Возможности трансформации бизнес-архитектуры корпоративных университетов для совершенствования экосистемы цифровых образовательных продуктов
Мамедгулиев Р.И.1, Гаврилюк Е.С.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918271
Аннотация:
В данной работе рассмотрена экосистема цифровых курсов корпоративного университета компании как составляющая целостной бизнес-архитектуры, включая её стратегическую направленность, реестр процессов и коммуникационный контекст организации. Статья содержит описание составных частей бизнес-архитектуры по оценки уровня цифровой зрелости корпоративного университета, описана система моделирования бизнес-процессов внедрения информационных технологий в образовательную среду обучающего курса. Отдельное внимание в работе уделено архитектурным фреймворкам, составлено концептуальное описание их возможностей по проектированию системы бизнес-процессов корпоративного университета по обучающим курсам, разобраны недостатки. С помощью построенной карты пути сотрудника по выбору и прохождению обучающего курса составлено описание принципов клиентоориентированного подхода и модель основных критериев по его реализации на уровне корпоративного университета.
Ключевые слова: Архитектура предприятия, архитектурные фреймворки, бизнес-архитектура, клиентоориентированный подход, корпоративный университет, образование, пользовательский опыт, цифровые продукты, цифровая трансформация, экосистема
Введение
В условиях обеспечения конкурентоспособности при модели рыночной экономики корпоративные университеты занимают, бесспорно, весомую роль в формировании и поддержании человеческого капитала как необходимого драйвера развития компании. Корпоративные университеты, учебные центры, кадровые службы создают собственные платформы для организации обучения сотрудников и повышения их квалификации, при этом формат их реализации в пределах конкретной компании и каждого сотрудника бывает различным.
Наиболее эффективным и успешным форматом в обучении сотрудников остаются электронные курсы на онлайн-платформах. Это даёт возможность обеспечить повышение квалификации в компаниях с самым разным штатом сотрудников. Компании обращаются к образовательным онлайн-агрегаторам из EdTech-индустрии и высшим учебным заведениям, создают собственные учебные разработки, которые в целом составляют огромную экосистему. Поэтому экосистемой цифровых образовательных продуктов называется многопрофильный набор учебных курсов, который используется в корпоративных целях для обучения сотрудников навыкам, полезным для трансформации их условий осуществления трудовых функций.
Исходя из личных возможностей и ресурсов компаний, экосистемой могут быть по-разному подготовленные базы учебных курсов, например, в Microsoft Excel и иных программных продуктах, а бывают огромные бизнес-приложения, которые в себе соединяют не только учебные курсы, но и функции по взаимодействию с сотрудниками, что повышают квалификацию, доступ к электронной библиотеке и другие параметры.
Обучая сотрудников, компании используют различные LMS-системы, приобретённые у создателей решения или созданные усилиями собственных ИТ-специалистов: на основе открытого исходного кода или собственной разработки. К тому же, в зависимости от специфики обучения, могут быть использованы различные BI-, CAO-, CAD-, BPM-, PLM-платформы и др., для вовлечения сотрудников в реальные трудовые процессы и проекты.
К сожалению, такая практика существует не во всех организациях. До сих пор, несмотря на экстенсивное развитие информационных технологий и средств цифровой коммуникации в образовательной сфере (рис. 1), многие компании и различные бюджетные учреждения обращаются к очным курсам как к основному и, порой, единственному способу обучения сотрудников.
Согласно данным аналитического исследования платформы «Эквио», около половины российских компаний (51 %) не имеют системы дистанционного обучения в общем репозитории ИТ-решений организации. Не использует эти системы преимущественно малый и средний бизнес (79 %), однако внедрение таких обучающих систем уже нужно для команд, штат которых превышает 50-100 человек. Степень проникновения LMS-систем на организационном уровне в пределах компаний со всей России довольно невысокая. Около 13 % фирм в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) не используют системы дистанционного обучения. 87 % компаний, не использующих LMS-приложения и иные дистанционные средства, сосредоточены по различным регионам России. [1]
Примечание: составлено авторами на основе [10, 12, 14, 22]
Рис. 1. Соотношение использования информационных технологий
в сфере образования и иных отраслях экономики.
Применение организациями электронных систем, позволяющими создать экосистему учебных курсов, могло бы изменить бизнес-архитектуру всего корпоративного университета и компании в целом, поменяв их бизнес-подход в сторону клиентоориентированности выполняемых в них процессов. Под бизнес-архитектурой в данной статье понимается организационная модель, сочетающая в себе аспекты стратегической ценности компании, взглядов и стратегии, бизнес-процессов и установленного контекста коммуникационных бизнес-отношений между участниками этих процессов.
Для написания данной работы было необходимо изучить научные исследования российских и зарубежных учёных по темам бизнес-архитектуры и организации обучения, основанной на клиентоориентированном подходе.
Тема бизнес-архитектуры представлена в различных научных работах и рассмотрена в них как отдельная составляющая, так и в контексте стратегии цифровой трансформации и архитектуры организации в целом.
