Цифровые технологии и технико-технологическое обеспечение как платформа устойчивого развития промышленных предприятий
Левина Е.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46338269
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Целью данной статьи является анализ цифровых технологий и технико-технологического обеспечения, которые становятся необходимым фактором устойчивого развития предприятий промышленного сектора.
Предметом исследования являются цифровые технологии и технико-технологические решения, обеспечивающие устойчивое развитие бизнес-структур.
Методология данного исследования включает в себя методы анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, полученные результаты представлены в соответствии с научно-методическими требованиями.
Полученные результаты: в статье представлен анализ таких корпоративных ресурсов, как цифровое, технико-технологическое обеспечение промышленных предприятий, к числу которых относятся нейросети, искусственный интеллект, цифровые платформы, анализ большого объема данных; автором подчеркивается значимость использования метода форсайта в прогнозировании жизненного цикла инноваций и новейших технологий; особое место занимает вопрос обеспечения инновационных и высокотехнологичных предприятий специалистами, которые имеют необходимый уровень квалификации для работы в новых условиях.
Применение. Полученные результаты могут быть использованы для проведения дальнейших исследований формирования корпоративных ресурсов промышленных предприятий.
Ключевые слова: цифровизация, технико-технологическое обеспечение, корпоративные ресурсы, цифровые платформы, большие объемы данных, управленческие решения, устойчивое развитие, промышленные предприятия
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».
JEL-классификация: D89, G34, O31, O33
Введение
Второе десятилетие XXI века ознаменовалось кардинальными изменениями в системе науки и технологий, которые в своей совокупности привели к масштабным трансформациям социально-экономических систем и отношений, которые принято именовать новой, цифровой индустриальной революцией. В соответствии с распространенным на Западе подходом, актуальная индустриальная революция является четвертой по хронологии [12], соответствующим образом нумеруются и связанные с новой индустриальной революцией явления и институты.
Основными движущими силами четвертой индустриальной революции выступают киберфизические системы – искусственный интеллект, нейросети, цифровые роботы [5]. Их применение позволяет обеспечить решение задач таких классов и уровней, которые не могли быть решены ранее с использованием традиционных технологий. Важнейшими характеристиками цифровизации являются:
· возможность интеллектуальной обработки больших массивов данных;
· проведение анализа данных в автоматизированном формате с разработкой решений (их сценариев) без участия человека;
· повышение качества алгоритмов машинного анализа и обработки данных на основе самообучения компьютерных систем;
· интеграция интеллектуальных самообучающихся систем и роботизированных технологий для осуществления технологических и иных операций полностью в автоматизированном режиме.
Каждая из представленных характеристик рассматривается как исключительно важная для управления промышленным производством. Цифровые технологии в промышленности выполняют следующие функции:
· повышают качество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
· расширяют потенциал информационно-аналитического обеспечения производственных и вспомогательных процессов;
· обеспечивают комплексный и непрерывный мониторинг производственных процессов;
· формируют предпосылки для расширенного воспроизводства (мультипликации) инноваций;
· определяют перспективные производственные технологии и выпускаемые товары.
Глубокое проникновение цифровых технологий в промышленный сектор, преобладание в определенных его сегментах высокотехнологических компаний, образуют феномен Индустрии 4.0 (где 4.0 – аллегория на четвертую индустриальную эволюцию и одновременно на способ написания версии программного обеспечения) [6, 7].
Результаты исследования
Цифровые технологии и технико-технологическое обеспечение являются корпоративными ресурсами стратегического назначения бизнес-структур, к числу которых также относят трудовые ресурсы, ресурсы права и, собственно, финансовые ресурсы. В настоящее время в условиях алгоритмизации экономики центральное место в исследованиях, посвященных как экономической безопасности предприятий, так и их устойчивого развития, занимает анализ и оценка актуального уровня обеспеченности бизнес-структур корпоративными ресурсами, так и прогнозирование их будущего состояния, связанного с изменениями временных рамок жизненного цикла инноваций, развития цифровых и платформенных решений, подготовки высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных предприятий [9, 10].
