Научно-методический подход к оценке состояния сферы медицинских услуг

Рожков Д.В.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092598
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается задача формирования научно-методического подхода, позволяющего оценить деятельность по предоставлению медицинских услуг. Приведена методика расчета интегральных показателей оценки предоставления медицинских услуг и достижения стратегических целей на основе сбалансированной системы показателей. На базе показателей осуществляется мониторинг и анализ деятельности системных составляющих сферы здравоохранения. По разработанной методике на конкретных данных вычисляются интегральные показатели. Разработанный инструментарий лежит в основе системы интеллектуализированной обработки данных деятельности сферы медицинских услуг, системы мониторинга, анализа и управления.

Ключевые слова: развитие сферы медицинских, цифровые технологии, инструменты принятия решений, показатели, методика

JEL-классификация: I11, I15, I18, O31



Введение

Оценка деятельности учреждений здравоохранения в сфере медицинских услуг на различных уровнях иерархии (страна, регион, медучреждения, врач, персонал) может быть объективной, если она базируется на максимально точной (нерасплывчатой) терминологии, полных и достоверных статистических данных, в полной мере отражающих деятельность по профилактике, лечению, реабилитации и т.п. Собираемая статистическая информация в сфере медицинских услуг лишь частично отражает полезную деятельность (часть информации является закрытой, часть – направлена на получение «красивых» показателей) и лишь частично не соответствует целям государства в области медицинских услуг. К тому же цели на всех уровнях недостаточно определены, отражают процессы, а не достижение стратегических целей. Интегральные показатели (индексы) деятельности по достижению целевых показателей являются инструментом принятия решений по развитию здравоохранения и стратегической безопасности.

Проблемы. На современном этапе возникает ряд новых проблем, связанных с недостаточным опытом оказания услуг, с использованием современных цифровых технологий, в том числе и технологий искусственного интеллекта (ИИ). Кроме того, отсутствуют концепция и методология оценки деятельности, включая анализ количественных (стоимостных) и качественных показателей, которые являются базой для разработки практических рекомендаций по управлению предприятиями сферы медицинских услуг.

Актуальность. Указанные проблемы являются малоизученными, что определяет актуальность направления исследований по разработке мер, направленных на совершенствование системы управления по развитию медицинских услуг, которая базируется на мониторинге системы показателей, их анализе и прогнозируемых значениях, в рамках интеллектуализированной системы поддержки принятия решений (СППР) в декларируемых условиях развития цифровой экономики РФ.

Выбор системы показателей в оценке деятельности по предоставлению медицинских услуг является сложной и востребованной задачей. В частности, необходим объективный выбор факторов, влияющих на оценку. В работе [8] (Shchukina, 2017) используются пять факторов, учитывающих показатели рождаемости, смертности, продолжительности предстоящей жизни, инвалидности, для интегральной оценки общественного здоровья населений. Необходим учет нормативных документов, приказов Министерства здравоохранения РФ (например, «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10.05.2017 № 203н), государственной программы «Развитие здравоохранения РФ» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294), в которой выделяется ряд целевых показателей. Проблема выбора целевых показателей и их согласование в реальных условиях неопределенности рассматриваются в работах [10, 12] (Podinovskiy, Nogin, 2007; Ayvazyan, Bukhshtaber, Enyukov, Meshalkin, 1989). Вопрос обоснования применения интегрального показателя оценки качества медицинской помощи освещается в работе [4] (Trifonova, Gabrielyan, Kasanov, Aleynikov, Chernyshev, 2013). Связь с государственным регулированием здравоохранения и качества медицинских услуг приведена в работе [5] (Dudin, Tretiakov, Sertakova, 2019). Обоснованные сформированные интегральные показатели оценки деятельности по оказанию медицинских услуг встраиваются в механизм управления предоставлением услуг и позволяют выявлять возможность эффективного развития отрасли.

Целью работы является разработка методики формирования динамики интегральных показателей для оценки деятельности по предоставлению услуг в сфере медицинских услуг на основе сбалансированной системы показателей. Такая методика лежит в основе разработки и реализации программы организационно-экономических мероприятий, формирующей тактику и стратегию управления предоставлением услуг здравоохранения.

Гипотеза о возможности описания эффективной деятельности здравоохранения как сложной динамической системы, зависящей от многих параметров, в виде моделей малой размерности, учитывающей значимые факторы, реализуется в виде иерархической системы интегральных показателей оценки предоставления медицинских услуг.

