Лесные ресурсы Забайкальского края и современные проблемы их незаконного использования

Каминская С. В.1, Тумунбаярова Ж.Б.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Каминская С. В., Тумунбаярова Ж.Б. Лесные ресурсы Забайкальского края и современные проблемы их незаконного использования // Теневая экономика. – 2022. – Том 6. – № 3. – С. 135-144. – doi: 10.18334/tek.6.3.116405.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49830308
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена региональным проблемам теневого обращения лесных ресурсов. Приведены примеры проявления незаконной деятельности в сфере отношений по использованию лесного фонда в соответствии со спецификой социально-экономического региона, а также в соответствии с наличием природным ресурсов и особенностей его развития, ими определяемых. Проанализированы статистические данные об уровне использования лесного фонда в регионе по видам деятельности. Представлен и проанализирован состав лесных ресурсов региона. Представлены примеры нелегального использования лесных ресурсов региона

Ключевые слова: теневые процессы, лесные ресурсы, нелегальная деятельность, региональная экономика, социально-экономическое развитие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В условиях функционирования командно-административной экономики лесопромышленный комплекс Забайкальского края имел мощную государственную поддержку своего развития. Переход к рыночным условиям ведения хозяйства кардинально изменил ситуацию в данной отрасли развития экономики. С приходом в отрасль арендных отношений в использовании лесных ресурсов государство вырабатывает разнообразные инструменты их регулирования для повышения ее эффективности. Тем не менее взаимодействия в сфере использования и реализации лесных ресурсов на протяжении многих лет остаются одной из наиболее остро стоящих проблем развития. Несмотря на активную законотворческую деятельность в сфере лесного регулирования и работу органов федерального, регионального и местного управления, законодательная база в этой сфере еще не в полной мере доработана и существует множество погрешностей.

Целью данной статьи является анализ состояния лесного хозяйства региона, а также незаконной деятельности, связанной с использованием лесных ресурсов. К основным задачам следует отнести:

- характеристику лесных ресурсов и их значение в экономике;

- характеристику региональных особенностей применения и реализации лесных ресурсов;

- определение неблагополучных направлений в сфере использования лесных ресурсов, в т.ч. в сфере теневой деятельности.

Основная часть

Согласно действующему законодательству, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий [5]. Забайкальский край характеризуется существенным преобладанием земель лесного фонда. Соответственно, Забайкальский край обладает значительными запасами лесных ресурсов. Леса расположены в трех природно-климатических зонах: северной тайги, горно-таежной и лесостепной. Общая площадь земель по состоянию на 01.01.2021, на которых расположены леса, составила 34,0 млн га (около 3% площади лесов РФ), большая часть из них расположена на землях лесного фонда (32,6 млн га). Доля покрытой лесом площади (лесистость) составляет 68,4% (средняя по РФ 46,4%) от общей площади региона (покрытая лесом площадь 29,5 млн га). При этом лесистость края крайне неравномерна – от 5–10% на юге (Борзинский, Ононский районы) до 90% на юго-западе и севере (Красночикойский, Могочинский районы) [8]. На эксплуатационные леса приходится 25,6 млн га (табл. 1) [11].

Общий запас древесины лесных насаждений на землях лесного фонда и землях иных категорий (млн куб. м)

2016
2017
2018
2019
2020
Российская Федерация
82 734,19
82 766,86
82 756
82 618,07
82 500,06
Дальневосточный федеральный округ
20 490
20 618,62
25 540,4
25 531,23
25 479,11
Забайкальский край
2 683,5
2 680,99
2 678,6
2 676,27
2 675,43
Доля в ДФО
13%
13%
10%
10%
11%
Доля в РФ
3%
3%
3%
3%
3%
Общий запас древесины на корню оценивается 2675,4 млн куб. м (РФ – 82500,1 млн куб. м). Значительную часть составляют спелые и перестойные лесонасаждения (более 1 млрд куб. м). Более 80% запаса составляют хвойные насаждения. Расчетная лесосека, т.е. допустимый объем изъятия древесины, составляет 1 млн 592 тыс. 614 куб. м (рис. 1).