Работа Т.А. Гилевой и Г.А. Гилева полезна для данного исследования тем, что в ней проводится взаимосвязь бизнес-архитектуры с бизнес-стратегией и ИТ-стратегией организации. Кроме того, авторы выражают мнение, что бизнес-архитектуру необходимо рассматривать в общей организационной культуре. На общекорпоративном уровне она представляется как экосистема, где ориентация на клиентоориентированность является одной из составных частей успешности исполнения бизнес-процессов. [5]
Е.В. Карпова и А.В. Катынь в своём исследовании определяют, что для выполнения той или иной функции бизнес-архитектуры важна организация бизнес-процессов: управляющих и поддерживающих их. [6] Согласно работе Н.В. Апатовой и А.В. Кальмус, архитектура предприятия в бизнес-контексте позволяет выявить те бизнес-процессы во всей экосистеме, которые связаны непосредственно с тем или иным продуктом компании. Кроме того, бизнес-уровень архитектуры предприятия позволяет установить план по жизненному циклу продукта в стратегической перспективе во взаимосвязи с другими частями организационной системы. [4]
Зарубежные исследователи ставят акцент на использовании архитектуры бизнеса для принятия решений на основе данных. В среде корпоративного университета, используя различные данные по движению обучающих курсов между сотрудниками, можно понять степень их вовлеченности в образовании, удовлетворённость материалами курсов и т.д. Так, например, Ф. Ахлеманн, К. Легнер и Й. Люкс проводят параллель [8], называя бизнес-архитектуру своего рода абстрактным репозиторием для хранения организационных идей и решений, влияющих как на внешнюю среду для привлечения потребителей, так и на гибкость и эффективность функционирования ИТ-инфраструктуры организации (в частности, корпоративного университета).
А. Корреани, А. де Массис, А. Наталиккио в совместной научной работе разбирают кейсы цифровой трансформации компаний, акцентируя внимание на использовании бизнес-архитектуры как нового этапа развития понятия о бизнес-модели. Согласно выраженному в их работе подходу, архитектура бизнеса позволяет в реальном действии ориентировать миссию и ценности организации, делая её «бережливой» и комфортной для всех работников. [9]
Вопрос организации корпоративного обучения на основе ориентации компании на сотрудника (как клиента) нашёл большой отклик среди учёных.
Тема использования цифровых технологий для повышения лояльности сотрудников нашла отражение в работах О.Ю. Брюховой, Н.Н. Старцевой [12], К.В. Клепнёвой [14], М.К. Чернякова и М.М. Черняковой [13]. Авторы рассматривают феномен клиентоориентированности в организации обучения персонала сквозь призму системного, проектного и процессного подходов. Для данной работы эти исследования представляют ценность, поскольку в них выделяются различные ценностные бизнес-тенденции, напрямую влияющие на формирование и совершенствование бизнес-архитектуры корпоративного университета. Этими тенденциями являются следующие положения:
– миграция очных обучающих курсов в электронный формат;
– применение в обучении онлайн-платформ, которые интегрированы с мобильными приложениями, апробация новых технических средств;
– создание персонифицированной образовательной траектории;
– необходимость развития цифровых навыков.
Развитие клиентоориентированного подхода через призму оптимизации и автоматизации бизнес-процессов подчёркивают в своих работах М.В. Полевая [10] и А.В. Шевчик [11]. В корпоративном обучении сотрудники, в большинстве случаев, обучаются самостоятельно посредством онлайн-курсов, и для того, чтобы управлять их стремлением к самообразованию необходимо создавать интересный контент, применяя разнообразные цифровые форматы. В связи с этим, клиентоориентированный подход напрямую влияет на развитие бизнес-архитектуры корпоративного университета, создавая конкретные ценности в стратегии развития его обучающей функции и основу усовершенствованных бизнес-процессов.
Ориентация на клиентоориентированное обучение нашла отражение и в работах зарубежных исследователей. Р. Лиссиллур, Х.А. Родригес-Эскобар, Я. Ван рассмотрели потенциал развития корпоративного университета через усиление его бизнес-модели лояльности среди сотрудников и организации электронных бизнес-процессов обучения. [15]
Ю. Вуорела, М. Олликайнен, В. Салминен, Ю. Варис представили итоги трансформации бизнес-архитектуры организаций, изменивших собственные стратегические ценности в сторону клиентоориентированности [16]. Для этого потребовалось провести анализ текущего и целевого состояния архитектуры бизнес-процессов, ABC-анализ, анализ потока создания ценности. Авторы утверждают, что при изменении бизнес-архитектуры неактивные и нерабочие бизнес-процессы необходимо сохранять в общем репозитории идей бизнеса, поскольку они могут быть востребованы при изменениях в организации.
