К вопросу о проблемах и перспективах участия некоммерческого сектора в разработке стратегий и программ территории

Владимирова С.В., Гурина М.А., Щетинина И.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Владимирова С.В., Гурина М.А., Щетинина И.С. К вопросу о проблемах и перспективах участия некоммерческого сектора в разработке стратегий и программ территории // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122137.



Введение

Актуальность темы исследования. Некоммерческий сектор представлен сетью общественных организаций, ориентированных на улучшение жизни населения, на социально-экономическое развитие территорий. Но наряду с этим обострились проблемы взаимодействия некоммерческих обществ с местной властью, финансирования, направленного на реализацию программ и стратегий, формирования адресной помощи гражданам. Остро стоит необходимость обеспечения достойной жизни региона, снятия социальной напряженности в регионе, восполнения недостатков государственной социальной политики, чего можно достигнуть посредством эффективного функционирования некоммерческого сектора. Назрела необходимость мониторинга сложившихся проблем в области разработки местных программ некоммерческими организациями и предложения направлений по совершенствованию данной области.

Научная разработанность. Влияние некоммерческого сектора на стратегическое развитие региона рассмотрено многими исследователями: А.Б. Дворядкиной и Д.М. Простовой [8], К.Е. Косыгиной [10] и т.д. Методикам оценки значимости, роли некоммерческих организаций в развитии регионов посвятили свои работы А.С. Артамонова [3], Ю.В. Уханова [19], А.А. Шабунова [20] и многие другие.

Особенности взаимодействия некоммерческих организаций с государственным сектором и разработка программ и стратегий обозначена в работах К.В. Вишневой [5], А.В. Шарапова [21] и т.д. Однако, несмотря на достаточную разработанность взаимодействия некоммерческого сектора в системе разработке стратегий и местных программ, существуют некоторые проблемы и поэтому есть необходимость регулярного изучения данной области и предложения направлений для совершенствования.

В рамках исследования авторы статьи рассматривают социально-экономические отношения, возникающие между государственным и некоммерческим сектором, влияющие на разработку стратегий и местных программ на примере города Липецка.

Цель исследования дать оценку возрастающей роли и значения некоммерческого сектора в системе региональной и муниципальной власти, показать нарастающие проблемы НКО как участников системы стратегического управления местных органов самоуправления и оценить перспективы развития социальных проектов и их влияние на территорию.

Научная новизна исследования зкалючается в выявлении основных путей к решению сложившихся проблем в области участия некоммерческого сектора в разработке местных программ и стратегий, а также их межсекторного взаимодействия.

Цели, формы и особенности функционирования некоммерческого сектора

Некоммерческие организации (или так называемый третий сектор) представляют собой неправительственные объединения, различные общественные организации и движения, цель которых – достижение благополучия региона и выработка эффективных стратегий и местных программ [5]. При этом целью деятельности таких организаций является не извлечение прибыли, а прежде всего стабилизация социально-экономических отношений [16]. Если сравнивать коммерческие и некоммерческие организации, то следует сразу отметить два отличительных признака, присущих второму сектору.

Во-первых, целью некоммерческого сектора не может быть извлечение прибыли, поскольку это противоречит самой сути устройства подобных организационно-хозяйственных форм.

Во-вторых, если в ходе каких-либо действий организацией прибыль всё-таки была получена, она не может быть распределена между участниками, учредителями учреждения, объединения или же фонда.

Исследователи выделяют несколько организационно-хозяйственных форм некоммерческих организаций:

- различные общественные и религиозные организации;

- потребительские кооперативы;

- объединения юридических лиц, созданные с целью достижения поставленных некоммерческих целей;

- потребительские кооперативы, некоммерческие учреждения и фонды и т.д.

В ст. 2 № 7-ФЗ подчеркивается, что «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан <<…>>, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» [1]. Некоммерческие организации, несомненно, являются одним из элементов гражданского общества.

В России некоммерческий сектор представлен достаточно широко. Всего существует более тридцати видов и форм различных организаций [7], которые могут отличаться по организационно-хозяйственным формам, и которые преследуют одни и те же цели (рис. 1).

Рис. 1. Цели некоммерческих организаций [7]

Анализируя данные схемы, можно сделать вывод о том, что все цели некоммерческого сектора сводятся к тому, чтобы улучшать, стабилизировать жизнь граждан путём защиты их прав и интересов, охраны здоровья, удовлетворения различных жизненно важных потребностей общества. При этом цели некоммерческих организаций могут представлять собой и симбиоз научных и управленческих, социальных и научных целей и т.д.

