Теория экономической безопасности суверенного государства в российской академической науке – к 300-летию РАН

Караваева И.В.1
1 Институт экономики РАН

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления развития теоретических исследований проблем экономической безопасности в российской академической науке постсоветского периода. Показано, что масштабность и направленность исследований в рамках проблематики экономической безопасности отчетливо взаимоувязана с актуальными ориентирами экономического развития. Представлено комплексное исследование произошедших за последние более чем три десятилетия изменений в системе вызовов, рисков и угроз национальной безопасности РФ в производственной, бюджетно-финансовой, социальной и внешнеполитической сферах экономических отношений. Особое внимание уделено теоретическому обоснованию причин формирования новых вызовов и угроз экономической безопасности России на основе развития глобальной пандемии, процессов ужесточения внешнего санкционного давления и гибридного противостояния России и стран Запада. Обоснована актуализация проблематики обеспечения экономической безопасности страны и необходимость развития ее теоретико-методологического обоснования. Проанализировано возрастание значения социального и социально-политического факторов в стратегии экономической безопасности России как суверенного государства, охарактеризованы основные проявления, тенденции и противоречия данного процесса

Ключевые слова: теория экономической безопасности, социально-экономическая безопасность, стратегия опережающего экономического развития, риски экономического и социального развития

JEL-классификация: H110, H560, А130



Введение. В успешные, прогрессивные периоды развития хозяйственной деятельности суверенных государств экономическая безопасность как направление официальных теоретических исследований мало интересует ученых-экономистов. Необходимость изучения проблем экономической безопасности суверенного государства возникает в нестабильные, кризисные периоды развития национальных экономик, сопровождаемые резким обострением социальных отношений в обществе или вынужденным, подчас болезненным, изменением социальной структуры общества. Другим фактором, стимулирующим развитие теории экономической безопасности, становится, как правило, обострение глобального противостояния взаимодействующих в мирохозяйственной деятельности национальных экономик, форсированное развитие внешних конкурентных противоречий в периоды стагнации и депрессии, на фоне активного проявления различных социальных рисков на макро- и мезо- уровнях.

Формирование первичной концепции экономической безопасности России как суверенного государства в период 1990-х и 2000-х годов. В России очевидная потребность в официальной разработке вопросов экономической безопасности сформировалась в первой половине 1990-х годов, что было объективно обосновано формированием принципиально новой концепции и структуры национальной безопасности в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса.

Впервые Совет Безопасности был учрежден еще в РСФСР в апреле 1991 г. съездом народных депутатов России вместе с должностью Президента РСФСР. Двумя годами позже, в Конституции России от 1993 года в статье 83 говорится о Совете Безопасности РФ как государственном органе управления, состоящим из высших государственных чиновников России и руководителей ведомств обороны и безопасности и возглавляемым президентом России. SCRF действует как форум для координации и интеграции политики национальной безопасности [7].

Затем последовал долгий путь выработки концепций национальной и экономической безопасности современной России, который только в 2010 г. ознаменовался принятием закона «О безопасности» от 2010 года, определившем правовой статус Совбеза РФ как «конституционного консультативного органа», занимающегося выработкой решений президента в области обороны и национальной безопасности России [5].

Существенное влияние на развитие этой области исследований в отечественной экономической науке в середине 1990-х гг. оказали работы академика Л. И. Абалкина, как написанные еще до официального закрепления в терминологии российской государственной политики категории «экономическая безопасность», так и опубликованные в период создания Совета Безопасности Российской Федерации и принятия Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [1].

Еще до создания Совета Безопасности РФ и принятия Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» выходит статья Л. Абалкина «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение», в которой он определил экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [8, с. 14]. В ответ на эту работу появляется целый ряд исследований таких авторов, как А. Архипов, А. Городецкий, Е. Бухвальд, В. Тамбовцев, В. Сенчагов и др., которые в рамках активного диалога дают мощный толчок к развитию исследований по вопросам экономической безопасности как с теоретической и концептуальной стороны, так и с сугубо практической на уровне хозяйствующих субъектов.

Параллельно с формированием концепции экономической безопасности в научной среде идет аналогичный процесс и на уровне государственной политики. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» появляется первое официальное определение категории «экономическая безопасность» как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [4]. В последующих документах были уточнены цель и объект стратегии экономической безопасности, а также угрозы и критерии достижения с конкретными целевыми и пороговыми значениями [2; 3; 5; 6]. Обозначенные в Указе Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (Основных положениях) угрозы объективно совпадают с реальным положением дел экономики 1990-х, которая находилась в состоянии системного кризиса: рост неравенства по доходам населения и увеличение численности бедных; отсутствие системности и сбалансированной структуры экономики; рост регионального неравенства; ухудшение криминогенной обстановки в обществе и хозяйственной деятельности.

