Цифровое управление в системе финансового менеджмента предприятия
Булетова Н.Е.1, Кособокова Е.В.2, Кулибаба С.В.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Волгоградский филиал
Скачать PDF | Загрузок: 21
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925470
Аннотация:
Постоянно совершенствуемый процесс сбора и обработки больших данных, актуальных для реализации бизнес-процессов и получения каждой фирмой уникальных конкурентных преимуществ, требует большой ответственности от финансового менеджмента фирмы в решении вопросов финансирования и функционирования всех инновационных решений в области цифровой экономики, направленных на рост эффективности принимаемых управленческих решений и достижение целей максимизации прибыли и стоимости самой фирмы для постоянного роста «рыночной власти» и недопущения нерациональной профессиональной деятельности.
Возможности, которые получает руководство фирмы и специалисты, занимающиеся аналитикой и выявлением важнейших трендов и выгод, которые становятся доступными на уровне внутрифирменного планирования и управления
В статье представлен результат авторского исследования достигнутого уровня цифровизации процессов управления финансовыми ресурсами фирмы в рамках операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также разнообразия услуг в сфере облачных технологий, делающих доступными для компаний любого масштаба и отрасли широкий набор возможностей оцифровки и даже цифровой трансформации своей бизнес-модели или отдельных бизнес-процессов.
Полученные авторские выводы и результаты представляют интерес как для научного сообщества, исследующего процессы цифровой трансформации бизнес-процессов, так и практиков, интересующихся системным, комплексным вопросом определения целесообразности и последствий таких нововведений.
Ключевые слова: цифровизация финансового менеджмента, управление ресурсами предприятия, автоматизация бизнес-процессов, технологии цифровой трансформации бизнеса
JEL-классификация: M11, M21, O32, O33
Введение
Вовлеченность предприятий российской экономики в тренды цифровой экономики разнообразна (вплоть до полного игнорирования всех цифровых технологий) и приводит к неоднородности как самих процессов привлечения цифровых технологий в свои бизнес-процессы, так и получаемых (ожидаемых) результатов – от окупаемости затрат на такие нововведения до выхода на новые производственные возможности, конкурентные преимущества и траектории непрерывного развития.
В результате исследования проблемы перевода функционала управления фирмой, включая финансовый менеджмент в сферу цифровизации и зависимости от внедряемого программного обеспечения, рассмотрения таких процессов как услуги (SaaS) можно видеть схожесть тенденций с точки зрения мотивации и роста зависимости менеджмента предприятий от доступного и внедряемого программного обеспечения, новых цифровых технологий, направленных на повышение производительности автоматизируемых бизнес-процессов. В работе Тис Д.Дж. [12] внедрение новых бизнес-моделей, включая цифровые, напрямую связывают с инновационной деятельностью фирмы. В работах российских ученых большое внимание уделяется оценке эффективности внедрения цифровых бизнес-моделей в разных отраслях национальной экономики: примеры работ Бабкина В.А. и его соавторов [2], Крылакова П.П. и Дамберга А.Л. [7], Сидорова В.А. и Казанова М.Р. [9].
Особое место требуется уделить работам по оценке тенденций и перспектив совершенствования финансового менеджмента на уровне фирмы, к которым можно отнести исследования Дьякова С.А. и группы соавторов ( [3], [4]), Егиазаряна С.А. и Шевцовой О.Н. [5].
Цель исследования состоит в определение основных тенденций и результатов цифровизации системы управления финансовыми ресурсами на уровне фирмы и с учетом развития предложений по автоматизации работы с большими данными и бизнес-аналитикой.
Научная новизна работы заключается в получении оригинальных выводов в определении особенностей цифровизации финансового менеджмента в направлении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы, в оценке распространенности облачных технологий в этих направлениях и эволюции самой цифровизации по стадиям оцифровки данных, цифровой оптимизации бизнес-процессов и цифровой трансформации на основе новых цифровых бизнес-моделей.
Гипотеза, представляемая авторами в статье, основывается на предположении, что постоянно развивающиеся цифровые технологии, формирующие предложение по управлению фирмой и ее бизнес-процессами, включая управление финансовыми ресурсами,
Методология исследования основывалась на применении логического и исторического анализа, выявлении закономерностей и моделирования процессов, сравнения технологий и формализации через схемы и корреляции.