Рисунок 1. Лесные ресурсы Забайкальского края [1] (Расчетная лесосека по хозяйственным секциям, тыс. куб м: 1850–1870; 1300–1350; 800–900; 400–600; 200–300; 100–150; 50–100. Запасы основных лесообразующих пород куб. м на 1 га лесопокрытой площади: 150; 120–135; 90–100; 75–80; 70; 60; 0. Концентрация запасов эксплуатационного фонда, м. куб/га: 40–45; 30–35;20–25; 5–10)

Общая характеристика лесных ресурсов края позволяет сделать вывод о том, что Забайкальский край обладает значительными запасами древесины, наличие которой должно способствовать активному развитию лесозаготовок и лесоперерабатывающей отрасли в целом. На деле ситуация кардинально отличается от рисуемых перспектив развития и планов региональных органов власти.

Высшей точки своего развития лесопромышленный комплекс (ЛПК) региона достиг в конце 1980-х гг. В этот период объем лесозаготовок превышал 6 млн куб. м, а расчетная лесосека использовалась на 41,5%. Как и любая другая сфера хозяйствования, ЛПК функционировал в условиях централизованного управления. Его структурными компонентами выступали крупные специализированные предприятия, лесокомбинаты и леспромхозы, лесхозы с определенными объемами промышленного производства. Деятельность предприятий была направлена на выполнение государственного заказа.

Несмотря на наличие большого количества предприятий лесопромышленного комплекса, глубокая переработка древесины отсутствовала. Заготовка древесины проводилась с целью вывоза ее в другие регионы. Местные предприятия в основном ориентировались на производство обрезной и необрезной доски, имелось производство фанеры.

Численность работников на предприятиях ЛПК превышала 14 тыс. человек. Вахтовые поселки лесозаготовителей организовывались в непосредственной близости к местам заготовок, строились лесовозные дороги и прочие инфраструктурные объекты [7] (Kolesnikova, 2010).

Распад Советского Союза, переход от командно-административного управления к рыночным отношениям привел экономику РФ к глубочайшему экономическому кризису, на выход из которого потребовалось не одно десятилетие. Рыночные условия хозяйствования в корне изменили ситуацию востребованности лесных ресурсов края.

Полностью были разрушены все имеющиеся экономические связи, это привело к потере рынков сбыта древесины как внутри РФ, так и за рубежом. Отсутствие спроса на продукцию привело к ликвидации значительной части предприятий данной отрасли.

С конца 1990-х гг. начинается незначительный подъем производства в данной сфере хозяйствования. При этом рынок диктует свои условия – быстрое получение прибыли. Поэтому большинство предприятий в регионе были ориентированы на заготовку и реализацию необработанной древесины. Те же тенденции сохраняются и на сегодняшний день, несмотря на то, что в России с 1 января 2022 г. введен полный запрет на вывоз из страны необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Этот запрет был принят с целью блокирования бесконтрольного вывоза необработанной древесины, стимулирования глубокой лесопереработки российскими предприятиями, а также содействия декриминализации лесной отрасли.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2021 № 737 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе» со 2 января по 31 декабря 2022 г. на территории РФ действуют повышенные ставки пошлин на экспорт отдельных видов лесоматериалов влажностью более 22% и толщиной и шириной более 10 см. Ставка экспортной пошлины для хвойных пород составляет 10%, но не менее 13 евро за 1 куб. м. Но учитывая низкую товарность древесины, получаемой в Забайкальском крае, ее размер значительно снижается.

Главным рынком сбыта, исходя из близости и огромных размеров потребительского рынка, выступает Китай. На протяжении более двух десятилетий именно китайские предприниматели занимали лидирующие позиции по аренде леса, его заготовке и вывозу за рубеж. К 2017 г. экспорт пиломатериалов и круглого леса достиг максимальных значений – 684,5 тыс. куб. м и 32,2 тыс. куб. м соответственно.

Низкотоварная древесина в Китае идет в основном на производство строительных лесов, гробов и других низкокачественных товаров. Поэтому спрос на необработанную древесину из Забайкальского края высокий.

Забайкальский край является лидером среди субъектов Российский Федерации по незаконному обороту древесины. В 2020 г. в регионе было зафиксировано около 1600 случаев нелегальной добычи древесины (для сравнения: в 1997 г. – всего 17 правонарушений) [4]. Многие пункты приема и отгрузки древесины были заполнены незаконно заготовленным сырьем для вывоза его в соседнюю страну. В связи с этим незаконная рубка леса, сочетающаяся с пожарами на огромных площадях в весенне-осенний период, зачастую действующими даже зимой, стала основной проблемой лесохозяйственной отрасли региона.

В 2009 г. был принят Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края». Забайкальский край стал одним из первых регионов, принявших соответствующий закон. Добиться положительных результатов удалось лишь к 2018 г. Масштабный учет древесины позволил максимально контролировать оборот экспорта как обработанной древесины, так и круглого леса. Именно поэтому начал снижаться вывоз круглого леса в Китай.

