Проблемы и приоритеты региональной социальной политики (на примере Забайкальского края)

Чернякова М.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (18), Март 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19021455
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье описываются проблемы современной региональной социальной политики и приоритеты. От создания эффективных механизмов реализации экономических интересов субъектов во многом зависит решение приоритетных задач региональной социальной политики, главным из которых является повышение качества жизни человека.

Ключевые слова: социальная политика, качество жизни, регион, бедность



Региональная социальная политика, как правило, ориентирована на поддержку населения, которое в силу каких-либо причин оказалось в сложной жизненной ситуации, а также на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции, как для себя индивидуально, так и для своей семьи.

Принятая концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определяет приоритетные социально-экономические задачи, которые в свою очередь были определены основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. Достижение поставленных в концепции задач зависит от многих обстоятельств, в том числе от активизации новых факторов социально-экономического роста. Главными из этих факторов является проведение эффективной социальной политики и повышение человеческого потенциала [1].

В настоящее время в обществе сложилась социальная дифференциация, которая выражается в заметном расслоении общества на бедных и богатых, что является одной из ее основных характеристик. Возникшая проблема бедности крайне актуальна для современного российского общества, в котором за период проведенных рыночных реформ развернулся стремительный процесс абсолютного и относительного обнищания достаточно большой части населения.

В настоящее время обеспечение региональной социальной защищенности современного общества предполагает реализацию принципа всеобщности социальной политики. В сложившейся практике развитых рыночных экономик данные принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами на государственном уровне.

Забайкальский край относится к регионам, которым в стратегическом развитии Сибири отведена заметная роль, поэтому, учитывая накопленный социально-экономический потенциал региона, необходима упреждающая научная проработка основ составления и применения региональных бюджетов в решении проблем жизнеобеспечения населения, выявления и поддержания финансовых резервов стратегического развития. В последние годы перекладывание финансового бремени на федеральный бюджет, ставка на Центр было бюджетной политикой многих депрессивных регионов. Ее корни уходили в прежние времена централизованной экономики, когда Центр сознательно сделал из Забайкальского края «сырьевой цех», не позволял развивать перерабатывающую промышленность, обеспечивая население края готовой продукцией из других регионов и перераспределяя на государственном уровне бюджетные средства.

Несмотря на значительный объем опубликованных работ, еще недостаточно полно осознана роль бюджета как механизма развития региона в условиях рынка, порождающего риски взаимодействия. Не отражена мобилизация региональных финансовых средств бюджета. При формировании расходной части бюджета нужно учитывать стратегические сценарии и основные программы социально-экономического развития.

В целом в 2011 г. в Забайкальском крае наблюдался рост основных экономических показателей региона: объемов производства, сельского хозяйства, строительства, возросли обороты розничной и оптовой торговли, общественного питания, объем платных услуг населению. Также увеличились денежные доходы населения (табл. 1) [3].

Таблица 1

Денежные доходы и расходы Забайкальского края в 2011 г.

Денежные доходы и расходы в регионе
В 2011 г. по отношению к 2010 г.
В декабре 2011 г. по отношению к ноябрю 2011 г.
Реальные денежные доходы населения
101,9 %
145,7 %
Денежные доходы в расчете на душу населения
111,3 %
146,3 %
Потребительские расходы в расчете на душу населения
112,9 %
120,6 %
Источник: Забайкалкрайстат

Анализируя денежные доходы в расчете на душу населения Края, было выявлено, что в декабре 2011 г. они составили 23965,0 руб., а потребительские расходы в расчете на душу населения Края в декабре 2011 г. оказались существенно меньше и составили 12818,6 руб.

При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 г., по оценке, составила 21016,0 руб. и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 111,0 %. В 2011 г. наблюдалась положительная тенденция роста заработной платы почти по всем анализируемым видам экономической деятельности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В рассматриваемом регионе лидерами по уровню заработной платы являются такие виды экономической деятельности, как «Финансовая деятельность», «Транспорт и связь». В этих видах деятельности среднемесячная заработная плата превышает среднемесячную заработную плату в целом по Краю в 2,0 и в 1,6 раза соответственно [2].

Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в такой краевой отрасли как «Обработка древесины и производство изделий из дерева», также «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», что составляет 29,8 % и 28,9 % от среднемесячной заработной платы в целом по Краю соответственно.

В общепринятом значении под бедностью понимается социально-экономическое положение как отдельного человека, так и целой социальной группы, при котором не представляется невозможным удовлетворить круг минимальных потребностей необходимых для жизни, которые определяется размерами установленного прожиточного минимума. Сама категория бедности во многом является относительным показателем и в значительной степени зависит от общего уровня жизни в данной стране. По регионам прожиточный минимум также может отличаться в зависимости от уровня цен и социально-экономического положения в регионе в целом.