Как отмечает О.Л. Панченко, «развитие и функционирование некоммерческого сектора и его структурных образований - результат реализации весьма сложных явлений и процессов. Потребности в определенных услугах или продуктах, удовлетворять которые рациональнее на базе некоммерческой деятельности, порождают определенную заинтересованность во взаимодействии соответствующих групп людей, способных производить и предоставлять такие услуги и пользоваться ими» [14].

Поэтому современные особенности функционирования некоммерческого сектора сводятся к тому, чтобы такие объединения и организации должны быть максимально вовлечены в жизнь региона, чтобы с их участием разрабатывались различные региональные, муниципальные социально-экономические программы.

Анализируя научную литературу, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей [22] выделяют следующие особенности функционирования некоммерческого сектора и определяют, таким образом, долю его участия в социально-экономическом развитии территорий [9]:

- некоммерческие организации могут выступать поставщиком важнейших социальных услуг, который своевременно реагирует на запросы граждан, может определить, выявить современные проблемы, при этом имея низкие административные издержки;

- некоммерческие организации могут выступать новатором в области создания и реализации местных стратегий и программ, могут быть источником введения важнейших инноваций в регионах. Авторы отмечают, что зачастую на практике введенные некоммерческим сектором инновации более успешно внедряются и уже потом становятся частью государственной или же муниципальной политики [4].

- функционирование некоммерческих организаций позволяет поддерживать уровень демократии, отражая интересы различных групп и общественных объединений. При этом различные фонды, общественные и религиозные организации формируют общественное мнение, а значит, могут влиять и на принятие стратегически важных решений в регионах.

В связи с актуальностью последнего пункта, необходимо отметить, что существует необходимость государственного контроля некоммерческого сектора, что также является ключевой особенностью развития данного направления. Государство должно контролировать, чтобы деятельность подобных организаций была связана с разработкой таких областей, как: наука, финансы, образование, охрана окружающей среды и т.д. При этом влиять на определенное поведение в различных ситуациях, принятие важнейших решений государство не может, поскольку деятельность некоммерческих организаций не должна ограничиваться политикой, но в то же время должна отвечать общественным стандартам.

Взаимодействие граждан, некоммерческих организаций с органами местного самоуправления осуществялют муниципальные общественные палаты (советы), являющиеся субъектом общественного контроля [2].

Как подчеркивают Вейс Т.П., Крутиков В.К., Щербакова Е.С. «организации, финансируемые правительством, относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода единицы извлекают пользу из их деятельности» [4]. Исследователи отмечают следующие функции некоммерческого сектора (рис. 2).

Рис. 2. Функции некоммерческих организаций согласно исследованиям К.П. Тадорашко [18]

Таким образом, современные особенности функционирования некоммерческих организаций обусловлены тем, что они должны достигать поставленных целей и выполнять ряд социальных, социально-политических и экономических функций. При этом представленные организационно-хозяйственные формы организаций не должны ставить целью достижение прибыли, они должны действовать в интересах государства и общества.

Оценка характера и форм взаимодействия некоммерческого сектора с органами местного самоуправления

Для оценки состояния взаимодействия некоммерческих организаций с властью важны типы отношений, характер связей, а также показатели результативности взаимодействия.

Для участия в реализации местных программ и стратегий некоммерческий сектор использует экономические и неэкономические формы взаимодействия. К неэкономическим формам относятся нематериальные способы, это различная информационная поддержка, включающая консультативную, методическую помощь и т.д. К экономическим формам относятся различные гранты, материальная поддержка, налоговые льготы от государства и многое другое.

Рис. 3. Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления [12]

Основой системы взаимодействия некоммерческого сектора, как правило, является законодательство, которое определяет структуру управления в зависимости от типа организации. В соответствии с законодательством высший руководящий орган некоммерческой структуры определяется в учредительных документах [11]. Важно предельно точно определить, какой орган в организации будет главным, поскольку это четко указывает, кто несет основную ответственность за принятие решений и будет контролировать функции того или иного общества или объединения.

Четкая структура управления является первым шагом к созданию относительно прогнозируемой системы отчетности некоммерческого сектора. Растущая роль инноваций, изменения в темпах, механизмах и векторах инновационных процессов являются ключевыми факторами, способствующими структурным изменениям в экономике.

