Управление реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме

Кравцова М.В.1
1 Государственный Университет Управления

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 12, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Кравцова М.В. Управление реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 1. – doi: 10.18334/epp.12.1.114072.

Аннотация:
Проектное управление является инструментом достижения стратегических целей государства. В условиях политики цифровой экономики программы и проекты необходимо трансформировать в экосистему, что направлено на эффективное выполнение целевых показателей социально-государственными учреждениями. Исследование посвящено разработке концепции по трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему. В статье обозначена роль проектного управления в ходе реализации национальных проектов, имеющих отличительные особенности по сравнению с бизнес-компаниями. Описана стратегия развития проектного управления в государственной среде, где следующим шагом будет являться механизм перехода на уровень цифровой зрелости. Предложен алгоритм по трансформации программ и проектов в экосистему, при этом проектная работа должна сопровождаться соблюдением установленных принципов. Представлена структура цифровой экосистемы и механизм ее работы c учетом внедрения инноваций, автоматизации, технологизации и информатизации систем. Выделены преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему, к которым относится централизованная работа проектных команд, равноправная доступность к результатам, минимизация издержек. Масштабы эффектов и результаты управления реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме будут ориентированы на социально-экономический рост и развитие страны.

Ключевые слова: проектное управление, экосистема, социально-государственное учреждение, реализация программ и проектов, инновационный менеджмент

JEL-классификация: M15, O22, O32



Введение

Проектное управление является приоритетным способом для эффективного достижения поставленных целей и выполнения всех требуемых задач по работам. Направление ориентировано на исполнение мероприятий по программам и проектам относительно заданных условий на их реализацию социально-государственными учреждениями, к которым относятся бюджетные организации (ведомственные организации и подведомственные им учреждения). Под проектом понимается временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или достижения устойчивых результатов [1] (Zwikael, 2009). При этом процесс проектного управления будет отличным по выбору подходящих методов к сфере жизнедеятельности и зависеть от сложности программы или проекта. Например, реализация государственных программ и проектов сопровождается превышением бюджета, недостижением целевых показателей, нарушением сроков исполнения, слабым межведомственным взаимодействием и неразвитой проектной культурой, недостаточным набором гибких методов и инструментов для минимизации наступления рисковых событий по причине чего проектной командой периодически корректируются этапы жизненного цикла. Ввиду обозначенных стратегических целей, масштабных и многозадачных государственных программ и проектов возникает необходимость в переходе на цифровизацию процессов и автоматизацию элементов проектного управления. Взаимодействие технических и социальных процессов позволяет получать больший эффект от результатов по проектам [2] (Luna-Reyes et al., 2021).

Переход проектного управления к уровню зрелости с применением инновационных технологий и управленческих решений в цифровом контуре может сопровождаться цифровой трансформацией экономики, где экосистема выступает единой платформой для реализации программ и проектов, конечные продукты которых доступны на выбор пользователям системы. Цифровая экосистема способна выступить индикатором объединенных технологической платформой сервисов, направленных на эффективное достижение поставленных целей по программам и проектам, и стать новым направлением в развитии теории проектного управления для государственного сектора экономики. Плодотворная среда с цифровой экосистемой представляют прогресс в понимании роли инноваций и информатизации элементов для проектного управления при реализации программ и проектов [3, 4] (Patzmann, 2021; Correani, 2020).

Авторы исследований в области проектного управления указывают на нехватку ресурсов, гибких методов и инструментов, направленных на повышение эффективности реализации проектов и программ [5,6,7,8] (Петрина О.А., Стадолин, 2020; Мосолов, Гальченко, 2020; Гусева и др., 2021; Leonidou et al., 2020). Как показывает анализ литературных источников, включая работы по экосистемному подходу, где доминирующим подходом по формированию новых моделей управления могут являться экосистемы, объединяющих в себе участников, осуществляющих между собой обмен знаниями, информацией и технологиями [9,10,11] (Мажитова и др., 2020, Благов, Кулаева, 2020; Абузярова, 2021).

