Цифровизация агропромышленного комплекса: основной элемент повышения конкурентоспособного инновационного развития

Леушкина В.В.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Леушкина В.В. Цифровизация агропромышленного комплекса: основной элемент повышения конкурентоспособного инновационного развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116615.

Аннотация:
В эпоху становления цифровой экономики оценка конкурентоспособности инновационного развития сельскохозяйственных предприятий приобретает более важный характер в развитии агропромышленного комплекса. В настоящее время сельскохозяйственное предприятие должно быть цифровизировнным и конкурентоспособным ни только в пределах Российской Федерации, но и за ее приделами. В статье рассмотрены основные факторы конкурентоспособности инновационного развития и проблемы повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий в условиях современной цифровой экономки. В рамках основных государственных элементов изменения аграрного сектора РФ на основе цифровизации сельскохозяйственного производства оценен уровень финансирования ведомственного проекта цифровизация АПК по направлениям и сценариям развития на 2021-2023 гг. Автором определены основные проблемы повышения уровня конкурентоспособности инновационного развития агропредприятий в условиях шестого технологического уклада и представлены пять уровней воздействия цифровой эпохи на конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия. Результаты научной статьи значимы для профильных обучающих заведений и руководителей предприятий сфер АПК, нацеленных на цифровую трансформацию

Ключевые слова: цифровая экономика, конкурентоспособность инновационного развития, сельскохозяйственное предприятие, агропромышленный комплекс, цифровая трансформация, сценарий развития

JEL-классификация: Q12, Q13, Q18, O31, O33



Введение. Введение санкций странами Западной Европы и США обозначило провалы в аграрном секторе России, одним из ключевых явился продовольственная безопасность страны и импортозамещение цифровых программных продуктов, используемых в основном в отраслях растениеводства и животноводства. Осознание правительством России возникших проблем в сельском хозяйстве послужило толчком к развитию инновационного отечественного агропромышленного комплекса (АПК).

Сегодня основная задача в сельскохозяйственной сфере заключается в обеспечении параметров продовольственной безопасности жителям отдаленных территорий Российской Федерации с учетом применения цифровых технологий. Большая часть регионов в период рыночной экономики были сконцентрированы не на продовольственное само обеспечение и оптимальное развитие растениеводства и животноводства, а на производство востребованной и высокорентабельной продукции, которая была выгодна в тот промежуток времени. Коммерциализация сельского хозяйства привела к высокой конкуренции среди сельскохозяйственных производителей, особенно в условиях цифровой трансформации.

Цель исследования: аналитический обзор цифровых возможностей инновационного развития сельскохозяйственного производства, как основного элемента конкурентоспособного сельскохозяйственного предприятия.

Авторская гипотеза: цифровая инновационная трансформация сельского хозяйства в ближайшем будущем спровоцирует повышение объемом производства, качества сельскохозяйственной продукции и конкурентоспособности на мировом рынке.

Результаты исследования направлены на профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, а также на сельхоз товаропроизводителей.

Методологический подход анализа уровня цифровизации АПК был основан на исследованиях: российских ученых, статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики, характеризующих цифровую трансформацию сельского хозяйства как основного элемента инновационного конкурентоспособного сельхоз производителя. В рамках исследования авторами использованы методы статистического и сравнительного анализа, логического обоснования.

Основная часть.

За последнее десятилетие основной проблемой для мелких и средних сельскохозяйственных предприятий стала растущая конкуренция. Отечественные ученные Пинягин А. А. [10], Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. [17], Тогузаев Т. Х., Кудаев З. Р. [19], Иовлев Г.А., Саакян М.К., Голдина И.И., Несговоров А.Г. [8], Холманских М.В., Садов А.А., Кибирев Л.К., Вырова О.М. [21], Алтухов А. И. [2], Носков А.И., Волков Д.О. [16] на сегодняшний день, основной проблемой повышения уровня конкурентоспособности агропредприятий, считают:

- распространение сетевых ритейлеров;

- ограничение финансовых ресурсов;

- отсутствие на сельских территориях молодых квалифицированных специалистов;

- слабое техническое и технологическое оснащение;

- не возможность сбора, анализа и обработки информации о потенциальных агропромышленных конкурентах, их производстве и методах продаж;

- отсутствие отечественных (или ограниченное количество) адаптивных AgroTech для сельскохозяйственного производителя;

- трудности с защитой и передачей цифровых данных и переобучением сотрудников,

- отсутствие желания двигаться в условиях, выдвигаемых правительством РФ курсов развития АПК.