Универсальные критерии отнесения промышленных предприятий, в том числе высокотехнологичных компаний промышленности, к Индустрии 4.0 на сегодня отсутствуют. Существуют классификации, в рамках которых к таковым относятся только те предприятия, где все 100 % производственных и бизнес-процессов полностью цифровизированы (однако, речь идет о критерии, выполнимом, по сути, лишь для стартапов, а не для большинства действующих крупных промышленных предприятий); в соответствии с другими классификациями, к Индустрии 4.0 относятся промышленные предприятия, ориентированные на цифровизацию процессов и продуктов, – данный подход рассматривается как более корректный с учетом фактического развития техники и технологий [11]. Не следует, при этом, полагать, что при таком подходе к Индустрии 4.0 будут отнесены едва ли не все промышленные предприятия. По состоянию на 2019 год, уровень цифровизации промышленно-производственного процесса по выборкам предприятий промышленности индустриальных стран мира колеблется, как видно из Рисунка 1, в диапазоне от 5 до 12 %.
Рисунок 1 – Уровень цифровизации промышленно-производственного процесса по выборкам предприятий промышленности индустриальных стран мира в 2019 гг., % от ключевых процессов
Источник: составлено автором по [13].
В высокотехнологичном сегменте промышленности показатель, безусловно, выше, однако было бы заведомо неверным проводить знак равенства между высокотехнологичными компаниями промышленного сектора любой страны, даже лидера инновационного развития, и Индустрией 4.0.
Производственные предприятия, относимые к Индустрии 4.0, становятся новыми высокотехнологичными компаниями, занимая ниши, прежде характерные для компаний (корпораций) сферы информационных технологий (ИТ). Также может, хотя и реже, наблюдаться обратный процесс, когда ИТ-компании переходят в смежные отрасли, в рамках перепрофилирования или диверсификации бизнеса. Трансформация системного интегратора в промышленное предприятие не миф, а реальность на сегодня, и отдельные предприниматели совершенно благоразумно приняли соответствующие стратегии развития бизнеса, сформировав потенциал для долгосрочного сбалансированного и устойчивого развития и повышения конкурентоспособности.
Вопрос обеспечения устойчивого развития тесно связан с таким аспектом деятельности, как управление в системе экономической безопасности промышленного предприятия, приобретающего особую важность в современных условиях нарастающих вызовов и угроз со стороны, прежде всего, внешней среды функционирования промышленных компаний (корпораций), равно как и представителей других сегментов и секторов экономики [2, 3]. Соответствующую проблематику актуализируют масштабные мировые экономические, в том числе, финансовые кризисы, с высокой интенсивностью сменяющие друг друга, большие вызовы цифровизации (которая, помимо широчайших возможностей для развития бизнеса представляет и немало угроз, связанных с неграмотной реализацией стратегии цифровизации, недостаточным осуществлением мер по обеспечению процессов, протекающих в цифровой среде и др.), и не менее существенные вызовы, актуальные непосредственно для российской экономики, обусловленные произвольным и безосновательным введением санкций против Российской Федерации группой стран Запада и их партнеров.
В системе экономической безопасности устойчивому развитию хозяйствующих субъектов отводится важная роль. Помимо средств и инструментов обеспечения экономической безопасности, организационного и нормативного аспектов, будущее устойчивое развитие выступает одним из ключевых элементов экономической безопасности [4]. Применительно к высокотехнологичным компаниям промышленного сектора, в условиях стремительного развития цифровых технологий, это означает, что за счет грамотного, при этом, опережающего по сравнению с ключевыми конкурентами, внедрения цифровизации процессов, технологий и продуктов, обеспечивается долгосрочный корпоративный рост и конкурентоспособность на мировых и локальных рынках, тем самым, внося существенный вклад в формирование и повышение уровня экономической безопасности как самих компаний, так и национальной промышленности и экономики в целом – в случаях, если соответствующие цифровые трансформации получат активное распространение по отрасли.