Как показал анализ источников, научный пробел состоит в том, что при общей дифференциации работ российских и зарубежных учёных по тематикам бизнес-архитектуры и управления клиентским опытом, вовсе нет научных исследований, посвящённых бизнес-архитектуре и процессам корпоративных университетов по модерированию экосистемы цифровых курсов. Взаимосвязь бизнес-архитектуры и клиентоориентированного подхода позволяет создать инновационную бизнес-модель ведения корпоративного университета (если он является не частью структуры компании, а обособленным юридическим лицом), актуальную бизнес-стратегию, ориентированную на пользователей. Это положение наиболее важно, поскольку, согласно исследованиям Сбера и его корпоративного университета, только от 4 до 61 % сотрудников проходят образовательные курсы компаний до конца, из всего числа тех, кто поступил на учебные программы [23]. Соответственно, целью данного исследования стало формирование методологических принципов совершенствования бизнес-архитектуры процессов по взаимодействию пользователей (сотрудников) с цифровыми курсами корпоративных университетов.
Научная новизна работы заключается в практическом исследовании корпоративных университетов компаний как отдельных организационных структур и адаптации составных элементов бизнес-архитектуры (бизнес-стратегии, реестра бизнес-процессов и коммуникационного контекста архитектуры) под их потребности. Бизнес-процессы по обучению сотрудников и взаимодействию с электронными курсами в данной работе выступают как основные, по которым организуется целевая бизнес-архитектура.
Авторская гипотеза основывается на предположении, что применение концепции создания бизнес-архитектуры корпоративными университетами может структурировать организационные процессы и выстроить эффективный коммуникационный бизнес-контекст архитектуры в среде взаимодействия пользователей с учебными курсами. Бизнес-архитектура выступает как один из функциональных этапов развития цифровой зрелости организации, а также способствует преобразованию корпоративного университета в динамичную платформу и инновационную структуру развития бизнеса.
При написании данной работы использовались методы стратегического и бизнес-анализа, логический, сравнительный, системно-функциональный, и структурный подходы. Авторами были применены научное моделирование, индукция, дедукция, элементы прогнозирования и систематизации данных, контент-анализ.
Функциональные составляющие бизнес-архитектуры корпоративного университета в контексте экосистемы цифровых курсов
Всё чаще для обоснования развития компании в цифровой экономике используют термин «технологическая архитектура». Это понятие обозначает информационно-аналитическое и техническое обоснование составляющих компонентов структуры организации и её корпоративного университета. Технологическая архитектура подразделяется на две части: информационную архитектуру и архитектуру прикладных решений.
Информационная архитектура содержит в себе знания об проходящих в организации бизнес-процессах, их роли в общей структуре организационного взаимодействия, а также в контексте этого подтипа описываются составные компоненты информационной модели и инфраструктуры. Сюда же можно отнести структуры информационных потоков и принципы управления информацией в организации (включая особенности хранения баз знаний и хранилища данных). [1]
Архитектура прикладных решений описывает программные продукты и интерфейсы, принципы взаимодействия пользователей с этими решениями. К прикладным системам относятся следующие типы программных решений:
– программы по обработке онлайн-транзакций;
– продукты по проведению аналитической деятельности;
– решения для создания и поддержки баз данных, функционирования программ и обеспечения их кибербезопасности;
– бизнес-решения для поддержания автоматизации конкретных функций организации и выполнения стратегических целей.
Бизнес-архитектура является составной частью информационной архитектуры и архитектуры прикладных решений. Бизнес-архитектура как семантическое и графическое представления всех организационных процессов, может быть представлена как во всей компании, так и в отдельном её подразделении, включая корпоративный университет. Это позволяет систематизировать деятельность, в особенности, в управлении экосистемой учебных курсов, где каждая образовательная дисциплина имеет ряд собственных основных и вспомогательных процессов, прикладных систем.
В таблице 1 представлены элементы, составляющие бизнес-архитектуру (бизнес-стратегия, реестр бизнес-процессов и коммуникационный контекст), и перечислены факторы, которые имеют преимущества при их применении в корпоративном университете.
Таблица 1. Компоненты бизнес-архитектуры
и их роль в архитектуре корпоративного университета
№
|
Компонент
|
Значение
в бизнес-архитектуре |
Применение в архитектуре
корпоративного университета
|
1
|
Организационная стратегия
|
Задаёт
направления развития компании для совершенствования бизнес-процессов в
соответствии с её структурой и задачами по достижению целей
|
Формирование
стратегии развития корпоративного университета и его учебных курсов на
основании общей организационной стратегии, цели по изменению процессов
|
2
|
Реестр
бизнес-процессов |
Полное
описание процессных единиц на разных уровнях декомпозиции, для повышения
прозрачности исполняемых операций
|
Декомпозированное
описание структуры корпоративного университета и его процессов, повышение
качества разработки требований к программному обеспечению по развитию
обучающей функции на иных уровнях архитектуры
|
3
|
Контекст организационной
коммуникации
|
Возможность
оркестрации разными подразделениями бизнеса для выполнения показателей
компании
|
Необходимость
обеспечения коммуникации между подразделениями компании и корпоративным
университетом с целью достижения целей по обучающей функции компании
|
Таким образом, преимущества бизнес-архитектуры для корпоративного университета и развития его экосистемы курсов заключаются в следующем:
– целостное представление всей системы корпоративного университета, включая бизнес-процессы и использование в них программного обеспечения, иных продуктов и услуг компании, оценку степени вовлеченности персонала и внешних стейкхолдеров в организационных операциях;
– возможность проведения качественного и количественного анализа эффектов реализации архитектуры корпоративного университета, включая оценку рисков при использовании программного обеспечения в реализации бизнес-процессов и степени этого влияния на устойчивость системной архитектуры корпоративного университета;
– развитие бизнес-архитектуры актуализирует состояние проводимых бизнес-процессов в корпоративном университете во времени, имея данные в общем репозитории о прошлых, настоящих и возможных будущих процессах;
– структурированная бизнес-архитектура упрощает процесс разработки бизнес-, функциональных, нефункциональных и системных требований при организации конкретного проекта (например, внедрение новой концепции образовательной деятельности или разработка программного обеспечения под цели обучения сотрудников).
