Взаимодействие корпораций со студенческими стартапами: мотивация, способы и перспективы сотрудничества
Стажарова Д.М.1, Травин Д.Н.1, Хамылева У.А.1
1 Национальный исследовательский университет «ИТМО»
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918269
Аннотация:
В данной статье авторами оценены перспективы студенческих стартапов как источника инноваций для российских корпораций. Для оценки таких перспектив была изучена мотивация к попарному сотрудничеству у основных стейкхолдеров данного процесса - корпораций, студенческих стартапов и университетов. В работе описаны способы организации взаимодействия сторон и выдвинута авторская гипотеза о том, что университеты и корпорации, предлагая одинаковые способы сотрудничества со студенческими стартапами, взаимозаменяют друг друга и конкурируют между собой. Также в статье проанализированы примеры успешного попарного взаимодействия корпораций, университетов и студенческих стартапов. На основе проведенного исследования сделан вывод, что сотрудничество со студенческими стартапами является перспективным направлением инновационного развития корпораций, однако для повышения эффективности такого сотрудничества корпорациям и университетам следует объединять усилия и работать со студенческими стартапами совместно
Ключевые слова: студенческое предпринимательство, студенческие стартапы, инновационное развитие, открытые инновации, корпорации, венчурное финансирование
Финансирование:
Работа выполнена в рамках темы НИР №623110 «Оценка вклада студенческого предпринимательства в социальное, экономическое и инновационное развитие Российской Федерации» Университета ИТМО
JEL-классификация: I21, I23, D70,О22, О32
Введение
В мае 2023 Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В документе зафиксированы ключевые угрозы, замедляющие инновационное развитие страны [23]. Среди них такие проблемы, как:
● Отставание от наиболее развитых страны в темпах инновационно -ориентированного экономического роста;
● Отток талантов и высококвалифицированных кадров за рубеж;
● Нарушение функционирования производственных систем под воздействием санкционных ограничений в области технологий.
Вышеперечисленные проблемы сдерживают экономический рост российских компаний и замедляют экономическое развитие национальной экономики. Чтобы оставаться конкурентоспособным, предпринимательский сектор России старается адаптироваться к новым условиям и преодолеть их ограничения. Поиск и привлечение технологических стартапов - один из способов того, как российские корпорации стараются решить задачу импортозамещения и инновационного развития. [20]
Тем не менее, в России наблюдаются сложности во взаимодействии корпораций со стартапами. Одна из существующих проблем - релокация и недостаток стартапов на внутреннем рынке. Это обусловлено высокими темпами эмиграции интеллектуальных и человеческих ресурсов. Согласно данным Forbes, с 2022 года около 30% IT-специалистов покинули страну [12]. Кроме того, по данным исследователей из Высшей школы экономики наблюдается отток основателей стартапов за границу. Несмотря на то, что россиянами было создано 38 стартап-единорогов, все они были зарегистрированы в других странах [4]. В результате в 2022 году 30 % российских корпораций испытали сложности при работе со стартапами по причине релокации стартапов и их нехватки на внутреннем рынке [16].
Помимо релокации, корпорации сталкиваются с другими проблемами при взаимодействии со стартапами. Одной из них является низкое качество предлагаемых стартапами решений и нехватка опыта у стартапов при работе с крупными компаниями, что может привести к недопониманию и конфликтам между сторонами. С данными сложностями сталкиваются около 15 % российских корпораций [16].
Работа со студенческими стартапами является перспективным направлением, с помощью которого российские корпорации могут преодолеть вышеперечисленные трудности. Во-первых, студенческие стартапы являются государственным приоритетом, вследствие чего государство тратит значительные ресурсы на их запуск и развитие [23]. Например, на базе Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 2023 году были реализованы 302 акселерационные программы для студенческих стартапов и запущены 22 университетские стартап-студии. За счет имеющейся государственной поддержки студенческих стартапов корпорации могут вкладывать меньшее количество финансовых и человеческих ресурсов при работе с ними, что снизит издержки компаний.
Во-вторых, студенческие стартапы поддерживаются университетами, что позволяет задействовать ресурсы университетов для их развития на первых стадиях и прототипирования. Кроме того, развитая инновационная инфраструктура университетов позволяет привлекать к командам стартапов ученых и академических экспертов, а учебные курсы и программы по технологическому предпринимательству позволяют командам стартапов приобрести предпринимательский опыт и навыки во время обучения. В результате, у корпораций увеличивается количество возможностей получить работающее решение при сотрудничестве с университетами и студенческими стартапами.
