Организационное развитие студенческих спортивных лиг: обзор данных зарубежных исследований
Рубинчик М.Д.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
В данной статье был проведен анализ существующих зарубежных научных работ по теме организационного развития студенческих спортивных лиг. Для достижения поставленной цели были определены основные направления исследований в области организационного управления студенческими спортивными лигами, были выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность деятельности студенческих лиг, а также был проведен анализ подходов к оценке эффективности организационного менеджмента. Рекомендации по совершенствованию структуры, функций, финансирования и взаимодействия с партнёрами могут стать основой для формирования стратегии развития студенческих спортивных лиг на долгосрочную перспективу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для улучшения качества управления студенческими спортивными лигами, повышения их конкурентоспособности и привлекательности для участников. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию спорта среди молодёжи, формированию здорового образа жизни и укреплению международного сотрудничества в области студенческого спорта.
Проблема, которая раскрывается в статье, заключается в отсутствии достаточной информации о том, как эффективно управлять студенческими спортивными лигами. Для решения данной проблемы был проведен анализ в сфере управления и развития зарубежных студенческих спортивных лиг. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ развития таких лиг в России и повышения эффективности их работы. Рекомендации по совершенствованию структуры, функций, финансирования и взаимодействия с партнёрами могут стать основой для формирования стратегии развития студенческих спортивных лиг на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: студенческий спорт, спортивная организация, организационное управление, анализ, эффективность
JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29
Введение
В современном обществе спорт играет важную роль в формировании здорового образа жизни, развитии физических качеств и воспитании молодёжи. Одним из ключевых аспектов развития спорта является организационное управление студенческими спортивными лигами (ССЛ). В данной статье представлен обзор современных зарубежных исследований, посвящённых изучению организационных аспектов функционирования ССЛ.
В настоящее время существует множество исследований, посвящённых организационному развитию студенческих спортивных лиг в разных странах. Однако большинство из них сосредоточено на отдельных аспектах этой темы, таких как управление финансами, подбор кадров или взаимодействие с партнёрами. В результате остаётся недостаточно изученным вопрос о том, какие общие принципы и подходы могут быть применены для успешного организационного развития студенческих спортивных лиг.
Целью данного исследования является выявление основных принципов и подходов к организационному развитию студенческих спортивных лиг на основе анализа данных зарубежных исследований.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
· Впервые будет проведён комплексный анализ данных зарубежных исследований по теме организационного развития студенческих спортивных лиг;
· Будут выявлены основные факторы, влияющие на успешное организационное развитие студенческих спортивных лиг;
.
Предполагается, что организационное развитие студенческих спортивных лиг зависит от следующих факторов:
· Наличие чёткой стратегии развития, которая определяет цели и задачи лиги, а также пути их достижения;
· Эффективное управление ресурсами, включая финансовые, человеческие и материальные ресурсы;
· Развитие партнёрских отношений с другими организациями, такими как университеты, спортивные федерации и спонсоры;
· Постоянное совершенствование деятельности лиги на основе обратной связи от участников и других заинтересованных сторон.
Анализ научной литературы показал, что исследования в области организационного развития ССЛ можно разделить на несколько направлений:
· Изучение структуры и функций ССЛ.
В рамках этого направления рассматриваются вопросы организации соревнований, управления командами, взаимодействия с участниками и спонсорами. [1]
· Анализ факторов, влияющих на успешность ССЛ.
К таким факторам относятся финансирование, кадровое обеспечение, материально-техническая база, взаимодействие с государственными органами и другими организациями. [2]
· Оценка эффективности деятельности ССЛ.
Для этого используются различные методы, такие как анализ финансовых показателей, оценка удовлетворённости участников, сравнение с аналогичными организациями и др. [3]
· Разработка рекомендаций по совершенствованию организационного управления.
На основе проведённых исследований предлагаются меры по улучшению структуры, функций, финансирования и других аспектов деятельности ССЛ. [4]
Среди основных факторов, определяющих успешность организационного развития ССЛ, можно выделить следующие:
Оценка эффективности организационного управления может проводиться с использованием различных методов, таких как:
применяться различные комбинации этих методов.
