Инновационная логистика в выставочном деле

Симонов К.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (93), Сентябрь 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22022262

Аннотация:
Материал посвящен использованию в выставочном деле научно-методических подходов инновационной логистики.

Ключевые слова: интеграция, инновационная логистика, выставочные услуги, выставочное дело, выставочная индустрия, философия бизнеса



Современные экономические реалии требуют от экспобизнеса интегрированной координации сквозного движения всех видов используемых ресурсов и согласования последовательности выстраивания рабочих циклов, этапов и операций с целью производства выставочных услуг, способных наилучшим образом удовлетворить запросы потребителей (экспонентов и посетителей торгово-промышленных выставок и ярмарок). Научно-методической базой для этого служит экономическая дисциплина «Логистика», в терминологии которой выставочное предпринимательство можно определить как деятельность по планированию, созданию и организации совокупного движения взаимодействующих потоков ресурсов различного вида, которые направлены на производство выставочных услуг.

Стадии логистизации выставочного предпринимательства

Логистизация – процесс поэтапной эволюции используемых в управлении бизнесом логистических подходов, методов, концептуальных схем и парадигм с целью оптимизации его функционирования и развития. Следование парадигмам логистики позволяет выйти насоответствующие им уровни применения логистики в выставочном деле (функциональный, ресурсный и инновационный), содержание которых следующее.

1) Организация перемещения, складирования, таможенного оформления и страхования выставочных грузов, материалов и образцов.

2) Рациональное соподчинение и логистическая оптимизация связей между предприятиями и подразделениями экспобизнеса в обособленных функциональных областях и цепях поставок по критерию минимума общих затрат.

3) Интегрирующий подход к координации и приведению в соответствие всей совокупности потоков экономических ресурсов разных видов (материальных, информационных, финансовых)во всех слоях их переплетения, на всем протяжении их движения, во всех областях (снабжение, распределение, производство) за счет целостного рассмотрения, межфункционального и межорганизационного согласования действий выставочной компании, ее партнеров, смежников и клиентов на основе применения информационно-технологических методов, а также мер физической и организационной консолидации с целью производства качественных выставочных услуг и получения взаимных выгод.

Внедрение интегрированной логистической концепции, распространяющейся на всю технологическую цепочку создания выставочных услуг, – это конечная стадия укоренения методов логистики в выставочном деле. Предпосылками перехода экспобизнеса на третью (инновационную)ступень логистизации служат:

- осознание интегрированной логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях отдельной выставочной организации и экспобизнеса в целом;

- усиление интеграции между контрагентами цепей поставок, расширение отношений сотрудничества и кооперации в выставочном деле;

- появление IT-систем, кардинально повысивших возможности контроля и управления бизнес-процессами в выставочном деле.

Роль и место инновационной логистики в выставочном деле

Процесс производства выставочных услуг, осуществляемый экспобизнесом, может быть условно разделен на три этапа: создание концепции и планирование выставки; подготовка выставки; проведение выставки и анализ результатов. Схема, представленная на рисунке 1, позволяет проследить очередность выполнения основных рабочих операций на указанных этапах, каждый из которых требует соблюдения определенного технологического алгоритма действий, взаимной согласованности и тщательно спланированной последовательности.

Методы инновационной логистики позволяют оптимизировать процесс движения информационных, финансовых, материальных и других ресурсов на отрезке времени от запуска выставочного проекта до преобразования в выставочные услуги и доведения до потребителей. Следование логистическим канонам дает возможность согласовать работу партнеров, подрядчиков и агентов с деятельностью выставочной организации, оптимизировать снабжение материально-техническими средствами (приобретение материалов, аренда помещений, прокат оборудования) и трудовыми ресурсами (наем, обучение, инструктаж временного персонала), обеспечить концентрацию усилий всех сторон, добиться рационального использования всех ресурсов.

При логистическом подходе осуществляется целостная оптимизация последовательности действий по созданию выставочных услуг, что дает значительно лучшие результаты, чем изолированное рассмотрение отдельных областей выставочно-ярмарочной деятельности. При этом на выставочное предпринимательство смотрят как на процесс. В результате выстраивается необходимая последовательность и происходит взаимоувязка действий всех участников создания выставочных услуг (выставочной организации, ее партнеров, аутсорсеров, агентов и клиентов). Тем самым достигается согласование отдельных процессов, инициируемых участниками выставочно-ярмарочной деятельности. При этом управленческие функции могут выполняться каждым самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий – оптимизация сквозного потока как единого целого.