Таким образом, исследования ученых, рассматривающих цифровизацию и проектное управление как фактор устойчивого развития, позволили определить новый инструмент по переходу на уровень зрелости проектного управления через внедрение инноваций и технологий [12, 13, 14] (Иванов и др., 2021; Назыров, Мак, 2021; Денисов и др., 2020).

Целью исследования является разработка концепции по трансформации программ и проектов в цифровую экосистему. Научная новизна состоит в предложении методических рекомендаций по созданию цифровой экосистемы. Методическая база исследования основывается на предпосылках теории проектного менеджмента и экономики общественного сектора с использованием методов моделирования, формализации, анализа и синтеза.

Роль проектного управления

Проектное управление начинает применяться в работе органов государственной власти при разработке и реализации национальных проектов, которые направлены на достижение стратегических целей страны. Подход проектного управления позволяет получать устойчивые результаты по показателям в условиях меняющейся экономики за счет стратегического выравнивания, централизации модели работы социально-государственных учреждений, управления функциональными областями программ и проектов на этапах исполнения и контроля по каждому уровню.

Теоретические аспекты и практические рекомендации по управлению проектами описаны в работах Мазура И., Шапиро В. и Ольдерогге Н., где представлены требования к созданию и развитию проектного менеджмента, подходы, этапы жизненного цикла, принципы и функции, международные стандарты и сертификация по программам и проектам [15, 16] (Mazur et al., 2010; Funtov, 2021). Исследования представляют зарубежный опыт в переходе к формальному и системному подходу управления проектами, раскрывая этапы проектирования и области управления, а также стратегии интеграции проектов [17, 18] (Gray, Larson, 2003; Wolfson, 2021). Ряд научных работ посвящены описанию причин и факторов, приводящих к изменению сущности проектного управления в государственной среде, средства решения управленческих задач [19, 20] (Krasilnikov, Yakimova, 2015; Zub, 2015). Несмотря на проведенные исследования, мало работ, акцентирующих внимание на этапы развития проектного управления в условиях политики цифровой экономики (таблица 1).

Таблица 1

Развитие проектного управления в государственной среде

Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Использование проектного управления в коммерческих организациях, бизнес-процессы,
модели
Разработка методических рекомендаций по переходу на проектное управление в государственной политике,
базовые решения
Внедрение принципов при реализации национальных проектов и государственных программ, унификация процессов
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6
Усовершенствование теории проектного управления на основе накопленного опыта, создание банков данных
Поиск гибких методов и инструментов эффективного управления, новые технологические и конструкторские решения
Экосистема как переход на новый уровень зрелости проектного управления, синергетическая ценность, цифровизация
Источник: составлено автором.

Государственные программы и проекты имеют следующие отличительные особенности от проектов, реализуемых бизнес-компаниями:

- социальная ориентированность на результат, где потребители имеют бесплатный и равный доступ к конечным продуктам и услугам;

- реализация в условиях заданных ограничениях по времени, ресурсам, кадрам и бюджету;

- невозможность приостановить ход исполнения проекта в случае наступления риска по перерасходу бюджетных средств или влияния факторов окружающей среды ввиду достижения стратегических целей государства.

Выявленные особенности усложняют работу проектных команд по управлению реализацией государственных программ и проектов, где требуется применение гибких методов и инструментов управления с автоматизированными информационными системами и поиском информации на основе результатов контроля, фундаментальных исследований и непрерывного процесса пополнения прикладных знаний (рисунок 1).

Рисунок 1. Механизм перехода на уровень цифровой зрелости «шаг 6»

Источник: составлено автором.

Государственные проекты и программы реализуются для достижения заданных целевых показателей относительно той сферы, для которой они были определены. Эффективная реализация программ и проектов должна сопровождаться информационными, инновационными и технологическими процессами в условиях проведения политики цифровой экономики, что обуславливает необходимость в разработке цифровой экосистемы.