Особое направление исследований – это изучение формирования эффективных подходов к управлению инновационными процессами, методы построения и реализации инновационных стратегий. Поэтому, как отмечают Е.Е. Никитина, Е.В. Оболонкова [11], С.Д. Соколова [17], инновационное социальное партнерство государства и некоммерческих организаций определяет парадигму современной инновационной политики российской экономики.

На примере изучения документов местного уровня за последнее время, можно сделать вывод о том, что, например, в городе Липецке общественные некоммерческие структуры принимают активное участие в работе комиссий и собраний государственной и общественной важности, предлагают вносить актуальные разработки в местные нормативно-правовые акты.

Местной властью финансово поддерживаются такие некоммерческие объединения, как организация в сфере развития гражданских инициатив «Максимум», Липецкая общественная организация «Археологические исследования» (субсидиарная поддержка в 2023 году составляла 443 051 руб.), Липецкая областная общественная организация «Поиск пропавших детей» (субсидиарная поддержка в 2023 году составляла 613 364 руб.), Автономная некоммерческая организация развития и поддержки общественных инициатив в социальной, культурной, физкультурно-спортивной сфере, в сфере творчества, охраны окружающей среды «Центр социальных инициатив «Маяк» (субсидиарная поддержка в 2023 году составляла 988 761 руб.), Липецкий городской фонд социального развития и многие другие [1]. Данным организациям местная власть предоставляет субсидии на развитие. Однако ежегодно некоммерческие организации должны пройти конкурс на получение денежных средств.

При разработке местных программ принимают участие некоммерческие организации, нацеленные больше на социальное развитие региона, ориентирующиеся на формирование здоровья населения, развитие физической культуры и спорта, социальной реабилитации и т.д. При взаимодействии с органами местного самоуправления, такие некоммерческие организации решают следующие задачи:

- совершенствуют нормативно-правовую базу в различных областях жизни граждан;

- привлекают коммерческие организации в развитие социальной сферы, её инвестиционной привлекательности;

- развивают добровольческие отряды и волонтерство, привлекают к решению острых социально-экономических проблем неравнодушных граждан.

Согласно исследованию О.В. Голосова, В.В. Смагиной, более половины опрошенных ими респондентов стремятся:

- принять участие в работе некоммерческих организаций, что говорит о положительной динамике в данной области;

- помогают закрепить эффективные молодые кадры в различных некоммерческих учреждениях, связанных со здравоохранением, социальной поддержкой населения и т.д.;

- целенаправленно, более углубленно решают социальные проблемы индивидуально-адресного продуцирования [6].

Различные авторы подтверждают эффективность [8] и необходимость развития некоммерческого сектора на различных уровнях [10].

Таким образом, эффективность и значение некоммерческого сектора в системе взаимодействия с органами местного самоуправления заключается в том, что при таком сотрудничестве:

- повышается социально-политическое участие граждан в общественной жизни. В ходе работы растёт экономическая и социальная динамика территорий;

- акцентируется внимание государственных структур на проблемах политического, социального, экономического характеров, прежде всего на те аспекты жизни граждан, которые нуждаются в повышенном внимании властей.

Изучение некоммерческого сектора в системе взаимодействия с органами местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что существующие неэкономическое методы взаимодействия наиболее чаще используются, а при стремлении получить финансирование (на примере города Липецка), некоммерческое общество или же объединение должно пройти определенный отбор, конкурс. В то же время ничто не мешает подобным обществам привлекать добровольческие отряды и волонтёров для решения важных социальных, экономических и политических проблем.

Проблемы и актуальные направления участия некоммерческого сектора в разработке местных программ и стратегий

Для выявления проблем в области взаимодействия некоммерческого сектора в разработке стратегий и местных программ необходимо оценить работу таких объединений. В научной среде большое количество работ посвящено методам оценки эффективности деятельности данного сектора. Изучение многочисленных научных исседований позволяет сделать вывод о том, что ситуация с взаимодействием некоммерческих организаций с государственными структурами остаётся неоднозначной.