Цифровизация процессов управления финансовыми ресурсами фирмы
Финансовый менеджмент предполагает формирование стратегии и тактических мероприятий в сфере корпоративных финансов исходя из результатов анализа данных и информации, характеризующих финансовое состояние субъекта и условия достижения его финансовой устойчивости. На уровне финансовой службы фирмы (с учетом действующей организационной структуры управления) решаются вопросы:
- информационного обеспечения принимаемых решений и оценки результатов деятельности в условиях тотальной автоматизации процессов, информационной безопасности и требований в защите данных;
- применения финансовых методов управления финансовыми ресурсами (планирование, прогнозирование, налогообложение, страхование и др.) с доступностью мультисценарного подхода и определения возможных результатов от каждого принимаемого решения;
- ответственности за состояние и динамику таких финансовых рычагов фирмы, как прибыль, амортизация, дивиденды и др.;
- развития локальных нормативных актов фирмы в решении вопросов соответствия стандартам и нормативам, инструкций и методических указаний, позволяющих всем участников процессов эффективно выполнять свои должностные обязанности и не противоречить корпоративной политике и ее ценностным ориентирам.
Автоматизация и цифровизация всех рутинных и не только процессов внутри фирмы способствуют:
- сокращению времени и снижению рисков ошибок и несоответствия действий разных структурных подразделений, находящихся во взаимосвязи в реализуемых процессах и результатах;
- достичь цели максимизации прибыли за счет финансовой безопасности и непрерывного совершенствования процессов управления финансовыми ресурсами фирмы, в том числе оптимизации структуры расходов и уменьшения себестоимости, гарантированной финансовой устойчивости и не снижающегося уровня платежеспособности
- повысить эффективность разработки и реализации антикризисных программ [4] и прозрачность, результативность контроля над финансовыми операциями.
На рис.1 представлена модель цифровизации финансового менеджмента фирмы: ее управленческих процессов, функционала финансового менеджмента с учетом трех направлений деятельности – операционной и ее финансовых потоков, финансовой с максимальной ориентацией на достижения Финтеха и инвестиционной с необходимостью обеспечивать финансовую безопасность и управление инвестиционными рисками фирмы.
Рисунок 1. Модель цифровизации финансового менеджмента фирмы
Источник: составлено авторами с использованием материалов [6].
В данном случае необходимо уточнить, что понимается в современной теории и практике под бизнес-моделью в целом и цифровой бизнес-моделью, в частности:
- «бизнес-модель описывает процесс создания, доставки и присвоения ценности» [12] для клиентов, для владельцев фирмы;
- под цифровой бизнес-моделью можно понимать
· «бизнес-модель компании, оптимизированную или разработанную для эффективной деятельности в рамках современных условий цифровой экономики»;
· «модель бизнеса, которая использует цифровые технологии для улучшения разных направлений деятельности компании».
В цифровом мире кардинально изменились подходы к маркетингу, продажам и каналам доставки, что меняет и структуры финансовых потоков.
Главный результат, на который ориентируется система управления финансовыми ресурсами фирмы за счет активного и последовательного внедрения цифровых технологий – снижение потерь и рисков принятия ошибочных решений, негативно влияющих на финансовые результаты и инвестиционную привлекательность фирмы для окружения.
Основной диапазон цифровых технологий финансового менеджмента фирмы
Приведем детализацию цифровых технологий, доступных для внедрения фирмам с учетом трех направлений деятельности:
- на уровне операционной деятельности фирмы есть понимание различий в бизнес-процессах, типичных для разных отраслей и видов экономической деятельности, в том числе занимающихся материальным производством или реализацией услуг, тем не менее в сфере управления финансовыми ресурсами предложение рынка цифровых технологий представляет такие инструменты эффективного управления, как:
Основные направления автоматизации организации управления операционной деятельностью:
1) внедрение систем управления ресурсами предприятия (ERP, Enterprise Resource Planning System), позволяющих оцифровывать складской учет, расчет заработной платы, учет закупок от поставщиков, весь финансовый учет и планирование (табл.1);
Таблица 1. Расширенный функционал ERP-системы на предприятии
Сферы
внедрения
|
Функционал
|
Решение
проблем
|
Отчетность
|
Учет заработной платы
|
Спорные ситуации при начислении ЗП
|
Контроль через связанные документы
|
Избегание простоев, ошибок в реализации рабочего процесса
| |
Снабжение
|
Закупка материалов или сырья у поставщиков
|
