Оценка мер поддержки студенческого предпринимательства в России со стороны основных стейкхолдеров

Матвеевский С.А.1, Бастамова Д.А.1, Стажарова Д.М.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Матвеевский С.А., Бастамова Д.А., Стажарова Д.М. Оценка мер поддержки студенческого предпринимательства в России со стороны основных стейкхолдеров // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/lim.11.3.121294.

Аннотация:
Статья посвящена оценке мер поддержки студенческого предпринимательства в России со стороны основных стейкхолдеров. В ходе исследования были проанализированы существующие элементы инновационной инфраструктуры, оказывающие поддержку студенческому предпринимательству, а также выявлены основные участники данного процесса. В результате исследования авторы приходят к выводу, что для продуктивного взаимодействия между государством, университетами, бизнесом и самими студентами, а также для формирования эффективной экосистемы в целом, необходимо развивать инструменты и подразделения поддержки студенческого предпринимательства, создавая комфортные условия для всех заинтересованных сторон. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения существующих мер поддержки и разработки новых программ стимулирования студенческого предпринимательства в России.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, экосистема студенческого предпринимательства, стейкхолдеры, меры поддержки, стартап

Финансирование:
Работа выполнена в рамках темы НИР №623110 «Оценка вклада студенческого предпринимательства в социальное, экономическое и инновационное развитие Российской Федерации» Университета ИТМО

JEL-классификация: H11, J23, М11, М21



Введение

Развитие студенческого предпринимательства в России приобретает стратегическое значение не только для формирования нового поколения успешных бизнесменов, но также оказывает существенное влияние на стимулирование инновационной деятельности, экономический прогресс и социальную трансформацию. Растущий интерес научного сообщества к данной проблематике обусловлен осознанием ключевой роли студенческого предпринимательства как драйвера социально-экономического развития (Чарикова И.Н. [1], Осипова О.С. [2]). Сегодня для их поддержки существует ряд программ и мероприятий со стороны основных стейкхолдеров, в качестве которых исследователи выделяют правительство, университеты и бизнес-сообщество (Попова Е.С. [8], Нагорнов В.А., Перфильева О.В. [9]). Особое внимание уделяется предпринимательскому треку в университетах, как образовательной траектории обучения, направленной на приобретение студентами практических навыков, способствующих формированию предпринимательского типа мышления (Маркес А.П. [4], Дюваль-Куэтил Н. [5], Гианиодис П.Т., Мик У.Р. [10]) и процессу трансфера технологий, как виду правоотношений, где ключевым элементом является передача перечня прав на результаты интеллектуальной собственности другим лицам (Баглиери Д., Бальди Ф. [6], Баттис В. [7]). Пути создания благоприятной среды для развития и продвижения студенческих стартапов и инициатив находят отражение в развитии экосистемы студенческого предпринимательства. Эта тема привлекает внимание научного сообщества, так как студенческое предпринимательство играет важную роль в развитии инноваций, экономики и общества в целом (Вареник Е.Е. и др. [11], Киреева А.Е. и др. [12], Лазарева, Н.В. [13]).

Несмотря на то, что интерес науки и практики к проблематике студенческого предпринимательства растет, представленная в литературе информация носит разрозненный характер и не учитывает реальную эффективность мер поддержки государства и различных образовательных программ.

Именно поэтому интерес представляет анализ элементов стимулирования студенческого предпринимательства на предмет фактической эффективности от их внедрения по мнению непосредственных участников процесса. Кроме того, особого внимания заслуживает проблематика взаимодействия мер поддержки студенческого предпринимательства в рамках единого процесса на всех стадиях развития стартап проекта.

Цель работы заключается в анализе модели взаимодействия и оценке мер поддержки студенческого предпринимательства со стороны основных стейкхолдеров, а также в выявлении факторов, препятствующих сотрудничеству между ними. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

- Определить понятийный аппарат, включающий термины «студенческий стартап» и «экосистема студенческого предпринимательства»;

- Выявить основных стейкхолдеров студенческого предпринимательства;

- Проанализировать существующие инструменты стимулирования студенческого предпринимательства в России;

- Изучить мнения представителей университетов, студентов-предпринимателей и бизнес-организаций относительно эффективности существующих мер поддержки путем проведения экспертных интервью.

Научная новизна исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на успешность поддержки студенческого предпринимательства с точки зрения различных стейкхолдеров.

