Particularities of budgetary and finance control over the implementation of the regional socio-economic development strategy (on the example of the Lipetsk region)
Solomina T.P.1
1 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 6 (June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68015193
Abstract:
Since the federal and regional budgets are one of the main sources of financing the region's development strategy, they are subject to budgetary and finance control in accordance with the provisions of the Budgetary Code. At the same time, financial monitoring is one of the tools of budgetary and finance control. However, the existing tools of financial control are not sufficient for a full survey and conclusion on the effectiveness of budgetary funds within the framework of the implementation of state programs. Accordingly, it is relevant to conclude that it is necessary to further improve the tools of financial monitoring and control, including the application of the methodology of performance audit. The article presents the results of the analysis of the peculiarities of the budgetary and finance control of the implementation of the regional socio-economic development strategy on the basis of the financial monitoring tool.
Keywords: budgetary and finance control, state program, budget funds, strategy, financial monitoring, efficiency
JEL-classification: H61, H68, H71
Введение
Современная система управления регионом базируется на совокупности целого ряда долгосрочных управленческих решений, воплощенных в стратегии социально-экономического развития. Однако, реализация данной стратегии предполагает использования ряда финансовых инструментов, включающих, в том числе, целевое бюджетное финансирование. При этом со стороны и федеральных и региональных органов влясти одной из первостепенных задач является обеспечение достаточности используемых финансовых инструментов, а также целевого назначения и эффективности их использования. В соответствии со статьей Федерального закона от 28.06.2014 №172 - ФЗ одним из ключевых элементов региональной стратегии социально-экономического развития является оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей и решения стратегических задач [1]. Недостаточность и (или) неэффективность финансирования реализации стратегии социально-экономического развития региона может привести к ухудшению качества жизни населения в долгосрочной перспективе. Все субъекты Российской Федерации разрабатывают и используют в своей деятельности документы стратегического планирования. Однако, финансовый аспект поддержки реализации региональных стратегий социально-экономического развития, в том числе финансовый мониторинг как часть бюджетно-финансового контроля, представлены недостаточно в структуре проводимых исследований, а также в практике хозяйственной деятельности. [25, С. 103 – 107].
Отметим, что приоритеты стратегического приоритетов социально-экономического развития российских регионов достаточно глубоко рассматриваются в современных научных исследованиях. Можно отметить научные исследования, таких российских экспертов, как Андреева О.В., Суховеева А.А. [5], Арбузова Т.А. [6], Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И. [7], Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В. [8], Дробот Е.В. [9–13, 16–20], Макаров И.Н. [9, 11–13, 16–20], Ильинова О.В., Кривошлыков В.С., Гальченко С.А. [14], Космачева Н.М., Черкасская Г.В. [15], Маслюк Н.А., Медведева Н.В. [21], Подвербных О.Е., Лукьянова А.А., Межова И.А., Донова Н.А. [22], Смольянова И.В. [23], Степаненкова Н.М., Степаненкова М.А. [24], Шарова И.В. [26].
Тем не менее специфики бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития регионов в анализируемых источниках внимание либо не уделяется совсем, либо данная проблематика рассматривается эпизодически.
Именно поэтому интерес представляет анализ особенностей бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона с использованием инструмента финансового мониторинга.
Целью написания данной статьи является анализ особенностей бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона с использованием инструмента финансового мониторинга.
В качестве полученных результатов, обладающих признаками научной новизны, мы позиционируем вывод о недостаточности имеющегося на современном этапе инструментария финансового мониторинга для полноценной оценки эффективности реализации государственных программ в частности и стратегии развития региона в целом.
Основная часть
Поскольку одним из наиболее значимых источников финансирования стратегии развития региона выступают федеральный и региональный бюджеты, то соответственно положениям бюджетного законодательства они подпадают под бюджетно-финансовый контроль. При этом одним из инструментом бюджетно-финансового контроля выступает финансовый мониторинг.
Под финансовым мониторингом реализации стратегии социально-экономического развития будем понимать выявление необходимого уровня эффективности затрат бюджетных средств по реализации государственных программ, проектов и мероприятий, в том числе федерального уровня, которая выражается в достижении целевых показателей финансирования и целевых значений реализации Стратегии социально-экономического развития региона.
При этом необходимо учитывать, что источниками финансирования стратегии социально – экономического развития региона являются как бюджетные, так и внебюджетные источники.