Применение цифровых технологий как платформы устойчивого развития высокотехнологичных компаний промышленности в условиях перехода в Индустрию 4.0 предполагает не только грамотный выбор стратегии развития в диджитал-среде, зачастую предусматривающей масштабные цифровые трансформации, касающиеся широкого спектра направлений, от ключевых или вспомогательных бизнес-процессов до платформенной бизнес-модели как таковой. Помимо этого, существенную роль играет выбор сферы высокотехнологичных разработок и их практического применения, в рамках которых компания промышленного сектора будет функционировать в долгосрочной перспективе.
Необходимо понимать, что в области цифровых инноваций в настоящее время происходят наиболее активные (в сравнении с другими сферами социально-экономических отношений) преобразования, при этом, ретроспективный опыт трансформаций сравнительно мал для того, чтобы давать априорные утверждения о наиболее перспективных направлениях и нишах цифровизации промышленности. Определенные ориентиры предлагают результаты форсайта, однако их учет следует производить с пониманием того, что в новых условиях могут иметь место нетипичные и мало прогнозируемые траектории преобразований сферы конкурентной борьбы, финансирования и капитализации бизнеса, управления интеллектуальной собственностью и инновациями. Предполагается, что существенно изменится жизненный цикл высокотехнологичных разработок, причем, как для инноваций в сфере производственного процесса, так и для продуктовых инноваций. В настоящее время существует статистически доказанное сокращение жизненного цикла продуктовых инноваций более чем в 2 раза в сравнении с показателями 20-летней давности, то есть на 2000 год, и почти четырехкратное снижение сроков выведения таких инноваций на рынок, от момента начала НИОКР (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Продолжительность жизненного цикла продуктовых инноваций в промышленности в 2000 и 2019 гг., месяцев
Источник: составлено автором по [1, 13]
Высокотехнологичные инновации образуют замкнутый цикл с множеством побочных результатов, которые нередко имеют высокую самоценность, порой, не осознаваемую субъектами управления инновациями. Например, разрабатываемые и внедряемые цифровые платформы управления промышленным производством могут также быть использованы, при условии модификации (нередко весьма незначительной) для управления ресурсами, рисками и проч. Нейросети, обеспечивающие функционирование, в том числе, решение приоритетных задач в таких цифровых платформах, могут быть применены для высоко результативного экономико-математического моделирования альтернатив развития высокотехнологичных компаний промышленного сектора на основе выбора ключевых технологий как поля предметной специализации на долгосрочную перспективу. С применением нейросетей и вовсе могут быть автоматизированы ключевые процессы форсайта, например, интеллектуальный отбор информации, циркулирующей в Интернете и в средствах массовой информации по поводу новых и новейших цифровых разработок в промышленности, наиболее перспективных направлений развития инноваций и др. Такие нейросетевые технологии, как рекуррентные нейросети, позволяют восстанавливать потоки информации об исходных разработках и использовать результаты анализа успешных и провальных инновационных решениях для оценки рыночных и иных перспектив данных конкретных инноваций.
В контексте применения цифровизации для обеспечения устойчивого развития высокотехнологичных предприятий промышленности следует особо особое внимание уделять формированию и развитию человеческого капитала, который был и остается важным организационным активом [8]. В научно-практической литературе не утихают дискуссии по поводу того, какое место будет занимать человек в промышленном предприятии Индустрии 4.0 в будущем [14]. Весьма распространены неблагоприятные прогнозы в данной сфере, в соответствии с которыми большинство профессий в сфере промышленности «уйдет в прошлое» уже в течение ближайших 10-20 лет (применительно к управленческому, интеллектуальному труду, соответствующие прогнозируемые временные рамки еще уже) [15]. Следует отметить, что с подобными опасениями человечество сталкивается, по сути, на каждом новом этапе индустриальной революции, однако из «исторической памяти» стираются упоминания о том, что никакие масштабные кризисы не имели места в прошлом. Как, например, внедрение конвейерных технологий не оставило безработными сотни миллионов производственных рабочих (лишь способствовав их переквалификации в операторов конвейеров и иных машин, а также перетоку в обслуживающие и смежные отрасли), так и цифровизация не приведет к скачку безработицы, тем более, у производственно-промышленного персонала, хроническая нехватка которого в развитых экономиках имеет место уже несколько десятилетий.