Основная авторская гипотеза заключается в том, что различные инструменты и подразделения, используемые для стимулирования студенческого предпринимательства, имеют неодинаковую значимость для разных заинтересованных сторон (стейкхолдеров), что в свою очередь оказывает влияние на общее развитие предпринимательской экосистемы университета.

Обзор литературы

Ряд исследователей связывают понятие студенческого предпринимательства с более общим понятием молодежного предпринимательства, которое, как отмечает Чарикова И.Н, является драйвером развития экономики и влияет на приток федерального бюджета за счет малого и среднего бизнеса, а также, по мнению Осиповой О.С., способствует реализации инноваций [1, 2]. Согласно исследованию Шумик Е.Г., Белик Е.В. и Блинова М.П. молодежное предпринимательство характеризуется высоким уровнем инновационной активности, способностью к адаптации к нестабильным социально-экономическим условиям, при этом развитие студенческого предпринимательства является неотъемлемым компонентом деятельности современных учреждений высшего образования, как места концентрации молодого поколения, знаний и науки, являющихся основой для создания предпринимательских проектов и стартапов [3].

В своем исследовании Чарикова И.Н. рассматривает студенческий стартап как «совокупность научно-исследовательских этапов и скоординированных действий по созданию, продвижению и реализации инновационного продукта» [1]. Основными признаками студенческого стартапа, по мнению Шумик Е.Г. с соавторами, являются научная новизна, инновационность, направленность на получение экономически положительного эффекта, наличие скоординированного комплекса действий по достижению результата [3].

Тема внедрения предпринимательских обучающих программ широко освещается как российскими, так и зарубежными исследователями. Так, Маркес А.П. и Дюваль-Куэтил Н. в своих исследованиях отмечают важную роль образовательных программ, нацеленных на развитие предпринимательских навыков, которые необходимы для создания экономической ценности и новых рабочих мест [4, 5]. Кроме того, развитие предпринимательских навыков у студентов, по мнению Баглиери Д. с соавторами, способствует трансферу технологий. Так, в своей работе они предложили концепцию, выделяющую четыре бизнес-модели передачи университетских технологий, отмечая что бизнес-модели, использующие высококачественные исследования (т.е. Catalyst) и создание стартапов (т.е. Orchestrator of Local Buzz), связаны с более высокими экономическими показателями [6, 7].

По мнению Поповой Е.С. взаимоотношения вузов с группами стейкхолдеров могут оказывать как прямое (региональные органы власти, рынок труда), так и опосредованное (коммерческие организации в регионе) влияние на стимулирование местного экономического развития. Попова Е.С. подчеркивает важность пересечения направлений регионального развития и стратегий вузов и их влияние друг на друга [8].

Исследователи выделяют разные группы стейкхолдеров по отношению к вузу. Например, Нагорнов В.А., Перфильева О.В. выделяют шесть основных групп: региональные органы власти; образовательные учреждения различного уровня; крупные промышленные предприятия; предприятия малого и среднего бизнеса; рынок труда; институты гражданского общества [9]. Попова Е.С. данный список заинтересованных сторон дополняет государством, осуществляющим нормативно-правовое регулирование деятельности вуза и дающим основной заказ на подготовку специалистов [8]. По мнению исследователей Гианиодиса П.Т. и Мика У.Р., интересы заинтересованных сторон наиболее остро расходятся в вопросах контроля и временного горизонта, что может сделать пути коммерциализации весьма спорными [10].

Вареник Е.Е. и другие отмечают, что обучение предпринимательству играет ключевую роль в развитии предпринимательской экосистемы, которая включает в себя активное участие предпринимателей в образовательном процессе, формирование сообщества студентов и предпринимателей, а также проведение исследований в области предпринимательства, однако, в существующих образовательных программах не уделяется достаточного внимания этому аспекту [11]. По мнению Лазаревой Н.В. экосистема студенческого предпринимательства также включает поддержку и координацию предпринимательского трека вузом, государством и бизнесом и обеспечивает их инновационное устойчивое развитие [12, 13].

Проведение обзора литературы позволяет ознакомиться с уже имеющимися исследованиями и выводами в данной области, но не даёт полное представление о текущем состоянии мер поддержки студенческого предпринимательства в России и о качестве их исполнения по мнению таких стейкхолдеров, как студенты, университеты и бизнес.

Методы исследования

Для проведения исследования использовались кабинетные и полевые исследование, среди которых глубинные интервью, анкетирование, наблюдение, дедукция и индукция, что позволило создать стандартизированные вопросы и охватить широкую аудиторию за короткое время, а также сравнить и проанализировать полученные данные, что повысило точность результатов. Главной целью применения данных методов было выявление скрытых мотивов, убеждений и ценностей участников, что способствовало глубокому пониманию особенностей восприятия инструментов развития студенческого предпринимательства различными заинтересованными сторонами.