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению проблематики формирования, финансирования и реализации региональной стратегии социально-экономического развития на примере Липецкой области.
В 2024 году в Липецкой области была принята Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Структура Стратегии представлена тремя направлениями и шестью флагманскими проектами (рис. 1).
Рисунок 1 – Проектная структура
Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года
составлено автором
Стратегия прошла ряд этапов согласования в соответствии с определенным законодательством порядком в профильных федеральных органах исполнительной власти.
Выделенные направления Стратегии «Экономика», «Пространство» и «ESG – трансформация» и соответствующие им флагманские проекты раскрыты в плане мероприятий с указанием ответственных и результатов реализации. План мероприятий является основой внесения изменений в существующие государственные программы. Использование программного – целевого метода в реализации Стратегии является оптимальным механизмом достижения запланированного результата в заранее установленные сроки.
С 1 января 2024 года в Российской Федерации осуществлен переход государственных программ регионов на новую систему управления. Обновленная структура государственной программы позволяет четко взаимоувязать стратегические цели и финансовое обеспечение для их достижения. В целях мониторинга эффективности реализации государственных программ используется «контрольная точка». «Контрольная точка» является подтверждением завершения значимого действия по достижению запланированного результата на документальной основе. Промежуточные результаты реализации государственных программ вносятся в информационно-аналитическую систему.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года был определен перечень государственных программ, включающих двадцать одну позицию (таблица 1). За каждой государственной программой закреплен ответственный исполнитель – профильное управление Правительства Липецкой области. Стратегические цели и задачи по направлениям отражаются в государственных программах в разделе описания приоритетов и взаимосвязи с документами стратегического планирования.
Оценка эффективность исполнения государственной программы с точки зрения достижения целей Стратегии может осуществляться коллегиальным органом межведомственного взаимодействия – управляющим советом.
При этом, одной из задач управляющего совета является также одобрение параметров финансового обеспечения.
Таблица 1 – Государственные программы Липецкой области, направленные на реализацию Стратегии социально-экономического развития до 2030 года
№
п/п
|
Наименование
государственной программы
|
1
|
Социальная
поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой
области
|
2
|
Развитие рынка
труда и содействие занятости населения в Липецкой области
|
3
|
Развитие
здравоохранения Липецкой области
|
4
|
Развитие
физической культуры и спорта Липецкой области
|
5
|
Развитие
образования Липецкой области
|
6
|
Развитие
культуры и туризма в Липецкой области
|
7
|
Профилактика
терроризма и экстремизма в Липецкой области
|
8
|
Обеспечение
жителей Липецкой области качественным жильем, социальной и инженерной
инфраструктурой
|
9
|
Обеспечение
общественной безопасности населения и территории Липецкой области
|
10
|
Реализация
внутренней политики Липецкой области
|
11
|
Развитие
малого и среднего предпринимательства в Липецкой области
|
12
|
Энергоэффективность,
развитие энергетики и повышение надежности энергоснабжения в Липецкой области
|
13
|
Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Липецкой области
|
14
|
Развитие
транспортной системы Липецкой области
|
15
|
Обеспечение
инвестиционной привлекательности и развития промышленности Липецкой области
|
16
|
Охрана
окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных
ресурсов Липецкой области
|
17
|
Развитие
лесного хозяйства в Липецкой области
|
18
|
Эффективное государственное
управление и развитие муниципальной службы Липецкой области
|
19
|
Управление
государственными финансами и государственным долгом Липецкой области
|
20
|
Обеспечение
населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и
формирование современной городской среды
|
21
|
Комплексное
развитие сельских территорий Липецкой области
|
В соответствии с обновленными методическими рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально – экономического развития субъекта Российской Федерации в государственных программах Липецкой области уровень соответствия декомпозированного показателя маркируется соответствующим образом. Отметка «Стратегия» позволяет проводить мониторинг достижения стратегических целей по контрольным точкам. Однако, рассматривая финансовые возможности реализации Стратегии, которые сосредоточены в государственных программах, можно отметить сложности в выделении финансовых затрат, которые были направлены именно на достижение стратегических целей.
