Методика оценки системы стейкхолдер-менеджмента на примере российских публичных компаний

Карпов Н.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Для инвесторов, кредиторов и иных групп стейкхолдеров с целью принятия решения о взаимодействии с компанией целесообразно оценить уровень развития ее системы стейкхолдер-менеджмента. В то же время, вопрос количественной оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, доступной в том числе для внешних стейкхолдеров, остается недостаточно изученным. В рамках исследования осуществляется структуризация подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента: приводится классификация данных подходов в зависимости от объекта оценки (результат-ориентированные и процесс-ориентированные), метода оценки (количественные и качественные) и субъекта оценки (внутренние и внешние). Предлагается новая методика оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, основанная на использовании нефинансовых отчетов и расчете количественных показателей, связанных с идентификацией и приоритизацией заинтересованных сторон, реализацией взаимодействия с ними, а также с выявлением существенных тем. На базе предложенной методики проводится эмпирический анализ уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента 80 российских публичных компаний за период с 2014 по 2023 гг. Выявляется устойчивый тренд на развитие всех элементов системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, а также зависимость данных показателей от отраслевой принадлежности компании: наилучшие показатели демонстрируют индустрии с наибольшим экологическим, социальным и экономическим воздействием. Полученные результаты могут использоваться рейтинговыми агентствами и другими стейкхолдерами в рамках комплексного анализа уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента компаний с целью принятия решения о сотрудничестве или иной форме взаимодействия с ними

Ключевые слова: корпоративное управление, корпоративная социальная ответственность, стейкхолдер-менеджмент, нефинансовая отчетность, публичные компании, Россия

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

Ключевую роль в системе корпоративного управления играет концепция заинтересованных сторон. Еще в 1992 году Ч. Хилл и Т. Джонс [12], совместив агентскую теорию и теорию заинтересованных сторон, сформулировали агентскую теорию заинтересованных сторон, в соответствии с которой корпоративное управление определяется как баланс интересов всех стейкхолдеров компании: менеджеров, инвесторов, клиентов, сотрудников, органов власти, местных сообществ и др. Также важность концепции заинтересованных сторон в системе корпоративного управления была отмечена в работе Дж. Бауэр и Л. Пэйн [2].

Важной концепцией теории корпоративного управления и теории заинтересованных сторон является управление взаимодействием со стейкхолдерами (Stakeholder Relationship Management, SRM). В академической среде встречаются также иные вариации данного понятия, например стейкхолдер-менеджмент (Stakeholder Management, SM). В рамках данного исследования данные формулировки используются взаимозаменяемо.

Понятие стейкхолдер-менеджмента, в частности, содержится в Стандарте взаимодействия с заинтересованными сторонами AА1000 SES (AccountAbility 1000 Stakeholder Engagement Standard), разработанном Британским Институтом социальной и этической отчетности [6]. В соответствии с данным международным стандартом, система управления взаимодействием со стейкхолдерами определяется как система идентификации, анализа и приоритизации заинтересованных сторон, а также планирования, реализации и мониторинга взаимодействия с ними с целью обеспечения долгосрочного устойчивого развития, в рамках которого согласуются интересы компании, стейкхолдеров и общества в целом.

От того, насколько системно и комплексно компания реализует управление взаимодействием с заинтересованными сторонами, в конечном итоге зависит результативность и эффективность корпоративного управления, в том числе в терминах рентабельности и рыночной стоимости. С учетом того, что финансово-экономические показатели деятельности компании находятся в центре внимания множества групп заинтересованных сторон, в первую очередь менеджеров и инвесторов, в процессе принятия ими управленческих, инвестиционных и иных решений становится актуальной оценка системы стейкхолдер-менеджмента как одного из ключевых факторов успеха бизнеса, причем как в финансовой, так и нефинансовой плоскости.

Несмотря на актуальность оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, по состоянию на текущий момент в отечественной научной среде проблема оценки системы стейкхолдер-менеджмента остается недостаточно изученной. В зарубежной академической литературе, включая работы С. Адомако [7], Б. Фернандес-Фейхоо [8], М. Галеотти [9], Р. Гарсия-Кастро [10], О. Хоун [11], С. Ким [13], Г. Серваес [14], Ф. Стокера [15], Дж. Суррока [16], С. Жао [17], уже представлено множество различных подходов к оценке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, при этом отсутствуют работы, посвященные систематизации и классификации данных подходов, а также выявлению и оценке их сильных и слабых сторон.

Цель данного исследования заключается в систематизации подходов к оценке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, а также в создании новой методики оценки системы стейкхолдер-менеджмента, предназначенной для использования как внутренними, так и внешними стейкхолдерами, в том числе инвесторами, кредиторами и рейтинговыми агентствами.