В ходе исследования был применен качественный методологический подход, включающий проведение глубинного экспертного интервью. В мае 2024 года исследователями было опрошено 15 респондентов с представителями ключевых заинтересованных сторон:

- студенты университетов ИТМО, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, СПбПУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, имеющие опыт предпринимательской деятельности;

- сотрудники вышеуказанных вузов;

- представители бизнес-сообществ, в том числе компаний «Лабмедиа», «Нежно Space», «Стартап-студия «Структура» и общероссийское общественное движение «Народный фронт».

Основными критериями отбора экспертов стали: наличие у эксперта необходимых компетенций в рассматриваемой проблеме. Наличие необходимого уровня образования, профиль работы, занимаемая должность. Полученные интервью анализировались с помощью качественного контент-анализа. Отметим, что личные беседы с респондентами позволили получить всестороннюю и детализированную информацию об их восприятии существующих мер поддержки студенческого предпринимательства, а также о барьерах и перспективах развития данного феномена.

Результат, дискуссия

В последние годы наблюдается устойчивый рост интереса государства к поддержке и развитию студенческого предпринимательства в России, который характеризуется ежегодным расширением спектра информационных, финансовых и иных мер поддержки. Следует отметить существование большого количества государственных инструментов стимулирования предпринимательской активности обучающихся, направленных на формирование у них необходимых компетенций и практических навыков. Значительная часть данных инициатив консолидирована в рамках Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», созданного в 2022 году с целью повышения предпринимательского потенциала российских регионов до 2023 года за счет вовлечения университетов в процессы коммерциализации научно-технических разработок и стартап-инициатив студентов. На сегодняшний день проект представляет комплексную программу поддержки, включающую набор взаимосвязанных мероприятий, реализуемых на регулярной основе, что представлено в таблице 1 [14].

Табл. 1. Комплекс мероприятий Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»


Основной элемент
Описание
1
Сеть университетских стартап-студий
В основе концепции заложена быстрая проверка бизнес-идей и создание большого количества новых компаний.
2
Тренинги предпринимательских компетенций
Тренинг представляет собой инструмент, позволяющий в игровой форме обучить студента предпринимательству, делая упор на практике, нехватка которой имеет место в вузах, лекциях и обучающих курсах.
3
Предпринимательские Точки кипения (ПТК)
Пространство, созданное на основе «Точки кипения» в университете, акцентирующее внимание на предпринимательских знаниях и навыках. Отличительной особенностью является возможность студентом не только бесплатно изучать предпринимательство, но и самостоятельно доносить знания.
4
Возмещение инвестиций
В основе программы возмещения инвестиций заложена идея повышения инвестиций со стороны бизнес-ангелов в студенческие стартапы, а также снижение их финансовых рисков. До 2030 года на программу предполагается выделить 13 млрд руб. Возмещением занимается некоммерческий венчурный фонд «Сколково».
5
«Студенческий стартап» (ФСИ)
Программа предназначена для поддержки студенческих инициатив в области научных разработок и предпринимательства с использованием результатов своих научно-технических решений, имеющих потенциал коммерциализации и находящихся на самой ранней стадии развития.
6
Акселераторы
Акселерационная программа представляет собой практикоориентированный курс с теоретическим материалом, целью которого является качественная проработка проекта от идеи до готовности подачи на грант, выхода продукта на рынок, открытия компании или продажи стартапа.
7
Университетские венчурные фонды (УВФ)
Инструмент поддержки студенческого предпринимательства, созданный в 2024 г. с целью помочь стартапам, прошедшим акселераторы, гранты и стартап-студии, преодолеть «долину смерти», оптимизировать проект и масштабировать его для дальнейшего роста и развития.
Источник: Составлено авторами по материалам [14, 15]

Важно отметить существование и других элементов стимулирования студенческого предпринимательства, которые не включены в перечень мероприятий Федерального проекта. Среди них можно выделить бизнес-инкубаторы, программа защиты выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом» и центры трансфера технологий, основная задача которых состоит в выявлении и коммерциализации инновационной деятельности.