Величина прожиточного минимума возросла в 2011 г. до 6326,8 руб., что выше по сравнению с предыдущим годом на 11,6% (табл. 2). К сожалению, при этом данный показатель все еще остается ниже среднего прожиточного минимума по России за аналогичный период [3].

Таблица 2

Величина прожиточного минимума в Забайкальском крае (в среднем на душу населения) за 2000‒2011 гг.

Показатели прожиточного минимума
Годы
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Прожиточный минимум руб. в месяц
2951,6
3340,5
3856,0
4554,1
5199,2
5668,5
6326,8
Прожиточный минимум в % к предыдущему году
113,6
113,2
115,4
118,1
114,2
109,0
111,6
Источник: Забайкалкрайстат

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума имеет тенденцию к постепенному снижению, что говорит о постепенном улучшении социального климата в регионе (табл. 3). По данным Росстата по Забайкальскому краю в 2011 г. данный показатель составил 19% от общей численности населения проживающего в регионе. По сравнению с 2000 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума возросла более чем в 3 раза [3].

Таблица 3

Численность населения Забайкальского края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за период 2000-2011 гг.

Численность населения
Годы
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
тыс. человек
799,2
297,5
268,6
268,8
225,1
222,8
214,3
210,0
в % от общей численности населения
67,0
26,2
23,8
23,9
20,1
19,9
19,3
19,0
Источник: Забайкалкрайстат

Если в 2000 г. в регионе проживало более 67% населения с доходами ниже прожиточного уровня, то уже к 2005 г. данный показатель значительно сократился и составил 26,2%. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. не оказал существенного влияния на изменение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, а к 2011 г. и вовсе сократился до 19%, что говорит о повышении социально-экономического уровня в Крае.

Соотношение с величиной прожиточного минимума в Забайкальском крае улучшилось за последние годы (табл. 4). Среднедушевой доход в 2011 г. существенно увеличился по сравнению с 2010 г., в меньшей степени это произошло со среднемесячной заработной платой (по этому показателю рост составил всего 2,5%), одновременно с этим средний размер назначенных пенсий сократился на 2,3% [3].

Таблица 4

Соотношение с величиной прожиточного минимума в Забайкальском крае за 2000-2011 гг., %

Наименование показателя
Годы
2009
2010
2011
Среднедушевых доходов
242,6
148,1
249,8
среднемесячной номинальной заработной платы
297,3
308,6
311,1
среднего размера назначенных пенсий
126,5
156,9
154,6
Источник: Забайкалкрайстат

Проблемы занятости и безработицы в регионе всегда являлись актуальными и социально значимыми. Гарантией государства по реализации прав граждан России на труд, а также социальную защиту от безработицы определяет Федеральный закон «О занятости населения в РФ». Сама же социальная защита безработных граждан предусматривает разработку комплекса мер по обеспечению социальных гарантий в области занятости. Подобные мероприятия на государственном уровне реализуются через систему региональных учреждений служб занятости.

По данным Государственной службы занятости населения Забайкальского края численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2011 г. составила 15,5 тыс. чел. (2,9% от экономически активного населения), имела тенденцию к уменьшению по сравнению с ноябрем 2011 г. на 2,0 тыс. чел. По сравнению с тем же периодом прошлого года данный показатель увеличился на 0,5 тыс. чел. или на 3,4%. [3]

В декабре 2011 г. численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в органах Государственной службы занятости, увеличилась по сравнению с уровнем ноября 2011 г. на 7,5%. Численность граждан, нашедших работу или другое доходное занятие, в декабре 2011 г. уменьшилось на 34,0%.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в учреждения государственной службы занятости населения уменьшилась по сравнению с уровнем ноября 2011 г. на 17,1%. Численность безработных граждан, которые в декабре 2011 г. получили пособие по безработице в минимальном размере, составила 47,9% от общего числа безработных граждан [3].

Возникновение экономического кризиса 2008‒2009 гг. оказало негативное влияние на экономику Забайкальского края, на ее социальную сферу и уровень занятости населения. В 2008 г. наблюдался скачек уровня безработицы в Крае на 4,8% по сравнению с 2007 г. (таб. 5) [3].

Таблица 5

Динамика доли занятых и безработных в общей численности экономически активного населения Забайкальского края, %

Показатели занятости в регионе
Годы
2007
2008
2009
2010
2011
Занятые в экономике
89,9
85,1
87,8
88,6
89,1
Безработные
10,1
14,9
12,2
11,4
10,9
Источник: Забайкалкрайстат

В последующие годы данный показатель имел тенденцию к снижению, и на конец 2011 г. доля безработных составила 10,9%, что способствовало некоторому снижению социальной напряженности в регионе (рис.1-2).