Концепция цифровой экосистемы

Объединение государственных программ и проектов в единый пул и их трансформация на платформу цифровой экосистемы способна повысить эффект от получаемых промежуточных результатов на этапах жизненного цикла реализации программ и проектов. В настоящее время государственная политика не предполагает данную интеграцию, что повышает ценность проводимого исследования по теоретическим предпосылкам в переходе проектного управления на новый уровень зрелости. Пошаговая стратегия от проекта к экосистеме основывается на информации и развитии технологий (рисунок 2).

Поток данных

Круговая стрелка Круговая стрелка

Круговая стрелка

Одна шестеренка

Рисунок 2. Алгоритм трансформации государственных программ и проектов в экосистему

Источник: составлено автором.

Для достижения стратегических целей государства разработаны национальные проекты, которые декомпозируются на несколько федеральных проектов. Социально-государственные учреждения субъектов экономических отношений (регионы России) реализуют программы и проекты, чтобы улучшить социально-экономическое благосостояние населения страны. Механизм трансформации программ и проектов в экосистему предполагает выбор конкретного национального проекта из сфер жизнедеятельности (шаг 1) и интеграцию по объединению его федеральных проектов в цифровой контур (шаг 2). В единой системе производятся товары и услуги в совокупности при вовлечении сотрудничества проектных команд и стейкхолдеров для принятия взаимосвязанных решений (шаг 3). Структура экосистемы сложносоставная, наполненная моделями, модулями, механизмами, элементами и процессами, отобранные с учетом экономического положения и территориальных особенностей региона и поддерживающие работу инновационной платформы.

Трансформация программ и проектов должна быть утверждена на законодательном уровне субъекта экономических отношений, стратегия и полномочия проектных команд регламентированы нормативно-правовыми актами, работа экосистемы сопровождаться разработанными маршрутными картами, техническим заданием, положениями программной и конструкторской документации по работе системы и входящих процессов.

Алгоритм трансформации государственных программ и проектов должен сопровождаться соблюдением проектными командами следующих основных принципов:

- обмен результатами деятельности для усиления эффекта и минимизации ошибок в ходе управления реализацией программ и проектов;

- компромисс между социально-государственными учреждениями в ходе выполнения мероприятий для достижения заданных целевых показателей;

- приоритет потребностей пользователей системы, являющихся потребителями результатов по программам и проектам;

- системность, организованность, корпоративное управление;

- технологизация по внедрению инноваций, бизнес-моделей и информационных систем.

Соблюдение обозначенных принципов в ходе работы алгоритма способствует повышению отдачи от вложенных инвестиций в работу цифровой экосистемы, укрепляет этапы выполнения пилотного проекта и поддерживает организационную структуру по трансформации в единую систему.

Механизм работы цифровой экосистемы комбинирует вертикальный и горизонтальный принцип, где социально-государственные учреждения выстроены вокруг основного продукта или услуги и автоматизируют процессы, которые связаны с задачами по ним, а также развиваются относительно потребностей пользователей системы. При этом пользователь и его потребности находятся в центре экосистемы (рисунок 3). Вход в экосистему начинается с регистрации пользователей в личном кабинете, представленный цифровым сервисом по учету и идентификации потребителей результатов программ и проектов на открытом портале. Информация всех участников системы (пользователи и учреждения) хранятся в едином хранилище данных. Пользователь имеет возможность выбрать необходимые услуги из общего спектра, что обеспечивает доступность и открытость. Учреждения, интегрированные в систему, функционируют с учетом организационных и операционных систем, их деятельность оснащена программным обеспечение, что снижает затраты и повышает качество оказания услуг. Разработка единой нормативно-справочной системы, обеспечение доступа к тематическим реестрам данных, обмен знаниями положительно влияет на работоспособность социально-государственных учреждений. Экосистема хранит информацию, которая может собираться и анализироваться для своевременного выявления проблем, принятия обоснованных управленческих решений, выработке бизнес-процессов и делегирование задач. Файловое хранилище собирает отчетность, поступающую от проектных команд для контроля и анализа вышестоящими организациями. Минимальный набор модулей для работы экосистемы может быть расширен в зависимости от масштабов операционных процессов и количества пользователей системы. Дополнительно встраивается модель регламентации и автоматизации всех бизнес-процессов для социально-государственных учреждений, что определяет их поведенческую стратегию. Важно сохранить автономность и устойчивость к высоким нагрузкам и защита данных. Могут интегрироваться узкоспециализированные сервисы, что определяется архитектурой цифровой экосистемы. Для поддержания бесперебойной работы экосистемы требуется периодическое вложение инвестиций, где срок окупаемости будет разным в зависимости от сферы деятельности программ и проектов.

