Научно-методический подход к оценке элементов организационно-экономических механизмов сельского туризма
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
Цель исследования состоит в выявлении центральных аспектов успеха сельского туризма и разработке плана реализации этого подхода для оценки и оптимизации деятельности в данной сфере.
Основное внимание уделяется анализу экономической эффективности различных моделей организации сельского туризма, затраты на инфраструктуру, маркетинговые инструменты и взаимодействие с местными сообществами. При рассмотрении вопросов устойчивого развития, природной и экологической ответственности, а также социального взаимодействия в рамках бизнес-проектов сельского туризма, рекомендованы механизмы содействия участию местных сообществ в цепочке создания в цепочке создания добавленной стоимости в сфере туризма. Эти аспекты способствуют укреплению социальной устойчивости, сохранения природной и экологической среды, а также повышению качества услуг.
Большое значение занимает исследование между экономическими показателями и реализуемыми услугами, также возможностями повышения конкурентоспособности направлений сельского туризма посредством внедрения инновационных технологий к управлению ресурсами и удовлетворению потребностей гостей. Разработанный научно-методический подход предлагает реализацию комплексной системы критериев и показателей, с целью оценки организационно-экономических механизмов сельского туризма, что позволит улучшить существующие механизмы и покажет перспективы развития бизнеса для инвесторов и гостей.
Результаты исследований могут быть использованы для разработки стратегий развития сельского туризма, совершенствование сферы услуг сельского туризма и привлечение инвестиций. Рекомендованные инструменты помогут в достижении конкурентоустойчивости деятельности туристского предприятия и способствуют устойчивому развитию регионов.
Ключевые слова: сельский туризм, организационно-экономический механизм, краудинвестинг, маркетинговые исследования рынка
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение. Развитие национальной экономики на современном этапе требуют диверсификации доходов на региональном уровне управления с целью достижения устойчивого развития. Поэтому целесообразно сосредоточиться на источниках финансирования для сельских регионов, на основе развития малого и среднего бизнеса, финансирование инновационных проектов, реализация инструментов краудинвестинга.
Актуальность темы обусловлена необходимостью диверсификации доходной части регионов для эконмического развития региональной экономики. Кроме того, необходимо учитывать социальные факторы развития сельских территорий, улучшения качества жизни местного населения. Поэтому, необходимо инвестиционный капитал направлять и на обучение и развитие, что способствует улучшению качества жизни сельских жителей.
Очевидно, что сельский туризм географически ограничен определёнными территориям, соответственно выработка научно-методического подхода к оценке элементов организационно-экономических механизмов данного вида туризма зависит от региональных особенностей, социально-экономических, институциональных, этнографических, и других условий. Российские регионы обладают богатыми природными ландшафтами, культурным, экономическим потенциалом, где сельский туризм приобретает стратегическую основу регионального развития в условиях глобализации национальной экономики и стремления диверсифицировать местные источники дохода [19, с. 3]. Данное направление туристского бизнеса становится всё более значимым как для местного населения, так и для региональной экономики в целом, развивая эту отрасль и способствуя возрождению сельских территорий. По данным Россельхозбанка спрос на сельский туризм за первое полугодие 2024 года увеличился на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Количество туристов увеличилось более чем на 20%, а количество потенциальных потребителей сельских услуг увеличилось на 25%. Тем не менее удельный вес сельского туризма в России, среди других видов туриндустрии не превышает 1,5 % [4,20], что говорит о том, что учёными и специалистами в области сельского туризма мало внимания уделено вопросам создания прогрессивных подходов в рамках научно-методического обеспечения организационно-экономических механизмов сельского туризма. В частности, некоторые научно-методические аспекты развития сельского туризма рассматриваются в трудах таких авторов, как А. Д Абрамов [1], О. А. Альмухамедова [3], P. A. Бандурин [6], Л. B. Баумгартен [7], Г. Ван [31], А. Гельбман [27], И. И. Дерен [9], С. С. Корнилов [12], К. Н. Соболь [19], А. В. Трухачев [22], И. Д. Шахраманян [23], Р. Ховард [29], Б. Лэйн [30], Т. Уилан [32] и другие.
Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно системно рассмотрены вопросы создания единой системы, направленной на формирование научно-методического подхода для оценки и оптимизации деятельности в сфере сельского туризма.
Интеграционные механизмы экономических, социальных и экологических элементов в настоящее время имеет решающее значение для устойчивого развития сельского туризма, которые могут быть реализованы через научно обоснованные методики, учитывающие местные реалии и возможности. Необходимо обратить внимание на важность междисциплинарных подходов в исследованиях сельского туризма, что требует комплексную работу экспертов из разных областей, таких как экономика, социология, экология. Данный научный подход позволит построить систему, способствующую не только развитию, но и сохранению сельских территорий.
Цель исследования состоит в выявлении центральных аспектов успеха сельского туризма и разработке плана реализации этого подхода для оценки и оптимизации деятельности в данной сфере.
Для достижения поставленной цели исследования использовался комплексный подход, включающий такие методы, как системный анализ, сравнительный анализ, моделирование и экспертная оценка.
Основная часть. Сельский туризм – это хорошая альтернатива традиционным видам туристской индустрии, которая способна сломать привычные стереотипы о российской глубинке. Так деятельность сельского туризма как на современном этапе развития направлена на развитие сельских регионов, возрождение культурного наследия и самобытности, улучшение природной и экологической среды и наконец, благодаря повышению уровня образования среди местного населения, их трудоустройства. Однако, обеспечить успех в сфере данного туристского бизнеса возможно только через профессиональную реализацию организационно-экономических механизмов, направленных на эффективное взаимодействие всех участников процесса [2, с. 179; 8, c. 67].
Научно-методический подход к оценке элементов организационно-экономических механизмов предприятий сельского туризма направлена на выявление прежде всего слабые стороны деятельности, для анализа и разработки необходимых программ реализации, направленных на дальнейшее развитие туристского бизнеса. Данный подход имеет ключевое значение для региональной экономики России, что обусловлено наличием значительного потенциала для развития этой отрасли.
Целесообразно выделить основные факторы, определяющие успех сельского туризма, включающих набор структурных частей, фундаментальных правил и методов, направленных на успешное функционирование деятельности предприятия сельского туризма. Данные факторы включают различные аспекты успешного сотрудничества участников указанных проектов, включая полный цикл их реализации, рисунок 1.
Рисунок 1 - Ключевые факторы, определяющие успех сельского туризма
Примечание: Составлено автором
Основным фактором, определяющим стратегию развития предприятия сельского туризма – это планирование и прогнозирование деятельности. На данном этапе целесообразно определить цели и задачи бизнеса, направленных на повышение конкурентоустойчивости, которая включает обеспечение экономической эффективности, улучшения социального благополучия и достижения экологической устойчивости [5, с. 13].
Прогнозирование предполагает определение ожидаемых потребностей, на основе проведения маркетинговых исследований и анализа направлений функционирования и развития туристского бизнеса.
Формирование финансового плана направлено на определение текущих расходов, включающих инфраструктуру, маркетинг, профессиональное обучение и переобучение персонала и другие.
Оптимизация ограниченных ресурсов на предприятии является залогом успешного развития туристского бизнеса. Управление ресурсами включает:
· Финансовые средства. Это привлечение дотаций, капиталовложений, грантов, субсидий и других источников.
· Кадровый потенциал: отбор профессиональных сотрудников, их обучение и мотивация.
· Материально-техническое обеспечение предполагает предоставление необходимой инфраструктуры, для расширения сегмента рынка и стабильной деятельности туристского предприятия.
· Природные ресурсы предполагает охрану окружающей среды, рациональное использование природных достояний [21].
