Теория экономической безопасности суверенного государства в российской академической науке – к 300-летию РАН
Караваева И.В.1
1 Институт экономики РАН
Скачать PDF | Загрузок: 36
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Апрель 2024)
Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления развития теоретических исследований проблем экономической безопасности в российской академической науке постсоветского периода. Показано, что масштабность и направленность исследований в рамках проблематики экономической безопасности отчетливо взаимоувязана с актуальными ориентирами экономического развития. Представлено комплексное исследование произошедших за последние более чем три десятилетия изменений в системе вызовов, рисков и угроз национальной безопасности РФ в производственной, бюджетно-финансовой, социальной и внешнеполитической сферах экономических отношений. Особое внимание уделено теоретическому обоснованию причин формирования новых вызовов и угроз экономической безопасности России на основе развития глобальной пандемии, процессов ужесточения внешнего санкционного давления и гибридного противостояния России и стран Запада. Обоснована актуализация проблематики обеспечения экономической безопасности страны и необходимость развития ее теоретико-методологического обоснования. Проанализировано возрастание значения социального и социально-политического факторов в стратегии экономической безопасности России как суверенного государства, охарактеризованы основные проявления, тенденции и противоречия данного процесса
Ключевые слова: теория экономической безопасности, социально-экономическая безопасность, стратегия опережающего экономического развития, риски экономического и социального развития
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение. В успешные, прогрессивные периоды развития хозяйственной деятельности суверенных государств экономическая безопасность как направление официальных теоретических исследований мало интересует ученых-экономистов. Необходимость изучения проблем экономической безопасности суверенного государства возникает в нестабильные, кризисные периоды развития национальных экономик, сопровождаемые резким обострением социальных отношений в обществе или вынужденным, подчас болезненным, изменением социальной структуры общества. Другим фактором, стимулирующим развитие теории экономической безопасности, становится, как правило, обострение глобального противостояния взаимодействующих в мирохозяйственной деятельности национальных экономик, форсированное развитие внешних конкурентных противоречий в периоды стагнации и депрессии, на фоне активного проявления различных социальных рисков на макро- и мезо- уровнях.
Формирование первичной концепции экономической безопасности России как суверенного государства в период 1990-х и 2000-х годов. В России очевидная потребность в официальной разработке вопросов экономической безопасности сформировалась в первой половине 1990-х годов, что было объективно обосновано формированием принципиально новой концепции и структуры национальной безопасности в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса.
Впервые Совет Безопасности был учрежден еще в РСФСР в апреле 1991 г. съездом народных депутатов России вместе с должностью Президента РСФСР. Двумя годами позже, в Конституции России от 1993 года в статье 83 говорится о Совете Безопасности РФ как государственном органе управления, состоящим из высших государственных чиновников России и руководителей ведомств обороны и безопасности и возглавляемым президентом России. SCRF действует как форум для координации и интеграции политики национальной безопасности [7].
Затем последовал долгий путь выработки концепций национальной и экономической безопасности современной России, который только в 2010 г. ознаменовался принятием закона «О безопасности» от 2010 года, определившем правовой статус Совбеза РФ как «конституционного консультативного органа», занимающегося выработкой решений президента в области обороны и национальной безопасности России [5].
Существенное влияние на развитие этой области исследований в отечественной экономической науке в середине 1990-х гг. оказали работы академика Л. И. Абалкина, как написанные еще до официального закрепления в терминологии российской государственной политики категории «экономическая безопасность», так и опубликованные в период создания Совета Безопасности Российской Федерации и принятия Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [1].
Еще до создания Совета Безопасности РФ и принятия Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» выходит статья Л. Абалкина «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение», в которой он определил экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [8, с. 14]. В ответ на эту работу появляется целый ряд исследований таких авторов, как А. Архипов, А. Городецкий, Е. Бухвальд, В. Тамбовцев, В. Сенчагов и др., которые в рамках активного диалога дают мощный толчок к развитию исследований по вопросам экономической безопасности как с теоретической и концептуальной стороны, так и с сугубо практической на уровне хозяйствующих субъектов.
Параллельно с формированием концепции экономической безопасности в научной среде идет аналогичный процесс и на уровне государственной политики. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» появляется первое официальное определение категории «экономическая безопасность» как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [4]. В последующих документах были уточнены цель и объект стратегии экономической безопасности, а также угрозы и критерии достижения с конкретными целевыми и пороговыми значениями [2; 3; 5; 6]. Обозначенные в Указе Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (Основных положениях) угрозы объективно совпадают с реальным положением дел экономики 1990-х, которая находилась в состоянии системного кризиса: рост неравенства по доходам населения и увеличение численности бедных; отсутствие системности и сбалансированной структуры экономики; рост регионального неравенства; ухудшение криминогенной обстановки в обществе и хозяйственной деятельности.
