Методика оценки бюджетной безопасности региона как составляющей экономической безопасности (на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации)
Бикметова З.М.1
1 Башкирский государственный университет, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 29 | Цитирований: 23
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 5 (Май 2020)
Цитировать:
Бикметова З.М. Методика оценки бюджетной безопасности региона как составляющей экономической безопасности (на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации) // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1509-1520. – doi: 10.18334/epp.10.5.102144.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43000077
Цитирований: 23 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы обеспечения бюджетной безопасности на региональном уровне, которая предполагает финансовую независимость региона от внешних источников финансирования, сбалансированность и самостоятельность бюджета, а также эффективное распределение финансовых ресурсов не только на текущие нужды, но и на дальнейшее социально-экономическое развитие. В работе предложено бюджетную безопасность региона анализировать с помощью индикаторов бюджетных рисков: риск снижения эффективности регионального бюджета, риск несбалансированности бюджета, риск снижения автономии регионального бюджета, риск зависимости регионального бюджета, риск неустойчивости регионального бюджета, риск снижения бюджетной результативности, риск снижения бюджетной обеспеченности. Показатели рисков бюджетной безопасности регионов проанализированы на примере Приволжского федерального округа РФ. В работе приведены пороговые значения индикаторов риска бюджетной безопасности регионов,на основе которых можно определить уровень бюджетной безопасности субъекта РФ
Ключевые слова: бюджетная безопасность, региональный бюджет, бюджетные риски
JEL-классификация: H72, R13, R19
Введение
В современных условиях экономическая стабильность государства обеспечивается в первую очередь состоянием ее экономической безопасности. Причем экономическая безопасность страны может рассматриваться на всех уровнях государственного устройства: федеральном, региональном и муниципальном. Поскольку экономическая безопасность страны напрямую зависит от уровня обеспечения экономической безопасности территорий. Экономическая безопасность региона – достаточно широкое понятие, которое охватывает многие финансовые аспекты функционирования региона: устойчивое социально-экономическое развитие, бюджетная обеспеченность, инвестиционная активность, финансирование наиболее значимых социальных проектов и т.д.
Ряд авторов считают, что на уровне субъектов существует большое количество методов и способов мониторинга ситуации, которые складываются в области обеспечения экономической безопасности региона. Достижение определенного уровня обеспечения экономической безопасности территории будет способствовать удержанию ими высоких мест в имеющихся рейтингах социально-экономического развития [1, с. 1683-1696] (Morozov, 2019).
С точки зрения реализации органами государственной власти на уровне субъектов РФ своих функций и задач наибольшее значение приобретает бюджетная составляющая экономической безопасности региона, основой которой является бюджет региона. Региональный бюджет является основой функционирования территории, от его состояния и наполняемости зависит качество функционирования систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и не последнее значение бюджет имеет и для экономической и промышленной составляющей развития региона.
Зенченко С.В., Вартанова М.Л. считают, что одним из элементов финансовой безопасности региона является бюджетная безопасность, которая предполагает такое состояние региональной экономики, при котором у региона в первую очередь достаточно собственной ресурсной базы для финансирования собственных расходов (баланс доходов и расходов) и обеспечения социально-экономического развития региона за счет наилучшего использования собственного финансового потенциала [1, с. 257-270] (Morozov, 2019).
В нашей стране ряд аспектов, касающихся финансовой и бюджетной безопасности субъектов Российской Федерации, отражены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, в которой в первую очередь ставится задача по устранению угроз, связанных с непропорциональностью развития регионов, с помощью стимулирования их самостоятельного экономического развития. В документе также обозначена необходимость повышения инвестиционной и предпринимательской активности, стабилизации бюджетной обеспеченности; совершенствования развития межбюджетных отношений. На территориях необходимо увеличение количества центров экономического роста, в том числе территорий опережающего социально-экономического развития [3].
Цель данной статьи состоит в необходимости рассмотрения бюджетной безопасности на уровне региона, это обусловлено тем, что именно на территории возникает проблема изыскания и качественного распределения финансовых ресурсов не только на текущие нужды, но и на дальнейшее социально-экономическое развитие. Обеспечение бюджетной безопасности региона должно иметь стратегический характер, т.е. работать на перспективу, предполагая устойчивое социально-экономического развитие территорий, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения.
Понятие бюджетной безопасности региона активно обсуждается последнее десятилетие.