Вышеизложенные факты позволяют выдвинуть авторскую гипотезу, что сотрудничество со студенческими стартапами - перспективный способ получения инноваций для отечественных корпораций. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы следует проанализировать зарубежный и отечественный опыт сотрудничества стартапов с корпорациями и университетами. Анализ поможет оценить эффективность таких взаимодействий, выявить возникающие проблемы и разработать способы их решения. Если повысить эффективность взаимодействия между всеми участниками инновационной системы, это позволит ускорить технологический прогресс как на уровне отдельных корпораций, так и на уровне всей страны.
Целью данного исследования является оценка перспектив студенческих стартапов как источника инноваций для российских корпораций.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1). Охарактеризовать университеты, корпорации и студенческие стартапы как субъекты инновационной деятельности.
2). Проанализировать мотивацию, потребности и проблемы университетов, корпораций и студенческих стартапов, для выявления общих зон роста и инструментов взаимодействия друг с другом;
3). Охарактеризовать существующие способы взаимодействия студенческих стартапов и корпораций, корпораций и университетов;
4). Рассмотреть и проанализировать примеры взаимодействия университетов, корпораций и студенческих стартапов на международном и российском контуре.
Методы и материалы исследования
В рамках данного исследования использовались методы сравнительного анализа, обобщения научных трудов, системного и кейсового анализов. Базой исследования выступили научные публикации отечественных и зарубежных авторов, отраслевые исследования консалтинговых компаний и институтов развития инновационной сферы, аналитические и статистические данные, находящиеся в открытом доступе.
Объектами данного исследования выступают студенческие стартапы, корпорации и университеты. В то же время рассматриваются взаимоотношения между действующими субъектами: университетами, корпорациями и стартапами.
Литературный обзор
В данной работе проведен анализ статей, посвященных основам инновационной деятельности и ее понятийному аппарату. Использовались работы как российских исследователей (Герасименко О. А. и Ушаков Д. И. [14], Куракова Н. Г. и Цветкова Л. А. [19]), так и иностранных авторов (Мансфилд Е. [5], Дахландер Л. и Ганн Д. [1])
Вопрос сотрудничества между университетами и корпорациями раскрыт в работах Мироновой Д.Ю. [22], Калоудис А. и Аспелунд А. [3], Россони А., Васконселлос Э. и Россони Р. [8], Рюкер Шеффер П., Фишер Б. и Кейруш С. [7].
Сотрудничество между стартапами и корпорациями рассматривалось в работах Штейбер А. и Аланге С. [10], а также в отраслевых отчетах консалтинговых компаний [6] и рейтинговых агентств [16].
Вопрос сотрудничества между университетами и стартапами исследован в работах Стажаровой Д. М. [25], Зинова В. Г. [17], Кураковой Н.Г. и Цветковой Л.А. [19], Шенкоя Т., Янг К. Я. И Сунг Е. Х [9].
Таким образом, в зарубежной и отечественной научной литературе детально и в достаточной мере описаны взаимоотношения, сложившиеся между университетами, корпорациями и стартапами. Однако, практически не представлено исследований, описывающих взаимодействие студенческих стартапов и корпораций, а также роли университетов в этом процессе. Рассмотрение данного вопроса позволит получить системный взгляд на процесс трансфера технологий в корпорации из университетов через студенческие стартапы, а также оценить перспективы студенческих стартапов как дополнительного источника инноваций для корпораций
Участники взаимоотношений, их цели и мотивация
Университеты - важный элемент инновационной экосистемы, выступающий в роли поставщика отраслевой экспертизы, знаний и технологий. [5]
Университет как институт инновационного развития выполняет три задачи [21]. Первая - выпуск высококвалифицированных специалистов с теоретическими и практическими навыками. Вторая - проведение наукоемких исследований и развитие науки. Третья - разработка, коммерциализация и внедрение в производство технологий, созданных подразделениями университетов. Для выполнения вышеописанных задач университеты привлекают индустриальных партнеров. Индустриальные партнеры — это предприятия реального сектора экономики, способные использовать результаты интеллектуальной деятельности университетов в своей работе и/или софинансировать прикладные научные исследования и экспериментальные разработки.