Современные тенденции в развитии студенческого предпринимательства в Российской Федерации находят отражение в целях, обозначенных заместителем Председателя Правительства РФ Дмитрием Чернышенко. Ключевая задача Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» заключается в трансформации университетов в пространство для запуска новых стартап-инициатив, предоставляющее возможности для реализации предпринимательского потенциала всем заинтересованным субъектам [16]. В соответствии с планами Правительства, предполагается проведение тренингов по развитию предпринимательских компетенций, открытие 150 точек кипения предпринимательской активности, реализация 1350 акселерационных программ, а также расширение сети университетских стартап-студий до 50 единиц и содействие запуску свыше 30 тысяч стартапов к 2030 году.

Всё вышеперечисленное говорит о высокой заинтересованности государства, университетов и студентов в развитии предпринимательства среди молодежи. Более того, представители бизнеса начинают играть заметную роль в данном вопросе в связи с тем, что средние и крупные компании всё чаще принимают участие в формировании управленческих навыков у студентов за счет проведения хакатонов, запуска совместных с университетами профильных образовательных программ, предпринимательских тренингов и многого другого.

Таким образом, работа над общей целью вышеперечисленных стейкхолдеров, заключающейся в формировании отдельного экономического субъекта в лице студенческого предпринимательства, создает единую экосистему, объединяющую несколько отраслей: образовательную, экономическую и коммерческую, представленную индустриальными компаниями и бизнесом.

В настоящее время в России формируется единая экосистема студенческого предпринимательства, нацеленная на получение управленческого образования, формирование предпринимательского мышления и обретение навыков, необходимых для успешного запуска и развития стартапа. Экосистема подразумевает непрерывную поддержку и координацию действий между с университетом и другими стейкхолдерами студенческого предпринимательства, среди которых государство, бизнес и сами студенты. На основе проведенного анализа взаимоотношений всех заинтересованных сторон была составлена схема, отражающая основные преимущества в развитии студенческого предпринимательства, представленная на рисунке 1.

Рис. 1. Преимущества экосистемы студенческого предпринимательства

для стейкхолдеров

Источник: Составлено авторами по материалам [15]

Формирование экосистемы студенческого предпринимательства дает ряд преимуществ для всех заинтересованных сторон, что в дальнейшем делает ее эффективным и перспективным инструментом экономического развития государства. При этом важно отметить, что все 4 стейкхолдера экосистемы студенческого предпринимательства взаимодействуют посредством рассмотренных ранее инструментов и инфраструктурных подразделений. Рассмотрим каждый элемент по отдельности.

1. Стартап-студии. Главная цель студий как инструмента - это в первую очередь серийный запуск бизнесов. В рамках Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 2022 году 15 вузов получили финансирование на создание первых университетских стартап-студий, а к 2030 году планируется увеличить их количество до 50 с ожиданием, что одна стартап-студия будет создавать и выпускать в год 10-15 стартапов [17]. Учитывая основную цель стартап-студий в быстром запуске стартапов, студенты находят их хорошим инструментом для формирования практических навыков в области предпринимательства, в то же время они отмечают, что получить общие знания и предпринимательские навыки можно за счет других инструментов стимулирования студенческого предпринимательства в более сжатые сроки. Опрошенные респонденты со стороны бизнеса и университетов достаточно высоко оценивают значимость стартап-студий для вузов, но также отмечают, что наибольшую эффективность данный инструмент принесет на финальном этапе разработки стартапа при привлечении инвестиций, а впоследствии и первых продаж, но при условии выстроенной цепочки работы с инициативами студентов на протяжении всех стадий: от ознакомления и вовлечения студентов в предпринимательство с последующей проработкой проектов ранней стадии до коммерциализации.

2. Бизнес-инкубаторы. По мнению студентов, бизнес-инкубатор выполняет больше образовательную функцию, давая возможность приобрести теоретические знания основ предпринимательства без глубокого погружения в практику. Данное наблюдения можно обосновать тем, что бизнес-инкубаторы это в первую очередь организации, создающие «тепличные» условия для старта проекта и дающие возможность погрузиться в предпринимательскую среду под кураторством опытных наставников. Респонденты со стороны бизнеса и университетов отмечают невысокую важность бизнес-инкубаторов для студенческого предпринимательства, в силу развитости и реализации данного структурного подразделения на практике, поскольку на текущий момент лишь ограниченное число университетов предлагают студентам возможность участия в бизнес-инкубаторах.