Научная новизна состоит в разработке методики формирования иерархической многокритериальной системы интегральных показателей оценки деятельности по предоставлению медицинских услуг, в которой учитываются сложившаяся иерархическая структура управления здравоохранением в сочетании со сбалансированной системой показателей [1, 2, 7] (Kaplan, Norton, 1996; Kaplan, Norton, 2005; Kaplan, 1996) и процедурой снижения размерности признакового пространства с помощью методики главных компонент и ранжирования [12] (Ayvazyan, Bukhshtaber, Enyukov, Meshalkin, 1989). Приведены подробные алгоритмы инсталляции методики на реальных статистических данных. Структура системы интегральных показателей соответствует структуре искусственных нейронных сетей, что является перспективным для дальнейшего исследования по применению машинного обучения и технологий искусственного интеллекта в сфере здравоохранения.

1. Адаптация системы сбалансированных показателей к системе управления здравоохранением

Принятие решения в условиях неопределенности (нечеткости), многокритериальности является хорошо изученной задачей [11, 12] (Nogin, 2016; Ayvazyan, Bukhshtaber, Enyukov, Meshalkin, 1989). В рамках такого подхода частично решаются указанные проблемы. Наиболее полно задаче анализа и оценки деятельности в здравоохранении отвечает широко применяемая сбалансированная система показателей (ССП) (Balanced Scorecard – BSC), первоначально разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом в начале 1990-х гг. [1, с. 76; 2, 7] (Kaplan, Norton, 1996, p. 76; Kaplan, Norton, 2005; Kaplan, 1996, p. 35–49). Но ее инсталляция в сферу медицинских услуг требует серьезной адаптации, а также альтернативных дополнений.

В оригинальной ССП содержатся 4 блока:

- Financial – оценка деятельности с точки зрения вложения капитала (финансы);

- Customer – успешность работы с потребителями услуг (потребительский сегмент рынка);

- Internal process – оценка внутренних бизнес-процессов (инновационный процесс, операционный процесс, послепродажное обслуживание);

- Learning and growth / Employees – оценка компетентности специалистов (обучение и развитие).

Позитивные характеристики ССП, с точки зрения Д. Нортона, заключаются в возможности достичь равновесия между краткосрочными и долгосрочными целями, результатами и факторами их достижения, сочетанием субъективных показателей с жесткими объективными критериями [3] (Niven, 2004). Эти характеристики хорошо сочетаются с рыночным подходом, ориентированным на прибыль. Здравоохранение – это в первую очередь не прибыль [4, 6, 8] (Trifonova, Gabrielyan, Kasanov, Aleynikov, Chernyshev, 2013; Chiang, 1965; Shchukina, 2017).

Достижение стратегических целей по доступности услуг и их качеству обеспечивается взвешенным выбором управленческих решений лицом, принимающим решение (ЛПР). В частности, необходимо решать задачу о распределении ограниченных ресурсов между несколькими объектами, каждый из которых имеет свой критерий оптимальности. Оптимальным может быть решение, когда только часть объектов выделяют свой ресурс на достижение общей цели, а с остальных (менее эффективных) этот ресурс не изымается. Кроме того, принятие решений усложняется при возникновении чрезвычайных ситуаций, например COVID-19. Дополнительно выделяемые ресурсы особенно аккуратно должны расходоваться для достижения тактических целей, связанных с чрезвычайной ситуацией, так и для обеспечения ранее поставленных стратегических целей.

Понятно, что важно, по каким критериям и на основании каких показателей будет оцениваться эффективность предоставления медицинских услуг.

Рассмотрим распределение характерных показателей сферы медицинских услуг по блокам ССП: 1) финансы; 2) потребители услуг; 3) внутренние процессы; 4) компетенции (обучение и развитие).

Блок финансов. Здесь необходимо учитывать показатели, которые обеспечивают эффективное использование ресурсов: нормативы указания гарантированных бесплатных услуг; показатели доходов и расходов, эффективности платных услуг и т.д.

Блок потребителей услуг. Здесь менее четкие показатели социальной эффективности предоставления услуг (доступность, социально значимые результаты; наличие койко-мест, число посещений, качество услуг, отрицательные отзывы и т.п.). Показатели достижения ожидаемых результатов: показатели смертности, показатели соблюдения стандартов, качество диагностики; благоприятные исходы лечения и др. показатели, например, показатели, связанные с профилактикой заболеваний.

