Экология личности: ценностные приоритеты менеджмента здорового образа жизни студенческой молодежи
Вишнякова О.Н.1, Игнатьева И.В.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Вишнякова О.Н., Игнатьева И.В. Экология личности: ценностные приоритеты менеджмента здорового образа жизни студенческой молодежи // Экономика и управление в спорте. – 2023. – Том 3. – № 4. – С. 283-302. – doi: 10.18334/sport.3.4.120142.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60003781
Аннотация:
Экология личности выступает детерминантной вектора преодоления развивающегося эколого-экономического кризиса и условием устойчивого развития общества. Экологический фактор образа жизни молодежи реализуется в долгосрочной перспективе формирования гармоничной личности. В рамках развития концепции экологии личности проведено социологическое исследование в области формирования ценностных приоритетов студенческой молодёжи города Казань. Основная цель исследования состоит в разработке предложений по решению актуальных проблем гармоничного развития личности и здорового образа жизни социальной значимой группы - студенческая молодёжь. Новизна исследования заключается в разработке элементов методики, которая позволяет выявить ценностные приоритеты и уровень знаний студенческой молодежи в вопросах здорового образа жизни, и на их основании разработать комплекс предложений, предусматривающих применение технологий биохакинга. В рамках методики определены индикаторы оценки реализации ценностей здорового образа жизни в синтезе ментальной культуры, качества жизни в окружающей среде, приоритетов безопасности и формах реализации жизненной активности молодёжи.
Ключевые слова: экология личности, здоровый образ жизни молодёжи, устойчивое развитие, инновационные технологии исследований, физическая культура и спорт, биохакинг
JEL-классификация: L83, O31, O32
Введение
Актуальность исследования обусловлена обострением эколого-экономических противоречий в развитии общества и социальной значимостью поднимаемой проблемы. Возрастание экологических, психологических и техногенных нагрузок, развитие их синергетического эффекта, с одной стороны, усложнение социально-экономических связей реализации личности, с другой, оказывают существенное влияние на состояние здоровья молодежи. Риски для общества, связанные со здоровьем современной молодежи, являются очевидными. В то же время по данным ВЦИОМ в оценке представлений о молодежи пожелания, чтобы молодежь была более физически крепкой, изменились в негативную сторону (1990 г. — 27%, 2023 г. — 18%) [1]. По нашему мнению, это обусловлено пониманием концепции экологии личности и необходимостью гармоничного развития.
Как отмечают специалисты, современное население характеризуется достаточно низким уровнем физической подготовки, что характерно и для «подвижной» социальной группы – подростков и молодежи [2]. Актуальными ценностными приоритетами являются досуг в помещениях, применение гаджетов вместо активного отдыха. Отмечается рост популярности компьютерного спорта [3], что основано на продвижении кибертехнологий. Согласно статистике, доля систематически занимающихся физической культурой студентов составляет 41% [4]. Данные тенденции противоречат современным приоритетам здорового образа жизни молодых людей.
По данным статистики Всемирной организации здравоохранения здоровье на 55% процентов зависит от занятий физической культурой (далее ФК). В настоящее время правительство Российской Федерации реализует широкий комплекс мер в целях изменения динамики количества молодых людей, систематически занимающихся ФК, развития студенческого спорта и обеспечения условий занятия им [4]. Однако существует выявленная нами на выборке контингента студентов в течение трех лет обучения тенденция: с каждым семестром растет число студентов, предъявляющих жалобы к состоянию своего здоровья.