Папка

База данных

Шестеренки

Рисунок 3. Структура цифровой экосистемы

Источник: составлено автором.

Структурная визуализация цифровой экосистемы демонстрирует организационную и управленческую систему реализацией программ и проектов, что делает рынок товаров и услуг более совершенным, сокращая время поиска, дистанцию получения и потребление продукта пользователями системы [21, 22] (Krasyuk, 2021; Bork et al., 2019). Вместе с тем COVID-19 значительно ускорил процесс цифровой трансформации, который изменяет существующие бизнес-модели и нуждается в поддержке со стороны разработки экосистемы [23] (Rupeika-Apoga, 2021, p. 6). Отмечается, что экосистемные проекты привлекают в четыре раза больше объемов финансирования на реализацию, чем иные проекты [24] (Goldman et al., 2008). В процессе формирования цифровой экономики востребован подход по созданию инновационного климата в агломерациях, использованию больших данных и ресурсосберегающих технологий, что направлено на стимулирование экономического роста при активном взаимодействии органов власти, общественных структур и населения в процессе управления [25, 26] (Erokhina, 2019; Kopalle et al., 2020).

Основные преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему:

- централизованная траектория работы и развития (учреждения параллельно функционируют в единой конкурентной среде, имеют единую модель работы и взаимодействия на одной платформе с консолидацией усилий, стандартизация межведомственного взаимодействия с пользователями системы);

- равноправная доступность к результатам (пользователи системы имеют своевременный доступ ко всем результатам программ и проектов, цели которых отвечают потребительскому спросу на едином пространстве);

- минимизация издержек (экономия ресурсов и времени на поиск информации, модульность по сочетанию продуктов и услуг, координация, гибкость и устойчивость процессов, быстрое масштабирование).

Прибыль, которую приносит цифровая экосистема, может увеличиваться в долгосрочной перспективе и превосходить затраты несмотря на высокую социальную ориентированность государственных программ и проектов. Переход на цифровизацию, внедрение инноваций, встраивание технологической базы и автоматизация процессов создает благоприятную среду для реализации сложных и многокомпонентных продуктов для населения, имеющих бесплатный доступ к товарам и услугам, что отличает государственную политику от частного сектора в экономике.

Учреждения должны адаптироваться к постоянно меняющейся среде под влиянием экономических и политических факторов, где внедрение новых технологий и проектное управление обеспечивают устойчивость к изменениям [27, 28] (Zubizarreta et al., 2021; Guertler, Sick, 2021). Следует отметить, что проекты являются идеальной средой для внедрения инноваций, которые способствуют распределению рисков, обеспечивают доверительное сотрудничество и способствуют разработке прорывных технологий [29, 30] (Locatelli et al., 2021; Stanitsas et al., 2021).

Одним из мотиваторов по трансформации программ и проектов в экосистему на уровне субъектов экономических отношений будет служить оценка эффективности работы глав регионов по критерию цифровой зрелости, утвержденного Правительством Российской Федерации в 2021 году [31]. Разработка и внедрение экосистемы в проектном управлении является новым направлением в цифровой экономике, однако масштабы эффектов и результаты от ее работы ориентированы на социально-экономический рост и развитие страны, а также на достижение целевых показателей при управлении реализацией государственных программ и проектов.