Научная новизна исследования состоит, во-первых, в предложенных критериях классификации подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента, и во-вторых, в разработке новой методики оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, которая базируется на количественном контент-анализе публичных нефинансовых отчетов и предлагается к использованию как внутренними, так и внешними стейкхолдерами.

Методологической базой исследования являются теория корпоративного управления и теория заинтересованных сторон. Используются такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, измерение, формализация и систематизация. В частности, проводится анализ литературных источников, а также дескриптивный анализ.

Систематизация подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента

В зарубежной научной литературе уже сформулирован ряд подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента, каждый из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками. Перечень классификационных признаков и соответствующих им типов подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Классификация подходов к оценке

системы стейкхолдер-менеджмента

Критерий классификации
Типы подходов
По объекту оценки
Результат-ориентированные
Процесс-ориентированные
По методу оценки
Количественные
Качественные
По субъекту оценки
Внутренние
Внешние
Источник: составлено автором.

В зависимости от объекта оценки можно выделить результат-ориентированный и процесс-ориентированный подходы к оценке системы стейкхолдер-менеджмента. В рамках результат-ориентированного подхода система взаимодействия с заинтересованными сторонами оценивается косвенным образом, через оценку уровня корпоративной социальной ответственности компании, включая степень достижения компанией экологических, социальных, экономических и иных целей устойчивого развития, что является индикатором результативности системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами. В качестве примера можно привести работы Р. Гарсиа-Кастро, Г. Серваес, С. Джао [10; 14; 17].

Ограничение данного подхода заключается в том, что оценивается лишь результат деятельности системы стейкхолдер-менеджмента, при этом входящие в нее процессы идентификации и приоритизации стейкхолдеров, а также выявления существенных тем и взаимодействия с заинтересованными сторонами не учитываются, что не позволяет сформировать целостное представление об уровне развития системы управления взаимодействием со стейкхолдерами. Преимущество же результат-ориентированного подхода к оценке системы стейкхолдер-менеджмента состоит в многообразии национальных и международных нефинансовых рейтингов, индексов и рэнкингов в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, которые могут использоваться широким кругом стейкхолдеров с целью косвенной оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами той или иной компании.

В рамках процесс-ориентированного подхода, оценивается непосредственно сама система стейкхолдер-менеджмента, включая ее составные элементы и процессы. К примеру, в работах О. Хоун и Дж. Суррока [11; 16] в рамках оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами анализируются такие аспекты, как уровень информационной прозрачности компании, наличие корпоративных политик и принципов в области взаимодействия со стейкхолдерами, а также степень противоречий с заинтересованными сторонами.

В исследовании С. Адомако [7] в рамках оценки системы стейкхолдер-менеджмента анализируется уровень информированности компании о перечне ключевых заинтересованных сторон, а также их потребностях и интересах, т.е. оценивается такой элемент системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, как идентификация, анализ и приоритизация стейкхолдеров.

В работе Ф. Стокера [15] предлагается оценивать систему стейкхолдер-менеджмента в зависимости от стратегии взаимодействия: они выделяют стратегии информирования (в форме мониторинга, раскрытия информации, проведения обучения и пр.), реагирования (в форме опросов, форумов, интервью и пр.) и вовлечения (в форме совместных проектов, добровольных инициатив и пр.) - в данном случае оценивается такой элемент системы стейкхолдер-менеджмента, как планирование и реализация взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Еще один элемент системы стейкхолдер-менеджмента, а именно сбор обратной связи и мониторинг взаимодействия с заинтересованными сторонами, также выступает в качестве одного из объектов оценки системы стейкхолдер-менеджмента в рамках процесс-ориентированного подхода. Так, в исследовании С. Ким [13] обращается внимание на такую характеристику взаимодействия, как релевантность, и с целью ее оценки указывает на необходимость выявления существенных тем, важных для той или иной группы заинтересованных сторон.

Преимуществом процесс-ориентированного подхода к оценке системы стейкхолдер-менеджмента является возможность более системной и комплексной оценки всех этапов управления взаимодействия с заинтересованными сторонами: от идентификации, анализа и приоритизации стейкхолдеров до планирования, реализации и мониторинга взаимодействия с ними. Недостатком же является сложность такой оценки, т.к. данный подход требует учитывать множество различных элементов системы стейкхолдер-менеджмента, перечень которых может отличаться от одного исследования к другому.