Несмотря на столь интенсивную разработку проблематики экономической безопасности, в 2000-е гг. интерес властных структур существенно снижается к развитию данной предметной отрасли экономической теории на фоне нарастания темпов восстановительного роста в российской экономике и формирования тенденций последовательного повышения уровня жизни населения.

В то же время, российские ученые продолжали концептуальное развитие вопросов экономической безопасности. Так Л. И. Абалкин обосновывал объективную встроенность экономической безопасности «в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экономических бедствий» [9, с. 85]. Сопоставляя данную позицию с зарубежными исследованиями, можно сказать, что данный тезис пересекается с концепцией «всеобъемлющей безопасности» Японии и стратегиями национальной безопасности США этого периода. При этом, академик Л.И. Абалкин также последовательно продвигал в своих работах идею принятия стратегии экономической безопасности на национальном уровне для того, чтобы государство выступало гарантом обеспечения социально-экономической безопасности посредством своевременного анализа вероятных угроз и их отражения. Для этого была предложена система ключевых индикаторов, отклонение, от оптимальных значений которых должно было вызывать настороженность [9, с. 94].

К широкомасштабному исследованию проблем экономической безопасности присоединился также и профессор В. К. Сенчагов. В научном диалоге эти авторы вывели три столпа экономической безопасности [9, с. 86; 42; 44]:

– экономическая независимость (не в дословном значении изоляции государства, а в смысле контроля над национальными ресурсами);

– стабильность и устойчивость (обеспечение спецификации прав собственности и правового и экономического комфорта предпринимательства);

– способность к саморазвитию и прогрессу (научно-технический прогресс как постоянная цель государственной политики).

С точки зрения этих известных ученых, данные ключевые позиции должны в обязательном порядке подкрепляться лояльностью и доверием населения по отношению к власти, что в своем основании имеет удовлетворенность уровнем и качеством жизни населения [9, c. 108]..

Постепенно академические научные разработки стали подкрепляться действиями экономической политики. Последовательно были приняты «Стратегия национальной безопасности 2020 года» и «Стратегия национальной безопасности до 2030 года» [3], которые стали первыми серьезными шагами к выстраиванию системы национальной безопасности государства. К сожалению, на данный момент эти документы нельзя назвать полностью удачными, так как им свойственна размытость определений, приоритетов и отсутствие системы индикативных критериев экономической безопасности.

В целом рассматриваемый нами период характеризуется осуществлением аналитических исследований, ориентированными на определение основных направлений обеспечения экономической безопасности российского государства, ориентированного на быстрый переход к рыночной системе хозяйствования. В качестве приоритетных в период первого и второго десятилетия развития постсоветской экономики можно выделить следующие направления поддержания экономической безопасности на национальном уровне:

– экономическая независимость, которая в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, но означает сохранение неизменной возможность контроля государства за национальными ресурсами [8; 9; 44];

– стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающая защиту собственности во всех ее законодательно закрепленных формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности [8-10];

– способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики [10, с. 4; 42];

– развитие институтов власти, обеспечивающих поддержку социально незащищенных слоев населения, минимизацию социальной напряженности [46; 43];

– обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста национальной экономики [19, с. 113; 44; 46, с. 3-7];

– направление финансовых потоков по различным каналам бюджетной, кредитной и инвестиционной политики в реальный сектор отечественной экономики для повышения ее инвестиционного и технического потенциала [10; 19, с. 113];

– задача повышения конкурентоспособности экономики страны в системе мирохозяйственных отношений [18-20; 44];

обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения [45];

– снижение государственного участия в экономике: радикальное сокращение госрасходов, бездефицитный бюджет, приватизация госпредприятий, жесткая денежная политика и т.д. [24];

– стимулирование технологического развития в комплексе с развитием человеческого потенциала [10; 47].

Модификация теоретических подходов к оценке экономической безопасности России в период глобальных экономических кризисов 2008-2014 гг. После финансово-экономического кризиса в России 2008-2010 гг. количество работ по проблемам экономической безопасности и в российской, и в зарубежной теоретической науке возрастает, появляются новые авторы.