В связи с этим Плотников А.А., Айтпаева А. А., Робинсон Дж. считают, что вероятность перспектив сохранения конкурентоспособности сельскохозяйственным предприятием должна поддерживаться или подкрепляться комплексом конкурентных преимуществ на основе имеющегося инновационного потенциала и сохранения его в долгосрочной перспективе. В результате этого основным признаком потенциала конкурентоспособности необходимо считать наличие у таких предприятий устойчивых конкурентных преимуществ. Но существует проблема сложности идентификации и количественной интерпретации возможных результатов реализации указанных преимуществ [1,11,15].

Зеновина В. и Меденников В. И. указывают на то, что в настоящее время под конкурентоспособностью отечественного АПК следует понимать способность всех сфер сельского хозяйства производить высококачественную, безопасную, биологически полноценную, конкурентоспособную инновационную продукцию в объёмах, обеспечивающих параметры продовольственной независимости [6, 9].

В процессе рассмотрения законодательных решений, направленных на цифровизацию производства сельского хозяйства и перехода на зелёный курс экономики агропредприятия теперь должны обладать определенными факторами конкурентоспособности инновационного развития, которые отражены на рисунке 1.

Пирамидальная диаграмма

Рисунок 1 - Пирамида основных факторов конкурентоспособности инновационного сельскохозяйственного предприятия в условиях современной экономки

[Составлено авторами на основе источников литературы 1,5,6,9,19]

В период цифровой эпохи воздействие на конкурентоспособность инновационного сельскохозяйственного предприятия происходит на пяти основных уровнях: первый – в основе которого лежит государство; второй – современная личность, включающаяся в себя как работников сельскохозяйственной организации, так и потребителей продукции; третий уровень – сама сельскохозяйственная организация с установленным уровнем специализации; четвертый уровень – это почвенно-климатическая зона, с ее экологической обстановкой, которая является основополагающей для ведения сельского хозяйства; пятый – разнородные биологические особенности живых организмов (растения, животные, птица).

В рамках решаемых проблем конкуренции инновационных сельскохозяйственных предприятий следует выделить:

1. внедрение, повышение или улучшение цифровизации сельскохозяйственного производства;

2. производство продукции на контрактной основе, что стабилизирует обеспечение инклюзивного доступа к рынкам;

3. структурная трансформация устойчивых производственно-сбытовых цепочек;

4. интеграция многомерных концепций добавленной стоимости и устойчивости их применения при измерении, анализе и улучшении показателей продовольственной системы;

5. инновационные партнерства между государственным и частным производителями;

6. стимулирование или поощрение территориального развития агропредприятий определенного вида специализации, для привлечения трансформирующих инвестиций в агробизнес и координации меж секторальных целей [19].

Проводя анализ наиболее актуальных направлений цифровизации сельского хозяйства, было отмечено, что положительный эффект от ее использования – позволяет на четверть сократить расходы на семена и удобрения, на 20% снизить время холостого прохода техники, на 15-30% повысить собираемость продуктов [13].

В эпоху становления цифровой экономики в условиях шестого технологического уклада, создавшего новую цифровую экосистему, основой которой является прогнозный характер, развитое сельскохозяйственное производство теперь не может существовать без цифровизации и быть инновационным и конкурентоспособным. Так на основе статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики было выявлено, что индекс цифровизации сельского хозяйства в 2019 году занимал последнюю ступень среди других отраслей хозяйства (где средний показатель — 32) и составил лишь 23 с наибольшей интенсивностью использования широкополосного интернета (73,4%), и в разрезе сельскохозяйственных отраслей с превалированием в лесоводстве и лесозаготовках (рис. 2).

Рисунок 2 – Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий в сельском хозяйстве за 2019 год.