Инновационную логистику следует рассматривать как схему сквозной оптимизации выставочно-ярмарочной деятельности, когда потоки задействованных ресурсов непрерывно контролируются и регулируются на всем их протяжении. Логистический подход дает возможность координировать все стадии создания выставочных услуг (планирование, производство, оказание) во взаимной увязке как совокупный процесс движения информации, финансов и материалов. Логистическая схема выставочного предпринимательства представлена на рисунке 2.

Применение логистики создает предпосылки для получения экспобизнесом следующих преимуществ: снижение затрат; рационализация использования материального, информационного, финансового и кадрового потенциала; повышение качества выставочных услуг.

Логистические потоки выставочного бизнеса– это направленное движение его собственных и привлеченных ресурсов, подвергающихся взаимосвязанным и взаимообусловленным преобразованиям, которые совершаются с целью создания и доведения выставочных услуг до потребителей. Инициализация логистических потоков связана с зарождением идеи и разработкой концепции новой выставки. В процессе движения потоки проходят через предприятия экспобизнеса (а внутри предприятий – через подразделения), содержание потоков меняется, а в конечной их точке создаются выставочные услуги, обращенные к потребителю.

Экспобизнес приводит в движение несколько видов логистических потоков. Основными являются материальные, информационные и финансовые.

Материальные потоки – это осязаемые ресурсы, готовая и незавершенная продукция (экспозиционное пространство, строительные элементы и полуфабрикаты, детали и комплектующие, основные и вспомогательные материалы, и т.д.), преобразуемые в процессе применения к ним логистических операций на определенном промежутке времени в объекты и изделия (например, выставочные конструкции и рекламно-информационная продукция), которые связаны с созданием выставочных услуг.

Информационные потоки – это сопутствующие процессу оказания выставочных услуг сообщения, сведения и данные, поступающие или исходящие в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме. Они циркулируют между выставочным бизнесом, его клиентами и кураторами, а также среди и внутри предприятий экспобизнеса. Информационный обмен имеет место и внутри группы потребителей выставочных услуг. Слияние информационных потоков происходит на экспозиционной площадке, в результате вокруг выставки образуется единое информационно-коммуникативное поле.

Финансовые потоки – это связанное с материальными и информационными потоками направленное движение денежных средств, которое происходит в процессе производства выставочных услуг. Финансовые потоки складываются из распределенных во времени поступлений денежных средств от потребителей выставочных услуг, образуются в результате взаиморасчетов между выставочной организацией, субподрядчиками и арендодателями, продуцируются из выплат работникам и акционерам, возникают в ходе уплаты налогов, взносов и сборов.

Сфера выставочных услуг: логистические системы, звенья, элементы и циклы.

Применение логистики в выставочном деле реализуется через построение логистической системы. Эту систему можно определить как совокупность взаимодействующих частей, образующих целостность и объединенных общей задачей производства выставочных услуг, которая решается посредством управления экономическими потоками. Такая структура обладает развитыми связями с внешней и внутренней средой выставочного бизнеса, что позволяет ей адаптироваться к изменениям с помощью корректировки алгоритма своей работы. Работая как логистическая система, экспобизнес выстраивает взаимодействие с клиентами, партнерами и кураторами. Непрерывное сопряжение границ и сшивка стыков их деятельности достигается путем межорганизационной логистической координации.

Логистическая система экспобизнеса характеризуется целостностью и делимостью. Ее части объединены во взаимосвязанное целое, работающее на общую системную цель. При этом они остаются относительно независимыми, что позволяет разграничивать их функции в общем рабочем процессе. Синергические свойства проявляются только в логистической системе и не присущи отдельно взятым ее частям.

Логистические системы подразделяются на подсистемы, звенья и элементы. Выделяют два основных комплекса подсистем: функциональный и обеспечивающий.