Успешное развитие сельского туризма во многом зависит от правильно выстроенной маркетинговой стратегии, которая имеет большое значение в продвижении туристских услуг, повышения имиджа предприятия и привлечения туристские потоки на предприятие сферы услуг в данном направлении. Эффективный маркетинг не ограничен только рекламной деятельностью, а включает в себя комплекс мероприятий, направленных на продвижение самой туристской услуги и предприятия в целом, рисунок 2.
Рисунок 2 – Комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение услуг сельского туризма
Примечание: Составлено автором
Маркетинговые исследования рынка включают в себя исследование и анализ целевой аудитории, а также выявление целевых потребителей, в зависимости от интересов и потребностей гостей. Анализ конкурентов необходим для проведения анализа сильных и слабых сторон предприятий и разработку уникального предложения для региона. Изучение рыночных возможностей позволит определить те туристские направления, которые необходимо развивать в зависимости от специфики развития региона и географических особенностей, а также учитывая возможность предоставляемых уникальных услуг в данном регионе. Например, развитие оздоровительного туризма, спортивного, экологического, этнографического и другие виды, которые можно развивать в рамках сельского туризма. На основе полученных результатов можно составить цели и задачи развития маркетинговой кампании [15, с. 75].
Разработка бренда предприятия сельского туризма основана на супер-идее, которая отражает сущность и самой услуги, предлагаемой гостям. По мнению успешного копирайтера — Девида Огилви, который и ввёл в научный оборот дефиницию «супер-идеи», прежде чём занять разработкой рекламной кампании, необходимо тщательно изучить продукт. «Чем больше знаний о продукте, тем выше вероятность того, что в голову придёт хорошая идея. Тем больше шансов создать хорошую, результативную рекламу» [16, с.12]. Создание уникального, запоминающегося бренда ассоциируется с положительными эмоциями и впечатлениями. Фирменные константы бренда должны отражать и специфику самого региона, его культурные особенности, природные ландшафты, предлагаемую услугу путешественникам и другие фирменные спецификации. Кроме этого, разработанные брендинговые мероприятия должны гармонично сочетаться между собой. также, необходимо продумать многоканальные рекламные обращения, которые будут транслироваться в рекламных кампаниях как традиционных, так и цифровых платформах.
Эффективность маркетинговых мероприятий определяется и развитием партнёрских программ, направленных на увеличение ёмкости рынка и расширение охвата целевой аудитории, к ним относятся туристские агентства, транспортные компании, гостиничные комплексы, рестораны и другие. То есть, стратегия маркетинга требует системного подхода, непрерывного мониторинга, анализа рыночной ситуации, а также необходимо ориентироваться на специфические особенности услуг сферы сельского туризма в регионе [18, С. 30].
Координация и взаимодействие реализуются на основе эффективного регулирования деятельности между всеми участниками процесса развития сельского туризма, который включает:
Деятельность государственных органов власти, которые обеспечивают необходимую правовую базу, финансовую поддержку, организацию обучающей деятельности на местном уровне, разработку методических рекомендаций, проведение мониторинга и внесение корректив в законодательную базу. Немаловажную роль играет и обеспечение контроля за соблюдением норм и стандартов, чтобы сохранить природные ресурсы и обеспечить устойчивое развитие регионов [10, с. 37].
Важным шагом для улучшения благосостояния региона является работа с местными сообществами, поскольку активное участие в мастер-классах, разработка туристских маршрутов, помощь по размещению путешественников и другие мероприятия благотворно влияют на развитие туристского бизнеса.
Взаимодействия с бизнес-сообществами способствует организации и развитию совместной деятельности, которая позволяет эффективно использовать ресурсы предприятия и расширять спектр услуг, а значит и сегмент рынка.
Некоммерческие организации способны оказать поддержку в сфере обучения, консультирования, проведения исследований и анализа деятельности туристского предприятия.
То есть, для успешного развития сельского туризма необходимо тесное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, это сложный процесс, тем не менее от комплексного взаимодействия которых зависит достижение поставленных целей.