В процессе исследования мнений ученых по нашей тематики мы выявили их концептуальное единомыслие при изучении различных аспектов поставленной проблемы. Афонюшкин О. С. рассматривает пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи [5]. Пряникова Н.Г. увязывает проблемы функционального состояния организма людей и повышения физических кондиций с занятиями физической культурой [6]. Концепция здорового образа жизни современной молодежи с точки зрения формирования работоспособности современной молодежи представлена в трудах Кузьминой А.Ю. [7]
Шуайбова М.О. анализирует роль правовой культуры в формировании здорового и безопасного образа жизни студенческой молодежи, которая способствует повышению социальной активности личности [8]. Особое внимание духовному воспитанию молодежи как пути к истинно здоровому образу жизни уделяет Князев М.Е. [9]
С.Садовников исследует проблематику в широком аспекте: от инстинкта самосохранения и импринтинга до активности физкультурно-оздоровительной деятельности субъекта [10]. Так же Климовым А.В. выявлены причины отсутствия мотивации для занятий спортом и поддержания здорового образа жизни [11].
Мы согласны с позицией, что молодежь является важной социальной группой, от которой зависит будущее страны, ее экономическое развитие и национальная безопасность. Согласно «Стратегии развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года» одна из целей Государственной молодежной политика – формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни, создание условий для ее развития и совершенствования [12].
На основе проведенного нами анализа предлагается концепция проекта создания научной студенческой лаборатории биохакинга на базе Поволожского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Разработка и реализация данного проекта позволит внести вклад не только в проведение научных исследований, выявления причин снижения тренда на здоровый образ жизни студенческой молодежи, но и в разработку научно обоснованных, актуальных среде жизнедеятельности стратегий роста его популярности. Это в свою очередь обеспечит качество исследований в вопросах экологии личности.
Цели проведенного нами исследования можно структурировать следующим образом. Тактическая – выявление специфики ценностных приоритетов здорового образа жизни студентов г. Казань, стратегическая – разработка методики формирования индивидуальной модели ЗОЖ в рамках создания научной студенческой лаборатории технологий биохакинга. В качестве задач были выделены: выявить соотношения потенциально здоровых на потенциально нездоровых студентов г. Казань, исследовать роль и место здорового образа и физической культуры жизни в системе ценностных приоритетов студенческой молодежи, разработать основы методики формирования индивидуальной модели ЗОЖ в рамках создания научной студенческой лаборатории технологий биохакинга.
Для оценки и анализа показателей были использованы анализ научно-методической литературы, социологический опрос, метод математической статистики.
Основная часть
Здоровье, как абсолютная и непреходящая ценностная категория, выступает одной из базовых составляющих в модели экологии личности. Это один из ключевых факторов, позволяющих человеку свободно развиваться, вести полноценную жизнь. Поэтому всестороннее изучение и анализ такого многогранного, сложного социального феномена как «здоровье» всегда интересно, актуально и востребовано [13].
Современная ситуация в области здоровья российской студенческой молодежи расценивается учеными как критическая [2]. Это является следствием влияния целого комплекса факторов, связанных с разрушением системы ценностно-нормативной регуляции, а также системы физкультурного и спортивного воспитания молодежи в постсоветской России, распадом системы социализации, трансформацией института образования и кризисом его функциональной структуры [2]. Цифровизация жизнедеятельности и увеличение информационных нагрузок на студенческую молодежь, разрушение идеологии здоровья в обществе выступают катализаторами процессов [14].
Именно понятие «экология личности» ориентировано на изучение закономерностей и возможности сохранения здоровья личности в условиях социальной среды и информационной сферы, создания условий для полного раскрытия потенциальных сил и возможностей личности, восстановления нарушенное равновесие в человеческой душе [15,16]. Анализ исследований в данной области показал, что, к сожалению, на сегодняшний день недостаточно работ, содержащих аналитически выверенные и обобщенные данные о состоянии здоровья населения в странах мира, как в целом, так и по группам населения. Это обусловлено диверсификацией методик оценки показателей здоровья, существенным отличием подходов к построению национальных моделей мониторинга в системе здравоохранения [17].
На первом этапе исследования нами была произведена операционализация понятий (таблица 1). Определены основные показатели здорового образа жизни – «Режим дня», «Гигиена», «Отсутствие деструктивных зависимости», «Правильное питание», «Физическая активность», «Здоровье». Далее по данным показателем строился следующий этап социологическое исследование.