Разрабатываются и новые, и традиционные вопросы. Например, причины очевидно заниженных темпов роста российской экономики по-прежнему привлекают внимание российских экономистов. Так, С. В. Кайманаков и В. М. Кульков и ряд других исследователей [32, с. 9-19] характеризуют российскую модель экономического роста как деформированную и неэффективную, а А.Е. Городецкий [21, c. 13-25] обращает внимание на причины, препятствующие формированию тенденции на долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие. В эти годы академик С.Ю. Глазьев начинает разрабатывать, применительно к сложившейся ситуации комплекс экономических механизмов по направлениям: реиндустриализации, развития производительных сил в направлении реструктуризации экономики сырьевого типа, активизации инвестиционной политики с целью повышения конкурентоспособности РФ в системе мирохозяйственных связей [20, с. 3-62].

Следует также отметить, что если в предыдущие десятилетия речь лишь вскользь шла о качестве рабочей силы, то теперь начинают активно прорабатываться вопросы развития человеческого потенциала, значимости роста квалификационного и социального статуса активного населения. Так, О. А. Василенко называет социально-экономическую безопасность одной из самых болезненных тем для российской экономики, ввиду недостаточных условий для воспроизводства человеческого капитала с необходимыми для современного этапа качественными характеристиками [16, c. 60-79]. А. Е. Городецкий объясняет важность инвестиций в развитие человеческого потенциала тем, что творческий труд выступает стимулирующим фактором роста и производительности, научно-технического и технологического прогресса [21, с. 13-25].

Из наиболее широко обсуждаемых вопросов – необходимые корректировки макро- и микроэкономической политики. И здесь можно привести довольно широкий перечень мер по приближению рыночной экономики к формату эффективности и самостоятельной регулировки: стимулирование перевода ресурсов из стагнирующих в растущие и перспективные сектора; определенное регулирование импорта для защиты национальных производителей; мобилизация внутренних национальных ресурсов ради стимулирования ускоренного роста; стимулирование экспортного производства обрабатывающей промышленности; антимонопольная политика и т.д. [11, с. 111-153; 21, с. 13-25; 26, с. 259-262; 41, с. 136–149].

Также стоит отметить, что в этот период впервые появляются исследования, предлагающие стимулировать развитие фондового рынка и финансовой системы в целом. В частности, в период 2005-2020 гг. Институт экономики РАН ежегодно представлял в Государственную Думу, Совет Федерации РФ и Управление Делами Президента РФ экспертные заключения на: трехгодичный Проект Федерального бюджета РФ, подготовленный Министерством Финансов России, а также Прогноз социально-экономического развития РФ, подготовленный Министерством экономического развития России. И значительную часть данных экспертных заключений составляла именно оценка влияния бюджетной, налоговой, кредитной и иных направлений финансовой политики государства на состояние экономической безопасности РФ в рамках соответствующего трехлетнего периода.

Финансовая экономическая безопасность рассматривается в научном сообществе как одно из приоритетных направлений исследований, как пример отражения глобальных вызовов на наиболее опасных направлениях преобразования государственной экономической системы. Следует также отметить, что эта тема получила дальнейшее развитие в 2020-2021 гг. Анализируя работы по данной предметной области [36, с. 220; 51, с. 307-318; 54, с. 568–574] можно выделить несколько ключевых рекомендаций в вопросах обеспечения финансовой безопасности России:

– институциональные преобразования (реформирование) финансовой сферы;

– включение в систему бюджетного обеспечения национальных программ критериев экономической безопасности;

– соотнесение критериев экономической безопасности со стандартами глобальной финансовой системы;

– повышение эффективности (гибкости) финансовой (банковской) системы в обеспечении роста реального сектора экономики;

– формирование финансовых институтов стимулирования инвестиционной активности;

– цифровизация финансового рынка.

Особую роль в теоретических исследованиях «кризисного» периода занимает проблематика экономической безопасности регионов России. Во взглядах российских исследователей, специализирующихся на оценке экономической безопасности регионов, именно в этот период сформировалось четкое понимание, что обеспечить безопасность страны в сфере ее пространственного развития можно только при условии конкретного определения, уже имеющихся и потенциальных угроз и выработке стратегического видения путей устранения этих угроз. Был поднят вопрос о многоаспектности исследования проблемы экономической безопасности территориальных образований в силу значительного разнообразия и даже разнонаправленности их производственных, социальных, демографических, коммуникативных и прочих интересов.

Аспект пространственной дифференциации начинает широко и активно исследоваться на взаимосвязанных уровнях: субфедеральном (региональном) и муниципальном (местном). Академическими исследователями теории экономической безопасности регионов активно анализируется теоретическая задача объективной оценки явления «дифференциации регионов», а также необходимости определиться с тем, до какой степени экономическое выравнивание регионов России возможно и целесообразно. А также – выработки критериев, указывающих за каким порогом дифференциация, имеющая объективную экономико-географическую природу, перестает быть угрозой экономической безопасности. В итоге данное направление исследований становится новым трендом развития теории экономической безопасности России как федеративного суверенного государства [12, с. 106-117; 13, с. 32-45; 14, с. 87-102; 15; 37; 38].