Бизнес-архитектура структурно упорядочивает все процессы внешнего и внутреннего слоёв взаимодействия корпоративного университета. Достигнуть цель по структуризации бизнес-архитектуры возможно, привлекая в данный проект проектных и продукт-менеджеров, бизнес- и системных аналитиков, корпоративных архитекторов. По итогам такой работы в корпоративном университете должны появиться графические модели всех бизнес-процессов, организационной структуры и системной архитектуры, стратегические карты и аналитические графики. Многостраничные электронные документы должны в текстовом, графическом и табличном вариантах расписывать все структуры проводимых процессов, а созданные на уровне корпоративного университета справочники описывать структуру моделирования программных продуктов в данной организационной системе. [2]
Иной, не системно-структурированный, формат подразумевает наличие у корпоративного университета разрозненной документации по архитектуре бизнес-процессов, хранящейся в различных местах, без привязки к единой базе данных документов. Этот вариант усложняет архитектурное проектирование структуры корпоративного университета на бизнес- и технологическом уровне и может провести к разного рода проблемам, связанных с недостаточностью актуализации и оптимизации бизнес-модели корпоративного университета.
Структурированность бизнес-архитектуры корпоративного университета влияет на общее состояние уровня цифровой зрелости организации, критерии по оценки которого представлены на рисунке 2.
Источник: составлено авторами на основании [3-7].
Рис. 2. Составляющие бизнес-архитектуры корпоративного университета,
необходимые для оценки уровня его цифровой зрелости.
В экосистеме цифровых курсов корпоративного университета бизнес-архитектура имеет особый аспект, заключающийся в том, что для создания базы данных по обучающим продуктам необходимо учитывать внутренние учебные разработки и внешние образовательные программы высших учебных заведений и EdTech-агрегаторов, что увеличивает количество управляемых процессов. Что любопытно, бизнес-процессы и их коммуникативный аспект при создании курсов и получении сотрудниками компании дополнительного образования сводятся к использованию ИТ-систем, и это создаёт цикличность в процессе разработке курса и дополнительных к нему утилитов (рисунок 3).
Источник: составлено авторами на основании [5-11].
Рис. 3. Система моделирования бизнес-процессов по использованию
в корпоративных университетах ИТ-продуктов для обучения сотрудников.
Онлайн-обучение невозможно без использования различных цифровых программ, а также конкретного плана по работе с образовательным контентом в них. Концепция ADDIE включает в себя процессы по разработке, сбору информации по теме курса, её применению в образовательном процессе и анализу обратной связи. Это позволяет стандартизировать все процессы по работе с экосистемой цифровых курсов, делая бизнес-архитектуру на уровне корпоративного университета гибкой и структурированной.
Таким образом, бизнес-архитектура является ключевым инструментом для развития корпоративного университета, обеспечивая его стратегическую ориентированность общим целям компании, эффективность в выполнении бизнес-процессов и организации коммуникации между подразделениями.
Архитектурные фреймворки для моделирования бизнес-архитектуры экосистемы курсов корпоративного университета
Постоянное изменение внешней среды цифровой экономики вследствие влияния различных политических, экономических, социально-культурных, технологических и иных факторов требует гибкого реагирования бизнеса на возникающие процессы.
В среде экосистемы цифровых курсов университетов компаний в последнее время данная перестройка обуславливается появлением новых технологий, связанных с развитием машинного обучения. Человеко-машинное взаимодействие обусловлено введением новых форматов в образовательный процесс, которые теперь изменяют деятельность методологов в вопросах составления конспектов уроков курсов, подготовке обучающего контента и проверочных вопросов и т.д. К тому же, в связи с распространением методов предиктивной аналитики, работающих не только с персональными данными пользователей, возрос спрос на облачные элементы хранения и обработки информации.
Необходимость в перестройке бизнес-архитектуры прослеживается и в тех организационно-управленческих системах корпоративных университетов компаний, где наблюдается низкий или средний уровень цифровой зрелости, и на начальном этапе требуется внедрение LMS-системы для организации цифрового обучения. При такой бизнес-архитектуре экосистема цифровых курсов только зарождается.
