Цифровизация агропромышленного комплекса: основной элемент повышения конкурентоспособного инновационного развития

Леушкина В.В.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211437
Цитирований: 13 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В эпоху становления цифровой экономики оценка конкурентоспособности инновационного развития сельскохозяйственных предприятий приобретает более важный характер в развитии агропромышленного комплекса. В настоящее время сельскохозяйственное предприятие должно быть цифровизировнным и конкурентоспособным ни только в пределах Российской Федерации, но и за ее приделами. В статье рассмотрены основные факторы конкурентоспособности инновационного развития и проблемы повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий в условиях современной цифровой экономки. В рамках основных государственных элементов изменения аграрного сектора РФ на основе цифровизации сельскохозяйственного производства оценен уровень финансирования ведомственного проекта цифровизация АПК по направлениям и сценариям развития на 2021-2023 гг. Автором определены основные проблемы повышения уровня конкурентоспособности инновационного развития агропредприятий в условиях шестого технологического уклада и представлены пять уровней воздействия цифровой эпохи на конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия. Результаты научной статьи значимы для профильных обучающих заведений и руководителей предприятий сфер АПК, нацеленных на цифровую трансформацию

Ключевые слова: цифровая экономика, конкурентоспособность инновационного развития, сельскохозяйственное предприятие, агропромышленный комплекс, цифровая трансформация, сценарий развития

JEL-классификация: Q12, Q13, Q18, O31, O33



Введение. Введение санкций странами Западной Европы и США обозначило провалы в аграрном секторе России, одними из ключевых стали продовольственная безопасность страны и импортозамещение цифровых программных продуктов, используемых в основном в отраслях растениеводства и животноводства. Осознание правительством России возникших проблем в сельском хозяйстве послужило толчком к развитию инновационного отечественного агропромышленного комплекса (АПК).

Сегодня основная задача в сельскохозяйственной сфере заключается в обеспечении параметров продовольственной безопасности жителям отдаленных территорий Российской Федерации с учетом применения цифровых технологий. Большая часть регионов в период рыночной экономики были сконцентрированы не на продовольственном самообеспечении и оптимальном развитии растениеводства и животноводства, а на производстве востребованной и высокорентабельной продукции, которая была выгодна в тот промежуток времени. Коммерциализация сельского хозяйства привела к высокой конкуренции среди сельскохозяйственных производителей, особенно в условиях цифровой трансформации.

Цель исследования: аналитический обзор цифровых возможностей инновационного развития сельскохозяйственного производства как основного элемента конкурентоспособного сельскохозяйственного предприятия.

Авторская гипотеза: цифровая инновационная трансформация сельского хозяйства в ближайшем будущем спровоцирует повышение объемов производства, качества сельскохозяйственной продукции и конкурентоспособности на мировом рынке.

Результаты исследования направлены на профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, а также на сельхозтоваропроизводителей.

Методологический подход анализа уровня цифровизации АПК был основан на исследованиях: российских ученых, статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики, характеризующим цифровую трансформацию сельского хозяйства как основного элемента инновационного конкурентоспособного сельхозпроизводителя. В рамках исследования авторами использованы методы статистического и сравнительного анализа, логического обоснования.

За последнее десятилетие основной проблемой для мелких и средних сельскохозяйственных предприятий стала растущая конкуренция. Отечественные ученые Пинягин А.А. [10] (Pinyagin, 2020), Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. [17] (Skvortsov, Skvortsova, Sandu, Iovlev, 2018), Тогузаев Т.Х., Кудаев З.Р. [19] (Toguzaev, Kudaev, 2020), Иовлев Г.А., Саакян М.К., Голдина И.И., Несговоров А.Г. [8] (Iovlev, Saakyan, Goldina, Nesgovorov, 2019), Холманских М.В., Садов А.А., Кибирев Л.К., Вырова О.М. [21] (Kholmanskikh, Sadov, Kibirev, Vyrova, 2019), Алтухов А.И. [2] (Altukhov, Dudin, Anishchenko, 2020), Носков А.И., Волков Д.О. [16] (Sadov, Noskov, Volkov, 2019) на сегодняшний день основной проблемой повышения уровня конкурентоспособности агропредприятий считают:

- распространение сетевых ритейлеров;

- ограничение финансовых ресурсов;

- отсутствие на сельских территориях молодых квалифицированных специалистов;

- слабое техническое и технологическое оснащение;

- невозможность сбора, анализа и обработки информации о потенциальных агропромышленных конкурентах, их производстве и методах продаж;

- отсутствие отечественных (или ограниченное количество) адаптивных AgroTech для сельскохозяйственного производителя;

- трудности с защитой и передачей цифровых данных и переобучением сотрудников;

- отсутствие желания двигаться в условиях выдвигаемых Правительством РФ курсов развития АПК.