[Составлено авторами на основе источника литературы 7]

В результате анализа индексов цифровизации сельского хозяйства и ряда других показателей, отраженных в Стратегии развития инновационного общества в РФ на 2017-2030 годы, Минсельхоз России разработало ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство" с планом реализации до 2024 гг. [4, 14] по разработанным показателям развития АПК от внедрения информационных технологий государство ждет масштабных изменений, которые отражены на рисунке 3.

Скругленный прямоугольник: Элемент
изменения аграрного сектора РФ 
на основе цифровизации

Рисунок 3 – Основные государственные элементы изменения аграрного сектора РФ на основе цифровизации сельскохозяйственного производства [составлено автором на основе источников 4, 14]

Сложившаяся в настоящее время экономическая обстановка в России спровоцировала заторможенность продвижения инновационных принципов цифровизации сельского хозяйства. В период с 2017 года по 2020 год количество цифровых инновационных разработок в сельском хозяйстве увеличилось лишь на 18 %, из которых лишь 25% оказали высокое влияние на обеспечение соответствия объекта стандартам [18], в результате чего Министерству сельского хозяйства и продовольствия России пришлось обратиться к крупных сельскохозяйственным производителям о возможности профинансировать 20 % стоимости импортозамещения необходимого программного обеспечения [20].

Так как основная проблема эффективного перехода АПК на цифровую трансформацию заложена в значительном отсутствии необходимой доли российской электронной продукции, то к 2022 году приоритетным явилось увеличение в общем объеме инновационнной электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного подкомплекса до 37,5% [3, 7, 22]. В связи с этим Министерство сельского хозяйства и продовольствия России проработало плановое финансирование ведомственного проекта цифровизации АПК в рамках которого за период с 2019 года по 2024 год выделено 118 млрд. руб. (рис. 4).

Рисунок 4 – План финансирования ведомственного проекта цифровизации АПК (платформа «Цифровое сельское хозяйство»)

[cоставлено автором на основе источника литературы 13]

Крупные инновационные цифровые компании отмечают увеличение запроса со стороны сельхозтоваропризводителей на цифровые технологии, но в свою очередь указывают на существующие в этом направлении проблемы [13] (рис. 5).

Скругленный прямоугольник: Проблема цифровизации сельхозпроизводителей

Скругленный прямоугольник: недостаточное нормативно-правовое обеспечение при сборе информации и внедрении цифровых технологий в сельском хозяйстве

Рисунок 5 - Проблемы цифровизации сельхозпроизводителей России [составлено автором на основе источника литературы 12]

Устранение вышеперечисленных проблем цифровизации АПК возможно лишь за счет финансовой поддержки государства и разработки планомерного сценарного подхода (табл. 1).

Таблица 1 - Годовой объем финансирования развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на 2021-2023 гг.

Направления цифровой Трансформации/проекты (мероприятия) Программы
Сценарий развития (тыс. рублей)
Базовый сценарий (тыс. рублей)
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Цифровая трансформация государственных услуг и функций
580 402,9
658 725,1
359985,9
1685475,0
3704175,0
2495450,0
Создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологических сервисов
35268,2
4435,6
1739,6
0
0
0
Обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы
571258,8
508226,6
508289,0
91500,0
439354,6
505354,6
За счет бюджетных средств
1186929,9
1171387,3
870014,3
1776975,0
4143529,6
3000804,6
[составлено автором на основе источника литературы 4]

Финансирование развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на основе Ведомственной программы цифровой трансформации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2021 - 2023 годы планируется по трем основным направлениям:

- Цифровая трансформация государственных услуг и функций;

- Создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологических сервисов;

- Обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы.

Суммарный трехгодовой объем бюджетных средств по сценариям развития составляет: 3 228 331, 5 руб., в свою очередь на базовый сценарий – 8 921 309,2 руб. Наибольший объем бюджетных финансовых средств запланирован на цифровую трансформацию государственных услуг и функций, что составляет 38,4 % от объема финансирования развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на 2021-2023 гг. (табл.1).