Каждое событие, указанное выше, предопределяет последовательность действий менеджмента корпоративных университетов или учебных центров компаний в осуществлении трансформации бизнес-архитектуры экосистемы учебных курсов в виде перехода её из текущего в целевое состояние. Условия для проведения преобразований описаны в архитектурных фреймворках – это подходы, которые на бизнес-, системном и технологическом уровнях создают целостное описание взаимодействий в организационной системе.
Среди представителей профессионального сообщества корпоративных архитекторов отсутствует общее согласие в формулировании определения к термину «фреймворк». Одни специалисты представляют точку зрения, что фреймворк, описывающий архитектуру организации – это методология. Другие источники утверждают, что фреймворк определяет совокупность представлений, стандартов, инструментов, составляющих единую систему архитектуры компании. Третья группа специалистов склоняется к тому, чтобы назвать архитектурный фреймворк исходным шаблоном, содержащим набор различных инструментов по описанию бизнес-, системного и технического уровня архитектуры компании. [17]
Первый фреймворк – это модель Джона Захмана (Zachman Framework for Enterprise Architecture, сокращённо – ZFEA), сочетающая в себе бизнес-, системный и технологический уровни. Разрабатывая целевую концепцию развития архитектуры корпоративного университета, возможно составить перечень новых бизнес-процессов для совершенствования опыта сотрудников во взаимодействии с цифровыми учебными курсами, определить основных акторов взаимодействия и критические точки, в рамках которых будет производиться улучшение процессов, а также составить мастер-план преобразований в соответствии с бизнес-стратегией и планами. Используя эти параметры бизнес-аналитики, возможно впоследствии сформировать системный и технологический профили архитектуры корпоративного университета, на уровне ИТ-архитекторов и разработчиков приложений. [19]
Второй фреймворк – это открытый стандарт TOGAF (The Open Group Architecture Framework), включающий помимо доменов по бизнес- и технологической архитектуре ещё и вопросы архитектуры данных и приложений. Используя итерационный подход ADM (Architecture Development Method), на уровне бизнес-архитектуры при выработке стратегии, ключевых бизнес-процессов и эталонных принципов управления корпоративным университетом и его экосистемой цифровых продуктов, можно напрямую влиять на формирование архитектуру данных, приложений, технологическую архитектуру, интеграций и сетевую модель корпоративного университета с учётом развития информационных технологий. [20]
Фреймворк DoDAF (Department of Defense Architecture Framework) ориентирован на описание элементов бизнес-архитектуры во взаимодействии с информационными решениями. Стандарт включает в себя четыре уровня исполнения бизнес-процессов человеком и программным продуктом:
– при условии определения возможностей по развитию ИТ-системы;
– с точки зрения выполняемых человеком и системой операций,
– учёт функциональных характеристик системы;
– взаимодействие системы с другим программным обеспечением;
– место и роль информационной системе в портфеле проектов компании.
Данный фреймворк полезен для корпоративного университета в том, что он позволяет составить детальное описание деятельности информационной системы в работе конкретной организации, таким образом, облегчая процессы управления требованиями среди сотрудников при проектировании новых информационных систем. [18]
Фреймворк TEAF, или Treasure Enterprise Architecture Framework, делает упор на создании качественного коммуникационного контекста между подразделениями организации. Ценность фреймворка для корпоративного университета заключается в том, что на собственном уровне, так и при взаимодействии с другими подразделениями компании, важно осуществлять посредством выполнения бизнес-процессов качественную коммуникацию. В зависимости от специфики ведения работы и несмотря на формирование общего стандарта ведения делового общения, характер, способы и средства коммуникации у корпоративного университета с каждым подразделением могут отличаться друг от друга. [20]
Рассматривая вышеизложенные фреймворки цифровой трансформации для корпоративных университетов, стоит выделить их структурный подход в описании базового и целевого состояния бизнес-, системной и технической архитектуры. Наиболее универсальными являются фреймворки TOGAF и ZFEA, они ориентированы на рассмотрение функциональности организаций общего назначения, но совокупность содержащихся в них инструментов позволяет обеспечить более глубокую детализацию деятельности. DoDAF и FEAF позволяют рассмотреть корпоративный университет с определённой архитектурной точки зрения.
Используя фреймворки для описания архитектуры корпоративного университета, можно составить клиентоориентированную модель обучения сотрудников через их взаимодействие с цифровыми приложениями и отобразить эти процессы в бизнес-архитектуре.
Оптимизация бизнес-архитектуры корпоративного университета для трансформации опыта сотрудников по их взаимодействию с курсами
Бизнес-архитектура корпоративного университета представляет широкий перечень различных взаимосвязанных друг с другом бизнес-процессов. Их регламентирующими или поддерживающими акторами выступают локальные нормативно-правовые документы, информационные системы и базы знаний, которые обеспечивают полное функционирование университета компании как целостной системы. В зависимости от уровня развития управленческого персонала и компетентности его работы, реализация задач может иметь гибкий и планомерный характер, либо хаотичный и быстрый.
