Инвестирование в образование как составляющую человеческого капитала: проблемы и мероприятия для их решения
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (6) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16538454
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье показана роль инвестиций в образование при формировании человеческого капитала. На основании межстранового сопоставления величины вложений в образование, а также структуры инвестиций в образование, выявлены проблемы в этой области, а также сформированы мероприятия для их решения.
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование человеческого капитала, инвестиции в образование
В Концепции [1] долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до2020 г. подчеркивается, что для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходимо реализовать ряд направлений, одним из которых является развитие человеческого капитала.
Формирование человеческого капитала может быть определено как процесс усовершенствования характеристик человека, с которыми он вступает в общественное производство [2]. Т.И. Овчинникова, О.В. Гончарова, М.Г. Хорева [3] под формированием человеческого капитала понимают процесс создания производительных способностей человека с помощью инвестиций в образование, повышение квалификации, переподготовку, укрепление физических сил и т.п.
Существует несколько подходов к формированию человеческого капитала. В рамках ресурсного (Л. Туроу, С. Боулс, Ф. Харбюсон и др.), внимание акцентируется на ресурсах, необходимых для воспроизводства человеческого капитала (в первую очередь временных и финансовых). В рамках второго подхода, учитывается активная роль личности в инновационных преобразованиях, рассматривается деятельность самого носителя человеческого капитала, чтобы в дальнейшем принять решение об инвестировании денежных средств. Следует подчеркнуть, что в рамках как первого, так и второго подхода необходимо рассматривать вложения в компоненты человеческого капитала (образование, здоровье, культуру), обеспечивающие формирование и развитие способностей личности, приводящие к экономическому росту [4].
На основании анализа формулировок человеческого капитала и его структуры было выявлено, что инвестиционный аспект в настоящее время присутствует практически во всех определениях, особенно в расширительных трактовках.
В связи с этим, акцент сделан на рассмотрении инвестиций в образование как одну из ключевых составляющих человеческого капитала, выявлении проблем в этой области и формировании мероприятий для их решения. В процессе анализа были выявлены следующие проблемы инвестирования в образование:
1. В 2007 г. значительно отличается величина вложений в образование в сопоставимой оценке в европейских странах и в России. Так, ежегодные вложения во вторичное образование [1] в России в 2,5 раз ниже, чем в европейских странах и значительно ниже среднего уровня по странам Организации экономического сотрудничества и развития (4878 долл. по ППС — в России, в то время как в среднем по ОЭСР — 8267 долл. по ППС).
Рис. 1. Ежегодные вложения, приходящиеся на одного учащегося вторичного образования в2007 г., в долл. по ППС
Аналогичная ситуация отмечена и в отношении инвестирования в третичное образование. В2007 г. среди лидеров инвестирования — США, Норвегия, Дания — более 16 тыс. долл. по ППС, в то время как в РФ инвестируют в третичное образование в 5 раз меньше, чем в США. Низкие объемы финансовых средств не позволяют совершенствовать материально-техническую базу и повышать качество образовательного процесса.
Выявлено различие в структуре инвестирования в образование в России и в странах ОЭСР. Соотношение бюджетных и внебюджетных вложений в образование (68–32) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах (90–10) (со значительно более высоким уровнем доходов населения и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах), а также большим удельным весом в структуре инвестирования в образование частных вложений работодателей и меценатов [5] (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение между государственными и частными вложениями в различные уровни образования в2000 г. и2007 г., % (ранжирование по величине государственных вложений в2007 г.)
Страна
|
2000 г.
|
2007 г.
| ||
Государственные вложения
|
Частные
вложения |
Государственные
вложения |
Частные
вложения | |
Италия
|
97,8
|
2,2
|
96,8
|
3,2
|
Испания
|
93,0
|
7,0
|
92,9
|
7,1
|
Франция
|
92,6
|
7,4
|
92,7
|
7,3
|
США
|
91,6
|
8,4
|
91,4
|
8,6
|
В среднем по ОЭСР
|
–
|
–
|
90,3
|
9,7
|
Германия
|
86,3
|
13,7
|
87,3
|
12,7
|
Великобритания
|
88,7
|
11,3
|
78,1
|
21,9
|
РФ*
|
–
|
–
|
68,2
|
31,8**
|
** – учитываются совместно вложения населения и организаций
Источники: Education at a Glance 2010. – P.234.; Образование в Вологодской области в 2005 – 2009 гг. [Текст]: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2010. – С. 54.