Сотрудничество с индустриальными партнерами является источником дополнительного финансирования деятельности университетов и способом коммерциализации создаваемых ими технологий. Так, в 2021 году 28 % затрат российских университетов на исследования и разработки были профинансированы предприятиями реального сектора экономики [13]
Другим способом привлечения дополнительного финансирования для вузов Российской Федерации является развитие технологического предпринимательства в стенах университета. Этот способ позволяет получить дополнительные государственные субсидии. Например, внедрение в экономику высоких технологий, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и создание студенческих технопарков и бизнес-инкубаторов - один из критериев для участия университетов в программе «Приоритет 2030». По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2024 году грантополучателями программы станут 118 отечественных университетов. Они получат дополнительное финансирование в размере от 100 до 378 миллионов рублей. [24]
Таким образом, российские университеты имеют мотивацию как сотрудничать с корпорациями, так и поддерживать студенческие стартапы - оба вида взаимодействия помогают привлекать дополнительное финансирование в стены университета.
Другим элементом инновационной экосистемы создания и развития стартапов выступают корпорации. Для них разработка, поиск и внедрение технологических инноваций является одним из важнейших факторов конкурентоспособности и развития.
В основном корпорации получают инновации следующими способами:
● внутренние исследования и разработки;
● научное и технологическое сотрудничество с университетами, научными институтами и отраслевыми компаниями;
● сотрудничество со стартапами.
В последнее десятилетие корпорации уделяют большее внимание последнему способу. Компании признают технологические стартапы источником инноваций, что подтверждается ростом рынка корпоративного венчурного капитала. Так, согласно отчету консалтинговой компании PwC объем корпоративных венчурных инвестиций в 2020 году составил 73,1 млрд $ (прирост 157 % относительно 2014 г.) [6]. На основе данного отчета авторы исследования рассчитали средний темп прироста корпоративных венчурных инвестиций: в 2014 - 2020 гг. он составлял 21 % ежегодно. Аналогичную тенденцию можно наблюдать и в российской экономике. Согласно исследованию агентства DSight [16] в первом полугодии 2023 года российские корпорации совершили на 125 % больше сделок, чем за первое полугодие 2022 года. Результаты исследования DSight подтверждают, что отечественные корпорации заинтересованы в работе со стартапами. Все опрошенные компании подтвердили, что ищут стартапы для получения инноваций. При этом две трети компаний используют партнерства с университетами и институтами развития как канал поиска стартапов [16].
Цели российских корпораций при работе со стартапами - получение дополнительной EBITDA, сокращение издержек, доступ к новым технологиям и нишам. Согласно исследованию DSight ключевые параметры, по которым представители корпораций выбирают стартапы [16]:
● высокий уровень зрелости технологии/продукта (стадия MVP и выше);
● технологическое соответствие задачам и отрасли заказчика;
● экономическая целесообразность решения.
Сотрудничество выгодно не только корпорациям, но и стартапам, так как взамен корпорации готовы предоставить технологическую и бизнес-экспертизу, пилотирование и масштабирование продукта, PR, венчурные инвестиции, доступ к ресурсам компании и шанс на M&A (mergers and acquisitions, с англ. «слияния и поглощения») сделку.
Последним участником рассматриваемых в исследовании взаимоотношений выступают студенческие стартапы, являющиеся молодым элементом национальной инновационной экосистемы. Основным отличием студенческих стартапов от обычных является команда, состоящая из обучающихся высших учебных заведений. Именно данный критерий используется, например, в положениях конкурсов «Умник» и«Студенческий стартап» от Фонда содействия инноваций.
Команда студенческого стартап-проекта, как и любого стартапа, стремится разработать новый продукт или технологию, коммерциализировать его и масштабировать на рынок.