Несмотря на столь интенсивную разработку проблематики экономической безопасности, в 2000-е гг. интерес властных структур существенно снижается к развитию данной предметной отрасли экономической теории на фоне нарастания темпов восстановительного роста в российской экономике и формирования тенденций последовательного повышения уровня жизни населения.
В то же время, российские ученые продолжали концептуальное развитие вопросов экономической безопасности. Так Л. И. Абалкин обосновывал объективную встроенность экономической безопасности «в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экономических бедствий» [9, с. 85]. Сопоставляя данную позицию с зарубежными исследованиями, можно сказать, что данный тезис пересекается с концепцией «всеобъемлющей безопасности» Японии и стратегиями национальной безопасности США этого периода. При этом, академик Л.И. Абалкин также последовательно продвигал в своих работах идею принятия стратегии экономической безопасности на национальном уровне для того, чтобы государство выступало гарантом обеспечения социально-экономической безопасности посредством своевременного анализа вероятных угроз и их отражения. Для этого была предложена система ключевых индикаторов, отклонение, от оптимальных значений которых должно было вызывать настороженность [9, с. 94].
К широкомасштабному исследованию проблем экономической безопасности присоединился также и профессор В. К. Сенчагов. В научном диалоге эти авторы вывели три столпа экономической безопасности [9, с. 86; 42; 44]:
– экономическая независимость (не в дословном значении изоляции государства, а в смысле контроля над национальными ресурсами);
– стабильность и устойчивость (обеспечение спецификации прав собственности и правового и экономического комфорта предпринимательства);
– способность к саморазвитию и прогрессу (научно-технический прогресс как постоянная цель государственной политики).
С точки зрения этих известных ученых, данные ключевые позиции должны в обязательном порядке подкрепляться лояльностью и доверием населения по отношению к власти, что в своем основании имеет удовлетворенность уровнем и качеством жизни населения [9, c. 108]..
Постепенно академические научные разработки стали подкрепляться действиями экономической политики. Последовательно были приняты «Стратегия национальной безопасности 2020 года» и «Стратегия национальной безопасности до 2030 года» [3], которые стали первыми серьезными шагами к выстраиванию системы национальной безопасности государства. К сожалению, на данный момент эти документы нельзя назвать полностью удачными, так как им свойственна размытость определений, приоритетов и отсутствие системы индикативных критериев экономической безопасности.
В целом рассматриваемый нами период характеризуется осуществлением аналитических исследований, ориентированными на определение основных направлений обеспечения экономической безопасности российского государства, ориентированного на быстрый переход к рыночной системе хозяйствования. В качестве приоритетных в период первого и второго десятилетия развития постсоветской экономики можно выделить следующие направления поддержания экономической безопасности на национальном уровне:
– экономическая независимость, которая в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, но означает сохранение неизменной возможность контроля государства за национальными ресурсами [8; 9; 44];
– стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающая защиту собственности во всех ее законодательно закрепленных формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности [8-10];
– способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики [10, с. 4; 42];
– развитие институтов власти, обеспечивающих поддержку социально незащищенных слоев населения, минимизацию социальной напряженности [46; 43];
– обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста национальной экономики [19, с. 113; 44; 46, с. 3-7];
– направление финансовых потоков по различным каналам бюджетной, кредитной и инвестиционной политики в реальный сектор отечественной экономики для повышения ее инвестиционного и технического потенциала [10; 19, с. 113];
– задача повышения конкурентоспособности экономики страны в системе мирохозяйственных отношений [18-20; 44];
обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения [45];
– снижение государственного участия в экономике: радикальное сокращение госрасходов, бездефицитный бюджет, приватизация госпредприятий, жесткая денежная политика и т.д. [24];
– стимулирование технологического развития в комплексе с развитием человеческого потенциала [10; 47].
Модификация теоретических подходов к оценке экономической безопасности России в период глобальных экономических кризисов 2008-2014 гг. После финансово-экономического кризиса в России 2008-2010 гг. количество работ по проблемам экономической безопасности и в российской, и в зарубежной теоретической науке возрастает, появляются новые авторы.