Завышенные трансакционные издержки
Непрозрачные закупки |
Склад
|
Учет материалов и готовой продукции
|
Воровство
Качество и его соответствие документам и требованиям |
Снабжение
|
Автоматическое изменение цен
|
Дополнительные издержки из-за ручного изменения цен
|
Производство
|
Оперативное планирование заказов в производство
|
Дефицит или излишек складских остатков
|
Разработка и использование технологических карт
|
Ошибки в исполнении задания
Доля брака | |
Контроль выполнения заказов во всех участках (цехах)
|
Задержка выполнения заказов
| |
Расчет даты выхода готовой продукции
|
Издержки на хранение
Завышение трансакционных издержек | |
Финансы
|
Планирование бюджета
|
Нерациональное движение финансовых средств по срокам и
величине
|
Финансовые показатели
Отчет о прибылях и убытках |
Время формирования
Ошибки/неточности в исполнении | |
CRM
|
Встроенный модуль CRM-системы
|
Результаты отслеживания новых заказов и счетов покупателей
Контроль сроков отгрузки товаров |
Мобильное приложение
|
Очередь заказов
История начислений оплаты труда |
2) внедрение систем взаимоотношения с клиентами (CRM, Customer Relationship Management) как программного обеспечения работы с клиентской базой, отслеживания действий клиентов и сотрудников:
· настройка воронки продаж: для разработки рабочей воронки продаж или корректировки имеющейся;
· настройка карточки клиента – от сбора клиентской базы в одном месте до отслеживания всего пути каждого клиента (письма, звонки, заявки);
· детализация прав сотрудников для отслеживания эффективности их работы;
· упрощение работы с документами за счет автоматического формирования отчетов (особенно если интегрировать программу бухгалтерского учета), обмена информацией и документами.
3) управление цепочкой поставок (SCM, Supply Chain Management) определяется как управление цепочкой поставок, то есть потоком товаров и услуг, которое включает весь путь превращения сырья в конечный продукт и включает организацию планирования, исполнения и контроля потоков сырья и материалов, этапы производства, логистики и постпродажного обслуживания. Технология SCM направлена на настройку каналов взаимодействия «поставщик-фирма-потребитель», учитывая требования рынка и сервисные пожелания клиентов, именно такая организация логистики позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками (правило 7R) [10];
4) автоматизация документооборота (СЭД) позволяет автоматизировать делопроизводство внутри компании, а также переписку и обмен документами с контрагентами и госорганами, для этого необходимо получить электронную подпись (ЭП);
5) автоматизация производственных процессов путем внедрения специальных средств, позволяющих осуществлять производство продукции без участия линейных рабочих с использованием контроллеров, датчиков, сенсоров, сопровождающих производственные процессы;
6) внедрение систем управления качеством (QMS, Quality Management System) включает цифровое управление отклонениями (что позволяет увеличивать темп роста выпуска продукции), изменениями (для снижения рисков выпуска некачественной продукции, не соответствующей требованиям заказчика) и претензиями (для защиты лояльного отношения потребителей и не допущения негативных последствий негативных отзывов о продукции, услуге.
За рамками рисунка 1 можно перечислить универсальные технологии цифровой трансформации бизнеса, влияющие и на корпоративную политику управления финансовыми ресурсами, а именно:
1. BI-системы (Business Intelligence) - это программы и инструменты, с помощью которых можно собирать и анализировать информацию о компании, с помощь этих технологий можно выявлять закономерности в данных и улучшать бизнес-процессы. Благодаря внедрению таких программ и инструментов финансовый менеджмент может получать управленческую отчетность по принципу «одного окна», любую необходимую для принятия решений онлайн-отчетность в режиме реального времени, автоматически контролировать и быстро реагировать на выполнение плана, осуществлять мониторинг отклонений.
На примере Навигатора BI Сбербанка (с 2012 года была запушена версия Навигатор 1.0) можно говорить о таких преимуществах применения программного обеспечения, как: ускорение принятия решений (может в 5 раз быстрее), повышается точность принимаемого решения за счет учета большого количества данных и факторов, избавляет от потери рабочего времени из-за недостатков IT-навыков. Также пользователи получают максимальную визуализацию данных.
2. Следующая технология – Process Mining, определяется как анализ бизнес-процессов на основе цифровых следов, что позволяет обеспечивать как актуальность получаемых результатов, так и большую выборку и объективность (табл.2). На примере Сбербанка – речь идет о Platform V Sber Process Mining как одном из продуктов его технологий [11].