Таблица 1- Операционные понятия исследования*
Показатели
|
Индикаторы показателя
|
Вопросы
|
Режим
дня
|
Присутствия
планирования своего времени в течении дня
|
Сколько
часов вы спите?
|
Гигиена
|
Ежедневный
уход за свои телом и здоровьем
|
Следите
ли вы за гигиеной тела и как часто?
|
Отсутствие
деструктивных зависимости
|
Частота
употребления
|
Какие
у вас вредные привычки?
|
Правильное
питание
|
Сбалансированность
БЖУ
|
Поддерживаетесь
ли Вы здорового питания?
|
Физическая
активность
|
Частота
занятий физической активностью
|
Если
ли у вас что-то, что вы хотите поменять в своей жизни, чтобы поддержать своё
здоровье и физическое состояние?
|
Здоровье
|
Медицинские
показатели
|
Заботитесь
ли вы о своем здоровье?
|
Организация социологического исследования проводилась в сети Интернет [1] в форме анкетного-онлайн опроса среди студентов (бакалавров 17-24 лет) 336 человек, а также проведено 8 интервью с студентами г. Казань (бакалавров 17-24 лет). В исследовании данные генеральной выборки - 126 тыс. человек, данные выборочной выборки – 386 человек. В характеристике опрошенных было выделено три группы– ВУЗ, пол, возраст. На рисунке 1 отражено преобладания числа студентов из КНИТУ – 58 %, что отражает их активную жизненную позицию. На Рисунках 2 и 3 представлены соотношения респондентов по полу и возрасту. Интересным является факт, что большую активность проявили девушки до 20 лет.
Рисунок 1 - Соотношения респондентов по ВУЗам г. Казань согласно анкетного онлайн-опроса в сети Интернет, проведено авторами
Рисунок 2 - Процентное соотношения респондентов по полу
Рисунок 3 – Возрастные характеристики респондентов
По показателю «Режим дня» (рис.4) практически четверть опрашиваемых отводит отдыху менее 6 час., что является достаточно весомым показателем не здорового сна.
Рисунок 4 – Анализ «Режима дня» по показателю количества часов на сон
Рисунок 5 отражает тот факт, что 42 % студенческой молодежи г. Казань не хватает времени на занятия спортом.
Рисунок 5 – Анализ ограничений в реализации приоритетов занятий физической культурой и спортом
По показателям «Гигиена» и «Здоровое питание» (рис.6, 7) можно сделать вывод, что 52 % опрашиваемых практически не знакомы с валеологией (наука изучающая ценность здоровья) и у 61 % респондентов не всегда получается поддерживать здоровое питание.
Рисунок 6 – Определение осведомленности содержательных аспектов валеологии
Рисунок 7 – Анализ приверженности принципам здорового питания
По показателю «Отсутствие деструктивных зависимостей» (рис.8,9) выявлена положительная динамика: 63% не курят, 34% не употребляют алкоголь.
Рисунок 8 – Соотношение групп по параметрам табачной зависимости.
Рисунок 9 - Анализ алкогольной зависимости
По показателю «Физическая активность» выявлено, что 63 % занимаются физической культурой и спортом. Причем наибольшая часть – 42 % занимались спортом последний раз «вчера», что позитивно, но проверить практически невозможно (рис. 10,11).
Рисунок 10 – Отношение респондентов к занятиям физической культурой и спортом
Рисунок 11 - Исследование интенсивности физической активности
Рисунок 12 отражает, что для 41 % опрашиваемых физическая активность – это здоровье, и менее четверти определяют ее как образ жизни.
Рисунок 12 – Определение места физической активности в ментальном восприятии жизни
Согласно ответам, 69 % имеют позитивное отношение к здоровому образу жизни (рис.13). И только 3% могут без него обойтись или не дают определенного ответа.