Помимо результат-ориентированного и процесс-ориентированного подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента, в зависимости от применяемого метода оценки можно выделить количественные и качественные подходы. Так, в рамках количественного подхода могут оцениваться различные финансовые и нефинансовые метрики, характеризующие систему стейкхолдер-менеджмента. К примеру, в исследовании С. Адомако [7] с целью количественной оценки взаимодействия с заинтересованными сторонами предлагается анализировать продолжительность и регулярность такого взаимодействия. В работе М. Галеотти [9] в качестве источника информации используются нефинансовые отчеты компаний (годовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии и пр.), а для оценки системы стейкхолдер-менеджмента применяется количественный контент-анализ.

Преимуществом количественного подхода является точность оценок системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, а также их сопоставимость при сравнительном анализе различных компаний. Недостатком же является недостаточная глубина анализа, а также ограниченный учет контекста при взаимодействии со стейкхолдерами.

В рамках качественного подхода к оценке системы стейкхолдер-менеджмента анализируется методы, формы и каналы взаимодействия с заинтересованными сторонами. Так, в исследовании Ф. Стокера [15] осуществляется оценка системы управления взаимодействием со стейкхолдерами на основании того, какие стратегии (информирования, реагирования или вовлечения) используются компанией. Кроме того, в рамках данного подхода оценивается удовлетворенность заинтересованных сторон взаимодействием с компанией, а также тональность их обратной связи. В частности, в работе С. Адомако [7] анализируется степень соответствия корпоративных политик и процедур к интересам и запросам заинтересованных сторон.

Преимущество качественного подхода заключается в глубине и детализации проводимого анализа системы стейкхолдер-менеджмента, включая возможность выявления и изучения лучших практик взаимодействия. Одним же из ограничений данного подхода является сложность и субъективность качественного исследования системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами.

Помимо объекта и метода оценки, еще одним классификационным признаком, позволяющим систематизировать подходы к оценке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, является субъект оценки. Так, оценка системы стейкхолдер-менеджмента может проводиться либо внутренними стейкхолдерами (акционерами, менеджерами), либо внешними (деловыми партнерами, рейтинговыми агентствами и др.). В первом случае в качестве информационной базы для оценки могут использоваться как внешние источники информации, так и внутренние: к ним относятся корпоративные информационные системы, а также внутренние нормативные документы, включая политики в области взаимодействия с заинтересованными сторонами. Во втором случае выбор информационных источников является более ограниченным, т.к. для внешних заинтересованных сторон доступны преимущественно пресс-релизы и публичные отчеты, в том числе отчеты об устойчивом развитии. В данном случае, как отмечает Б. Фернандес-Фейхоо, для внешних стейкхолдеров возрастает актуальность заверения нефинансовой отчетности при оценке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами [8].

Преимуществом участия внутренних заинтересованных сторон в оценке системы стейкхолдер-менеджмента является доступность более широкого круга информационных источников (как внешних, так и внутренних), а недостатком - субъективность и потенциальный конфликт интересов: к примеру, менеджер компании может быть заинтересован в более высокой оценке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, если такая оценка влияет на его финансовую мотивацию и карьерное продвижение.

Что же касается участия внешних заинтересованных сторон в проведении оценки системы стейкхолдер-менеджмента компании, то такие оценки, с одной стороны, являются ограниченными публичными источниками и индивидуальным опытом взаимодействия с компанией, но с другой стороны, данные оценки являются объективным и прямым показателем результативности системы стейкхолдер-менеджмента компании, вне зависимости от восприятия ее сотрудников и руководителей.

Таким образом, все подходы к оценке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами можно систематизировать на основании объекта оценки (на результат-ориентированные и процесс-ориентированные), метода оценки (на количественные и качественные) и субъекта оценки (на внутренние и внешние).

Методика оценки системы стейкхолдер-менеджмента

Если говорить об инвесторах, кредиторах и других заинтересованных сторонах, которые потенциально рассматривают ту или иную форму взаимодействия с интересующей их компанией, то для них доступно использование множества различных нефинансовых рейтингов, индексов и рэнкингов в области устойчивого развития. В данном случае речь идет об оценке уровня корпоративной социальной ответственности компании в целом, при этом отдельно система стейкхолдер-менеджмента практически не оценивается, а специальные рейтинги, индексы или рэнкинги в области управления взаимодействием с заинтересованными сторонами в настоящее время не распространены.