Применение архитектурного подхода при моделировании деятельности компании позволяет стандартизировать организационные процессы и свести их к выполнению конкретных правил. Однако при проведении реинжиниринга бизнес-процессов и переходе из одной организационной парадигмы в другую, данный проект может столкнуться с рядом противодействующих факторов:
– сопротивление персонала на пути изменений;
– отсутствие у руководящего персонала практики работы с процессами, включая слабые коммуникативные и лидерские навыки, неразвитые навыки эмпатии, поощрение декларативного подхода;
– несоответствие целей стратегического планирования выполняемым действиям по организации бизнес-процессов;
– слабо развитый коммуникационный контекст в коллективе;
– ограниченность финансовых ресурсов.
Оптимизация бизнес-архитектуры корпоративного университета должна сопровождаться анализом действующих бизнес-процессов и поиском путей решений для их преобразования в контексте взаимодействия с участниками данных процессов. В зависимости от того, какими станут перестроенные бизнес-процессы, будет напрямую влиять на уровень мотивации сотрудников при выборе траекторий для прохождения дополнительного обучения.
Данные таблицы 2 отображают основные цели, ожидания, действия и точки контакта сотрудника при разрешении потребности в повышении своей квалификации через обучение на курсе корпоративного университета.
Подход к выбору средств и инструментов по обеспечению самообучения и повышения квалификации в условиях рыночной экономики для сотрудников компаний может быть различным. В условиях жёсткой конкуренции на рынке образовательных услуг соответствующие организации (вузы, онлайн-школы, корпоративные университеты) вынуждены повышать качество проводимой деятельности. В связи с этим, для повышения репутации корпоративного университета как EdTech-платформы, достойной при выборе обучающего курса, необходимо развивать клиентоориентированный подход. [15]
В контексте рассматриваемой организации, как определение термина «клиентоориентированный подход» будем считать совокупную деятельность корпоративного университета по удовлетворению потребностей сотрудников и иных лиц, принимающих участие в образовательных проектах организации, а также включающую в себя анализ тенденций рынка, прошлых и будущих устремлений студентов организации, разработку стратегии и её реализацию с оперативным реагированием на возникающие риски.
Клиентоориентированный подход выражается в следующих признаках:
– полное осознание запросов сотрудников в обучении;
– создание курсов, соответствующих их ожиданиям;
– готовность организации к восприятию обратной связи от сотрудников;
– стремление к оказанию помощи сотрудникам;
– непрерывное улучшение качества создаваемого контента.
Таблица 2. Карта пути сотрудника при прохождении обучающего курса корпоративного университета
|
Поиск решений
|
Сбор информации
|
Первичный контакт
|
Приобретение
|
Прохождение курса
|
Оставшееся
впечатление
|
Цели
|
Повысить
уровень своей рабочей квалификации
|
Найти
нужный
курс в базе курсов и вне её |
Просмотр
описания курса, учебного плана
|
Выбрать
нужный поток и соотнести цену-качество
|
Пройти
темы
с видео-, аудио- и текстовым сопровождением |
Оставить
отзыв
в базе данных по курсам, выразить оценку коллегам |
Ожидания
|
Ощущение
нацеленности
на будущее к новому карьерному этапу |
Изучение
материалов о курсе, чтобы убедиться
в его целесообразности |
Полнота
лицевой страницы курса, доступность
и разнообразие источников |
Понимание
соответствия цены предоставляемым услугам
|
Комфортные
условия для прохождения курса, интерактивность обучения
|
Лёгкая
в заполнении форма обратной связи и создания аналитики курса |
Процесс
|
Определить
направления повышения квалификации
|
Найти
ресурсы,
где есть курсы по нужной тематике |
Просмотр
вводной информации
о курсе, отзывов на иных сайтах |
Регистрация
заявки о прохождении курса на работе
|
Рассчитать
время
на прохождение курса, закрепления материалов |
Определение
позитивных
и негативных моментов в курсе |
Точки контакта
|
Карты
компетенций специалиста |
Сайт
курса,
веб-страницы отзывов о курсах |
Сайт
курса, учебный план
|
Заявка-анкета
на прохождение курса |
LMS-платформа
или иное программное обеспечение для обучения |
Форма-анкета
обратной связи
с работодателем |
На рисунке 4 представлены основные позиции, которые должны быть у корпоративного университета при реализации подхода, ориентированного на сотрудников как клиентов обучающей структуры организации.
Примечание: составлено авторами на основании [12-15. 21]
Рис. 4. Основные критерии по формированию клиентоориентированного подхода
в корпоративном университете.
В контексте бизнес-архитектуры и системы образовательных курсов этот подход может быть выражен в создании интерактивных форм обучения на каждом этапе образовательного процесса.
Современные EdTech-агрегаторы используют следующие практики:
– Персонализированная траектория у обучающегося;
– Синхронная и асинхронная работа с материалами курсов;
– Поддержка выпускников программ в трудоустройстве;
– Использование элементов геймификации;
– Студент причисляется к определённому онлайн-сообществу;
– Разделение целостной программы на микромодули;
– Организация системы наставничества;
– Работа над реальными проектами;
– Применение AI-инструментов для развития компетенций.