Финансовый мониторинг реализации государственной программы является завершающим мероприятием по оценке эффективности реализации стратегических мероприятий. Одной из задач мониторинга является выявление отклонений и предупреждение недостижения целевых параметров государственной программы. Мониторинг осуществляется на основании отчета, которые имеет четыре ключевых параметра: показатели, мероприятия (результаты), показатели финансового обеспечения из всех источников финансирования, контрольные точки.
Проведение финансового мониторинга в рамках бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона позволяет определить эффективность и целесообразность расходования средств на достижение целей государственной программы. В настоящее время выводы финансового мониторинга формируются по двум направлениям: достижение целевых показателей и уровень освоения средств при реализации государственных программ.
При обнаружении факта недостижения целевых показателей исполнители программы обозначают причины отклонений, которые в ряде случаев носят субъективный характер и обозначаются как неуправляемый риск.
По результатам проведенного анализа исполнения государственных программ нами были выявлены основные причины неисполнения гос программ в регионе: основными причинами кассового неисполнения государственных программ в Липецкой области являются: экономия по результатам проведения закупочных процедур, отсутствие потребности у получателей средств, нарушений сроков и условий исполнения государственных контрактов, иные причины, в том числе заявительный характер субсидии.
Заключение
По результатам проведенного анализа, нами были получены ряд выводов:
1. Финансовый мониторинг реализации государственных программ является одним из основных элементов осуществления обратной связи в рамках качественной реализации Стратегии социально-экономического развития региона.
2. Современная система финансового мониторинга реализации стратегий социально-экономического развития регионов не позволяет в полной мере оценить эффективность расходования финансовых средств достижения стратегических целей.
3. Современная система финансового мониторинга требует совершенствования в части возможностей гибкого реагирования на внешние вызовы, а также расширения использования риск-ориентированного подхода. Однако, существующий инструментарий финансового контроля недостаточен для полноценного обследования и заключения о эффективности использования бюджетных средств в рамках реализации государственных программ. Соответственно, актуальным является вывод о необходимости дальнейшего совершенствования инструментария финансового мониторинга / контроля, в том числе с использованием методологии аудита эффективности.
References:
Andreeva O.V., Sukhoveeva A.A. (2019). Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy sotsialnogo obsluzhivaniya grazhdan v ramkakh strategicheskikh prioritetov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda [Directions of the citizens' social services system improvement in the framework of strategic priorities of socio-economic development of the city]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1839-1850. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40994.
Arbuzova T.A. (2022). Strukturnyy analiz ponyatiya «strategiya razvitiya» sotsialno-ekonomicheskoy sistemy krupneyshego goroda [Structural analysis of the concept of development strategy of the largest city socio-economic system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (5). 1511-1528. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.5.114794.
Astashova E.A., Pogrebtsova E.A., Durnev S.I. (2022). Innovatsionnaya deyatelnost regiona kak sostavnaya chast sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Regional innovative activity as an integral part of socio-economic development]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 827-842. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114879.
Belikova E.V., Chernyavskaya E.Yu., Shamray-Kurbatova L.V. (2021). Regionalnye osobennosti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Volgogradskoy oblasti v usloviyakh pandemii [Regional features of the socio-economic development of the Volgograd region in the context of the pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 643-656. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111631.
Drobot E.V., Kukina E.E., Makarov I.N. (2019). Nalogovaya politika i proektnoe finansirovanie kak instrumentariy gosudarstvennoy politiki regionalno-otraslevogo razvitiya strany [Tax policy and project financing as a tool of state policy of regional and sectoral development of the country]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1807-1816. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40875.
Drobot E.V., Makarov I.N., Bashlykov T.V., Sukhina Yu.V., Volodina A.I. (2024). Planirovanie innovatsionnogo razvitiya regionalnyh sistem na osnove tsifrovizatsii gosudarstvennogo strategicheskogo upravleniya [Planning the innovative development of regional systems based on digitalization of state strategic management]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 139-156. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.
Drobot E.V., Makarov I.N., Sotnikov N.B., Sotnikov I.B., Kokoreva A.A. (2023). Formirovanie transportnyh proizvodstvenno-obrazovatelnyh klasterov kak faktor ustoychivogo razvitiya transportnoy otrasli i ekonomiki regiona [Transport production and education clusters as a factor of sustainable development of the transport industry and regional economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 3977-3994. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119205.