Следовательно, учитывая важную роль стейкхолдер-менеджмента как ключевого элемента системы корпоративного управления, представляется целесообразным разработка методики оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, которая, во-первых, является процесс-ориентированной, т.е. направленной на анализ самой системы стейкхолдер-менеджмента и ее элементов, а не только результатов ее функционирования в виде достижения целей устойчивого развития, во-вторых, представляется в численном виде, который позволяет проводить сравнительный анализ между различными компаниями, и в-третьих, предназначается для внешних стейкхолдеров, имеющих доступ преимущественно к открытым источникам информации (в первую очередь к нефинансовой отчетности). В первую очередь такая методика ориентирована на наиболее крупные публичные компании, акции которых торгуются на фондовой бирже - именно такие компании находятся в центре внимания инвесторов, кредиторов, регулирующих органов, местных сообществ и других групп заинтересованных сторон.

С учетом многообразия информации, которая позволяет прямо или косвенно оценить систему стейкхолдер-менеджмента компании, представляется целесообразным использование международно признанного стандарта нефинансовой отчетности GRI. Так, четвертая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития [5] содержит 4 показателя, раскрывающих взаимодействие компании с заинтересованными сторонами:

- G4-24 - группы ключевых стейкхолдеров;

- G4-25 - принципы взаимодействия;

- G4-26 - подходы к организации взаимодействия;

- G4-27 - ключевые темы.

В рамках блока G4-24 содержится информация об идентификации заинтересованных сторон, включая анализ их интересов и потребностей. Блок G4-25 включает информацию о принципах и критериях выбора ключевых групп стейкхолдеров, другими словами, речь идет о приоритизации заинтересованных сторон. В рамках блока G4-26 описываются основные формы и методы взаимодействия с заинтересованными сторонами, регулярность такого взаимодействия и пр. Блок G4-27 включает информацию о существенных для стейкхолдеров темах и о том, каким образом компания выявила и оценила такие темы, были ли использованы инструменты сбора обратной связи с привлечением различных групп заинтересованных сторон.

Релевантность использования рубрикатора GRI в процессе оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами по российским компаниям связана с тем, что данный стандарт нефинансовой отчетности занимает лидирующие позиции в России и в мире. Так, по результатам исследования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) о практиках нефинансовой отчетности, проведенного в ноябре 2024 года [4], более 70% российских публичных компаний применяют именно стандарт GRI.

С целью проведения количественной оценки системы стейкхолдер-менеджмента публичных компаний, предлагается методика, которая подразумевает использование нефинансовых отчетов (включая годовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии и пр.) и расчет на их основе количественных показателей, каждый из которых оценивает один из четырех ключевых элементов системы стейкхолдер-менеджмента:

- показатель идентификации заинтересованных сторон (stakeholder identification, SI): принимает значение 1 - если в отчете содержится перечень заинтересованных сторон с указанием их целей/интересов/ожиданий/потребностей, 0.5 - если в отчете содержится перечень заинтересованных сторон без указаниия их целей/интересов/ожиданий/потребностей, 0 - в противном случае;

- показатель приоритизации заинтересованных сторон (stakeholder prioritization, SP): принимает значение 1 - если в отчете содержится приоритизация заинтересованных сторон с указанием критериев приоритизации, 0.5 - если в отчете содержится приоритизация заинтересованных сторон без указания критериев приоритизации, 0 - в противном случае;

- показатель взаимодействия с заинтересованными сторонами (stakeholder engagement, SE): принимает значение от 1 до 7 (и нормируется к 1) в зависимости от уровня взаимодействия в соответствии со стандартом AA1000SES, если в отчете содержится описание методов взаимодействия в разрезе групп заинтересованных сторон, 0 - в противном случае;

- показатель выявления существенных тем (stakeholder materiality assessment, SMA): 1 - если в отчете содержится перечень существенных тем в разрезе групп заинтересованных сторон с использованием методов сбора обратной связи, 0.5 - если в отчете содержится перечень существенных тем в разрезе групп заинтересованных сторон без использования методов сбора обратной связи либо не в разрезе групп заинтересованных сторон, но с использованием методов сбора обратной связи, 0 - в противном случае.

Для расчета показателя взаимодействия с заинтересованными сторонами требуется определить максимальный представленный в отчете уровень взаимодействия (мониторинг - 1 балл, информирование - 2 балла, заключение сделок - 3 балла, консультации - 4 балла, включение - 5 баллов, сотрудничество - 6 баллов, уполномочивание - 7 баллов) и разделить полученное количество баллов на 7, чтобы нормировать показатель взаимодействия с заинтересованными сторонами к 1 баллу. Примеры методов взаимодействия приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Уровни и методы взаимодействия

в соответствии со стандартом AA1000SES

Уровень
взаимодействия
Методы взаимодействия
Мониторинг
Горячая линия, отслеживание сообщений в средствах массовой информации (СМИ), мониторинг нормотворческой деятельности государства
Информирование
Корпоративный сайт, публикация корпоративной отчетности, пресс-релизы, конференции, брифинги, реклама
Заключение сделок
Государственно-частное партнерство, социальный маркетинг, лоббирование, предоставление грантов
Проведение консультаций
Круглые столы, фокус-группы, общественное обсуждение отчетности об устойчивом развитии, встречи один-на-один
Включение
Консультативные группы, совещательное голосование и иные формы совместного принятия решений
Сотрудничество
Совместные проекты, добровольные инициативы
Уполномочивание
Включение стейкхолдеров в состав комиссий, комитетов, советов и иных органов принятия решений
Источник: составлено автором.