Большинство авторов, оценивая деятельность некоммерческого сектора, приходят к выводу, что некоторые из компаний существуют только на бумаге [19]. При этом они не оплачивают налоги и не проводят необходимую деятельность, поэтому на сегодняшний день нельзя найти однозначную информацию о долгосрочных и краткосрочных перспективах в этой области [20]. Следует предположить, что такие обстоятельства связаны с тем, что в законодательной базе, регулирующей деятельность некоммерческих организаций, имеются пробелы, допускающие такие случаи, они могут быть связаны и с нестабильностью социально-политической ситуацией в регионе. К.В. Вишнева пишет, что «в качестве других важнейших причин проблем можно назвать своеобразную структуру финансирования НКО в России» [5].

Так, например, «Центр поддержки и развития СО НКО» в городе Липецке специально разработал местную программу «Активное поколение», в ходе которой осуществляется помощь людям пенсионного возраста, их приобщают к важным культурным мероприятиям, мотивируют принимать участие в решении общественно важных вопросов общества.

Отмечается, что именно небольшие проекты приносят много пользы, поскольку позволяют на более доверительном уровне проводить мероприятия для людей пенсионного возраста, создается доверительная атмосфера [23].

Однако «Центр поддержки и развития НКО» указывает и на ряд трудностей, которые возникают на пути к разработке стратегий и местных программ. Эти проблемы выявлены путём проведения мониторинга с охватом более 70 некоммерческих объединений, из которых 40% составили организации, которые ведут тесную деятельность с муниципальными образованиями (рис. 4).

Рис. 4. Внутренние проблемы, препятствующие участию НКО в разработке местных программ [12, 15]

Приведенный график показывает внутренние проблемы некоммерческих организаций, которые негативно сказываются на деятельности данного сектора. Информация собрана согласно анализу актуальных работ авторов [15] и дополнена [12]. Кроме того, существуют и внешние факторы, тормозящие участие организаций в разработке местных программ, такие как нехватка высококвалифицированных кадров среди руководства НКО, отсутствие должного контроля за деятельностью НКО и другие, представленные на рис. 5.

Рис. 5. Внешние проблемы некоммерческого сектора в системе разработке стратегий и местных программ [13]

Многообразие различных видов некоммерческих организаций, являющихся по факту различными формами самоорганизации граждан, требует более гибкого продуманного подхода не только по правовому регулированию, но и в управленческой деятельности, при взаимодействии с местной властью, при разработке стратегий и местных программ.

Эффективность некоммерческого сектора целесообразно рассмотреть на примере действующих в настоящее время социальных местных программах. Оценка программ и проектов представляет собой систематический сбор информации о деятельности в рамках программ и проектов, их характеристиках и результатах.

Оценка программ и проектов позволяет определить их востребованность, результативность и эффективность, а также устойчивость социального эффекта, достигнутого по итогам реализации программ и проектов.

Направления деятельности некоммерческих организаций относительно разработки местных программ и стратегий оказывают непосредственное влияние на развитие социально-экономической обстановки. В первую очередь, это объединения и организации, оказывающие бесплатную, благотворительную помощь в защите прав и законных интересов граждан. В большинстве случаев это помощь инвалидам, малоимущим, работа с незащищенными слоями населения. Подобные некоммерческие организации можно встретить на базе любого региона, поскольку эти проблемы являются актуальными и их решение востребовано гражданами.

Так, с 2018 года Липецкая областная общественная организация объединения потребителей «Защита» реализует проект, направленный на бесплатное оказание юридической помощи сиротам, малоимущим гражданам, инвалидам и т.д. В городе Липецке организована приёмная, в которой граждане получают бесплатную консультацию, социально-правовую поддержку. Помимо этого, «Защита» занимается правовой просветительской деятельностью по всей Липецкой области, в ходе которой также оказывается благотворительная консультативная помощь гражданам, попавшим в затруднительное положение. Актуальную информацию о деятельности организации можно получить как на официальном сайте, так и посетив приёмную [23].

Кроме того, следует отметить наличие некоммерческих обществ, занимающихся медицинским обеспечением: развитием и пропагандой здорового образа жизни, материальное обеспечение лекарствами инвалидов и т.д. Эти организации функционируют на основе государственной поддержки, услуги гражданам оказываются бесплатно.

Отдельное место среди некоммерческих организаций занимают общества, которые работают с детьми и молодежью. Меньше всего обществ (в большинстве регионов такие отсутствуют), которые занимаются внедрением инноваций, созданием рабочих мест и т.д.

В Липецке действует также спортивно-оздоровительная организация «Боец» [2], реализующая проект «Спорт на защите детства» с целью предоставления услуг по организации ипроведению спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков, молодежи и взрослого населения Липецкой области, а также пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; профилактики разного рода зависимостей среди детей, подростков, молодежи и взрослого населения региона.