В целом, в периоды глобальных кризисов 2008 и 2014 годов самое широкое развитие в отечественной фундаментальной науке получили следующие области исследований аспектов экономической безопасности:

– методы обеспечения эффективной конкуренции и снижения рисков развития;

– возрастание значимости социальной составляющей в решении задач экономической безопасности в аспекте поиска механизмов развития человеческого потенциала, значимости роста квалификационного и социального статуса активного населения;

– углубленное исследование категории финансовой безопасности на всех уровнях управления;

– исследование экономической безопасности регионов (муниципальных образований) в аспекте пространственной дифференциации суверенного государства.

COVID-2019 как катализатор новой системы ценностей в экономической безопасности и репетиция гибридного противостояния. Во многом, определяющий вклад в переоценку теоретических взглядов и переосмысление стратегий экономической безопасности внес пандемический кризис 2019-2021 годов. За этот период существенно активизировались процессы нестабильности в мире в целом, нарастания геополитической напряженности, обострения и ужесточения демографических проблем, снижения качества и уровня жизни населения, болезненной трансформации целей, задач и реструктуризации системы здравоохранения и других национальных социальных институтов. В условиях периода пандемии усилилась турбулентность и нестабильность развития национальных экономик. При этом развитие негативной экономической ситуации сопровождалось не только новыми вызовами и угрозами, но и лавинообразным формированием новых социально-политических противоречий и конфликтов как внутри, так и во взаимодействии современных государств.

Научное сообщество отреагировало на эти события в нескольких аспектах.

Первое – ожидаемой реакцией, на вновь возникшие проблемы стало применение в качестве критериев экономической безопасности на национальном уровне индикаторов, характеризующих дифференциацию доходов населения, уровень безработицы, а также качество воспроизводства человеческого капитала [23, с. 5-31]. Во многих научных исследованиях появилась тенденция выделять связку неравенство-безработица-бедность в качестве основной угрозы экономической безопасности и даже национальной [27; 50, с. 105-114]. Стали активно исследоваться последствия социально-экономической турбулентности как неизбежная составляющая пандемической реальности.

Среди исследований с более общим и фундаментальным подходом можно выделить тренды на необходимость институциональных преобразований и реформирование финансовой системы. Перестройка и развитие институтов предлагается в следующих направлениях:

– институциональные механизмы, поддерживающие создание инфраструктуры, соответствующей требованиям глобальной интеграции [29, с. 51-64] и др.;

– преобразование базовых институтов собственности, контрактов и конкуренции (например, имитационный характер деятельности ФАС), слабость и примитивность которых порождает такие проблемы как структурная несбалансированность, низкие темпы роста, коррупция, бедность [34, с. 135-152] и др.

Важно отметить, что за три года пандемии (2019-2021 гг.) сама концепция экономической безопасности и оценка ее теоретических составляющих получили новую качественную модификацию: активизировался процесс возрастания значения социальных интересов общества по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. В условиях эпидемиологического кризиса повсеместно происходило активное перераспределение значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Впервые, практически всеми странами социальный фактор стал рассматриваться не как некое дополнение к обеспечению национальной экономической безопасности, а как ее полноценная приоритетная составляющая.

В итоге реакция на пандемический кризис отразилась в изменении проблематики, акцентах и ракурсе проводимых отечественных исследований в области экономической безопасности, и в первую очередь работ, посвященных социальным аспектам экономической безопасности, использованию финансовых, бюджетных, правовых механизмов обеспечения экономической безопасности. В данной области вскрылись новые острые вопросы, характерные не только для отдельно взятых государств, но практически для всех стран мира [33, с. 54-65; 40; 52].

В условиях пандемического кризиса активизировался также и процесс возрастания значения социальных интересов общества по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. Приоритетом обеспечения национальной безопасности стало активное перераспределение значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Социальный фактор стал характеризоваться российскими исследователями как неотъемлемая и приоритетная составляющая экономической безопасности суверенного государства, требующая значительных финансовых затрат [28, с. 46-61; 30, с. 417-432].

Социально-политический фактор экономической безопасности России в ситуации гибридного противостояния. В 2022 г. социальный фактор (социальная составляющая) экономической безопасности трансформировался в фактор социально-политический. Начало специальной военной операции (СВО) и резкий скачок санкционного давления в значительной мере повлияли на изменение как системы экономических отношений на глобальном уровне, так и направленности вызовов и угроз экономическому развитию России как суверенного государства. Соответственно произошли изменения в повестке исследований в области экономической безопасности, так как связка риски-угрозы-перспективы также качественно преобразовалась.