Общий показатель системы стейкхолдер-менеджмента (stakeholder management, SM) предлагается рассчитывать как сумму показателей идентификации заинтересованных сторон, приоритизации заинтересованных сторон, взаимодействия с заинтересованными сторонами и выявления существенных тем. Данный показатель также измеряется в баллах и принимает значение от 0 до 4 баллов включительно.

Использование предложенных шкал, с одной стороны, позволяет дифференцировать уровень развития каждого элемента системы стейкхолдер-менеджмента, а с другой стороны, обеспечивает объективность и единообразие в оценке вне зависимости от субъекта и объекта такого анализа.

Применение равных весов для всех четырех показателей системы стейкхолдер-менеджмента в общем агрегирующем показателе обосновывается тем, что все четыре элемента системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами являются одинаково важными и взаимосвязанными.

Предложенная методика оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами может использоваться как рейтинговыми агентствами, так и отдельными инвесторами, кредиторами и другими стейкхолдерами в рамках комплексного анализа уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента одной или нескольких публичных компаний, раскрывающих свою нефинансовую отчетность, для принятия на основании проведенного анализа решения о сотрудничестве или иной форме взаимодействия с ними.

Эмпирический анализ системы стейкхолдер-менеджмента российских публичных компаний

В отечественной научной литературе уже представлен ряд исследований, включая работы Е.Ю. Макеевой, Б.С. Батаевой и др. [3; 1], посвященных эмпирическому анализу уровня корпоративной социальной ответственности, а также характеристик корпоративного управления (включая наличие комитета совета директоров по устойчивому развитию) в отношении российских публичных компаний. В то же время, как уже отмечалось ранее, по состоянию на текущий момент в отношении российских публичных компаний не проводился количественный анализ уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента.

С целью проведения эмпирического анализа уровня развития системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, в рамках данного исследования используется выборка российских публичных компаний, акции которых торгуются на Московской бирже и входят в первый или второй котировальный список, за период с 2014 по 2023 гг. В качестве информационной базы используются нефинансовые отчеты, включая годовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии, социальные отчеты и пр. Всего исследуемая выборка включает 80 компаний и 533 наблюдений. Отраслевая принадлежность компаний определяется в соответствии Глобальным стандартом классификации отраслей (Global Industry Classification Standard, GICS).

На основании контент-анализа нефинансовых отчетов исследуемой выборки компаний и в соответствии с предложенной методикой оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами рассчитываются следующие показатели: показатель идентификации заинтересованных сторон (stakeholder identification, SI), показатель приоритизации заинтересованных сторон (stakeholder prioritization, SP), показатель взаимодействия с заинтересованными сторонами (stakeholder engagement, SE), показатель выявления существенных тем (stakeholder materiality assessment, SMA), а также общий показатель системы стейкхолдер-менеджмента (stakeholder management, SM).

По результатам проведенного тренд-анализа в период с 2014 по 2022 гг. наблюдается тренд на улучшение показателей системы стейкхолдер-менеджмента, причем это относится как к общему агрегирующему показателю, который вырос с 0,77 балла в 2014 году до 2,22 балла в 2022 году), так и ко всем его отдельным компонентам. Наибольший относительный прирост демонстрирует показатель приоритизации заинтересованных сторон, который вырос с 0,02 балла в 2014 году до 0,31 балла в 2022 году. В целом подобная положительная динамика уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента коррелирует с трендом на развитие российскими публичными компаниями практик устойчивого развития, в том числе в экологической и социальной сфере [1]. Примечательно, что усиленный санкционный режим, действующий с первой половины 2022 года, на данный тренд влияния не оказал.

В 2023 году динамика стала отрицательной: это связано главным образом с тем, что в 2023 году ряд IT компаний (включая ПАО Аренадата, ПАО Астра, ПАО Диасофт и др.) впервые раскрыли свою нефинансовую отчетность, а IT сектор, как будет показано позже, отличается относительно низким уровнем раскрытия информации о стейкхолдер-менеджменте. Более подробные результаты тренд-анализа уровня развития системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами представлен в Таблице 3.