3. Предпринимательские точки кипения (далее - ПТК) [18]. Значительная часть респондентов среди студентов отметили, что имеют низкое понимание принципа работы данного структурного подразделения стимулирования студенческого предпринимательства, либо вообще никогда не сталкивались с ним. По мнению студентов, значимость ПТК для формирования предпринимательских навыков низкая, однако, получить определенный набор теоретических знаний позволяет. Мнения респондентов со стороны бизнеса касательно важности ПТК для вузов расходятся: с одной стороны, они рассматривают данный инструмент хорошим способом для ознакомления студентов с предпринимательской средой и их вовлечения в проекты, с другой стороны ПТК подойдет лишь на начальном этапе формирования проекта, например, с генерацией идей и поиском команды, но при дальнейшем развитии проекта практической пользы почти не отмечается. С точки зрения представителей университетов ПТК отлично справляются с форматом коворкинга и площадкой для нетворкинга, позволяющих расширять студентам круг профессиональных знакомств, овладевать управленческими навыками и повышать качество практико-ориентированных знаний.

4. Центр трансфера технологий. Данный элемент инновационной инфраструктуры многим опрошенным среди студентов не знаком, либо не связан с их опытом, поэтому оценка значимости центров трансфера технологий вызывает у данной группы трудности. Объяснение низкой известности центров трансфера технологий среди студентов может быть связана с тем, что их основной задачей является содействие в коммерциализации новых научных разработок и технологий, являющимися инновациями, что ужесточает критерии отбора студенческих проектов. Представители университетов среди опрошенных в рамках экспертных интервью потенциал центров трансфера технологий оценивают высоко, поскольку они помогают студентам без знаний интеллектуального права защитить результаты своей интеллектуальной деятельности. Представители бизнеса дают оценку важности центров трансфера технологий выше среднего, опираясь на собственный опыт и осведомленность о деятельности инфраструктурных подразделений.

5. Тренинги предпринимательских компетенций. Студенты высказывают общее мнение об определенной пользе тренингов предпринимательских компетенций, но не наделяют их высокой важностью, поскольку считают, что в первую очередь тренинги подходят для студентов без образования в сфере бизнеса и для расширения кругозора в предпринимательской сфере. Представители же университета оценивают значимость тренингов выше студентов, что несомненно идеологически совпадает с образовательной миссией университетов: обеспечение качественного, доступного, современного образования, в частности, в сфере предпринимательства. Однако, сотрудники вузов также отмечают, что без работы с реальными проектами и продуктами польза тренингов вызывает сомнения. Представители бизнеса также отмечают высокую значимость тренингов предпринимательских компетенций.

6. Грантовые конкурсы. Данный вид стимулирования студенческого предпринимательства является одним из наиболее востребованных и эффективных, приносящих высокие результаты. Именно так считает большинство респондентов всех опрошенных сегментов. Студенты и сотрудники университетов схожи во мнении, что гранты являются хорошей возможностью попробовать себя в предпринимательстве без высоких рисков. Респонденты со стороны бизнеса отмечают, что грантовые конкурсы способствуют совершению первых шагов на пути к предпринимательской деятельности: развитие бизнес-идеи, проверка гипотезы, определение рабочей бизнес-модели среди имеющихся, а также возможность совершить первые ошибки в роли предпринимателя появляется у студентов за счет грантодателя. Последнее указанное преимущество является одним из наиболее важных. Представленное заключение основано на результатах глубинных интервью с экспертами предпринимательских сообществ. Эксперты выразили уверенность в том, что в рамках грантовой поддержки обучение студентов через собственные ошибки не сопряжено с финансовыми рисками для грантополучателя. При этом подобный практический опыт может оказать существенное влияние на формирование и развитие предпринимательских компетенций учащихся.

7. Акселерационные программы. Главный недостаток подобного формата по мнению студентов — это большое количество акселераторов с похожей теоретической базой и идентичной структурой, говорящее об отсутствии необходимости повторного участия в аналогичных программах после ее качественного первого прохождения. Кроме того, в рамках проведенных интервью студентами отмечалось, что в акселерационных программах больший акцент происходит на теоретической составляющей, чем на практической. Однако, в то же время данный формат развития предпринимательских навыков и знаний является полезным опытом в тот момент, когда необходимо развить идею до полноценного проекта, а сам студент не имеет нужных компетенций. Преимуществом развития проекта в рамках акселератора является возможность получения наставничества и менторства от экспертов области, а также обретение связей для дальнейшей профессиональной деятельности. Важно отметить разногласие в позиции опрошенных студентов с одной стороны, которые отмечают более низкую эффективность акселерационных программ по сравнению с грантовыми конкурсами, и остальных стейкхолдеров экосистемы с другой стороны, которые ставят данные форматы на один качественный уровень. Согласно данным, полученным в ходе интервью с представителями бизнес-сообщества, акселерационные программы рассматриваются как высокоэффективный инструмент для развития предпринимательских компетенций студентов. Эксперты отмечают, что данный формат обучения позволяет учащимся в сжатые сроки приобрести обширный объем знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности в предпринимательской среде.