Но студенческие команды нуждаются в поддержке разного рода. Проанализировав ряд работ, например, статью китайских ученых Ванг П., Хуан Я. [11], а также статью Т.Ю.Красиковой [18], авторы данного исследования выделили следующие виды потребностей студенческих стартапов:
1. Помощь в формировании предпринимательских компетенций - теоретическое и практическое обучение технологическому предпринимательству, формирования знаний и первоначального опыта в разных компетенциях, необходимых стартапу;
2. Ресурсная помощь - финансирование стартапа, предоставление помещения, дополнительного специализированного оборудования и профильных специалистов;
3. Помощь в формировании бизнес-модели - менторская поддержка, подбор партнеров, расширение сети нетворкинга стартапа и помощь в его продвижении
4. Психологическая помощь - поддержка при неуспешном запуске стартапа и его закрытии.
Меры поддержки, в которых стартап нуждается, зависят от фазы его жизненного цикла. Так, на фазе идеи студенческим стартапам нужна помощь в формировании бизнес-модели и предпринимательских компетенций, а на стадии минимального жизнеспособного продукта (MVP, Minimal Viable Product) - ресурсная помощь. [11].
Таким образом, все участники цепочки «студенческий стартап - университет - корпорация» заинтересованы во взаимодействии. Выгоды и эффекты, получаемые при рассматриваемом взаимодействии, авторы свели воедино на рисунке № 1:
Рис.1. Эффекты, получаемые при взаимодействии студенческих стартапов, университетов и корпораций.
Источник: составлено авторами
Студенческие стартапы хотят получить поддержку и ресурсы для разработки своего продукта, а затем успешно коммерциализировать его.
Университеты стремятся укрепить партнерства с корпорациями, коммерциализировать свои разработки, получить дополнительное финансирование от частных лиц и государств.
Корпорации желают получить инновации, готовые к внедрению в производство.
Наличие мотивации приводит к тому, что стороны взаимодействуют друг с другом, но чаще всего попарно, что объясняется конкуренцией. Для корпорации и университет, и студенческий стартап являются источником инноваций. Студенческий стартап может получить поддержку как от университета, так и от корпорации. Университет может коммерциализировать научные разработки через студенческие стартапы или через партнерство с корпорацией. С точки зрения целей организаций другие стороны взаимозаменяют друг друга, но не дополняют.
Для более детального анализа взаимодействия студенческих стартапов, университетов и корпораций следует рассмотреть способы и механизмы, по которым это взаимодействие происходит.
Способы взаимодействия участников
Корпорации и университеты. Российские эксперты выделяют три основные модели взаимодействия корпораций и университетов [21]. Описание способов и примеры взаимодействий представлены в таблице 1:
Таблица 1. Способы взаимодействия корпораций и университетов.
Способ
взаимодействия корпораций и университетов
|
Пример
данного взаимодействия
|
Выполнение
заданий от компании по системе, схожей с тендером, на конкурсной основе
|
В
2021 году Объединенная судостроительная корпорация заключила заказ на НИОКР с
Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом на
создание системы автоматизированного проектирования. Бюджет проекта
составляет около 37 миллионов рублей
|
Кооперация
вузов и компаний для совместного решения научных и технологических вызовов
|
В
2023 году создан консорциум «Синхротронное излучение в нефтегазовых
технологиях», в который входит корпорация «Газпром нефть«, Томский
политехнический университет, Новосибирский государственный университет и
другие научные учреждениея. Участники консорциума будут изучать синхротронное
излучение для разработки новых технологий добычи нефти на «Сибирском
кольцевом источник фотонов» (СКИФ)
|
Эксклюзивное
партнерство университетов с отраслевыми компаниями или государственными
монополиями
|
Сотрудничество
Петербургского государственного университета путей сообщений с корпорацией
«Российские железные дороги»
|
Аналогичные модели предлагаются зарубежными авторами. Например, исследование ряда шведских ученых выделяет 2 способа сотрудничества университетов и корпораций: [3]
1. Партнерское исследование – способ сотрудничества корпораций и университетов, нацеленный на создание академических продуктов – публикаций, научных исследований, созданных при совместном участии корпораций и университетов. Разновидности:
- совместное (или спонсорское) исследование;
- научно-образовательный центр (НОЦ) в партнерстве с корпорациями.
2. Исследовательские услуги – разработка научного решения, выполнение научной задачи или научного консалтинга университетом по платному заказу корпорации. Разновидности:
- заказ на исследование;
- научный консалтинг.