Таблица 3

Результаты тренд-анализа уровня развития

системы стейкхолдер-менеджмента российских публичных компаний за период с 2014 по 2023 гг.

Год
SI
SP
SE
SMA
SM
Кол-во
компаний
2014
0,32
0,02
0,25
0,18
0,77
25
2015
0,46
0,06
0,31
0,17
1,00
42
2016
0,48
0,03
0,30
0,20
1,01
51
2017
0,53
0,07
0,33
0,25
1,17
53
2018
0,54
0,08
0,35
0,22
1,18
53
2019
0,55
0,14
0,38
0,28
1,35
58
2020
0,61
0,15
0,44
0,37
1,58
62
2021
0,65
0,20
0,53
0,55
1,93
58
2022
0,70
0,31
0,59
0,61
2,22
59
2023
0,67
0,24
0,54
0,56
2,02
72
Итого
0,57
0,14
0,42
0,36
1,50
533
Источник: составлено автором на основании

контент-анализа нефинансовых отчетов.

В целом на основании анализа нефинансовых отчетов российских публичных компаний можно говорить о том, что наиболее развитым элементом системы стейкхолдер-менеджмента таких компаний является идентификация заинтересованных сторон (в среднем 0,57 балла): подавляющее большинство российских публичных компаний систематически определяют перечень своих стейкхолдеров, в том числе анализируя их цели, потребности и ожидания. В наименьшей же степени среди таких компаний развита практика приоритизации заинтересованных сторон (в среднем 0,14 балла): в большинстве случаев в перечне заинтересованных сторон не выделяются наиболее и наименее важные группы стейкхолдеров.

В рамках проведенного отраслевого анализа, подробные результаты которого представлены в Таблице 4, выявлено, что уровень развития системы стейкхолдер-менеджмента напрямую зависит от отраслевой принадлежности компании. Так, наилучшими общими показателями системы стейкхолдер-менеджмента характеризуются компании, связанные с газо- и электроснабжением (2,12 балла), а также с металлургической и химической промышленностью (1,86 балла). Наоборот, меньше всего система стейкхолдер-менеджмента развита в компаниях, связанных с продажей потребительских товаров выборочного спроса (0,14 балла), а также с оказанием медицинских и IT услуг (0 баллов).

Таблица 4

Результаты отраслевого анализа уровня развития

системы стейкхолдер-менеджмента российских публичных компаний за период с 2014 по 2023 гг.

Отрасль
SI
SP
SE
SMA
SM
Кол-во наблюдений
Кол-во компаний
Коммунальные услуги
0,75
0,28
0,56
0,52
2,12
151
17
Материалы
0,67
0,12
0,57
0,50
1,86
105
14
Потреб. товары ежедневного спроса
0,39
0,08
0,27
0,21
0,96
52
7
Энергетика
0,55
0,00
0,35
0,18
1,08
48
7
Финансовые услуги
0,39
0,13
0,24
0,14
0,91
45
9
Телекоммуникационные связи
0,50
0,13
0,39
0,51
1,54
38
6
Промышленность
0,69
0,22
0,44
0,28
1,63
32
5
Недвижимость
0,53
0,00
0,28
0,19
1,00
29
4
Потреб. товары выборочного спроса
0,06
0,00
0,03
0,06
0,14
18
5
Медицинские услуги
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
8
1
Информационные технологии
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
7
5
Итого
0,57
0,14
0,42
0,36
1,50
533
80
Источник: составлено автором на основании контент-анализа нефинансовых отчетов.

В целом наиболее активно формирование системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами происходит в секторах экономики с наибольшим экологическим, социальным и экономическим воздействием, куда входят предприятия из металлургической и химической сферы, сферы газо- и электроснабжения и пр.

Наилучшими показателями идентификации стейкхолдеров (SI) отличаются предприятия из сферы газо- и электроснабжения (в среднем 0,75 балла), лидирующие позиции в частности занимают ПАО Россети, ПАО Русгидро и др. На протяжении всего рассматриваемого периода они не только вели список заинтересованных сторон, но и проводили детальный анализ стейкхолдеров, выявляя их интересы, потребности, ожидания и пр.

Лидерами по показателю приоритизации заинтересованных сторон (SP) стали предприятия из сферы газо- и электроснабжения (в среднем 0,28 балла), а также предприятия металлургической и химической промышленности (в среднем 0,12 балла). Отдельно стоит упомянуть такие компании, как ПАО Россети и ПАО НЛМК (в среднем 1 балл), которые систематически раскрывали информацию о приоритизации стейкхолдеров и используемых для этого критериях - в большинстве случаев речь идет о взаимном влиянии стейкхолдера и компании друг на друга.