Одной из главных тем 2022 года, озвучиваемых как в выступлениях политиков, так и на научных конференциях, и в статьях стала проблема достижения технологического суверенитета, и лежащего в его основе экономического развития в определенных сферах. Рассмотрим кратко основные предлагаемые меры в этом направлении [17, с. 97-100; 22, с. 4-15; 25, с. 739; 31, с. 251-270]:

– обеспечение инновационной безопасности (институциональные преобразования), с последующим увеличением конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;

– развитие реального сектора экономики (станкостроение, высокотехнологичное оборудование, автомобилестроение, приборостроение, фармацевтика, отечественное программное обеспечение, самолетостроение, судостроение и др.);

– сохранение тенденции превышения экспорта над импортом, а также обеспечение диверсификации экспорта через переход к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции (соответственно, создание и развитие технологически продвинутых, обладающих мировой конкурентоспособностью экспортоориентированных производств).

Одной из главных тем 2022 года, озвучиваемых как в выступлениях политиков, так и на научных конференциях, и в статьях стала проблема достижения технологического суверенитета и лежащего в его основе экономического развития [17; 25; 31; 48; 49].

Не менее важной стала проблема внешнеэкономической и политической безопасности в ходе вынужденной перестройки структуры и направлений экспорта и импорта, а также санкционного воздействия отдельных государств и их непрямого участия в СВО на противоборствующей стороне. В связи с этим, появляется необходимость поиска новых торговых партнеров, цепочек добавленной стоимости, поиска нового места в мир-системе, в условиях происходящей глобальной трансформации, противодействия экономическим преступлениям, выстраивания логистических цепочек и т.д. [25; 31].

Меры развития финансовой системы также продолжают фигурировать в исследованиях, однако скорее второстепенно, в отличие от описанного выше предыдущего временного периода. Существенно большее внимание теперь уделяется социально-экономическим показателям. И это уже не импульсивный отклик на внешние шоки, как это было в 2020-2021 гг., это следствие накопленных угроз: повышенная смертность при пониженной рождаемости, падение реальных доходов населения, рост закредитованности и т.д. В этой связи, для поддержания социально-экономической безопасности необходимо сдерживать вымывание среднего класса (спровоцировать которое могут стремительная эмиграция этого слоя, рост бедности и дифференциации доходов) [25, с. 739], устранение профессионально-квалификационного дисбаланса (главным образом ввиду несоответствия заработной платы качеству рабочей силы и сложности труда), развитие человеческого потенциала (в соответствии с ожидаемой структурной перестройкой и преобразованием рынка труда) [49, с. 989-1008].

В 2022-2023 гг. начала стремительно развиваться еще одна составляющая явления экономической безопасности на глобальном уровне: приоритетные направления обеспечения экономической безопасности государства теперь включают не только реальные угрозы жизни и здоровью граждан, не только связаны с углублением явлений значительного имущественного расслоения общества, сокращением роста доходов и комфортности жизни, но и угрожают сохранению самоидентичности российского социума. Сложившаяся ситуация объективно обусловлена нарастанием глобального гибридного противостояния двух блоков государств, придерживающихся глобалистской и многополярной идеологий развития [28; 53].

Российские исследователи показали, что в условиях сформировавшегося сегодня приоритета социально-политического фактора экономической безопасности по отношению к социальному, отчетливо проявились черты системного кризиса капиталистических рыночных отношений. Наблюдается разрушение традиционных рыночных отношений и быстрое формирование новой системы отношений между экономическими контрагентами на макро-, мезо- и глобальном уровнях.

В таблице 1 отражено, какие принципиальные изменения произошли на национальном и межгосударственном уровнях в основных трендах и институтах экономического развития за период действия антироссийских санкций. Как разрушаются традиционные, и формируются новые принципы системы социально-экономических отношений между государствами и экономическими контрагентами.

Таблица 1. Новые реалии 2022-2023 гг.

Приоритеты рыночной капиталистической экономики до 2022 г.
Новые направления трансформации системы экономических отношений, начиная с 2022 г.
1. Законодательное закрепление принципов свободной конкуренции
1. Силовое (санкционное) подавление экономических конкурентов на национальном уровне и уровне межгосударственных образований
2. Последовательное развитие процессов глобализации мировой экономики (центр миропорядка)
2. Формирование «многополярной» мировой экономики, появление признаков новой регионализации рынков, развитие процесса деглобализации (фрагментации)
3. Приоритет принципа согласования экономических интересов внутри и между территориальными государственными образованиями
3. Навязывание клановых экономических интересов – жесткое применение административных, идеологических, экономических механизмов давления
4. Государственное регулирование приоритетных направлений развития экономики на национальном и межгосударственном уровнях методами финансового воздействия (субсидирование, применение налоговых, кредитных механизмов, квотирование и пр.)
4. Государственное регулирование приоритетных направлений развития экономики на национальном и межгосударственном уровнях методами жестких финансовых ограничений, а также прямого нормативного давления, с использованием запретительных санкций
5. Развитие социального фактора как неотъемлемой составляющей национальной экономической безопасности
5. Появление политического, идеологического, ограничительно-экологического, гендерного и др. факторов, наряду с социальным как приоритетных составляющих национальной экономической безопасности
Источник: составлено автором.