По мнению Т.В. Усковой и С.С. Копасовой, под бюджетной безопасностью понимается «способность органов власти максимально эффективно обеспечить финансирование через бюджеты всех уровней бюджетной системы, закрепленного за ними имеющегося комплекса полномочий по исполнению гарантированных законодательством прав граждан в долгосрочной перспективе в условиях негативного воздействия сложившихся факторов случайного и преднамеренного характера, т.е. бюджетных угроз» [4, c. 24–33].
Галухин В.В. бюджетную безопасность трактует как такое «состояние бюджетной системы, для которой характерны следующие особенности: сбалансированность, достаточный высокий уровень ликвидности активов, а также наличие дополнительных резервов, предназначенных для обеспечения не только стабильности экономики, но и для устойчивого экономического подъема, а также достаточно полное удовлетворение финансовых потребностей, эффективное государственное управление и защиту социально-экономических интересов» [5, c. 89–108] (Galukhin, 2016).
Овсянникова М.А. делает акцент именно на бюджетную безопасность региона, под которой следует понимать «возможность субъекта РФ по обеспечению платежеспособности с учетом имеющихся социально значимых расходов, доступных источников финансирования, а также сложившейся величины долговых обязательств перед федеральным бюджетом» [6, с. 166–172] (Ovsyannikova, 2016).
Паздникова Н.П. считает, что «бюджетная безопасность – это комплекс методов, способов и средств по защите экономических и финансовых интересов государства, регионов, муниципальных образований, а также хозяйствующих субъектов, способных к реализации в рамках бюджетной системы и стратегического развития территорий» [7, с. 154–161] (Pazdnikova, 2019).
Под бюджетной безопасностью понимают состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом доходов и расходов государственного и местных бюджетов. Другими словами, «бюджетная безопасность предусматривает формирование и осуществление такой бюджетной политики, которая была бы ориентирована, прежде всего, на реализацию национальных экономических интересов страны» [8, с. 98].
В настоящей статье выработана попытка научно обоснованного подхода к формированию бюджетной безопасности путем выявления связанных с ней бюджетных рисков. В работе сделан обзор теоретических материалов, касающихся подходов и методов к оценке бюджетной безопасности и связанных с ними бюджетных рисков. Практическая часть работы связана с выявлением бюджетных рисков субъектов РФ на примере Приволжского федерального округа и выработкой рекомендаций по снижению выявленных рисков.
Бюджетная безопасность региона
Бюджетная безопасность ориентирована на минимизацию рисков и угроз, влияющих на устойчивое социально-экономическое развитие региона. Ведь зачастую именно бюджетные ресурсы являются приоритетным источником финансирования не только социальной сферы, но и инвестиций в реальный сектор экономики региона.
Нередко бюджетную безопасность региона связывают с состоянием регионального бюджета, что, конечно же, справедливо, так как именно от наполняемости бюджета зависит финансирование основных социально-экономических процессов в регионе. Ряд авторов считают, что именно резервы развития региона дают возможность полного использования финансовых ресурсов, превращая возможности в действительность [9, с. 1147–1149].
В сложившихся современных экономических реалиях вопросы обеспечения бюджетной безопасности территории являются особо актуальными. Анализ существующих понятий «бюджетная безопасность» позволяет нам предположить, что бюджетная безопасность региона в первую очередь – это финансовая независимость региона от внешних источников финансирования, способность бюджета к сбалансированности и самостоятельности бюджета, а также эффективное распределение финансовых ресурсов не только на текущие нужды, но и с учетом перспектив социально-экономического развития территории.
Бюджетная безопасность – это состояние защищенности от воздействия каких-либо угроз, т.е. тех факторов и условий, которые в определенных обстоятельствах или в определенный интервал времени будут связаны с бюджетными потерями. С бюджетной безопасностью и связанными с ней угрозами тесно связана такая категория, как бюджетные риски. Под бюджетными рисками в данной работе будем понимать события, предполагающие наличие финансового ущерба бюджету региона.
Бюджетные риски
Бюджетные риски на региональном уровне тесно связаны с анализом доходной и расходной части регионального бюджета, эффективности использования финансовых ресурсов. Таким образом, возникает необходимость выделения рисков бюджетной безопасности региона, или бюджетных рисков. Бюджетную безопасность региона предлагается проводить с помощью системы индикаторов риска, т.е. относительных бюджетных показателей. Система индикаторов риска основана на анализе и оценке качественных характеристик бюджета, таких как уровень бюджетной автономии, степень финансовой зависимости, бюджетной устойчивости, социальной защищенности населения и др.