Рисунок 13 - Личное отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни
Часть опрашиваемых (37 %) хотели бы поменять в своей жизни для поддержания здоровья и физической состояния количества занятий спортом (рис.14), а 10% уповают не медицину.
Рисунок 14 – Анализ направлений здоровье-сбережения и поддержки физического состояния
Так же было важно для нас определить соотношение потенциально здоровых и потенциально нездоровых студентов г. Казань. Данные по результатам обработки анкетного-онлайн опроса и сводных таблиц представлены на рисунке 15.
Рисунок 15 – Соотношения показателей самооценки степени здоровья студентов г. Казань
На Рисунке 16 представлено исследование роли и места ЗОЖ в системе ценностных приоритетов студенческой молодежи г.Казань. Процент выделивших здоровый образ жизни, как ценностный приоритет, меньше в половину чем не выделивших.
Рисунок 16 – Место приоритетов здорового образа жизни в системе жизненных ценностей студенческой молодежи
Рисунок 17 отражает соотношения физически активных и физически не активных студентов. Выявлено, что физически не активных достаточно весомый процент – 29 %.
Рисунок 17 - Соотношения физически активных и физически неактивных респондентов
Таким образом, проведенные нами исследования и полученные результаты отражают необходимость развития сервисов мониторинга состояния организма и разработки сценариев оптимизации образа жизни молодежи. Нельзя не отметить потребность молодежи в самореализации и развитии своих способностей, самосовершенствования, что невозможно или может быть существенно ограничено потенциалом здоровья, работоспособности и долголетия. Это обусловливает активизацию деятельности и востребованность инновационных технологий в сфере биохакинга.
Биохакинг, как междисциплинарное направление, предполагает синергию науки и цифровых технологий (биосенсоров, генетической инженерии и т.п.) для улучшения физических и когнитивных возможностей человека, повышения его эффективности. Оно так же представляет потенциал в качестве инструмента повышения качества жизни. Щетинин Е.В. приводит успешные стартапы: компания Habit, которая использует генетическое тестирование для создания индивидуализированных планов питания, Thync - нейростимуляцию для улучшения настроения и сна, Клин Продактс, развивающая направление биохакинга с 2020 г. в России [18].
Как отмечает Поздеева Е. А, ученые разрабатывают направления формирования и поддержания ЗОЖ для разных возрастных категорий. Ведется поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, в вузе, проводится внедрение сберегающих здоровье технологий [19]. Однако мы бы хотели обратить внимание в дальнейших исследованиях и реализации нашего проекта на прогнозирование рисков биохакинга, научную обоснованность применяемых методик, предлагаемых рекомендаций, проблемах информационной безопасности и защиты персональных данных на основе блокчейн технологий.
Выводы
1. Изучение основных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи необходимо как на общегосударственном уровне, так и в условиях конкретного учебного заведения. Социологический анкетный опрос позволил выявить, что абсолютно здоровых студентов всего 9 %, потенциально нездоровых - 69 %, а потенциально здоровых всего 22 %.
2. На основе проведенных исследований мы пришли к выводу, что потенциально нездоровых студентов больше, однако только 2/3 одним из трех важнейших ценностных приоритетов называют здоровый образ жизни. Они в большинстве своем оказались не знакомы с понятием «ценности здоровья». Хотя физическая активность присутствует в образе жизни большинства студентов, однако для 41 % опрошенных физическая активность не является базовым ценностным приоритетом.
3. Актуальность проекта студенческой научной лаборатории биохакинга соответствует целям «Стратегии развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года». Выявлена потенциальная возможность реализации проекта на базе Приволжского государственного университета физической культуры и спорта при условии поддержки со стороны Федеральных проектов «Спорт норма жизни», «Молодежь России», «Укрепление общественного здоровья» в рамках национального проекта «Демография».