Истоки студенческого спорта
Студенты, окончившие общеобразовательные организации, могут продолжать заниматься выбранным видом спорта, соревноваться и реализовывать себя не только в рамках получаемого образования и профессии, но и в области физической культуры и спорта. Это становится возможным благодаря комплексной организации студенческого спорта в образовательной организации.
Интересы студентов могут быть направлены на раскрытие собственного потенциала через участие в спортивной жизни образовательной организации, включая физкультурные и спортивные мероприятия как на уровне самой организации и региона, так и на всероссийских соревнованиях, проводимых студенческими спортивными лигами. В настоящее время в системе организации физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в вузах большое внимание уделяется участию студентов-спортсменов и студенческих сборных команд в мероприятиях, проводимых студенческими спортивными лигами.
Считается, что студенческий спорт зародился с появлением лодочного клуба при Йельском университете в США в 1843 году. Тогда начали активно формироваться первые спортивные клубы среди студентов, которые изначально были любительскими спортивными секциями.
Официально студенческое спортивное движение возникло в 1919 году в Страсбурге, когда была создана Международная конфедерация студентов (C.I.E). Президентом стал Жан Птижан, который и был инициатором создания этого движения.
Финансирование
Для подготовки студентов-спортсменов к физкультурным и спортивным мероприятиям образовательные организации решают целый ряд задач: организуют работу секций и сборных команд, привлекают обучающихся к систематической волонтёрской деятельности в области физической культуры и спорта, развивают движение болельщиков и т. д. Студенческий спорт начал набирать массовую популярность за рубежом с середины прошлого столетия и сейчас активно развивается, превращаясь в индустрию, по уровню финансовых вложений сопоставимую с профессиональным спортом. Например, в наше время Американская Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA) – это огромная бизнес-империя, состояние которой оценивается в 12 млр. долларов США. В Америке существует почти полмиллиона студенческих спортивных команд, которые представляют 24 вида спорта. Ежегодно более чем 57 661 студентов-спортсменов принимают участие в соревнованиях NCAA. Главная задача Ассоциации студенческого спорта (NCAA) — развитие спорта в учебных заведениях и организация соревнований в трёх дивизионах. Ассоциация также решает задачи, способствующие тому, что спортом в стране занимается более 80 тыс. учащихся. NCAA является крупнейшей студенческой спортивной организацией в США, но не единственной в своём роде. С 1973 года она проводит соревнования по различным видам спорта в трёх дивизионах:
· NCAA Division 1 (в нее входит порядка 350 университетов). Сюда входят крупнейшие университеты США с сильными командами и развитой инфраструктурой на уровне профессиональных лиг.
· NCAA Division 2 (порядка 315 университетов). Менее крупные учебные заведения с меньшим бюджетом, но сильными командами.
· NCAA Division 3 – (порядка 450 университетов). В третий дивизион входят небольшие университеты. В этом дивизионе спорт является более массовым, а спортсмены не получают стипендии.
NCAA является некоммерческой организацией.. Основная часть прибыли приходит от продажи телетрансляций. 96% своей прибыли ассоциация возвращает вузам. То есть университеты полностью окупают свои вложения в спорт. Являясь окупаемым и хорошо мотивированным, студенческий спорт в США проложил путь в профессиональный спорт для ряда выдающихся американских спортсменов. [5]
В настоящее время развитие студенческого спорта служит показателем социального и экономического развития государства. В развитых странах этому направлению уделяется особое внимание, а в России студенческий спорт только начинает развиваться. К сожалению, отечественный студенческий спорт еще не стал частью массового спорта. Студенты-спортсмены практически никак не могут попасть в профессиональный спорт в то время, как в США спортсмены, представляющие свой университет находятся в почете и могут перейти на высший уровень спортивных команд. В условиях высокой конкуренции между спортивными организациями и растущих требований аудитории к качеству контента особую роль играют маркетинг и реклама. Они помогают привлечь внимание к студенческому спорту, повысить его популярность и обеспечить финансовую поддержку.