Разрабатываются и новые, и традиционные вопросы. Например, причины очевидно заниженных темпов роста российской экономики по-прежнему привлекают внимание российских экономистов. Так, С. В. Кайманаков и В. М. Кульков и ряд других исследователей [32, с. 9-19] характеризуют российскую модель экономического роста как деформированную и неэффективную, а А.Е. Городецкий [21, c. 13-25] обращает внимание на причины, препятствующие формированию тенденции на долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие. В эти годы академик С.Ю. Глазьев начинает разрабатывать, применительно к сложившейся ситуации комплекс экономических механизмов по направлениям: реиндустриализации, развития производительных сил в направлении реструктуризации экономики сырьевого типа, активизации инвестиционной политики с целью повышения конкурентоспособности РФ в системе мирохозяйственных связей [20, с. 3-62].
Следует также отметить, что если в предыдущие десятилетия речь лишь вскользь шла о качестве рабочей силы, то теперь начинают активно прорабатываться вопросы развития человеческого потенциала, значимости роста квалификационного и социального статуса активного населения. Так, О. А. Василенко называет социально-экономическую безопасность одной из самых болезненных тем для российской экономики, ввиду недостаточных условий для воспроизводства человеческого капитала с необходимыми для современного этапа качественными характеристиками [16, c. 60-79]. А. Е. Городецкий объясняет важность инвестиций в развитие человеческого потенциала тем, что творческий труд выступает стимулирующим фактором роста и производительности, научно-технического и технологического прогресса [21, с. 13-25].
Из наиболее широко обсуждаемых вопросов – необходимые корректировки макро- и микроэкономической политики. И здесь можно привести довольно широкий перечень мер по приближению рыночной экономики к формату эффективности и самостоятельной регулировки: стимулирование перевода ресурсов из стагнирующих в растущие и перспективные сектора; определенное регулирование импорта для защиты национальных производителей; мобилизация внутренних национальных ресурсов ради стимулирования ускоренного роста; стимулирование экспортного производства обрабатывающей промышленности; антимонопольная политика и т.д. [11, с. 111-153; 21, с. 13-25; 26, с. 259-262; 41, с. 136–149].
Также стоит отметить, что в этот период впервые появляются исследования, предлагающие стимулировать развитие фондового рынка и финансовой системы в целом. В частности, в период 2005-2020 гг. Институт экономики РАН ежегодно представлял в Государственную Думу, Совет Федерации РФ и Управление Делами Президента РФ экспертные заключения на: трехгодичный Проект Федерального бюджета РФ, подготовленный Министерством Финансов России, а также Прогноз социально-экономического развития РФ, подготовленный Министерством экономического развития России. И значительную часть данных экспертных заключений составляла именно оценка влияния бюджетной, налоговой, кредитной и иных направлений финансовой политики государства на состояние экономической безопасности РФ в рамках соответствующего трехлетнего периода.
Финансовая экономическая безопасность рассматривается в научном сообществе как одно из приоритетных направлений исследований, как пример отражения глобальных вызовов на наиболее опасных направлениях преобразования государственной экономической системы. Следует также отметить, что эта тема получила дальнейшее развитие в 2020-2021 гг. Анализируя работы по данной предметной области [36, с. 220; 51, с. 307-318; 54, с. 568–574] можно выделить несколько ключевых рекомендаций в вопросах обеспечения финансовой безопасности России:
– институциональные преобразования (реформирование) финансовой сферы;
– включение в систему бюджетного обеспечения национальных программ критериев экономической безопасности;
– соотнесение критериев экономической безопасности со стандартами глобальной финансовой системы;
– повышение эффективности (гибкости) финансовой (банковской) системы в обеспечении роста реального сектора экономики;
– формирование финансовых институтов стимулирования инвестиционной активности;
– цифровизация финансового рынка.
Особую роль в теоретических исследованиях «кризисного» периода занимает проблематика экономической безопасности регионов России. Во взглядах российских исследователей, специализирующихся на оценке экономической безопасности регионов, именно в этот период сформировалось четкое понимание, что обеспечить безопасность страны в сфере ее пространственного развития можно только при условии конкретного определения, уже имеющихся и потенциальных угроз и выработке стратегического видения путей устранения этих угроз. Был поднят вопрос о многоаспектности исследования проблемы экономической безопасности территориальных образований в силу значительного разнообразия и даже разнонаправленности их производственных, социальных, демографических, коммуникативных и прочих интересов.
Аспект пространственной дифференциации начинает широко и активно исследоваться на взаимосвязанных уровнях: субфедеральном (региональном) и муниципальном (местном). Академическими исследователями теории экономической безопасности регионов активно анализируется теоретическая задача объективной оценки явления «дифференциации регионов», а также необходимости определиться с тем, до какой степени экономическое выравнивание регионов России возможно и целесообразно. А также – выработки критериев, указывающих за каким порогом дифференциация, имеющая объективную экономико-географическую природу, перестает быть угрозой экономической безопасности. В итоге данное направление исследований становится новым трендом развития теории экономической безопасности России как федеративного суверенного государства [12, с. 106-117; 13, с. 32-45; 14, с. 87-102; 15; 37; 38].