Следует подчеркнуть, что за период с 1991–2008 гг. в РФ происходило снижение участия государства в инвестировании образовательного процесса с 98% до 68% соответственно. Тенденция к расширению платности образования может привести к разделению образования на элитарное и массовое, с последующим снижением качества последнего. Вместе с тем следует отметить, что использование лишь бюджетных ресурсов не в состоянии обеспечить все необходимые статьи затрат. Выделяемых денежных средств хватает лишь на обеспечение функционирования образовательной системы, а вопросы, связанные с развитием зачастую не решаются.
Анализ структуры вложений в образование в зависимости от уровней инвестирования (федеральный — региональный — местный) позволил установить, что в России к 2007 г. наметилась тенденция перехода к инвестированию преимущественно за счет средств региональных и местных бюджетов. Это, в свою очередь, может привести к росту дифференциации регионов и муниципальных образований по величине вложений в образование (это обусловлено различием в доходных частях бюджетов регионов и муниципальных образований), и вызовет другие сопутствующие проблемы.
В структуре вложений в образование (краткосрочные — долгосрочные) преобладают краткосрочные финансовые вложения [6], что затрудняет реализацию стратегических проектов.
Следует отметить, что заинтересованность в исследовании инвестирования в образование обусловлена не только обозначенными проблемами, но и тем, что инвестирование в образование оказывает влияние на возможность получения более высокого образовательного уровня, что в свою очередь приводит к росту доходов населения, к увеличению ВВП страны и другим благоприятным последствиям.
По результатам регрессионного анализа между вложениями во вторичное образование на одного учащегося и ВВП на одного человека среди стран ОЭСР и России в 2007 г. выявлено, что между признаками существует прямая с высокой степенью тесноты взаимосвязь (R2 = 0,7605). То есть увеличение величины инвестиций во вторичное образование сопровождается ростом ВВП той страны, которая осуществляет инвестирование. Аналогичная зависимость была выявлена и для вложений в третичное образование на одного учащегося и ВВП на одного человека (взаимосвязь между признаками прямая, заметная (R2 = 0,4645)).
На индивидуальном уровне инвестирование в образование сопровождается повышением образовательного уровня и ростом доходов населения. На основании данных о распределении населения стран ОЭСР разного образовательного уровня по доходным группам в2008 г. выявлено, что население с образованием ниже вторичного принадлежит преимущественно к первым трем доходным группам, и лишь те, у кого третичное образование — к 4 и 5 наиболее обеспеченным доходным группам.
Аналогичная взаимосвязь отмечена между уровнем образования и принадлежностью к одной из пяти доходных групп и в Вологодской области (табл. 2).
Таблица 2
Распределение населения Вологодской области с разным уровнем образования по доходным группам (в % от числа опрошенных)
Образование
|
Год
|
Квинтили по доходам
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| ||
Неполное среднее
|
2000
|
29,6
|
36,2
|
18,1
|
9,7
|
6,4
|
|
2005
|
35,9
|
27,3
|
19,9
|
10,7
|
6,2
|
|
2009
|
28,6
|
24,7
|
25,5
|
14,3
|
6,9
|
Средняя школа, в т.ч.
|
2000
|
27,9
|
21,9
|
19,7
|
16,5
|
14,0
|
ПТУ со средним
|
2005
|
32,6
|
24,7
|
17,8
|
14,5
|
10,4
|
образованием
|
2009
|
29,2
|
22,4
|
18,8
|
15,8
|
13,8
|
Среднее специальное
|
2000
|
17,3
|
18,6
|
22,3
|
22,9
|
18,9
|
образование
|
2005
|
17,2
|
20,8
|
21,4
|
21,2
|
19,4
|
(техникум и др.)