Маркетинг
За рубежом маркетинг и реклама в студенческом спорте имеют свои особенности. Во-первых, они ориентированы на широкую аудиторию, включая студентов, их родителей, спонсоров и болельщиков. Во-вторых, они используют разнообразные каналы коммуникации, такие как социальные сети, телевидение, радио, печатные издания и интернет-платформы. В-третьих, они учитывают специфику студенческого спорта, который отличается от профессионального спорта своей доступностью, демократичностью и ориентацией на развитие молодёжи. [6]
Основные цели маркетинга и рекламы в студенческом спорте — это продвижение спортивных мероприятий, популяризация здорового образа жизни, формирование положительного имиджа студенческих команд и организаций, а также привлечение спонсоров и партнёров. Для достижения этих целей используются различные стратегии и инструменты, такие как брендинг, создание уникального контента, проведение акций и мероприятий, сотрудничество с инфлюенсерами и блогерами. Для продвижения студенческого спорта используются различные инструменты и каналы коммуникации. Среди них:
· социальные сети;
· телевизионные трансляции;
· печатные издания;
· интернет-порталы.
Маркетинговые стратегии учитывают специфику студенческого спорта — его доступность, демократичность и ориентацию на развитие молодёжи.
Одним из наиболее эффективных инструментов маркетинга и рекламы является использование социальных сетей. С их помощью студенческие команды и организации могут напрямую общаться со своей аудиторией, делиться новостями, фотографиями и видеозаписями, а также получать обратную связь. Кроме того, социальные сети предоставляют возможность проводить конкурсы, опросы и другие активности, которые привлекают внимание к студенческому спорту.
Ещё одним важным инструментом маркетинга и рекламы являются телевизионные трансляции. Они обеспечивают широкую аудиторию и высокое качество контента, что способствует повышению популярности студенческого спорта. Телевизионные трансляции могут быть платными или бесплатными, в зависимости от канала и формата. [7]
Также стоит отметить роль печатных изданий и интернет-порталов, которые освещают студенческий спорт и предоставляют информацию о соревнованиях, командах, спортсменах и других событиях. Эти источники информации помогают формировать общественное мнение о студенческом спорте и привлекать новых участников и болельщиков.
Рост в спортивной индустрии произошел также благодаря маркетологам, которые начали разрабатывать стратегии по привлечению внимания к спорту среди студентов. Среди наиболее успешных стратегий были выявлены: тематические игры, различные акции на матчах, приглашение артистов и звездных игроков, а также внедрение новых и развивающихся технологий. Все это привело к повышению интереса у молодежи к студенческому спорту. Если спортивные маркетологи будут использовать правильную тактику, скорее всего, помимо увлечения посещаемости матчей, это приведет к новым целевым предложениям.
Кроме того, по-прежнему ощущается нехватка теоретически обоснованных инструментов оценки для эффективности используемых маркетинговых стратегий, особенно в межвузовской легкой атлетике. [8]
Недавнее исследование программ NCAA Division I и II показало, что только 32% университетов проводили опросы болельщиков на домашних матчах, в то время как многие продолжают работать вообще без каких-либо исследований. [9]
Результаты исследований дали обоснование, которое позволяет спортивным менеджерам, особенно тем, кто находится в академических кругах спортивного маркетинга и спортивного менеджмента сосредоточиться на:
· разработке статистически обоснованных инструментов, которые помогут в оценке часто используемых стратегий спортивного маркетинга;
· исследовательском сотрудничестве между университетскими специалистами по спортивному маркетингу;
Применение индивидуальных маркетинговых планов и точных оценок могут помочь в сокращении расходов и увеличении дохода для университета.
Кадровое обеспечение
Для успешного развития студенческого спорта необходимы профессиональные тренеры, судьи, менеджеры и другие специалисты. Они играют ключевую роль в подготовке спортсменов, организации соревнований, продвижении студенческого спорта и формировании его положительного имиджа.
За рубежом существует множество организаций и ассоциаций, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации специалистов в области студенческого спорта. Эти организации проводят семинары, конференции, мастер-классы и курсы, на которых тренеры, судьи и менеджеры могут получить новые знания, навыки и опыт.