8. Университетские венчурные фонды (далее - УВФ). На данный момент УВФ не имеет большой поддержки как инструмент стимулирования студенческого предпринимательства ни с одной из опрошенных в рамках интервью сторон (студентов, бизнеса, университетов). Основной причиной является отсутствие информации и результатов деятельности фондов в связи с тем, что они являются новыми элементами развития и поддержки студенческого предпринимательства, так как первые фонды появились только в начале 2024 года. При этом государство направило на развитие данного инструмента 3,5 млрд руб., что говорит о высокой ставке на университетские венчурные фонды со стороны правительства в ближайшие годы [19].

9. Возмещение инвестиций. Данный элемент стимулирования развития студенческого предпринимательства появился в 2022 году и представляет собой возможность возврата частным инвесторам до 50% денежных средств, которые они проинвестировали в университетские стартапы, но не менее 500 тыс. руб. Данная возможность позволяет снизить финансовые риски со стороны бизнес-ангелов в 2 раза. Возврат денежных средств осуществляется Фондом «Сколково», исходя из уплаченной бизнес-ангелом суммы НДФЛ за последние 3 года, и может достигать 20 млн руб. [20].

На сегодняшний день можно говорить о том, что программа стала популярной, так как в ноябре 2023 года Фонд «Сколково» подвел первые итоги реализации программы: инвестиции в студенческие стартапы составили 75,8 млн руб., а сумма возмещенных денежных средств - более 21,4 млн руб. При этом на момент подведения итогов в процессе оформления заявок на участие находились еще 8 проектов, сумма инвестиций в которые ожидалась равной 214 млн руб. [21].

Также важно отметить, что до 2030 года планируется выделение 13 млрд руб. для возмещения инвестиций бизнес-ангелов в студенческие стартапы [22]. Всё вышеперечисленное говорит о большой перспективе данного инструмента, с связи с чем ожидается его дальнейшее развитие и масштабирование, что привлечет большее внимание со стороны других стейкхолдеров экосистемы студенческого предпринимательства.

Инструмент / подразделение
Степень ценности по мнению государства
Степень ценности по мнению университетов
Степень ценности по мнению представителей бизнеса
Степень ценности по мнению студентов
Стартап-студии
Высокая
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Бизнес-инкубаторы
Высокая
Низкая
Низкая
Средняя
Предпринимательские точки кипения (ПТК)
Высокая
Высокая
Неоднозначная
Средняя
Центр трансфера технологий
Высокая
Неоднозначная
Выше среднего
Низкая
Тренинги предпринимательских компетенций
Высокая
Выше среднего
Высокая
Средняя
Грантовые конкурсы
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Акселерационные программы
Высокая
Высокая
Высокая
Неоднозначная
Университетские венчурные фонды (УВФ)
Высокая
Низкая
Низкая
Низкая
Возмещение инвестиций
Высокая
Нет данных
Высокая
Нет данных
Совокупные результаты глубинных интервью и опросов на предмет ценности каждого подразделения и инструмента стимулирования студенческого предпринимательства, были объединены в единую таблицу 2, представленную ниже.

Табл. 2. Ценность инструментов и подразделений для экосистемы студенческого предпринимательства по мнению основных стейкхолдеров

Источник: Составлено авторами по материалам [17-21]

Стоит отметить, что стейкхолдеры студенческого предпринимательства пока еще не имеют четкого понимания потребностей, запросов и целей друг друга, то есть отмечается отсутствие осведомленности о деятельности других участников экосистемы. Интересен факт, что половина опрошенных представителей бизнеса ответили отрицательно на вопрос «Как Вы считаете, изменился ли интерес к студенческому предпринимательству за последние 3 года со стороны студентов?». Среди основных причин были выделены следующие: отсутствие доступной прозрачной системы потребности в продуктах, которые ожидается получить в результате (т.е. что именно производить и зачем?), а также финансовая поддержка стартапов со стороны университетов и бизнеса. В среднем предприниматели оценивали совокупность студентов, которые хотят заниматься предпринимательством, в 20% от общего числа, при этом сами студенты отмечали сильный рост своей заинтересованности к данному направлению деятельности, а большая часть из них назвала одной из основных причин повышения интереса финансовую поддержку со стороны некоммерческих фондов и корпораций, что явно говорит о противоречии и низкой осведомленности стейкхолдеров о деятельности друг друга внутри экосистемы. Всё это негативно сказывается на общем развитии экосистемы студенческого предпринимательства и приводит к искаженным результатам, из-за чего возникает острая потребность в ее решении посредством налаживания системы коммуникации между основными стейкхолдерами (маркетинг, партнерские программы, форумы, собрания и другие точки контакта).