Таким образом, взаимодействие корпораций с университетами может носить как прикладной, так и фундаментальный характер. В первом случае университет выступает заказчиком и разрабатывает технологическое решение «под ключ», разрабатывая поддерживающие инновации. Во втором случае область исследований носит больше теоретический характер. Компании поддерживают такие исследования ради повышения своего статуса, а также в целях получения «подрывных» и «революционных» инноваций, способных принести компании значительное конкурентное преимущество.
● Корпорации и студенческие стартапы. Для корпораций не имеет значения с каким стартапом сотрудничать - обычным или студенческим, именно поэтому способы взаимодействия корпораций со студенческими стартапи не отличаются от способов взаимодействия с другими стартапами. Согласно A. Steiber и S. Alänge [10] к таким способам можно отнести 7 способов взаимодействия корпораций и студенческих стартапов, представленных в таблице 2:
Табл. 2. Способы взаимодействия корпораций и студенческих стартапов.
Способ
взаимодействия
|
Описание
способа
|
Корпоративное
венчурное финансирование
|
Процесс,
при котором компания инвестирует свои активы в юридическое лицо,
представляющее стартап. Взамен корпорация получает долю в организации
|
Сделки слияния-поглощения
(mergers and acquisitions, M&A) |
Сделки,
в ходе которых право собственности на стартап, разработанные им продукты и
результаты интеллектуальной деятельности, переходит к корпорации.
|
Внутренние
корпоративные инкубаторы и акселераторы
|
Программы,
направленные на развитие стартапов, в одном случае от идеи, во втором с более
поздних этапов. Особенность способа - привлечение сотрудников компании для
участия в программах.
|
Платформенная
модель
|
Способ
взаимодействия, при котором крупная фирма приглашает дополняющие инновации
внешних стартапов для развития существующих корпоративных инноваций и
укрепления своей экосистемы.
|
Корпоративная
стартап-программа
|
Акселерационные
программы и инкубаторы компании, направленные на работу с внешними
стартап-командами.
|
Совместное
размещение
|
Предоставление
стартапам коворкинг-пространство за низкую аренду или места для пилотирования
своих продуктов
|
Совместное
создание инноваций
|
Способ
сотрудничества, включающий в себя несколько методов, построенных на
совместной разработке инноваций корпорациями, стартапами с опорой на
потребителей и других заинтересованных сторон.
|
К форматам совместного создания инноваций (co-creation) относятся хакатоны, краудсорсинг идей и окна открытых инноваций.
Хакатон - мероприятие-соревнование, в ходе которого стартап-команды независимо друг от друга и за короткий срок (от 1-2 дней до недели) разрабатывают инновационное решение на заданную компанией проблему.
Краудсорсинг идей - привлечение стартапов к разработке решений технологических вызовов корпорации. В рамках краудсорсинга компания формирует открытую базу запросов на инновации, в решении которых может принять участие любая стартап-команда.
Окно открытых инноваций – способ, при котором стартапы направляют предложения об использовании своего продукта корпорациям. Корпорация рассматривает и проводит экспертизу поступающих предложений на предмет их возможной совместной реализации. При подтверждении экономического эффекта от использования продукта, корпорация начинает сотрудничество со стартапом в роли инвестора, партнера по совместному производству и реализации проектов, покупателя инновационной продукции, технологий, патентов, команд (компетенций) и бизнесов (компаний) в целом.
Таким образом, проведенный анализ форматов взаимодействия между корпорациями и стартапами подтверждает большое количество возможностей для молодых студенческих проектов для вхождения в корпоративный мир и возможность более быстрого масштабирования своих технологий или продуктов.
Университеты и студенческие стартапы.
Способы поддержки студенческих стартапов, предоставляемые университетами, описаны в работе Шенкоя Т. [9], среди которых:
1. университетские стартап-акселераторы;
2. университетские стартап-инкубаторы;
3. академическое обучение предпринимательству:
а. практические курсы;
б. теоретические курсы.
К вышеперечисленным способам стоит добавить венчурное инвестирование в студенческие стартапы и совместное размещение, например, в университетских технопарках. Такие способы описаны, например, в работе «Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры ВУЗа» под авторством Стажаровой Д.М. и Будриной Е.В. [25].