Среди действующих в Липецке НКО Липецкий союз организаций профсоюзов [24], можно отметить, конечно, объединение региональных профсоюзов на основе единства целей и солидарности действий, призванное отстаивать социально-экономические и правовые интересы членов профсоюзов перед работодателями и органами власти.

На протяжении многих лет в регионе «Комитетом солдатских матерей России» проводятся правовые, социальные и медицинские консультации призывников и их родителей, информационно-правовые занятия в учебных заведениях, осуществляется контроль за соблюдением порядка и законности призыва [3]. К проектам «Комита солдатских матерей России», поддержанным управлением внутренней политики Липецкой области, Фондом президентских грантов отностяся: «На защите защитников», «Память крепнет связью поколений», «Под защитой солдатских матерей», «Ваш долг и Ваше право», «Правовая миссия матерей», «Защитим защитника», «Защита прав призывников и военнослужащих», «Святое дело Родине служить». Проект «На защите защитников» поддержан Фондом президентских грантов, за счет чего работает круглосуточная горячая линия, проходят бесплатные консультации в офисе, организованы посещения войсковых частей, встречи с допризывной молодежью в районах и диалоговые площадки поколений и др. Открыт муниципальный консультационный центр.

Отдельные вопросы вызывает работа других организаций, статистика деятельности которой недоступна гражданам.

Одной из старейших в Липецкой области социально-ориентированных НКО, существующей с 2007 года, является Липецкая общественная организация социальных и гражданских инициатив «Оптимист». За эти годы организацией реализовано несколько масштабных проектов, которые поддерживались администрациями города Липецка, Липецкой области и Фондом президентских грантов.

Проекты направлены на социальное развитие и решение социальных, благотворительных, культурных и иных общественно значимых проблем и на повышение уровня социальных условий проживания граждан на территории Липецкой области, в том числе имеющих инвалидность.

Так, с целью оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в адаптации в коллективе и преодолении психологические барьеры, интеграции в общество, повышеня их уровень жизни реализуется социально-значимый проект «Люди мастеровые». Проект позволяет, кроме всего прочего, организовать для инвалидов досуг, позволяющий укрепить отношения в коллективе, индивидуально раскрыться каждому. Проект включает работу с надомными швеями инвалидами, продукция которых востребована среди самих участников общественной организации. Продукция, изготавливаемая руками людей с ограниченными возможностями здоровья, крайне востребована у членов организации «Оптимист» - постельное белье, полотенца, подушки. По традиции текстильные изделия ежегодно вручаются членам ЛРОО «Оптимист», людям с ограниченными возможностями здоровья на культурно-развлекательных мероприятиях, организованных для них.

Проект не подразумевает «выход» за пределы узкого круга лиц – инвалидов, в то время как важнейшей областью социальной работы является не только помощь в профессиональной ориентации, но и социализация человека. Более того, в целях проекта значится «привлечение двух инвалидов для работы на дому» [23]. При этом охват инвалидов крайне низкий, два человека – это слишком мало для целой организации социальных и гражданских инициатив. В качестве вывода можно заключить, что такой подход, возможно, спровоцирован, нехваткой дополнительных стимулов для работы некоммерческих организаций, отсутствием должного контроля за работой таких обществ.

В Липецкой области Управление внутренней политики ежегодно проводит конкурс «Лучшая НКО года», в ходе которого конкурсная комиссия оценивает представленные отчёты о проделанной работе в течении года. По итогам конкурса определяются победители в номинации «Лучший руководитель СОНКО», «Лучшая СОНКО года», а также по 6 иным номинациям. В Липецкой области Управление внутренней политики ежегодно проводит конкурс «Лучшая НКО года», в ходе которого конкурсная комиссия оценивает представленные отчёты о проделанной работе в течении года. По итогам конкурса определяются победители в номинации «Лучший руководитель СОНКО», «Лучшая СОНКО года», а также по 6 иным номинациям.

Оценка эффективности программ и проектов, реализуемых НКО в социальной сфере, необходима для изучения и анализа достигнутого социального эффекта. Кроме того, такая оценка позволяет выявить и обобщить лучшие практики, рекомендуемые для распространения в некоммерческом секторе и в сфере благотворительной деятельности в том числе.