Рис. 1. Занятые и безработные в экономике Забайкальского края за период с 2000-20011 гг.(составлено автором)

С целью стабилизации ситуации на рынке труда в 2011 г. были реализованы: ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Забайкальского края в 2011 г.» и краевая целевая программа «Дополнительные меры снижения напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2011 г.».

Рис.2. Доля занятых и безработных в Забайкальском крае в 2011 г.

(составлено автором)

В целях стабилизации социально-экономического положения в регионе в 2011 г. в Забайкальском крае были проведены мероприятия по улучшению социальной политики в регионе. Основные результаты проводимых мероприятий представлены в табл. 6.

Таблица 6

Основные мероприятия по улучшению социальной политики Забайкальского края в 2011 г.

№п/п
Направления
Кол-во
1.
В рамках региональной целевой программы было трудоустроено
26428 чел.
2.
Организованы ярмарки вакансий
154 раб. мест
3.1.
Временно трудоустроено:

3.2.
- безработных граждан, имеющих трудности в поиске работы
932 чел.
3.3.
- несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
7745 чел.
3.4.
- безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников, ищущих работу впервые
114 чел.
4.
Безработные граждане получили услуги по социальной адаптации
3654 чел.
5.
С целью последующего трудоустройства безработные граждане, прошедшие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации
5226 чел.
6.
Безработные граждане, которым были оказаны профориентационные услуги
28313 чел.
7.
Безработные граждане, которым оказана психологическая поддержка
7174 чел.
Источник: авторский

Таким образом, проблемы региональной социальной политики, в том числе связанные с преодолением бедности принадлежит к разряду актуальных проблем. На конституционном уровне зафиксирована защита нашего общества как социального государства в условиях развития страны.

В настоящее время одним из базовых направлений является государственная стратегия преодоления бедности, задача которой детализирована в четырех национальных проектах: здравоохранение, образование, жилищное строительство, сельское хозяйство.

Региональный бюджет Забайкальского края, как и многие другие региональные бюджеты, имеет социальную направленность, которая заключается в том, что большая часть имеющихся доходов направляется именно на цели социальной политики региона (табл. 7) [3].

Таблица 7

Социальная направленность расходов консолидированного бюджета Забайкальского края за 2000-2011 гг.

Расходы бюджета региона на:
Годы
2008
2009
2010
2011
образование
47,3
46,5
44
42,5
культуру, кинематографию и средства массовой информации
5,6
4,7
4,5
4,4
здравоохранение, физическую культуру и спорт
28
26
24
28,6
социальную политику
19,1
22,8
27,5
24,5
Расходы всего
100
100
100
100
Источник: Забайкалкрайстат

Расходы на социально-культурные мероприятия занимают значительную долю в расходах консолидированного бюджета Забайкальского края и составили в 2011 г. 72,5%. При этом доминируют расходы на образование — 42,5%, здравоохранение — 28,6%. социальную политику — 25,4%.

Рис. 3. Расходы на социальную политику в Забайкальском крае в 2011 г.

(составлено автором)

Забайкальский край — регион, где негативные последствия экономических преобразований проявляются в большей степени, чем в других. Возросли региональные различия в уровне производства, материального положения населения, степени использования трудового потенциала и демографической ситуации. По своему финансовому положению такие регионы нуждаются в централизованной поддержки. Забайкальский край — дотационный примерно на 38‒43%. Он находится в финансовой зависимости от Москвы. Бюджет края чаще всего составлялся и утверждался законодательными органами без профицита бюджета.

Основной целью реформирования региональных финансов является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Забайкальского края, повышение эффективности управления региональными финансами и использования бюджетных средств.

Анализируя степень изученности проблемы, следует отметить, что в целях совершенствования региональной социальной политики пока нет единой концепции по преодоления бедности в регионах. Не вызывает сомнений тот факт, что с целью улучшения имеющихся в регионе возможностей регулирования социально-экономического развития, необходимо всестороннее изучение проблемы бедности, в том числе и на региональном уровне, и имеет большое значение дальнейшее проведение научных исследований в этой области.


Источники:

1. Экономика социальной сферы / Минэкономиразвития России/ [Электронный ресурс] - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ ecoSocSphere/. ‒ Загл. с экрана.
2. Мониторинг социально-экономического положения / Министерство экономического развития Забайкальского края. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ http://economy.e-zab.ru/page/monitoring/monitoring.php. ‒ Загл. с экрана.
3. Статистический ежегодник Забайкальского края. 2012: Стат. сб. / Забайкалкрайстат. – Чита, 2012. – 320 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:55:57