В связи с этим Плотников А.А., Айтпаева А. А., Робинсон Дж. считают, что вероятность перспектив сохранения конкурентоспособности сельскохозяйственным предприятием должна поддерживаться или подкрепляться комплексом конкурентных преимуществ на основе имеющегося инновационного потенциала и сохранения его в долгосрочной перспективе. В результате этого основным признаком потенциала конкурентоспособности необходимо считать наличие у таких предприятий устойчивых конкурентных преимуществ. Но существует проблема сложности идентификации и количественной интерпретации возможных результатов реализации указанных преимуществ [1, 11, 15] (Aytpaeva, 2019; Plotnikov, 2018; Robinson).

Зеновина В. и Меденников В.И. указывают на то, что в настоящее время под конкурентоспособностью отечественного АПК следует понимать способность всех сфер сельского хозяйства производить высококачественную, безопасную, биологически полноценную, конкурентоспособную инновационную продукцию в объемах, обеспечивающих параметры продовольственной независимости [6, 9] (Zenovina, 2018; Medennikov, 2020).

В процессе рассмотрения законодательных решений, направленных на цифровизацию производства сельского хозяйства и переход на зеленый курс экономики, агропредприятия теперь должны обладать определенными факторами конкурентоспособности инновационного развития, которые отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Пирамида основных факторов конкурентоспособности инновационного сельскохозяйственного предприятия в условиях современной экономки

Источник: составлено авторами на основе источников литературы [1, 5, 6, 9, 19] (Aytpaeva, 2019; Godin, Belousov, Terekhova, 2020; Zenovina, 2018; Medennikov, 2020; Toguzaev, Kudaev, 2020).

В период цифровой эпохи воздействие на конкурентоспособность инновационного сельскохозяйственного предприятия происходит на пяти основных уровнях: первый – в основе которого лежит государство; второй – современная личность, включающая в себя как работников сельскохозяйственной организации, так и потребителей продукции; третий уровень – сама сельскохозяйственная организация с установленным уровнем специализации; четвертый уровень – это почвенно-климатическая зона, с ее экологической обстановкой, которая является основополагающей для ведения сельского хозяйства; пятый – разнородные биологические особенности живых организмов (растения, животные, птица).

В рамках решаемых проблем конкуренции инновационных сельскохозяйственных предприятий следует выделить:

1) внедрение, повышение или улучшение цифровизации сельскохозяйственного производства;

2) производство продукции на контрактной основе, что стабилизирует обеспечение инклюзивного доступа к рынкам;

3) структурная трансформация устойчивых производственно-сбытовых цепочек;

4) интеграция многомерных концепций добавленной стоимости и устойчивости их применения при измерении, анализе и улучшении показателей продовольственной системы;

5) инновационные партнерства между государственным и частным производителями;

6) стимулирование или поощрение территориального развития агропредприятий определенного вида специализации для привлечения трансформирующих инвестиций в агробизнес и координации межсекторальных целей [19] (Toguzaev, Kudaev, 2020).

Проводя анализ наиболее актуальных направлений цифровизации сельского хозяйства, было отмечено, что положительный эффект от ее использования позволяет на четверть сократить расходы на семена и удобрения, на 20% снизить время холостого прохода техники, на 15–30% повысить собираемость продуктов [13] (Putevaya, 2017).

В эпоху становления цифровой экономики в условиях шестого технологического уклада, создавшего новую цифровую экосистему, основой которой является прогнозный характер, развитое сельскохозяйственное производство теперь не может существовать без цифровизации и быть инновационным и конкурентоспособным. Так, на основе статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики было выявлено, что индекс цифровизации сельского хозяйства в 2019 году занимал последнюю ступень среди других отраслей хозяйства (где средний показатель – 32) и составил лишь 23 с наибольшей интенсивностью использования широкополосного интернета (73,4%) и в разрезе сельскохозяйственных отраслей с превалированием в лесоводстве и лесозаготовках (рис. 2).