Иной проблемой более быстрого развития студенческого предпринимательства является то, что бизнес пока еще не воспринимает его всерьез и считает интерес со стороны студентов к данной деятельности только в роли увлечения или хобби по причине неопытности или несерьезного отношения студентов к созданию и развитию собственных проектов. Данная проблема, по мнению опрошенных, поддерживается еще и тем, что предпринимательство слишком романтизируют в социальных сетях, показывают быстрый и легкий успех, а также приравнивают к высокому статусу без акцентирования внимания на большой ответственности предпринимателя перед командой, партнерами, потребителем и государством. Таким образом, часть респондентов бизнес-сегмента считает стартапы социальным лифтом, который повышает количество низкоквалифицированных кадров на рынке труда, что негативно сказывается на развитии экономики.

Другой проблемой, усугубляющей негативное отношение к студенческому предпринимательству, отмечается рост присутствия на рынке студенческих проектов в сфере наставничества, обучение правильному прохождению собеседований и тестовым заданиям для трудоустройства [23]. Согласно мнению бизнес-сообщества, после успешного отбора в компанию сотрудники часто не могут выполнять задачи той квалификации, на которую они претендовали на собеседовании, из-за чего процесс поиска кандидата запускается повторно – это доставляет большие неудобства бизнесу. При этом важно отметить наличие и успешных кейсов студенческих стартапов, которые берут гранты, выплачивают заработную плату сотрудникам, социальные взносы и производят налоговые отчисления, что положительно влияет на покупательскую способность населения, бюджет и уровень ВВП региона, однако, данные случаи в настоящее время респонденты относят в сторону исключений, чем стабильной нормы.

Одной из причин появления низкокачественных студенческих проектов, по мнению представителей бизнес-сообщества, является низкий уровень насмотренности студентов в связи с недостаточной теоретической базой и отсутствием большого опыта практической деятельности. Другой причиной является низкий уровень творчества и креативного мышления у молодежи как следствие недостатков классического школьного образования и привычки ведения любой трудовой деятельности по шаблону. Данная характеристика негативно влияет на жизнь человека в дальнейшем и представляет собой угрозу для создания нужных людям инновационных продуктов [24].

Заключение, выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что экосистема студенческого предпринимательства играет важную роль в жизни каждого стейкхолдера: государства, университетов, бизнеса и самих студентов. В связи с тем, что данная система является уникальной для нашей страны и строится с нуля методом проб и ошибок, она имеет существенные недостатки, которые необходимо решить с целью получения максимально возможной отдачи в виде результатов, для которых она создается государством.

На данный момент наиболее ценными инструментами стимулирования студенческого предпринимательства являются грантовые конкурсы, акселерационные программы, стартап-студии. Важно отметить, что данный вывод не означает неэффективность прочих инструментов и подразделений или отсутствие у них потенциала. Напротив, результаты есть, однако существует ряд недостатков и ошибок, которые препятствуют достижению более высоких результатов. Среди них можно выделить следующие:

- Недостаточное разнообразие в структуре и теоретическом материале акселераторов, а также поверхностное предоставление информации во многих их них, согласно глубинным интервью;

- Отсутствие достаточного количества информации о существующих (центры трансфера технологий) и новых (университетские венчурные фонды) инструментах стимулирования студенческого предпринимательства;

- Отсутствие четкого понимания целей и интересов всех стейкхолдеров между собой, приводящее к появлению большого количества противоречий в ожиданиях, а также искаженным результатам совместной деятельности в области стимулирования студенческого предпринимательства;

- Появление на рынке большого количества низкокачественных продуктов и неквалифицированных кадров, по мнению бизнеса, после начала роста интереса к студенческому предпринимательству, которое, в свою очередь, может являться недостатком системы классического школьного образования;

- Отсутствие восприятия бизнесом студенческого предпринимательства в качестве долгосрочного экономического субъекта и стереотипное отношение к нему;

- Отсутствие выстроенной цепочки работы со студенческими проектами с использованием соответствующего инструмента стимулирования на каждой стадии проработки проекта.