Оценку программ и проектов принято классифицировать на формирующую и суммирующую. Формирующая оценка проводится на стадии планирования программ и проектов или в ходе их реализации. Суммирующая оценка осуществляется на завершающем этапе реализации программ и проектов или по их завершению.

Формирующая оценка в зависимости от целей ее проведения способствует выявлению потребностей целевой аудитории, определению направлений реализации программ и проектов, помогает измерить уровень прогресса в достижении поставленных целей и задач, оценить процесс функционирования программы (проекта), оценить соотношение затрат (в денежном выражении) и текущих результатов программы (проекта) посредством использования экономических методов.

В свою очередь, суммирующая оценка позволяет выявить устойчивые изменения в жизненной ситуации людей по завершении реализации программ (проектов); определить эффективные технологии, реализация которых приводит к результату; оценить соотношение затрат (в денежном выражении) и результатов программы (проекта) посредством использования экономических методов.

Следует предложить следующие пути к решению сложившихся проблем в области участия некоммерческого сектора в разработке местных программ и стратегий, а также их межсекторного взаимодействия:

- совершенствование инструментов поддержки некоммерческих организаций, появление новых форм сотрудничества;

- детальный контроль деятельности некоммерческих организаций (создание отдельного контролирующего органа, ресурсного центра), информирование обществ о льготах;

- популяризация и вовлечение волонтеров и добровольцев в деятельность некоммерческого сектора через различные средства массовой информации;

- создание отдельной информационной площадки, на которой будет собрана информация о конкретных некоммерческих организациях, их потребностях, а также будет размещена информация о заинтересованных организациях с описанием их идей и ресурсов;

- пополнение электронной библиотеки лучших практик работы в некоммерческом секторе;

- анализ статистики изменений различных сфер города через деятельность некоммерческих организаций, проведение рейтинга эффективности некоммерческого сектора, в ходе которого будут выявляться наиболее активные объединения;

- рейтингование муниципальных образований по реализации механизмов поддержки социально ориентированных НКО.

Таким образом, появляется все больше некоммерческих объединений, инициатором создания которых выступает гражданское общество. На деятельность таких объединений выделяются муниципальные, социальные гранты, ими реализуются различные программы и стратегии. Однако должны быть выработаны механизмы контроля и оценки деятельности некоммерческого сектора, которые позволят ранжировать общества по результативности разработанных программ и сделать выводы относительно эффективности организаций и принимаемых ими мер.

Выводы

В результате проведенного исследования, направленного на анализ проблем, оценку возрастающей роли и значения некоммерческого сектора в системе разработке стратегий и местных программ, сделаны следующие выводы и предложения.

1. Современные особенности функционирования некомерческого сектора заключаются в том, что деятельность подобных организаций направлена не на извлечение прибыли, а на улучшение социально-экономической ситуации. При этом функции некоммерческого сектора могут быть экономические, социальные и социально-политические.

2. Выявлено, что эффективность и значение некоммерческого сектора в системе взаимодействия с органами местного самоуправления во многом зависит от формы взаимодействия, которая может быть как экономической (прямое финансирование, субсидии, гранты), так и неэкономической (методические рекомендации, информационная поддержка и т.д.).

3. Выявлены внутренние (разработка эффективных стратегий и программ) и внешние (взаимодействие с местной властью) проблемы некоммерческого сектора на примере города Липецка. Предложены пути совершенствования участия некоммерческого сектора в разработке местных программ и стратегий, которые заключаются в целом комплексе действий, начиная от мотивации и освещения детальности некоммерческого сектора в СМИ, заканчивая ранжированием обществ по достигнутым результатам.

Многообразие различных видов некоммерческих организаций, являющихся по факту различными формами самоорганизации граждан, требует более гибкого продуманного подхода не только по правовому регулированию, но и в управленческой деятельности, при взаимодействии с местной властью, при разработке стратегий и местных программ.

[1] Администрация города Липецка: официальный сайт. - 2024. - URL: https:// lipetskcity.ru (дата обращения: 15.10.2024). – Текст: электронный.

[2] Липецкая региональная организация «Боец». - 2024. - URL: https://nko48.ru/nko/podderzhka-nko/ (дата обращения: 15.10.2024).

[3] Комитет солдатских матерей России - 2024. - URL: https://nko48.ru/nko/podderzhka-nko/ (дата обращения: 15.10.2024).


Страница обновлена: 18.11.2024 в 10:46:50