В рамках венчурного инвестирования в университете создается новое подразделение: венчурный фонд или стартап-студия, которые финансируют запуск лучших студенческих стартапов. В рамках совместного размещения университеты предлагают студенческим стартапам пространство для пилотирования идей, оборудование и другие необходимые ресурсы. В качестве примера можно привести фабрику-лабораторию университета ИТМО. Данное подразделение предоставляет бесплатную коворкинг-зону, где студенты могут получить доступ к промышленному оборудованию для реализации своих идей и проектов.
Проведенное исследование подтвердило, что существует огромное количество способов взаимодействия между корпорациями, студенческими стартапами и университетами. Для всех рассмотренных участников взаимодействие и совместные проекты помогают добиться собственных целей и задач. Для подтверждения авторами были рассмотрены успешные кейсы сотрудничества, представленные в таблице 3. Критерием успеха было выделено достижение компаниями целей, сформулированных в разделе «участники взаимодействия, их цели и мотивация»
Табл. 3. Успешные примеры двустороннего взаимодействия корпораций, университетов и студенческих стартапов.
Вид
взаимодействия
|
Участники взаимодействия
|
Способ взаимодействия
|
Кейс
|
Корпорации и университеты
|
Газпромнефть и российские университеты
|
НОЦ, заказы на исследования и научный консалтинг
|
Газпромнефть организовала несколько научно-образовательных
центров совместно с ведущими техническими университетами РФ: СпбПУ, УГНТУ,
ИТМО и др.
НОЦ разрабатывают технологии для блока разведки и добычи Газпромнефти, а
университеты выполняют заказы на НИОКР
|
Procter & Gamble и Университет Цинциннати, США
|
НОЦ, совместные исследования
|
Procter & Gamble основал в University of Cincinnati научный
центр по разработке инноваций. В нем проектные команды P&G совместно с
учеными университета Цинциннати разрабатывают новые продукты для компании.
От сотрудничества университет получает около 1 млн $ ежегодно, а часть прав
на интеллектуальную собственность остаются у ученых.
В свою очередь P&G благодаря сотрудничеству запускает на рынок новые продукты, | |
Huawei и Университет Кардиффа, США
|
Заказ на исследования
|
Начиная с 2014 года Huawei заплатил около 1,5 млн £ за
исследования в области 5G сетей университету Кардиффа. Результаты
исследований становятся частью продуктов корпорации
| |
Студенческие стартапы и корпорации
|
Логистический стартап Sender и автопроизводитель Scania
|
Венчурное инвестирование, совместное создание инноваций
|
Стартап Sender, разрабатывающий цифровые решения для экспедиции
грузоперевозок, основан в 2015 году. С 2017 года он сотрудничает со Scania:
автопроизводитель проинвестировал разработку продуктов компании, а также стал
местом для пилотирования инноваций
В результате Sender стал «единорогом», а Scania повысила свои продажи и получает дивиденды от Sender
|
Automarket, Сбер и X5-Retail Group
|
Совместное размещение, внутренний акселератор
|
Стартап студента ВШЭ по разработке автоматизированных устройств
для супермаркетов выиграл студенческий акселератор Сбера и получил грант на
свое развитие. Партнер стартапа - X5-Retail Group, в магазинах сети которой
проходит пилот продукта.
| |
Halo Cars и Lyft
|
Совместное размещение, M&A сделка
|
В 2018 году индийский студент запустил стартап Halo Cars,
устанавливающий на автомобилях цифровые экраны для показа таргетированной
рекламы.
Через 9 месяцев ее приобрел крупный агрегатор такси Lyft. Это произошло после успешного пилота продукта Halo Cars на машинах Lyft | |
Студенческие стартапы и университеты
|
Transfur и стартап-студия университета Висконсина, США
|
Университетский акселератор, университетская стартап-студия
|
Стартап Transfur, разрабатывающий платформу для управления
медицинскими карточками ветеринаров, прошел акселерационную программу
университета Висконсина. После этого стартап получил финансирование от
партнеров студии: венчурного фонда The High Alpha Innovation
|
Antithesis Foods и Cornell University
|
Теоретические учебные курсы, студенческий акселератор
|
Идея foodtech стартапа Antithesis
Foods пришла его основателям во время занятия по технологиям
производства продуктов питания. В дальнейшем стартап прошел студенческий
акселератор и привлек грант в размере более 1 млн $ от Национального научного
фонда США
| |
Gense Technologies и The University of Hong Kong
|
Студенческий акселератор, курсы по предпринимательству
|
Healthtech cтартап Gense
Technologies прошел акселерационную программу ресурсного центра Университета
Гонконга, после чего привлек более 30 млн. гонконгских долларов от
бизнес-ангелов и венчурных фондов
|
Данные результаты подтверждают, что во всех рассмотренных видах взаимодействия присутствуют примеры успешного сотрудничества, что указывает на достижение сторонами своих целей через сотрудничество и кооперацию. Однако стоит учитывать, что информация о таком сотрудничестве, особенно финансовая, часто находится в закрытом доступе. Данная причина не позволяет провести количественное исследование для разделения способов взаимодействия на эффективные и неэффективные.