Индикаторы риска бюджетной безопасности – это индексы, характеризующие уровень бюджетной безопасности региона, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим (табл. 1).
Таблица 1
Система индикаторов риска бюджетной безопасности региона
Показатели
|
Формула расчета показателей
|
Расшифровка
|
1. Риск снижения эффективности регионального
бюджета
|
Рсэф = Д/ВРП
|
Д – доходы регионального
бюджета; ВРП – валовый региональный продукт
|
2. Риск несбалансированности
бюджета
|
Рнб = Д/Р
|
где Д – доходы регионального
бюджета; Р – расходы регионального бюджета
|
3. Риск снижения автономии регионального бюджета
|
Рса = СД/Д
|
где СД – собственные доходы
регионального бюджета; Д – доходы регионального бюджета
|
4. Риск зависимости регионального бюджета
|
Рз = МТ/Д
|
где МТ – межбюджетные
трансферты; Д – доходы регионального бюджета
|
5. Риск неустойчивости регионального бюджета
|
Рну = СД/МТ
|
где СД – собственные доходы
регионального бюджета; МТ – межбюджетные трансферты
|
6. Риск снижения бюджетной результативности
|
Рсбр = Д/ЧН
|
где Д – доходы регионального
бюджета; ЧН – численность населения региона
|
7. Риск снижения бюджетной обеспеченности населения
|
Рсбо = Р/ЧН
|
где Р – расходы регионального
бюджета; ЧН – численность населения региона
|
В работе для выявления угроз бюджетной безопасности региона предлагается использование следующих видов рисков:
1. Риск снижения эффективности регионального бюджета характеризует вероятность снижения доли государственных доходов в создании ВРП.
2. Риск несбалансированности бюджета показывает вероятность снижения степени покрытия бюджетных расходов бюджетными доходами.
3. Риск снижения автономии регионального бюджета характеризирует угрозу потери самостоятельности регионального бюджета.
4. Риск зависимости регионального бюджета показывает вероятность повышения зависимости от финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
5. Риск неустойчивости регионального бюджета предполагает вероятность снижения собственных доходов по отношению к межбюджетным трансфертам.
6. Риск снижения бюджетной результативности характеризует вероятность снижения уровня доходов на душу населения региона.
7. Риск снижения бюджетной обеспеченности показывает вероятность снижения уровня расходов на душу населения региона.
Проведем анализ предложенных показателей по Приволжскому федеральному округу РФ.
Данные представлены в таблице.
Таблица 2
Показатели рисков бюджетной безопасности регионов Приволжского федерального округа РФ (2018 г.)
Субъект РФ
|
Рсэф
|
Рнб
|
Рса
|
Рз
|
Рну
|
Рсбр
|
Рсбо
|
Республика Башкортостан
|
0,135
|
1,126
|
0,800
|
0,200
|
4,000
|
49,959
|
44,368
|
Республика Марий Эл
|
0,158
|
1,011
|
0,614
|
0,386
|
1,933
|
45,173
|
44,675
|
Республика Мордовия
|
0,132
|
0,924
|
0,639
|
0,361
|
1,777
|
41,531
|
44,940
|
Республика Татарстан
|
0,114
|
1,016
|
0,842
|
0,158
|
5,337
|
71,724
|
70,541
|
Удмуртская Республика
|
0,108
|
1,019
|
0,777
|
0,223
|
3,487
|
55,727
|
54,685
|
Чувашская Республика
|
0,171
|
1,026
|
0,741
|
0,259
|
2,597
|
40,377
|
39,337
|
Пермский край
|
0,100
|
1,000
|
0,861
|
0,139
|
6,245
|
48,630
|
48,618
|
Кировская область
|
0,153
|
0,995
|
0,605
|
0,395
|
1,536
|
37,704
|
37,874
|
Нижегородская область
|
0,124
|
1,063
|
0,832
|
0,168
|
4,976
|
49,916
|
46,924
|
Оренбургская область
|
0,106
|
1,148
|
0,800
|
0,200
|
3,986
|
45,910
|
39,983
|
Пензенская область
|
0,133
|
1,025
|
0,639
|
0,361
|
1,774
|
40311
|
39,320
|
Самарская область
|
0,110
|
1,173
|
0,657
|
0,343
|
1,916
|
50,079
|
42,672
|
Саратовская область
|
0,127
|
1,064
|
0,721
|
0,279
|
2,583
|
38,464
|
36,148
|
Ульяновская область
|
0,133
|
1,015
|
0,854
|
0,146
|
1,639
|
38,779
|
38,173
|
На следующем этапе анализа приведем пороговые значения индикаторов риска и представим рейтинговую оценку степени риска региональных бюджетов.