На наших глазах формируются новые базовые риски и вызовы экономической безопасности России как суверенного государства:

– геоэкономическая фрагментация мировой экономики на основе изменения системы экономических и социально-политических приоритетов взаимодействующих государств;

– новый этап перераспределения гео-ресурсов: энергоресурсы, Арктика, мировые ресурсы пресной воды, лесные ресурсы, территории интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированные трудовые ресурсы и т.д.;

– передел сфер информационного влияния: формирование и активное применение агрессивных методик информационного влияния на повышение управляемости потребительской средой;

– расширение (навязывание) искусственной среды потребления товаров и услуг («зеленая экономика», трансформация сферы образования, поощрение трансгендерной идеологии, сопровождаемой новыми отраслями медицины, фармацевтики, образования, медиа-услуг и т.д.);

– рост влияния на экономику экологических и социальных бедствий (природных и техногенных катастроф, пандемий, голода, продовольственные кризисы и т.д.);

– риски негативного влияния миграционного воздействия на развитие российской экономики и формирование социальных конфликтов;

– риски сохранения самоидентичности российского социума и традиционных национальных приоритетов суверенности российского государства.

Как для России, так и для других стран современного мира ситуация такова, что сегодня теоретики не могут предложить миру модель безопасного будущего. И идеологи «золотого миллиарда», и идеологи «многополярного мира» разрабатывают и пытаются применить в реальности свои варианты обеспечения национальной экономической безопасности. Этот процесс мы можем наблюдать, например, в ситуации активного процесса расширения БРИКС [35; 39].

Заключение – перспективные направления развития теории экономической безопасности в российской академической науке

В настоящее время, в условиях гибридного противостояния на первый план в работах российских исследователей выходят вопросы формирования стратегии экономической безопасности России как суверенного государств:

– разработка новых теоретических оценок и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов;

– разработка методов оценки национальной идентичности суверенного государства, его технологического, интеллектуального, культурного суверенитета;

– разработка механизмов экономической оценки и парирования вызовов, угроз и рисков в условиях, когда государственное регулирование и бюджетирование становится ядром всей системы развития национальной экономики;

– определение новых ориентиров реформирования финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития;

– разработка стимулирующих экономических механизмов, способных обеспечить переориентацию финансовых потоков получаемых в виде доходов хозяйствующих субъектов и населения в направлении стимулирования прорывного роста инвестиционных вложений в стратегические сектора экономики (высокотехнологичный, продовольственный, транспортный, социальный и т.д.);

– развитие институтов социальной поддержки населения, сдвиг в структуре потребления в пользу инвестиций в человеческий капитал, качественное изменение уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры;

– обоснование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками; разработка инструментария оценки аппарата существующих рисков экономического и социального развития.

Очевидно и другое: глобальные вызовы и риски уже сейчас преобразуются в новые направления развития социально-экономических отношений, а со временем – в институты развития, которые будут реализовываться по следующим направлениям [53, с. 337-341].

Первое направление. Активизация новой регионализации мировой экономики на основе единства социально-политических интересов сотрудничающих государств. Расширение сфер влияния развивающихся экономик Востока и Юга на основе внутри-блоковых принципов регулирования экономической, социальной, территориальной, демографической, гендерной и пр. структур современного общества.

Второе направление. Возрастание роли государств как хозяйствующих субъектов и инициаторов формирования новых регулирующих институтов экономического развития на национальном и межгосударственном уровнях, а также институтов обеспечения технологического суверенитета и промышленной безопасности суверенных государств.

Третье направление. Новый этап перераспределения ресурсов на геополитическом уровне: энергоресурсов, мировых ресурсов пресной воды, лесных ресурсов, территорий интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированных трудовых ресурсов, ресурсов шельфа Арктики, ресурсов освоения околоземного пространства и т.д.