Блок внутренних процессов: здесь отражаются показатели, отвечающие за процессы по предоставлению услуг, связанные с оснащенностью учреждений и количеством самих учреждений, с обеспеченностью специалистами, укомплектованностью, текучестью кадров.

Блок компетенции. Показатели стимулирования и мотивации специалистов в профессиональном росте, их компетентностном развитии, непрерывном обучении и повышении квалификации в соответствии с профессиональными стандартами, социальной и материальной поддержкой специалистов.

Для оценки деятельности сферы медицинских услуг используются статистические данные различной природы: отражающие целевые национальные программы развития здравоохранения, оценки качества медицинской помощи на различных уровнях иерархии от межстранового сравнения, регионального развития, деятельности учреждений и специалистов. Государственные статистические данные стандартизированы для статотчетности (только официальные данные используются в научных исследованиях).

Производными от статистических данных являются индикаторы (показатели) качества оказания медицинских услуг. Из методических рекомендаций «Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-диагностическом учреждении» от 09.10.2002 г. № 2002/92 выделим следующие показатели:

1) средний койко-день (сут.);

2) частота длительных госпитализаций (больше 30 сут.);

3) оборот койки (чел.);

4) средний койко-день до операции (сут.);

5) средний койко-день после операции (сут.);

6) общая частота внутрибольничной инфекции (ВБИ), (%);

7) частота ВБИ после операции (%);

8) частота незапланированных возвратов в операционную (%);

9) частота незапланированных ранее регоспитализаций (%);

10) частота переводов на лечение в другие ЛПУ (%);

11) положительный исход лечения (%);

12) отрицательный (несмертельный) исход лечения (%);

13) госпитальная летальность (%);

14) полная удовлетворенность пациентов качеством лечебно-диагностического процесса (%);

15) желание повторно лечиться в том же ЛПУ (%).

Критерии качества услуг сферы медицинских услуг в условиях стационара и дневного стационара определяются Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10.05.2017 г. № 203н. Для амбулаторных условий критерии оценки качества медицинской помощи определены этим же Приказом.

К основным показателям качества предоставления медицинских услуг, связанных с применением современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, можно отнести:

1) обеспеченность специалистами общей практики на 10 000 человек населения;

2) количество используемых компьютеризированных, оснащенных современной техникой мест специалистов, отнесенное к общему числу мест специалистов;

3) показатель соблюдения стандартов (отношение числа случаев оказания услуг в соответствии со стандартом и общему случаю оказания услуг);

4) показатели оценки полноты профилактических мероприятий, диагноза, лечения;

5) показатели обратной связи (удовлетворение потребителя качеством услуг, доступностью услуг).

Для непрерывного мониторинга целевой государственной программы «Развитие здравоохранения РФ» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294) выделяется ряд целевых показателей:

1) смертность от всех причин;

2) младенческая смертность;

3) смертность от болезней системы кровообращения;

4) смертность от дорожно-транспортных происшествий;

5) смертность от новообразований;

6) смертность от туберкулеза;

7) смертность от потребления алкогольной продукции;

8) распространенность употребления табака среди взрослого населения;

9) заболевание туберкулезом;

10) обеспеченность специалистами;

11) соотношение специалистов с высшим и средним образованием;

12) средняя заработная плата специалистов с высшим образованием от средней зарплаты в регионе;

13) ожидаемая продолжительность жизни и др.

Выбор целевых показателей для мониторинга строго не обоснован, скорее – дань сложившейся практики отчетности. Существует зависимость показателей, их иерархия и проблема многокритериального выбора. Сравнимость объектов по целевым показателям связана с проблемой выбора в неупорядоченном множестве показателей. Порядок можно ввести бесконечным числом способов, и тем самым любой объект можно объявить лучшим [11, 12] (Nogin, 2016; Ayvazyan, Bukhshtaber, Enyukov, Meshalkin, 1989). Таким образом, необходима рациональная система выбора с учетом прецедентной информации и независимой экспертной оценки, принимаемой всем сообществом (аналогия с рейтинговыми агентствами в экономике для здравоохранения не подходит).