Таблица 2. Определение результата использования технологии Process Mining для бизнес-процессов фирмы
Сфера
применения
|
Функционал
технологии Process Mining
|
Уровень
ответственности
|
Универсальные
(для всей экономической деятельности фирмы)
|
·
для
выявления не соответсвующих внутренним процедурам действий и фактов
мошенничества
|
Руководитель внутреннего аудитора
|
·
для
анализа эффективности внедрения программных решений, выявления потеницала для
атоматизации процессов
|
IT-директор
| |
Операционная
деятельность фирмы
|
·
для
поиска инсайтов с целью редизайна процессов и выявления участков для
автоматизации
|
Операционный директор
|
· для повышения
конверсии продаж, сокращения расходов на продажу
|
Коммерческий директор
| |
·
для
оценки загруженности и результативности работы сотрудников, выявления
потенциала к уменьшению трудозатрат
|
Линейные руководители
| |
·
для
сравнения моделируемых процессов (to-be) с реальными
процессами (as-is), оценки
эффективности изменений
|
Бизнес-аналитики
| |
Финансовая
деятельность фирмы
|
·
для
формирования инициатив по оптимизации расходов и сокращению численности
персонала
|
Финансовый директор
|
·
для
повышения уровня качества обслуживания клиентов, внедрения KPI т минимизации
издержек бэк-офиса
|
Линейные
общие центры обсдуживания (ОЦО)
|
Благодаря таким технологиями фирма может достигать следующих результатов:
- в рамках банковского обслуживания – снижение сроков оформления услуг, упрощение жизненного цикла заявки на услугу;
- в продажах – для оценки непропорционального влияния разных факторов на потери и успези, роста конверсии;
- для бизнес-процессов – сокращение времени простоя оборудования и сверхнормативных запасов, для автоматизации этапов отгрузки, складирования или упаковочных процессов, для контроля исполнения внутренних регламентов, для оптимизации проблемных технологических этапов производства.
В анализе используются технологии визуализации процессов (диаграмма Ганта и т.п.), глубинного анализа (BI в виде метрик, графиков, таблиц) и искусственного интеллекта (ML модели). Метрика - это качественный или количественный показатель, который отражает ту или иную характеристику и уровень успешности чего-либо, например, продукта.
На примере ML (machine learning) и AI (Artificial Intelligence) в Process Mining реализуются такие уникальные возможности, обеспечивающие снижение неэффективного бизнес-процесса, как:
- факторный анализ - автоматическое определение факторов, влияющих на целевую переменную (прибыль, продажи, текучка кадров и т.п.);
- автоматическое обнаружение неэффективности в бизнес-процессах (по финансовому результату, по ценности для клиентов и т.п.);
- текстовый анализ – автоматически находится информация о неэффективностях в дополнительной текстовой информации;
- автоматически определяется как бизнес-процесс должен выглядеть оптимальным образом – система сама находит оптимальный путь (happy path);
- прогнозы метрик и структуры бизнес-процессов - для представления как процесс будет выглядеть в будущем, если все текущие тенденции будут сохраняться;
- моделирование бизнес-процессов – показывает, как будет выглядеть бизнес-процесс, если внести в него изменения (what if анализ) [11].
Завершая рассмотрение направлений и технологий цифровизации процессов планирования и в целом управления финансами фирмы, представим следующий результат классификации цифровых бизнес-моделей, влияющий на выбор цифровых технологий и ожидаемых результатов:
1) модель линейного создания ценности (поточная модель) – является традиционной и соответствует последовательному решению вопросов по каждой стадии жизненного цикла фирмы и ее продуктов, в этом случае можно говорить о цифровой оптимизации (цифровизации) бизнес- процессов без из изменения по содержанию;
2) цифровая модель «Платформа» - наиболее востребована и результативна в реализации стратегии цифровой трансформации и формирования новой экосистемы, так как «под одной крышей» собираются многочисленные компании-игроки для формирования клиентской ценности и монетизации деятельности исходя из их взаимодействия, а также крупных компаниях, ведущих деятельность в разных рыночных нишах;
3) децентразиованная цифровая модель релазуется без основного посредника, который мог бы контролировать процесс создания ценности, этого посредника заменяют технологии, протоколы и стардарты, обеспечивая прозрачность и корректность используемых данных, исключение проблем взлома данных о клиентах, высока популярность технологий блокчейна, «умного контрактования» (smart contracting).
На рис.2 представлена характеристика всех вариантов участия фирмы в процессах, связанных с цифровизацией и совершенствованием своей бизнес-модели с учетом актуальных трендов, подходящих для достижения целей и приоритетов бизнеса.
Рисунок 2. Варианты изменений бизнес-модели с учетом степени цифровизации бизнес-процессов
Источник: составлено авторами.