В 2021 г. были внесены изменения в Лесной кодекс РФ, согласно которым полномочия по учету обработанной древесины Федерация забрала у регионов себе, установив требования по учету пунктов приема и отгрузки древесины и объемов переработки на них в ЛесЕГАИС с 01.07.2021. До указанной даты оборот древесины после ее вывоза из леса регулировался исключительно региональным законодательством.

Забайкальский край несет потери в виде сотен гектаров лесных ресурсов, а его экономика – финансовые потери от продажи неучтенной древесины как на внутреннем рынке, так и за рубеж. Ущерб от незаконной заготовки древесины в Забайкалье каждый год выливается в сотни миллионов рублей. Учитывая эти обстоятельства, Забайкалье вошло в пилотный проект «Цифровизация лесного хозяйства». Данный сервис организован в первую очередь в интересах инвесторов, государства и других участников рынка, для того чтобы пресечь практику нелегального оборота древесины. Предполагается, что это будет инновационная система оповещения на основе снимков лесного фонда, сделанных с космических летательных аппаратов, которые делаются ежедневно [3, 13].

Исходя из того, что древесина, которую можно получить в Забайкальском крае, в основном низкотоварная, говорить о развитии глубокой переработки не имеет смысла в силу основных запросов рынка. Основная цель предпринимателей в данной сфере – реализация лесных ресурсов, а не их переработка.

При усилении контроля за вывозом леса за рубеж в крае отмечается ухудшение условий заготовки древесины. Значительная часть лесов находится в труднодоступных местах. Основная часть массивов на расстоянии 100 км вдоль Транссибирской магистрали выработана. Все это приводит к удорожанию лесозаготовительных работ. Все предприятия, задействованные в данной сфере, являются убыточными, и чтобы получать выгоду от своей деятельности, переходят на нелегальные схемы ведения бизнеса.

Также остро стоят проблемы работы на арендованных под вырубку участках. Выделенные под рубку территории по документам включают 2000 куб. м древесины, по факту из-за ее низкого качества получают 1000–1500 куб. м, арендная плата при этом не корректируется. Что в очередной раз приводит к удорожанию лесозаготовительной деятельности, минимизируя стимулы к эффективному использованию имеющихся ресурсов.

До вступления в силу запрета на вывоз сырой древесины регионам были установлены сроки на поддержку и реструктуризацию органами власти данной отрасли, но в итоге этого сделано не было. Это стало причиной того, что в настоящее время многие предприятия уходят в тень. Т.е. наблюдается очередной виток теневизации отрасли.

Количество предприятий, работающих в отрасли, сокращается, численность занятых в них также падает. Данные организации в качестве постоянных работников имеют 1–2 человек – руководителя и бухгалтера, остальные в лучшем случае работают по временным договорам (до 3 месяцев). Это позволяет экономить на заработной плате и отчислениях налогов в бюджет.

Главной особенностью теневой экономической деятельности является тесная связь со многими отраслями народного хозяйства и ее контакты со смежными отраслями экономики, а также с населением. В связи с этим зачастую основная часть полученной древесины реализуется без оформления документов и, соответственно, не учитывается в отчетности, а значит, не приносит организациям теневой доход. Многоходовые теневые комбинации параллельно с легальной экономикой совершенствуются, и охват лесной отрасли теневыми схемами в значительной части экономического пространства усугубляет формирование бюджета (регионального, местного) и выводит нелегальные заготовки в категорию значимых явлений при контроле национальной экономики. Отсутствие решений или промедление с решениями выявленных проблем приводит к снижению авторитета отрасли. Следовательно, процесс незаконной лесозаготовки в российской лесной отрасли является главной проблемой в оценке параметров теневой экономики в масштабах страны [12] (Tagiev, Tagiev, Tiguntsev, 2022).

Количество несоблюдений законов и уголовных дел в лесном секторе свидетельствует о значительном объеме незаконной заготовки древесины в отрасли. Такая ситуация сложилась под влиянием следующих факторов:

- все виды теневой экономики связаны друг с другом, работают на одной плоскости и так или иначе связаны с криминалом и, соответственно, являются труднонаблюдаемыми;

- нестабильное состояние теневой экономики в сфере лесозаготовок связано с географическим месторасположением незаконных рубок. Это обусловлено небольшим расстоянием до внутренних и зарубежных потребителей;

- продукция лесозаготовительной отрасли ценится и привлекательна потому, что бросовая цена на корню. При этом продукция хорошего качества, доступная и отсутствует надлежащий учет.