Данные практики могут быть применены и в условии реализации курсов корпоративными университетами. Клиентоориентированный подход даёт возможность методологам реализовывать обучающие программы, в которых у студентов и сотрудников может быть фокус обучения поставлен в сторону принятия различных решений (например, в способах представления ответов на задания, просмотра того или иного раздела курса и т.д.), выражении обратной связи и постоянном нахождении в коммуникации на протяжении реализации всего курса. Помимо вышеперечисленного, современные формы представления контента могут быть адаптированы под индивидуальные потребности сотрудников, проходящих курс, с учётом их предпочтений в шрифте, цветовой гамме и т.д. [11]
Несмотря на это, всё-таки большим преимуществом обладают на рынке EdTech-продуктов корпоративные университеты. Бесспорно, их конкурентное преимущество заключается в том, что помимо проводников знаний, они к тому же являются и потенциальными работодателями для выпускников различных дополнительных образовательных программ. Процесс жизненного цикла создания образовательного курса как продукта у корпоративных университетов вполне идентичен, как и у EdTech-агрегаторов. Конечно, реализация программ в корпоративных университетах не настроена по большей части в извлечении из этого огромной прибыли, однако в этом есть несколько преимуществ:
– компании с помощью образовательных программ, которые имеются в их корпоративных университетах, смогут закрывать свои потребности в найме сотрудников определённого звена, таким образом, создавая систему, когда уже имеющиеся специалисты смогут повышаться по карьерной лестнице на новый трек, а на их место станут приходить специалисты младшего звена;
– учебные кейсы проектов смогут нести за собой реальный практический опыт и адаптировать обучающихся студентов под нужный стек технологий, который имеется в самой компании, чтобы гарантировать ему начало старта в профессии;
– для потенциальных студентов обучение на образовательном курсе от корпоративного университета будет означать его ассоциацию и стремление принадлежности к определённому бренду – будущему работодателю, а также уверенность в завтрашнем дне и ориентация на развитие;
– люди, инвестирующие деньги в своё обучение, будут знать, какой итог и результат будет при выпуске с подобной образовательной программы.
Потребность в квалифицированных кадрах в разных компаниях велика, однако кадровые специалисты находят в качестве своей стратегии важность переманивания специалистов из одной компании в другую, предлагая оклад, который выше, чем у конкурента, перечень социальных условий и удалённый характер работы. Например, в 2023 г. ИТ-компании создали ситуацию, когда на агрегаторах вакансий было представлено около 76 тысяч предложений из сферы высоких технологий, из которых 40 % имели характер получения денег через работу на удалённой основе. При чём сами специалисты среднего и высшего уровня звена стали более пассивными: в первом полугодии 2023 г. было опубликовано на сайтах по поиску работу порядка 500 тыс. резюме – на 5 % меньше, по сравнению с ситуацией 2022 г. Сроки на поиск нужного специалиста увеличились в 1,5 раза в зависимости от типа ИТ-компании и характера рынка специалистов. [24]
Для вовлечения потребителей и «создания» нужных для компаний специалистов и работников для других отраслей предлагается корпоративным университетами разрабатывать специальные образовательные учебные курсы и/или программы, которые смогли бы устранить дефицит специалистов.
Однако, следует заметить, что успешность корпоративных университетов при формировании экосистемы цифровых курсов напрямую зависит от того, насколько качественно выстроены бизнес-процессы по обучению сотрудников и какими формами работы насыщен образовательный контент.
Итоговые выводы и результаты
В условиях нестабильного состояния рыночной экономики, когда тренды носят краткосрочный характер и постоянно сменяются, компаниям важно иметь стабильную и адаптируемую образовательную инфраструктуру для обеспечения быстрого обучения сотрудников новым профессиям и навыкам, актуальным во времени. Бизнес-архитектура способствует созданию эффекта, когда при появлении нового стратегического вызова необходимо гибко и в сжатые сроки перестроить весь образовательный процесс, при этом обеспечив его эффективность и результативность.
Подытожим возможности свойства бизнес-архитектуры в трансформации экосистемы цифровых образовательных продуктов:
– стандартизация бизнес-процессов по организации обучения в рамках курсов корпоративных университетов;
– систематизация деятельности корпоративного университета по работе с курсами через создание единого реестра бизнес-процессов;
– возможность интеграции различных информационных решений в курсы на протяжении всего пути прохождения сотрудником обучения;
– стимулирование работы по управлению данными на основании сбора информации о состоянии прохождения курсов на разных этапах обучения, перенос этих данных для формирования предиктивной аналитики и принятия стратегических решений;
– улучшение пользовательского опыта на основании внедрения в систему курсов различных интерактивных форм и ситуаций, где нужен выбор;
– работа корпоративного университета по созданию регламентированной бизнес-архитектуры курсов делает их гибкими и адаптивными при внедрении в них каких-то изменений;
– выстроенный коммуникационный контекст и реестр бизнес-процессов в рамках бизнес-архитектуры стимулирует развитие корпоративной культуры в компании и повышает уровень сплочённости коллектива.