Мониторинг и контроль в сельском туризме позволяет своевременно обнаружить угрозы и внести необходимые изменения. Оценка результативности реализованных проектов осуществляется на основе применяемых методик экономической, социальной и экологической эффективности устойчивого развития сельского туризма.
Экономическая эффективность позволяет получить данные на основе анализа о целесообразном использовании ресурсов для развития и дальнейшем функционировании бизнеса в сфере сельского туризма [11, с. 24; 14, с. 89; 17, с. 41; 31].
Социальная оценка с точки зрения сельского туризма направлена на выявление влияния проектов в данной сфере на общественные группы. То есть, цель предприятий данного бизнеса должна охватывать и интересы местного населения, увеличения благосостояния региона и противостоять оттоку сельских жителей в другие регионы. Поэтому основными аспектами социальной оценки являются, рисунок 3.
Рисунок 3 - Основные компоненты социальной оценки
сельского туризма
Примечание: Составлено автором
Социальная оценка помогает найти равновесие между экономическим паритетом с социальными и культурными интересами, ориентируя сельский туризм на устойчивое развитие всех заинтересованных сторон. Основные методы, которые используются для проведения социальной оценки следующие:
С целью выявления мнений и предпочтений местных жителей, проводятся опросы. Также необходим и статистический анализ для изучения данных о доходах, уровне занятости, инфраструктуре. Для успешной реализации проекта сельского туризма, привлекаются и эксперты для оценки уровня влияния внедряемых механизмов на культуру и традиции. В частности, SWOT-анализ необходим для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз с точки зрения социального влияния сельского туризма. Например, предположим, что на базе сельского туризма планируется организовать этнографические деревни или гастрономические туры с дегустацией местных блюд и продуктов. Социальная оценка может включать исследование того, сколько рабочих мест будет создано: гиды, повара, обслуживающий персонал. Также необходимо будет провести анализ того, как полученные доходы будут влиять на уровень жизни местных жителей, то есть, улучшит ли бизнес-проект условия жизни, уровень образования, доступ к здравоохранению. Необходимо оценить и влияние данного аспекта на улучшение и продвижение в туристские массы идеи сохранения местной культуры и традиций, на основе организации мастер-классов по традиционным ремёслам, фольклорных фестивалей и другие мероприятия [24 с. 58; 28].
В целом, социальная оценка – важнейший аспект к комплексному развитию сельского туризма, которая показывает, что развитие сельского туризма приносит не только экономические преимущества, но и оказывают положительное влияние на жизнь местного населения, сохраняя при этом уникальные культурные ценности региона.
Экологическая оценка учитывает воздействие на экологическую среду, включая и сокращение вредных выбросов и парниковых газов. С точки зрения предприятий сельского туризма необходимо внедрение возобновляемых источников энергии, что позволит сократить потребление традиционных видов топлива и загрязнение природной и экологической среды.
На основе применения энергоэффективности возможно оптимизировать использование воды и электричества, то есть необходимо внедрение инновационных технологий, которые способствуют снижению энергопотребления и эксплуатационных расходов на предприятии сельского туризма. Наряду с указанными аспектами, важную роль в проведении экологической оценки играет и утилизация отходов. Разработка программ по сортировке, переработке и утилизации отходов может сократить их попадание в окружающую среду.
Кроме того, социальная ответственность также является важной составляющей, способствующей положительно воздействовать на местное население, которые будут заинтересованы в планировании и реализации сельских проектов.
Следовательно, экологический подход способствует достижению координации между экономическими аспектами, обществом и экологией в целом.
На основе полученных результатов принимаются решения о внесении корректировок в текущие планы и программы. Такой подход способствует достижению устойчивого развития бизнеса и конкурентоспособности.