В перечне внедряемых на предприятиях цифровых технологий (в России и в мире) самыми доступными и распространенными являются облачные вычисления и облачная инфраструктура:
- под облачными вычислениями принято понимать технологию, в основе которой лежит «предоставление пользователям сетевого доступа к различным ресурсам, например, данным или приложениям» [9];
- в таблице 3 перечислены все существующие модели облачной инфраструктуры с их краткой характеристикой, из данных видно, что принципиально модели отличаются между собой по степени контроля и затратам времени на получение и использование функционала.
Таблица 3. Характеристика моделей облачной инфраструктуры для фирмы
Модели
|
Краткая характеристика
|
Традиционный
подход
|
Компания
сама обеспечивает себя IT, без помощи провайдера
|
IaaS
(Infrastructure-as-a-Service) - «инфраструктура как услуга»
|
Инфраструктура
(сервер и все, что нужно для его функионирования от систем охлаждения до
интернета и электроэнергии) предлагается в аренду.
Клиент получает информационно-технологические ресурсы - виртуальные серверы с определенной вычислительной мощностью и объемами памяти. Всем материально-техническим обеспечением занимается провайдер. |
PaaS
(Platform-as-a-Service) - «платформа как услуга»
|
Поставщик
предлагает клиентам использовать свою облачную инфраструктуру для установки
своего программного обеспечения.
Клиент может решить конкретную задачу и получить необходимые инструменты для ее решения. |
SaaS
(Software-as-a-Service) - «программное обеспечение как услуга»
|
Поставщик
сервиса использует собственное интернет-приложение и предоставляет
возможность потребителям пользоваться им через Интернет.
Приложение как услуга - некая программа, которая или полностью располагается в интернете, или хранит там только файлы клиента. Востребовано в сегментах B2B и B2C. |
В эмпирическом опыте внедрения и испольования подобных моделей присутствует на порядок больше примеров:
- CCaaS (Contact-Center-as-a-Service или Customer-Care-as-a-Service) - или «Контактный центр как услуга» - это способ управления колл-центрами на основе облачных технологии и специального ПО для создания и управления колл-центром без существенных инвестиций в оборудование для самого предприятия, пользующегося такой услугой;
- BaaS (Business as а Service) – модель облачного сервиса, в которой провайдеры предлагают специальное ПО для работы на сервере (аутентификация пользователей, управление базами данных и др.). Есть другой вариант BaaS (Banking as a Service) - инновационная B2B-услуга сдачи банками в аренду своей инфраструктуры (процессинг платежей, выпуск карт, средства информационной безопасности, систему управления лимитами, систему управления интервалами сбора денежных средств, систему назначения главных и участвующих счетов, назначение платежей, логику движения денежных средств в режиме реального времени и др.);
- DAAS (Device as a Service, Desktop as a Service) - рабочий стол как услуга, этот вид услуг связан предоставлением провайдером каждому пользователю отдельного рабочего стола «под ключ», то есть с полным комплектом основного и прикладного ПО, на облачном сервере;
- SECaaS (Security as a service) - модель, при которой бизнес делегирует облачному провайдеру обеспечение комплексной безопасности своих данных и информационных систем;
- другие модели облачного сервиса, обеспечивающие удобство и экономию средств для пользователей.