Любая бизнес-модель организационной системы требует регулярного переосмысления и корректирования архитектуры. Одним из требований в обеспечении данного процесса является использование информационных систем в образовательных процессах. С вводом новых программных могут изменяться бизнес-процессы, что напрямую влияет на целевое состояние технологической архитектуры корпоративного университета.
Подводя итог, результативность изменений в архитектуре бизнес-процессов корпоративных университетов влияет на то, как и что в качестве возможностей смогут получить сотрудники компании во время собственного обучения, чтобы повысить уровень профессиональной самореализации.
[1] Платформа «Эквио»: исследование рынка российского корпоративного обучения [Электронный ресурс]. – URL: https://e-queo.com/blog/smi-o-nas/issledovanie-rynka-rossijskogo-korporativnogo-obucheniya/ (дата обращения: 03.04.2024).
Источники:
2. Колекина А.О., Денисенкова Н.Н., Охотников И.В. Информационная стратегия в формировании архитектуры предприятия // Московский экономический журнал. – 2021. – № 9. – c. 405-414. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10538.
3. Курилова А.А., Савенков Д.Л. К вопросу о диагностике архитектуры предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2022. – № 2. – c. 45-48. – doi: 10.57145/27128482_2022_11_02_09.
4. Апатова Н.В., Кальмус А.В. Управление бизнес-процессами на основе архитектурного подхода // Теория и практика экономики и предпринимательства: труды XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. Симферополь, 2023. – c. 279-281.
5. Гилева Т.А., Гилев Г.А. Стратегия цифровой трансформации предприятия: сущность и структура // Цифровая экономика и индустрия 4.0. Форсайт Россия: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2020. – c. 40-54.
6. Карпова Е.В., Катынь А.В. Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии // Огарёв-Online. – 2021. – № 8. – c. 4.
7. Dimitriu D., Popescu M. A.-M. Enterprise Architecture Framework Design in IT Management // Journal of Procedia Manufactiring. – 2020. – № 46. – p. 932-940. – doi: 10.1016/j.promfg.2020.05.011.
8. Ahlemann F., Legner C., Lux J. A resource-based perspective of value generation through enterprise architecture management // Journal of Information & Management. – 2021. – № 1. – p. 103266. – doi: 10.1016/j.im.2020.103266.
9. Correani A., De Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. Implementing a Digital Strategy: Learning from the Experience of Three Digital Transformation Projects // Journal of California Management Review. – 2020. – № 4. – p. 37-56. – doi: 10.1177/0008125620934864.
10. Полевая М.В. Совершенствование системы обучения персонала как фактор повышения исследовательского и творческого потенциала работников // Самоуправление. – 2020. – № 3. – c. 342-344.
11. Шевчик А.В. Корпоративный университет в системе обучения человеческих ресурсов компании // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: сборник трудов участников Четвёртой Международной заочной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. – c. 405-414.
12. Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Обучение персонала в современной организации: ориентация на цифровизацию // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 551-566. – doi: 10.18334/epp.13.2.117119.
13. Черняков М.К., Чернякова М.М. Клиентоориентированная модель дистанционного обучения // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2017. – № 3. – c. 81-93.
14. Клепнева К.В. Обучение клиентоориентированного персонала // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 10. – c. 664-667.
15. Lissillour R., Rodriguez-Escobar J.A., Wang Y. A strategic alignment to leverage the role of corporate universities. A longitudinal case study of Chinese high-tech company ZTE // Journal of Management & Prospective. – 2020. – № 3. – p. 39-65. – doi: 10.3917/g2000.373.0039.
16. Vuorela J., Ollikainen M., Salminem V., Varis J. Utilisation of Production Knowledge in Developing a Modern Customer-Oriented Project Business Environment // Management and Production Engineering Review. – 2023. – № 4. – p. 38-47. – doi: 10.24425/mper.2022.142393.
17. Шарабаева Л.Ю., Гурьева Т.Н. Архитектура предприятия как предмет бизнес-инжиниринга // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Том 1. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. Санкт-Петербург, 2016. – c. 96-100.
18. Шипулин Н.С., Нилова Н.М. Моделирование архитектуры предприятия в ArchiMate: технология и методы // Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2023. – c. 39-41.
19. Мартынов В.В., Филосова Е.И., Ширяев О.В. Технология моделирования перспективной архитектуры предприятия цифровой индустрии // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии: сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции. под.ред. С.У.Увайсов. Москва, 2020. – c. 265-270.
20. Ильин И.В., Левина А.И., Борреманс А.Д., Калязина С.Е. Мета-модель архитектуры предприятия в цифровую эпоху // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. – № 3. – c. 36-40.
21. Гулакова О.В., Кусраева О.А., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Управление клиентоориентированной компанией: основные теоретические и методологические подходы к исследованию. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. – 280 c.
22. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / Докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 221 c.
23. Долженко Р.А. Опыт оценки эффективности обучения в корпоративном университете Сбербанка // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 42. – c. 161-179. – doi: 10.17223/19988648/42/11.
24. Холодов Е.В. Траектория развития сегмента онлайн-образования в России // Цифровая экономика и финансы: Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион. Санкт-Петербург, 2023. – c. 611-614.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:44:50