Инновации и модернизация в настоящее время являются неотъемлемой части сельского туризма. Технологические инновации, такие как мобильные приложения, внедрение систем онлайн-бронирования, виртуальных туров помогают повысить удовлетворённость гостей и упростить доступ к получению информации. Продуктовые инновации направлены на разработку уникальных торговых предложений таких, как мастер-классы, приобщение гостей к безвозмездному труду на селе, гастрономические туры и другие, направление на удовлетворение потребностей и запросов гостей в сельском отдыхе. Экологические инновации способствуют защите природной и экологической среды и созданию устойчивой туристской инфраструктуры предприятия [25].
Данные аспекты помогаю не только повысить привлекательность сельского туризма, но и способствуют долгосрочному развитию бизнеса и региона в целом.
И наконец, правовое регулирование способно обеспечить защиту прав всех участников процесса развития сельского туризма и создаёт предпосылки для дальнейшего развития бизнеса и включает насколько аспектов:
Нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере сельского туризма, это разработка и принятие законов и подзаконных актов. Эти документы устанавливают права и обязанности участников, а также способствуют дальнейшему развитию сельского туризма на правовой основе. Установление стандартов и процедур помогут минимизировать риски и повысить доверие к предприятию сельского туризма. Контроль за соблюдением законодательства обеспечивает надзор за выполнением установленных требований всех участников процесса [26]. То есть, правовое регулирование является тем инструментом, которое направлено на установление развития сельского туризма на безлопастном уровне.
Элементы организационно-экономических механизмов сельского туризма напрямую влияют на формирование научно-методического подхода, на основе координации и управления в данной сфере деятельности, что требует дополнительных усилий. Для успешного достижения поставленных целей для предприятия в сфере сельского туризма и региональной экономики в целом через диверсификацию доходов посредством развития данного бизнеса, целесообразно разработать план реализации научно-методического подхода для оценки и оптимизации деятельности в данной области. В частности план реализации научно- методического подхода должен принимать во внимание такие важные аспекты, как экономическая эффективность, социальная значимость, экологическое влияние. Считаем целесообразным разработать примерный план действий в указанном бизнесе:
1. Установление целей. Данный этап планирования предполагает проведение глубокого анализа, в зависимости от специфики самого предприятия, которые способствуют повышению экономической устойчивости предприятия на основе диверсификации доходных активов, нацеленных на оптимизацию организационных процессов. Подцели должны включать такие важные направления как увеличение туристских потоков, усовершенствование предоставляемых услуг, повышение эффективности расходов, сохранение природного и культурного наследия.
Возможность обеспечить успешное функционирование деятельности предприятия сельского туризма, эффективное использование ресурсов, привлечение туристских потоков и устойчивое развитие региона напрямую зависит от правильности выбранного направления деятельности, то есть от того, насколько грамотно определены цели и пути их достижения.
2. Анализ текущей ситуации. На данном этапе целесообразно провести анализ и оценку существующего положения на предприятии сельского туризма. Анализ текущей ситуации предполагает исследование уровня спроса потребителей услуг данного бизнеса. Важным аспектом данного этапа планирования должен включать анализ предложений конкурентов, описание настоящего состояния инфраструктуры, природных ресурсов и экологического состояния региона, анализ и оценку инвестиционной привлекательности, проведение SWOT-анализа по результатам деятельности туристского предприятия.
3. Разработка стратегии диверсификации. Данный этап планирования должен включать идентификацию новых сфер деятельности, которые могут способствовать достижению конкурентоустойчивости, способствующие расширению бизнеса и его устойчивости. Сюда можно отнести разнообразные направления, способствующих предприятию сельского туризма в достижении целей, например, культурный, гастрономический, этнографический и другие виды. При этом, необходимо провести анализ и оценку каждой из этих областей, чтобы оценить их перспективы и соответствие достижению целей предприятия.
Для обозначенных направлений в области сельского туризма необходима разработка бизнес-плана, который включает прогнозы доходной и расходной части, оценку рисков и их минимизацию, разработку стратегии, а также определение необходимых ресурсов и инвестиций.