Заметим, что оценка эффективности реализации программы осуществляется по:

- степени достижения целей и задач программы (и подпрограмм);

- степени реализации запланированных мероприятий;

- степени соответствия запланированному уровню затрат;

- эффективности использования средств федерального бюджета;

- степени реализации и эффективности подпрограмм на основании количественных показателей (целевых).

Рассмотрим более подробно, как могут распределяться по блокам показатели с ориентацией на ССП и встраивания блоков в систему интеллектуализированной обработки информации для оценки деятельности структур здравоохранения.

1. Финансы. Здесь проблемой является целеполагание, т.е. какие финансовые цели поставлены (ожидания) на разных уровнях органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения.

1.1. Показатели, отражающие использование бюджетных средств (показатели эффективности): нормативы подушевого финансового обеспечения; оказание бесплатных услуг за счет бюджета (на одного жителя) и за счет ОМС; стоимость единицы объема услуг (на один вызов скорой медицинской помощи, на одно посещение с профилактическими целями, на одно посещение по поводу заболевания, на одно посещение при оказании услуг в неотложной форме, на один случай лечения в условиях стационара, на один случай госпитализации и др.).

1.2. Показатели роста дохода.

1.3. Показатели сокращения затрат.

1.4. Показатели эффективности инвестиционной деятельности: инвестиции в основной капитал; прирост инвестиций в здравоохранение на одного жителя; удельный вес расхода на стационарную помощь; удельный вес расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь.

1.5. Показатели эффективности платных услуг: экономическая эффективность платных услуг; экономический ущерб (разница между доходами и затратами, рентабельность) и др.

Показатели этой подсистемы хорошо отражаются в бухгалтерской отчетности, в статистической отчетности, но мало характеризуют динамику достижения целевых показателей.

2. Потребители услуг. В данной подсистеме наиболее полно отражается проблема компромисса по удовлетворению показателей финансовой подсистемы и обеспечения доступности услуг, их качества, удовлетворения потребностей получателей услуг.

2.1. Показатели социальной эффективности: обеспечение койками; средняя занятость койки, и том числе и в стационарах; показатель госпитализации; средняя длительность госпитализации; средняя длительность пребывания в стационаре; среднее число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений; обеспеченность скорой медицинской помощью; своевременность госпитализации; показатель профилактической активности; частота вызовов скорой медицинской помощи; сроки ожидания плановой госпитализации и др.

2.2. Показатели обеспечения удовлетворения потребностей получателей услуг: удовлетворенность получателя услуги (% от числа опрошенных); доли отрицательных отзывов; неудовлетворенность качеством услуг здравоохранения и др.

Данные показатели наиболее расплывчатые и носят субъективный характер. Социометрия социальных сетей может дополнить сложившиеся оценки. Данные из социальных интернет-сетей можно обрабатывать в автоматическом режиме (предложение автора).

2.3. Показатели результативности отражают рост качества услуг и число получателей услуг: показатели смертности, рождаемости; качество диагностики, качество оказания услуг; результативность (количество с положительной динамикой, отнесенное к числу выбывших из учреждения за этот же период); показатели эффективности программы «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний»; другие показатели.

Показатели этой подсистемы можно отнести к различным блокам формирования интегральных показателей. Вклад их различный. Качественные показатели требуют постоянного мониторинга и, в свою очередь, должны базироваться на объективных и проверяемых количественных показателях.

3. Внутренние процессы. Цели данной подсистемы обеспечивают эффективность внутренних процессов, направленных на достижение целевых показателей подсистемы ССП финансы и потребители услуг (более низкий уровень иерархии) и тесно связаны с соответствующими блоками показателей этих подсистем.

3.1. Показатели повышения эффективности системы оказания услуг: число больничных учреждений (тыс. ед. на уровне региона); число больничных коек (тыс. ед.); число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (тыс.) и их мощность (тыс. в смену); число лиц, получивших экстренную консультативную услугу; количество консультаций, в том числе дистанционно (заочно); показатели оснащенности современным диагностическим и другим медоборудованием; показатели цифровизации процесса (компьютерная диагностика, интернет-технологии, технологии ИИ) и др.

3.2. Показатели обеспечения трудовыми ресурсами: показатели экономической эффективности использования трудовых ресурсов (численность специалистов с высшим и средним образованием; укомплектованность специалистами; обеспеченность участковыми и др. специалистами; показатели укомплектованности фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП); коэффициент (показатель) совместительства, коэффициент сокращения численности специалистов, коэффициент текучести и др.). Данные показатели согласуются с показателями обучения и развития персонала.