Но стоит обратить внимание, что способы взаимодействия студенческих стартапов, университетов и корпораций пересекаются и, в некоторых случаях, аналогичны друг другу. Например, студенческий стартап может пройти как университетский, так и корпоративный акселератор., а венчурное финансирование получить от фонда университета или корпоративного фонда. Это говорит о дублировании возможностей разных участников инновационного процесса и необходимости объединения их сил для повышения эффективности взаимодействия.
Заключение
Университеты, студенческие стартапы и корпорации заинтересованы в сотрудничестве, так как их попарное взаимодействие позволяет каждому участнику добиться собственных целей. Университеты благодаря работе со студенческими стартапами и корпорациями получают дополнительные финансовые ресурсы. Стартапы могут получить от корпораций или университетов финансовые и человеческие ресурсы, отраслевую и рыночную экспертизу, что необходимо для их развития, особенно на ранних этапах развития. Для корпораций университеты и студенческие стартапы являются способом получения инноваций, необходимых для поддержания конкурентоспособности.
В рамках проведенного исследования были выделены способы, с помощью которых университеты и корпорации взаимодействуют со студенческими стартапами. Авторами был сделан вывод о схожести данных способов: проведение акселерационных программ и инкубаторов, венчурное финансирование, совместная разработка инноваций и их дальнейшее размещение. При этом у университетов и корпораций есть уникальные способы взаимодействия: университеты обучают команды стартап-проектов теории и практике технологического предпринимательства, а корпорации приобретают готовые стартапы через сделки слияния-поглощения, приобретая таким образом готовый продукт или технологию.
В связи с тем фактом, что данные о сотрудничестве со стартапами часто являются корпоративной тайной, способы взаимодействия нельзя количественно разделить на эффективные и неэффективные с финансовой точки зрения. Анализ успешных примеров двустороннего взаимодействия корпораций, университетов и студенческих стартапов показал, что различные способы сотрудничества могут привести к достижению участниками взаимодействия поставленных собственных целей.
Следовательно, студенческие стартапы могут стать альтернативным источником инноваций для российских корпораций в условиях релокации высококвалифицированных кадров и недостатка обычных стартапов. Барьером, мешающим взаимодействию, может выступать дублирование усилий корпораций и университетов при работе со студенческими стартапами. И корпорации, и университеты предлагают стартапам одинаковые способы взаимодействия (акселераторы, инкубаторы, венчурное финансирование и др.), что приводит к росту конкуренции за студенческие стартапы. Избежать этого поможет трехстороннее взаимодействие – партнерство университетов и корпораций при работе со студенческими стартапами. Дальнейшие исследования будут посвящены поиску эталонной модели трехстороннего сотрудничества для национального инновационно-экономического роста.
Источники:
2. Clawson T. In Deep: The U.K. VC Fund Backing Europe’s Student Startups. Forbes. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/trevorclawson/2023/06/17/in-deep-the-uk-vc-fund-backing-europes-student-startups/?sh=1a743b6c3771 (дата обращения: 22.03.2024).
3. Kaloudis Aris, AspelundArild (2019) How Universities Contribute to Innovation: A Literature Review-based Analysis. Norwegian University of Science and Technology
4. Kutsenko E., Tyurchev K., Ostashchenko T. Relocation as a Driver of Innovative Activity: A Global Study of Unicorn Founders’ Migration // Foresightand STI Governance. – 2022. – № 16(4). – p. 6–23. – doi: 10.17323/2500-2597.2022.4.6.23.