В целом, в периоды глобальных кризисов 2008 и 2014 годов самое широкое развитие в отечественной фундаментальной науке получили следующие области исследований аспектов экономической безопасности:
– методы обеспечения эффективной конкуренции и снижения рисков развития;
– возрастание значимости социальной составляющей в решении задач экономической безопасности в аспекте поиска механизмов развития человеческого потенциала, значимости роста квалификационного и социального статуса активного населения;
– углубленное исследование категории финансовой безопасности на всех уровнях управления;
– исследование экономической безопасности регионов (муниципальных образований) в аспекте пространственной дифференциации суверенного государства.
COVID-2019 как катализатор новой системы ценностей в экономической безопасности и репетиция гибридного противостояния. Во многом, определяющий вклад в переоценку теоретических взглядов и переосмысление стратегий экономической безопасности внес пандемический кризис 2019-2021 годов. За этот период существенно активизировались процессы нестабильности в мире в целом, нарастания геополитической напряженности, обострения и ужесточения демографических проблем, снижения качества и уровня жизни населения, болезненной трансформации целей, задач и реструктуризации системы здравоохранения и других национальных социальных институтов. В условиях периода пандемии усилилась турбулентность и нестабильность развития национальных экономик. При этом развитие негативной экономической ситуации сопровождалось не только новыми вызовами и угрозами, но и лавинообразным формированием новых социально-политических противоречий и конфликтов как внутри, так и во взаимодействии современных государств.
Научное сообщество отреагировало на эти события в нескольких аспектах.
Первое – ожидаемой реакцией, на вновь возникшие проблемы стало применение в качестве критериев экономической безопасности на национальном уровне индикаторов, характеризующих дифференциацию доходов населения, уровень безработицы, а также качество воспроизводства человеческого капитала [23, с. 5-31]. Во многих научных исследованиях появилась тенденция выделять связку неравенство-безработица-бедность в качестве основной угрозы экономической безопасности и даже национальной [27; 50, с. 105-114]. Стали активно исследоваться последствия социально-экономической турбулентности как неизбежная составляющая пандемической реальности.
Среди исследований с более общим и фундаментальным подходом можно выделить тренды на необходимость институциональных преобразований и реформирование финансовой системы. Перестройка и развитие институтов предлагается в следующих направлениях:
– институциональные механизмы, поддерживающие создание инфраструктуры, соответствующей требованиям глобальной интеграции [29, с. 51-64] и др.;
– преобразование базовых институтов собственности, контрактов и конкуренции (например, имитационный характер деятельности ФАС), слабость и примитивность которых порождает такие проблемы как структурная несбалансированность, низкие темпы роста, коррупция, бедность [34, с. 135-152] и др.
Важно отметить, что за три года пандемии (2019-2021 гг.) сама концепция экономической безопасности и оценка ее теоретических составляющих получили новую качественную модификацию: активизировался процесс возрастания значения социальных интересов общества по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. В условиях эпидемиологического кризиса повсеместно происходило активное перераспределение значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Впервые, практически всеми странами социальный фактор стал рассматриваться не как некое дополнение к обеспечению национальной экономической безопасности, а как ее полноценная приоритетная составляющая.
В итоге реакция на пандемический кризис отразилась в изменении проблематики, акцентах и ракурсе проводимых отечественных исследований в области экономической безопасности, и в первую очередь работ, посвященных социальным аспектам экономической безопасности, использованию финансовых, бюджетных, правовых механизмов обеспечения экономической безопасности. В данной области вскрылись новые острые вопросы, характерные не только для отдельно взятых государств, но практически для всех стран мира [33, с. 54-65; 40; 52].
В условиях пандемического кризиса активизировался также и процесс возрастания значения социальных интересов общества по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. Приоритетом обеспечения национальной безопасности стало активное перераспределение значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Социальный фактор стал характеризоваться российскими исследователями как неотъемлемая и приоритетная составляющая экономической безопасности суверенного государства, требующая значительных финансовых затрат [28, с. 46-61; 30, с. 417-432].
Социально-политический фактор экономической безопасности России в ситуации гибридного противостояния. В 2022 г. социальный фактор (социальная составляющая) экономической безопасности трансформировался в фактор социально-политический. Начало специальной военной операции (СВО) и резкий скачок санкционного давления в значительной мере повлияли на изменение как системы экономических отношений на глобальном уровне, так и направленности вызовов и угроз экономическому развитию России как суверенного государства. Соответственно произошли изменения в повестке исследований в области экономической безопасности, так как связка риски-угрозы-перспективы также качественно преобразовалась.