Таблица 3
Пороговые значения индикаторов риска бюджетной безопасности регионов
Показатели
|
Отсутствие риска или риск минимален
0 баллов |
Умеренный риск
+ 1 балл |
Высокий риск
+ 2 балла |
Риск снижения эффективности
|
≥0,15
|
0,15-0,10
|
≤0,10
|
Риск несбалансированности
|
≥1,1
|
1,1-1,0
|
≤1,0
|
Риск снижения автономии
|
≥0,8
|
0,8-0,7
|
≤0,7
|
Риск зависимости
|
≤2,0
|
3,0-2,0
|
≥3,0
|
Риск неустойчивости
|
≥4,0
|
4,0-2,0
|
≤2,0
|
Риск снижения бюджетной
результативности
|
≥50,0
|
50,0-45,0
|
≤45,0
|
Риск снижения бюджетной
обеспеченности
|
≥50,0
|
50,0-45,0
|
≤45,0
|
Пороговые значения индикаторов бюджетных рисков отражают критические значения эффективности и устойчивости всей бюджетной системы регионов, недостижение которых говорит о финансовой несамостоятельности регионов, и как следствие, о низком уровне социально-экономического развития регионов.
Рассчитаем сумму баллов бюджетных рисков каждого субъекта РФ по Приволжскому федеральному округу.
Таблица 4
Рейтинговая оценка регионов Приволжского федерального округа РФ по уровню бюджетных рисков (2018 г.)
Субъект РФ
|
Рсэф
|
Рнб
|
Рса
|
Рз
|
Рну
|
Рсбр
|
Рсбо
|
Итого
|
Республика Башкортостан
|
+1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
+1
|
+2
|
4
|
Республика Марий Эл
|
0
|
+1
|
+2
|
+2
|
+2
|
+1
|
+2
|
10
|
Республика Мордовия
|
+1
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
13
|
Республика Татарстан
|
+1
|
+1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
Удмуртская Республика
|
+1
|
+1
|
+1
|
+1
|
+1
|
0
|
0
|
5
|
Чувашская Республика
|
0
|
+1
|
+1
|
+1
|
+1
|
+2
|
+2
|
8
|
Пермский край
|
+2
|
+1
|
0
|
0
|
0
|
+1
|
+1
|
5
|
Кировская область
|
0
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
12
|
Нижегородская область
|
+1
|
+1
|
0
|
0
|
0
|
+1
|
+1
|
4
|
Оренбургская область
|
+1
|
0
|
0
|
0
|
+1
|
+1
|
+2
|
5
|
Пензенская область
|
+1
|
+1
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
+2
|
12
|
Самарская область
|
+1
|
0
|
+2
|
0
|
+2
|
0
|
+2
|
7
|
Саратовская область
|
+1
|
+1
|
+1
|
+1
|
+1
|
+2
|
+2
|
9
|
Ульяновская область
|
+1
|
+1
|
0
|
0
|
+2
|
+2
|
+2
|
8
|
Анализ бюджетных рисков регионов Приволжского федерального округа РФ показал, что уровень бюджетной безопасности довольно различен. Наиболее высокий уровень бюджетной безопасности у республик Татарстан и Башкортостан. Вплотную к ним приблизились Удмуртская Республика, Пермский край и Оренбургская область. Наиболее низкий уровень бюджетной безопасности у Республики Мордовия, Кировской и Пензенской области.
Рисунок 1. Рейтинг регионов по уровню бюджетных рисков
Источник: составлено автором по данным [11].