4. Компетенции (обучение и развитие). Целеполагание этой подсистемы направлено на обеспечение эффективности достижения целей трех рассмотренных выше подсистем ССП: 1) финансы, 2) потребители услуг, 3) внутренние процессы.

4.1. Показатели обеспечения мотивации, ориентированной на результат (производительность, доступность услуг, качество предоставляемых услуг, отсутствие жалоб, эффективность обратной связи с потребителями услуг). На эти показатели оказывает влияние уровень заработной платы в сравнении с региональным уровнем заработной платы.

4.2. Показатели осуществления переобучения (повышение квалификации), повышение компетенций специалистов (категории специалистов, научная степень, наличие профессиональных публикаций, методик, участие в значимых научно-практических конференциях). Важным является распределение по возрастному составу, поддержка социального статуса специалиста и вспомогательного персонала, а также территориальное распределение специалистов сферы медицинских услуг.

В работе [8] (Shchukina, 2017) для построения интегральной оценки общественного здоровья населения используется пять факторов, учитывающих показатели рождаемости, смертности, продолжительности предстоящей жизни, инвалидности.

2. Методика формирования интегральных показателей оценки деятельности по предоставлению медицинских услуг

Проблемным является этап формирования целей, их показателей достижимости и целевых значений. Многокритериальность существенно усложняет задачу. Целевые значения показателей не равнозначны, но их параметры (минимальные и максимальные) должны обеспечивать стабильность системы здравоохранения, а некоторый набор показателей должен отражать приоритетное социальное развитие. Соответствующие организационные мероприятия должны обеспечить рациональность и эффективность всего процесса предоставления услуг.

Рассмотрим один из блоков показателей, который задается матрицей , где k – номер блока, с элементами (в общем случае вместо одинакового количества показателей в каждом блоке может быть различное их количество и значение некоторого показателя может быть измерено (зафиксировано) не в n точках, а в точках (ежегодные значения, квартальные или другие).

Опустим индекс блока k. Каждому значимому показателю отвечают значения , рост которых (или убывание) характеризует положительные тенденции. Обозначим , соответственно минимальные и максимальные значения i-го показателя. Нормируем значения показателей:

в случае позитивных показателей (чем больше значение показателя, тем лучше) и негативных.

.

Здесь , .

Матрицы показателей Х обезразмерены, элементы изменяются от 0 до 1: . В случае большого количества показателей необходимо снижение размерности с помощью какого-нибудь метода (например, ранжирования или метода главных компонент [10] (Podinovskiy, Nogin, 2007)).

Рассмотрим метод ранжирования. Экспертным путем ставим в соответствие показателю его ранг (по 10-балльной шкале ). Ставим в соответствие показателю величину:

,

Ранжируем показатели по порядку убывания ( ), .

Находим для всех показателей блока , где , свертку . Интегральные показатели блоков можно свернуть в один (аналогичным образом):

.

График , представляет общую характеристику всех блоков в моменты (см. рис. 1). Прогноз по данным для является самостоятельной задачей. Прогнозные значения можно получить и на основании прогнозов каждого блока .

здоровье.jpg

Рисунок 1. Формирование интегральных показателей оценки достижения целей по оказанию медицинских услуг

Источник: составлено автором.

Учет значимости показателей. В зависимости от целей обработки данных, выбор показателей и может быть другим. Если задавать значения целевых показателей (плановых) и , то в результате нормировки в единой шкале рассчитываются отклонения фактических показателей от целевых.

Рассмотрим выбор весовых коэффициентов при сворачивании показателей в интегральный показатель так, чтобы он отражал изменения по отношению к фиксированному вектору (например, учет прецедентов).

Алгоритм следующий:

1. Находим сумму .

2. Находим коэффициенты .

.

3. Нормируем показатели , , т. е. находим .

4. Формируем интегральный показатель , .

Сложившееся распределение , может отражать худшее значение показателей для периода или лучшее (конечно, это могут быть стратегические целевые или плановые показатели).

Древовидная иерархическая структура формирования интегральных показателей образует нейронную сеть с точно известными процедурами логического вывода (а не «черный ящик»). Задаваясь набором целевых интегральных показателей, можно находить весовые коэффициенты в свертках (например, методом обратного распространения ошибки) и тем самым выявлять, куда необходимо вкладывать инвестиции для повышения значения показателя, которому соответствует больший вес. Задачи такого вида находятся в стадии исследования.