Следует отметить, что цифровая экономика – это еще и сфера, кардинально обновленная системы получения, распространения и обмена знаний. Цифровые системы способствуют росту доступности знаний и форм их получения, а также масштабному обновлению комплекса ключевых компетенций производственных и управленческих работников и способов их приобретения и дальнейшей передачи.
Выводы
Формирование корпоративных ресурсов промышленных предприятий, а именно развитие цифровых технологий и технико-технологического обеспечения, становится одним их факторов их устойчивого развития. На современном этапе процессы алгоритмизации экономики и использования платформенных решений приводят к формированию нового уклада социально-экономических отношений, новых требований к развитию человеческого капитала предприятий.
Руководство и собственники высокотехнологичных компаний промышленного сектора для обеспечения устойчивого развития бизнеса в эпоху перехода в Индустрию 4.0, должны пересматривать систему развития человеческих ресурсов, формировать предупреждающие планы трансформации человеческого капитала и программы по опережающему развитию персонала, в том числе по переобучению и сохранению актива, внедрению цифровых технологий управления человеческими ресурсами и др.
Таким образом, при грамотном стратегическом подходе к практической реализации, цифровые технологии могут стать платформой устойчивого развития высокотехнологичных компаний промышленности, стимулируя более масштабный и, главное, ускоренный переход национальной экономики Российской Федерации в Индустрию 4.0.
Источники:
2. Брынцев А.Н. Тенденции роста сферы услуг в условиях цифровой экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2019. – № 1. – c. 71-74.
3. Гончарова Е.А. Тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в системе социально-экономической безопасности в регионах России // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110273.
4. Городецкий А.Е. Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы. Нижний Новгород, 2017. – c. 35-51.
5. Дудин М.Н. Цветков В.А., Шутьков А.А., Лясников Н.В. Криптовалюты (электронная наличность) как новая финансовая институция // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 6. – c. 79-96.
6. Кельчевская Н.Р., Колясников М.С. Использование больших данных в стратегическом управлении знаниями компании, следующей трендам Индустрии 4.0 // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 405-426. – doi: 10.18334/lim.7.3.110662.
7. Колясников М.С., Кельчевская Н.Р. Разработка стратегической карты управления знаниями в компаниях, внедряющих достижения Индустрии 4.0 // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2233-2250. – doi: 10.18334/vinec.10.4.111214.
8. Левина Е.В., Хоконов А.А. Эндогенные факторы развития современной организации: корпоративная культура и человеческий капитал // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 12(59). – c. 1599-1603.
9. Подвербных О.Е., Межова И.А. Методические подходы к обоснованию норм труда специалистов высокотехнологичных профессий // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1295-1306. – doi: 10.18334/et.7.12.111280.
10. Помогаева К.Ю., Бровченко Е.А. Разработка алгоритма отбора молодых специалистов на стажировки в компании высокотехнологичных отраслей // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 885-894. – doi: 10.18334/et.5.3.39214.
11. Culot G., Orzes G., Sartor M. Integration and scale in the context of Industry 4.0: the evolving shapes of manufacturing value chains // IEEE Engineering Management Review. – 2019. – № 1. – p. 45-51. – doi: 10.1109/EMR.2019.2900652.
12. Maynard A.D. Navigating the fourth industrial revolution // Nature Nanotechnology. – 2015. – № 12. – p. 1005-1006. – doi: 10.1038/nnano.2015.286.
13. PWC Digital Outlook. PWC. - 2020. - 220 p
14. Schneider M. Digitalization of production, human capital, and organizational capital. / In book: The Impact of Digitalization in the Workplace. - Springer: Cham, 2018. – 39-52 p.
15. Sorko S.R., Rabel B., Richter H.M. The Future of Employment–Challenges in Human Resources through Digitalization // Industry 4.0. – 2016. – № 2. – p. 128-131.
Страница обновлена: 24.11.2024 в 17:22:31