5. Mansfield E. Academic research and industrial innovation // Research Policy. – 1991. – № 20(1). – p. 1- 12.
6. Reh Serge, Jarvinen Topi Topi Why the Golden Age of Corporate Venture Capital is yet to come – despite COVID-19 (PricewaterhouseCoopers). [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/entrepreneurial-private-business/small-business-solutions/blogs/golden-age-of-corporate (дата обращения: 20.01.2024).
7. Rücker Schaeffer P., Fischer B., Queiroz S. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems // Foresight and STI Governance. – 2018. – № 2. – p. 50–61. – doi: 10.17323/2500-2597.2018.2.50.61.
8. Rossoni, André & Vasconcellos, Eduardo &Rossoni, Renata Luiza De. (2023). Barriers and facilitators of university-industry collaboration for research, development and innovation: a systematic review. Management Review Quarterly. 10.1007/s11301-023-00349-1
9. Shenkoya T., Hwang K. Y., Sung E. H. Student Startup: Understanding the Role of the University in Making Startups Profitable Through University—Industry Collaboration // SAGE Open. – 2023. – № 13(3).
10. Steiber, Annika &Alänge, Sverker. (2020). Corporate-Startup Co-Creation for Increased Innovation and Societal Change. Triple Helix. 10.1163/21971927-bja10004
11. Wang Peng, Huang Yangjie Give Me What I Want: Identifying the Support Needs of College Student Entrepreneurs. Frontiers in Psychology, 11. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2020.01428 (дата обращения: 22.03.2024).
12. Бирюков М.О. «Аналитики оценили отток IT-специалистов за рубеж». Forbes.ru (2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/467051-analitiki-ocenili-ottok-it-specialistov-za-rubez (дата обращения: 29.01.2024).
13. Власова В.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. Наука. Технологии. Инновации: 2024. / краткий статистический сборник. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2024. – 14 c.
14. Герасименко О. А., Ушаков Д. И. Стартап: метаанализ, оценка жизнеспособности, формирование условий для развития идей в образовательной сфере // Business Strategies. – 2023. – № 1.
15. Глухих П. Л., Алексина А.С., Лобарева Н.С., Хабирова А.В., Шкурин Д.В. Молодежное стартап-движение в России: теоретические подходы и социально-экономическая оценка эффективности. / под ред. Е.Л. Андреевой. - Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2020. – 160 c.
16. Запрос на инновации: как и какие стартапы ищут российские корпорации». Аналитическое агентство Dsight (2023). [Электронный ресурс]. URL: https://dsight.ru/research15 (дата обращения: 22.03.2024).
17. Зинов В. Г, Куракова Н. Г. Университетские стартап-студии как новая модель трансфера технологий // Эко. – 2022. – № 4.
18. Красикова Т. Ю., Киреенко А. П. Мотивация студенческого предпринимательства и роль университетской инфраструктуры // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 5(71). – c. 277-291. – doi: 10.51832/2223798420225277.
19. Куракова Н. Г., Цветкова Л. А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения // Экономика науки. – 2021. – № 3. – c. 170-187.
20. Лучшие практики корпоративных инноваций российского рынка. GenerationS, Российская венчурная компания (2023). [Электронный ресурс]. URL: https://generation-startup.ru/deeptech/ (дата обращения: 05.02.2024).
21. Мамонова Е. Эксперты назвали основные модели взаимодействия вузов с бизнесом / Российская газета (2021). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/10/05/reg-szfo/eksperty-nazvali-osnovnye-modeli-vzaimodejstviia-vuzov-s-biznesom.html) (дата обращения: 16.02.2024).
22. Миронова Д.Ю. Инновационная инфраструктура вуза как элемент формирования и развития экосистемы промышленного симбиоза и стимулирования проектной деятельности // Экономика. Право. Инновации. – 2023. – № 2. – c. 38–46.
23. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р // СПС КонсультантПлюс
24. Ротации вузов в базовой части гранта: комиссия Минобрнауки подвела ежегодные итоги реализации программы «Приоритет-2030». Пресс-служба Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/76865/ (дата обращения: 23.02.2024).
25. Стажарова Д.М., Будрина Е.В. Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры ВУЗа // Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 3.
26. Фишман И. С. Коммерциализация инноваций в практике зарубежных университетов // Экономика науки. – 2020. – № 6(3). – c. 159–168.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:41:25