Для формирования индексов безопасности задаются рассчитанные заранее величины и , такие, чтобы индексы сигнализировали выход из зоны безопасности показателей, т.е. из зоны , .

Кроме того, в блоках разумно располагать показатели в следующем порядке: сначала положительные, т.е. рост которых характеризует положительный эффект по достижению цели; а затем – отрицательные.

Веса сворачиваемых показателей при настройке также выбираются экспертно, а затем адаптируются в зависимости от поведения интегральных показателей и выбранных ограничений, что соответствует принципу адаптивной оценки.

Так как интегральные показатели (индексы) должны отражать эффективность представления медицинских услуг по всем видам деятельности, то это требование накладывает условие на выбор исходных показателей. Представляют интерес показатели, наиболее точно отражающие динамику процесса. Показатели, которые не меняются на протяжении длительного периода, но могут реагировать на резкие изменения (событийный характер воздействия), формируют отдельный блок (блок «безопасности»), предупреждающий об изменяющихся условиях событий (особенно актуально в период пандемии).

Реализация формирования интегральных показателей.

Будем ориентироваться на наиболее важные и проблемные блоки подсистем ССП: 2) потребительских услуг; 3) внутренние процессы.

Для расчета интегральных показателей взяты статистические данные по региону, которые разделены на блоки.

Блок 1 показателей:

– число больничных организаций,

– число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций,

– число больничных коек,

– число станций скорой медицинской помощи,

– численность лиц, которым оказана медицинская помощь,

– численность врачей,

– численность среднего медицинского персонала.

Блок 2 показателей:

– число больничных коек на 10 000 чел.,

– число посещений амбулаторно-поликлинических организаций на 10 000 чел.,

– численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах, на 10 000 чел. населения,

– численность врачей 10 000 чел.,

– численность среднего медицинского персонала 10 000 чел.

Алгоритм расчета:

1. По показателям находятся , .

2. Нормируются показатели:

, .

3. Находятся коэффициенты для свертки показателей для 1 блока:

, , .

4. Находится интегральный показатель для 1 блока:

.

5. Для 2 блока

6. Находится интегральный показатель для 2 блока

.

Рисунок 2. Интегральные показатели по блокам 1, 2 потребительских услуг и внутренних процессов

Источник: составлено автором.

На рисунке 2 представлены интегральные показатели для блоков 1 и 2. Графики качественно отражают динамику процессов подсистем ССП. Интегральный показатель на рисунке 3 отражает тенденцию рисунка 1.

Рисунок 3. Интегральный показатель , свертка показателей потребительских услуг и внутренних процессов

Источник: составлено автором.

На рисунках 4–7 представлены графики для подсистем более низкого уровня (с большей степенью детализации), которые построены аналогично.

Рисунок 4. Интегральный показатель блока численности врачей по отдельным специальностям

Источник: составлено автором.

Рисунок 5. Интегральный показатель блока числа больничных коек по специализациям на 10 000 чел.

Источник: составлено автором.

Рисунок 6. Интегральный показатель блока численности среднего медицинского персонала по отдельным специальностям на 10 000 чел. населения

Источник: составлено автором.

Рисунок 7. График трех интегральных показателей

Источник: составлено автором.

Аналогично строятся интегральные показатели по всем блокам данных на различных уровнях иерархии с различной степенью детализации.

Если ставить вопрос об управлении процессом предоставления медицинских услуг, то управляющими параметрами могут быть инвестиции (и связанные с ними показатели подсистемы ССП «Финансы» со своим интегральным показателем). Рост соответствующего интегрального показателя должен приводить к росту индексов остальных подсистем, в частности показателей, представленных на рисунках 2–7. Сильное запаздывание или незначительный рост может свидетельствовать о нерациональном использовании ресурсов (или о коррупционной составляющей). Построенные интегральные показатели позволяют прогнозировать дальнейшие тенденции. Заметим, что весовые коэффициенты, построенные по методу главных компонент, хорошо отражают показатели с большой дисперсией, соответствуют коэффициентам информативности, что позволяет существенно уменьшать размерность данных (использовать только значимые компоненты). К таким же результатам приводит и экспертный выбор коэффициентов (случай профессионального подхода к четким целеуказаниям на плановые стратегические показатели).