Наилучшими показателями взаимодействия с заинтересованными сторонами (SE) характеризуются предприятия металлургической и химической промышленности (в среднем 0,57 балла), а также предприятия из сферы газо- и электроснабжения (в среднем 0,56 балла). Компаниями-лидерами по данному показателю стали ПАО Норильский Никель (в среднем 0,97 балла), ПАО Роснефть (в среднем 0,9 балла) и ПАО Русал (в среднем 0,9 балла). Данные компании применяли наиболее продвинутые стратегии взаимодействия. Так, ПАО Норильский Никель организовывал участие некоммерческих организаций (НКО) в консультативных экспертных группах, ПАО Роснефть реализовывал благотворительные и спонсорские проекты, а ПАО ЭН+ включал представителей профильных ассоциаций в состав рабочих групп и комитетов.

Лидерами по показателю выявления существенных тем (SMA) стали предприятия из сферы газо- и электроснабжения (в среднем 0,52 балла), телеком-компании (в среднем 0,51 балла), а также предприятия металлургической и химической промышленности (в среднем 0,5 балла). Отдельно стоит упомянуть такие компании, как ПАО Россети, ПАО НЛМК, ПАО Северсталь, а также ПАО МТС, которые систематически на протяжении последних 10 лет пользуются различными механизмами сбора обратной связи от стейкхолдеров (главным образом посредством опросов и интервью) с целью выявления существенных тем и их учета при подготовке нефинансовой отчетности.

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического анализа уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента российских публичных компаний за период с 2014 по 2023 гг. следует, что, во-первых, наибольшее развитие получили практики в области идентификации стейкхолдеров, а наименьшее - в области их приоритизации. Во-вторых, на протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивый тренд на формирование и развитие всех элементов системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами. И в третьих, развитие системы стейкхолдер-менеджмента происходит неравномерно и зависит от отраслевой специфики: наилучшие показатели демонстрируют предприятия из сферы газо- и электроснабжения, а также предприятия металлургической и химической промышленности, которые характеризуются наибольшим экологическим, социальным и экономическим воздействием на своих стейкхолдеров и общество в целом.

Заключение

Для инвесторов, кредиторов и иных групп заинтересованных сторон с целью принятия ими решения о взаимодействии с той или иной компанией может требоваться не только оценка ее финансовых результатов и показателей достижения целей устойчивого развития, но и уровня развития ее системы стейкхолдер-менеджмента. В то же время, на момент проведения данного исследования в академической и бизнес-литературе не были представлены соответствующие инструменты количественной оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, предназначенными в том числе для внешних стейкхолдеров.

В рамках данного исследования осуществляется структуризация подходов к оценке системы стейкхолдер-менеджмента: приводится классификация данных подходов в зависимости от объекта оценки (результат-ориентированные и процесс-ориентированные подходы), метода оценки (количественные и качественные подходы) и субъекта оценки (подходы, ориентированные на внутренних и внешних стейкхолдеров).

Предлагается новая методика оценки системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, основанная на использовании нефинансовых отчетов и расчете количественных показателей, связанных с соответствующими элементами системы стейкхолдер-менеджмента: показатель идентификации заинтересованных сторон, показатель приоритизации заинтересованных сторон, показатель взаимодействия с заинтересованными сторонами, показатель выявления существенных тем, а также общий показатель системы стейкхолдер-менеджмента.

На базе предложенной методики осуществляется эмпирический анализ уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента российских публичных компаний. Выявляется устойчивый тренд на формирование и развитие всех элементов системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами, а также зависимость данных показателей от отраслевой принадлежности компании: наилучшие показатели демонстрируют индустрии с наибольшим экологическим, социальным и экономическим воздействием.

Полученные результаты могут использоваться рейтинговыми агентствами и другими группами заинтересованных сторон в рамках комплексного анализа уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента компаний, раскрывающих свою нефинансовую отчетность, с целью принятия решения о сотрудничестве или иной форме взаимодействия с ними.

Важно отметить, что данные результаты характеризуются рядом ограничений. Во-первых, в качестве информационной базы для оценки уровня развития системы стейкхолдер-менеджмента используются только нефинансовые отчеты, при этом прочие открытые источники (корпоративные веб-сайты, социальные сети и пр.) не учитываются. Во-вторых, в рамках эмпирического анализа выборка составляет исключительно публичные компании. В-третьих, помимо отраслевой принадлежности не учитываются иные факторы, например связанные с уровнем развития системы корпоративного управления, со структурой собственности и пр.