Заключение

Проектное управление является одним из инструментов по достижению стратегических целей государства. Социально-государственные учреждения имеют большую возможность достичь экономии ресурсов и бюджета, сокращения расходов и времени в ходе проведения мероприятий, улучшить межведомственное взаимодействие, качество работ, повысить их результативность и устойчивость в долгосрочной перспективе в комбинации с инновационными и технологическими процессами. Современные информационные системы служат поддержкой управленческих решений с учетом особенностей государственных программ и проектов. Проектное управление переходит на новый уровень зрелости, который сопровождается разработкой и внедрением цифровой экосистемы, применяя циклический механизм с проектированием, внедрением, контролем и анализом работ.

Переход к уровню зрелости проектного управления ориентирован на трансформацию программ и проектов в экосистему в условиях политики цифровой экономики. Этапы разработки и внедрения цифровой экосистемы на уровне субъектов экономических отношений должны быть четко определены по алгоритму, который включает базовые шаги по выбору национального проекта, встраиванию в систему, оснащенную инновациями, информационными и технологическими модулями, и работе проектной команды по реализации государственных программ и проектов на единой платформе. При этом для минимизации наступления рисковых событий в ходе функционирования социально-государственных учреждений в экосистеме необходимо соблюдать принципы, ориентированные на повышение результативности работы через обмен опытом и информацией, приоритет потребностей пользователей системы, организованность и технологизацию процессов. Вместе с тем предложенная структура цифровой экосистемы включает минимальный набор модулей, поддерживающих ее бесперебойную работу. Встраиваемые сервисы программного обеспечения, организационной и операционной системы, хранилище больших данных, доступы к реестрам, защита пользовательского пространства – обеспечивают работу платформы цифровой экосистемы. Основным преимуществом управления реализацией программ и проектов в экосистеме будет являться концептуальное развитие социально-государственных учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения и обеспечение национального развития страны во всех сферах жизнедеятельности.


Источники:

1. Zwikael O. The Relative Importance of the PMBOK Guide's Nine Knowledge Areas during Project Planning // Project Management Journal. – 2011. – № 4(40). – p. 94-103. – doi: 10.1002/pmj.20116.
2. Luna-Reyes L.F., Andersen D.F., Black L.J., Pardo T.A. Sensemaking and social processes in digital government projects // Government Information Quarterly. – 2021. – № 2(38). – p. 101570. – doi: 10.1016/j.giq.2021.101570.
3. Patzmann L.-M. Enabling Factors of Digital Intrapreneurship: A Socio-Technical Perspective. Aisel.aisnet.org. [Электронный ресурс]. URL: https://aisel.aisnet.org/amcis2021/sig_dite/sig_dite/2/ (дата обращения: 31.12.2021).
4. Correani A., Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. Implementing a Digital Strategy: Learning from the Experience of Three Digital Transformation Projects // California Management Review. – 2020. – № 4(62). – p. 37-56. – doi: 10.1177/0008125620934864.
5. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Правовые и организационные основы проектного управления в секторе государственного управления // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – c. 20-25.
6. Мосолов А.В., Гальченко С.А. Методы проектного управления // Актуальные проблемы управления в условиях цифровой экономики: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Под редакцией О.Н. Пронской. Курск, 2020. – c. 198-201.
7. Гусева М.Н., Коготкова И.З., Сороко Г.Я., Никитина Е.С. Анализ тенденций формирования спроса на трудовые ресурсы для IT-проектов // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 1. – c. 12-18. – doi: 10.475776/2712-7516_2021_1_1_12.
8. Leonidou E., Christofi M., Vrontis D. An integrative framework of stakeholder engagement for innovation management and entrepreneurship development // Journal of Business Research. – 2020. – № 119. – p. 245-258. – doi: 10.1016/j.jbusres.2018.11.054.
9. Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Денисов И.В., Положишникова М.А., Петренко Е.С. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3(10). – c. 601-614. – doi: 10.18334/epp.10.3.100597.
10. Благов Е.Ю., Кулаева Н.И. Платформенные бизнес-модели компаний экосистемы Национальной Технологической Инициативы // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 157-172.
11. Абузярова М.И. Знаниевые экосистемы как доминирующий подход формирования новых моделей управления // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12(11). – doi: 10.18334/epp.11.12.113960.
12. Иванов И.Н., Орлова Л.В., Иванов С.И. Цифровизация и проектное управление как факторы устойчивого развития организации // Вестник университета. – 2021. – № 5. – c. 12-18. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-12-18.
13. Назыров А.Д., Мак Н.И. Управление социально-экономическим развитием региона на основе проектного подхода // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономик. – 2021. – № 2(36). – c. 63-69. – doi: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-63-69.
14. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнес платформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1(10). – c. 45-56. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100662.
15. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. - М.: Современное бизнес-образование, 2010. – 960 c.
16. Фунтов В. Н. Управление проектами развития фирмы: теория и практика. - СПб.: Питер, 2021. – 474 c.
17. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. / Практ. руководство: пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2003. – 528 c.
18. Вольфсон Б. Л. Гибкое управление проектами и продуктами. - СПб.: Питер, 2021. – 144 c.
19. Красильников Д.Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // Ars Administrandi. Искусство управления. – 2015. – № 2. – c. 36-48.
20. Зуб А.Т. Управление проектами. / учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. – 422 c.
21. Krasyuk I.A., Kolgan M.V., Medvedeva Y. Digital ecosystem structure formation depending on the archetype of distribution network participants. Emerald.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emerald.com/ insight/2444-8494.htm (дата обращения: 03.01.2022).
22. Bork D., Buchmann R., Karagiannis D., Lee M., Miron E.T. An Open Platform for Modeling Method Conceptualization: The OMiLAB Digital Ecosystem // Communications of the Association for Information Systems. – 2019. – № 32(44). – p. 673-697.
23. Rupeika-Apoga R. Accounting, Audit, Analysis: Transformation of Science and Business in New Economic Reality // International Scientific conference. – 2021. – p. 133. – doi: 10.15388/Transformation-of-science-and-business.2021.
24. Goldman R.L., Tallis H., Kareiva P., Daily G.S. Field evidence that ecosystem service projects support biodiversity and diversify options // PNAS. The National Academy of Sciences of the USA. – 2008. – № 27(105). – p. 9445-9448. – doi: 10.1073/pnas.0800208105.
25. Erokhina O.V. «Growth Points» in the Digital Economy: «Smart City» Projects // Infocommunication Technologies. – 2019. – № 2(17). – p. 240-246. – doi: 10.18469/ikt.2019.17.2.14.
26. Kopalle P.K., Kumar V., Subramaniam M. How legacy firms can embrace the digital ecosystem via digital customer orientation // Journal of the Academy of Marketing Science. – 2020. – № 48. – p. 114-131. – doi: 10.1007/s11747-019-00694-2.
27. Zubizarreta M., Ganzarain J., Cuadrado J., Lizarralde R. Evaluating Disruptive Innovation Project Management Capabilities // Sustainability and Project Management. – 2021. – № 13(1). – doi: 10.3390/su13010001.
28. Guertler M.R., Sick N. Exploring the enabling effects of project management for SMEs in adopting open innovation – A framework for partner search and selection in open innovation projects // International Journal of Project Management. – 2021. – № 2(39). – p. 102-114. – doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.007.
29. Locatelli G., Greco M., Invernizzi D.C., Grimaldi M., Malizia S. What about the people? Micro-foundations of open innovation in megaprojects // International Journal of Project Management. – 2021. – № 2(39). – p. 115-127. – doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.009.
30. Stanitsas M., Kirytopoulos K., Leopoulos V. Integrating sustainability indicators into project management: The case of construction industry // Journal of Cleaner Production. – 2021. – № 279. – p. 123774. – doi: 10.1016/j.jclepro.2020.123774.
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации…». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/xeV3PB8btLadvuipy4jCQ8FZ80aYTPV.pdf (дата обращения: 04.01.2022).

Страница обновлена: 09.01.2022 в 21:03:40