Drobot E.V., Makarov I.N., Yarikova E.V. (2019). Prostranstvennoe razvitie Rossii: problemy differentsiatsii v usloviyakh globalizatsii [Spatial development of Russia: problems of differentiation in the conditions of globalization]. Journal of international economic affairs. 9 (2). 855-866. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Faktory regionalnogo razvitiya Rossii: vliyanie prostranstva i rasstoyaniy i vozmozhnosti ikh nivelirovaniya [Factors of regional development of Russia: the influence of space and distance and the possibility of their leveling]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1775-1784. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
Ilyinova O.V., Krivoshlykov V.S., Galchenko S.A. (2023). Innovatsionnye proryvy, ili tormozhenie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii: interpretatsiya globalnogo i regionalnogo innovatsionnogo indeksa [Innovative breakthroughs, or inhibition of socio-economic development of the territory: interpretation of the global and regional innovation index]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 3895-3908. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119327.
Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. (2023). O zavisimosti modeley ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov v sisteme «megapolis – territoriya-satellit» [Dependence of models of regions' sustainable socio-economic development in the megapolis – satellite territory system]. Creative Economy. 17 (11). 4233-4248. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.11.119531.
Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A., Filonenko N.Yu. (2019). Prostranstvennoe razvitie Rossii: problemy mezhregionalnoy differentsiatsii [The spatial development of Russia: problems of interregional differentiation]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2953-2964. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
Makarov I.N., Drobot E.V., Nazarenko V.S., Fursova N.V., Volodina A.I. (2023). Ustoychivoe innovatsionnoe razvitie, zelenaya ekonomika i chelovecheskiy kapital: bazisnaya triada gosudarstvennoy politiki ekonomicheskogo razvitiya regionov [Sustainable innovative development, green economy and human capital: the basic triad of the state policy of regional economic development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6255-6274. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120516.
Makarov I.N., Drobot E.V., Sheozhev Kh.V., Sukhina Yu.V., Volodina A.I. (2023). Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika formirovaniya prostranstvennoy effektivnosti v usloviyakh vneshnikh ogranicheniy [State economic policy of spatial efficiency amidst external constraints]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (6). 2069-2080. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.6.118272.
Makarov I.N., Pivovarova O.V., Drobot E.V., Selischev O.V., Yushkov M.A. (2023). Rol innovatsionnoy infrastruktury v obespechenii prostranstvennoy politiki Rossii v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [The role of innovation infrastructure in Russia's spatial policy amidst mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2075-2084. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119989.
Makarov I.N., Pivovarova O.V., Drobot E.V., Shepelev M.I., Yushkov M.A. (2023). Regionalnoe izmerenie prostranstvennoy politiki Rossii: aspekty transportno-infrastrukturnogo obespecheniya territoriy [Regional dimension of Russia's spatial policy: aspects of transport and infrastructure provision]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6383-6392. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.119988.
Maslyuk N.A., Medvedeva N.V. (2021). Tekhnologizatsiya ekonomiki regiona kak osnova sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Technologization of the regional economy as a basis of socio-economic development]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 597-612. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112103.
Podverbnyh O.E., Lukyanova A.A., Mezhova I.A., Donova N.A. (2023). Formirovanie sotsialno-ekonomicheskoy politiki regiona v usloviyakh mobilizatsii ekonomiki: vyzovy i perspektivy [Challenges and prospects of regional socio-economic policy amidst economic mobilization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6275-6288. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120167.
Sharova I.V. (2024). Vliyanie razvitiya rynka internet-torgovli na sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie regiona [The impact of the e-commerce market on the socio-economic situation in the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (3). 799-810. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.3.120636.
Shmakova M.V. (2020). Formirovanie strategicheskikh osnov finansovo-investitsionnogo obespecheniya potrebnostey territoriy [Formation of a strategic framework for financial and investment support of the needs of territories]. Fundamental research. (10). 103 – 107. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42863.
Smolyanova I.V. (2022). Analiz vzaimoobuslovlennosti prioritetov regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki i ustoychivosti territorialnogo razvitiya [Analysis of the intersection between regional socio-economic policy priorities and the sustainability of spatial development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2687-2700. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116470.
Stepanenkova N.M., Stepanenkova M.A. (2021). Primenenie klasternogo analiza dlya otsenki urovnya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii [Application of cluster analysis to assess the level of socio-economic development of Russian regions]. Creative Economy. 15 (11). 4225-4236. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.11.113764.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 05:47:26