Что касается государственного участия в теневой деятельности в сфере земельных ресурсов, то это связано с вопросами несостоятельности законодательной базы в этой области, наличием в ней лазеек и, к сожалению, недобросовестностью и коррумпированностью властьимущих [10] (Novenkova, 2017).

Нелегальная деятельность в сфере лесного хозяйства – это важнейшая проблема регионов и государства, требующая для своего решения совместных усилий государственных и региональных властей. Предприятия, занимающиеся лесозаготовкой, сталкиваются с большим количеством проблем, при этом их число с каждым годом все увеличивается. Это связано как с наличием сложных природно-климатических условий, соответственно, влиянием погодных факторов на процессы заготовки и вывоза древесины с мест рубки, так и с экономической и политической ситуацией в регионе и мире.

С 1 января 2022 г. вступил в силу полный запрет на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Пока результаты действия ограничений не ясны, но они направлены на стабилизацию состояния данной отрасли экономики и на стимулирование отечественных производителей к ее развитию.

Заключение

Анализ состояния лесного хозяйства региона, а также незаконной деятельности, связанной с использованием лесных ресурсов, указывает на наличие большого количества проблем развития отрасли в настоящем и на обозримую перспективу. Наибольшие трудности функционирования присущи отрасли лесозаготовки из-за наличия неблагоприятных факторов развития, начиная от природно-климатических и заканчивая экономическими, а также значительной коррумпированности. Теневизация отрасли связана с множеством различных причин, среди которых высокая себестоимость выпуска продукции, значительные административные проволочки оформления объектов лесозаготовок, низкое качество логистического обслуживания и прочие.


Источники:

1. Атлас Забайкальского края. - Чита, ЗабГГПУ, 2010. – 32 c.
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Забайкальском крае. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruBP-TAZY4J3hBwbuwBkcEcOMQJL-AW3bflNmtH4hkfbsBVXsbguYnoEkpOr7 (дата обращения: 19.10.2022г.).
3. Забайкалье вошло в пилотный проект Цифровизация лесного хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://chita.bezformata.com/listnews/pilotnij-proekt-tcifrovizatciya-lesnogo/82115498/ (дата обращения: 19.10.2022г.).
4. Забайкалье стало лидером по числу нарушений лесного законодательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/08/08/reg-dfo/zabajkale-stalo-liderom-po-chislu-narushenij-lesnogo-zakonodatelstva.html (дата обращения: 19.10.2022г.).
5. Использование земельных участков по целевому назначению. [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/ispolzovanie-zemelnykh-uchastkov-po-tselevomu-naznacheniyu/ (дата обращения: 19.10.2022г.).
6. Итоги внешней торговли с основными. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/511 (дата обращения: 19.10.2022г.).
7. Колесникова А.В. Трансграничные факторы в развитии лесопромышленного комплекса Забайкальского края // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 22. – c. 27-35.
8. Лесной план Забайкальского края (в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 31 декабря 2014 г. № 84.). Разработчик – ООО Лесгеоконсалтинг, Чита, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/rus155958.pdf (дата обращения: 19.10.2022г.).
9. Новенькова А.З. Влияние теневой экономики на динамику показателей регионального социально-экономического развития // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 73-81. – doi: 10.18334/tek.1.2.37632.
10. Новенькова А.З. Особенности теневого сектора региональной экономики // Теневая экономика. – 2017. – № 1. – c. 13-21. – doi: 10.18334/tek.1.1.37630.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruI0ILVvm_kWtLWyBETvOsMMmF6l_HzDdWHlYRaGonYRHmWJzDJiDdT (дата обращения: 19.10.2022г.).
12. Тагиев М.И., Тагиев И.М., Тигунцев С.А. Анализ поддерживающих и противодействующих факторов в борьбе с теневой экономикой в лесозаготовительной промышленности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1849-1862.
13. Теневой оборот леса в Забайкалье хотят предотвратить с помощью данных из космоса. [Электронный ресурс]. URL: https://zab.ru/news/125853 (дата обращения: 19.10.2022г.).
14. Характеристика коррупционных проявлений в сфере использования и охраны естественных природных ресурсов. [Электронный ресурс]. URL: http://for-expert.ru (дата обращения: 19.10.2022г.).

Страница обновлена: 20.12.2023 в 20:15:59