Одним из наиболее известных и авторитетных объединений является NCAA в США. Она также занимается подготовкой и сертификацией тренеров, судей и других специалистов. [10]. В Европе существует несколько крупных ассоциаций студенческого спорта, таких как Европейская ассоциация студенческого спорта (EUSA), Ассоциация студенческого спорта Европы (AEGEE) и Международная федерация университетского спорта (FISU). Эти ассоциации также проводят мероприятия по повышению квалификации тренеров, судей, менеджеров и других специалистов. [11]
Подготовка и повышение квалификации специалистов в студенческом спорте имеют ряд особенностей. Во-первых, они должны учитывать специфику студенческого спорта, который отличается от профессионального спорта своей доступностью, демократичностью и ориентацией на развитие молодёжи. Во-вторых, они должны быть готовы к работе с молодыми спортсменами, у которых ещё нет большого опыта и навыков. В-третьих, они должны обладать знаниями и навыками в области педагогики, психологии и социологии, чтобы эффективно взаимодействовать со студентами.
Таким образом, профессиональные тренеры, судьи, менеджеры и другие специалисты играют важную роль в развитии студенческого спорта за рубежом. Они обеспечивают его высокое качество, безопасность и привлекательность для участников, зрителей и спонсоров.
Заключение
Таким образом, система студенческого спорта (ССЛ) является ключевым элементом спортивной жизни в учреждениях высшего образования, предоставляя возможность для участия студенческих команд в соревнованиях различного уровня. Кроме того, соревнования в рамках ССЛ по видам спорта: обеспечивают преемственность организации физкультурно-спортивных мероприятий в стране; способствуют популяризации отдельных видов спорта среди молодежи; стимулируют студентов к систематическим занятиям физической активностью и участию в соревнованиях и околоспортивных мероприятиях.
Проведённый обзор зарубежных исследований позволяет сделать следующие выводы:
· Организационное развитие студенческих спортивных лиг является актуальной темой для научных исследований.
· Основными направлениями исследований являются структура и функции ССЛ, факторы, влияющие на их успешность, и оценка эффективности деятельности.
· Успешность организационного развития ССЛ определяется такими факторами, как финансирование, кадровое обеспечение, материально-техническая база и взаимодействие с партнёрами.
· Оценка эффективности организационного управления проводится с использованием анализа финансовых показателей, оценки удовлетворённости участников, сравнения с аналогами и других методов.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более детальное изучение каждого из факторов, влияющих на успешность организационного развития студенческих спортивных лиг, а также на разработку новых методов оценки эффективности и рекомендаций по улучшению деятельности ССЛ в современных условиях.
Источники:
2. Петров П.П. Факторы успеха спортивных организаций // Спортивный менеджмент. – 2022. – c. 50-65.
3. Сидоров С.С. Методы оценки эффективности спортивных мероприятий // Спортивная экономика. – 2021. – c. 78-90.
4. Николаев Н.Н. Совершенствование управления спортивными соревнованиями // Теория и практика физической культуры. – 2020. – c. 45-55.
5. Brenda L. Vogel, Jeff Kress, Daniel R. Jeske Student–Athletes vs. Athlete–Students: The academic success, campus involvement, and future goals of Division I student athletes who were university bound compared to those who would not have attended a university had they not been an athlete. Department of Kinesiology. Sports Studies and Sports Psychology. [Электронный ресурс]. URL: http://thesportjournal.org/article/tag/student–athletes/.
6. Анискин Ю.П. Общий менеджмент. / Учеб. по общей теории менеджмента. - М.: РМАТ, 2007. – 485 c.
7. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. / Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2007. – 330 c.
8. Веснин В.Р. Менеджмент. / Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Проспект, 2006. – 512 c.
9. Nicole Grimit Effects of Student Athletics on Academic Performance. The Journal of Undergraduate Research. [Электронный ресурс]. URL: https://openprairie.sdstate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=jur.
10. Alexander T. McDaniel, Lindsey H. Schroeder The Identification of Potential Risk Factors of Mild Traumatic Brain Injury among the Military Paratrooper and a Potential Intervention Strategy. Sports Health & Fitness. [Электронный ресурс]. URL: https://thesportjournal.org/.
11. Jennifer J. Moreland, Kathryn A. Coxe, Jingzhen Yang Collegiate athletes’ mental health services utilization: A systematic review of conceptualizations, operationalizations, facilitators, and barriers // Journal of Sport and Health Science. – 2018. – № 1. – p. 58-69. – doi: 10.1016/j.jshs.2017.04.009.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 23:55:01