Четвертое направление. Передел сфер информационного влияния, формирование и активное применение на государственном уровне активных (а порой и агрессивных) методик информационного влияния, ориентированных на повышение управляемости потребительской средой, на расширение искусственной среды потребления, формируемой на основе законодательного регулирования всех социальных и социально-политических сфер жизни общества.

Пятое направление. Формирование и объединение на основе социально-политических интересов государственных резервов защиты от экологических бедствий: климатических, природных и технических катастроф, последствий биологических исследований, продовольственных кризисов и т.д.

Шестое направление. Пересмотр однополярной системы стандартов во всех сферах социально-экономического развития; перераспределение логистических связей в интересах новых геополитических структур, которые активно формируются в настоящее время и неизбежно будут корректироваться в ближайшие годы.

Сложившаяся ситуация требует переориентации экономической и промышленной политики России преимущественно на внутренние источники развития с обеспечением их эффективной защиты, с возможным привлечением ресурсов дружественных государств и с конечной целью создания конкурентоспособного современного народнохозяйственного комплекса, для которого Россия имеет, к счастью, материальные и людские возможности. При этом, реально можно говорить о возможности опережающего развития отдельно взятой страны не по всему инновационному фронту, а лишь по конкретным сегментам развития. Речь, следовательно, может идти о селективно-авангардном опережающем развитии. Задачи селективно-авангардного развития решаются сегодня параллельно с ускоренным импортозамещением нужной продукции, иногда не самыми высокотехнологичными аналогами. Приоритетом стала ориентация на выпуск собственной продукции вместо импортной, качественной и технологичной.

Необходима реформа структур управления, дополненная системой государственного регулирования институтов развития. Идеология «вульгарного» либерализма и «классического рынка» продемонстрировала свою несостоятельность. Следует чётко определить векторы экономического развития, которое невозможно без теоретически обоснованной и подтверждённой практикой экономической стратегии, понятной действующим на макро- и региональном уровнях экономическим агентам. Уникальность текущего момента состоит в том, что переход к модели «больших вызовов» может быть осуществлен в рамках давно назревшей потребности актуализации государственного стратегического планирования как совокупности скоординированных мер, направленных на установление долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения. Постановку долгосрочных национальных целей развития Российской Федерации и формирования механизмов их достижения, обеспеченных соответствующими национальными/субфедеральными проектами и государственными программами, можно расценивать как попытку перехода к новой модели социально-экономического развития – модели «больших вызовов» с отечественной спецификой [53, с. 337-341].


Источники:

1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (утратил силу). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/5d38c2c0c9a8cc9a09d4a53de23f96b15224bde0/?ysclid=lv34byibob866185459 (дата обращения: 14.04.2024).
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 14.04.2024).
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2902. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 14.04.2024).
4. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (утратил силу). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8043/?ysclid=lv34esd1fz317303293 (дата обращения: 14.04.2024).
5. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 14.04.2024).
6. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 14.04.2024).
7. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления» (прекратил действие). [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/zakony/183127/?ysclid=lv345syomy990825567 (дата обращения: 14.04.2024).
8. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
9. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. Очерки. - М.: Наука, 2002.
10. Абалкин Л.И. Стратегия: выбор курса. - М.: Институт экономики РАН, 2002.
11. Бодрунов С.Д. Грядущее новое индустриальное общество: перезагрузка. / Монография. - М.: Культурная революция, 2016.
12. Бухвальд Е. М., Мошкова Л. Е. Регионы России как стратеги экономической безопасности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 3. – c. 106-117.
13. Бухвальд Е. М. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. – 2018. – № 3(57). – c. 34-45.
14. Бухвальд Е.М. Федерализм как основа национальной безопасности для России // Вестник Института экономики РАН. – 2018. – № 1. – c. 87-102.
15. Бухвальд Е.М., Кольчугина А.В. Стратегия пространственного развития и формирование поселенческой структуры экономики России // Жилищные стратегии. – 2019. – № 2. – c. 157-174. – doi: 10.18334/zhs.6.2.40812.
16. Василенко О. А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – № 1(382). – c. 60-79. – doi: 10.24891/ni.16.1.60.
17. Гегечкори И. М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. – 2022. – № 1. – c. 97-100. – doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-97-100.
18. Гельвановский М.И. Инновационная экономика как способ повышения национальной конкурентоспособности // Финансы, деньги, инвестиции. – 2011. – № 1. – c. 4-5.
19. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая. / Политическая энциклопедия. Т. 1. - М.: Мысль, 1999.
20. Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. – 2015. – № 5. – c. 3-62.
21. Городецкий А. Е. Национальная и экономическая безопасность: императивы меняющейся стратегической культуры // Развитие и безопасность. – 2019. – № 4. – c. 13-25. – doi: 10.46960/74159_2019_4_13.
22. Городецкий А. Е. Время мобилизации: Россия перед выбором исторических альтернатив // Развитие и безопасность. – 2022. – № 1(13). – c. 4-15. – doi: 10.46960/2713-2633_2022_1_4.
23. Дубинина Э.В., Гильмутдинова Р.А., Ханова И.М. Социальные аспекты экономической безопасности России // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 3.
24. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. – 1998. – c. 35-58.
25. Казанцева Е.Г. Экономическая безопасность государства как стратегический приоритет в условиях глобальной трансформации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 739-756. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114819.
26. Кайгородцев А. А. Система национальной экономической безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2011. – № 4(127). – c. 259-262.
27. Караваева И. В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – c. 27-42. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10013.
28. Караваева И. В. Системный кризис 2022: теоретический аспект // Федерализм. – 2022. – № 2(106). – c. 46-61. – doi: 10.21686/2073-1051-2022-2-46-61.
29. Коломиец А.Г. Национальные институциональные проекты как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 51-64. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117372.
30. Колпакова И.А. Роль и методы достижения ценовой стабильности в стране в условиях экономической войны Запада против России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 417-432. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114808.
31. Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г., Карпунина Е.В., Карпунин А.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 251-270. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114115.
32. Кульков, В. М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 38(275). – c. 9-19.
33. Лев М. Ю. Актуальные тренды динамики цен: проблемы и решения в обеспечении социально-экономической безопасности // Вестник РАЕН. – 2021. – № 1. – c. 54-65. – doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-1-54-65.
34. Мазин А.Л. Ослабление института конкуренции как угроза экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1135-1152. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113514.
35. Макрон увидел в расширении БРИКС попытку установить альтернативный мировой порядок – Газета.Ru. Новости (gazeta.ru) – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/08/28/21165164.shtml (дата обращения: 14.04.2024).
36. Миронова О. А., Новоселов К.В., Ханафеев Ф.Ф. Финансовые механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях коронакризиса // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 5(65). – c. 220-226. – doi: 10.51832/2223-798420215220.
37. Митяков С. Н., Романова Н.А., Митяков Е.С. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. – 2013. – № 3(35). – c. 81-91. – doi: 10.17059/2013-3-6.
38. Митяков С.Н. Оценка кризисов в экономике с использованием краткосрочных индикаторов и средних индексов экономической безопасности России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 2.
39. Путин заявил о наступлении новой эпохи в мировой истории – Ведомости (vedomosti.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/07/20/932234-putin-novoi-epohi (дата обращения: 14.04.2024).
40. Редкоус В. М. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года // Закон и право. – 2021. – № 8. – c. 23-27. – doi: 10.24412/2073-3313-2021-8-23-27.
41. Рендак А. В. Специфика внутренних угроз экономической безопасности современной России // Гуманитарий Юга России. – 2018. – № 1. – c. 136-149. – doi: 10.23683/2227-8656.2018.1.12.
42. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1995. – № 1. – c. 97-106.
43. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
44. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России // Эко. – 2007. – № 5(395). – c. 1-21.
45. Сенчагов В.К. Экономика, финансы и цены: эволюция, трансформация, безопасность. - М.: «Анкил», 2010. – 1120 c.
46. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Караваева И.В., Павлов В.И., Иванов Е.А., Курнова Н.В. Экспертиза проекта федерального бюджета как инструмент повышения экономической безопасности России // Страховое дело. – 2012. – № 12(238). – c. 3-7.
47. Сенчагов В.К., Губин Б. В., Павлов В. К., Тамбовцев В. Л. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. - М.: Анкил, 2013.
48. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. – 1998. – № 6. – c. 524-537. – doi: 10.35854/1998-1627-2022-6-524-537.
49. Соболева И.В. Профессионально-квалификационный дисбаланс как вызов экономической и социальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 989-1008. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114898.
50. Старовойтов В. Г., Старовойтов Н. В. Современные тенденции динамики имущественного неравенства, бедности, безработицы как источников угроз экономической и национальной безопасности России // Развитие и безопасность. – 2020. – № 3(7). – c. 105-114. – doi: 10.46960/2713-2633_2020_3_105.
51. Трофимов М.Н. Эффективность финансового сектора как важнейшее условие обеспечения экономической безопасности государства // Экономика. Информатика. – 2021. – № 2.
52. Городецкий А. Е., Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021.
53. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2023.
54. Lipinsky D.A., Makareiko N.V., Musatkina A.A. Legal aspects of ensuring economic security in the conditions of the digital economy development // Amazonia Investiga. – 2019. – № 8 (20).

Страница обновлена: 04.12.2024 в 13:44:59