4. Оптимизация структуры организации. Данный раздел предполагает проведение всестороннего и комплексного аудита, включающий внутренний анализ управленческой информации, оценка результативности труда и затрат на персонал, выявление «узких мест» в рабочих процессах.
Реинжиниринг бизнес-процессов, в свою очередь включает информацию о возможном внедрении инновационных технологий управления и методы оптимизации взаимодействия между подразделениями.
5. Стратегия продвижения включает информацию о потребностях и предпочтениях целевых потребителей туристских услуг, а также анализ данных демографических и поведенческих характеристиках. На основе указанных данных разрабатывается маркетинговая программа, которая предполагает разработку УТП, методы продвижения бренда на основе информационных технологий, и организация рекламных кампаний, включающая ATL и BTL методы продвижения.
6. Раздел бюджетирование и контроль предполагает составление бюджета на реализацию бизнес-проекта. Ключевым аспектом планирования финансовых показателей является анализ рентабельности и окупаемость инвестиций.
7. Оценка социальной значимости и воздействия на окружающую среду включает программу социально-экономического развития территории, план устойчивого развития, стратегию корпоративной социальной ответственности, меморандум о сотрудничестве.
План реализации научно-методического подхода для оценки и оптимизации деятельности в области сельского туризма направлен на обеспечение конкурентоустойчивости деятельности предприятия, а также достижение устойчивого развития в сфере сельского туризма.
Заключение. Исследование показало, что научно-методический подход к оценке элементов организационно-экономических механизмов сельского туризма имеет не маловажное значение в обеспечении устойчивости и успешной реализации намеченных целей в этой сфере деятельности. Комплексный анализ, проведённый в ходе исследования, позволил обозначить сильные и слабые стороны сельского туризма, что способствует своевременному формированию региональных стратегий, направленных на повышение эффективности реализации бизнес-процессов.
Рекомендации, разработанные в ходе исследования, являются важным механизмом для улучшения ситуации на предприятиях сельского туризма и способствуют созданию для роста и устойчивости бизнеса, что является важным в условиях рыночной неопределённости и рисков. Результаты исследования свидетельствуют о важности системной работы, направленных на улучшение организационно-экономических механизмов с учётом специфики региона и потребностей целевых потребителей услуг данного направления туризма. Именно так можно достичь устойчивого, сбалансированного развития сельских регионов, обеспечив достойный уровень жизни местных жителей и привлекательные условия для туристов.
Источники:
2. Кундиус В.А., Чермянина В.В., Кудинова М.Г., Балашова С.П., Санталова В.Н. Агротуризм: проблемы и перспективы развития. - Барнаул: Азбука, 2011. – 346 c.
3. Альмухамедова О.А., Виленская М.С. Перспективы развития сельского туризма в России // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10-2. – c. 245-246.
4. Анализ рынка внутреннего туризма в России в первом полугодии 2023 года. Ассоциация туроператоров России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ator.ru (дата обращения: 27.12.2024).
5. Астанин Д.М., Муталибова Г.К., Вишторский Е.М., Большеротова Л.В. Перспективы пространственного развития экологического туризма. / Монография. - Тамбов: Издательство Юконф, 2022. – 96 c.
6. Бандурин P.A. Стратегия развития агротуризма в Брянской области // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2010. – № 1. – c. 86-94.
7. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма». - Москва: КноРус, 2021. – 196 c.
8. Боголюбова С.А. Виды и тенденции развития туризма. / Учебное пособие для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024.
9. Дерен И.И., Земляникина А.Д. Факторы формирования туристских потоков в условиях современного развития туризма в Российской Федерации // Вестник университета. – 2024. – № 3. – c. 40-53. – doi: 10.26425/1816-4277-2024-3-40-53.
10. Здоров М.А., Куранов В.М. Агротуризм России: изменение экспортной специализации. / Монография. - Москва: Проспект, 2019. – 100-110 c.