Одной из главных тем 2022 года, озвучиваемых как в выступлениях политиков, так и на научных конференциях, и в статьях стала проблема достижения технологического суверенитета, и лежащего в его основе экономического развития в определенных сферах. Рассмотрим кратко основные предлагаемые меры в этом направлении [17, с. 97-100; 22, с. 4-15; 25, с. 739; 31, с. 251-270]:
– обеспечение инновационной безопасности (институциональные преобразования), с последующим увеличением конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;
– развитие реального сектора экономики (станкостроение, высокотехнологичное оборудование, автомобилестроение, приборостроение, фармацевтика, отечественное программное обеспечение, самолетостроение, судостроение и др.);
– сохранение тенденции превышения экспорта над импортом, а также обеспечение диверсификации экспорта через переход к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции (соответственно, создание и развитие технологически продвинутых, обладающих мировой конкурентоспособностью экспортоориентированных производств).
Одной из главных тем 2022 года, озвучиваемых как в выступлениях политиков, так и на научных конференциях, и в статьях стала проблема достижения технологического суверенитета и лежащего в его основе экономического развития [17; 25; 31; 48; 49].
Не менее важной стала проблема внешнеэкономической и политической безопасности в ходе вынужденной перестройки структуры и направлений экспорта и импорта, а также санкционного воздействия отдельных государств и их непрямого участия в СВО на противоборствующей стороне. В связи с этим, появляется необходимость поиска новых торговых партнеров, цепочек добавленной стоимости, поиска нового места в мир-системе, в условиях происходящей глобальной трансформации, противодействия экономическим преступлениям, выстраивания логистических цепочек и т.д. [25; 31].
Меры развития финансовой системы также продолжают фигурировать в исследованиях, однако скорее второстепенно, в отличие от описанного выше предыдущего временного периода. Существенно большее внимание теперь уделяется социально-экономическим показателям. И это уже не импульсивный отклик на внешние шоки, как это было в 2020-2021 гг., это следствие накопленных угроз: повышенная смертность при пониженной рождаемости, падение реальных доходов населения, рост закредитованности и т.д. В этой связи, для поддержания социально-экономической безопасности необходимо сдерживать вымывание среднего класса (спровоцировать которое могут стремительная эмиграция этого слоя, рост бедности и дифференциации доходов) [25, с. 739], устранение профессионально-квалификационного дисбаланса (главным образом ввиду несоответствия заработной платы качеству рабочей силы и сложности труда), развитие человеческого потенциала (в соответствии с ожидаемой структурной перестройкой и преобразованием рынка труда) [49, с. 989-1008].
В 2022-2023 гг. начала стремительно развиваться еще одна составляющая явления экономической безопасности на глобальном уровне: приоритетные направления обеспечения экономической безопасности государства теперь включают не только реальные угрозы жизни и здоровью граждан, не только связаны с углублением явлений значительного имущественного расслоения общества, сокращением роста доходов и комфортности жизни, но и угрожают сохранению самоидентичности российского социума. Сложившаяся ситуация объективно обусловлена нарастанием глобального гибридного противостояния двух блоков государств, придерживающихся глобалистской и многополярной идеологий развития [28; 53].
Российские исследователи показали, что в условиях сформировавшегося сегодня приоритета социально-политического фактора экономической безопасности по отношению к социальному, отчетливо проявились черты системного кризиса капиталистических рыночных отношений. Наблюдается разрушение традиционных рыночных отношений и быстрое формирование новой системы отношений между экономическими контрагентами на макро-, мезо- и глобальном уровнях.
В таблице 1 отражено, какие принципиальные изменения произошли на национальном и межгосударственном уровнях в основных трендах и институтах экономического развития за период действия антироссийских санкций. Как разрушаются традиционные, и формируются новые принципы системы социально-экономических отношений между государствами и экономическими контрагентами.
Таблица 1. Новые реалии 2022-2023 гг.
Приоритеты
рыночной капиталистической экономики до 2022 г.
|
Новые
направления трансформации системы экономических отношений, начиная с 2022 г.
|
1. Законодательное
закрепление принципов свободной конкуренции
|
1. Силовое
(санкционное) подавление экономических конкурентов на национальном уровне и
уровне межгосударственных образований
|
2.