Согласно рисунку, наибольшая степень бюджетной безопасности характерна для Татарстана, наименьшая – для Мордовии. Это обусловлено в первую очередь тем, что Приволжский федеральный округ РФ отличается повышенной степенью диспропорции и неравномерности экономического и промышленного развития в территориальном аспекте. Понятно, что в первую очередь эта диспропорция и неравномерность во многом вызвана наличием и обеспеченностью природными ресурсами. Данный аспект характерен для всей территории страны, когда исторически сложившаяся инфраструктура, природно-климатические условия, менталитет населения и другие самые разнообразные факторы объективного характера оказали влияние, прежде всего, на промышленно-экономическое состояние округов. В качестве примера: экспортная ориентированность регионов, добывающих нефтегазовые ресурсы, задана географически и геологически, и, соответственно, у них же и наблюдается высокая промышленная ориентированность.
Согласна с авторами, которые предлагают учитывать и специфику российских регионов, которые отличаются друг от друга особенностями промышленного развития и направленностью экономик. По их мнению, невозможно создать абсолютно равноправные условия для развития во всех регионах, так как концентрация ресурсов в стране достаточно высока [12, с. 169–182].
Заключение
Все вышеназванные причины как раз и оказывают влияние на диспропорцию и неравномерность развития, и соответственно, можно сделать вывод, что полное сходство в региональном развитии невозможно. Многие из названных причин оказали свое влияние и на сложившуюся специализацию регионов. Так, одни регионы являются финансовыми центрами, что определяет вектор их развития, другие – изначально добывающие, третьи – аграрно-промышленные, четвертые – промышленные.
Таким образом, каждый субъект Российской Федерации должен стать максимально самодостаточным, усиливая имеющуюся специализацию и развивая новые или смежные направления, влияющие на уровень промышленного и экономического развития. Необходимо максимально снизить существующие бюджетные риски, которые влияют на социально-экономическую составляющую регионов, на перспективы развития территории, что напрямую отражается на уровне жизни людей.
Таким образом, для повышения уровня бюджетной безопасности регионов необходимо решение ряда задач. В первую очередь необходимо максимальное увеличение уже имеющегося доходного потенциала на основе более устойчивого экономического и промышленного развития регионов. Во-вторых, регионы должны иметь максимальную финансовую самостоятельность, финансируя или софинансируя проекты, которые в перспективе будут максимально доходными с точки зрения пополнения регионального бюджета. В-третьих, необходимо повышение эффективности межбюджетного взаимодействия с федеральным центром.
Таким образом, при определении бюджетной безопасности региона необходим расчет бюджетных рисков, которые позволяют выявить угрозы, влияющие на устойчивость в первую очередь доходной базы региональных бюджетов, и спрогнозировать перспективы социально-экономического развития регионов.
Источники:
2. Зенченко С.В. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса/ С.В.Зенченко, М.Л.Вартанова// Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 257-270.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система/ Режим доступа: / URL: http://base.www.consultant.ru/
4. Ускова Т.В. Бюджетная безопасность региона в контексте устойчивого развития/ Т.В.Ускова, С.С.Копасова// Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз – 2008 - №44 – С.24-33
5. Галухин А.В. Бюджетная безопасность государства как условие экономического роста/ А.В.Галухин// Проблемы развития территории – 2016 – 4(84) – С.89-108.
6. Овсянникова М.А. Бюджетная безопасность Смоленского региона: что «говорит» бюджет/ М.А.Овсянникова// Творческое наследие А.С.Посникова и современность – 2016 - №10 – С.166-172.
7. Паздникова Н.П. Оценка бюджетной безопасности региона в условиях стратегических преобразований/ Н.П.Паздникова, А.А.Ковшаров// Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7. № 1 – С.154-161.
8. Бюджетная безопасность: Учебник / Под. ред. Е.А. Олейникова. - М.: «Классика плюс» - 2007. - 245 с.
9. Галимуллина Н.А. Инструменты управления социально- экономическим развитием региона/ Н.А.Галимуллина, Ф.Ф.Байрушина// Финансовая экономика. - 2018. - № 7. - С. 1147-1149.
10. Методология анализа бюджета приграничного региона (на примере субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) Тишутина О.И. к.э.н., доцент кафедры финансов Хабаровской государственной академии экономики и права// Аудит и финансовый анализ – 2018 - №2 – С.452-459
11.Финансовый паспорт субъекта РФ [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ/ Режим доступа: / URL: http:// http://iminfin.ru/areas-of-analysis/budget
12. Галушко М.В. Инновационная деятельность региона: основные проблемы и перспективы развития (на примере Приволжского федерального округа)/ М.В.Галушко, С.А.Дедеева, О.А.Иневатова // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 1. – С. 169-182
Страница обновлена: 22.07.2024 в 14:32:46