В выставочном деле в функциональный комплекс входят подсистемы снабжения (обеспечение материальными, информационными и финансовыми ресурсами), распределения (сбыт выставочных услуг) и производства (преобразование ресурсов в выставочные услуги). Обеспечивающий комплекс экспобизнеса осуществляет информационно-коммуникативную, организационно-экономическую и правовую поддержку логистических процессов.

Если рассматривать в качестве логистической системы выставочную организацию, то звеньями будут подразделения и ключевые сотрудники. Если логистическая система охватывает весь сектор выставочно-ярмарочной деятельности, то можно выделить три звена: источники логистических потоков, преобразователи потоков в выставочные услуги, потребители услуг. Элементами первого звена являются выставочная организация, инвесторы и участники выставки, второго – выставочная организация, партнеры и субподрядчики, третьего –экспоненты и посетители.

Логистический цикл экспобизнеса – это постоянно повторяющаяся установленная последовательность операций, обеспечивающая запланированные производство и сбыт выставочных услуг. В выставочном деле логистический цикл начинается с разработки концепции экспопроекта, а заканчивается оказанием выставочных услуг. Продолжительность, интенсивность, периодичность цикла принимаются во внимание при создании соответствующих логистических систем экспобизнеса.

Логистические каналы и цепи экспобизнеса

Логистические системы состоят из соединяющих логистические звенья логистических цепей, которые образуются в результате движения по логистическим каналам ресурсов в процессе их преобразования в выставочные услуги. Логистические цепи – это технологически упорядоченная совокупность предприятий, выполняющих операции по обеспечению потребителя выставочными услугами.

При формировании логистической цепи по критерию взаимовыгодного партнерства происходит подбор конкретных участников (поставщиков, посредников, агентов). В выставочном деле практикуются разные формы сотрудничества, различающиеся степенью интеграции участников – от создания дочерних компаний до разовой кооперации.

Участники логистических цепей делятся на основных (выставочные организации) и специализированных (выставочные площадки, компании-застройщики, рекламные агентства, сервисные фирмы, транспортные предприятия и другие подрядчики). Обычно участвуя сразу в нескольких логистических цепях, выставочная организация является их лидером: инициирует движение ресурсов, имеет целостную картину проведения работ по каждому экспопроекту и просматривает все цепи в целом.

Иерархическая градация логистических систем в связи с выставочно-ярмарочной деятельностью

По области охвата их можно ранжировать следующим образом.

Микрологистической системой является выставочная организация. Содержание микрологистики – это теория и практика управления экономическими потоками выставочной организации. Микрологистическая цепь состоит из подразделений и сотрудников выставочной организации, в данном рассмотрении представляющих собой микрологистические звенья и элементы.

Мезологистическая система охватывает всю выставочную индустрию, имеющую три структурных составляющих: материально-техническую, организационную и сервисную. Мезологистика изучает движение экономических потоков в пределах сферы выставочных услуг. В качестве элементов мезологистической цепи выступают экспокомплексы, выставочные организации и предприятия выставочного сервиса.

Макрологистическая система – это структура макроуровня: сфера выставочных услуг в связи и во взаимодействии с прочими отраслями экономики. Макрологистика занимается изучением взаимовлияния экспобизнеса и других хозяйственных секторов на межотраслевом уровне в масштабе макроэкономики.

Выводы

1. Методология и научная база инновационной логистики позволяют рассматривать как единое целое все стадии цикла по производству выставочных услуг, начиная с первичного планирования выставки и заканчивая реализацией экспопроекта.

2. Практика экспобизнеса свидетельствует о том, что применение подходов инновационной логистики дает возможность успешно решать вопросы координации, согласования, интеграции и оптимизации усилий и ресурсов всех участников выставочно-ярмарочного процесса.

3. В выставочном деле научно-методологическая концепция инновационной логистики сегодня стала частью философии бизнеса и предпринимательского мировоззрения.


Источники:

1. ГОСТ Р53103-2008. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2009.
2. Дыбская В.В., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н., Зайцев Е.И. Логистика. – М.: Эксмо, 2011.
3. Проценко И.О. Стратегическая логистика – М.: МЕЛАП, 2005.
4. Симонов К.В. Современный экспобизнес: условия предпринимательства и управленческие технологии.– М.: Инфра-М, 2014.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:09:32