Обсуждение. Цифровизация сферы медицинских услуг на уровне стационара медицинского учреждения в общем сводится к разработке информационно-аналитической системы (ИАС) с рекомендательным функционалом. Такая ИАС позволяет накапливать в базах данных всю текущую информацию, вести документооборот стационара в автоматическом режиме. Производить учет пациентов, вести электронные истории болезней и получать полную статистическую отчетность. Развитие данного направления связано с применением технологий ИИ к задачам логистики, составления расписаний всех процессов, в частности в эффективном использовании высокотехнологичного оборудования (прогнозирования и планирование).

Перспективными являются исследования по применению методов машинного обучения на основе нейронных сетей [9] (Gusev, 2017):

1) автоматизированные системы диагностики (автоматический анализ рентгенологических или МРТ снимков, расшифровки ЭКГ, расшифровки результатов диагностического обследования, дистанционная диагностика и др.);

2) система распознавания неструктурированных медицинских записей (медицинский голосовой помощник, робот-регистратор и маршрутизатор и др.);

3) система анализа и предсказания (предсказание изменений обращаемости пациентов, потребность в лекарствах, событийный характер управления ресурсами, закупки и т.п.);

4) системы автоматической классификации и проверки информации (технология анализа социальных сетей с целью получения демографической, социологической, деструктивной и позитивной информации о качестве работы сферы медицинских услуг в целом, работы отдельных учреждений и специалистов).

По мнению А.В. Гусева, «такое развитие здравоохранения в сторону самообслуживания и большей вовлеченности пациентов в охрану собственного здоровья без визита к врачу может сэкономить существенные финансовые ресурсы» [9, с. 104] (Gusev, 2017, р. 104).

Заключение

Сформированные интегральные показатели отражают механизм управления предоставлением услуг. Наглядность изменения интегрального показателя позволяет выявлять возможность эффективного развития и принимать управленческие решения по приоритетным направлениям инвестирования, обеспечивающим доступность и качество предоставляемых услуг.

Инструмент формирования интегральных показателей по ССП является частью интеллектуализированной системы (ИС) обработки данных деятельности в сфере медицинских услуг и системы поддержки принятия решений (СППР) ЛПР. На интеллектуальных алгоритмах базируются рекомендательные системы по диагностике и автоматизированному консультированию пациентов. А также система логистики потоков, что отвечает созданию единой инфраструктуры на различных уровнях иерархии: федеральном, краевом, муниципальном в рамках реализации целевой государственной программы «Развитие здравоохранения» по направлению информатизации здравоохранения.

Таким образом, интегральные показатели позволяют оценивать результаты деятельности производителей медицинских услуг, являются частью СППР ЛПР, базируются на информационно-коммуникационных технологиях и технологиях искусственного интеллекта.


Источники:

1. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. – 1996. – p. 76.
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. / пер. с англ. - М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2005. – 320 c.
3. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей: шаг за шагом. Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. - М.: Баланс-Клуб, 2004. – 328 c.
4. Трифонова Н.Ю., Габриелян А.Р., Касанов К.И., Алейников А.С., Чернышев А.В. Обоснование применения интегрального показателя оценки качества медицинской помощи при анализе эффективности инновационной деятельности лечебно-профилактических учреждений // Вестник ТГУ. – 2013. – № 18(4). – c. 1348-1350.
5. Дудин М.Н., Третьяков А.А., Сертакова О.В. Государственное регулирование здравоохранения и качества медицинских услуг, как составляющая социальной функции государства // Государственное управлениие. Электронный вестник. – 2019. – № 72. – c. 188-209.
6. Chiang C.L. An index of health: mathematical models // Vital Health Stat 2. – 1965. – № 5.
7. Kaplan R.M. New health promotion Indicators: the general health policy model // Health Promotion. – 1996. – № 3(1). – p. 35-49.
8. Щукина Н.А. Экономико-математическое моделирование уровня здоровья населения в регионах России // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2017. – № 4(19).
9. Гусев А.В. Перспективы нейронных сетей и глубокого машинного обучения в создании решений для здравоохранения // Искусственный интеллект в здравоохранении. – 2017. – № 3. – c. 92-104.
10. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 256 c.
11. Ногин В.Д. Сужение множества Парето: аксиоматический подход. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2016. – 272 c.
12. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. - М.: Финансы и статистика, 1989. – 607 c.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 21:51:28