11. Игнатьева И.Ф. Организация туристской деятельности. / Учебное пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 405 c.
12. Корнилов С.С., Фатикова З.Х. Научно-методическое обеспечение социально- экономического развития сельских территорий // Управление в 21 веке: проблемы и перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2024. – c. 292-297.
13. Киреева М.М., Арефьева Н.Т. Стратегическое управление туристско-рекреационными кластерами и прогнозирование Развития туризма в регионе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 2(128). – doi: 10.23670/IRJ.2023.128.76.
14. Ковшова М.В., Ковшов Т.В. Современные методы управления проектом по развитию сельского туризма // В центре экономики. – 2023. – № 3. – c. 87-91. – url: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/93.
15. Лебедева И.В., Копылова С.Л., Иванова А.В. Сельский туризм. / Пособие для начинающих предпринимателей: методическое пособие. - Архангельск: Национальный парк «Кенозерский», 2018. – 148 c.
16. Огилви Д. Огилви о рекламе. Goo.su. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/jfMv4i (дата обращения: 05.01.2025).
17. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. – 483 c.
18. Сельский туризм в России и за рубежом: проблемы и перспективы. / Монография. - Омск: ОмГУ, 2013. – 148 c.
19. Соболь К.Н. Организационно-экономический механизм развития сельского туризма в регионе. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством. - Минск, 2021. – 26 c.
20. Статистика по агротуризму в России. Россельхозбанк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rshb.ru (дата обращения: 27.12.2024).
21. Глушков С.В., Исмагилова Э.Р., Карева А.В., Ларионова Н.Л., Малина В.В., Монахова Л.Д., Пронькин Н.Н., Семенычева И.Ф., Таишева Г.Р., Халикова С.С., Шевченко В.А. Трансформация внутреннего туризма: научные основы и инновационные подходы. / Монография. - Нижний Новгород: НОО Профессиональная наука, 2023. – 78 c.
22. Трухачев А.В. Подходы к организационно-экономическому обеспечению государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 2(98). – c. 53-58.
23. Шахраманян И.Д. Диверсификация деятельности предприятий АПК на основе сельского туризма как фактор устойчивого развития сельских территорий // Форпост науки. – 2023. – № 1(63). – c. 22-28. – doi: 10.36683/2076-5347-2023-1-63-22-28.
24. Пименова Е.Л. Экологический туризм. / Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата направления «Туризм». - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. – 78 c.
25. Na Zhang, Xia Yang, Yaowen Xu, Wusheng ZhaoEvolution of Spatial Pattern and Configurational Path of Ecotourism Comfort in Chengdu City. Review articles in Ecotourism. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/gRZeO (дата обращения: 05.01.2025).
26. Seyed Hadi Tayebnia, Aboozar Paidar, Marzie Pourjupari Investigating the Role of Ecotourism Development in the Social and Economic Empowerment of the Villagers of Kerman Township. Kurl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kurl.ru/yIUyX (дата обращения: 05.01.2025).
27. Gelbman А. Forward: New Directions in Rural Tourism. Academia.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/968993/Forward_New_Directions_in_Rural_Tourism (дата обращения: 19.04.2025).
28. Global Agro-rural Tourism Market Outlook (2023 to 2033). Futuremarketinsights.com. [Электронный ресурс]. URL: http:////www.futuremarketinsights.com/reports/agro-rural-tourism-sector-overview-and-analysis (дата обращения: 04.02.2025).
29. Howard Р. Heritage: management, interpretation, identity. - London: Leicester University Press, 2003. – 278 p.
30. Lane B., Kastenholz E. Rural tourism: new concepts, new research, new practice. - NY.:Routledge, 2018. – 344 p.
31. Van G. The efficiency of capitalism. - Wash.: Independently published, 2022. – 131-132 p.
32. Whelan T. Nature Tourism: managing for the environment. - Washington: Island Press, 1991. – 223 p.
Страница обновлена: 10.03.2025 в 22:02:19