В рамках дальнейших исследований представляется целесообразной разработка методики оценки системы стейкхолдер-менеджмента, которая в качестве информационной базы использует не только нефинансовые отчеты, но и средства массовой информации (СМИ), социальные сети и пр. открытые источники. Кроме того, в будущем рекомендуется расширить круг исследуемых компаний, включив в выборку не только публичные, но и непубличные (частные) компании, а также включить в эмпирический анализ системы стейкхолдер-менеджмента дополнительные факторы, помимо отраслевой принадлежности.


Источники:

1. Батаева Б.С., Карпов Н.А. Влияние факторов корпоративного управления на уровень раскрытия ESG-информации российскими публичными компаниями // Управленец. – 2023. – № 14. – c. 30-43. – doi: 10.29141/2218-5003-2023-14-3-3.
2. Бауэр Дж., Пэйн Л. Главная ошибка корпоративного управления. - М.: Harvard Business Review Russia, 2017.
3. Макеева Е.Ю., Попов К.А., Дихтярь А.А., Судакова А.В. Взаимосвязь характеристик совета директоров с ESG-рейтингами и стоимостью российских компаний // Российский журнал менеджмента. – 2022. – № 20. – c. 498-523. – doi: 10.21638/spbu18.2022.403.
4. Нефинансовая отчетность: эпизод 3 - месть стандартов. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА): официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2799 (дата обращения: 15.03.25).
5. Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития версии G4. GRI (Глобальной инициативы по отчетности). [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalreporting.org/standards/g4 (дата обращения: 15.03.2025).
6. AA1000 Stakeholder Engagement Standard (AA1000SES-2015). AccountAbility. [Электронный ресурс]. URL: https://www.accountability.org/standards/aa1000-stakeholder-engagement-standard (дата обращения: 15.03.2025).
7. Adomako S., Tran M.D. Stakeholder Management, CSR Commitment, Corporate Social Performance: The Moderating Role of Uncertainty in CSR Regulation // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. – 2022. – № 29. – p. 1414-1423. – doi: 10.1002/csr.2278.
8. Fernandez-Feijoo B., Romero S., Ruiz S. Effect of Stakeholders’ Pressure on Transparency of Sustainability Reports within the GRI Framework // Journal of Business Ethics. – 2014. – № 122. – p. 53-63. – doi: 10.1007/s10551-013-1748-5.
9. Galeotti R.M., Camilleri M.A., Roberto F., Sepe F. Stakeholder Engagement Disclosures in Sustainability Reports: Evidence from Italian Food Companies // Business Ethics, the Environment & Responsibility. – 2023. – doi: 10.1111/beer.12642.
10. Garcia-Castro R., Arino M.A., Canela M.A. Does Social Performance Really Lead to Financial Performance? Accounting for Endogeneity // Journal of Business Ethics. – 2010. – № 92. – p. 107-126. – doi: 10.1007/s10551-009-0143-8.
11. Hawn O., Ioannou I. Mind the Gap: The Interplay Between External and Internal Actions in the Case of Corporate Social Responsibility // Strategic Management Journal. – 2016. – № 37. – p. 2569-2588. – doi: 10.1002/smj.2464.
12. Hill C.W.L., Jones T.M. Stakeholder-agency Theory // Journal of Management Studies. – 1992. – № 29. – p. 131-154. – doi: 10.1111/j.1467-6486.1992.tb00657.x.
13. Kim S. The Process Model of Corporate Social Responsibility (CSR) Communication: CSR Communication and its Relationship with Consumers’ CSR Knowledge, Trust, and Corporate Reputation Perception // Journal of Business Ethics. – 2019. – № 154. – p. 1143-1159. – doi: 10.1007/s10551-017-3433-6.
14. Servaes H., Tamayo A. The Impact of Corporate Social Responsibility on Firm Value: The Role of Customer Awareness // Management Science. – 2013. – № 59. – p. 1045-1061. – doi: 10.2307/23443926.
15. Stocker F., de Arruda M.P., de Mascena K.M.C., Boaventura J.M.G. Stakeholder Engagement in sustainability Reporting: A Classification Model // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. – 2020. – № 27. – p. 2071-2080. – doi: 10.1002/csr.1947.
16. Surroca J., Trib J.A., Waddock S. Corporate responsibility and financial performance; the role of intangible resources // Strategic Management Journal. – 2010. – № 31. – p. 463-490. – doi: 10.1002/smj.820.
17. Zhao X., Murrell A.J. Revisiting the Corporate Social Performance‐Financial Performance Link: A Replication of Waddock and Graves // Strategic Management Journal. – 2016. – № 37. – p. 2378-2388. – doi: 10.1002/smj.2579.

Страница обновлена: 12.05.2025 в 17:52:27