Последовательное развитие процессов глобализации мировой экономики (центр
миропорядка)
|
2. Формирование
«многополярной» мировой экономики, появление признаков новой регионализации
рынков, развитие процесса деглобализации (фрагментации)
|
3. Приоритет
принципа согласования экономических интересов внутри и между территориальными
государственными образованиями
|
3. Навязывание
клановых экономических интересов – жесткое применение административных,
идеологических, экономических механизмов давления
|
4. Государственное
регулирование приоритетных направлений развития экономики на
национальном и межгосударственном уровнях методами финансового воздействия
(субсидирование, применение налоговых, кредитных механизмов, квотирование и
пр.)
|
4. Государственное
регулирование приоритетных направлений развития экономики на национальном и
межгосударственном уровнях методами жестких финансовых ограничений, а
также прямого нормативного давления, с использованием запретительных
санкций
|
5. Развитие социального
фактора как неотъемлемой составляющей национальной экономической
безопасности
|
5. Появление
политического, идеологического, ограничительно-экологического, гендерного и
др. факторов, наряду с социальным как приоритетных составляющих национальной
экономической безопасности
|
На наших глазах формируются новые базовые риски и вызовы экономической безопасности России как суверенного государства:
– геоэкономическая фрагментация мировой экономики на основе изменения системы экономических и социально-политических приоритетов взаимодействующих государств;
– новый этап перераспределения гео-ресурсов: энергоресурсы, Арктика, мировые ресурсы пресной воды, лесные ресурсы, территории интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированные трудовые ресурсы и т.д.;
– передел сфер информационного влияния: формирование и активное применение агрессивных методик информационного влияния на повышение управляемости потребительской средой;
– расширение (навязывание) искусственной среды потребления товаров и услуг («зеленая экономика», трансформация сферы образования, поощрение трансгендерной идеологии, сопровождаемой новыми отраслями медицины, фармацевтики, образования, медиа-услуг и т.д.);
– рост влияния на экономику экологических и социальных бедствий (природных и техногенных катастроф, пандемий, голода, продовольственные кризисы и т.д.);
– риски негативного влияния миграционного воздействия на развитие российской экономики и формирование социальных конфликтов;
– риски сохранения самоидентичности российского социума и традиционных национальных приоритетов суверенности российского государства.
Как для России, так и для других стран современного мира ситуация такова, что сегодня теоретики не могут предложить миру модель безопасного будущего. И идеологи «золотого миллиарда», и идеологи «многополярного мира» разрабатывают и пытаются применить в реальности свои варианты обеспечения национальной экономической безопасности. Этот процесс мы можем наблюдать, например, в ситуации активного процесса расширения БРИКС [35; 39].
Заключение – перспективные направления развития теории экономической безопасности в российской академической науке
В настоящее время, в условиях гибридного противостояния на первый план в работах российских исследователей выходят вопросы формирования стратегии экономической безопасности России как суверенного государств:
– разработка новых теоретических оценок и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов;
– разработка методов оценки национальной идентичности суверенного государства, его технологического, интеллектуального, культурного суверенитета;
– разработка механизмов экономической оценки и парирования вызовов, угроз и рисков в условиях, когда государственное регулирование и бюджетирование становится ядром всей системы развития национальной экономики;
– определение новых ориентиров реформирования финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития;
– разработка стимулирующих экономических механизмов, способных обеспечить переориентацию финансовых потоков получаемых в виде доходов хозяйствующих субъектов и населения в направлении стимулирования прорывного роста инвестиционных вложений в стратегические сектора экономики (высокотехнологичный, продовольственный, транспортный, социальный и т.д.);
– развитие институтов социальной поддержки населения, сдвиг в структуре потребления в пользу инвестиций в человеческий капитал, качественное изменение уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры;
– обоснование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками; разработка инструментария оценки аппарата существующих рисков экономического и социального развития.
Очевидно и другое: глобальные вызовы и риски уже сейчас преобразуются в новые направления развития социально-экономических отношений, а со временем – в институты развития, которые будут реализовываться по следующим направлениям [53, с. 337-341].
Первое направление. Активизация новой регионализации мировой экономики на основе единства социально-политических интересов сотрудничающих государств. Расширение сфер влияния развивающихся экономик Востока и Юга на основе внутри-блоковых принципов регулирования экономической, социальной, территориальной, демографической, гендерной и пр. структур современного общества.
Второе направление. Возрастание роли государств как хозяйствующих субъектов и инициаторов формирования новых регулирующих институтов экономического развития на национальном и межгосударственном уровнях, а также институтов обеспечения технологического суверенитета и промышленной безопасности суверенных государств.
Третье направление. Новый этап перераспределения ресурсов на геополитическом уровне: энергоресурсов, мировых ресурсов пресной воды, лесных ресурсов, территорий интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированных трудовых ресурсов, ресурсов шельфа Арктики, ресурсов освоения околоземного пространства и т.д.