С целью минимизации рисков получения искаженных результатов от экосистемы студенческого предпринимательства рекомендуется акцентировать внимание на исправлении перечисленных ошибок и недостатков, что в дальнейшем позволит получать более качественные результаты от развития всей экосистемы в целом.


Источники:

1. Чарикова И.Н. Студенческий стартап в контексте реализации концепции развития образовательной проектности // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 1. – c. 61-66.
2. Осипова О.С. Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России // Экономика. Налоги. Право. – 2023. – № 5. – c. 6-15. – doi: 10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15.
3. Шумик Е.Г., Белик Е.В., Блинов М.П. Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2017. – № 40. – c. 184-194. – doi: 10.17223/19988648/40/15.
4. Marques A.P. Higher education and assessment of entrepreneurial skills by academic stakeholders // European Journal of Education. – 2019. – № 1. – p. 54-61. – doi: 10.26417/ejed-2019.v2i1-54.
5. Duval‐Couetil N. Assessing the impact of entrepreneurship education programs: Challenges and approaches // Journal of Small Business Management. – 2013. – № 3. – p. 394-409. – doi: 10.1111/jsbm.12024.
6. Baglieri D., Baldi F., Tucci C.L. University technology transfer office business models: One size does not fit all // Technovation. – 2018. – № 76. – p. 51-63. – doi: 10.1016/j.technovation.2018.05.003.
7. Butticè V. et al. The road to crowdfunding success: A review of extant literature // Creating and capturing value through crowdsourcing. – 2018. – p. 97-115. – doi: 10.1093/oso/9780198816225.003.0005.
8. Попова Е.С. Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов // Ars Administrandi. – 2012. – № 2. – c. 47-54.
9. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2010. – № 4. – c. 60-86.
10. Gianiodis P.T., Meek W.R. Entrepreneurial education for the entrepreneurial university: a stakeholder perspective // The Journal of Technology Transfer. – 2020. – № 4. – p. 1167-1195. – doi: 10.1007/s10961-019-09742-z.
11. Вареник Е.Е. и др. Формирование экосистемы развития молодежного предпринимательства. / магистерская диссертация по направлению подготовки: 38.04. 02-Менеджмент., 2022.
12. Киреева А. Е. и др. Экосистема студенческого предпринимательства как драйвер развития сектора малого и среднего предпринимательства в России. / магистерская диссертация по направлению подготовки: 38.04. 02-Менеджмент., 2022.
13. Лазарева Н.В. Экосистема студенческого предпринимательства // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2022. – № 1-3. – c. 96-98.
14. Федеральный проект: платформа университетского технологического предпринимательства. Univertechpred.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://univertechpred.ru/ (дата обращения: 05.05.2024).
15. В России будет сформирована единая экосистема студенческого технологического предпринимательства. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36400/ (дата обращения: 06.05.2024).
16. Совещание о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44398/ (дата обращения: 07.05.2024).
17. Платформа университетского технологического предпринимательства. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/ (дата обращения: 08.05.2024).
18. «Предпринимательские Точки кипения» появятся в этом году в 60 вузах России. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/57459/ (дата обращения: 08.05.2024).
19. В России создали университетские венчурные фонды. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/944890 (дата обращения: 08.05.2024).
20. Возмещение инвестиций в университетские стартапы. Sk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sk.ru/pages/content/vozmeshenie-investicij-v-universitetskie-startapy/ (дата обращения: 08.05.2024).
21. «Сколково» подвел итоги первого года работы программы по возмещению инвестиций в студенческие стартапы. Sk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sk.ru/news/skolkovo-podvel-itogi-pervogo-goda-raboty-programmy-po-vozmesheniyu-investicij-v-studencheskie-startapy/ (дата обращения: 09.05.2024).
22. Университетский стартап из Уфы прошел экспертизу программы возмещения инвестиций Фонда «Сколково». Платформа университетского технологического предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://univertechpred.ru/novosti/2023-07-18-universitetskiy-startap-iz-ufy-proshel-ekspertizu-programmy-vozmescheniya-investitsiy-fonda-skolkovo/ (дата обращения: 09.05.2024).
23. Весенняя экономическая школа Сбера и Вышки открылась в рамках олимпиады «Я - профессионал». Нии вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/904851362.html (дата обращения: 10.05.2024).
24. Творческое мышление как основа предпринимательства: отвечает эксперт СКОЛКОВО. Skolkovo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/tvorcheskoe-myshlenie-kak-osnova-predprinimatelstva-otvechaet-professor-skolkovo/ (дата обращения: 10.05.2024).

Страница обновлена: 04.07.2024 в 19:40:37