Рисунок 2. Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий в сельском хозяйстве за 2019 год

Источник: составлено авторами на основе источника литературы [7] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg, 2021).

В результате анализа индексов цифровизации сельского хозяйства и ряда других показателей, отраженных в Стратегии развития инновационного общества в РФ на 2017–2030 годы, Минсельхоз России разработал ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» с планом реализации до 2024 г. [4, 14], по разработанным показателям развития АПК от внедрения информационных технологий государство ждет масштабных изменений, которые отражены на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные государственные элементы изменения аграрного сектора РФ на основе цифровизации сельскохозяйственного производства Источник: составлено автором на основе источников [4, 14].

Сложившаяся в настоящее время экономическая обстановка в России спровоцировала заторможенность продвижения инновационных принципов цифровизации сельского хозяйства. В период с 2017 года по 2020 год количество цифровых инновационных разработок в сельском хозяйстве увеличилось лишь на 18%, из которых лишь 25% оказали высокое влияние на обеспечение соответствия объекта стандартам [18], в результате чего Министерству сельского хозяйства и продовольствия России пришлось обратиться к крупных сельскохозяйственным производителям о возможности профинансировать 20% стоимости импортозамещения необходимого программного обеспечения [20].

Так как основная проблема эффективного перехода АПК на цифровую трансформацию заложена в значительном отсутствии необходимой доли российской электронной продукции, то к 2022 году приоритетным стало увеличение в общем объеме инновационнной электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного подкомплекса, до 37,5% [3, 7, 22] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg, 2021; Abdrakhmanova, Vasilkovskiy, Vishnevskiy, 2022). В связи с этим Министерство сельского хозяйства и продовольствия России проработало плановое финансирование ведомственного проекта цифровизации АПК, в рамках которого за период с 2019 года по 2024 год выделено 118 млрд руб. (рис. 4).

Рисунок 4. План финансирования ведомственного проекта цифровизации АПК (платформа «Цифровое сельское хозяйство»)

Источник: cоставлено автором на основе [13] (Putevaya, 2017).

Крупные инновационные цифровые компании отмечают увеличение запроса со стороны сельхозтоваропроизводителей на цифровые технологии, но, в свою очередь, указывают на существующие в этом направлении проблемы [13] (Putevaya, 2017) (рис. 5).

Рисунок 5. Проблемы цифровизации сельхозпроизводителей России Источник: составлено автором на основе источника литературы [12] (Prakhalad, Khemel, 2010).

Устранение вышеперечисленных проблем цифровизации АПК возможно лишь за счет финансовой поддержки государства и разработки планомерного сценарного подхода (табл. 1).

Таблица 1

Годовой объем финансирования развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на 2021–2023 гг.

Направления цифровой трансформации / проекты (мероприятия) Программы
Сценарий развития (тыс. рублей)
Базовый сценарий (тыс. рублей)
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Цифровая трансформация государственных услуг и функций
580 402,9
658 725,1
359985,9
1685475,0
3704175,0
2495450,0
Создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологических сервисов
35268,2
4435,6
1739,6
0
0
0
Обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы
571258,8
508226,6
508289,0
91500,0
439354,6
505354,6
За счет бюджетных средств
1186929,9
1171387,3
870014,3
1776975,0
4143529,6
3000804,6
Источник: составлено автором на основе источника литературы [4].

Финансирование развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на основе Ведомственной программы цифровой трансформации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2021–2023 годы планируется по трем основным направлениям:

- цифровая трансформация государственных услуг и функций;

- создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологических сервисов;

– обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы.

Суммарный трехгодовой объем бюджетных средств по сценариям развития составляет: 3 228 331,5 руб., в свою очередь, на базовый сценарий – 8 921 309,2 руб. Наибольший объем бюджетных финансовых средств запланирован на цифровую трансформацию государственных услуг и функций, что составляет 38,4% от объема финансирования развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на 2021–2023 гг. (табл. 1).