Заключение
В результате исследования содержания и трендов в цифровом планировании и управлении в системе финансового менеджмента фирмы были получены следующие выводы и результаты:
- модель цифровизации финансового менеджмента фирмы, представленная авторами как один из результатов исследования, представляет деление направлений внедрения современных цифровых технологий в рамках операционной, финансовой и инвестиционной деятельности;
- самыми востребованными цифровыми технологиями управления финансовыми ресурсами и другими бизнес-процессами фирмы можно считать BI-системы (Business Intelligence) и Process Mining; учитывая, что крупные российские компании (в первую очередь, в бакновском секторе) используют их уже более 10 лет; можно говорить об отраслевом расширении диапазона спроса и вовлеченности инструментария таких программ в деятельность все большего количества фирм, включая субъекты МСП, образование и т.п.; раскрывающиеся возможности цифрового факторного анализа, цифрового обнаружения неэффективности в реализуемых бизнес-процессах и т.д., все это открывает большие перспективы к недопущении ненужных затрат в рамках внутрифирменного планирования и адекватного взаимодействия с «внешней средой» фирмы во всех ее проявлениях и моделирования мультисценарных способов развития бизнеса;
- раскрывая содержание и направления трансформации цифровых бизнес-моделей, необходимо учитывать содержание и различия в таких типах цифровых бизнес-моделей, как линейная, платформенная и децентралиованная с учетом того, какие цифровые процессы доступны или запущена на предприятии:
· оцифровки данных (самые доступный и широкий по отраслевой принадлежности фирм, сфере применения и масштабам бизнеса с точки зрения стоимости, целесообразности, ожидаемых эффектов);
· цифровизации (цифровой оптимизации) бизнес-процессов без их изменения, но с обеспечением роста производительности труда (вопрос доступности по стоимости и импортозамещению, готовности фирмы нести начальные расходы на внедрение, обучение и последующие на обслуживание, модернизацию);
· цифровой трансформации, когда происходят существенные изменения в бизнес-модели фирмы с целью получить долгосрочное конкурентное преимущество (новые рынки, новые продукты и каналы их сбыта, новые покупатели и т.п.);
- определен полный состав и потенциал распространения в российских предприятиях самых популярных в мире облачных технологий, к которым специалисты относят облачные вычисления и облачную инфраструктуру, включая такие современных технологии, как IaaS (инфраструктура как услуга), PaaS (платформа как услуга) и SaaS (программное обеспечение как услуга), наиболее широко распространяемыми из которых отмечаются IaaS и PaaS, а наиболее перспективной - SaaS.
Для всех ключевых направлений финансов компании (от учета и отчетности до финансового менеджмента и корпоративных финансов) все варианты перехода на формат цифровой экономики (оцифровка данных, цифровая оптимизация и цифровая трансформация) требуют усилий от регулирующих структур в стандартизации и формализации подходов, от внешней инфраструктуры – в готовности предложить современные условия сделок, от собственного менеджмента – стратегического планирования и включения в прогнозирование и планирование расходов и ожиданий от всех подобных изменений и нововведений, уделяя достаточное внимание анализу данных (с использованием современных программных продуктов типа BI).
При использовании Process Mining с элементами ML (machine learning) и AI (Artificial Intelligence) можно рассчитывать на корректность принимаемых решений (с минимальными потерями из-за ошибочных выводов, экспертных оценков и проектов) и достижимость ключевых перспетив по росту выручни, прибыльности фирмы, устойчивости денежного потока и доступности разных источников финансовых ресурсов.
Источники:
2. Бабкин А.В., Михайлов П.А., Ташенова Л.В. Оценка эффективности внедрения цифровой платформы промышленного предприятия // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 45. – c. 17-30.
3. Дьяков С.А., Вовк Е.А., Деркач В.Н., Калитка В.В. Совершенствование системы финансового менеджмента предприятия в цифровой экономике // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 1. – c. 395-399.
4. Дьяков С.А., Михлева И.И., Маджуга С.Э. Управление и оценка финансовых рисков предприятия при помощи цифровых технологий // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 36. – c. 117-121. – doi: 10.24412/2309-4788-2021-11281.
5. Егиазарян С.А., Шевцова О.Н. Финансовый менеджмент как основа управления средствами организации // Университетская наука. – 2023. – № 1. – c. 143-148.
6. Информационно-технологическое обеспечение юридической деятельности (LegalTech). / учебник (коллектив авторов, под ред. д.э.н., доц. А.В. Минбалеева). - М.: Изд-во Проспект, 2023. – 368 c.
7. Крылатков П.П., Дамберг А.Л. Специфика SCM в машиностроении. / В книге: Функциональные области логистики: современные проблемы исследования / отв. за выпуск О.Н. Зуева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2017. – 42-54 c.
8. Медведева Г. Б., Захарченко Л. А. Управление цепями поставок: методологические основы и значение в современных условиях экономики Республики Беларусь // Вестник Брестского государственного технического университета. – 2019. – № 3. – c. 57-61.
9. Сидоров В.А., Казанова М.Р. Облачные решения для бизнеса. / Сборник научных трудов: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Выпуск 31. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2021. – 52-59 c.
10. Управление цепью поставок (SCM). / учеб. пособие / сост. П. П. Крылатков, М.А. Прилуцкая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 140 c.
11. Platform V Sber Process Mining. [Электронный ресурс]. URL: https://platformv.sbertech.ru/products/analitika-dannyh/sber-process-mining?ysclid=lygxb2x9tk248101918 (дата обращения: 01.07.2024).
12. Teece D.J. Business models, business strategy and innovation // Long Range Planning. – 2010. – № 43 (2). – p. 172–194.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 22:34:58