Четвертое направление. Передел сфер информационного влияния, формирование и активное применение на государственном уровне активных (а порой и агрессивных) методик информационного влияния, ориентированных на повышение управляемости потребительской средой, на расширение искусственной среды потребления, формируемой на основе законодательного регулирования всех социальных и социально-политических сфер жизни общества.
Пятое направление. Формирование и объединение на основе социально-политических интересов государственных резервов защиты от экологических бедствий: климатических, природных и технических катастроф, последствий биологических исследований, продовольственных кризисов и т.д.
Шестое направление. Пересмотр однополярной системы стандартов во всех сферах социально-экономического развития; перераспределение логистических связей в интересах новых геополитических структур, которые активно формируются в настоящее время и неизбежно будут корректироваться в ближайшие годы.
Сложившаяся ситуация требует переориентации экономической и промышленной политики России преимущественно на внутренние источники развития с обеспечением их эффективной защиты, с возможным привлечением ресурсов дружественных государств и с конечной целью создания конкурентоспособного современного народнохозяйственного комплекса, для которого Россия имеет, к счастью, материальные и людские возможности. При этом, реально можно говорить о возможности опережающего развития отдельно взятой страны не по всему инновационному фронту, а лишь по конкретным сегментам развития. Речь, следовательно, может идти о селективно-авангардном опережающем развитии. Задачи селективно-авангардного развития решаются сегодня параллельно с ускоренным импортозамещением нужной продукции, иногда не самыми высокотехнологичными аналогами. Приоритетом стала ориентация на выпуск собственной продукции вместо импортной, качественной и технологичной.
Необходима реформа структур управления, дополненная системой государственного регулирования институтов развития. Идеология «вульгарного» либерализма и «классического рынка» продемонстрировала свою несостоятельность. Следует чётко определить векторы экономического развития, которое невозможно без теоретически обоснованной и подтверждённой практикой экономической стратегии, понятной действующим на макро- и региональном уровнях экономическим агентам. Уникальность текущего момента состоит в том, что переход к модели «больших вызовов» может быть осуществлен в рамках давно назревшей потребности актуализации государственного стратегического планирования как совокупности скоординированных мер, направленных на установление долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения. Постановку долгосрочных национальных целей развития Российской Федерации и формирования механизмов их достижения, обеспеченных соответствующими национальными/субфедеральными проектами и государственными программами, можно расценивать как попытку перехода к новой модели социально-экономического развития – модели «больших вызовов» с отечественной спецификой [53, с. 337-341].
Источники:
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 14.04.2024).
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2902. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 14.04.2024).
4. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (утратил силу). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8043/?ysclid=lv34esd1fz317303293 (дата обращения: 14.04.2024).
5. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 14.04.2024).
6. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 14.04.2024).
7. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления» (прекратил действие). [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/zakony/183127/?ysclid=lv345syomy990825567 (дата обращения: 14.04.2024).
8. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
9. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. Очерки. - М.: Наука, 2002.
10. Абалкин Л.И. Стратегия: выбор курса. - М.: Институт экономики РАН, 2002.
11. Бодрунов С.Д. Грядущее новое индустриальное общество: перезагрузка. / Монография. - М.: Культурная революция, 2016.
12. Бухвальд Е. М., Мошкова Л. Е. Регионы России как стратеги экономической безопасности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 3. – c. 106-117.
13. Бухвальд Е. М. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. – 2018. – № 3(57). – c. 34-45.
14. Бухвальд Е.М. Федерализм как основа национальной безопасности для России // Вестник Института экономики РАН. – 2018. – № 1. – c. 87-102.
15. Бухвальд Е.М., Кольчугина А.В. Стратегия пространственного развития и формирование поселенческой структуры экономики России // Жилищные стратегии. – 2019. – № 2. – c. 157-174. – doi: 10.18334/zhs.6.2.40812.
16. Василенко О. А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – № 1(382). – c. 60-79. – doi: 10.24891/ni.16.1.60.
17. Гегечкори И. М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. – 2022. – № 1. – c. 97-100. – doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-97-100.
18. Гельвановский М.И. Инновационная экономика как способ повышения национальной конкурентоспособности // Финансы, деньги, инвестиции. – 2011. – № 1. – c. 4-5.
19. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая. / Политическая энциклопедия. Т. 1. - М.: Мысль, 1999.
20. Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. – 2015. – № 5. – c. 3-62.
21. Городецкий А. Е. Национальная и экономическая безопасность: императивы меняющейся стратегической культуры // Развитие и безопасность. – 2019. – № 4. – c. 13-25. – doi: 10.46960/74159_2019_4_13.