4. Необходимо при государственной поддержке развития научно-технического пространства профильного вуза, в котором на постоянной основе будут проводиться исследования на основе технологий биохакинга. Научная лаборатория разработки индивидуальной модели ЗОЖ обучающегося (от младшего школьного возраста) — это актуальная форма организации научной деятельности студентов, реализации их интеллектуального потенциала по задачам государственной социальной и молодежной политики. Опыт такого взаимодействия показывает разнообразные возможности, открывающиеся для личностного и профессионального самосовершенствования.
5. Необходима активизация фиджитал-маркетинга для продвижения концепции «Экология личности», повышения тренда на здоровый образ жизни студенческой молодежи и выстраивания индивидуальных стратегий гармоничного развития личности.
[1] Ссылка на анкету -https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfqn9FoaEGdxKyWOzdRXo19ncVxNOq2cHLqkqA85VK6u9f7VQ/viewform?usp=sf_link
Источники:
2. Джайнакбаев Н.Т., Тинасилов М.Д., Оракбай Л.Ж. Глобальные проблемы в сфере охраны здоровья // Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины. – 2020. – № 3(29). – c. 5-7.
3. Шалавина А.С., Урбанов А.Ю. Анализ ценностных ориентиров студенческой молодежи в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». – 2016. – c. 463-469.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [принят Правительством Российской Федерации 24 ноября 2020 года]. Официальный сайт Министерства спорта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 24.11.2023).
5. Афонюшкин О.С. Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи // Молодой ученый. – 2013. – № 12(59). – c. 397-398.
6. Пряникова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни у молодежи // Научные Известия. – 2022. – № 28. – c. 233-236.
7. Кузьмина А.Ю. Концепция здорового образа жизни современной молодежи // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10(27). – c. 484-487.
8. Шуайбова М.О., Минбулатова И.С. Роль правовой культуры в формировании здорового и безопасного образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5(195). – c. 454-460. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p454-460.
9. Князев М. Духовное воспитание молодежи - путь к истинно здоровому образу жизни // Региональное образование: современные тенденции. – 2010. – № 2)11). – c. 34-36.
10. Садовников Е.С., Середина Г.Е., Сведерек Н.В., Серединцева Н.В. Механизмы формирования системы мотивации молодежи к здоровому образу жизни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 12(214). – c. 497-504. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p497-504.
11. Климов А.В., Карпов С.А. Проблема формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи // Академическая публицистика. – 2020. – № 3. – c. 180-184.
12. Распоряжение Правительством Российской Федерации Об утверждении стратегии развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года [принят Правительством Российской Федерации 24 ноября 2020 года]. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (дата обращения: 22.11.2023).
13. Фазлеева Е.В., Шалавина А.С., Васенков Н.В., Мартьянов О.П., Фазлеев А.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – № 5.
14. Шумакова Ю.А. Здоровый образ жизни // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 11. – c. 297-301.
15. Соснин В.П. Особенности состояния здоровья современного студентов и способы его коррекции средствами физической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – c. 493.
16. Чумаков В.А., Максимчик М.А. Экология личности, общества и окружающей среды в повестке дня отношений Россия - ЕС // Актуальные проблемы Европы. – 2014. – № 1. – c. 141-148.
17. Вишнякова О.Н. Спорт как социально-экономическая практика эффективного управления и государственно-частного партнерства // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – № 4. – c. 103-112. – doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-103-112.
18. Щетинин Е.В. Биохакинг: Как наука и технологии помогают усовершенствовать человеческий организм. Clean-clinic.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://clean-clinic.ru/blog/biokhaking-kak-nauka-i-tekhnologii-pomogayut-usovershenstvovat-chelovecheskiy-organizm/ (дата обращения: 10.12.2023).
19. Поздеева Е.А., Ивко И.А. Анализ представлений о ЗОЖ и биохакинге у студентов нефизкультурных вузов // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 10(127). – c. 75-79.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:45:42