Заключение. Неограниченные потребности населения становятся предпосылкой к увеличению объемов производства инновационной сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время невозможна без цифровизации АПК. Ведь современная экономическая среда ежедневно развивается все более быстрыми темпами. Согласно исследованию Global Center for Digital Business Transformation, в ближайшие 5 лет цифровая революция вытеснит с рынка 40% [17] (Skvortsov, Skvortsova, Sandu, Iovlev, 2018) компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в своих отраслях, если они не проведут цифровую трансформацию. Чтобы оставаться на плаву и иметь высокий уровень конкурентоспособности, сельскохозяйственные предприятия должны учитывать современные тенденции ведения бизнеса и будут вынуждены функционировать на принципах технологичности, гибкости и повышения качества продукции. В результате чего им не обойтись без цифровизации, которая направлена на достижение и удержание конкурентных инновационных преимуществ отечественным АПК, позволяющей обеспечить эффективное управление комплексом и решить проблему продовольственной безопасности на федеральном уровне.


Источники:

1. Айтпаева А.А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 3. – c. 56-63.
2. Алтухов А. И., Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Цифровая трансформация как технологический прорыв и переход на новый уровень развития агропромышленного сектора России // Продовольственная политика и безопасность. – 2020. – № 2. – c. 81-96.
3. Ассоциация «ЭлектронАгро» в цифровой трансформации российского АПК. [Электронный ресурс]. URL: https://agbz.ru/news/assotsiatsiya-elektronagro-v-tsifrovoy-transformatsii-rossiyskogo-apk/ (дата обращения: 17.10.2021).
4. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2021 - 2023 годы (утв. Минсельхозом России). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/vedomstvennaja-programma-tsifrovoi-transformatsii-ministerstva-selskogo-khozjaistva-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 10.09.2022).
5. Годин В. В., Белоусов В.А., Терехова А.Е. Сельское хозяйство в цифровую эпоху: вызовы и решения // E-Management. – 2020. – № 3. – c. 4-15.
6. Зеновина В. Умные поля, теплицы и стада: сельское хозяйство планируют сделать цифровым. ГАРАНТ.РУ: правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1224545/ (дата обращения: 24.09.2022).
7. Абдрахманова Г.И. Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2021. – 381 c.
8. Иовлев Г.А., Саакян М.К., Голдина И.И., Несговоров А.Г. Роль цифровизации технического сервиса в повышении эффективности сельскохозяйственного производства // Аграрное образование и наука. – 2019. – № 2. – c. 8.
9. Меденников В. И. Комплементарные зависимости науки и бизнеса – необходимое условие успешности цифровизации аграрной экономики // Цифровая экономика. – 2020. – № 3. – c. 41-54.
10. Пинягин А. А. Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК // Молодой ученый. – 2020. – № 51 (341). – c. 95-97.
11. Плотников А.А. Обзор существующих и перспективных геоинформационных систем для организации экологического мониторинга на землях сельскохозяйственного назначения. [Электронный ресурс]. URL: http://geomark.ru/wp-content/uploads/2018/12/16.50-17.10-Plotnikov-A.A.pdf (дата обращения: 24.09.2022).
12. Прахалад К.К., Хэмел Г. Экономические объекты и системы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0132622:article?vnum=37601 (дата обращения: 24.09.2022).
13. Путевая В.И. «Умное» сельское хозяйство: состояние и перспективы. Бюджет.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/article/332134.php (дата обращения: 24.09.2022).
14. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236609/ (дата обращения: 17.10.2021).
15. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. [Электронный ресурс]. URL: https://buklib.net/books/29481/ (дата обращения: 24.09.2022).
16. Садов А.А., Носков А.И., Волков Д.О. Модель полуавтоматизированной роторной гидропоники // Научно-технический вестник технические системы в АПК. – 2019. – № 4 (4). – c. 50-56.
17. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. – 2018. – № 3. – c. 1014-1028.
18. Степень влияния результатов инноваций на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам. Единая межведомственная информационно статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58772 (дата обращения: 17.10.2021).
19. Тогузаев Т. Х., Кудаев З. Р. Разработка механизма управления предприятиями АПК в условиях растущей конкуренции // Национальные приоритеты и безопасность: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2020. – c. 123–128.
20. Фуднет Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/foodnet (дата обращения: 24.09.2022).
21. Холманских М.В., Садов А.А., Кибирев Л.К., Вырова О.М. Мониторинг в АПК посредством использования веб сервисов // Научно-технический вестник технические системы в АПК. – 2019. – № 5 (5). – c. 13-19.
22. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Цифровая экономика: 2022. / краткий статистический сборник. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 124 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:00