22. Городецкий А. Е. Время мобилизации: Россия перед выбором исторических альтернатив // Развитие и безопасность. – 2022. – № 1(13). – c. 4-15. – doi: 10.46960/2713-2633_2022_1_4.
23. Дубинина Э.В., Гильмутдинова Р.А., Ханова И.М. Социальные аспекты экономической безопасности России // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 3.
24. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. – 1998. – c. 35-58.
25. Казанцева Е.Г. Экономическая безопасность государства как стратегический приоритет в условиях глобальной трансформации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 739-756. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114819.
26. Кайгородцев А. А. Система национальной экономической безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2011. – № 4(127). – c. 259-262.
27. Караваева И. В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – c. 27-42. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10013.
28. Караваева И. В. Системный кризис 2022: теоретический аспект // Федерализм. – 2022. – № 2(106). – c. 46-61. – doi: 10.21686/2073-1051-2022-2-46-61.
29. Коломиец А.Г. Национальные институциональные проекты как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 51-64. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117372.
30. Колпакова И.А. Роль и методы достижения ценовой стабильности в стране в условиях экономической войны Запада против России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 417-432. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114808.
31. Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г., Карпунина Е.В., Карпунин А.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 251-270. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114115.
32. Кульков, В. М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 38(275). – c. 9-19.
33. Лев М. Ю. Актуальные тренды динамики цен: проблемы и решения в обеспечении социально-экономической безопасности // Вестник РАЕН. – 2021. – № 1. – c. 54-65. – doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-1-54-65.
34. Мазин А.Л. Ослабление института конкуренции как угроза экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1135-1152. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113514.
35. Макрон увидел в расширении БРИКС попытку установить альтернативный мировой порядок – Газета.Ru. Новости (gazeta.ru) – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/08/28/21165164.shtml (дата обращения: 14.04.2024).
36. Миронова О. А., Новоселов К.В., Ханафеев Ф.Ф. Финансовые механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях коронакризиса // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 5(65). – c. 220-226. – doi: 10.51832/2223-798420215220.
37. Митяков С. Н., Романова Н.А., Митяков Е.С. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. – 2013. – № 3(35). – c. 81-91. – doi: 10.17059/2013-3-6.
38. Митяков С.Н. Оценка кризисов в экономике с использованием краткосрочных индикаторов и средних индексов экономической безопасности России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 2.
39. Путин заявил о наступлении новой эпохи в мировой истории – Ведомости (vedomosti.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/07/20/932234-putin-novoi-epohi (дата обращения: 14.04.2024).
40. Редкоус В. М. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года // Закон и право. – 2021. – № 8. – c. 23-27. – doi: 10.24412/2073-3313-2021-8-23-27.
41. Рендак А. В. Специфика внутренних угроз экономической безопасности современной России // Гуманитарий Юга России. – 2018. – № 1. – c. 136-149. – doi: 10.23683/2227-8656.2018.1.12.
42. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1995. – № 1. – c. 97-106.
43. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
44. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России // Эко. – 2007. – № 5(395). – c. 1-21.
45. Сенчагов В.К. Экономика, финансы и цены: эволюция, трансформация, безопасность. - М.: «Анкил», 2010. – 1120 c.
46. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Караваева И.В., Павлов В.И., Иванов Е.А., Курнова Н.В. Экспертиза проекта федерального бюджета как инструмент повышения экономической безопасности России // Страховое дело. – 2012. – № 12(238). – c. 3-7.
47. Сенчагов В.К., Губин Б. В., Павлов В. К., Тамбовцев В. Л. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. - М.: Анкил, 2013.
48. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. – 1998. – № 6. – c. 524-537. – doi: 10.35854/1998-1627-2022-6-524-537.
49. Соболева И.В. Профессионально-квалификационный дисбаланс как вызов экономической и социальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 989-1008. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114898.
50. Старовойтов В. Г., Старовойтов Н. В. Современные тенденции динамики имущественного неравенства, бедности, безработицы как источников угроз экономической и национальной безопасности России // Развитие и безопасность. – 2020. – № 3(7). – c. 105-114. – doi: 10.46960/2713-2633_2020_3_105.
51. Трофимов М.Н. Эффективность финансового сектора как важнейшее условие обеспечения экономической безопасности государства // Экономика. Информатика. – 2021. – № 2.
52. Городецкий А. Е., Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021.
53. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2023.
54. Lipinsky D.A., Makareiko N.V., Musatkina A.A. Legal aspects of ensuring economic security in the conditions of the digital economy development // Amazonia Investiga. – 2019. – № 8 (20).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 13:44:59