этап включает планирование потребности в ресурсах, план по персоналу, план производства и реализации продукции, планирование финансовых результатов проекта. План доходов и расходов первого проекта разработан с учетом выбранной формы организации бизнеса (К(Ф)Х) и представлен в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты проекта производства продукции кролиководства, руб.
Показатель
|
1 год
|
2 год
|
3 год
| |||
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
| |||
Доходы
(+)
|
-
|
-
|
33624
|
39799
|
672979
|
1315310
|
Расходы
(-)
|
80427
|
51828
|
54239
|
48792
|
565874
|
760649
|
Валовой
доход (+, -)
|
-80427
|
-51828
|
-20616
|
-899
|
107108
|
554662
|
ЕСХН
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6426
|
33279
|
Чистый
доход (+, -)
|
-80427
|
-51828
|
-20616
|
-8992
|
100681
|
521382
|
Таблица 2
Финансовые результаты проекта производства кондитерской продукции, руб.
Показатель
|
1год
|
2 год
|
3 год
|
Выручка
|
3548868
|
3757928
|
4175127
|
Себестоимость
проданной продукции
|
2456055
|
2544463
|
2721247
|
Прибыль
от продаж
|
1092813
|
1213465
|
1453880
|
УСНО
|
212932
|
225476
|
250508
|
Чистая
прибыль
|
1179881
|
987989
|
1203372
|
Финансовые результаты проекта производства строительных материалов следующие: выручка в первый период проекта составит 27280,69 тыс. руб., в третий год - 48142,37 тыс. руб. (за 1 месяц – 4011,86 тыс. руб.). Чистая прибыль в среднем за год проекта составит 8468,26 тыс. руб.
Процесс исполнения представленных проектов включает разработку системы товародвижения и комплекса маркетинговых коммуникаций, оценку рисков проекта, контроль качества и определение экономической эффективности проекта (табл. 3).
Таблица 3
Экономическая эффективность проектов
Показатель
|
Проекты
| ||
производство
продукции кролиководства
|
производство
кондитерской продукции
|
производство
строительных материалов
| |
Чистый дисконтирован-ный доход, руб.
|
6147667
|
3763238
|
22470770
|
Индекс доходности
инвестиций |
6
|
11
|
27
|
Дисконтный период
окупаемости проекта, мес. |
5
|
7
|
5
|
Внутренняя норма
доходности, % |
45
|
209
|
280
|
Интегральные показатели эффективности проектов свидетельствуют о целесообразности их реализации субъектами малого предпринимательства. Чистый дисконтированный доход является положительной величиной, индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций больше единицы, внутренняя норма доходности значительно превышает выбранную ставку дисконтирования.
Реализация рассмотренных проектов не предполагает фазы завершения, связанной с закрытием и ликвидацией хозяйствующего субъекта, так как поставленная цель не является конечной и может быть переопределена. В этом случае процесс управления проектом завершается лишь формально, и предпринимательская деятельность может быть продолжена.
Использование системы проектного менеджмента в деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать принятию грамотных управленческих решений и повышению эффективности менеджмента в целом.
Таким образом, развитие малого предпринимательства в регионе как стратегического фактора обеспечения экономической безопасности обусловлено состоянием его внешней и внутренней среды. Государственная поддержка этого сектора экономики обеспечивает благоприятное воздействие внешних факторов. Решение выявленных проблем эффективного менеджмента в сфере малого бизнеса в значительной степени зависит от самих субъектов предпринимательства. Особенно актуальным в сложившихся условиях является проектный менеджмент, который обеспечит комплексный подход к реализации предпринимательской идеи и позволит принимать более обоснованные управленческие решения.
Формирование благоприятных условий деятельности малого предпринимательства в Пензенской области будет способствовать его устойчивому развитию, что во многом предопределяет экономическую безопасность региона.
Источники:
2. «В Пензенской области разработан проект программы импортозамещения на 2015–2017 годы» // PenzaNews.
3. Саванкова Н. В Пензенской области малый бизнес отпустили на каникулы // Российская газета. — 2015. — 20 февраля.
4. «Мероприятия по поддержке регионального бизнеса будут продолжены в 2015 году» с сайта Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области.
5. «Предпринимательство Пензенской области» // КредитБизнес.ru.
6. Серов В. Фермеров поддержат // Любимая газета. — 2015. — № 1. — 14 января.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:03:16