Вывод. Неограниченные потребности населения становятся предпосылкой к увеличению объемов производства инновационной сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время не возможна без цифровизации АПК. Ведь современная экономическая среда ежедневно развивается все более быстрыми темпами. Согласно исследованию, Global Center for Digital Business Transformation, в ближайшее 5 лет цифровая революция вытеснит с рынка 40% [17] компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в своих отраслях, если они не проведут цифровую трансформацию. Чтобы оставаться на плаву и иметь высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственные предприятия должны учитывать современные тенденции ведения бизнеса и будут вынуждены функционировать на принципах технологичности, гибкости и повышения качества продукции. В результате чего им не обойтись без цифровизации, которая направлена на достижение и удержание конкурентных инновационных преимуществ отечественным АПК, позволяющая обеспечить эффективное управление комплексом и решить проблему продовольственной безопасности на федеральном уровне.


Источники:

1. Айтпаева А.А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 3. – c. 56-63.
2. Алтухов А. И., Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Цифровая трансформация как технологический прорыв и переход на новый уровень развития агропромышленного сектора России // Продовольственная политика и безопасность. – 2020. – № 2. – c. 81-96.
3. Ассоциация «ЭлектронАгро» в цифровой трансформации российского АПК. [Электронный ресурс]. URL: https://agbz.ru/news/assotsiatsiya-elektronagro-v-tsifrovoy-transformatsii-rossiyskogo-apk/ (дата обращения: 17.10.2021).
4. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2021 - 2023 годы (утв. Минсельхозом России). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/vedomstvennaja-programma-tsifrovoi-transformatsii-ministerstva-selskogo-khozjaistva-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 10.09.2022).
5. Годин В. В., Белоусов В.А., Терехова А.Е. Сельское хозяйство в цифровую эпоху: вызовы и решения // E-Management. – 2020. – № 3. – c. 4-15.
6. Зеновина В. Умные поля, теплицы и стада: сельское хозяйство планируют сделать цифровым. ГАРАНТ.РУ: правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1224545/ (дата обращения: 24.09.2022).
7. Абдрахманова Г.И. Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2021. – 381 c.
8. Иовлев Г.А., Саакян М.К., Голдина И.И., Несговоров А.Г. Роль цифровизации технического сервиса в повышении эффективности сельскохозяйственного производства // Аграрное образование и наука. – 2019. – № 2. – c. 8.
9. Меденников В. И. Комплементарные зависимости науки и бизнеса – необходимое условие успешности цифровизации аграрной экономики // Цифровая экономика. – 2020. – № 3. – c. 41-54.
10. Пинягин А. А. Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК // Молодой ученый. – 2020. – № 51 (341). – c. 95-97.
11. Плотников А.А. Обзор существующих и перспективных геоинформационных систем для организации экологического мониторинга на землях сельскохозяйственного назначения. [Электронный ресурс]. URL: http://geomark.ru/wp-content/uploads/2018/12/16.50-17.10-Plotnikov-A.A.pdf (дата обращения: 24.09.2022).
12. Прахалад К.К., Хэмел Г. Экономические объекты и системы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0132622:article?vnum=37601 (дата обращения: 24.09.2022).
13. Путевая В.И. «Умное» сельское хозяйство: состояние и перспективы. Бюджет.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/article/332134.php (дата обращения: 24.09.2022).
14. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236609/ (дата обращения: 17.10.2021).
15. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. [Электронный ресурс]. URL: https://buklib.net/books/29481/ (дата обращения: 24.09.2022).
16. Садов А.А., Носков А.И., Волков Д.О. Модель полуавтоматизированной роторной гидропоники // Научно-технический вестник технические системы в АПК. – 2019. – № 4 (4). – c. 50-56.
17. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. – 2018. – № 3. – c. 1014-1028.
18. Степень влияния результатов инноваций на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам. Единая межведомственная информационно статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58772 (дата обращения: 17.10.2021).
19. Тогузаев Т. Х., Кудаев З. Р. Разработка механизма управления предприятиями АПК в условиях растущей конкуренции // Национальные приоритеты и безопасность: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2020. – c. 123–128.
20. Фуднет Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/foodnet (дата обращения: 24.09.2022).
21. Холманских М.В., Садов А.А., Кибирев Л.К., Вырова О.М. Мониторинг в АПК посредством использования веб сервисов // Научно-технический вестник технические системы в АПК. – 2019. – № 5 (5). – c. 13-19.
22. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Цифровая экономика: 2022. / краткий статистический сборник. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 124 c.

Страница обновлена: 14.11.2022 в 12:28:16