|
2009
|
19,6
|
21,5
|
21,2
|
21,1
|
16,6
|
Незаконченное высшее
|
2000
|
12,2
|
12,9
|
20,5
|
21,5
|
32,9
|
(не менее 3 курсов вуза)
|
2005
|
14,3
|
15,1
|
18,1
|
24,7
|
27,8
|
|
2009
|
15,9
|
14,8
|
18,7
|
22,6
|
28,0
|
Высшее
|
2000
|
9,0
|
11,1
|
17,9
|
26,2
|
35,8
|
|
2005
|
6,0
|
12,8
|
21,4
|
26,0
|
33,8
|
|
2009
|
8,2
|
15,1
|
18,7
|
24,4
|
33,6
|
Анализ распределения населения Вологодской области с разным уровнем образования по доходным группам позволяет заключить, что среди населения с высшим образованием наибольший удельный вес тех, кто себя относит к 4 и 5 квинтилю — 26,2% и 35,8% в2000 г., но к2009 г. происходит незначительное снижение доли населения в этих группах до 24,4% и 33,6% соответственно. Среди опрошенных с неполным средним образованием в2009 г. значительная часть населения принадлежит к 1 и 3 квинтилям — 28,6% и 25,5%. Наиболее равномерным является распределение населения со средним специальным образованием по доходным группам. Таким образом, доля наиболее обеспеченного населения среди тех, у кого высшее, незаконченное высшее образование выше, чем среди населения с другими уровнями образования. Поэтому в целом, получение более высокого уровня образования способствует росту доходов. Распределение населения, обладающего разным уровнем образования в зависимости от уровня безработицы также подчеркивает необходимость инвестирования в образование
Анализ распределения позволил установить, что уровень безработицы у населения с образованием ниже вторичного в среднем по ОЭСР в 2,7 раза больше чем у тех, кто обладает третичным образованием. При этом в Германии различие в уровнях безработицы между населением с разным уровнем образования достигает 5 раз, в США — 4,2 раза [7]. Аналогичная закономерность наблюдается и в России, в частности в Вологодской области. Распределение безработных в России и в Вологодской области [8] по уровню образования позволило установить, что наибольшее количество безработных со средним (полным) общим образованием, в то время как с высшим профессиональным доля безработных среди безработных всех уровней образования фактически наименьшая. В этой связи следует подчеркнуть, что прослеживается взаимосвязь между уровнем образования и безработицей населения.
Вышеперечисленные проблемы в области инвестирования образования обуславливают разработку мероприятий, направленных на их решение:
[2] Мониторинг общественного мнения населения Вологодской области: проводится ежегодно, начиная с1995 г. один раз в каждые два месяца на территории г. Вологды, г. Череповца и восьми районов области путем анкетирования по месту жительства респондентов. Объем выборочной совокупности — 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше. Величина случайной ошибки выборки не превышает 3%.
Источники:
2. Коваленко, Е. А ты знаешь, что такое человеческий капитал? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/ty-znaesh-chto-takoe-chelovecheskii-kapital
3. Овчинникова Т.И. Человеческий капитал как фактор экономического роста современного пред-приятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapr.ru/articles/ 2005/10/4340.html
4. Самородова Е.М. О приоритете развития сферы услуг в условиях постиндустриальной транс-формации [Текст] / Е.М. Самородова, О.В. Рудакова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2007. – № 2.
5. Суворов, А Что происходит с российским образованием? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru//country/2002/10/14/ 464314.html
6. Статистический ежегодник Вологодской области 2009 [Текст]: стат. сборник / Вологдастат. Во-логда, 2010. – С. 363.
7. Education at a Glance 2010 [Text]: OECD publication / Paris, 2010. – Р. 114 – 115.
8. Труд и занятость в Вологодской области: 2005 – 2009 гг. [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010. – С. 40.
9. Образование в Вологодской области в 2005 – 2009 гг. [Текст]: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2010. – 82 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:19